Architecture and Modern Information Technologies. 2024. №4(69). С. 32-45
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Научная статья УДК/UDC 72.01
DOI : 10.24412/1998-4839-2024-4-32-45
Художественное начало в архитектуре и градостроительстве
Олег Григорьевич Максимов1
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблемам художественной выразительности в архитектуре и градостроительстве. На основе четвертьвекового опыта работы автора статьи в Диссертационном совете МАРХИ, рассматривается ряд кандидатских и докторских диссертаций, затрагивающих данную проблему. Прослеживается художественное осмысление различными авторами задач пластической выразительности архитектурных и планировочных систем. Текст параллельно сопровождается иллюстративным рядом проектных, графических и живописных работ автора, показывающих широту и выразительность художественного начала конкретных архитектурных и градостроительных объектов.
Ключевые слова: пластический язык архитектуры, художественное осмысление, композиционное мышление, художественный облик, архитектурный образ, эстетические проблемы, эстетика архитектуры
Для цитирования: Максимов О.Г. Художественное начало в архитектуре и градостроительстве // Architecture and Modern information Technologies. 2024. №4(69). С. 32-45. URL: https://marhi.ru/AMIT/2024/4kvart24/PDF/02 maksimov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2024-4-32-45
ARCHITECTURAL HISTORY AND CRITICISM
Original article
The artistic beginning in architecture and urban planning
Oleg G. Maksimov1
Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia [email protected]
Abstract. The article addresses the issues of artistic expression in architecture and urban planning. Based on the author's 25 years of experience working on the Dissertation Council of the Moscow Architectural Institute (MARCHI), a range of candidate and doctoral dissertations exploring this topic is reviewed. The study traces various authors' artistic interpretations of the tasks related to the plastic expressiveness of architectural and planning systems. The text is accompanied by an illustrative series of the author's own project, graphic, and painting works, demonstrating the breadth and expressiveness of the artistic principle in specific architectural and urban planning projects.
Keywords: plastic language of architecture, artistic interpretation, compositional thinking, artistic image, architectural expression, aesthetic issues, aesthetics of architecture For citation: Maksimov О.G. The artistic beginning in architecture and urban planning. Architecture and Modern information Technologies, 2024, no. 4(69), pp. 32-45. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2024/4kvart24/PDF/02 maksimov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2024-432-45
1 © Максимов О.Г., 2024
Триада польза-прочность-красота, ставящая не зря красоту на последнее место, не достаточна для понимания сущности архитектуры и архитектурного процесса
Ю.Б. Бархин
Введение
С содержанием приведённого эпиграфа можно согласиться, за исключением наличия утверждения «не зря». Как раз важность сущности архитектуры и значимости определяется в огромной степени ее эстетическими достоинствами. Тому свидетельство неустанное внимание и интерес к выдающимся памятникам архитектуры и, прежде всего, к их художественным достоинствам. Можно уловить противоречие между приведенным эпиграфом и названием статьи. Но оно просто кажущееся, поскольку далее Ю.Б. Бархин утверждает, что связь архитектурного творчества между реальным потребителем (для которого первостепенна польза и прочность) не столь важна для идеальной сущности архитектуры. Для нее существенна связь с метафизическим потребителем [1, с.125].
О сущности проблемы
В настоящий период слишком мало научных трудов по эстетическим проблемам архитектуры и градостроительства. Это с полной ответственностью автор настоящей статьи может утверждать, проработав четверть века в диссертационном совете МАРХИ. В собранном за этот период архиве авторефератов кандидатских и докторских диссертаций в количестве более 300 наименований чуть более десяти можно напрямую отнести к данной проблематике. Это относится как к чисто архитектурной тематике научных исследований и научных публикаций, так и к проблемам анализа планировки городов, как малых, так и мегаполисов.
Количество диссертаций по градостроительной тематике более чем достаточно, но авторов, в основном, волнуют проблемы общего развития городов: плотности населения и застройки, транспорта и социальных проблем, а художественные проблемы остаются в стороне. В визуальном ряду научных работ за многочисленными таблицами, схемами и графиками исчезает лицо города, его «норов», эстетический характер застройки. Монография З.Н. Яргиной «Эстетика города», изданная 33 года назад, была (думаю, что не ошибаюсь) последней крупной работой по этой тематике. А книги «Художественный язык архитектуры», «Эстетические проблемы композиции» А.В. Иконникова появились на свет полвека назад. Однако, следует взять на заметку, что в Киргизском институте архитектуры и дизайна в Бишкеке реализуется для магистрантов курс лекций «Эстетика архитектуры».
