Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ В МУЗЕЙНОЙ СРЕДЕ. ТАКТИЛЬНЫЕ РЕЛЬЕФНЫЕ ПАННО «ОРНАМЕНТЫ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА» И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПНОСТИ ИСКУССТВА'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ В МУЗЕЙНОЙ СРЕДЕ. ТАКТИЛЬНЫЕ РЕЛЬЕФНЫЕ ПАННО «ОРНАМЕНТЫ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА» И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПНОСТИ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное образование / музей / орнамент / инклюзия / доступность / art education / museum / ornament / inclusion / accessibility

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Векслер Анна Кирилловна

Материалы статьи посвящены вопросам эстетического воспитания и художественного образования слепых и слабовидящих. Орнамент как элемент содержания художественного образования, обладающий метапредметными свойствами, созданный скульптурными средствами, может играть важную роль в обеспечении доступности искусства. Знакомство с искусством орнамента в музее будет способствовать процессам социально-психологической адаптации и инклюзии незрячих людей в общество средствами культуры и искусства; содействовать формированию знаний в области пластических искусств. В статье освещается проект «Тактильные рельефные панно “Орнаменты Строгановского дворца”», реализованный на средства гранта президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART EDUCATION IN MUSEUM CONTEXT FOR THE BLIND AND VISUALLY IMPAIRED PEOPLE: CASE STUDY OF “ORNAMENTS OF THE STROGANOV PALACE” TACTILE RELIEF PANELS AND THEIR ROLE IN MAKING ART ACCESSIBLE TO ALL

This article considers the issues of aesthetic and art education for people with special needs: the blind and the visually impaired. The article analyses decorative ornament as an element of art education that possesses certain meta-subject properties: being created by sculptural means, it contributes to the knowledge development in the field of fine and decorative arts. Interaction with ornaments in the museum context facilitates the processes of social and psychological adaptation and integration of the visually impaired into society by means of culture and art. The article describes the implementation of these findings to the “Ornaments of the Stroganov Palace” tactile relief panels project that was funded by the President of the Russian Federation grant in the field of culture and art.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ В МУЗЕЙНОЙ СРЕДЕ. ТАКТИЛЬНЫЕ РЕЛЬЕФНЫЕ ПАННО «ОРНАМЕНТЫ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА» И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПНОСТИ ИСКУССТВА»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-200-55-64

А. К. Векслер

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ В МУЗЕЙНОЙ СРЕДЕ. ТАКТИЛЬНЫЕ РЕЛЬЕФНЫЕ ПАННО «ОРНАМЕНТЫ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА» И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПНОСТИ ИСКУССТВА

Материалы статьи посвящены вопросам эстетического воспитания и художественного образования слепых и слабовидящих. Орнамент как элемент содержания художественного образования, обладающий метапредметными свойствами, созданный скульптурными средствами, может играть важную роль в обеспечении доступности искусства. Знакомство с искусством орнамента в музее будет способствовать процессам социально-психологической адаптации и инклюзии незрячих людей в общество средствами культуры и искусства; содействовать формированию знаний в области пластических искусств. В статье освещается проект «Тактильные рельефные панно "Орнаменты Строгановского дворца"», реализованный на средства гранта президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Ключевые слова: художественное образование, музей, орнамент, инклюзия, доступность.

A. Veksler

ART EDUCATION IN MUSEUM CONTEXT FOR THE BLIND AND VISUALLY IMPAIRED PEOPLE: CASE STUDY OF "ORNAMENTS OF THE STROGANOV PALACE" TACTILE RELIEF PANELS AND THEIR ROLE IN MAKING ART

ACCESSIBLE TO ALL

This article considers the issues of aesthetic and art education for people with special needs: the blind and the visually impaired. The article analyses decorative ornament as an element of art education that possesses certain meta-subjectproperties: being created by sculptural means, it contributes to the knowledge development in the field of fine and decorative arts. Interaction with ornaments in the museum context facilitates the processes of social and psychological adaptation and integration of the visually impaired into society by means of culture and art. The article describes the implementation of these findings to the "Ornaments of the Stroganov Palace" tactile reliefpanels project that was funded by the President of the Russian Federation grant in the field of culture and art.

