Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГВИНЕЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАНЫ'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГВИНЕЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ГВИНЕЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / ЗАПАДНАЯ АФРИКА / ТВОРЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луа Ф. Ф., Спектор Г. З., Коношенко М. Б.

В статье рассмотрены особенности художественного образования в Гвинейской Республике (Западная Африка) в общем контексте образовательной системы страны. Подробно рассмотрена система художественного образования в Институте изящных искусств Мори Канте (г. Дюбрека) - единственного в стране вуза, где обучают изобразительному искусству и дизайну; выявлены общие проблемы художественного образования и рынка творческих услуг Гвинеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луа Ф. Ф., Спектор Г. З., Коношенко М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART EDUCATION IN THE REPUBLIC OF GUINEA AS A COMPONENT OF THE COUNTRY'S EDUCATION SYSTEM

The paper explores the features of art education in the Republic of Guinea (West Africa), viewed in a more general perspective of the country's educational system. We analyse art education at the Maury Kante Institute of Fine Arts (Dubreca), which is the only university in the country where fine arts are taught. Finally, we identify the general problems of art education as well as the creative service market in Guinea.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГВИНЕЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАНЫ»

УДК 378.14

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2023-2-12-15

I

Художественное образование в Гвинейской Республике как составляющая системы образования страны

Луа Ф.Ф.1, Спектор Г.З.1, Коношенко М.Б.2

1 Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, 125080, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0009-0008-5556-7932, E-mail: s62roots@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0009-0008-6560-7539, E-mail: spektorgz@gmail.com

2 Хельсинкский университет, 00014, г. Хельсинки, Финляндия

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4460-2148, E-mail: eleiteria@gmail.com

Резюме: В статье рассмотрены особенности художественного образования в Гвинейской Республике (Западная Африка) в общем контексте образовательной системы страны. Подробно рассмотрена система художественного образования в Институте изящных искусств Мори Канте (г. Дюбрека) - единственного в стране вуза, где обучают изобразительному искусству и дизайну; выявлены общие проблемы художественного образования и рынка творческих услуг Гвинеи.

Ключевые слова: дизайн, художественное образование, система образования Гвинейской Республики, Западная Африка, творческие специальности.

Для цитирования: Луа Ф.Ф., Спектор Г.З., Коношенко М.Б. Художественное образование в Гвинейской Республике как составляющая системы образования страны // История и педагогика естествознания. 2023. № 2. С. 12-15. D0I:10.24412/2226-2296-2023-2-12-15

ART EDUCATION IN THE REPUBLIC OF GUINEA AS A COMPONENT OF THE COUNTRY'S EDUCATION SYSTEM Loua Francis Ph.1, Spektor Galina Z.1, Konoshenko Mariya B.2

1 Stroganov Russian State University of Design and Applied Arts, 125080, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0009-0008-5556-7932, E-mail: s62roots@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0009-0008-6560-7539, E-mail: spektorgz@gmail.com

2 University of Helsinki, 00014, Helsinki, Finland

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4460-2148, E-mail: eleiteria@gmail.com

Abstract: The paper explores the features of art education in the Republic of Guinea (West Africa), viewed in a more general perspective of the country's educational system. We analyse art education at the Maury Kante Institute of Fine Arts (Dubreca), which is the only university in the country where fine arts are taught. Finally, we identify the general problems of art education as well as the creative service market in Guinea.

Keywords: design, art education, education system in Guinea, West Africa, art major.

For citation: Loua F.F., Spektor G.Z., Konoshenko M.B. ART EDUCATION IN THE REPUBLIC OF GUINEA AS A COMPONENT OF THE COUNTRY'S EDUCATION SYSTEM. History and Pedagogy of Natural Science. 2023, no. 2, pp. 12-15. DOI:10.24412/2226-2296-2023-2-12-15

Более 60 лет назад гвинейский народ провозгласил суверенное государство - Гвинейскую Республику (Гвинею) и освободился от французского колониального господства. Через два дня после провозглашения независимости, 4 октября 1958 года, Гвинейская Республика установила дипломатические отношения с СССР, и с этого времени до начала 1980-х годов Гвинея находилась под значительным политическим и экономическим влиянием нашей страны [1-3]. СССР строил в Гвинее дороги, промышленные предприятия, проводил геолого-разведочные работы, создавал научно-исследовательские центры, а также участвовал в подготовке инженеров и медицинских работников. Более того, советское руководство рассматривало Гвинею как своего главного союзника среди африканских стран [2]. Многочисленные объекты, построенные по проектам советских архитекторов, как, например, спортивный комплекс и корпуса Политехнического института, свидетельствуют о дружественных отношениях между нашими странами, которые на сегодняшний день постепенно восстанавливаются, в

том числе в традиционных областях, таких как образование и здравоохранение [3].