Анализ научный исследований по данной тематике
Предлагается выборка диссертационных работ за последние пятьдесят лет, затрагивающих проблему художественной выразительности в архитектуре и градостроительстве. В них прослеживается художественное осмысление различными авторами этой проблемы. Вполне допускаю, что есть иные, мне неведомые работы по эстетическим вопросам архитектуры и градостроительства за данный период. Примечательно, что содержание половины отобранных работ непосредственно связано с процессом архитектурного образования. В них авторы достаточно дружно сетуют на отсутствие должной связи дисциплин изобразительного цикла с архитектурным проектированием, что определяет важнейшую задачу - формирование объемно-пространственного мышления в комплексе данных дисциплин.
Вот перечень анализируемых работ во временной их последовательности:
А.Т. Полянский. Архитектурное творчество и стандартизация строительства (1970 г.) докторская диссертация [2]. Весьма смелая задача слить воедино два
противоречивых момента - эстетический и экономико-технический, художественные проблемы архитектуры и методы массового строительства, учитывая, что творческий процесс и строительная промышленность не всегда находили совместные пути к разрешению своих противоречий. Как добиться в условиях стандартизации и индустриализации производства индивидуальной характеристики городов, комплексов и отдельных зданий? Эти задачи автором анализировались и решались как научно-исследовательским методом, так и на конкретной профессиональной практике. Был отработан метод вариантности объемно-планировочных решений, позволяющий из небольшого набора основных стандартных железобетонных деталей монтировать различные по планировке и назначению здания. Это было экспериментально проверено при сооружении детского оздоровительного комплекса «Артек» в Крыму. Ясно, что курортно-оздоровительные объекты лучше всего подходят для подобных экспериментов, поскольку спальные корпуса этих учреждений состоят из индивидуальных ячеек на одну палату. Но, в данном случае, эти типовые детали были разработаны для конкретного комплекса, а для другого объекта необходимы уже иные элементы, что нивелирует собственно идею стандартизации. Эксперимент остался одиноким. Типовое и индивидуальное, массовое и уникальное не стали равнозначными категориями, что предполагалось автором исследования и эксперимента. Удивительно то, что практический эксперимент по времени предшествовал научному исследованию, порядок, видимо, должен быть обратным.
То же самое случилось с опытом строительства из отдельных объемных элементов, блок-комнат, по разработке того же Научно-исследовательского института - ЦНИИЭП лечебно-курортных зданий. Этот метод сужал не только вариантность архитектурно-планировочных решений, но и типологию зданий, ограничиваясь гостиницами и спальными корпусами для курортов. Это было проверено ранее архитектором Моше Сафди в 1967 году в канадском Монреале строительством жилого массива Habitat.
Т.В. Булев. Художественные проблемы, связанные с формированием городов и систем расселения в Болгарии (1973 г.) кандидатская диссертация [3]. В данной работе делается попытка рассмотреть отдельные системы расселения как художественное целое в тесной взаимосвязи с историческим прошлым и природным окружением. Целью автора исследования явилось определение методики анализа градостроительных систем в контексте с их ландшафтными особенностями, художественной выразительностью и взаимосвязанностью. Автор работы предпринял попытку отразить в проектной документации художественные проблемы крупных градостроительных систем с решением задач взаимопроникновения природы и города.
