УДК 72:069
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГОРОДА ИРКУТСКА
С.Н.Элоян1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Раскрыто образно-ассоциативное содержание художественной концепции оформления экспозиции Музея истории города Иркутска, показаны творческие принципы, приемы и методы решения основных тематических разделов экспозиции. Содержится описание ряда новаторских дизайнерских решений. Ил. 5. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: музей; Иркутск; проектирование; художественная концепция; архитектурно-планировочное решение; колористическое решение; тематический раздел; экспозиция.
ARTISTIC CONCEPTION OF THE EXPOSITION PROJECT FOR THE MUSEUM OF IRKUTSK HISTORY S.N. Eloyan
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article reveals the image-associative content of the artistic conception of the exposition design for the Museum of Irkutsk history. It shows creative principles, techniques and methods to solve the main thematic sections of the exhibition. It also describes a number of innovative design solutions. 5 figures. 5 sources.
Key words: museum; Irkutsk; designing; artistic conception; architectural solution; color solution; thematic section; exposition.
В 2011 г. исполняется 350 лет со дня основания г Иркутска. Программой празднования юбилея предусмотрен ряд мероприятий, направленных на отражение художественными средствами богатого исторического прошлого столицы Восточной Сибири. В этом ряду одно из главных мест отводится открытию новой экспозиции Музея истории города Иркутска. Именно музей, как традиционная форма хранения, изучения и экспонирования исторического материала, является аккумулятором и ретранслятором наших знаний о прошлом. Основная задача музейной экспозиции -посредством художественной организации экспозиционного материала создать эмоционально яркое изложение научного понимания темы. Соответственно, главным требованием к проекту новой экспозиции было ее эмоционально-художественное воздействие на зрителя.
Новое здание Музея истории города Иркутска занимает особняк по улице Франк-Каменецкого, 16«А», в котором до 2006 г. располагалась школа рабочей молодежи. Здание было построено в 1884 г. на средства А.М. Сибирякова и предназначалось для начального училища Н.В. Кладищевой, которое и занимало его до 1917 г. В 2007 г. постановлением мэра г. Иркутска и Городской Думы это здание, являющееся памятником истории и культуры местного значения, было передано Музею истории города Иркутска. Тогда же начались реставрационные работы по проекту, выполненному творческим коллективом «Традиция» под руководством А. В. Яковлева. Проектом предусматривалось использование здания для основной экспозиции музея, хранения музейных фондов, научной работы, а
также для проведения торжественных мероприятий городской администрации. Под экспозиционные площади отводилось около 500 кв.м. В 2008 г. администрация города Иркутска объявила творческий конкурс на создание проекта экспозиции Музея истории города Иркутска, в котором победил проект, представленный автором этой статьи.
Основой художественной идеи проекта экспозиции послужило желание автора представить экскурсию по музею как прогулку по городу, в процессе которой город раскрывался бы как живой организм, последовательно проживающий все стадии зарождения и развития в неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.
При разработке концепции экспозиции было решено выделить 5 основных исторических этапов развития Иркутска в качестве отдельных тематических залов. Первый зал предназначен для периода, пред-шествуюшего появлению города на берегах Ангары и посвящен археологическим памятникам, найденным на территории города, а также жизни аборигенов Прибайкалья, прежде всего бурят. Второй зал раскрывает тему возникновения и развития исторической части города и охватывает период с 1661 г. - года постройки первого иркутского острога - до конца ХУШ в. Третий зал посвящен становлению Иркутска как административной, торговой и культурной столицы Восточной Сибири и ограничен периодом с начала Х1Х в. до начала ХХ в. Четвертый зал отводится под материалы, рассказывающие о жизни города и горожан в эпоху великих войн и социальных катаклизмов ХХ в. Пятый зал показывает, каким Иркутск вошел в ХХ1 в. и каковы
1Элоян Сергей Норикович, доцент кафедры архитектурного проектирования, тел.: 89149339521, e-mail: [email protected] Eloyan Sergei, Associate Professor of the Department of Architectural Design, tel.: 89149339521, e-mail: [email protected]
дальнейшие перспективы его роста и развития.
Архитектурно-планировочное решение экспозиции построено на основе совмещения двух модульных сеток - прямоугольной, расположенной параллельно линиям стен, и другой прямоугольной, наложенной на первую под углом 45 градусов. Такая планировочная система позволила четко организовать движение посетителей по экспозиционному пространству и максимально эффективно использовать выставочные площади.
При проектировании выставочного оборудования учитывались как пространственные характеристики здания (так, например, соответствует ли высота основных витрин и выгородок высоте дверных проемов), так и стилевые особенности архитектурных деталей (верхняя часть витрин повторяет полуциркульные арочные завершения окон).
