УДК 37.036
А.Ю.Сметанина
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Тверской государственный университет
The article deals with the issue of the definition of the «spirituality» concept from the point of view of correlation of the closely-related humanities: theology, psychology and pedagogics. There is also an attempt made to give an educational model of using arts in spiritual upbringing and to define the diagnostic basis of spiritual and moral growth of pupils.
В современном обществе весьма остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания ребенка и возрождения духовности социума. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. определена задача формирования у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. При этом отмечается значимость взаимодействия школы с учреждениями дополнительного и художественного образования в развитии индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся [1]. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли определить психолого-
педагогические пути и условия эффективного использования искусства (художественных видов деятельности) в изучении и формировании духовно-
нравственной направленности — ценностных ориентаций, взглядов и убеждений детей? Мы предполагаем, что осознание учащимися личностно-значимого смысла идейно-образного содержания и выразительных средств художественных произведений может выступать психолого-педагогическим условием актуализации и формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций.
Создание условий развития эмоциональной отзывчивости и инициативной активности позволяет мотивировать процесс осознания собственных нравственных ценностей (образов как предполагаемых моделей своего поведения), а накопление рефлексивного опыта согласования этих ценностей задает направленность духовного развития личностно значимых ценностей.
Важнейшим условием в организации педагогически целесообразной деятельности по развитию духовно-нравственных ориентаций учащихся выступает владение педагогами диагностическими признаками духовно-нравственной направленности личности. Заметим, что до недавнего времени в традиционной педагогике понятию «духовность» не давалось четкого определения, что значительно затрудняло реализацию проблемы духовно-нравственного воспитания.
Говоря о духовности, необходимо понимать, что адекватное определение этого понятия можно дать только при сопоставлении позиций теологической и психолого-педагогической наук, так как именно религиозность подразумевается как основа духовности, а психолого-педагогическая наука может указать механизмы, пути и методы, которые помогут задать необходимое направление развития духовно-
сти. Эти направления можно определить как два вектора стратегического развития личности: созидательный (или позитивный, конструктивный) и разрушительный (или отрицательный, деструктивный) [2-4]. Сравнительный анализ терминологии, принятой в современной теологической и психолого-педа-гогической науках, описывающей духовное становление личности и его вектор развития представлен в табл.1.
Оптимальное как для теологической, так и для психолого-педагогической науки определение понятия «духовность», на наш взгляд, дано в работе А.И.Щетинской, вслед за которой мы рассматриваем духовность как интегративное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, миру, Богу. Критериально духовность определяется через постановку личностью перед собой смысложизненных вопросов и поиск ответов на них, эмпатию как основу душевности и деятельность, исходящую из милосердной любви к другому человеку. Духовность связана с интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой сторонами личности и формируется в процессе внутренней работы человека над собой [4].
Обращаясь к духовному воспитанию личности ребенка необходимо отметить, что в современных научных исследованиях отчетливо прослеживаются две тенденции: пессимистическая и оптимистическая. Сторонники первой утверждают, что духовность не может быть сформирована «извне». Это специфическая особенность каждого. Человек индивидуален от рождения, оттого духовность в нем уже заложена изначально (от Бога или генетически), поэтому процесс воспитания (или иначе — насилия) есть не что иное, как подавление личности. Оптимисты же, которых подавляющее большинство, справедливо считают, что воспитание духовности возможно, и логику этого процесса можно рассматривать в следующих аспектах:
— через эмоционально-ценностное осмысление окружающего мира формируются индивидуальные алгоритмы миропонимания, вырабатываются механизмы психологической (душевной) защиты, предохраняющие индивида от деформаций и унижений;
— через осмысление, углубление и развитие собственных духовно-душевных состояний, способствующих самосозиданию посредством рефлексии субъективных ценностей, когда осуществляется приобщение души к истинным духовным ценностям [4].
