Научная статья на тему 'Художественное образование и современное искусство на острове Куба'

Художественное образование и современное искусство на острове Куба Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО / CUBA / AN ART EDUCATION / THE MODERN AR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Годинес Омар

В статье затрагиваются аспекты художественного образования, описывается история художественных течений на острове Куба

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART EDUCATION AND MODERN ART ON ISLAND CUBA

The article describes certain aspects of Cuban art education and history of Cuban art.

Текст научной работы на тему «Художественное образование и современное искусство на острове Куба»

Омар Годинес

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО НА ОСТРОВЕ КУБА

Ключевые слова: Куба, художественное образование, искусство.

Аннотация: В статье затрагиваются аспекты художественного образования, описывается история художественных течений на острове Куба.

Художественное образование на острове Куба в виде небольших частных студий зародилось в начале XIX века. Оно развивалось в русле преобладающих в то время течений иберийской культуры, объясняемых колониальной зависимостью Кубы от испанского центра. В то время в основе обучения лежали добротные традиционные европейские академические методы, вполне удовлетворяющие потребности кубинской элиты и сменяющихся испанских губернаторов. Образование было направлено на овладение техникой портрета и изображением человеческой фигуры в соответствии с требованиями Королевской Академии Изящных Искусств Сан-Фернандо в Мадриде, что отвечало веяниям эпохи.

В 1818 году французский художник, ученик Давида, Хуан Баутиста Вермай, заручившись письмом с рекомендациями Франсиско де Гойя, договорился с архиепископом Гаваны об основании в городе Академии Искусств Сан-Алехандро (которая в числе немногих была признана испанскими авторитетами в области искусства). Хуан Баутиста Вермай, став первым директором учебного заведения, пригласил для преподавания преимущественно испанских профессоров. В результате образовательной деятельности академии развивается жанр кубинского романтического пейзажа: в серии литографий художники Эдуардо Лаплан-те и Федерико Миалье создают пластическую панораму острова Кубы; Виктор Патрисио Ландалусе выполняет яркие жанровые зарисовки колониальной среды, с ее рабовладельческими тенденциями и сатирическим срезом дискриминации. Можно сказать, что в этот период художественное академическое образование, с одной стороны, продолжало ориентироваться на классические эстетические каноны в сдержанной и холодной форме, а с другой стороны, пропитывалось костумбристскими элементами.

Кубинское искусство, в результате общественных преобразований эпохи и постепенного отторжения буржуазных вкусов (и, как следствие, восстания молодых художников против неактуальных, исчерпавших себя академических традиций, противоречащих насущным потребностям середины XX века), вливается в художественные течения авангарда с их поисками самовыражения в обновленной форме. В период диктатуры Фульхенсио Батиста кубинские художники активно развивают свои достижения в области абстрактной живописи, привнеся в искусство свежий воздух творчества, динамику и насущность, провоцируют выход образования на новый виток, приведший в итоге к краху академизма.

Правительство Фиделя Кастро после окончания диктатуры и победы революции осуществляет масштабную культурную программу, цель которой - «нести искусство в массы». В общем образовании получает распространение идея интегрированного обучения, при котором художественное образование играет значимую роль: создаются двухлетние курсы в Школе Инструкторов Искусства для распространения культуры в школах, в профессиональных учреждениях и в полевых бригадах; возрастает потребность формирования нового поколения художников и будущих преподавателей искусств. В старейшей Академии (ныне -Школа Пластического Искусства Сан-Алехандро) художественное образование получает

обновленное содержание, отличающееся экспериментальной и творческой направленностью: в процессе обучения отдается предпочтение развитию творческой индивидуальности и способности к личной интерпретации, кроме того, обучение происходит одновременно по нескольким специальностям, изначально изучаются различные техники.