Колористическое решение видимых частей экспозиционного оборудования выполнено в охристо-бежевой гамме, соответствующей общему цветовому решению залов. В целом, проектирование экспозиции и выставочного оборудования было направлено на максимальное сохранение исторического образа ин-
терьеров здания, как особой культурно-исторической ценности.
При формировании тематических разделов первого зала (рис. 1) было решено начать экспозицию с крупной (180х180 см) электронной карты города, на которой последовательно высвечиваются границы города в различные исторические эпохи, а также перспективы его роста согласно Генеральному плану развития города. Кроме того, на карте выделены места расположения стоянок первобытного человека, начиная с эпохи палеолита, чтобы показать, что город стоит на месте, на котором люди жили практически всегда. Дополнительным источником информации об основных исторических характеристиках города должен служить монитор для просмотра специально созданных видеофильмов, завершающих вводный раздел.
Следующим большим тематическим разделом зала является раздел археологии, основу которого составляет реконструкция археологического раскопа, выполненная таким образом, чтобы создать у зрителя иллюзию нахождения внутри самого раскопа. В высоких вертикальных витринах выполнена имитация вертикального среза земли с четко выделенными слоями,
Рис. 1. Проект экспозиции зала археологии и этнографии
относящимися к соответствующим историческим эпохам (от палеолита до «железа»), внутри которых в углублениях располагаются археологические артефакты, будто только что обнаруженные в ходе раскопок. Для усиления этого эффекта предусмотрена большая горизонтальная витрина со стеклом, толщина которого дает возможность зрителю ходить непосредственно по витрине. В ней, под ногами у зрителей, наряду с археологическими объектами выставлены рабочие инструменты и документы археологических экспедиций, дающие ощущение сопричастности к нелегкому труду археологов.
Продолжением археологического раздела является реконструкция стоянки первобытного человека, где рядом с макетом его жилища в натуральную величину помещена фигура самого человека в соответствующей одежде и с оружием в руках. Внутри жилища и у ног человека расположены бытовые предметы, найденные в ходе археологических работ и дающие ощущение достоверности реконструкции. В дальнейшем прием демонстрации фигуры человека в соответствующем костюме будет использоваться не раз, так как опыт работы аналогичных музеев показывает, что такие фигуры обостряют зрительский интерес к экспозиционному материалу и являются необходимым, в силу своей сомасштабности зрителю, звеном экспозиции.
Завершает археологическую тему зала раздел, посвященный собственно археологической работе. Центральное место в нем занимают материалы о М.М. Герасимове - авторе методики пластической реконструкции внешнего облика первобытного человека, ученом, детство, юность и начало трудовой деятельности которого прошли в Иркутске.
Раздел этнографии состоит из витрины с предметами декоративно-прикладного искусства бурят Прибайкалья, прежде всего культового назначения, и реконструкции интерьера бурятской юрты с предметами домашнего обихода: одеждой, кухонной утварью, орудиями труда и фигурой бурятки в национальном костюме. Макет поперечно срезанной стены юрты позволяет увидеть характер бревенчатой кладки, аналогичной срубу русской избы, а срезанная крыша - характер перекрытия традиционной юрты. На площади с внешней стороны юрты изображена часть изгороди, у которой расположены орудия традиционных занятий бурят: скотоводства, охоты, рыбной ловли. На выходе из зала запланирована установка мультимедийной системы для желающих подробнее ознакомиться с этнографической информацией.
Второй зал (рис. 2) открывается разделом, посвященным приходу русских казаков на сибирскую землю и основанию города Иркутска. Экспозиция начинается с открытой диорамы, панорамный план которой изображает пейзаж на месте основания иркутского острога, а на предметном плане расположена часть острожной стены, на фоне которой установлены фигуры первопроходцев - казака, купца и священника. Перед ними вперемешку лежат строительные инструменты и оружие, а также часть настоящего бревна от сруба дома, стоявшего когда-то в границах острога. На фоне пейзажа диорамы висит гравированный на прозрач-
ном оргстекле текст из донесения Якова Похабова о постройке им в 1661 году деревянного острога напротив устья реки Иркут. Продолжением темы является витрина с диорамой 200х300 см, изображающей первый Иркутский острог на фоне первозданной тайги. Большой (150х150 см), выполненный в дереве Б.П. Яровым макет является реконструкцией второго иркутского острога, построенного через несколько лет после первого, так как тот сгорел, да уже и не вмещал возросшего населения города. Завершает тему иркутских острогов диорама, изображающая Иркутск в 1730-х годах. На ней можно увидеть третий иркутский острог и границы города, обусловленные городским палисадом (высоким забором из вертикальных заостренных бревен с небольшим рвом перед ним) - нынешние улицы К. Маркса и Декабрьских Событий. На диораме можно увидеть часть поселения, вышедшего за границы палисада, и деревянный Знаменский монастырь вне пределов города. Также видны первые каменные строения Иркутска - приказная изба и Спасская церковь. Для более ясного соотнесения исторического прошлого и настоящего времени приводится крупная (120х120 см) фотография места основания острога (смотровая площадка с памятником А.П. Белобородову) с наложенным на нее гравированным на прозрачном оргстекле изображением иркутского острога из «Чертежной книги Сибири» С.У. Ремезо-ва. Об основном промысловом занятии жителей рассказывает витрина с муляжами огнестрельного оружия и образцами сибирских мехов. Рассказ о росте города дополняют копии планов и его изображений ХУ11 -ХУ111 вв.
