Научная статья на тему 'Художественная концепция личности в романе З. Прилепина «Санькя»'

Художественная концепция личности в романе З. Прилепина «Санькя» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
535
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНИСТИКА З. ПРИЛЕПИНА / ИДЕОЛОГИЯ / ЛЮБОВЬ / ЭГОЦЕНТРИЗМ / ВЕРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малхасян Розалия Арташесовна

Анализируя роман Захара Прилепина «Санькя», автор статьи размышляет об изображении эгоцентрической личности на фоне современного революционного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная концепция личности в романе З. Прилепина «Санькя»»

№ 2 (40), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^

Р. А. МАЛХАСЯН

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ З. ПРИЛЕПИНА «САНЬКЯ»

Анализируя роман Захара Прилепина «Санькя», автор статьи размышляет об изображении эгоцентрической личности на фоне современного революционного движения.

Ключевые слова: романистика З. Прилепина, идеология, любовь, эгоцентризм, вера.

Вышедший в апреле 2006 года роман З. Прилепина «Санькя» затронул актуальную тему - современное революционное движение и, благодаря этому, был встречен с немалым интересом. Восприняв произведение лишь с точки зрения политической составляющей, критики, к сожалению, совсем упустили из внимания другой сюжетный компонент: «деревенская линия», заключающая в себе основной смысл романа, осталась в тени.

Традиционно можно выделить два подхода в отношении к революции: «левый» (атеистический) и «правый» (православный). Когда сторонники первого поднимаются на борьбу с природой и обществом, «пытаясь насильно отменить бремя вечных законов этого "несправедливого" мира и обрести право на жизнь по произволу» [1], доминируют претензии личности на самоутверждение, самообожествление. При отрицании христианских ценностей в жертву приносятся человеческие жизни («все заповеди заменили одной - все можно»). Этого не приемлют представители «правой» мысли: они считают революцию врагом христианства, духовной катастрофой для России, которая на «своем пути» выработала «свои методы» и стремилась к иным целям.

Общественно-политический пласт романа затрагивает идеологию национал-большевистской партии, которая не признана в стране. Она позиционирует себя как революционную, антиправительственную. Прототипы персонажей взяты из круга сторонников Эдуарда Лимонова. Главный герой Саша Тишин и его друзья по партии «Союз Созидающих» оправдывают свои действия тем, что неправильный общественный порядок пагубно влияет на их жизнь.

Автор сталкивает позицию «Союза Созидающих» с рядом иных идейных платформ. Каждая из «ложных» идей имеет в романе своего представителя - как правило, лишенного индивидуального характера и динамики. Безлетов вздыхает по безнадежно погубленной России, но покорно смирился с этим. Аркадий Сергеевич убежден в том, что власть «старой закваски» сильна, однако уверен в том, что у России нет «ни общего Бога, ни веры в будущее, ни общих надежд, ни общего отчаяния» [2]. Лева - сторонник футуристической антропологии, согласно которой «национальное будущее» окажется светлым только при отрицании русской истории и культуры и избавлении от них.

Саша Тишин и «Союз Созидающих» противопоставляют этим «неправильным» теориям свою

«правую» мысль о свободе от всех нравственных и моральных норм. Революция - единственная главная цель в их жизни. Саша и его друзья устраивают погромы, избавляясь от ненастоящих, по их мнению, ценностей (никакой идеологии, никакой моральной основы у нас нет, говорят они, потому что это просто не нужно). Никто из «союзников» не размышляет над вопросами: кто, как и что будет строить после разрушения. Беспрекословная убежденность в собственной правоте приводит к бездуховности, полному внутреннему опустошению, потере общечеловеческих ценностей.

Веры в Бога у Саши и его друзей нет, хотя в минуты грозящей им опасности звучит обращение к «милому» и «хорошему» Господу. Однако автор вполне сознательно наделяет этих персонажей ореолом возвышенности над «неправедным» миром, называя их паствой (в произведение введен мотив мученичества героев, отстаивающих свою веру). Более того, в сцене избиения Саша Тишин напрямую сравнивается с Христом, а члены партии выступают в роли святых мучеников. Приле-пин изображает Сашу человеком, запутавшимся в своих религиозных взглядах. Бог для героя существует - но только как образ, против которого восстает все естество Тишина. При этом Саша уверен, что выполняет Божью волю, что революция - праведное дело.

«Занятия революцией» лишают Александра Тишина нравственного стержня. Приближение к инстинктам животного мира сказывается на отношениях между мужчиной и женщиной: «любовь» Саши и Яны (а через их образы - и всех иных «союзников») пронизана плотской страстью. Ничего иного между юношей и девушкой нет (Яна сравнивается с кошкой и ящерицей). У «союзников» своя теория, которую в шутку высказывает Костя Соловый: чем больше у тебя женщин - тем лучше, никаких обязательств и ограничений. Саша Тишин не целиком согласен с подобными формулировками: интимная близость - не пустая связь, а тайное событие, объединяющее не только тела людей, но и души. Однако идеализация отношений с Яной приводит героя к разочарованию в женщинах. Позднее он понимает, что, кроме физического влечения, у самой девушки не было никакого чувства к нему. Вторая его девушка - Верочка - воспринята им уже не так глубоко, хотя она готова была просто быть рядом, идти за Сашей куда угодно, не задавая лишних вопросов.