Таблица 1
Соотношение терминологии психолого-педагогической и теологической наук, определяющей направленность развития личности
Уровень Теологические (православные) категории-характеристики направлений развития личности Психолого-педагогические категории-характеристики направлений развития личности
отрицательного положительного положительного отрицательного
Внутренний человек Духовность Сатана — гордыня Бог — Любовь Любовь как бытие Любовь как обладание
Нравственный (душевный) уровень Обобщенный вид Себялюбие, антропоцентризм Завет, Христоцентризм Согласование как антроподецентризм Эгоизм
Руководство к действию Грех Заповедь Личностная ценность Мораль, навязанная обществом
Психологи- ческие потребности Атеизм Естественный нравственный закон Универсальные потребности Субъективные ценности
Внешний человек Витальный (плотский) уровень Негативная импульсивная реакция, отражаю -щая негативный духовный образ жизни Позитивная импульсивная реакция, отражающая позитивный духовный образ жизни Негативная импульсивная реакция, отражаю -щая негативный духовный образ жизни
Форма реализации Обман, сомнение в правомерности духовных ценностей Проповедь (в широком смысле): помыслами, словом, делом, образом жизни Личностнозначимые (мотивированные) занятия, виды деятельности Назидательноморализаторские беседы, не подкрепленные жизненным опытом
Форма контроля и элемент структуры личности, обеспечивающий контроль Бесконтрольность, внутренний анархизм, распад Самоконтроль, совесть, стыд Самоконтроль, соборное со-управление, совесть Сторонний контроль общества, взрослых; внутренний контроль ориентирован на двойную мораль
Таким образом, актуальность развития чувственно-эмоциональной и волевой сфер личности подразумевает возможность влияния различных эстетических видов деятельности на мотивационный компонент личностного роста. Известно, что искусство обладает большим потенциалом в этом отношении, так как способствует развитию эмоциональной отзывчивости и инициативной активности, а также эмпатии, являющейся самым ярким внешним (поведенческим) проявлением конструктивной направленности развития духовности [5,6].
Функции и роли, выполняемые эмоциями в нравственной сфере [3,6], указывают нам на возможность опоры на эмоционально-чувственную сферу как индикатор позитивности или негативности проявлений личности. Безразличие человека, его равнодушие и эмоциональная бесцветность способствуют утрачиванию оценочной функции эмоций (личностный индикатора происходящего). Безразличный и эмоционально ограниченный, не накопивший богатой палитры эмоциональной культуры человек не может отличать зло от добра, не испытывает угрызений совести, что в свою очередь обусловливает его духовную деградацию.
Механизмом же позитивной направленности развития личности выступает развитие эмоциональной
децентрации, которая рассматривается современными исследователями как механизм преодоления эмоциональной зависимости — эгоцентризма личности [5,7,8]. В основе эмоциональной децентрации лежит внутри-личностный механизм (опыт) позиционного эмоционального переключения, осуществляемого изначально в непроизвольной форме и определяющего различия в функционировании интеллектуальной (когнитивной) и эмоциональной (аффективной) оценки происходящих событий. Эмоциональная децентрация является результатом развития социальных эмоций, и прежде всего — эмоциональной отзывчивости как рефлексивной способности осознавать переживаемые состояния, возникающие вследствие содержательно выразительного воздействия [6]. Эмоциональная отзывчивость выражается как способность личности к словесному определению своих состояний, эмоций, чувств, что играет важную роль в формировании эмоциональной лексики, необходимой в коммуникативных ситуациях, диалоговых формах общности и содействия. Противоположна ей алекситимия — неспособность говорить о своих эмоциях, переживаниях, состояниях, затрудненность в осознанном выражении своих чувств.
Влияние эмоциональной отзывчивости на нравственное состояние человека столь значительно, что
посредством ее целесообразного развития мы можем задавать направление и духовно-нравственного развития человека.
Результаты анализа исследований, раскрывающих содержательный аспект понятий «духовность» и возможности духовного воспитания, свидетельствуют о том, что в современных условиях наиболее эффективной в духовно-нравственном воспитании будет личностно-ориентированная модель использования произведений искусства в духовнонравственном воспитании, выстроенная на основе метода семиотического анализа, включающая в себя три этапа.
