Научная статья на тему 'Художественная концептуализация как процесс и его результаты: универсальное и специфичное'

Художественная концептуализация как процесс и его результаты: универсальное и специфичное Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕПТ / ДЕМОТИВАТОР / THE ART CONCEPTUALIZATION / CONCEPT / DEMOTIVATOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исаева Лидия Алексеевна, Буданова Светлана Геннадьевна

Статья посвящена анализу демотиватора как полимодального текста, для которого свойственен синтез вербальной и визуальной составляющей и комический смысл. Рассматриваются такие средства создания комического смысла демотиватора, как буквальная метафора и каламбур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART CONCEPTUALIZATION AS A PROCESS AND ITS RESULTS: UNIVERSAL AND SPECIFIC

The article is devoted to the analysis of a demotivator as a multimodal text which synthesizes verbal and visual components and is characterized by a comic sense. Such means of creating the comic sense of a demotivator, as a literal metaphor and a visual pun are considered.

Текст научной работы на тему «Художественная концептуализация как процесс и его результаты: универсальное и специфичное»

Л.А. ИСАЕВА, С.Г. БУДАНОВА

художественная концептуализация как процесс и его результаты: универсальное и специфичное

Л.А. ИСАЕВА, С.Г. БУДАНОВА

the art conceptualization

as a process and its results: universal and specific

L.A. ISAEVA, S.G. BUDANOVA

Статья посвящена анализу демотивато-ра как полимодального текста, для которого свойственен синтез вербальной и визуальной составляющей и комический смысл. Рассматриваются такие средства создания комического смысла демотиватора, как буквальная метафора и каламбур.

Ключевые слова: художественная концептуализация, концепт, демотиватор

The article is devoted to the analysis of a demotivator as a multimodal text which synthesizes verbal and visual components and is characterized by a comic sense. Such means of creating the comic sense of a demotivator, as a literal metaphor and a visual pun are considered.

Keywords: the art conceptualization, concept, demotivator

Изучению особенностей концептуализации тех или иных понятий в языковой картине мира посвящены многие современные лингвистические, лингвокультуро-логические и литературоведческие исследования. Термин «концептуализация» используется в основном для обозначения процесса структурирования знаний, выделения единиц человеческого опыта в их идеальном содержательном представлении для обозначения живого процесса порождения новых смыслов [1]. Концептуализацию мы понимаем как процесс структурирования знаний о реалиях действительности в сознании индивида, коллектива и вместе с тем как результат этого процесса, выражающийся в приобретении определенными понятиями и разноуровневыми языковыми единицами, номинирующими эти понятия, регулярных или разовых (ситуативных) приращенных значений (подробнее см. [2]).

Концептуализация понятия в художественном тексте (ХТ) - это, в первую очередь, результат, реализующийся в особой многоуровневой единице, включающей как понятийные, так и образные, оценочные, ассоциативные и др. составляющие, -концепте. Концептуализация как результат действия одноименного процесса может приводить к появлению: а) у базовых понятий языковой картины мира социума устойчивых национально-культурных приращений; б) у базовых понятий индивидуальной языковой картины мира (которые могут быть как базовыми, так и периферийными в картине мира социума) значимых для конкретной языковой личности приращений; в) у разноуровневых и разностилевых единиц конкретного языка концептуализированных приращенных значений. То есть в значении (в) можно говорить о синонимичности терминов «концептуализация» и «концепт».

Художественные концепты, возникая в сознании творческой личности и аккумулируя её представления, эмоции, заключают в себе возможность образного развития и являются как бы заместителем образа, в силу чего природа художественного освоения отличается экспрессивностью, особым словесным рисунком, «красками»

же выступают эксплицируемые словами ассоциации. При этом устойчивость образа, с одной стороны, опирается на языковое значение и форму слова, а с другой - на возможность множественных его реализаций (различных прочтений) как в одном тексте, так и в разных произведениях. Все это в комплексе обеспечивает ведущую роль образа в порождении художественного содержания.

Рассмотрим концептуализацию в национально-культурной (НККМ) и индивидуально авторских картинах мира (ИАКМ) понятия «путь», являющегося основным элементом, универсалией в представлении о пространстве и входящего в ядро языкового сознания русских. Концепт «путь» может служить ярким иллюстративным примером концептуализации как в культурно значимых контекстах (единицы фразеологии, паремиологии, афористики - 1070 проанализированных единиц), так и в художественных лирических произведениях, например А.С. Пушкина и С.А. Есенина (516 ед.).

Сопоставительный анализ особенностей концептуализации понятия в национальной и различных индивидуально-авторских картинах мира интересен, так как позволяет выявить общие, базовые представления (которые, однако, не всегда являются общенациональными), а также более ярко обнаруживает субъективные, индивидуальные приращения.

Организация поля концепта «путь» как в НККМ, так и в ИАКМ А.С. Пушкина и С.А. Есенина имеет сходную структуру (ядро, приядерную зону, ближнюю и дальнюю периферию). Примерно равно количество проанализированных художественных контекстов, их процентное распределение внутри реконструируемого поля концепта также не имеет значительных расхождений, однако организация каждой из областей концептуального поля «путь» в НККМ и ИАКМ поэтов различна (например, представление концепта «путь» в НККМ чаще осуществляется через использование лексемы дорога (59%), в ИАКМ А.С. Пушкина - через репрезентант путь (48,1%), в ИАКМ С.А. Есенина дорога еще более частотна (66%).