Я.В. Косицкий. Архитектурно-планировочные принципы и методические основы преподавания градостроительного проектирования (1975 г.) докторская диссертация [4]. В настоящем исследовании, как и в методических указаниях автора со сходным названием, главным явилось утверждение, что «градостроительное архитектурное проектирование -это искусство» [4, с.192]. Отсюда, по утверждению автора, огромная роль архитектурной композиции городского пространства, значение художественной выразительности, связи природного ландшафта с планировочной структурой города. Проектирование искусственных элементов городского ландшафта, городские акватории, приемы планировки крутых склонов в различных грунтовых условиях. Масштабность объемов и пространств как главное условие проектирования городской архитектурной среды, необходимость в ориентирах, обеспечивающих зрительное восприятие, наличие доминант как одиночных, так и групповых и линейных. Красота городской архитектурной среды выражается в контрастах - плотной застройки и простора, тишины и оживленного движения, геометрических форм и природного ландшафта. Автор выражает несогласие с нарочитой манерностью псевдобиологических форм в градостроительстве, предвидя появление и последующий разгул «глобального дизайна» в новейшей архитектуре. Положительная эмоциональная выразительность градостроительных архитектурных форм базируется на успешном использовании простых геометрических элементов в пространстве городских центров, но без злоупотребления прямых линий и углов,
приводящих к однообразию городского облика. Эти утверждения были успешно апробированы в ряде заказных конкурсных проектах крупных городов России (рис. 1).
е) ж) з) и)
Рис. 1. Ряд заказных конкурсных проектов, выполненных группой преподавателей кафедры «Градостроительство» МАРХИ в период 1970-х гг. (В.В. Бабуров, Н.Н. Уллас, Я.В. Косицкий, Б.К. Ерёмин, А.Ф. Квасов, О.Г. Максимов и др.): а,б,в) проект планировки и застройки центральной части города Душанбе; г,д) проект планировки и застройки центральной части города Сумы; е,ж) проект планировки и застройки центральной части города Томска; з) проект планировки и застройки центральной части города Астрахань; и) проект планировки и застройки центральной части города Риги. Фрагмент центра
В.М. Соняк. Пространство в рисунке архитектора (1988 г.) кандидатская диссертация [5]. Существо рассматриваемой проблемы в выдвижении современной практикой и теорией архитектуры художественной концепции архитектурного пространства в качестве одной из ведущих. Прослеживается связь методологического и теоретического уровня подготовки студентов по дисциплинам изобразительного цикла в аспекте профессиональной деятельности. Предпринято исследование взаимосвязи данных дисциплин с задачей развития пространственного мышления архитектора, поскольку до настоящего времени, по мнению автора диссертации, не найден способ сочетания и выработки профессионального ремесла и образного объемно-пространственного мышления. Здесь следует добавить, что, несмотря на многочисленные призывы подобного совершенствования архитектурного образования с координацией дисциплин изобразительного цикла и архитектурного проектирования, должного результата достичь не удается.
Л.Н. Зорин. Графика как инструмент развития композиционного мышления архитектора (1990 г.) кандидатская диссертация [6]. В данной работе также поднимается проблема более тесной связи изобразительных дисциплин с проектными для выявления и усиления их образно-художественного воздействия с широким охватом приемов изобразительного языка - от эскиза к моделированию художественного пространства (рис. 2). Предложена новая концепция графической подготовки архитектора, состоящая в обеспечении ее стратегической связи с процессом обучения проектированию. Спустя шестнадцать лет, синхронные мысли о важности координации дисциплин изобразительного цикла с архитектурным проектированием высказывает Е.А. Чёрная в кандидатской диссертации «Развитие композиционного мышления студентов-архитекторов в процессе обучения по дисциплине «Рисунок» (на примере задания «Архитектурная панорама»), 2006 г. Диссертация защищалась в Российском
государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург. Эта работа выдержана в довольно локальном аспекте по специализации 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Работа Л.Н.Зорина в ней не упомянута, несмотря на схожесть мыслей об осознанном формировании и развитии композиционного мышления.
а) б) в) г)
Рис. 2. От архитектурной графики к макету архитектурного объекта - эскиз, рисунок, отмывка, макет: а) О.Г. Максимов. Эскиз госпиталя в городе Лагуат, Алжир; б) О.Г. Максимов, А.Ф. Квасов, Г.Н. Черкасов, С.В. Бровченко, В.И. Гагин, В.Н. Приленский. Конкурсный проект жилого района «Южная Вена»; в) О.Г. Максимов. Проект виллы в городе Добры Воды, Черногория; г) О.Г. Максимов, А.Ф. Квасов. Конкурсный проект развития центра города Кострома. Макет
Е.А. Ерышева. Формирование архитектурной панорамы крупного приморского города (1992 г.) кандидатская диссертация [7]. Работа посвящена различным формам проявления художественного облика города, таким, как панорама и силуэт в контексте взаимосвязи его структуры и ландшафта. В ходе комплексного анализа выявляются строение и форма панорамы, и делается заключение о типологической принадлежности панорам по композиционным, морфологическим и семантическим признакам (рис. 3). Сформулированы основные принципы формирования архитектурно-художественного облика города при его панорамном восприятии.