Первый этап — диагностический, в рамках ко торого определяется исходный уровень этической и эстетической культуры обучающихся, выявляются «сильные» и «слабые» особенности их характера (требующие педагогической помощи), устанавливаются причинно-следственные связи и прогностические тенденции развития личности.
Второй этап — мотивационно-смысловой и ценностно-деятельностный, задача которого заключается в обеспечении условий для восприятия художественных произведений и создания своих, непосредственно или опосредованно связанных с темой этической беседы, а также осознания личностного смысла идейно-образного содержания произведения
и его выразительных средств. Зарождение личностнозначимых образов и эмоциональных их характеристик является основой взращивания духовнонравственных ценностей в процессе восприятия, исполнения или создания продукта художественной деятельности. Эмоциональное переживание при условии его осмысления может явиться мотивом будущей деятельности, а мотив, как известно, может выполнять функцию цели.
Поэтому выбор этической темы для беседы с учащимися и подбор художественных произведений, в которых эта тема ярко выражена, обусловлены особенностями психоэмоциональной сферы ребенка и содержанием учебного предмета «Основы православной культуры». В данном случае личностноориентированный подход осуществляется посредством активного вовлечения ребенка в ситуацию переживания, которое для учащегося является актуальным в осмыслении и принятии ценности. Представим структуру такого занятия (табл.2).
Третий этап — рефлексивный. Его содержанием является согласование духовно-нравственных ценностей путем позиционирования своих и принятия других, в процессе осмысления и вербализации оных всеми участниками обсуждения.
Таким образом, к педагогическим задачам относится диагностика результатов обучения с приме-
Таблица 2
Структура занятий по духовно-нравственному воспитанию с использованием произведений литературы, музыки и изобразительного искусства
Этапы урока I вариант II вариант III вариант IV вариант
С использованием произведения одного из видов искусств С интегративным использованием произведений литературы, музыки и изобразительного искусства
Актуализация знаний и опыта учащихся Беседа, опирающаяся на жизненный опыт детей Беседа, опирающаяся на изобразительное произведение Беседа, опирающаяся на произведение музыки Беседа, опирающаяся на произведение литературы
Постановка проблемы и цели урока Беседа о теме произведения и его проблеме, идее (на уровне догадки) Беседа о жизненной ситуации или произведении (см. выше) и проблеме, поставленной в нем
Открытие нового знания Анализ произведения Работа над осмыслением произведения литературы Работа над осмыслением произведения изобразительного искусства Работа над осмыслением произведения музыки
Закрепление Установление значимости проблемы произведения для нас и нашего поведения в жизни Работа над осмыслением произведения музыки Работа над осмыслением произведения литературы Работа над осмыслением произведения изобразительного искусства
Интеграция нового знания и опыта в систему уже сформированных Беседа с целью установления связей изученной нами проблемы с другими ранее изученными, соотнесение приобретенного на уроке опыта с уже индивидуально наработанным, имеющимся у детей. Актуализация для ребенка осознаваемой ценности как личностно значимой
Домашнее задание Объяснение и запись домашнего задания.
Итог урока Оценивание работы на уроке. Выставление отметок. Самооценка работы учащимися
нением метода семиотического анализа объектов визуальной культуры. Оценивается сформированность духовно-нравственной культуры личности. Осуществляется переработка информации, полученной при обратной связи, что позволяет увидеть и оценить результаты воспитания и самовоспитания, эффективность применения форм и способов самоорганизации нравственного саморазвития личности.
Отсроченным результатом данной работы будет активная готовность к использованию семиотического анализа в самостоятельной деятельности, самосовершенствованию нравственно-этических качеств, необходимых для самостоятельной деятельности, проверка своих духовно-нравственных возможностей и способностей, закрепление творческого подхода к решению нравственно-этических задач, овладение методикой семиотического анализа художественных произведений.
Есть ли возможность диагностировать направленность духовно-нравственного развития, возможно ли создать инструментарий для такой диагностики и возможно ли научить ребенка использовать данный
инструментарий для самодиагностики своего духовно-нравственного состояния? Исходя из содержательного аспекта православной культуры можно констатировать, что такой диагностический инструментарий существует уже давно. Он базируется на десяти заповедях. Все действия человека, нарушающие эти заповеди, являются диагностическими признаками поврежденности цельности души или негативного направления духовно-нравственного развития. Все то, что делает человек в рамках этих заповедей, является свидетельством позитивной направленности духовно-нравственного развития человека.