Иоанн Предтеча Покровительница

В 1962 году создается Национальная Школа Искусств (ENA). Тогда профессорский состав художественных учреждений состоял в основном из зрелых мастеров первой половины XX века, которые совершенствовали свое художественное мастерство во Франции или США и обладали национальной и международной известностью. Новые политические условия придали творчеству этих художников второе дыхание и превратили их в знаковые фигуры кубинского искусства. Один из них, Рауль Мартинес, - яркий представитель художественного направления поп-арт; его произведения пронизаны национальной тематикой, созданные им коллажи и другие композиции изображают «лики» острова, жизнь обычных людей и лидеров революции; новизна его метода состояла в отображении языком плаката процесса зарождения нового социального порядка. Художники Педро де Ораа, Луис Мартинес Педро, Рауль Милиан, Карлос Трилье, Сальвадор Корратхе, Антонио Видаль и другие продолжают развивать абстрактное направление, а Лоло Сольдевилья и Санду Дарье - опарт и кинетическое искусство. Одновременно на данном этапе развиваются различные течения, которые, наряду с тенденциями новой фигурации, с их склонностью к монструизму (monstruismo), раскрывают драматизм и экзистенциальный конфликт человеческой сущности, наполняя экспрессионизм новым содержанием. Антония Эйрис, одна из ключевых фигур этого направления, подготовила почву для появления новых течений в кубинском изобразительном искусстве. Другим ярким представителем кубинской живописи того времени является Сервандо Кабрера Морено, произведения которого пропитаны эпическим реализмом, в них ощущается влияние монументального мексиканского искусства (muralismo). Мощный пластический язык художника отображает и политические события, играющие зна-

чимую роль в формировании нового общества, и лиризм женских образов. Его творчество привлекало внимание и служило источником вдохновения для некоторых молодых художников.

Таким образом, применяя современные методы обучения, эти маститые преподаватели способствовали появлению новых талантливых художников, которые по окончании учебы активно ступали на свой творческий путь, отображая в поэтической манере близкие им темы кубинской глубинки, образы крестьянского быта, природы. Все это в итоге привело к формированию в искусстве течения, названного магическим реализмом. Художники, исходя из личного восприятия, создают новый мир, наполненный сочетаниями различных символов; в их работах присутствует пластическая метафора, переплетение форм, слияние флоры и фауны, то есть интерпретация кубинской природы в поэтической форме. Эти художники продолжили традиции своих предшественников, но разработали собственный пластический язык. Например, можно назвать таких художников-последователей из первых выпускников Национальных Школ Искусств, как Нельсон Домингес, Эрнесто Гарсиас Пенья, Саида Рио, Эдуардо Рока, Флавио Гарсиандиа, Рохелио Лопес Марин, Эвер Фонсека, Педро Пабло Олива. Томас Санчес - ученик Антонии Эйрис - начинал свое творчество с экспрессионистского изображения жанровых крестьянских сцен, позже затронул движение монструиз-ма, но со временем перешел на изображение символистских (философских) пейзажей, благодаря которым и получил признание.

Согласно официальной политике, искусство не было чуждым общественному строю, но играло ведущую роль в общественной жизни без формального давления. Куба имела тесную связь со странами социалистического лагеря, прежде всего с СССР, поэтому некоторые художники отображали в своих произведениях отдельные постулаты социалистического реализма, но, в то же время, они не были ограничены в собственном творческом поиске. Так, например, Сервандо Кабрера Морено отразил революционные схватки на Плайя Хирон, но, параллельно его творчеству, Антония Эйрис развивала собственную эстетическую линию, не связанную с социальными событиями, а Мануэль Мендиве исследовал древний синкретизм.

В этот период происходит расцвет кубинского рисунка и графики, кубинские плакаты начинают завоевывать международное признание, и, как следствие, многие художники активно занимаются графикой. Произведения таких творцов, как Умберто Пенья, Эдуардо Рок, Роберто Фабело, Мануэль Кастельанос, Карлос Крус Боикс, Энрике Перес Триана дают возможность создать Мастерскую Гравюры Кафедрального Собора Гаваны. Данная эпоха отмечена видением эпико-буколической реальности, с ее поэтическим и чувственным лиризмом; она отразилась в эстетике произведения, рожденного из созидательного самонаблюдения художника.

