Научная статья на тему 'Художественная литография в Архангельской губернии'

Художественная литография в Архангельской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
379
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Литография Архангельская губерния типографии изобразительные материалы

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кольцова Татьяна Михайловна

В статье описывается история возникновения и функционирования предприятий Архангельской губернии второй половины XIX в., использовавших распространившуюся в этот период технику художественной печати – литографию. Обращено особое внимание на роль заказчиков в расширении производства изоматериалов. Статья снабжена большим количеством иллюстраций, воспроизводящих отдельные экземпляры литографий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная литография в Архангельской губернии»

Т. М. Кольцова

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТОГРАФИЯ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

В XIX в. в России получила распространение новая техника художественной печати — литография. Нетрудоемкий процесс плоской печати быстро завоевал популярность. Отошли на второй план более древние техники художественной печати — офорт и гравюра на дереве. Частные литографии открываются в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других крупных городах. Истории русской литографии и достижениям художников-литографов посвящен ряд монографий.1 Данная статья раскрывает малоизвестные имена провинциальных литографов, работавших на севере России. Первооткрывателями художественной литографии в Архангельской губернии были мастера Соловецкого монастыря и архангельский купец В. А. Черепанов.

Литография позволяет активно использовать цвет, создавать на бумаге яркие, красочные картины. В них были заинтересованы духовные центры Русского Севера — монастыри, которые с помощью привлекательных видовых картинок (лубков) пропагандировали паломничество к северным святыням. Соловецкий монастырь пользовался услугами нескольких частных литографий: И. И. Пашкова, И. А. Морозова в Москве, Веферс и К° в Петербурге, Е. И. Фесенко в Одессе. Во второй половине XIX — начале XX в. тиражировано несколько художественных видов монастыря и его святынь. Лубки стоили дешевле икон и охотно раскупались богомольцами в память о посещении обители.2

1 Суворов П. И. Искусство литографии. М., 1952; Коростин А. Ф. Русская литография XIX века. Л., 1953; Миролюбова Г. А. Русская литография. 1810-е — 1890-е гг. М., 2006; Власова О., Золотинкина И., Климова Е., Метелкина А., Павлова Г., Царева Е. Два века русской литографии. СПб., 2007 (Государственный Русский музей, Альманах, № 171).

2 Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области: Каталог выставки // Сост. Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 83-104.

© Т. М. Кольцова, 2017

Веркольский монастырь в 1866 г. «за отпечатание 1000 экземпляров изображений на бумаге угодника св. прав. Артемия» заплатил в литографию Траншеля (в Санкт-Петербурге) сто рублей; в литографию Троице-Сергиевой Лавры за 1000 икон прав. Артемия — такую же сумму.3 Эта же обитель в 1868-1869 гг. закупила у московского купца А. В. Морозова 4650 «икон на бумаге» с изображением. Артемия Веркольского, а также 4000 образов святого в житии.4 Известны хромолитографии Артемия Веркольского, отпечатанные в типографии Е. И. Фесенко. Об этом свидетельствуют тиражи закупаемых в Одессе печатных икон: в 1912-1913 годах приобретено десять тысяч изображений Артемия! Кроме того, две тысячи икон Богоматери Казанской, как напоминание о монастырском храме, где хранились мощи святого.5

Литография Е. И. Фесенко пользовалась наибольшей популярностью, к ее услугам регулярно обращались северные обители. Сур-ский монастырь заказывал портреты своего благодетеля, св. Иоанна Кронштадского. Ущельская обитель получила из типолитографии Фесенко в Одессе 1000 изображений основателя своего монастыря, прп. Иова Ущельского.6 Пертоминский монастырь в 1910 г. заказал образы прпп. Вассиана и Ионы, чьи мощи хранились в обители.7

В 1860-е гг. Соловецкий монастырь налаживает собственное производство литографированных видовых лубков — «для печатания священных изображений и местных видов, поступающих в раздачу и продажу богомольцам, посещающим обитель в летнее время».8 С этой целью в 1863 г. приобретен в Петербурге литографский станок, печатные доски и краски.9 Мастерская постоянно пополнялась материалами и инструментом. В 1864 г. для монастырской литографии по заказу почтой получили перья литографические, химические карандаши и тушь.10 В 1874 г. у жены соломбальского чиновника Анны Свиньиной куплен литографический станок и пятнадцать

3 ГААО. Ф. 308. Оп. 1. Д. 47. Л. 12, 20. Приходно-расходная книга Верколь-ской пустыни на 1866 г.