Keywords: art education, museum, ornament, inclusion, accessibility.

Орнамент — наиболее популярный и часто встречаемый «художественный элемент» в социокультурном пространстве, а объемный корпус научной литературы в области педагогики искусства подтверждает особую роль освоения орнамента в формировании полноценного содержания художественного об-

разования на различных (возрастных и профессиональных) уровнях. Орнаменты — от простых геометрических элементов до сложносочиненных, подчиненных определенному художественному стилю орнаментальных композиций — встречаются и на конфетной обертке, и на обложке книги, и в текстильных

изделиях. Орнаменты декорируют, плоскост-но или объемно, практически все объекты, постоянно окружающие человека. При активном участии орнамента формируется определенный художественный образ, структурируется поверхность, усиливаются или выявляются архитектонические качества предмета.

Музейная среда, интерьеры и экстерьеры дворцовых и городских построек также демонстрируют особый вид скульптурного орнаментального убранства, которое дополняет художественный образ архитектурных сооружений. Орнаментальный декор, гармонично встроенный в общую художественно-пластическую систему, воспринимается зрителем как нечто естественное и постоянное. Для некоторых зрителей гармоническая константность орнамента обесценивает его, делает по сути уникальный вид искусства малозаметным и несущественным.

Предположим, что орнамент (во всем многообразии его проявлений) исчез из нашего окружения. Насколько безликими, пресными и примитивными станут окружающие нас предметы? В истории искусства и особенно современного дизайна есть примеры совершенно «чистых» форм и поверхностей. Но подобная лаконичность и воспринимается нами лишь в контексте существующего художественно-стилевого разнообразия. Именно орнамент, как уже говорилось, является одним из важнейших участников в формировании во времени и пространстве определенной художественно-эстетической системы.

К сожалению, не всем категориям граждан доступен для знакомства и изучения этот вид искусства. Слепые и слабовидящие люди лишены возможности восприятия произведений пластических искусств в том виде, в котором они (произведения) создавались авторами. В настоящее время «доступность искусства» рассматривается как «проблема теории и практики эстетического воспитания и эстетической реабилитации слепых и слабовидящих» [6].

Основной целью материалов исследования, представленных в данной статье, является анализ проведенного эксперимента, направленного на выявление уникальных свойств орнамента, созданного скульптурными средствами.

Задачами исследования являются: подтверждение актуальности орнамента как элемента содержания художественного образования, обладающего метапредметными свойствами, в формате инклюзивного освоения пластических искусств; определение места и роли рельефного орнамента в процессе формирования доступной музейной среды для незрячей аудитории; разработка авторской методики «Знакомство с искусством орнамента» для обучающих и развивающих занятий со слепыми и слабовидящими.

В настоящее время музеи и выставочные площадки стали активными участниками эстетической реабилитации и социальной интеграции этой категории граждан. «Социальная интеграция слепых и слабовидящих предполагает и освоение ими сферы социальных ценностей особого ряда — ценностей эстетической культуры» [6], а значительной частью эстетической культуры являются произведения пластических искусств, которые в основном и составляют коллекции художественных музеев. Современная политика музеев отличается особым отношением ко всем посетителям. Стараясь максимально учесть возможности аудитории, руководство, сотрудники и волонтеры организуют определенную среду, отвечающую за «доступность искусства» как необходимую составляющую, играющую важную роль в эстетическом воспитании всех категорий граждан. Пандусы, лифты, таблички, выполненные шрифтом Брайля, интерактивные гаджеты, например аудиогиды с тифлоком-ментариями, — все это помогает людям с различными ограниченными физическими возможностями познакомиться с произведениями искусства. Гораздо сложнее продемонстрировать само пространство, интерьер

в котором выставлена коллекция. Скульптурный орнаментальный декор, формирующий образ архитектуры, обогащающий пластическую, колористическую и светотеневую составляющую пространства, практически недоступен для восприятия незрячими посетителями.