а) б) в)
Рис. 3. Своеобразие панорамных ситуаций городов, расположенных у морских, речных и озерных акваторий: а) Ростов Великий. Панорама с озера Неро (бумага, чернила, 50х70); б) Венецианская лагуна (картон, масло, 100х100); в) панорама города Ровинь, Хорватия (картон, масло, 40х60)
Ю.В. Расулева. Композиционные проблемы наследования художественной традиции в архитектуре «неорусского стиля» (1993 г.) кандидатская диссертация [8]. Работа о структурном представлении стилизации как метода композиционно-художественного преобразования исторического образца. Проектирование «в стиле» связывается с передачей характерной образности архитектурных форм прошлого (рис. 4). Отмечается, что палитра композиционных приемов не ограничена, но часто поиски стилевой выразительности оттесняют на второй план понятия масштаба, тектоники, пространства и массы. Эти приёмы не лишены своей искусственности и театрализации.
а) б) в) г)
Рис. 4. Образно-художественные традиции стилизации в архитектуре объектов, различных по функциональному назначению - храм, особняк, доходный дом, вилла: а) «Неорусский стиль». Церковь в усадьбе Абрамцево. Арх. В. Васнецов (бумага, чернила, акварель); б) «Эклектика». Усадьба Грачевка. Арх.Л. Кекушев (тонир. бумага, чернила, белила, 50х70); в) «Модерн». Москва, доходный дом (бумага, чернила, акварель, 70х50); г) «Мавританский стиль». Вилла в городе Добра Воды, Черногория. Арх.О.Г. Максимов (реализация, фото автора)
О.Г. Максимов. Рисунок в профессии архитектора (2000 г.) докторская диссертация [9]. Архитектурный рисунок впервые рассмотрен как бы «изнутри», с позиций архитектора, художника, педагога и «представлен на концептуально-теоретическом уровне и в аспекте архитектурной практики, как основной фактор творчества зодчего, активно влияющий на сам процесс зарождения и развития архитектурной формы, а не как вспомогательный инструмент со своей второстепенной ролью. Архитектурный рисунок трактуется как главный момент, способствующий развитию склонности к логическому мышлению, острого, активного и эмоционального восприятия мира, являющийся тем катализатором, который приводит в живое и плодотворное столкновение материал наблюдений, размышлений и фантазий в сферу теоретических и практических обобщений, заставляя активизировать механизм творческого процесса. Архитектурный рисунок - и есть сам архитектурный процесс. «Теоретически выявлен художественно-профессиональный язык архитектора, должное владение которым определяет уровень профессиональной культуры зодчего» [3, с.9]. Диссертация сопровождалась демонстрацией одноименного учебного пособия, которое впоследствии выдержало четыре издания (рис. 5а-д). Вопросы художественного начала в архитектуре подняты и в других публикациях автора.
а) б) в) г) д)
е) ж) з)
и) к) л) м) н)
Рис. 5. О.Г. Максимов. Серия монографий и учебных пособий по архитектуре и архитектурному образованию, изданных в различные годы
С.Д. Сулименко. Архитектура в традиционной культуре горских народов Северного Кавказа (2000 г.) докторская диссертация [10]. Анализируются художественное своеобразие региональной архитектуры, метод архитектурного формообразования в горных районах, своеобразие архитектурной композиции в народной домостроительной культуре, учет климатических особенностей как методический аспект архитектурного творчества (рис. 6).