4 Там же. Д. 49. Л. 8, 38. Приходно-расходная книга Веркольской пустыни на 1868-1869 гг.

5 Там же. Д. 141. Л. 139, 154, 221. Черновая книга прихода и расхода сумм Веркольского монастыря за 1912 и 1913 гг.

6 ГААО. Ф. 442. Оп. 1. Д. 19; Д. 20.

7 ГААО. Ф. 60. Оп. 2. Д. 42. Л. 108.

8 РГАДА. Ф. 1183. Московская контора Синода. Оп. 1 Д. 116. Л. 1. 1890-1892 гг.

9 РГАДА. Ф. 1201. Соловецкий мужской монастырь. Оп. 5. Ч. 2. Д. 5551. Л. 5959 об.

10 Там же. Д. 5554. Л. 47.

литографических камней за двадцать пять рублей.11 В Москве в 1876 г. приобрели «пять фунтов сажи литографической... 5 фун. краски литографической... 10 дюжен кистей хорьковых».12 В 1894 г. для монастырской живописной мастерской и литографии купили золото червонное, фольгу, поталь, олифу, карандаши, медные рейсфедеры.13

В дореволюционной литературе, в обобщающих трудах по истории Соловецкого монастыря и очерках путешественников, неоднократно упоминается монастырская литографская мастерская.14 В. И. Немирович-Данченко, побывавший на Соловецких островах в 1872 г., посетил несколько монастырских лавок, в которых продавали изделия местной литографии. Он писал: «Цены довольно высокие. Рассчитывают на религиозные чувства покупателя и берут втридорога. Xодко покупают литографии „с анделами" — напоминает икону, крестьяне везут их родным, соседям».15 Лубками торговали не только в монастыре, но и в монастырских скитах, а также на подворьях, расположенных в Архангельске, Москве и Кеми.

Базой для литографской мастерской служила монастырская школа живописи, в которой был сведущий в литографии послушник. В мастерской работали, в основном, приезжие художники, поскольку своего опыта и мастеров в монастыре не было. Так, например, в сентябре 1866 г. Соловецкий монастырь выплатил временно обязанному литографу, крестьянину Ивану Григорьеву Жильцову, сто семьдесят пять рублей.16 Приходно-расходные книги неокладных и братских сумм за 1868 г. упоминают того же Жильцова как «Московской губ. Волоколамского уезда временнообязанного крестьянина литографа», которому заплатили «в уплату заработанных им с 1 октября 1867 г. по 1 мая 1868 г. по 25 руб. в месяц, всего сто семьдесят пять руб.».17 С 1888 г. в монастыре жил длительное время крестьянин Петрозаводского уезда Федор Осипов Стрелков, проходивший послушание «литографом в качестве старосты».18 В послужных списках Соловецкого монастыря 1903 г. упомянут монах Маркел (крестьянин, в миру — Михаил Петров Болотников), которому было 37 лет. Летом он рабо-

11 РГАДА. Ф. 1201. Соловецкий мужской монастырь. Оп. 5. Ч. 2. Д. 5582.

12 Там же. Д. 5589. Л. 99.

13 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 116. Л. 94 об.-96.

14Немирович-Данченко В. И. Соловки. СПб., 1874; [Иоаннакий]. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб., 1899. С. 177; Живописное обозрение. Вып. 6. Одесса, 1914. С. 107.