Ограничение зрительного восприятия у слепых и слабовидящих выражается в том числе и в недостаточности взаимодействия с произведениями искусства. По мнению В. З. Кантора, «область потенциальных контактов с художественными произведениями ограничена для инвалидов по зрению кругом тех видов искусства, которые им принципиально доступны, а непременным условием возникновения влечения к искусству выступает непосредственный контакт с художественными произведениями» [6].

Важно отметить, что для слепых и слабовидящих доступно знакомство с орнаментом, выполненным скульптурными средствами. Существуют экспериментальные подтверждения — результаты исследований В. С. Свер-лова, В. Г. Першина и др., «свидетельствующие о безусловной доступности даже и для тотально слепых художественного языка скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также живописи и графики, — если соответствующие полотна будут переведены в рельеф» [6]. Стоит отметить и особенности скульптурной пластики, приближающие ее к природе других видов искусства: «способ создания художественных изображений в пластике, отличается от других видов изображений тем, что скульптура больше, чем живопись или графика, подражает структурным принципам природы. Художественная концепция скульптурного произведения связана с осознанием и использованием архитектонических закономерностей природы, с умением раскрыть заключенные в ней сокровища выразительности» [1, с. 112]. Активное осязание (гаптика) составляет основу чувственного познания незрячих и является основным в учебной и трудовой деятельности [5]. Знакомство со скульптур-

ными произведениями искусства происходит в процессе активного осязания, обеспечивая доступность художественного образования (в области пластических искусств) незрячим. Адекватная эстетическая оценка скульптурного произведения, возможная при тактильном изучении предмета, может способствовать формированию потребности в полноценном художественном общении с произведениями этого вида искусства.

О возможности освоения орнамента (рельефа) слепыми и слабовидящими свидетельствуют и учебные материалы по тифлопедагогике, подтверждающие, что осязательное определение мало чем отличается от зрительного [5]. Тактильная чувствительность позволяет невидящим людям воспринимать форму, размеры, фактуру предметов, читать шрифт Брайля и опознавать рельефные изображения. «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки» [7]. Ученые утверждают, что под воздействием обучения и воспитания с раннего детства развиваются способности к аналитико-синтетической деятельности с использованием тактильных сигналов. Наиболее успешное развитие происходит при рациональной организации учебной и воспитательной работы со слепыми и слабовидящими детьми [5]. Подобная организация учебной и познавательной деятельности возможна при освоении орнамента. Наличие у этого вида искусства уникальных мета-предметных свойств [4] позволяет вести занятия, содержание которых не только обобщает различные аспекты пластических искусств, но и затрагивает вопросы из иных областей познания (история, география, математика и пр.). Таким образом, освоение орнамента будет способствовать значительному расширению границ познавательной деятельности и подготовит аудиторию к восприятию искусства.

В настоящее время большое внимание уделяется различным инклюзивным практи-

кам, содействующим доступности музейной среды. «Необходимость включения культурного наследия, накопленного человечеством, в сферу открытого доступа для всех людей, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является одной из важнейших задач, стоящих перед работниками учреждений культуры» [9, с. 4]. Знакомство с орнаментальным убранством дворцовых интерьеров, как правило, превращенных в музеи, позволит слепым и слабовидящим не только прикоснуться к культурному наследию, но и получить более целостное восприятие музейного пространства.

Уникальность Русского музея (Санкт-Петербург) заключается не только в богатейшей коллекции художественных произведений, но и в самих зданиях — дворцах, в которых расположился музей. Строгановский, Мраморный, Михайловский дворцы и Михайловский (Инженерный) замок представляют собой выдающиеся памятники архитектуры. Орнаментальное убранство экстерьеров и интерьеров каждого из них поражает своим разнообразием, стилистическими и художественно-пластическими особенностями. Но орнаментальный декор Строгановского дворца, по нашему мнению, заслуживает особого внимания, чему способствует и достаточная рассредоточенность музейной коллекции, позволяющая внимательно рассмотреть убранство дворцовых интерьеров.