Рис. 6. Художественный образ поселений в горах и на возвышенностях: а) селение Гардая в долине Мзаб, Алжир (бумага, чернила, акварель, 60х40); б) селение Шатили, Грузия (оргалит, масло, 80х80); в) селение в Сванетии (картон, фломастер, 100х50); г) селение в горах Андорры (холст, масло, 70х70)
А.М. Кожевников. Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов ХХ века (2013 г.) кандидатская диссертация [11]. Основной посыл данной работы состоит в анализе техники эскизирования в творческой практике архитектора как гарантия успешности в создании архитектурного образа, поскольку архитектурное эскизирование - способ изобразительного поиска и совершенствования творческого замысла зодчего (рис. 7). Проанализирован эволюционный процесс характера графического эскиза как языка представления архитектурного замысла в советской архитектуре 1930-50-х годов.
а) б) в)
г)
Рис. 7. Архитектурное эскизирование как способ поиска, становления, развития и кристаллизации проектного замысла: а,б,в) эскизы дипломного проекта «Архитектурно-ландшафтная организация полифункционального комплекса в Скара-Брей, Шотландия»; г) окончательное представление проекта. Ст. С. Мархинин, рук. проф.О.Г. Максимов
В.Л. Барышников. Принципы формирования пластической культуры архитектора средствами живописи (2014 г.) кандидатская диссертация [12]. Разработаны и внедрены методы преподавания художественных дисциплин, ориентированных на формирование основ пластической культуры архитектора. Идея базируется на принципах различия пластического языка архитектуры и живописи, одновременно сходства элементов и выразительных средств разработки и гармонизации форм. Прослежено развитие цветового и композиционного мышления архитектора (рис. 8).
г) д)
Рис. 8. Колористическое решение поселений - контрастное, многоцветное, нейтральное, монохромное: а) селение на острове Санторини, Греция (оргалит, масло, 60х60); б) архитектурный сюжет (оргалит, масло, 40х80); в) Венеция (холст, масло, 40х60); г) образ средневекового города (картон, масло, 40х60); д) селение в горах Швейцарии (картон, масло, 50х60)
Л.В. Савельева. Визуальные иллюзии в архитектурной композиции (2016 г.) кандидатская диссертация [13]. Определена научная идея о влиянии визуальных иллюзий как художественного фактора композиции на моделирование образа архитектурных объектов. Разработаны и внедрены положения, раскрывающие особенности пластического формирования объектов архитектуры с учетом иллюзорных особенностей объемно-пространственной композиции.
М.М. Дадашева. Художественный язык архитектуры конца ХХ - начала ХХ1 века в категориях объемно-пространственной композиции (2016 г.) кандидатская диссертация [14]. При анализе художественно-стилистических поисков в современной архитектуре разработана авторская версия трансформации художественного языка современной архитектуры в категориях объемно-пространственной композиции. Изложены существенные стилистические трансформации в художественном языке современной архитектуры, раскрыты противоречия между стилистическими чертами языка ордерных средств классической архитектурной школы и новейшего языка неоавангардных опытов постмодернистов.
Перечисленные научные исследования, как и представленные иллюстрации, показывают широту и гибкость архитектурного языка и неограниченные возможности архитектурного формообразования в структурной организации зданий и градостроительных комплексов. В своей замечательной книге «Об архитектуре» А.К. Буров отмечал, что «... у хевсуров и сванов замечательной красоты жилища, - они обучались строить не по атласам, они учились у жизни и у того материала, из которого строили, и создавали свои жилища так же, как зодчий церкви Покрова на Нерли» [15, с.104]. О красоте народной архитектуры сказано много, но все же недостаточно.
Отмечается её самобытность, региональность, органичная связь с природой, использование местных строительных материалов и удивительная пластика, поскольку народная архитектура непрерывно создаётся на основе практических навыков, идейных, культурных и эстетических представлений народа. В ней заключена многовековая народная мудрость. Это повсеместно: в России, Узбекистане, Андорре и Йемене, на Средиземноморье и в Сахаре. На всех континентах, и в каждом случае своё своеобразие и самобытность. Именно здесь реализовано художественное начало архитектуры и градостроительных образований. Тесная застройка бело-голубых селений на побережье Средиземного моря контрастно выделяется на фоне природных массивов насыщенного зеленого цвета. Строгая трехцветная палитра: белый, голубой, зелёный, - характеризует архитектуру селений греческих островов. Живописный ряд плотно собранных жилых образований формирует художественную панораму прибрежных зон. Композиционное взаимодействие застройки и окружающего ландшафта фиксирует особенности пластического строения панорамы, взаимодействие с морем и рельефом местности. Если поселения высокогорного Дагестана как бы вцепляются в спины крутых скалистых структур, то гордые башни селений Сванетии требуют наличия относительно ровных плато (рис. 9). Николай Ладовский утверждал, что пространство, а не камень - материал архитектуры, а в высокогорных селениях пространство и камень в единстве играют художественно полноценную роль.
