Научная статья на тему 'Художественная концептуализация мира в рассказе Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»'

Художественная концептуализация мира в рассказе Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1328
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная концептуализация мира в рассказе Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»»

лирует своего мужа, поэтому, «швырнув глазом вверх» [2: 81], интересуется, с кем он разговаривает. Закрывает глаза, «как обреченный, над которым палач уже занес нож» [2: 95], Анюта, влюбленная в Мышлаевского и одновременно боящаяся его.

Глаза героев романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» определяют их физическое состояние. Так, читатель видит, что глаза Елены становятся красными от слез, которые она пролила, ожидая мужа. Именно поэтому она сразу выглядит постаревшей и подурневшей. Красными становятся глаза Мышлаевского, когда он просыпается в квартире Турбиных: «Глаза его в красных кольцах - стужа, пережитый страх, водка, злоба» [2: 57]. Далее мы можем увидеть его «мучительно угасающие глаза» в момент, когда Мышлаевскому стало плохо от выпитого. Повествователь, словно врач, фиксирует, как они выглядят в этот момент: «Мокрая тряпка лежала на лбу, с нее стекали на простыни капли, под тряпкой виднелись закатившиеся под набрякшие веки воспаленные белки глаз, и синеватые тени лежали у обострившегося носа» [2: 66]. Глаза больного сифилисом Русакова становятся «совершенно стеклянными» от большого количества выпитого, в тот момент, когда он вертится на столбе перед Михаилом Шполянским. Страшно становится за судьбу этого человека.

Подытожим вышесказанное: во-первых, описывая внешность своих героев, М.А. Булгаков следует традиции Л.Н. Толстого (в произведении при описании внешности героя акцент делается на определенной детали, которая соотносится с его характером или состоянием); во-вторых, значимой деталью внешности булгаковских героев являются именно их глаза; в-третьих, герои романа «Белая гвардия» оказываются вытесненными этой деталью внешности.

Литература

1. Земская Е.А. Николка Турбин и братья Булгаковы: По материалам семейного архива // Театр. 1991. № 5; Кожевникова Н.А. Речевые разновидности повествования в русской советской прозе: Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1973; Михаил Булгаков: Современные толкования. К 100-летию со дня рождения 1891-1991: Сб. обзоров / Под ред. и сост. Т.Н. Красавченко. М.: ИНИОН АН СССР, 1991; Соколов Б.В. На пути к истине: К 100-летию со дня рождения М.А. Булгакова // Молодая гвардия. 1991. № 5; Фиалкова Л.Л. Пространство в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» (К проблеме изучения жанра и композиции произведения) // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1986.

2. Булгаков М.А. Белая гвардия. М.: Правда, 1989.

Е.И. КУЗНЕЦОВА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МИРА В РАССКАЗЕ Л. АНДРЕЕВА «ЖИЗНЬ ВАСИЛИЯ ФИВЕйСКОГО»

Каждое литературное произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия и организации мира, т.е. частный вариант концептуализации мира. Выражаемые в литературнохудожественной форме знания автора о мире являются системой представлений, направленных адресату. В этой системе вместе с универсальными общечеловеческими знаниями представлены уникальные, самобытные, порой парадоксальные представления автора. Концептуальный анализ, который заключается в выведении из содержания всего текста базовых концептов, является продуктивным способом описания индивидуально-авторской картины мира, так как она отражена в тексте, субъективна и несет на себе черты языковой личности ее создателя.

Представляется целесообразным начать описание концептосферы рассказа «Жизнь Василия Фивейского» с анализа заглавия и его семантического радиуса.

Заглавие рассказа представлено словосочетанием, которое уже отчасти раскрывает его содержание. Из названия мы видим, что повествование посвящено жизни конкретного лица, Василия Фивейского. А уже из первой строчки рассказа можно вывести основную его тему, поскольку Леонид

Андреев нередко строит свои рассказы как развитие одного определенного тезиса. Часто в самом начале он задает тон всему произведению. Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел суровый и загадочный рок, - так начинает писатель повесть о судьбе человека, в чьем сердце никогда не заживали кровоточащие раны Этот тезис, открывающий рассказ и раскрывающий основную идею произведения, содержит два очень значимых для писателя концепта - жизнь и рок. Данные концепты встречаются во многих его произведениях. Они образуют центральные мотивы творчества Л. Андреева и отражают его экзистенциальную проблематику.