Обилие полезных ископаемых делает Гвинею одной из потенциально самых богатых стран Африки. Однако, несмотря на большие запасы природных ресурсов (бокситы, железная руда, золото, алмазы, уран, нефть и пр.), Гвинея остается достаточно отсталой в экономическом отношении страной. Правительство Гвинеи осознает, что стране не хватает квалифицированных специалистов для развивающейся экономики, и надеется, что Россия увеличит свои контакты, в том числе в сфере образования и подготовки кадров [4, 5].

Стоит отметить что население Гвинеи растет с каждым годом и в настоящее время насчитывает 13 млн человек. Молодые люди в возрасте до 24 лет составляют более 60% населения страны, однако уровень грамотности в стране не достигает 50% [1, 6]. Правительство прикладывает значительные усилия для предоставления качественного образования, его доступности и обеспечения современными

Y2

История и педагогика естествознания

2•2023

технологиями. Важным фактом сотрудничества с Россией в этой сфере является соглашение с государственными органами о переходе всех школ страны на российское программное обеспечение «МойОфис», аналог экосистемы от корпорации Microsoft [7].

Полномочным органом управления образованием всех уровней в Гвинее с 2007 года является Министерство национального образования, научных исследований и инноваций [8]. В республике также существует Министерство культуры, туризма и ремесленных искусств [9].

Система среднего образования в Гвинее включает шестилетнее начальное образование, двухступенчатое среднее образование продолжительностью 4 года (7-10-й классы), называемое «Колледж», и трехлетний «Лицей» (11-13-й классы), который является заключительным этапом среднего образования. После завершения «Лицея» выпускники сдают экзамены и получают аттестат о среднем образовании с оценками, на основании которых распределяются в вузы в соответствии с выбранной специализацией. Эти виды являются следующей ступенью образования профессиональной направленности.

После двух лет обучения в вузе студенты получают диплом об общем высшем образовании (Diplôme D'Études Universitaires Générales (DEUG)), который подтверждает окончание данного этапа обучения, но не является фактом присвоения квалификации по специальности. И только после трех лет обучения студенты получают так называемый диплом лицензии (Diplôme De Licence) с присвоением квалификации по выбранной специальности. Студенты с наиболее высокими результатами успеваемости могут в течениие одного года продолжить образование и получить Diplôme De Maîtrise, свидетельствующий об окончании магистерской программы. Обладатели таких дипломов могут получить докторскую степень, при завершении трех летнего обучения и написания самостоятельного исследования (Diplôme De Docteur) [8, 10]. Следует отметить, что Гвинея и Россия взаимно признают дипломы о высшем образовании, полученные как в Гвинее, так и в России. Поэтому специальной процедуры для признания документов не требуется, достаточно нотариально заверенного перевода [11].

Система высшего образования в Гвинее по состоянию на 2020 год включает 29 университетов, многие из которых являются частными. В столице страны Конакри находятся следующие вузы: Университет Гамаля Абдель Насера в Конакри (старейший и крупнейший университет страны, основанный в 1962 году), Гвинейский университет Кофи Аннана (1999), Университет генерала Лансана Конте в Сонфониа (создан в 2005 году), Университет Нонго Конакри (создан в 2006 году), Международный университет имени Шейка Модибо Диарры (2007), Университет Тьерно Амаду Диалло (2008) [8].

Правительство Гвинейской Республики стремится разработать нормативные документы, которые позволят развивать систему образования Гвинеи в соответствии с потребностями экономики страны и современными критериями качества. Так, десятилетняя образовательная программа (ProDEG) является планом развития образования и профессиональной подготовки, охватывающим решение приоритетных задач на период 2020-2030 годов [12]. Программа разрабатывается многосекторальной группой (NTT), подчиняющейся трем министерствам, отвечающим за образование (Министерство высшего образования и научных исследований, Министерство национального образования и грамотности, Министерство технического образования, профессиональной подготовки, занятости и труда) и министерствам-партнерам (Министерство планирования и экономического развития, Министерство экономики и финансов и Министерство бюд-

жета). Задача программы состоит в том, чтобы сформировать последовательную, эффективную, действенную и качественную систему высшего образования, позволяющую различным университетам предоставлять студентам образование, соответствующее современным стандартам и потребностям экономики страны [8, 12].