15 Немирович-Данченко В. И. Соловки. С. 204.

16 РГИА. Ф. 834. Рукописи Синода. Оп. 3. Д. 3208. Л. 26.

17РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. 2. Д. 5563. Л. 28.

18 Там же. Оп. 4. Д. 888. Л. 57; Д. 902. Л. 16 об.

тал экономом на пароходе «Архангел Михаил», а зимой в литогра-фии.19 В 1913 г. «литографское послушание» проходили монах Афанасий и Дмитрий Михайлович Румянцев.20

В начале 1870-х гг. архимандрит Феодосий признал литографическое мастерство делом невыгодным и даже временно прекратил его. В это время монастырь активно пользовался услугами частной литографии В. А. Черепанова в Архангельске, которая имела хорошую репутацию на Севере.21 Как особую заслугу этой литографии стоит отметить развитие видового лубка с уникальными панорамами северных монастырей.

В 1892 г. архимандрит Мелетий предпринял усилия по возрождению литографии в Соловецком монастыре. В его донесении Московской синодальной конторе говорится, что «для занятия литографическим делом имеются в монастыре люди: один мастер печатник, богомолец, проживающий в обителе третий год, и заявляющий желание потрудиться безвозмездно и остаться на жительстве в обители навсегда; некоторые из монастырских живописцев, могущие под руководством означенного мастера заниматься делом печатания».22 Инициатива была поддержана. Монастырская мастерская продолжала существовать и в начале ХХ в. Заведующим соловецкой литографией в это время состоял монах Филофей.23

В 1892 г. настоятель монастыря обратился в Московскую синодальную контору Святейшего Синода с просьбой рассмотреть десять литографий, которые предполагалось печатать в Соловецком монастыре: «Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря большого размера», «Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря малого размера», «Голгофо-Распятский скит на Анзерском острове», «Свято-Троицкий скит на Анзерском острове», «Савватиева пустынь, где подвизался преподобный Савватий Соловецкий чудотворец», «Скит при церкви Живоносного источника. Пустыня святителя Филиппа» (ил. 1), «Скит на Секирной горе в честь Вознесения Господня», «Скит на Муксаломском острове во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца», «Копия чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Запечной, явленной святителю Филиппу во время службы его в хлебопекарне», «Преподобные Зо-сима и Савватий Соловецкие чудотворцы». Второе аналогичное письмо

19 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. 2. Д. 5616. Л. 154-155.

20 Там же. Оп. 4. Д. 908. Л. 125 об.-126, 171 об.-172.

21 Попов А. Периодическая печать в Архангельске // ИАОИРС. 1914. № 8. С. 225232; Наши юбилеи // ИАОИРС. 1916. № 2. С. 76.

22 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1 Д. 116. Л. 11. 1890-1892 гг.

23 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. 2. Д. 5616. Л. 248.

ШШГЩРШ ЖНВОНОСШ) ИСТОЧНИКА, ПЖТЫНЯ СВОТГЕЛЛ ФИЛИППА.

Ил. 1. Скит при церкви Живоносного источника.

Пустынь святителя Филиппа. 1892 г. Литография Соловецкого монастыря

в Москву, в котором шла речь о печати уже семнадцати видов литографий, было направлено в 1894 г. Новые виды, упоминавшиеся в нем, — «Скит на Заяцком острове во имя святого Андрея Первозванного», «Вид Соловецкого монастыря с северо-восточной стороны», «Раки преподобных Зосимы и Савватия» и другие. В обители также были созданы литографические образы чудотворцев для Соловецкого патерика, хотя тираж был отпечатан не в монастырской литографии. Все перечисленные образы одобрены Московским духовно-цензурным комитетом.24

Первые листы, выпущенные Соловецким монастырем, по существу являлись литографированными иконами: «Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители» (ил. 2), «Копия чудотворной иконы Божьей Матери, именуемой Запечной, явленной Святому Филиппу во время службы его в хлебопекарне». Литографии небольшого формата, близкие к пядничным иконам. Их укрепляли на картонную или деревянную основу и помещали в киот и раму под стекло. Одни и те же сюжеты имели различное тоновое решение. Например, «Богоматерь Запечная» печаталась как в два, так и в шесть тонов.