В 60-70-х годах XX века на Кубе зарождаются и развиваются течения гиперреализма, фотореализма и неофигуратизма. Этот период отмечен Майским Салоном в Гаване, который для кубинских художников «приоткрыл окно» в западное искусство. В 1964 году на международном фестивале современных художественных инициатив «Документа» в Касселе демонстрируются элементы зарождающегося концептуального искусства, которое впоследствии окажет глубокое влияние на развитие кубинских пластических искусств. Создание Центра «Дом Америк», в котором проводились встречи с интеллектуалами всего мира, так же способствовало обновлению кубинского искусства. Салон 1970 года, продемонстрировавший достижения мирового современного искусства, - еще несколько шагов к обновлению общественного художественного сознания; здесь появились произведения в стиле арт повера (итал. «бедное искусство»), предшественника инсталляции.

В последующее десятилетие произведения становятся более интеллектуальными, они теряют черты интимного и обретают признаки безличности и эфемерности. Такая новая эстетика возникла благодаря появлению новых учреждений культуры: Министерство Культуры Кубы, Центр Изобразительных Искусств и Дизайна, Институт Высшего Художественного Образования - ключевой центр, способствующий творческому экспериментированию и

обновлению языка пластики. В 1972 году на выставке «Документа» в Касселе демонстрируются картины, выполненные в жанре гиперреализма; в это направление включаются видные кубинские художники Флавио Гарсиандиа, Рохелио Гори, Альдо Солер, Нелида Лопес и Сесар Леаль; они преобразили его в национальном ключе. Гиперреализм означает возврат к фигуративному языку отображения действительности; кубинские художники смогли преодолеть изначальную прагматичную ограниченность этого движения и, помимо информативности, наполнить картины поэтическими образами. В дальнейшем художники ориентируются на концептуализм (поиск идеи), а с появлением постмодернизма занимаются изысканием аналитического языка и метаязыка для иного осмысления таких понятий, как история, символ, миф, тождество, национальность посредством противопоставления понятий и использования приема иронии. Так как постмодернизму свойственен аналитический взгляд, возникает инсталляция с установкой на понятие эфемерности.

В 1975 году создается Институт Высшего Образования в Искусстве (ISA). На начальном этапе институт приглашает на некоторое время советских профессоров, которые преподают в традициях русского академизма, но быстро приходит осознание необходимости формирования национальной системы образования и школы, с их особенным, самобытным характером. Еще в начале 80-х годов некоторых молодых художников посылают получать высшее художественное образование в страны социалистического лагеря; До перестройки между СССР и республикой Куба осуществляется обмен художественными выставками.

В 1984 году Центр имени Вильфредо Лама основал международный Гаванский Биеннале, представляющий искусство Латинской Америки и стран «Третьего мира» - кубинское искусство выходит на международный рынок и вызывает заслуженный интерес коллекционеров благодаря экспериментальному характеру и актуальности философских предложений, новому взгляду на форму и содержание произведений. Биеннале Гаваны способствовал реализации потенциала молодых художников, обмену идей и выходу творческой энергии на новые горизонты; у художников появилась возможность выставлять свои произведения в странах Европы.

Выпускники и преподаватели Института Высшего Образования в Искусстве разрабатывают новые течения в современном искусстве Кубы, включающие комбинирование, инсталляции, перформансы. Так, например, Хуан Франсиско Элсо, Хосе Бедиа, Рикардо Родригес Бреи и другие, объединившиеся в проект «Группа VI» (Grupo Volumen I), становятся, наряду с другими, основоположниками метаязыка, с помощью которого исследуется и переосмысливается художественная сущность произведений, срывается маска фальши и косности в искусстве. Применение метаязыка направлено на раскрытие сути антропоморфических и антропологических явлений посредством анализа истоков, противопоставления и сопоставления категорий: например, богатства и бедности, варварства и цивилизации, культурного и банального. Художники призывают вернуться к истокам для переосмысления фактологической достоверности развития общества.