Территории с жарким климатом требуют своего регионального подхода, порождая иные архитектурные формы. Весьма живописны старинные города Центральной Азии с плотной застройкой из кирпича сырца - материала, распространенного по всем континентам (рис. 10). Удивительно то, что треть населения земли живут в домах из земли - глина, земля, солома. Причудливая планировка семи городов долины Мзаб в Северной Сахаре Алжира не имеет аналогов в мировой архитектуре - крепостная стена окружает холм, по которому карабкаются узенькие улочки (рис. 11). Старая Касба - алжирский город со ступенчатыми, подчас сводчатыми улочками и крутыми поворотами, обусловленными отчаянным поиском тени, защиты от палящих солнечных лучей. Весь жилой массив единой охристой окраски с вкраплениями голубого цвета (рис. 12).
а) б) в)
Рис. 9. Художественная пластика высокогорных поселений в различных ландшафтных ситуациях: на склоне; на плато; в лощине: а) селение Тинди, Дагестан (бумага, тушь, перо, 30х20); б) селение Ушгули, Сванетия (картон, масло, 50х70); в) горное селение в Армении (бумага, коричневый карандаш, 30х40)
а) б) в)
Рис. 10. Пластическое решение архитектурных объектов из кирпича-сырца в условиях жаркого климата: а) город Хива, Узбекистан (картон, масло, 40х60); б) общий вид застройки среднеазиатского города (оргалит, масло, 40х80); в) мечеть среди жилой застройки в городе Хиве, Узбекистан (картон, масло, 40х60)
а) б) в)
Рис. 11. Пластические образы улиц и площадей селений алжирской Сахары: а, в) общий вид улиц селения Гардая в долине Мзаб, Алжир (бумага, чернила, акварель, 60х40); б) общий вид торговой площади селения Гардая в долине Мзаб, Алжир (цветная бумага, тушь, перо, 40х60)
а) б) в)
Рис. 12. Общий вид алжирского поселения и фрагментов жилой застройки: а) внутренние улицы старого города Касба, Алжир (бумага, карандаш, 80х60); б) общий вид селения Малика в долине Мзаб, Алжир (бумага, чернила, 40х60); в) жилая застройка города Эль-Уэд, Алжир (бумага, карандаш, 80х60)
Заключение
Архитектура в аспекте формообразования представляет собой не что иное, как логичное, гармоничное и экономичное сочетание освещенных простых геометрических форм. Так утверждал выдающийся архитектор XX века Ле Корбюзье. Вряд ли он следовал полностью этому утверждению в своей самой известной работе - часовне Нотр-Дам-дю-О, паломнической капелле, построенной в местечке Роншан, Франция. Этот период его творчества называют «новым пластицизмом» [16, с.80]. Экспрессивные изогнутые формы с разнообразной игрой света и тени определяют психологически-чувственное воздействие на зрителя. Архитектоника этого объекта не земная, это произведение высшего озарения. При этом явление - абсолютно самобытное. Много говорилось о возможном прообразе этой постройки мастера. Версий было множество: его восхищение византийской церковной архитектурой в период путешествия по Балканам; его вдохновение от древнерусской церковной архитектуры Пскова - он дважды посещал Россию в период работы над проектом здания Центросоюза; близка к истине версия прообраза народной архитектуры Средиземноморья. Но Ле Корбюзье в течение тринадцати лет работал над проектами для Алжира и часто бывал в этой стране, посетив и долину Мзаб в Северной Сахаре, художественные особенности сооружений семи городов которой могли послужить источником его ристаний в поиске пластического образа капеллы, отличного от магических церковных догм.
