УДК 2.23/28
М. А. Манойлоеа
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ТЕОЛОГОВ
В статье представлен теоретический анализ духовного и нравственного состояния современного общества и сферы образования как социального института, которое находится в обществе и отражает все проблемы общества. Расскрыва-ются определения: теология, теолог, компетентность, духовность, нравственность, предлагаются конкретные формы и методы развития духовно-нравственной компетентности будущих теологов средствами высшего образования.
Ключевые слова: теология, теолог, компетентность, духовность, нравственность, православие, духовно-нравственная компетентность.
Современное общество находится в глубоком нравственном и духовном кризисе, все дальше отступает от соблюдения духовных законов бытия, что является основным источником кризисных явлений. Сфера образования — социальный институт, который находится в обществе и отражает все проблемы общества. В современное образование необходимо возвращать духовные и нравственные ценности, его необходимо очеловечивать через дисциплины учебного плана, через активизацию воспитательных мер духовно-нравственной направленности, через психолого-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Духовное и нравственное развитие и становление личности должно стать ключевой задачей современного образования, средством решения данной задачи является внедрение в вузы теологического образования.
В современной российской системе светского образования дано определение теологии, разработанное при участии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Теология — это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Предметом теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство [9]. Данное определение включает характеристику проблемного поля деятельности профессионала теолога.
Кто же такой теолог? В первую очередь, это профессионал, который владеет систематическим знанием, изложением и истолкованием религиозного учения, догматов конкретной религии [9]. Профессионал, который изучил комплекс дисциплин, направленных на исследование, изложение, обоснование и защиту учения о Боге, о его деятельности в мире и о его откровениях, а также связанных с ним учениях о духовной жизни и о нравственных формах поведения. Теолог должен не только знать сумму теоретической информации, знание без духовно-нравственного содержания
не приносит должной социальной пользы, а порой может быть и опасным. Поэтому теолог, в первую очередь должен быть духовной и глубоко нравственной личностью, обладать высоко развитой духовно-нравственной компетентностью.
Рассмотрим содержание понятия компетентность. Существительное competence с английского означает: 1) способность, умение (данные); 2) компетентность; 3) достаток, хорошее материальное положение; 4) юридическая правомочность [7].
Прилагательное competent с английского означает: 1) компетентный, знающий; 2) полноправный; правомочный; 3) достаточный; 4) установленный, законный [7].
Глагол compete с английского означает: 1) состязаться, соревноваться; 2) конкурировать; 3) принимать участие в спортивном соревновании [7].
Компетенция (от лат. competo — добиваюсь; соответствую, подхожу) означает: 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания, опыт в той или иной области [4].
По мнению многих исследователей компетентность с различными прилагательными (управленческая, когнитивная, юридическая, профессиональная, акмеологиче-ская и др.) представляет собой многознание (исключая пока утилитарные значения). Например, в учебнике «Акмеология»дается следующее определение: компетентный (competens — принадлежащий, соответствующий, способный) — это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы как подведомственные [2].
Компетентность занимает центральное системообразующее место и играет координирующую и структурно-образующую роль в становлении профессионала. Практически речь идет об организации компетентности как феномена объективной, субъективной, материальной, интеллектуальной, смешанной организации, как процесса и системы. Сама организация имеет самое непосредственное «органичное» отношение к формированию, функционированию, развитию, отражению и представлению всего, что так или иначе окружает человека и непосредственно составляет его жизнедеятельность.
Развитие компетентности является: ключом к расширению субъектного пространства (А. А. Деркач, 2003); методом неинструментальной психологической диагностики (И. Э. Вегерчук, 1999); умением личности использовать и развивать собственные ресурсы (саморазвитие, самосовершенствование), акцентирировать свойства личности на самопознании, адекватной самооценке, самоконтроле и самоуправлении, что позволяет активно влиять на функциональные состояния и тем самым повышать стрессоустойчивость и работоспособность (Л. С. Гусева, В. Б. Лешин, 2000); осмыслением и преодолением стереотипов мышления, приводит к образованию нового инновационного содержания, формированию новых профессиональных эталонов и стандартов, стимулирующих развитие (С. Ю. Степанов, О. А. Полищук, И. П. Семенов, 1996); универсальным методом извлечения знаний из окружающей нас реальности (Н. В. Кузьмина, С. В. Манойлов, 2007) [2, 3, 5, 6].