Из частотного словаря, составленного по рассказу «Жизнь Василия Фивейского», выделяем лексемы с наибольшей частотой словоупотреблений. Помимо наименований главных героев (Василий, Настя, Вася, Иван, Мосягин, поп, попадья, дьякон, жена, муж, отец, идиот), по частоте своего употребления выделяются лексемы: человек, люди, жизнь, рука, нога, глаза, лица, Бог, церковь, страх, смех, молчание, холод, безумие, время, ждать, ночь, тьма, черный (плюс их синонимы и производные). Лексемы, которые имеют большую частоту словоупотреблений, но в силу своего лексикосемантического статуса не могут претендовать на роль ключевых слов, были изначально отброшены (как, его, что, она и проч.). Из выделенных выше лексем, ключевыми, по нашему мнению, являются жизнь, Бог, человек, страх, смех, безумие, молчание, холод, время, ожидание, тьма, поскольку слова, описывающие части тела человека, не несут идейной нагрузки, а лишь употребляются при описании людей и их действий. Обозначенные выше ключевые слова, соответственно, и представляют основные концепты произведения.

Доминирующим концептом рассказа является, по нашему мнению, концепт жизнь. На это указывает то, что, во-первых, имя концепта вынесено в заглавие произведения, что подчеркивает текстовую значимость выражаемого им смысла; во-вторых, данная лексема является выразителем основного содержания рассказа; в-третьих, высокая частота употребления лексемы в рассказе в контекстах, конкретизирующих и раскрывающих ее смысл.

Лексема жизнь имеет следующие словарные значения: 1. Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ. Ж. Вселенной. 2. Физиологическое состояние живого организма (человека, животного, растения) от зарождения до смерти (противоп.: смерть). Дорожить жизнью. 3. Полнота проявления физических и духовных сил. Кто-л. полон жизни. 4. Период существования кого-л. от рождения до смерти. Ж. провести. // где или с опр. Ограниченный определенными временными рамками период существования кого-л. Ж. у друзей запомнилась надолго. // Совокупность всего пережитого и сделанного человеком. Его ж. богата событиями. 5. Образ существования кого-л. Ж. его проходит размеренно. //Установившийся порядок в повседневном существовании кого-л. 6. кого- чего или с опр. Деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях, в различных областях, сферах. Ж. государства.7. Реальная действительность; бытие. В окружающей жизнь немало интересного. 8. Оживление, возбуждение, вызываемое жизнью живых существ. Ж. на базаре кипит вовсю [2:306].

Рассмотрим, как выражается концепт жизнь в рассказе. Как уже отмечалось, для концептуального осмысления произведения важным является тот факт, что лексема жизнь, имя данного концепта, вынесена в заглавие рассказа. в отличие от рассказа Л. Андреева «Стена», где имя концепта полностью совпадает с заголовком рассказа, в этом названии оно приводится уже в контексте: «Жизнь Василия Фивейского». Следовательно, можно предположить, что Жизнь здесь не несет такой символической нагрузки, такого обобщенного смысла, как Стена; она несколько конкретизирована: жизнь конкретного человек, то есть «период его существования». Подтвердить или опровергнуть это предположение нам поможет дальнейший анализ.

Вследствие частотного анализа текста было выявлено 83 словоупотребления лексемы жизнь и однокоренных слов. Определим особенности представления концепта в рассказе, для чего обратимся к контекстам, в которых фигурирует имя данного концепта:

1. И на всю жизнь почувствовала она страх к ярким солнечным дням. В данном контексте, сочетаясь со словом всю, слово жизнь выступает в четвертом словарном значении - «период существования

Е.и. кузнЕцовА

от рождения до смерти» [2:306]. Словосочетание всю жизнь указывает на следующее значение фразы: «с этого момента (гибели сына) до самой смерти» женщина будет бояться солнца, света и прятаться в темноте. 2. И все окрест знали, что он очень несчастен в своей жизни, и брезгливо сторонились его. В данном контексте лексема жизнь также выступает в четвертом словарном значении, но имеет следующий оттенок значения: «совокупность всего пережитого и сделанного человеком» [2:306].