Источники иллюстраций
Рис. 1-12. Графические, живописные работы и фотографии О.Г. Максимова, проектные разработки с его участием. Архив автора.
Список источников
1. Бархин Ю.Б. Архитектура как яблоко душеспасения и греха. Москва: ЖИРАФ, 2002. 182 с.
2. Полянский А.Т. Архитектурное творчество и стандартизация строительства: автореферат дис. на соискание ученой степени доктора архитектуры: № 840, «Архитектура» / Полянский Анатолий Трофимович. Москва, 1970. 62 с.
3. Булев Т.В. Художественные проблемы, связанные с формированием городов и систем расселения в Болгарии: автореферат дис. на соискание ученой степени канд. архитектуры: 18.00.02 / Булев Тодор Веселинов. Москва, 1973. 22 с.
4. Косицкий Я.В. Архитектурно-планировочные принципы и методические основы преподавания градостроительного проектирования: автореферат дис. на соискание ученой степени доктора архитектуры: 18.00.01 / Косицкий Ярослав Владимирович. Москва, 1975. 34 с.
5. Соняк В.М. Пространство в рисунке архитектора (развитие теории отображения и методов практического изучения в высшей школе): автореферат дис. на соискание ученой степени канд. архитектуры: 18.00.01 / Соняк Василий Михайлович. Москва, 1988. 23 с.
6. Зорин Л.Н. Графика как инструмент развития композиционного мышления архитектора: автореферат дис. на соискание ученой степени канд. архитектуры: 18.00.01 / Зорин Леонид Николаевич. Москва, 1990. 22 с.
7. Ерышева Е.А. Формирование архитектурной панорамы крупного приморского города (на примере Владивостока): автореферат дис. на соискание ученой степени канд. архитектуры: 18.00.01 / Ерышева Елена Николаевна. Москва, 1992. 24 с.
8. Расулева Ю.В. Композиционные проблемы наследования художественной традиции в архитектуре «неорусского стиля»: автореферат дис. на соискание ученой степени канд. архитектуры: 18.00.01 / Расулова Юлия Викторовна. Москва, 1993. 24 с.
9. Максимов О.Г. Рисунок в профессии архитектора: автореферат дис. на соискание ученой степени доктора архитектуры: 18.00.01 / Максимов Олег Григорьевич. Москва, 2000. 56 с.
10. Сулименко. С.Д. Архитектура в традиционной культуре горских народов Северного Кавказа: автореферат дис. на соискание ученой степени доктора архитектуры: 18.00.01 / Сулименко Сергей Дмитриевич. Москва, 2000. 52 с.
11. Кожевников А.М. Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов ХХ века: автореферат дис. на соискание ученой степени канд. архитектуры: 05.23.20 / Кожевников Александр Михайлович. Москва, 2013. 34 с.
12. Барышников В.Л. Принципы формирования пластической культуры архитектора средствами живописи: автореферат дис. на соискание ученой степени канд. архитектуры: 05.23.20 / Барышников Виталий Леонидович. Москва, 2014. 23 с.
13. Савельева Л.В. Визуальные иллюзии в архитектурной композиции: автореферат дис. на соискание ученой степени канд. архитектуры: 05.23.20 / Савельева Лариса Владимировна. Москва, 2016. 27 с.
14. Дадашева М.М. Художественный язык архитектуры конца ХХ-начала ХХ! века в объемно-пространственной композиции: автореферат дис. на соискание ученой степени канд. архитектуры: 05.23.20 / Дадашева Марианна Михайловна. Москва, 2016, 33 с.
15. Буров А.К. Об архитектуре. Москва: Стройиздат, 1960. 148 с.
16. Максимов О.Г. Свет и архитектурно-пространственная форма // Архитектура и строительство России. 2019. №2(230). С. 78-81.
References
1. Barkhin Yu.B. Architecture as an Apple of Soul Salvation and Sin. Moscow, 2002, 182 p.
2. Polyanskiy A.T. Arkhitektumoe tvorchestvo i standartizatsiya stroitel'stvo (avtoref. doctor. dis') [Architectural creativity and standardization of construction (Doctor Dis. Thesis)]. Moscow, 1970, 62 p.