Однако Гвинея, как и многие франкоязычные страны Африки к югу от Сахары, испытывает огромные трудности в развитии системы высшего образования [13]. Исследователи выделяют основные проблемы образования в Гвинее, в частности отсутствие:

- эффективной национальной структуры обеспечения качества;

- системы академической и профессиональной ориентации в вузах;

- программ и инициатив по развитию трансверсальных навыков в области занятости;

- в вузах инициатив по поддержке и мониторингу выпускников на рынке труда;

- учета приоритетных потребностей экономики при субсидировании государством частных вузов [10].

Практика дизайна в Гвинее родилась из долгой истории, основанной на общинных традициях. Богатая культура и ремесленные традиции Гвинеи базируются на этническом разнообразии народностей, населяющих страну, и эта традиционная культурная смесь, во многих случаях передаваемая из поколения в поколение, является основой для развития художественного образования и дизайна.

Тем не менее в системе высшего образования Гвинейской Республики дизайн представлен весьма ограниченно. Согласно официальному сайту Министерства образования [8], обучение художественным специальностям предлагается в двух вузах Гвинейской Республики. Во-первых, это Высший институт изящных искусств имени Мори Канте (Institut Supérieur des Beaux-Artsde Guinée, ISAG), расположенный в г. Дюбрека, одном из пригородов Конакри. Там обучают по четырем образовательным программам: «Драматическое искусство», «Изобразительное искусство», «Кино и аудиовизуальное искусство», «Музыка и музыковедение» [14]. Во-вторых, Высший институт архитектуры и градостроительства (Institut supérieurd'architectureeturban isme), расположенный в Конакри, предлагает две образовательные программы: «Архитектура» и «Градостроительство» (урбанизм) [15]. К сожалению, эти вузы не публикуют в открытом доступе информацию и материалы, связанные с организацией учебного процесса, поэтому получить сведения об учебных планах и образовательных программах в этих учебных заведениях затруднительно. Однако в ходе исследования нам согласился дать устное интервью господин Ибраима Тиам, начальник отделения изобразительных искусств Высшего института изящных искусств (ISAG). Он отмечает, что на сегодняшний день ISAG - единственный вуз во всей стране, в котором обучают изобразительному искусству.

Отделение изящных искусств предлагает четыре основные специализации: «живопись»; «скульптура»; «архитектура и дизайн интерьера» и, наконец, «иллюстрация». Как было сказано выше, студенты распределяются по вузам на основании аттестата о среднем образовании, и творческий вуз - не исключение, поэтому абитуриенты поступают на образовательную программу художественной направленности, не имея базовых художественных навыков. Поэтому специализированное обучение начинается со второго курса, а на первом студенты слушают вводные поточные курсы: французский язык, английский язык, цветоведение, рисунок и др. В конце первого курса каждый студент выбирает одну из перечисленных выше специализаций для

2■2023

История и педагогика естествознания

Ml

продолжения обучения. На втором курсе студенты изучают как специализированные предметы по выбранному направлению, так и общие предметы, например английский язык, философия и социология искусства, а также музееведение. Завершающим этапом обучения является устная защита самостоятельно разработанной темы. Так, в 2021/22 учебном году студенты отделения изящных искусств успешно защищали в качестве выпускных работ дизайн-проекты интерьеров помещений учебных заведений, административных зданий, ресторанов, культурных и торговых центров, а также скульптурные объекты.

Каждый год отделение изобразительного искусства института в г. Дюбрека выпускает около 20 специалистов По окончании вуза выпускники стараются устроиться на стажировку в архитектурные бюро и другие профильные компании и при удачном стечении обстоятельств остаться в них работать постоянно. К сожалению, для гвинейского рынка квалифицированного труда характерна высокая конкуренция и значительный уровень безработицы, рынок дизайнерских услуг в стране недостаточно развит. В связи с этим некоторые выпускники открывают собственные компании, которые, кстати, успешно работают на рынке дизайн-индустрии, например Studio Gringo, Nimba Design в Конакри.