2. Самую жизнь свою он перестал чувствовать - как будто порвалась вечная связь тела и духа, и, свободный от всего земного... поднялся дух на неведомые высоты. В данном предложении, описывающем состояние священника, находящегося в молитвенном экстазе, жизнь употребляется во втором словарном значении - «физиологическое состояние живого организма» [2:306], а словосочетание перестал чувствовать жизнь, а также последующее сравнение придают предложению значение «отстраненность, отрешенность от жизни, физического тела». 3. Господи возьми мою жизнь, но отдай мне мое дитя! Здесь также отражено второе словарное значение лексемы - «физиологическое состояние живого организма», что подтверждаем примером из словаря: Отдать ж. за кого-, что-л. (пожертвовать собственной жизнью ради кого-, чего-л.) [2:306].

4. Все осуждали жизнь, но никто не хотел умирать, и все чего-то ждали, напряженно и страстно. В данном контексте, в сочетании с глаголом осуждать, существительное жизнь выступает в пятом словарном значении - «образ существования кого-л.» [2:306], и люди в рассказе осуждают не сам факт своего существования, а свой быт.

5. Вот ждала она новой жизни на земле, и была бы скорбной эта жизнь... Здесь лексема жизнь, сочетаясь со словом ждала, также употребляется в пятом словарном значении, что подтверждается примером из словаря: начать новую ж. [2:306].

6. - Как же ты живешь?... - Какая же наша жизнь, - заплакала старуха. - Кто милостыньку подаст, тем и живу. Жизнь в этом контексте имеет значение «способ, средство существования».

7. За полгода жизни у Ивана Порфирыча он стал гладкий и круглый, как свежий огурец. В данном случае лексема выступает в четвертом словарном значении с оттенком значения «ограниченный определенными временными рамками период существования кого-л.» [2:306].

Анализ контекстов употребления лексемы жизнь позволяет сделать вывод о том, что в рассказе выражаются различные значения, относящиеся к ядру концепта жизнь, свойственные данной лингво-культуре и закрепленные в словаре. К ядру концепта в рассказе добавляется широкое интерпретационное поле, содержащее оценки автора, т. е. взгляд писателя на эту жизнь. Это поле репрезентируется словами, входящими в синтагматические и парадигматические отношения с лексемой жизнь.

С существительным жизнь в тексте чаще всего согласуются прилагательные неудачная, тоскливая, скорбная, одинокая: 1) И уходила куда-то одинокая и грязная старость, и уходила вся неудачная, тоскливая жизнь, 2) И этот жалкий пробор, эта глухая забота о старой, некрасивой.голове были также правдой - печальной правдой о вечно одинокой, вечно скорбной человеческой жизни; 3) ...Когда сама вечно лгущая жизнь словно обнажала свои темные таинственные недра. В этих предложениях представлен также весьма значимый концепт вечность, который открывается в произведении в значении «вечность и неизменность» жизни с течением времени, «постоянность» одинокого и скорбного человеческого существования, «постоянность» неизвестности, таинственности, «лживости» жизни для людей. Существительное жизнь часто выступает в сочетании с прилагательным таинственный, что указывает на такой признак концепта, как «неизвестность, таинственность» законов жизни для людей: ...Никто не умел назвать ее человеческим словом - эту огромную правду о Боге, и о людях, и о таинственных судьбах человеческой жизни.

Характеризуя людей по отношению к их жизни, автор использует такие причастия как измученные (Но не этого ждали от него измученные жизнью люди), разрозненные (Они редко бывали вместе, разрозненные жизнью, - но полным страдания сердцем они непрестанно искали друг друга (о супругах). Существительное жизнь часто стоит в одном контексте с существительными страдание и горе. Они встречаются вместе настолько часто, что начинают восприниматься как синонимы слова жизнь: 1) Есть на земле другие люди - подобные ему существа, и у них своя жизнь, свое горе, своя судьба.

В данном случае, несмотря на пунктуацию, создается впечатление, что подобное перечисление уточняет и раскрывает значение первого слова ряда; горе - как «наполнение жизни, ее содержание», судьба - как «пройденный путь, «результат жизни»; 2) У каждого страданий и горя было столько, что хватило бы на десяток человеческих жизней. Придаточное предложение, относящееся к опорному слову столько, характеризует человеческую жизнь как с лихвой переполненную страданием и горем; 3) Он (Бог) дал мне много; он дал мне видеть жизнь и испытать страдание, и острием моего горя проникнуть в страдание людей. Здесь лексема жизнь выступает во втором словарном значении -«физиологическое состояние живого организма от зарождения до смерти (противоп.: смерть)» [2:306]. Соответственно, по нашему мнению, словосочетание видеть жизнь имеет значение «прожить жизнь», а «прожить жизнь» и «испытать страдание, горе», будучи «даром Бога» (выделено нами - Е.К.) (дал мне много), воспринимаются как одно целое.