Важное место в истории Иркутска ХУ111 в. занимает деятельность Иркутской епархии. Этот раздел открывается портретами первого иркутского епископа Иннокентия (Кульчитского), ставшего затем первым сибирским святым, и Св. Софрония (Кристалевского), также управлявшего Иркутской епархией. На высокой выгородке, композиционно выстроенной по схеме алтарной преграды, в фигурных нишах расположены изображения монастырей, церквей и часовен, украшавших когда-то Иркутск. У подножия выгородки (на подиуме) представлены части интерьера монастырской кельи и карта города с границами церковных приходов начала ХХ в. Важной частью раздела является подробный макет реконструкции Вознесенского монастыря, выполненный авторским коллективом под руководством А.Е. Шпирко.
Завершает экспозицию зала раздел, посвященный Г.И. Шелихову и деятельности Российско-американской компании. В центре витрины - фигура Шелихова, окруженная географическими картами его путешествий, копиями рисунков и документов, рассказывающих о Русской Америке.
В третьем зале (рис. 3) основным разделом является «Иркутская ярмарка», раскрывающая основы роста значения и благосостояния Иркутска в XIX в. Диорама, изображающая ярмарку, состоит из панорамного плана с пейзажем Тихвинской площади, заполненной павильонами и балаганами, и предметного плана - прилавка торговой лавки с разложенным на
Рис. 2. Проект экспозиции зала XVII - XVIII веков
ней разнообразным товаром, характерным для ярмарочной торговли того времени и раскрывающим торговую роль Иркутска как посредника между Востоком и Западом. За прилавком стоит фигура торговца-приказчика. Для усиления эффекта используется аудиозапись с выкриками продавцов и зазывал, шумом толпы.
Напротив этого раздела на подиуме расположены фигуры семейной пары иркутян, одеждой и возрастом олицетворяющих патриархальный образ жизни Иркутска начала XIX в. Фоном для них служит увеличенная фотография Большой улицы со сплошь деревянной застройкой. Под ногами фигур - дощатый тротуар, характерный для старого Иркутска.
Заканчивает тему допожарного Иркутска диорама города, изображающая его центральную часть до 1879 г. На ней хорошо видно здание Гостиного двора, уничтоженное в пожаре, другие неуцелевшие здания, такие как деревянное здание театра, первое здание музея ВСОРГО и др.
Послепожарный период представлен условной панорамой Большой улицы, где самые значительные здания - музей, театр, книжный магазин, банк, клуб приказчиков, которые символизируют различные грани городской жизни: культуру, торговлю, образование,
здравоохранение, банковское дело. Раздел решен как ряд витрин-шкафов, у которых на внешней стороне створок расположены фотографии зданий, а внутре-няя сторона витринных стенок повторяет их интерьеры. Таким образом, зритель не просто символически проходит по улице, но и имеет возможность заглянуть внутрь каждого здания. Внутри витрин-шкафов предметная экспозиция рассказывает о соответствующих сторонах городской жизни и участии в ней городского самоуправления.
Контрапунктом паре пожилых иркутян служат расположенные в противоположном по диагонали углу зала фигуры жителей нового Иркутска, молодых и щеголеватых, в подчеркнуто европейских костюмах. Под ногами у них булыжная мостовая, а фоном для них служит фотография Большой улицы, застроенной уже каменными домами.
Отдельный раздел зала отведен для рассказа об иркутских благотворителях. Благодаря их пожертвованиям появилось столько храмов, гимназий, институтов, больниц, приютов, что и поныне они в значительной мере формируют визуальный образ города. Раздел решен в виде стены городского дома, в каждом из окон которого видно лицо одного из этих достойных людей.
Рис. 3. Проект эк
Зал ХХ в. (рис. 4) должен отразить городскую жизнь в период огромных социальных сдвигов и потрясений. Начинается он с раздела, посвященного приходу в Иркутск первого поезда по Транссибирской железнодорожной магистрали, с которого начался реальный, а не календарный ХХ в. в Иркутске. Этот раздел представляет собой часть стены иркутского вокзала со станционным колоколом. Непосредственно связан с этим периодом раздел, посвященный русско-японской и первой мировой войнам. Фон изображает часть стены вагона-теплушки, отправляющегося на фронт. Через приоткрытую дверь вагона видны многочисленные лица солдат, представленные коллажем из документальных фотографий. На подиуме, изображающем перрон вокзала - фигура солдата-инвалида, просящего подаяние, символизирующая бесчеловечность войны.