«Интерьеры дворца можно сравнить со шкатулкой, наполненной уникальными богатствами — орнаментальным декором различных времен и стилей. Здесь собраны практически все возможные виды орнамента: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный, и способы его построения — ленточный, розеточный, рапорт-ный и др. На втором этаже дворца... находятся удивительные по красоте отделки помещения. Именно эти интерьеры представляют особый интерес для изучения орнамента» [2, с. 57]. Также Строгановский

дворец является одним из выставочных пространств Русского музея, который проводит большую просветительскую и экскурсионную работу с незрячей аудиторией.

Все вышесказанное послужило основанием для разработки проекта «Серия тактильных рельефных панно "Орнаменты Строгановского дворца"». Для большей доступности информации был разработан и комплект сопроводительных материалов (к каждому панно), выполненный шрифтом Брайля. Реализация проекта стала возможной благодаря особым обстоятельствам — идея автора была поддержана Министерством культуры РФ, и весной 2020 года был получен грант президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Важно отметить, что период действия гранта имел очень ограниченные временные рамки: с момента подписания договора — с 15 июня 2020 до формирования отчета — 11 декабря 2020 года. За этот короткий период была проведена большая работа, включающая творческую и научно-методическую составляющие, а также апробацию всего созданного материала незрячими экспертами. О ходе работы стоит рассказать подробно, так как данный проект может стать алгоритмом создания развивающих и обучающих материалов для организации художественного образования (в области пластических искусств) незрячей аудитории разного возраста.

В проекте для творческой и научно-методической работы были определены цель, задачи и гипотеза. Целью проекта стала разработка и создание тактильных рельефных панно, демонстрирующих орнаментальную составляющую убранства залов Строгановского дворца, для расширения рамок доступности музея как культурно-образовательной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по зрению). В соответствии с гипотезой предполагалось, что реализация проекта будет способствовать оказанию помощи в процессах социально-

психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрению (тотально слепых, поздноослепших, слабовидящих с остаточным зрением) в общество средствами культуры и искусства; содействовать в интеллектуальном развитии и формировании знаний и представлений в области изобразительного и декоративного искусства. Предполагалось, что реализованный проект расширит рамки доступности музейной среды как социализирующего, образовательного и культурного пространства для людей с ограниченными возможностями по зрению. Автором была сформулирована особая творческая задача — выполнить серию тактильных рельефных панно для инвалидов по зрению «Орнаменты Строгановского дворца»; научно-методическая задача состояла в разработке специальных сопроводительных теоретических материалов и линейно-графических альбомов, которые должны помочь как незрячей аудитории (в освоении вопросов орнамента), так и музейным сотрудникам (в проведении занятий и экскурсий по данной теме).

На первом этапе работы над проектом была сформулирована концепция серии тактильных рельефных панно — разработано композиционное художественно-пластическое решение серии декоративных рельефов (в количестве шести объектов) в соответствии с определенной в искусствоведении классификацией орнамента: геометрический, растительный, анималистический, антропоморфный, фантастический, предметный. Также при разработке эскизов рельефных панно была учтена художественно-содержательная особенность орнаментальных композиций, в которых традиционно присутствует не один мотив (растительный, анималистический, предметный и др.), а несколько видов. В искусствоведческой литературе подобный вид орнамента называют «смешанный», но сами композиции именуют по главному изобразительному мотиву. Из шести выполненных рельефов два представляют собой композиции из мотивов одного вида (растительный и геометрический). А четыре —

это сложные орнаментальные композиции, в которых главный изобразительный мотив (анималистический, антропоморфный, фантастический и предметный) поддерживается включением растительных и геометрических орнаментальных элементов.

Определившись с «содержательным» аспектом декоративных композиций, автору необходимо было выявить основные изобразительные элементы, отражающие уникальность орнаментального декора Строгановского дворца. Для этого был проведен искусствоведческий анализ декоративного убранства экстерьера и парадных залов дворца. Были рассмотрены Большой танцевальный зал, Парадная столовая, Минералогический кабинет, Арабесковая гостиная и Малый кабинет. Важно отметить, что данные пространства являются наиболее художественно-выразительными, демонстрирующими различные по стилю, мотивам, способу создания и материалам «орнаментальные картины».