Открываются новые учреждения культуры и салоны, один из них - Салон Актуального Кубинского Искусства. Появляются группы - «Искусство улицы», «Пуре» (исп. pure - пюре; англ. pure - чистый) и другие, - в творчестве которых присутствуют сарказм, кубинский юмор и сатира. В коллективных и интердисциплинарных акциях художник «выводит» свое произведение на улицу, и оно перестает быть собственным достоянием художника, инициируя всеобщее участие, и, таким образом, взламывает области сакрального. Это отвечает духу экспериментов восьмидесятых, с такими проектами, как «Сано и сабросо» («Sano y sabroso»), разнообразившими художественную атмосферу. Для их размещения появляются новые нетрадиционные выставочные площади, например, крепость Кастильо-де-ла-Фуерса. Эти опыты используются в проектах «Искусство улицы», «Искусство ткани» и создают предпосылки для появления новых течений современного искусства на Кубе, например, «Плохая Живопись» (Bad Painting). Суть этого направления состоит в сломе традиционных представлений, отказе от эстетических догм, пропаганде обновленного мышления и совре-

менного мировоззрения посредством обновленного художественного языка. Наряду с вышеуказанными течениями, в кубинской пластике сосуществуют и формы такой художественной тенденции, как китч, критически переосмысливающий народную иконографию.

С созданием Провинциальных и Национальных Салонов, а также проекта в крепости Кастильо-де-ла-Фуерса, появляются многочисленные авторы, оживляющие художественные процессы. Так, Сандра Рамос, Дуглас Перес Кастро затрагивают в своих произведениях актуальные темы изгнания и эмиграции; символизм Алексеи Леива в сочетании с концептуальным синтезом национальных событий делают его произведения актуальными для зрителя.

В 90-х годах возникает течение, использующее приемы массового производства, акцентируется анонимность произведений, подчеркивается отстраненность и ироничность в отношении к ним, искусство рассматривается как фетиш постсовременности. Художники, объединившиеся в проект «Плотники и другие», повторили этот прием: их произведения балансируют между понятиями инсталляции и объекта и включают элементы манипуляций, стирая грани между произведением искусства и обыденностью. По сути, это спектакль, в котором художник, как главное действующее лицо, распоряжается компонентами реальности в новом контексте и превращает их в произведения искусства, то есть культурные объекты, совмещая категории банального и повседневного. Эта семантическая игра появляется как возрождение дадаизма или как неодадаизм, в его амальгамированной смеси с новыми концептуальными положениями. Произведения балансируют между обманчивофункциональным и фальшиво-сакральным, намекая на мир изменяющихся ценностей. Таким образом, художественный процесс и импровизация становятся частью произведения посредством некой диалектической игры - противопоставления и антиномии.

Обмен художественными выставками возобновился с новой Россией: в 1996 году прошла выставка под патронажем кубинского Центра Развития Изобразительных Искусств, представившего работы таких художников, как Карлос Эстевес, Росио Гарсиа, Альваро Альмагер и другие создатели новой культурной панорамы Кубы. Распад социалистической системы (в том числе и СССР) и, как результат, обострение проблем кубинской экономики, принесли в современное кубинское искусство постмодернистский взгляд, с его преобладанием иронии, критики и деидеологии, постановкой вопроса о феномене постсоветской жизни и его идеологическом отражении в действительности. Хосе Тоирак, Таня Ангуло, Хуан Бальестер затронули в своих произведениях концепции манипуляции и присвоения, переосмыслив значение элементов и символов, насытили их новым контекстом.

Концептуальное искусство продолжает свое развитие в различных тенденциях: пер-формансы и работы из природных материалов Мануэля Мендиве перекликаются с инсталляциями Качо, в которых также присутствует смешение природных материалов, но которые наполнены иным смыслом и отражают наболевшие размышления об эмиграции и других национальных и международных проблемах. Таким образом, художественное искусство Кубы превращается в хронику происходящего и саморазмышлений, приобретает черты актуальности и новаторства и остается привлекательным для международного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.