Следующий раздел рассказывает о гражданской войне в Иркутске. Центральным событием этого времени является оборона Белого дома. Выступ в интерьере зала обыгрывается как внешний угол здания, и по его разные стороны устанавливаются фигуры юнкера-белогвардейца и рабочего красноармейца с оружием в руках, направленным друг против друга.
зиции зала XIX века
Тема индустриализации представлена в виде большой витрины, изображающей конвейерную ленту, по которой «движутся» образцы продукции, выпускавшейся иркутскими предприятиями: машиностроительным заводом им. В.В. Куйбышева, чаеразвесочной фабрикой, авиазаводом и др. В верхней части витрины, над конвейером, смонтированы флаги, знамена, вымпелы, грамоты и фотографии праздничных демонстраций; лозунги, передающие пафос первых пятилеток. В нижней части витрины, под конвейером, на черном фоне расположены фотографии репрессированных иркутян, их личные вещи, копии протоколов допросов.
Годы Великой Отечественной войны представлены витриной в виде «окон РосТА» с антифашистскими плакатами и сводками с фронта, а также фрагментом интерьера иркутской квартиры, где на тумбочке лежит копия письма с фронта и муляж, изображающий продовольственный паек военного времени. Над тумбочкой висит громкоговоритель- «тарелка», через которую воспроизводятся хроникальные аудиозаписи, сообщающие о трудовых подвигах иркутян, работающих на оборонном производстве.
-ЙТЙ МП
ЯЩ1 ЦЛЛ'^*!
■ ла
Рис. 4. Проект эк
Послевоенному периоду отведена витрина, в которой основой экспозиционного ряда является модель Иркутской ГЭС - крупнейшей промышленной стройки того времени. Дополняют экспозицию материалы о других крупных промышленных и гражданских объектах, построенных в Иркутске в этот период.
Определенная ограниченность в выборе художественных средств при решении экспозиции этого и последующего залов продиктована необходимостью использования большей части их площади для официальных церемоний городской администрации.
Завершает музейную экспозицию зал, рассказывающий о росте города в конце ХХ - начале XXI в. (рис. 5). Художественным образом для него послужила строительная площадка. Витрины, выполненные в форме строительных лесов, несут в себе информацию о новых микрорайонах и социальных объектах, построенных в это время. Здесь же будут располагаться сменные материалы, рассказывающие о проектах, нацеленных в будущее. Этот раздел предполагается создать как открытую мобильную систему, трансфор-
зиции зала XX века
мирующуюся в соответствии с потребностями экспонирования того или иного тематического материала.
Художественная концепция оформления экспозиции Музея истории города Иркутска основана на идее театрализации самого экскурсионного процесса с вовлечением посетителей музея в эмоциональную атмосферу, построенную на ярких художественных образах. Применение ряда новаторских решений, таких, например, как включение зрителя непосредственно в экспозицию (в разделе археологии), дающее возможность увидеть экспонируемый материал как бы «изнутри», или установка кинетического оборудования в разделе индустриализации, значительно обостряющего восприятие трагических сторон данного времени, придает проекту необходимую степень новизны. Это качество усилено использованием в уместных случаях аудиовизуального и интерактивного оборудования. В то же время проектные предложения по многим разделам опираются на традиционные, проверенные временем экспозиционные приемы (макеты и диорамы). Подобное сочетание традиционного и новатор-
№101
Рис. 5. Проект зкспозиции зала конца ХХ - начала XXI века
ского наиболее точно отвечает самой специфике музея, соединяющего в себе историю и современность. Поскольку автор проекта экспозиции Музея истории города Иркутска в новом здании являлся также автором проекта пятнадцатилетней давности экспозиции в прежнем помещении, это дало ему возможность учесть многолетний опыт эксплуатации музея и, сохранив все ценное, создать проект, отвечающий условиям нынешнего помещения и требованиям времени.
В целом проект предполагает активное включение
зрителя в эмоционально-зрелищное действие, образно повествующее о богатой событиями и людьми истории города Иркутска. Важнейшей целью экспозиции является выявление традиционного культурного типа иркутского горожанина, показ исторической преемственности повседневной жизни разных эпох, укрепление духовных связей между поколениями, осознание объединяющей роли города как особой социальной общности людей.
Библиографический список
1. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Земля Иркутская, деревянная... М.: ОПОЛО, 2004. 536 с.
2. Шахеров В. П. Иркутск купеческий: История города в лицах и судьбах. Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2006. 176 с.