24 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 121.

Лр'|. Д01. АУЛ- цгщ, алр.а; Г. Ц^на.ПоотШор филетер! Л а

сййтыеи преподобные отцы

81 ЕмоаецшОитШ.

Ил. 2. Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители. 1889 г. Литография Соловецкого монастыря

В 1890-е годы литография Соловецкого монастыря постепенно отходит от иконных сюжетов. В это время начинают печатать видовые листы с панорамами монастыря и его скитов. О религиозном содержании напоминают небольшие композиции, размещенные в верхней части листов, — «Преображение» или «Богоматерь Знамение» с предстоящими соловецкими чудотворцами. Наибольшей популярностью пользовалась гравюра «Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря», на которой представлена панорама обители с высоты птичьего полета, — яркая, красочная, с преобладанием насыщенных оттенков зеленого, красного и желтого цветов. Монастырь изображен с документальной точностью. В нижней части дана экспликация, подробно объясняющая назначение всех монастырских построек. Сохранился живописный прототип литографии, выполненный на холсте масляными красками.25

Известна панорама монастыря, напечатанная в технике литографии на белом шелке.26 Тонкая и изысканная по колориту, она отличается сдержанным пастельным цветовым решением.

Большую познавательную и документальную ценность имеет серия литографий 1892 г. с видами монастырских скитов, размещенных на Соловецких островах: «Скит на Муксаломском острове», «Голгофо-Распятский скит на Анзерском острове».27 На них представлены ансамбли церковных, хозяйственных и жилых построек. В нижней части гравюр — традиционная подпись: «Лит. Соловецкого монастыря». Формат листов довольно большой (40 х 50 см), они имитировали картины. Еще недавно можно было встретить такие картины, помещенные в рамке на стене в крестьянских домах поморов.

Многочисленные паломники, посещавшие монастырь и его скиты в летнее время, развозили листы по всей России, что способствовало привлечению богомольцев в Соловецкий монастырь. Продажа литографий давала монастырю ежегодный доход в 450 рублей.

В 1923 г. была составлена опись имущества, хранившегося на складе совхоза «Соловки», переданного Управлению Севлагерями: два литографических станка, 23 литографических камня, 23 «камней граверных», 17 валиков «для передачи красок», краски литографические — милорий темный, охра средняя и светлая, белила цинковые, коричневая, лимонная, киноварь-кармин, «крон желтый»,

25 Изображение ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Конец XIX — начало ХХ в. СГИАПМЗ. КП 61. Холст. Масло. 44,5 х 53.

26 Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. 1912-1916 гг. СГИАПМЗ. КП 614. Шелк. Хромолитография. 40х 53.

27 Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области. Кат. 146, 148, 149.

Ил. 3. Логотип магазина Семена Михайловича Павлова в Архангельске

ультрамарин.28 Литографская мастерская существовала в Соловецком монастыре в период с 1863 по 1921 г. Ее опыт и имущество были востребованы в 1920-е годы, когда Соловецкие лагеря особого назначения возобновили издательскую деятельность на Соловках.

В Архангельске во второй половине XIX в. открылось несколько литографий, где монастыри заказывали печатную продукцию. Среди них — типо-литография и «модно-галантерейный» магазин архангельского купца Семена Михайловича Павлова (ил. 3).29 Фирма существовала с 1873 г., а литография открыта 2 июля 1894 г.30 Согласно статистическим сведениям о промышленных заведениях Архангельской губернии за 1894 г. типолитография изготавливала разные

28ГААО. Ф. р-105. Оп. 2. Д. 97. Л. 4 об.-8.

29 Бронникова Е. П. Архангельская фотография (1847-1931). Архангельск, 2014. С. 277.