Наряду с этими словами, в одном контексте со словом жизнь встречаются такие характеризующие ее существительные, как плен, рабство, оковы, пустыня заботы, тьма, муки, слезы 1) Так зачем же всю жизнь мою Ты (Богу) держал меня в плену, в рабстве, в оковах?; 2) Всю жизнь его Бог обратил в пустыню ...; 3) Явился в жизнь, и тьма объяла его (о сыне - идиоте).

Концепту жизнь противопоставлен концепт смерть, который представлен в рассказе своим главным ядерным значением «прекращение существования» [2:1217]. Смерть у Л. Андреева выступает в качестве антипода и врага Жизни: Он.почти прикасается к посинелым устам и дышит в них дыханием жизни - и смрадным, холодно- свирепым дыханием смерти отвечает ему потревоженный труп. Таким образом священник пытается воскресить Семена Мосягина, вдохнуть в него жизнь, но ему противостоит уже овладевшая телом смерть. Однако Смерть выступает в рассказе не только как «враг Жизни», но и как «неизбежный, вечный спутник Жизни», как «часть жизни» и ее «неизбежный результат». Уродливое прозябание где-то на границе между жизнью и смертью - так характеризует автор жизнь Семена Мосягина. Несказанно ужасный в непостижимом слиянии вечной жизни и вечной смерти - священник говорит о сыне-идиоте.

Обобщение всех контекстов, где употребляется ключевое слово жизнь, изучение парадигматических и синтагматических отношений данной лексемы помогает нам выявить характерные свойства концепта, его атрибуты. Жизнь в рассказе есть страдание, мучение, горе, боль; она характеризуется как тоскливая, скучная, неудачная, скорбная.

В повести появляется образ змеи, но теперь это уже не змея-стена, как в рассказе «Стена», а змея-жизнь. И дышал он глубоко и часто, как будто задыхался он в том бессмысленном, тупом и диком, что называлось жизнью Семена Мосягина и обвивалось вокруг него, как черные кольца неведомой змеи. Подобное сравнение также служит выражению художественного концепта жизнь, показывает авторское отношение к Жизни. Поскольку с образом змеи связаны представления о сильном опасном существе, которое способно убить (ужалить и задушить), а также о коварном, хитром и злом человеке (переносное значение), такое сравнение наталкивает на представление о жизни как о коварной, злой и «ядовитой», которая, «обвиваясь» вокруг человека, может легко его задушить.

Мрачные эпитеты тоскливая, скучная, неудачная, скорбная, бессмысленное, тупое, дикое дают характеристику авторского понимания Жизни. Будучи человеком трагического мироощущения, писатель воспринимает жизнь трагически. От нее страдают, она измучивает людей, ее даже перестают чувствовать, и, в конце концов, она уходит.

Однако мы не раз сталкиваемся с употреблением существительного жизнь и в таких контекстах, где рядом с ним стоят прилагательные новый и особенный: И снова вернулась в их дом потерянная надежда и радость. Всею силою пережитых страданий поверила попадья в новую жизнь, совсем новую и совсем особенную, какой нет и не может быть у других людей. В рассказе мы видим веру в будущее, бесформенную мечту героев, надежду на новую, особенную жизнь. «Там будет другое, там не нужно будет пить» - думала она, озаренная светом неопределенной и прекрасной мечты. Следовательно, немаловажную роль в раскрытии идейного содержания рассказа играют концепты надежда и ожидание, которые репрезентируются в тексте такими словами, как надежда, вера, мечта,

ожидание, новая жизнь, ждать, верить и пр., а также с помощью будущего времени глагола жить: Все осуждали жизнь, но никто не хотел умирать, и все чего-то ждали, напряженно и страстно.... О. Василий пытался иногда говорить с нею (женою) о том, куда они уедут и как будут жить.