3. Bulev T.V. Khudozhestvennye problemy, svyazannye s formirovaniem gorodov i sistem rasseleniya v Bolgarii (avtoref. kand. dis.) [Artistic problems associated with the formation of cities and settlement systems in Bulgaria (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 1973, 22 p.
4. Kositskii Y.V. Arkhitekturno-planirovochnye printsipy i metodicheskie osnovy prepodavaniya gradostroitel'nogo proektirovaniya (avtoref. doctor. dis.) [Architectural and planning principles and methodological foundations of teaching urban design (Doctor Dis. Thesis)]. Moscow, 1975, 34 p.
5. Sonyak V.M. Prostranstvo v risunke arhitektora (razvitie teorii otobrazhenija i metodov prakticheskogo izuchenija v vysshej shkole) (avtoref. kand. dis.) [Space in the Architect's Drawing (Development of the Display Theory and Methods of Practical Study in Higher School) (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 1988, 23 p.
6. Zorin L.N. Grafika kak instrument razvitija kompozicionnogo myshlenija arhitektora (avtoref. kand. dis.) [Graphics as a tool for the development of the architect's compositional thinking (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 1990, 22 p.
7. Erysheva E.A. Formirovanie arhitekturnoj panoramy krupnogo primorskogo goroda (na primere Vladivostoka) (avtoref. kand. dis.) [Formation of the architectural panorama of a large seaside city (on the example of Vladivostok) (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 1992, 24 p.
8. Rasuleva Yu.V. Kompozicionnye problemy nasledovanija hudozhestvennoj tradicii v arhitekture «neorusskogo stilja» (avtoref. kand. dis.) [Compositional Problems of Inheritance of the Artistic Tradition in the Architecture of the "Neo-Russian Style" (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 1993, 24 p.
9. Maksimov O.G. Risunok v professii arhitektora (avtoref. doctor. dis.) [Drawing in the Profession of Architect (Doctor Dis. Thesis)]. Moscow, 2000, 56 p.
10. Sulimenko. S.D. Arhitektura v tradicionnoj kul'ture gorskih narodov Severnogo Kavkaza (avtoref. doctor. dis.) [Architecture in the Traditional Culture of the Mountain Peoples of the North Caucasus (Doctor Dis. Thesis)]. Moscow, 2000, 52 p.
11. Kozhevnikov A.M. Arkhitekturnyi sketch v tvorchestve sovetskikh arkhitektorov 30-50-kh godovXX veka (avtoref. kand. dis.) [Architectural sketch in the works of Soviet architects of the 30-50s of the twentieth century (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 2013, 34 p.
12. Baryshnikov V.L. Printsipy formirovaniya plastic'noy kul'tury arkhitektora sredstvami zhivopisi (avtoref. kand. dis.) [Principles of the formation of plastic culture of an architect by means of painting (Cand. Dis. Thesis)], Moscow, 2014, 23 p.
13. Savelieva L.V. Vizual'nye illjuzii v arhitekturnoj kompozicii (avtoref. kand. dis.) [Visual Illusions in Architectural Composition (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 2016, 27 p.
14. Dadasheva M.M. Khudozhestvennyi yazyk arkhitektury kontsa XX-nachala XXI veka v vostochno-prostranstvennoy kompozitsii (avtoref. kand. dis.) [The artistic language of architecture of the late twentieth-early twenty-first century in a three-dimensional composition (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 2016, 33 p.
15. Burov A.K. Ob arkhitekture [On architecture]. Moscow, 1960, 148 p.
16. Maksimov O.G. Light and Architectural-space form. Architecture and Costruction of Russia, 2019, no. 2(230), pp. 78-81.
ОБ АВТОРЕ
Максимов Олег Григорьевич
Доктор архитектуры, профессор, Заслуженный архитектор Российской Федерации, Почетный работник высшего образования Российской Федерации, профессор кафедры «Ландшафтная архитектура», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия од. [email protected]
ABOUT THE AUTHOR Maksimov Oleg G.
Doctor of Architecture, Professor, Honored Architect of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Education of the Russian Federation, Professor of the Department of Landscape Architecture of the Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.10.2024; одобрена после рецензирования 12.11.2024; принята к публикации 25.11.2024.