Для создания декоративных композиций — рельефов — из всего многообразия декора необходимо было отобрать не более пяти элементов (для каждого панно). Композиции декоративных панно (геометрическая, растительная, антропоморфная, фантастическая) состоят из одного укрупненного главного орнаментального мотива (лист аканта; геометризованная звезда; путти; грифон) и декоративной замыкающей рамы. Орнаментальное панно, выполненное по мотивам орнамента Арабесковой гостиной Строгановского дворца, состоит из нескольких некрупных изображений животных и растений, обрамлено декоративной рамой из растительных элементов. Орнаментальная композиция, основанная на элементах декора Минералогического кабинета графа Строганова, представляет собой «натюрморт» из музыкальных инструментов; композиция дополнена растительными мотивами и геометрическими орнаментами. Важно было сохранить образ и характерные художественно-выразительные особенности орнаментального убранства Строгановского дворца и одновременно

сделать рельефы доступными для восприятия незрячей аудиторией. Задача очень сложная, так как первоначально орнаментальный декор, выполненный по проектам архитекторов Ф.-Б. Растрелли, А. Н. Воронихина, П. С. Са-довникова в стилях барокко и классицизм, не предназначен для восприятия неподготовленной незрячей аудиторией.

Размер рельефов (прямоугольного формата), 45 см (высота) и 60 см (ширина), также доступен для тактильного освоения и позволяет с достаточным комфортом мануально исследовать содержание орнаментальных композиций. В учебной литературе по тифлопедагогике говорится, что изучение объекта одновременно двумя руками (бимануальное) является эффективным процессом осязательного обследования предметов и имеет три основные фазы: 1) ориентировочная фаза — движения определяют положение объекта в осязательном поле; 2) фаза ощупывания объекта — происходит анализ деталей контура; 3) фаза ощупывания объекта — синтезируются осязательные сигналы и формируется целостный пространственный образ [5]. Выбранный формат и размер панно позволяет с достаточным комфортом исследовать содержание орнаментальных рельефов.

Параллельно с работой над рельефами разрабатывалось и адаптировалось содержание текстового сопровождения рельефных панно. В результате автором были созданы специальные сопроводительные теоретические материалы двух видов. Первый вид текстовых сопроводительных материалов к каждому рельефному панно разработан специально для использования инвалидами по зрению. Текстовое сопровождение содержит: название композиции, выполненной на основе определенных орнаментальных мотивов (геометрическая, растительная, анималистическая, антропологическая, фантастическая, предметная); название парадного интерьера, по мотивам декора которого разработана орнаментальная композиция рельефного панно. Адаптация содержания текстового сопровождения рельефных панно

для выполнения их шрифтом Брайля была осуществлена с привлечением специалистов кафедры тифлопедагогики института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена и специалистов издательского отдела государственной Санкт-Петербургской центральной библиотеки для слепых и слабовидящих (СПб ГБУК ГСЦБС). К каждому рельефу был разработан и напечатан этикетаж, содержащий информацию о рельефе в двух шрифтовых вариантах (плоскопечатный шрифт, Брайль).

Второй вид текстовых сопроводительных материалов — «Орнаменты Строгановского дворца. Тактильные рельефные панно. Теоретические материалы и комментарии» [3] — разработан специально для использования музейными сотрудниками и педагогами. Материалы содержат более подробную информацию об основных аспектах искусства орнамента, включающую: знакомство с классификацией орнамента по изобразительным мотивам, композиционному построению, художественному стилю, способу выполнения, материалам и техникам. Издание содержит материалы о парадных интерьерах дворца, исторические сведения об архитекторе, времени постройки и реконструкции рассматриваемого интерьера, искусствоведческую информацию о художественном стиле, в котором выполнен орнаментальный декор, дополнено глоссарием и списком литературы, которая также может быть полезна в работе музейного сотрудника и педагога. Рецензентами издания выступили В. З. Кантор и Б. А. Столяров1. За дизайн и верстку текстовых материалов отвечал Д. А. Ткаченко2.