Как мы видим, Жизнь, изображенная в повести, страшна и жестока, но, несмотря на это, автор показывает, что у людей есть надежда на лучшее.

Однако, Жизнь священника (как и всех селян, и всего человечества, по мысли Л. Андреева), предопределена, так как существует Рок. Даже в те редкие моменты, когда казалось, что появляются какие-то намеки на возможное счастье, что все становится хорошо и прочно, когда в доме воцаряется тихий радостный покой, когда душа Василия Фивейского тихо улыбается, во лбу священника, где-то между бровями, безмолвно пролегает прозрачная тень великой скорби. Таким образом, автор доносит до нас мысль о том, что на жизни человека стоит клеймо Рока: даже в дни покоя и отдыха над его жизнью беспрестанно тяготел рок. Лексемы рок и судьба повторяются в рассказе всего лишь несколько раз, тем не менее, концепт выражается имплицитно и играет очень важную роль в произведении.

В словарях лексема рок фиксируется с пометой высок. и имеет следующее определение: судьба (обычно грозящая бедами, несчастьями и т.п.) Злой рок тяготеет над кем-л. [2:1128].

Значение данного концепта в произведении соответствует его узуальному осмыслению. Рок не олицетворяется, как это происходит в дальнейшем у Л. Андреева (в пьесе «Жизнь Человека»), зато образ Рока проявляется непосредственно в его деяниях, в том горе и страданиях, которые он несет людям.

Рок ломал жизнь не только сельскому священнику, Рок - над жизнью всех крестьян, всех прихожан, всех людей: целыми часами входила в ухо его (священника) робкая неразборчивая речь, и смысл каждой речи был страдание, страх и великое ожидание. Рок «навалился» (выделено нами - Е.К.) тяжелой Стеной на крестьянина Семена Мосягина, задавив его насмерть: что-то слабо хрустнуло, вся стена беззвучно сползла вниз и накрыла его. Казалось бы, здесь речь идет о непрочной стене пещерки, и реализуется прямое, узуальное значение концепта, но почему именно от стены погибает человек, сыгравший немаловажную роль в жизни отца Василия. Возможно, не случайно из тысячи возможных смертей писатель выбрал именно такую своему герою. Концепт стена, по нашему мнению, является весьма значительным и для этого рассказа. Лексема стена, 14 раз употребляясь в произведении, применяется, главным образом, для описания жилища О.Василия. 1. Ободранные голые стены, сияющая пустота воздуха. 2. Замерзшие окна...былинепроницаемы, как стены, и отделяли людей от серой ночи. 3....И все исчезает: голые стены, отвратительная маска идиота... По нашему мнению, концепт стена здесь также обладает, помимо узуального, индивидуально-авторским значением. Несмотря на то, что Стена выходит в данном рассказе на второстепенный план, она сохраняет свою символичность. Стена - все то, что стоит на пути к счастливой жизни, то, что «отрезает» от нее. 1. Отрезанные стенами и ночью от людей и жизни, они точно крутились в вихре дикого и безысходного сна (о семье священника). 2. Он.быстро заходил по комнате., натыкаясь на стулья и стену, он бегло ощупывал ее костлявыми пальцами и бежал назад; и так кружился он в узкой клетке немых стен... Комната Василия Фивейского представляет собой узкую клетку немых стен, а сам священник, безумствующий и мечущийся в четырех стенах, напоминает прокаженного перед Стеной. Он тоже «кружится» по комнате, как кружились прокаженные в безумном припадке. Помимо знакомых нам по тексту рассказа «Стена» прилагательных непроницаемый и немой, репрезентирующих концепт стена, автор широко употребляет здесь такие, как голый, ободранный и др., подчеркивая неуютность и холод помещения, в котором живет священник со своей семьей.

Концепт рок в исследуемом тексте противопоставлен концепту жизнь, как, впрочем, и в других произведениях («Большой шлем», «Жизнь Человека»). Рок у Андреева всегда стоит на пути счастливой Жизни: он незримо присутствует или выступает в роли «Некого в сером», который управляет существованием человека.

Концепт рок является одним из основных концептов в творчестве Л. Андреева. Образ-символ Рока мы встречается в различных произведениях писателя, как более раннего, так и позднего периода. Своего апогея Рок достигает в пьесе «Жизнь Человека», где предстает в человеческом облике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.