Молодые люди в возрасте от 15 до 35 лет составляют 77% населения страны и представляют собой значительную социально-экономическую силу. Правительство Гвинеи осознает, что проблема их трудоустройства является важной задачей, поэтому в 2007 году был создан Национальный фонд интеграции молодежи, который должен способствовать решению проблем молодежи, в том числе в трудоустройстве [16]. Программа оказывает помощь молодым специалистам в области сельского хозяйства, энергетики, промышленности, торговли, традиционных ремесленных искусств. Однако, к сожалению, она не предлагает помощь молодым дизайнерам.

Тем не менее государство все же предпринимает попытки улучшить ситуацию людей, работающих в сфере искусства. Министерство культуры, туризма и ремесел имеет намерение создать «Палату ремесел и искусства» - организацию, которая должна обеспечить диалог между компаниями, занимающимися художественной деятельностью и ремеслами, укрепить связи между ними. По словам министра культуры, туризма и ремесел Альфы Сума, гвинейские ремесленники и ремесленные предприятия страдают от отсутствия подготовленных специалистов, необходимой

инфраструктуры, финансирования, маркетинга. Создание «Палаты ремесел и искусства» будет способствовать подготовке и профессиональному совершенствованию, созданию новых предприятий, защите прав и поддержке развития предприятий, помощи в управлении и доступу к финансированию, а также конкурентоспособности ремесленной и художественной продукции [17].

Хотелось бы заметить, что графический и мультиме-диадизайн не представлены как отдельные направления высшего образования в Гвинее, однако такие специалисты пользуются неизменным спросом на рынке труда, особенно в сфере коммуникационного дизайна, например для создания рекламного визуального контента, а также визуального образа компаний. В отсутствие программ высшего образования граждане Гвинеи, желающие профессионально реализоваться в области дизайна, вынуждены либо учиться за границей - как правило в Сенегале или Кот-д'Ивуаре, где обучение ведется на привычном для гвинейцев французском языке, - либо осваивать азы профессии самостоятельно, используя доступные в интернете материалы. В результате термин «дизайнер» в Гвинее не всегда подразумевает профессиональный контекст, принятый международными стандартами.

Республика Гвинея - развивающаяся страна с хорошими экономическими перспективами. Тем не менее высокий уровень бедности и безработицы, большая доля молодого населения определяют социально-экономические вызовы, стоящие перед правительством страны. В этой сложной ситуации развитие художественного образования оказывается далеко не на первом месте в списке приоритетных для правительства задач. В то же время художественное образование обеспечивает культурную преемственность, поскольку оно концептуально соединяет традиционное искусство и современные тенденции.

Поскольку правительство Гвинеи нацелено на совершенствование молодежной политики, образования и трудоустройства молодежи, остается надеяться, что прогрессивные начинания затронут в том числе и художественное образование, особое внимание будет уделено развитию образования и рынка труда в сфере графического мультимедийного дизайна, а также развитию художественного образования в региональных вузах Гвинеи. Остается надеяться, что партнерские отношения между Российской Федерацией и Гвинейской Республикой также позитивно отразятся на уровне художественного образования в Гвинее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Денисова Т.С. Гвинея: к 60-летию со дня обретения независимости.. URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/gvineya-k-60-letiyu-so-dn-ya-obreteniya-nezavisimosti (дата обращения: 12.02.2023).

Гришина Н.В. 60 лет торгово-экономических связей СССР/России с Гвинеей и Мавританией // Ученые записки Института Африки РАН. 2020. № 4 (53). С. 33-42.

Брегадзе А.В. Россия - Гвинея: 60 лет дипломатическим отношениям. URL: https://interaffairs.ru/news/show/21200 (дата обращения: 12.02.2023).

Михайловская М. 2018. Гвинея ждет, что Россия увеличит свое присутствие в Африке. Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/ social/gvineya-zhdyot-chto-rossiya-uvelichit-svoyo-prisutstvie-v-afrike.html (дата обращения: 12.02.2023).

Бунтураби С.А. 2018. Горнодобывающая промышленность в Республике Гвинея в современное время и роль компании «Русал» в социально-экономическом развитии страны // Материалы X Междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum. ru/2018/article/2018008712 (дата обращения: 12.02.2023).

Bah, C. M., S,Bangoura, M. A. 2017. Rapport d'analyse des données du troisièmerecensementgénéral de la population et de l'habitation. Institut national de statistique. URL: https://www.stat-guinee.org/images/Documents/Publications/INS/rapports_enquetes/RGPH3/RGPH3_etat_structure. pdf (дата обращения: 12.02.2023).