Как показало сопоставительное исследование (подробнее см. [3]), концептуализированное понятие «путь» имеет ряд национально-культурных приращений и индивидуально-авторских реализаций. Одни смысловые приращения являются общими для НККМ и ИАКМ, другие не находят соответствий в НККМ, но свойственны ИАКМ А.С. Пушкина и С.А. Есенина, третьи представлены лишь в НККМ, а некоторые реализуются лишь в творчестве того или иного поэта. Считаем, что особенности в концептуализации тех или иных понятий могут стать более очевидными при их сопоставительном анализе. Соотношение универсальных и специфичных концептуализаций понятия «путь» представим в таблице 1.

В результате исследования установлено, что в концептосфере поэтов совмещаются три представления о понятии «путь»: общенациональное, характерное для большинства носителей русской культуры (оппозиции/ корреляции «жизнь - дорога», «свое - чужое пространство», «жизнь - смерть», «правда (истина) - ложь», общепоэтическое («путь - творчество»), объединяющее авторов как представителей одной сферы деятельности, и индивидуально-авторское («память - забвение» для ИАКМ А.С. Пушкина и «живое - мертвое» для ИАКМ С.А. Есенина).

Приращенные значения концептуализированного понятия «путь» в НККМ и ИАКМ А.С. Пушкина и С.А. Есенина

Таблица 1

IV)

о —л

НККМ ИАКМ А. С. Пушкина ИАКМ С.А. Есенина Оппозиция/ корреляция

1) Жизнь - дорога, изобилующая опасностями и соблазнами; 2) судьба человека - выбранная дорога; 3) пройденная дорога - это пример для идущих следом; 4) дорога - простор для деятельности 1) Жизнь, судьба, предназначение; 2) собственное мнение, жизнь; 3) удел, долг; 4) годы, прошедшая молодость; 5) взрослая жизнь, переход от юности к зрелости; 6) сфера деятельности, профессия 1) Дорога - жизнь; 2) судьба - выбранный путь; 3) дорога -прожитые годы Дорога - жизнь

1) Дорога - тяжелое испытание, требующее напряжения внутренних сил, ума и предусмотрительности; 2) дорога - испытание дружбы, верности, товарищества; 3) предложная форма «при дороге» актуализирует значение незащищенности, беспокойности; 4) устойчивое сочетание «на большой дороге» раскрывает значение «воровство», «грабеж»; 5) фразеологические сочетания с компонентами «поперек дороги», «перейти/ перебежать дорогу»; 6) путь/ дорога - «антидом» 1) Дорога - тяжелое испытание, требующее напряжения внутренних сил, ума и предусмотрительности; 2) ратное дело, сражение 1) Дорога - тяжелое испытание, требующее напряжения внутренних сил, ума и предусмотрительности; 2) путь/ дорога - Родина, Россия Свое - чужое пространство

1) Дорога - путь к смерти, на «тот свет» 1) Дорога к смерти, конец жизни - это конец дороги 1) Дорога - путь к смерти Жизнь - смерть

1) Путь - нечто правильное, хорошее, благое; 2) путь -верное направление (часто о жизни) 1) Истина, жизнь по законам совести и наоборот 1) Вера, истинный путь, жизнь по законам Бога Правда (истина) -ложь

1) Творчество, предназначение быть поэтом 1) Творчество, поэзия Путь - творчество

1) Забвение, безызвестность как заросшая или занесенная дорога Память - забвение

1) Дорога - живое существо Живое - Мертвое

ь

Зу

и §

0

П СП

1

а:

о §

Приведенные приращения, оппозиции и корреляции составляют результат концептуализации понятия «путь» на разных уровнях языковой картины мира. Однако концептуализация, как уже отмечалось выше, - не только результат, но и процесс. С этой точки зрения процессуальность концептуализации может быть исследована, например, при изучении концепта «путь»: 1) в разные периоды творчества одного автора; 2) в различных художественных произведениях одного автора (Пушкин-поэт и Пушкин-прозаик); 3) в творчестве различных авторов (концепт «путь» А.С. Пушкина и С.А. Есенина, А.А. Блока и русской деревенской прозы 60-70 гг. и др.). Кроме того, концептуализация в ее процессуальной составляющей проявляется и тогда, когда индивидуально-авторский концепт, при условии его значимости для большой части носителей языка, с течением времени входит в число национально-культурных (например, «путь - дорога к смерти», «путь-жизнь», «путь -творчество», «путь - выбранная судьба» и др.).

Таким образом, художественная картина мира дает возможность исследовать концептуализацию того или иного понятия в описательном, так и в сопоставительном аспекте. Последний позволяет выделить универсальные черты художественных картин мира тех или иных авторов, а также приращения, специфичные для каждой отдельной языковой личности.

Литература

1. КубряковаЕ.С., ДемьянковВ.З., ПанкрацЮ.Г., ЛузинаЛ.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей ред. Е.С. Кубряковой. М., 1996.

2. Исаева Л.А., Буданова С.Г. Лингвоконцептология художественного текста: базовые понятия и методические основы // Культурная жизнь Юга России. 2012. №1.

3. Дрыга С.Г. Концепт «путь» в национально-культурной и индивидуально-авторской картинах мира (на материале произведений А.С. Пушкина и С.А. Есенина) // Вестник ПГЛУ Пятигорск: ПГЛУ, 2009. Вып. 1. С. 68-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.