Библиографический список
1. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. Москва, 1992.
2. Педагогика профессионального образования. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва, 2004.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва, 1986.
4. Библер В.С. Школа «диалога культур». Советская педагогика. 1989; 2.
5. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. Москва, 1999.
6. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Творческий потенциал личности и его развитие. Вестник университета (Государственный университет управления). 2013; 11: 136 - 139.
References
1. Lyaudis V.Ya. Innovacionnoe obuchenie i nauka. Moskva, 1992.
2. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva, 2004.
3. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva, 1986.
4. Bibler V.S. Shkola «dialoga kul'tur». Sovetskaya pedagogika. 1989; 2.
5. Batyshev S.Ya. Professional'naya pedagogika. Moskva, 1999.
6. Gorovaya V.l., Petrova N.F. Tvorcheskij potencial lichnosti i ego razvitie. Vestnikuniversiteta (Gosudarstvennyjuniversitetupravleniya). 2013; 11: 136 - 139.
Статья поступила в редакцию 02.02.17
УДК 72.012+7.072
Poydina T.V., Cand. of Arts Studies, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Stepanskaya A.G., Cand. of Arts Studies, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
ARTISTIC TRADITION AS A SOURCE IN SHAPING THE SPATIAL ENVIRONMENT OF THE MODERN INTERIOR. The article presents an analysis of artistic traditions in the subject-spatial environment of the interior. Monumental-decorative art is called a projection consciousness; imagery and meaningful spatial and plastic relationships in environmental work is one of the most important problems of artistic and design practices. This problem is closely related to a problem of creative interpretation and finding an artist, one's niche in working with space, volume, plastic material. This raises the problem field of the research: issues of continuity of artistic traditions. The article shows that the continuity of plastic traditions is crucial in creating the project-artistic conception of the subject environment. Figurative and plastic means of monumental-decorative art are analyzed in the context of contemporary art and design practices.
Key words: design and culture, interior, environment, artistic tradition, monumental-decorative art.
Т.В. Пойдина, канд. искусствоведения, доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
А.Г. Степанская, канд. искусствоведения, доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
КАК ИСТОЧНИК В ФОРМООБРАЗОВАНИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРЬЕРА
Статья посвящена анализу художественно-пластических традиций в предметно-пространственной среде интерьера. Монументально-декоративное творчество называют проектным сознанием; образно-содержательные и пространственно-пластические связи в средовом творчестве - одна из важнейших проблем художественно-проектной практики. В свою очередь эта проблема тесно связана с задачей творческой интерпретации и нахождения художником, дизайнером своей ниши в системе работы с пространством, объемами, пластикой. В этой связи возникает проблемное поле исследования: вопросы преемственности художественно-пластических традиций. В статье показано, что преемственность пластических традиций имеет определяющее значение в формировании проектно-художественной концепции предметной среды. Образно-пластические средства монументально-декоративного искусства анализируются в контексте современной художественно-проектной практики.
Ключевые слова: проектно-художественная культура; интерьер; среда; художественно-пластические традиции; монументально-декоративное искусство.
Современные архитектурные процессы вызвали к жизни крупномасштабные и многофункциональные комплексы со сложными объемно-планировочными решениями, что привело к формированию новых пространственных концепций общественных интерьеров и, соответственно, к изменению пластического языка монументально-декоративного искусства и появлению его новых форм. Это явление получило отражение в исследованиях в области архитектурно-проектной практики и образно-пластического решения пространства современных общественных интерьеров. Д.В. Чурсин отмечает, что за постсоветские десятилетия здесь сложилась пестрая, многостилевая картина, вобравшая в себя как опыт искусства Запада, так и ряд традиций советской мону-менталистики [1]. Монументально-декоративное творчество называют проектным сознанием; выявление образно-содержательных и пространственно-пластических связей в архитектурном пространстве и дизайне среды всегда было одной из важнейших проблем художественно-проектной практики. В свою очередь эта проблема тесно связана с задачей творческой интерпретации и нахождения художником, дизайнером своей ниши в системе ра-
боты с пространством, объемами, пластикой в архитектурном и средовом творчестве. В этой связи возникает проблемное поле исследования: вопросы преемственности художественно-пластических традиций, отношение художника к традиции. В поиске выразительности образно-пластического языка закономерно обращение к художественному арсеналу приемов и средств советского монументально-декоративного искусства. Наследие советского монументально-декоративного творчества - это ценнейшее хранилище знаний пространственных, знаковых, концептуальных и смысловых задач. Это была целая школа, обладание пластическим, пространственным мышлением, владение пластической культурой.