Панин, Н. Гвинея: страна переворотов и бокситов. Официальный сайт Российского совета по международным делам. URL: https://russian-council.ru/analytics-and-comments/analytics/gvineya-strana-perevorotov-i-boksitov/ (дата обращения: 12.02.2023). Ministere de l'educationnationale, de la recherchescientifique et de l'Innovation. URL: https://www.mesrs.gov.gn/ (дата обращения: 30.09.2022) Ministère de la Culture, du Tourisme et de l'ArtisanatGuinée. URL: https://www.facebook.com/MCSPHGN/?locale=fr_FR (accessed 30 September 2022).

10. UNESCO, 2019. République de Guinée. Analyse du secteur de l'éducation et de la formation, Pour l'élaboration du programmedécennal (20192028) UNICEF, IIPE-Pôle de Dakar. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000370683 (дата обращения: 12.02.2023).

11. Гвинея — система образования, подтверждение диплома и других документов, консульство. URL: https://ru-ua.top/gvineya-sistema-obra-zovaniya-podtverzhdenie-diploma-i-drugih-dokumentov-konsulstvo.html (дата обращения: 12.02.2023).

12. Programme Décennal de l'EducationenGuinée (ProDEG, 2020 - 2029). URL: https://www.globalpartnership.org/sites/default/files/document/ file/2020-Guinea-ESP.pdf (accessed 30 September 2022).

13. Doumbouya, Mamadi. 2011. Les universitéspubliquesenGuinée à l'heure des réformes : le point de vue des acteurslocaux. Магистерская

История и педагогика естествознания

2•2023

диссертация. Университет Монреаля. URL: https://papyrus.bib.umontreal.ca/xmlui/handle/18BB/2B00B#: — :text=Le% (дата обращения 12.02.2023).

14. Institut Supérieur des Beaux-Arts de Guinée. URL: https://fr.uni24k.eom/u/5047/ (accessed 30 September 2022).

15. Institut supérieur d'architecture et urbanisme. URL: https://fr.uni24k.eom/u/5043/ (accessed 30 September 2022).

1B. Fond National pour l'Insertion des Jeunes, FONIJ. URL: https://fonijguinee.org/ (accessed 30 September 2022).

17. Guinée :Vers la miseen place de la chambre des métiers et de l'artisanat. URL: https://earthguinea.org/guinee-vers-la-mise-en-place-de-la-chambre-des-metiers-et-de-lartisanat/ (accessed 30 September 2022).

REFERENCES

1. Denisova T.S. Gvineya: k 60-letiyu so dnya obreteniya nezavisimosti (Guinea: on the occasion of the B0th anniversary of independence) Available at: https://www.imemo.ru/news/events/text/gvineya-k-B0-letiyu-so-dnya-obreteniya-nezavisimosti (accessed 12 February 2023).

2. Grishina N.V. B0 years of trade and economic relations of the USSR / Russia with Guinea and Mauritania. Uchenyye zapiski InstitutaAfriki RAN, 2020, no. 4 (53), pp. 33-42 (In Russian).

3. Bregadze A.V. Rossiya - Gvineya: 60 let diplomaticheskim otnosheniyam (Russia - Guinea: B0 years of diplomatic relations) Available at: https:// interaffairs.ru/news/show/21200 (accessed 12 February 2023).

4. Mikhaylovskaya M. 2018. Gvineya zhdet, chto Rossiya uvelichit svoye prisutstviye vAfrike. Parlamentskaya gazeta (2018. Guinea expects Russia to increase its presence in Africa. Parliamentary newspaper) Available at: https://www.pnp.ru/social/gvineya-zhdyot-chto-rossiya-uveli-chit-svoyo-prisutstvie-v-afrike.html (accessed 12 February 2023).

5. Bunturabi S.A. 2018. Gornodobyvayushchaya promyshlennost' v Respublike Gvineya v sovremennoye vremya i rol' kompanii «Rusal» v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii strany. MaterialyXMezhd. stud. nauch. konf. «Studencheskiy nauchnyy forum» (2018. Mining industry in the Republic of Guinea in modern times and the role of the company "Rusal" in the socio-economic development of the country. Proceedings of the X Int. stud. scientific conf. "Student Scientific Forum") Available at: https://scienceforum.ru/2018/article/2018008712 (accessed 12 February 2023).