30 Сведения о нем из Всероссийской переписи населения за 1897 г.: «Павлов Семен Михайлович. Хозяин. 41 год. Купец. Родился Московской губ. Г. Руза. Сельцо Таболово. Приписан в Архангельске. Проживает в Архангельске. Православный. Язык — русский. Читать умеет. Обучался в помещичьей школе. Владеет домом по адресу: Архангельск, Троицкий пр. д. 8 и 10» (ГААО. Ф. 6. Оп. 18. Д. 15. Л. 8688).

Ил. 4. Бланк счета Типолитографии наследников Д. Горяйнова

бланки, книги и брошюры в количестве 225000 наименований на сумму 6000 рублей. Среднее число рабочих — 16 человек, из них — 6 малолетних.31 В 1900 г. С. М. Павлов имел мастерскую в собственном доме на Троицком проспекте Архангельска.32

Дмитрий Горяйнов, сын Санкт-Петербургского купца Михаила Горяйнова, получил в 1836 г. свидетельство на открытие вольной типографии в Архангельске.33 В 1877 г. заведением управляли наследники. Сохранился бланк счета от Типо-литографии наследников Д. Горяйнова с указанием адреса: «Троицкий пр., дом Ширкина № 57» (ил. 4).34 Типография печатала объявления, бланки, визитные карточки, ярлыки и этикетки.35

31 ГААО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 47. Л. 13.

32 ГААО. Ф. 827. Оп. 1. Д. 43. Л. 19 об. Алфавитный список торговцам и промышленникам по г. Архангельску за 1900 г.

33 ГААО. Ф. 4. Оп. 11. Д. 188. Л. 22, 24.

34 ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 2101. Л. 99; Ф. 6. Оп. 4. Д. 47. Л. 68.

35 Летопись города Архангельска. Архангельск, 1990. С. 64; ИАОИРС. 1916. № 2. С. 75; ГААО. Ф. 2. Оп. 1. Т. 3. Д. 3105. Переписка о разрешении купцу Горяйнову открыть в Архангельске частную типографию. 1845-1847.

К 1879 г. в литографии наследников Д. Горяйнова напечатана небольшая черно-белая литография «Храм Пресвятые Богородицы в Пер-томинской общежительной пустыни» (ил. 5),36 созданная на основе фотографического снимка, позже — «Михаило-Архангельский монастырь в Архангельске (ил. 6).37 В 1895 г. напечатан памятный листок — обращение к протоиерею Иоанну Ильичу (Кронштадскому), а также памятный адрес.38 Причт Яренгского прихода Архангельского уезда в 1909 г. заказал в литографии Горяйнова изображения святых Иоанна и Логгина Яренских, но «весьма неискусной работы, стоили по 20 рублей за тысячу».39 В 1913 г. с аналогичным заказом приход обратился уже к Е. И. Фесенко в Одессе.40 Размер цветных литографий немного увеличился (13 х 10 см), появились орнаментальные поля, краски стали более яркими, под лаком.

Создание художественной видовой литографии на Севере связано с именем архангельского купца второй гильдии Василия Артемьевича Черепанова.41 Его типография открыта 12 февраля 1871, а с 1882 г. — дополнительно организована литография, которая печатала бланки ведомостей, афиши, этикетки, пригласительные билеты и визитные карточки.42 В их числе выполняли разные заказы Консистории.43 Черепанов владел в Архангельске лавкой, располагавшейся по адресу: Рождественский переулок, № 43-44, «близ Никольской церкви».44 В статистических сведениях о промышленных заведениях Архангельской губернии за 1894 г. сказано, что в типографии и литографии Василия Черепанова печатаются картины, эстампы и бланки на сумму 6000 рублей. Сбыт изделий происходит в Архангельской и Вологодской губерниях. Среднее число рабочих типографии — 15 че-ловек.45 В 1900 г. владелец проживал в своем доме на Полицейской

36 Храм Пресвятые Богородицы в Пертоминской общежительной пустыни. 1879 г. НКМ. КП 3240. 11 х 16. Бумага, литография. Опубликован в книге: Предметы христианского культа в собрании Ненецкого краеведческого музея: Каталог / Сост. Е. Г. Меньшакова, А. А. Дементьева. Нарьян-Мар, 2008. С. 43. Кат. 72.