Следующим шагом в работе над проектом стало выполнение автором линейных картонов (рисунков в натуральную величину декоративных панно). Далее следовало моделирование рельефных панно, которое велось в соответствии с определенным планом: выполнение эскизов-пробников (орнаментальных элементов декоративных композиций) в скульптурном материале; поиск

наиболее удачного пластического решения (высота рельефа, текстура материала и пр.) для использования людьми с ограниченными возможностями по зрению. Отдельные орнаментальные элементы декоративных композиций (меандр, пальметта, розетка, рокайлевые элементы) были выполнены Ю. В. Гусаровой3.

Особенно важным на данном этапе работы было взаимодействие с незрячими экспертами и сотрудниками кафедры тифлопедагогики института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена. 15 октября 2020 года на факультете изобразительного искусства Гер-ценовского университета состоялась первая встреча — апробация с экспертной группой4 в рамках учебно-развивающего занятия. Необходимо было выяснить, насколько узнаваемы и доступны для тактильного «понимания» основные орнаментальные элементы (меандр, пальметта, ленточный растительный орнамент, одиночный растительный мотив) и сопроводительные материалы, выполненные шрифтом Брайля. В рамках занятия участники познакомились с основными аспектами искусства орнамента и декоративным убранством Строгановского дворца. Важно отметить, что все участники встречи обладают различными физическими возможностями зрения и подготовкой восприятия орнамента, работают в различных сферах. По итогам встречи были сделаны необходимые выводы: работу над рельефами можно продолжать по намеченному плану; сопроводительные тексты и рельефно-графические иллюстрации должны быть выполнены в приемлемом для незрячих качестве и материале; тифлокомментарии необходимо сделать более развернутыми и подробными. Глоссарий, который сопровождал каждое описание рельефа, был одобрен экспертами.

Наиболее трудоемкой задачей в рамках проекта является выполнение моделей рельефных панно в натуральную величину. К работе над созданием рельефов был при-

влечен М. Ю. Капустин5. Центральные элементы композиций лепились вручную, из ранее созданных орнаментальных элементов компоновались декоративные рамы панно. Работа скульптора-керамиста со сложными по силуэту и графической разработке орнаментальными мотивами имела экспериментальный характер. Подбирался способ копирования и тиражирования основного центрального мотива и подобных орнаментальных элементов (формовка и отливка; копирование в твердых скульптурных материалах с помощью специального оборудования), также велись эксперименты с различными скульптурными материалами (глина, пластилин, воск, гипс, силикон, искусственный камень). В результате скульптор выполнил модели и формы для отливки всех запланированных в серии декоративных орнаментальных рельефных панно. Особым достоинством проекта можно считать возможность тиражирования рельефов без потери художественных качеств произведения. Сама суть орнамента предполагает его многократный повтор. Важно и то, что используемые в проекте профессиональные скульптурные технологии позволяют выполнить не просто «муляжи», традиционно используемые в рамках работы с незрячей аудиторией, а создать рельеф в первоначальном (исходном) материале. «Ничего нет хуже двойников, муляжей в скульптуре» [1, с. 112] — при тактильном восприятии очень важно не только определить конфигурацию предмета, но и ощутить истинный материал, в котором выполнено художественное произведение.

23 ноября 2020 года состоялась апробация проекта в галерее на первом этаже Строгановского дворца в рамках экскурсионной работы со слепыми и слабовидящими. Пространство галереи, названной тактильной, специально оборудовано для занятий с незрячей аудиторией администрация Русского музея и сотрудники социокультурного отдела О. А. Гончарова и Л. И. Шенберева6, в чьем ведении находится это пространство, любезно предоставили галерею для проведе-

ния мероприятия. Экспертами выступили члены Санкт-Петербургской организации Всероссийского общества слепых7. Также участниками мероприятия были сотрудники Русского музея и государственной Санкт-Петербургской центральной библиотеки для слепых и слабовидящих. Апробация рельефов выявила несколько важных аспектов.

1) В качестве материала для рельефов надо использовать искусственный камень. Гипс, в котором были представлены модели, являющийся материалом лепного убранства дворца, не совсем подходит для активного тактильного использования в пространстве музея.