B. Bah C. M., Bangoura M. A. 2017. Rapport d'analyse des données du troisième recensement général de la population et de l'habitation. Institut national de statistique (2017. Analysis report of the data from the third general census of population and housing. National Institute of Statistics) Available at: https://www.stat-guinee.org/images/Documents/Publications/INS/rapports_enquetes/RGPH3/RGPH3_etat_structure.pdf (accessed 12 February 2023).

7. Panin N. Gvineya: stranaperevorotoviboksitov. Ofitsial'nyy sayt Rossiyskogo sovetapo mezhdunarodnym delam (Guinea: country of upheavals and bauxites. Official site of the Russian International Affairs Council) Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ gvineya-strana-perevorotov-i-boksitov/ (accessed 12 February 2023).

8. Ministere de l'education nationale, de la recherché scientifique et de l'Innovation (Ministry of Education, scientific research and Innovation) Available at: https://www.mesrs.gov.gn/ (accessed 30 September 2022)

9. Ministère de la Culture, du Tourisme et de l'Artisanat Guinée (Ministry of Culture, Tourism and Crafts Guinea) Available at: https://www.facebook. com/MCSPHGN/?locale=fr_FR (accessed 30 September 2022).

10. UNESCO, 2019. République de Guinée. Analyse du secteur de l'éducation et de la formation, Pour l'élaboration du programme décennal (20192028) UNICEF, IIPE-Pôle de Dakar (UNESCO, 2019. Republic of Guinea. Analysis of the education and training sector, For the elaboration of the ten-year program (2019-2028) UNICEF, IIEP-Dakar Pole) Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000370B83 (accessed 12 February 2023).

11. Gvineya — sistema obrazovaniya, podtverzhdeniye diploma i drugikh dokumentov, konsul'stvo (Guinea - education system, confirmation of diploma and other documents, consulate) Available at: https://ru-ua.top/gvineya-sistema-obrazovaniya-podtverzhdenie-diploma-i-drugih-dokumentov-konsul-stvo.html (accessed 12 February 2023).

12. Programme Décennal de l'Education en Guinée (ProDEG, 2020 - 2029) (Ten-year Education Program in Guinea (ProDEG, 2020 - 2029) Available at: https://www.globalpartnership.org/sites/default/files/document/file/2020-Guinea-ESP.pdf (accessed 30 September 2022).

13. Doumbouya, Mamadi. 2011. Les universities publiques en Guinée à l'heure des réformes : le point de vue des acteurs locaux. Magisterskaya dissertatsiya. Universitet Monrealya (2011. Public universities in Guinea at the time of reforms: the point of view of local actors. Master's dissertation. University of Montreal) Available at: https://papyrus.bib.umontreal.ca/xmlui/handle/18BB/2B00B#: — :text=Le% (accessed 12 February 2023).

14. Institut Supérieur des Beaux-Arts de Guinée (Higher Institute of Fine Arts of Guinea) Available at: https://fr.uni24k.com/u/5047/ (accessed 30 September 2022).

15. Institut supérieur d'architecture et urbanisme (Higher Institute of architecture and urban planning) Available at: https://fr.uni24k.com/u/5043/ (accessed 30 September 2022).

1B. Fond National pour l'Insertion des Jeunes, FONIJ (National Fund for the Integration of Young People, FONIJ) Available at: https://fonijguinee.org/ (accessed 30 September 2022).

17. Guinée: Vers la miseen place de la chambre des métiers et de l'artisanat (Guinea: Towards the establishment of the chamber of trades and crafts) Available at: https://earthguinea.org/guinee-vers-la-mise-en-place-de-la-chambre-des-metiers-et-de-lartisanat/ (accessed 30 September 2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Луа Франсис Фалазар, магистрант, Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова. Спектор Галина Захаровна, к.п.н., доцент кафедры средового дизайна, Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова.

Коношенко Мария Борисовна, к.филол.н., научный сотрудник, Хельсинкский университет.

Loua Francis Ph., Master, Stroganov Russian State University of Design and Applied Arts.

Spektor Galina Z., Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. of the Environmental Design, Stroganov Russian State University of Design and Applied Arts. Konoshenko Mariya B., Cand. Sci. (Phil.), Researcher, University of Helsinki

2•2023

История и педагогика естествознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.