"Культурная жизнь Юга России" 86 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 2 (40), 2011

Город ломает душу, революционная деятельность убивает в Саше человеческие чувства, и он ставит свое «Я» превыше всего. Даже отношения к собственной матери оказываются потребительскими: осознавая, что причиняет боль самому близкому и родному человеку, он не может ничего изменить.

Поверхностной, сугубо субъективной картине городского мира противопоставлена иная повествовательная линия - главы о деревне. Само название романа - «Санькя» - не случайно. Так обращались к мальчику его деревенские бабушка и дедушка. Сегодняшнее положение деревни, места, где он родился и провел свои первые годы, угнетающе. Светлый, любимый с детства мир исчезает, уходит в прошлое. Иссякает род Тишиных: когда умирают отец и дед, остается один Саша. Но это уже «отдельный человек», «отчужденный», оторванный от деревенских корней, испорченный, теряющий связь с семьей.

Его родная бабушка, посвятившая жизнь семье и дому, выстрадавшая потерю сыновей, проросла своей материнской любовью во внука. Однако обстоятельства изменили Сашу так сильно, что она с трудом узнала его, приехавшего спрятаться из города в деревню. Для Саши воспоминания о деревенском детстве были наполнены светом, чувством теплоты. Герою была дана возможность спастись от полной бездуховности - остаться в деревне, вернуться к корням. Но ни икона над головой, ни любовь бабушки и дедушки не заставили его отказаться от ложных идеалов.

Народная мудрость, русская традиция, сила деревенского человека умирают. Идеализируемый Сашей мужик Хомут явлен в романе как сильный, крепкий телом и духом человек, которому «все нипочем было». Однако Хомут удавился. За душу главного героя - в этом его отличие от других «союзников» - боролись противоположные начала. Эгоцентрическое под влиянием городской жизни разрушало нравственный стержень личности. Слабее выраженное, но до определенного момента существовавшее христианское начало было заложено деревенскими бабушкой и дедушкой, которые воспитывали в мальчике способность к сопереживанию и самопожертвованию.

В конце романа мы видим совершенно другого Сашу, свято уверовавшего в разрушительную силу революции.

Тишину дается последняя возможность спасения - возврат в родные места, когда он и «союзники» вынуждены бежать из города, спасаясь от «репрессий». По пути туда, где Саша когда-то вырос, им довелось заночевать в чужом селенье. Хозяин ночлега - дед «со спутавшимися белыми волосами, с лицом готового заплакать ребенка»

определяет ситуацию как носитель народной мудрости: «Я все жду, когда вы побежите в деревню, всем народом городским <...> Но бежать будет некуда: все умерли, кто мог приютить. В сердцах ваших умерли, и приюта не будет никому» [3]. Причина гибели видится старику в том, что люди перестали верить в Бога, а Бог больше не верит в людей. Слова этого человека произвели на Сашу и его друзей сильное впечатление. Но в родную деревню они так и не добрались, повернули назад в город.

Первоначально роман должен был называться «Дорога в декабре» (тем самым подчеркивалась незавершенность «бегства» из города в деревню). Истинной веры в Бога у беглецов нет, поэтому понимание «Божьей воли» искажено, «адаптировано» к их надуманной «идее избранности». Господь видится им если не организатором «красного пламени», охватившего страну, то непременно «единомышленником "Союза Созидающих"», сторонником революционного движения.

Герой подспудно догадывается о том, что он и его друзья неправильно поняли Божью волю. Но лишенное нравственной христианской основы самосознание не имеет возможности развиться; для «союзников» остается единственно возможный путь - возвратиться в город, в революцию.

Таким образом, «Санькя» - роман о мире, взращивающем новую революцию в лице тех, кто возвеличивает собственное «Я» до уровня божественного избавителя человечества от предателей и угнетателей. С этим связано развитое публицистическое начало произведения, его направленность на изменение существующей действительности (столкновение идеологии главного героя и «Союза Созидающих» с иными современными комплексами общественных идей). В рассмотренном романе «правое» слово всегда остается за молодыми революционерами. Так автор произведения ставит точку в любом решении политических и философских проблем: отдано предпочтение революционной болезни, поражающей и убивающей нравственное начало личности. Социально ограниченное восприятие мира приводит героев к отрицанию души как таковой.

Литература

1. Баженов А. Там флейты Фебовой серебряные звуки, там и проклятых сребреников звон («Серебряный век» как отражение революции). URL: http://bazhenov-a.narod.ru/SEREBR_VEK. html

2. Прилепин З. Санькя: роман. М., 2006. С. 125.

3 Там же. С. 267.

r. a. malkhasyan. artistic conception of a personality in z. prilepin's novel «san'kya»

Analyzing Z. Prilepin's novel «San'kya», the author of the article is thinking about the image of the egocentric personality on the background of modern revolutionary movement. Key words: Z. Prilepin's romance philology, ideology, love, egocentrism, faith.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.