2) Тактильные сопроводительные материалы — рельефно-графические альбомы, изданные к каждому рельефу, — интересны, полезны, но имеют достаточно сокращенную информацию по аспектам искусства орнамента. В связи с этим было принято решение перевести в формат, читаемый незрячей аудиторией (шрифт Брайля), и издание, подготовленное для музейных сотрудников и педагогов, — «Орнаменты Строгановского дворца. Тактильные рельефные панно. Теоретические материалы и комментарии».

3) Декоративные орнаментальные композиции — рельефы возможно использовать как тактильное пособие для незрячей аудитории в рамках музейных развивающих и обучающих занятий. Темы таких «уроков» могут быть разнообразны — на усмотрение педагога (история искусства; история орнамента; истории Античного мира; художественные стили; мифы Древней Греции и пр.). Роль педагога и музейного сотрудника в процессе знакомства незрячего посетителя/слушателя с рельефами значительна.

4) Для знакомства с орнаментальными элементами и лучшего понимания всей декоративной композиции рельефа можно и нужно использовать отдельные,

ранее слепленные, элементы орнамента. Музейные занятия могут быть построены по принципу «от частного к общему», что поможет незрячим посетителям освоить сложные орнаментальные формы.

5) Знакомство с орнаментальным убранством Строгановского дворца на примере выполненных рельефов и занятия по искусству орнамента возможно и нужно проводить с различной аудиторией. Это расширяет рамки музейного пространства, делая его более доступным для ознакомления.

Важным этапом в работе над проектом было определение места размещения и способа экспонирования декоративных рельефных панно, что, в свою очередь, определило количество комплектов рельефов (три комплекта). В результате были определены три локации: 1 — тактильная галерея Строгановского дворца (Русский музей); 2 — методический фонд «Российского центра музейной педагогики и детского творчества» (отдел Русского музея); 3 — аудитория кафедры тифлопедагогики института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена. Для экспонирования панно будут использоваться специальные настольные мольберты, позволяющие закрепить рельеф в удобном для тактильного знакомства наклонном положении.

В заключение необходимо отметить, что данный проект можно считать разработкой авторской методики «Знакомство с искусством орнамента», возможной к использованию как в контексте художественного образования, так и в арт-терапевтических занятиях со слепыми и слабовидящими. Подобные занятия подразумевают доступность развивающих занятий для всех. Таким образом, проект может содействовать инклюзии в обществе (хотя бы в рамках музейного пространства).

Реализованный проект актуален и в соответствии с «Концепцией художественного образования в Российской Федерации»,

в которой говорится об «использовании возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекци-онной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии; распространение вариативных образовательных программ

разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося» [8]. Знакомство с искусством орнамента будет содействовать «формированию культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов» [8].

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кантор Виталий Зорахович, проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области среднего и высшего профессионального образования.

Столяров Борис Андреевич, заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства.

2 Ткаченко Дмитрий Александрович, дизайнер, доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А. И. Герцена.

3 Гусарова Юлия Васильевна, художник-керамист, кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А. И. Герцена.

4 Состав экспертной группы: Потемкина Алла Вадимовна, доцент кафедры тифлопедагогики института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена; Дорофеевы Елена Александровна и Вячеслав Игоревич — сотрудники СПб ГБУ «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению», имеющие высшее образование в области технических наук; Захаров Виктор Витальевич — сотрудник информационно-вычислительного центра РГПУ им. А. И. Герцена, магистр в области информационных технологий; Лоншакова Мария Сергеевна — тифлопедагог, магистр института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена.

5 Капустин Михаил Юрьевич, профессиональный художник, скульптор-керамист, доцент кафедры керамики и стекла СПГХПА им. А. Л. Штиглица, член Союза художников России.

6 Гончарова Ольга Александровна, заведующая отделом социокультурных коммуникаций Русского музея; Шенберева Лидия Ивановна, ведущий специалист отдела.

7 Зинченко Олег Николаевич, ведущий специалист Народного музея истории Санкт-Петербургской (Ленинградской) организации ВОС; Черемухин Дмитрий Юрьевич, керамист, член студии незрячих художников; Фадеева Марина Александровна, разработчик проекта «Вижу руками» Санкт-Петербургской организации ВОС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в теорию художественной культуры / под ред. Л. М. Мосоловой. СПб.: Научный центр проблем диалога, 1993. 244 с.