В советском монументально-декоративном творчестве принято выделять ряд периодов, отличающихся по образно-содержательным задачам организации среды. Наш исследовательский вектор обращен к наследию 1960 - 1980-хх гг., когда монументально-декоративное творчество дало лучшие образцы переосмысления традиции и совмещения с новаторством. В этот период сделаны фундаментальные исследования, на-
коплены теоретические и практические вопросы монументально-декоративного искусства в среде, была создана серьезная научно-теоретическая база, не потерявшая актуальности в наши дни (И.А. Азизян, Н.В. Воронов В.И., А.В. Иконников). В задачи настоящей статьи входит показать, как сопряжены поиски современных художников и дизайнеров с проектно-художественными концепциями организации пространства и художественно-пластическими традициями ушедшей эпохи.
В современной исследовательской мысли обнаруживается интерес к изучению монументальной живописи 1960-х гг. как неотъемлемой части архитектурно-пространственной среды [2, с. 26]; отмечается роль монументального искусства 1960-х гг. в создании эмоционального облика среды, «создание своего содержательного и эмоционального мира», где зритель выступает равноправным партнером в "сопереживании", в "сотворчестве"» [3, с. 173]. Эти тенденции актуальны для современной художественно-проектной культуры с направленностью вектора проектирования к созданию соответствующей «средовой атмосферы» и эмоционального настроя. Возрастает знаковая функция современных монументально-декоративных форм, это созвучно символическим, метафорическим поискам советских монументалистов 1960-х гг. Монументалисты советской эпохи стремились к универсальности, стилистическому единству, художник-монументалист видел себя и архитектором, и дизайнером, и художником одновременно; в те годы естественным было стремление художников преодолеть монотонность и штампы архитектурных решений. В конце 1960-х годов появился вектор исследования и проектирования «среды» совместными усилиями архитекторов, дизайнеров и художников. На страницах журнала «Декоративное искусство СССР» 1970-е - начале 1980-х гг. велись дискуссии о том, каким быть монументальному искусству, о его самоценном качестве; центральной проблемой в научных дискуссиях выступают вопросы синтеза в контексте средообразования [4; 5].
Этнокультурная направленность современной проектной культуры и усиление стилеобразующих этнофакторов в региональном дизайне обусловили трансляцию художественно-пластических традиций этнического искусства в монументально-декоративное творчество. И это явление созвучно поискам советских художников-монументалистов в 1960-е годы. Так, в организации интерьера широко и многообразно использовалось декоративное искусство: текстиль, дерево, стекло, керамика, декоративные композиции из металла; фольклорные мотивы вводились в гобелены и другие предметы убранства. Получили осмысление вопросы соотношения искусства и предметного окружения. Это нашло отражение в выставках: «Искусство в быт» (Москва, 1961 г.); искусствоведы обратились к анализу архетипов форм народного жилища, бытовой утвари; народное искусство рассматривалось в органичной связи с окружающей предметной средой. Монументальное искусство тех лет испытало влияние народного и прикладного искусств [2]. В конце 1960-х годов объектом дискуссий стала «стилизация». При этом внимание было обращено, по замечанию В. Аронова, на соединении в интерьере отличающихся по стилю предметных форм и произведений декоративного искусства. Появились обзоры архитектурно-декоративных проектов, предметом обсуждений стала подчеркнутая пластика в интерьерах. В отечественном общественном интерьере 1960-80-х годов стилизация развивалась как один из самостоятельных методов проектирования. Выявление художественно-пластической образности современных общественных интерьеров посредством стилизации на основе этнических мотивов и этнохудожественных традиций является востребованным направлением в современной художественно-проектной практике и монументально-декоративном творчестве. Метод стилизации сегодня определяется как один из вариантов синтеза разнородных произведений декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства, их смыслового и образного единения как друг с другом, так и с архитектурным пространством интерьера [6]. В современной проектной деятельности происходит усиление интереса к этнотрадициям как источнику формообразования предметной среды. Традиции и образно-пластический язык отечественной монументальной школы советской эпохи, как правило, изучены на основе крупнейших памятников: ансамбли, мемориальные комплексы, общественные здания и их интерьеры, рекреационные объекты; в научной литературе определена роль региональных школ и взаимовлияние традиций. Однако в общем контексте панорамы советской архитектуры и формообразовании предметной среды немаловажную роль играют объекты, требующие внимательно-