На наш взгляд, для достижения позитивных результатов духовно-нравственного развития будет более продуктивным научить ребенка самодиагностике своих состояний, так как перед собой человеку гораздо проще быть честным, чем перед окружающими его людьми. В случае самодиагностики есть большая вероятность откровенности человека, так как себя не обманешь.
Возможности построения диагностического инструментария заключаются в замене заповеди на
Таблица 3
Диагностические признаки духовно-нравственного развития
Негативное направление Потребности Позитивное направление
духовного развития личности духовного развития
Физиологические
Сонливость, леность, вялость Во сне Восполнение сил
Страсть к новым одеждам, роскошь, самолюбование, щегольство В сохранении температуры Сознательное ограничение материальных благ для сохранения работоспособности
Объедение, чревоугодие Лакомство как самоцель В органическом питании Восполнение затраченных сил после созидательной деятельности
Импульсивность мышечных раздражителей В движении Осознанность в кинестетической активности и релаксивности
Неритмичное, неровное В дыхании Ритмичное, ровное
Психологические (душевные)
Эгоцентризм, эгоизм; неспособность к эмоционально теплым отношениям к другими, но их востребованность только для себя; невнимание к ближним; самолюбие; зависть В чувстве защищенности, в эмоционально теплых отношениях (принятие; внимание; безусловная любовь родителей; признание условное (социальное)) Эмоциональная децентрация; способность выражать эмоционально теплые отношения к другим; принятие и признание других людей; внимание к ближним, к их нуждам; умение принять любовь родителей и ответить на нее признанием; радость за успехи и достижения других
Обретение знания как самоцель; статичная гордость достижениями, знаниями; стремление к обладанию тайным знанием, дающим власть над миром В познании Сохранность исследовательской потребности как по отношению к себе, так и по отношению к окружающему миру
Духовная
Любовь как обладание; потребительское отношение; безответственность В любви Любовь как бытие; жертвенность как готовность оказать помощь другим; ответственность
Результат направленности духовно-нравственного развития
Разбалансировка, иррегуляция, Согласованность; саморегуляция,
разрушение созидание
иерархию потребностей, которые человек удовлетворяет в своей жизни. В плане диагностики нас будут интересовать не только внешние проявления (поведение), но и мотивы, которыми был движим человек. Таким образом, диагностическими признаками будут являться не сами потребности, а способ их удовлетворения и мотивы, которые руководили человеком, принимавшим решение о целесообразности своих мыслеобразов, планов и способов их реализации. Важно соблюдение общепринятых этических правил психолога: обеспечение чувства защищенности, принятие человека таким, каков он есть, отсутствие насмешек со стороны. Работа с детьми носит групповой характер, потому особое внимание педагог уделяет последнему фактору, так как насмешка одноклассника может посеять недоверие в ребенке, и он может замкнуться, испытывать скованность, застенчивость, тревожность, страх, в результате чего все усилия педагога могут оказаться тщетными. В табл.3 мы предлагаем сравнительные признаки негативной (разрушительной) и позитивной (созидательной) направленности личностного развития.
Таким образом, данная модель дает возможность более эффективно выстраивать педагогическую
работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся, используя художественные виды деятельности.
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года — http://edu.rin.ru/html/775.html
2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. С.64-66.
3. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 240 с.
4. Щетинская А.И. Духовность и нравственность — основы возрождения России — http://pedsovet.org/forum/index. php?showtopic=605&st=230&#entry41833
5. Анисимов В.П. и др. Условия и механизмы реализации современного непрерывного образования / Рук. авт. коллектива М.В.Богуславский; ТГИЭК им А.Н.Коняева. Тверь, 2006. 212 с.
6. Анисимов В.П. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студентов вузов. Тверь: ТГУ, 2007. С.68.
7. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985. С.8-10.
8. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: Академия, 2004. 288 с.