2. Векслер А. К. Орнамент во дворцах Русского музея // под ред. Б. А. Столярова. СПб.: Государственный Русский музей, 2017. 156 с.

3. Векслер А. К. Орнаменты Строгановского дворца. Тактильные рельефные панно. Теоретические материалы и комментарии. СПб: НП-Принт, 2020. 44 с.

4. Векслер А. К. Метапредметные свойства орнамента как элемента содержания художественного образования // Педагогика искусства. 2020. № 1. С. 24-31.

5. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.

6. Кантор В. З. Доступность искусства как проблема теории и практики эстетического воспитания и эстетической реабилитации слепых и слабовидящих // Школьный вестник. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vestnik.ru/node/192 (дата обращения: 24.01.2021).

7. Кузьмина А. Г. Сходство зрительного и осязательного восприятия человека по Сеченову // NSPortal. Образовательная социальная сеть. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/11/04/shodstvo-zritelnogo-i-osyazatelnogo-vospriyatiya (дата обращения: 24.01.2021).

8. Приложение к Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N° 1403 «Концепция художественного образования в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rf-ot-28122001-n-1403/#100019 (дата обращения: 24.01.2021).

9. Ростомашвили И. Е., Михаленкова И. А., Сиголаева Л. М., Красюк О. В. Инклюзивные практики в социокультурном музейном и туристическом пространствах / под ред. И. Е. Ростомашвили. СПб.: КАРО, 2020. 64 с.

REFERENCES

1. Vvedenie v teoriyu hudozhestvennoy kul'tury / pod red. L. M. Mosolovoy. SPb.: Nauchnyj tsentr problem dialoga, 1993. 244 s.

2. VekslerA. K. Ornament vo dvortsah Russkogo muzeya // pod red. B. A. Stolyarova. SPb.: Gosudarstvennyj Russkiy muzey, 2017. 156 s.

3. Veksler A. K. Ornamenty Stroganovskogo dvortsa. Taktil'nye rel'efnye panno. Teoreticheskie materialy i kommentarii. SPb: NP-Print, 2020. 44 s.

4. Veksler A. K. Metapredmetnye svoystva ornamenta kak elementa soderzhaniya hudozhestvennogo obrazo-vaniya // Pedagogika iskusstva. 2020. № 1. S. 24-31.

5. Ermakov V. P., Yakunin G. A. Osnovy tiflopedagogiki: Razvitie, obuchenie i vospitanie detey s narusheni-yami zreniya. M.: VLADOS, 2000. 240 s.

6. Kantor V Z. Dostupnost' iskusstva kak problema teorii i praktiki esteticheskogo vospitaniya i esteticheskoy reabilitatsii slepyh i slabovidyashchih // Shkol'nyj vestnik. 2017. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.s-vestnik.ru/node/192 (data obrashcheniya: 24.01.2021). 61

7. Kuz'minaA. G. Skhodstvo zritel'nogo i osyazatel'nogo vospriyatiya cheloveka po Sechenovu // NSPortal. Obrazovatel'naya sotsial'naya set'. [Elektronnyj resurs]. URL: https://nsportal.ru/shkola/ dopolnitelnoe-obrazo-vanie/library/2015/11/04/shodstvo-zritelnogo-i-osyazatelnogo-vospriyatiya (data obrashcheniya: 24.01.2021).

8. Prilozhenie k Prikazu Ministerstva kul'tury Rossiyskoy Federatsii ot 28 dekabrya 2001 g. № 1403 'Kontseptsiya hudozhestvennogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii'. [Elektronnyj resurs]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rf-ot-28122001-n-1403/#100019 (data obrashcheniya: 24.01.2021).

9. Rostomashvili I. E., Mihalenkova I. A., Sigolaeva L. M., Krasyuk O. V. Inklyuzivnye praktiki v sotsiokul'turnom muzeynom i turisticheskom prostranstvah / pod red. I. E. Rostomashvili. SPb.: KARO, 2020. 64 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.