37 Литография в книге: Шашков А. А. Возобновление Михайло-Архангельского монастыря в г. Архангельске. Архангельск, 1895.

38 ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 87.

39 Этот лист издан также в литографии В. Черепанова в 1899 г. СГИАПМЗ. 107 вф. 13,8х11.

40 ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 2015. Л. 100, Л. 101, 105в.

41 Бронникова Е. П. Архангельская фотография (1847-1931). С. 396.

42 Кольцова Т. М. Первые литографии // Патриот Севера: историко-краеведче-ский сборник. Архангельск, 1985. С. 204-212.

43 ГААО. Ф. 1025. Оп. 6. Д. 81. Л. 26.

44 ГААО. Ф. 536. Оп. 1. Д. 9. Л. 69, 69 об.

45 ГААО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 47. Л. 23.

ПНЯ БОГОРОДИЦЫ аЬ ПРТОМКНСКОЙ ОБЩЕЖИТЕЛЬНОЙ ШЫНН

Ил. 5. Храм Пресвятые Богородицы в Пертоминской общежительной пустыни. 1870-е годы. Типолитография наследников Д. Горяйнова

Ил. 6. Михаило-Архангельский монастырь в Архангельске. 1890-е годы.

Литография Горяйнова

улице г. Архангельска, в его типолитографии работали два приказчика и до 19 служащих или рабочих.46

Журнал «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера» неоднократно публиковал статьи об активной издательской деятельности В. А. Черепанова.47

С 1884 г. В. А. Черепанов осваивает технику фотопечати. С этой целью он выписал из Мюнхена в 1885 г. фотолитографический станок.48 Тогда же предприимчивый купец открыл на Троицком проспекте в Архангельске книжную лавку. Он задался целью создать целую серию художественных литографий северных монастырей. В 1880-1890-е годы появляются литографии с панорамными изображениями Кийского Крестного,49 Артемиево-Веркольского (ил. 7),50 Антониево-Сийского,51 Соловецкого (ил. 8) и Красногорского Богоро-дицкого монастырей,52 отпечатанные в литографии В. Черепанова. Мастерская пользовалась большой популярностью, создавая печатные изображения северных чудотворцев и чудотворных образов. В типолитографии В. Черепанова была отпечатана «Копия с явленной иконы Святителя и Чудотворца Николая, находящейся в скиту при Святой озере, принадлежащем Веркольскому монастырю» 1896 г.53 На литографии «Точная копия с чудотворной иконы Грузинской Божией Матери, находящейся в Красногорском монастыре, Архангельской губернии, Пинежского уезда» (ил. 9)54 воспроизведена самая знаменитая чудотворная икона Русского Севера, к которой ежегодно совершалось паломничество. Правда, точной копией литографию назвать нельзя,

46 ГААО. Ф. 827. Оп. 1. Д. 43. Л. 27. Алфавитный список торговцам и промышленникам по г. Архангельску за 1900 г.

47 Попов А. Периодическая печать в Архангельске. С. 225-232; Наши юбилеи. С. 76.

48 ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1768. Л. 6.

49 МА. РШ 6182.

50 Литография хранится в собраниях нескольких музеев: АОМИИ (КП 23750), АОКМ и ПКМ (КП 198). Надпись на нижнем поле: «Типо-литография В. Черепанова в Архангельске. Духовною цензурою печатать дозволено. Архангельск. Апреля 1896 год. Цензор Протоиерей Ф. Павловский».

51 Хранится в собрании Церковно-археологического кабинета Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря.