го рассмотрения как памятники материализированной истории и отражающие стилевые реминисценции своего времени. Речь идет о бывших правительственных дачах - «резиденциях» советской эпохи, отражающих поиски архитектурного образа и бытовые предпочтения владельца, с собственной темой интерьера и декоративных решений. Многие объекты в настоящее время доступны для познавательного туризма и позволяют расширить представление о реалиях советского времени, новаторских предложениях и дизайнерских находках ушедшей эпохи. Такими уникальными артефактами советского времени являются государственные дачи на Российском Кавказском побережье Черного моря и на территории Абхазии.С развитием культурного туризма на территории Абхазии исследовательскому взору стали доступны ранее «закрытые» объекты: бывшая дача-«дворец» М.С. Горбачева - артефакт советской эпохи. Дача находится в комплексе «Мюссера» на территории уникального горно-морского ландшафта Пицундо-Мюссерского биосферного заповедника Республики Абхазия. В основу анализа данного архитектурно-ландшафтного памятника позднесоветской эпохи положены натурные исследования, проведенные нами в республике Абхазия в 2016 году. Строительство дачи началось в 1988 году под кодовым названием «Чайка-М»; здание пережило распад СССР в 1991 году, военные действия на территории Абхазии (1992 - 1993 гг.), экономическую разруху долгих послевоенных лет. Пятиэтажное здание имеет сложное объемно-пространственное решение: пластично трактованные объемы, разнообразной конфигурации и высоты, виртуозно вписаны в геопластику горного рельефа и подчеркивают красоту ландшафта. Архитектурное решение дачи отвечает функциональным требованиям и одновременно несет в себе эмоциональный заряд образного содержания. Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему и отражает стилевые приметы архитектуры позднесоветского времени: неоклассические мотивы фасадов с закругленными пластически выразительными лоджиями соседствуют с аскетизмом неомодернистских форм. Использованный пространственный эффект открывает с моря два этажа, обрамленные балконами и южными открытыми галереями, что обеспечивает визуальную связь с пышной растительностью и морским пейзажем. Визуальные связи с приморским ландшафтом продолжены и в интерьере.
Архитектура дачи-«дворца» монументальна, торжественна, презентабельна. Весь строй архитектурного произведения выполнен в мажорных тонах, этому способствует облицовка фасадов дорогим материалом - травертином, отделка крупным рустом высокого цоколя. Просторные комнаты, залы с лоджиями, холлы частично сохранили мебель из ценных пород дерева. Здесь все подчинено формированию среды отдыха и создано декоративными элементами: витражи, фарфоровые люстры, объемный паркет, дорогая отделка из дерева - все это соответствует теме интерьера. Винтовая мраморная лестница в главном холле соединяет все этажи здания. Взору входящего открывается роскошный витраж работы З. Церетели. Великолепно исполненный, колористически богатый витраж гармонично вписан в вертикальное пространство холла по всей высоте. Витражная композиция исполнена пластически виртуозно: сплетения растительных стилизованных форм, изысканные линии волнообразных стеблей, листьев и осязаемо сочных красных, синих, желтых, фиолетовых цветов. Воплощенное в витражной композиции буйство красок южного цветения создает атмосферу радости, ликования жизни, наслаждения южным солнцем и роскошной природой морского побережья. Теме цветущей природы витражного образа соответствует декоративное решение знаменитой бронзовой 23-метровой стилизованной люстры в форме виноградной лозы, органично пронизывающей все этажи здания. Метафоричность образа не случайна, виноградная лоза как символ плодородия и жизни является одним из важных символов в абхазской культуре. Тонкой работы литье, извивы стеблей, изящные линии прорисованных листьев и хрупких лепестков, органичная связь с интерьером - всё это характеризует высокий художественный уровень исполнения произведения декоративного искусства.
Просторный интерьер бассейна, визуально связанный с морским побережьем, украшают рельефные композиции на сюжеты античной мифологии. В художественном наследии «Мюс-серы» интерес вызывает крупномасштабная декоративное панно З. Церетели на мотивы мифа «О Золотом Руне». Декоративная композиция, выполненная в эмалиевой технике, погружает зрителя в красочную фантасмагорию и, как бы, напоминает об исторических корнях места, связанных с античностью. Праздничное настроение создает живописная картина: стилизованные