52 ПКМ. КП 199. Надпись на нижнем поле: «Вид Красногорского Богородицкого общежительного монастыря. Типо-литография В. Черепанова в Архангельске. Духовною цензурою печатать дозволено. Архангельск. 21 сентября. 1896 г.».

53 НКМ. № 4386 в. ф.

54 НКМ. КП 3241. 23,6 х 18. Бумага, хромолитография. Опубликована в книге: Предметы христианского культа в собрании Ненецкого краеведческого музея: Каталог. С. 43. Кат. 74.

Ил. 7. Вид Веркольского первоклассного общежительного монастыря святого Артемия Веркольского. 1896 г. Литография В. А. Черепанова

ЕЩЬ лышшши) шшищга ¡ж сад^шш^цшШ ИМНШ

Ил. 8. Вид Соловецкого монастыря с северо-западной стороны. Конец XIX в. Литография В. А. Черепанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТИНА НИЦ Я ЩИШШ НШ [ШШ

Ил. 9. «Точная копия с чудотворной иконы Грузинской Божией Матери, находящейся в Красногорском монастыре, Архангельской губернии, Пинежского уезда». Конец XIX — начало ХХ в. Типолитография В. А. Черепанова

Ил. 10. Альбом «Виды Соловецкого монастыря». 1884 г. Литография В. А. Черепанова

поскольку размер подлинного чудотворного образа был несколько больше (44 х 33).

Нередко литография В. Черепанова выполняла заказы книгоиздателей на художественные иллюстрации. Так, например, «Справочная книжка и календарь Архангельской губернии», изданная Архангельской губернской типографией в 1888 г., имеет цветное приложение — план города Архангельска, выполненный в типолитографии Черепанова.

Настоящую известность принесли Черепанову виды Соловецкого монастыря, изданные в 1884 г. Литографии вышли в свет сброшюрованными в альбом «Виды местностей Соловецкого монастыря» (ил. 10). Около тридцати листов альбома дают представление о скитах, пустынях, рыболовных тонях на Соловецких островах. Множество деталей, характеризующих хозяйственную деятельность, жизнь и быт монастыря, можно видеть на этих листах: кирпичный завод, сенокосы, огороды, сушку сетей, морские карбасы у причала, лодки с рыбаками-монахами на озерах и т. д. Литографии выполнены скру-

пулезно, с большой исторической точностью. Комитет Архангельской сельскохозяйственной выставки 1884 г. в честь трехсотлетия Архангельска присудил В. А. Черепанову малую серебряную медаль за альбом литографий с видами Соловецкого монастыря.55 Особый интерес вызывают листы, запечатлевшие памятники, не сохранившиеся до наших дней или изменившие свой первоначальный облик: безвозвратно утраченная Царская колокольня на территории монастыря, часовня в Старой Сосновке. По литографиям можно судить о монастырских раболовных тонях на Реболде, Малой Муксалме. Значительное место на листах отводится пейзажу, реально отражающему характерный ландшафт Соловецких островов. Ряд литографий, таких как «Гора Фавор», «Остров Заяцкий», отличаются тонким цветовым решением.56

По заказу монастыря В. А. Черепанов выполнил способом фототипии «Альбом ризницы Соловецкого монастыря», в состав которого вошло 29 иллюстраций.57 Среди них уникальные предметы, составляющие богатейшее наследие обители: потиры и кресты, ризы и митры, колокола и вериги.

Литографированные лубки, созданные в северных мастерских, повлияли на развитие художественной среды Русского Севера и явились важным историческим документом своей эпохи.

55 Лудмер Я. И. Отчет об Архангельской сельскохозяйственной вставки 1884 года // Сельское хозяйство и лесоводство. Журнал Министерства государственных имуществ. СПб., 1886. Ч. СШ. С. 239-241; СГИАПМЗ. КП 249; АОКМ. КП 3466.

56 Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области. С. 98. Кат. 138.

57 РНБ. 118. 184. 4. 22; АОКМ. КП 3467; Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области. С. 98-99. Кат. 139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.