Развитие компетентности практически не имеет существенных ограничений и формируется на основе таких личностных свойств, как:
1) структура природных (индивидных) свойств (нейродинамические свойства мозга (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности) [3];
2) направленность (система потребностей, интересов и идеалов) [5];
3) опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек) [2];
4) способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств, не сводимых с опытом, Б. М. Теплов), при преобладании социальных особенностей (Ковалев А. Г., 1963; Мясищев В. Н., 1969; Платонов К. К., 1965) [3].
Начало развития компетентности следует отнести ко времени появления в человеке осознания себя субъектом и к переходу к «само» деятельности (главный посыл Макаренко А. С.).
Развитие теологического образования возможно лишь в ясных духовных и нравственных координатах, с четко сформулированным компетентностным результатом. Содержание духовно-нравственной компетентности: знания о духовных законах бытия и их реализация на практике, духовный и нравственный опыт, самоопределение в отношении добра и зла. Все это приобретается учащимся и «взращивается» педагогом в процессе организованного психолого-педагогического общения и взаимодействия.
Духовность — это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые внешне могут и скрываться. Духовность — это проявление в человеке качеств, которые дают возможность внутреннего роста с целью раскрытия собственного потенциала, обретения силы творчества. Духовность — это качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию внутреннего мира [6].
Духовность, по мнению В. И. Слободчикова, относится к родовым (сущностным) определениям человеческого способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного индивида (субъекта психической деятельности, личность человека) со всем человеческим родом во всем развороте его культурного и исторического бытия. ... эмпирия жизни имеет инструментальное значение для духовного становления человека [8].
В культуре православия называют духовным того человек, который свидетельствует о Святом Духе внутри своего сердца и твердо знает, что он является жилищем Святого Триединого Бога. Таким образом, он ясно понимает, что он — сын Божий по благодати. Согласно святителю Григорию Паламе, подобно тому как человек, наделенный разумом, называется разумным, так и тот, кто обогащен Святым Духом, называется духовным. Итак, духовным называется «новый человек», возрожденный благодатью Всесвятого Духа. Преподобный Симеон Новый Богослов, перечисляет качества духовного человека: благоразумен, терпелив, кроток, молится и созерцает Бога [13].
Условием духовного роста является нравственное самоопределение и нравственное перерождение человека. Нравственность, по значению — набор нравов. Нрав — способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности человека и есть исполнение правил поведения в обществе. Нравственность — это индивидуальная форма существования морали общества, внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Православные Нравственные законы прописаны в Евангелии.
Подлинным пространством личностного развития и нравственного воспитания, по мнению А. В. Шувалова, является со-бытийная общность: духовное единение людей на основе общих ценностей и смыслов, преодолением каждым границ своей индивидуальности, переживание чувства солидарности, ответствености и предан-
ности... Педагогической нормой является опыт децентрации взрослого и ребенка в диалогическом общении, сотрудничестве и сопереживании [12].
Нравственный закон не может реализовываться без нравственного сознания. По мнению Архимандрита Платона, нравственное сознание включает в себя такие понятия как стыд, совесть, долг, ответственность, стремление к добру или добродетель [13].
Безнравственный человек не способен к познанию ни окружающего мира, ни самого себя. Безнравственный человек — душа разбитая на множество мелких частей; он не знает ни смысла, ни цели жизни, порабощен многоразличными пагубными страстями [11]. К безнравственности и бездуховности приводит прагматизм и эмоциональное обеднение, лень саморазвития и личностно-профессиональная деградация, эгоцентрические поступки и отсутствие морали.
Рассуждая о современных безнравственных тенденциях развития общества, важно задуматься, что бы нам сказали наши предки увидев плоды современной жизни: как бы Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси охарактеризовал перманентные реформы в образовании, закрытие сельских школ, переход на Болонскую систему, внедрение ювенальной юстиции, что бы он сказал увидя учебники по которым учатся современные дети, каково было бы его мнение о нормализации девиаций; как бы Святой благоверный Великий князь Александр Невский боролся с терроризмом, ростом преступности, коррупции, как бы реагировал на санкции против России; чтобы сказал Преподобный Сергий Радонежский по поводу всевозрастающего пьянства и наркомании, однополых браков, движения чайлдфри и эфтоназии? Как бы наши предки ответили на вопрос, что нам (педагогам) нужно сделать, чтобы восполнить пробел (gap), образовавшуюся и продолжающуюся углубляться научную, образовательную и воспитательную брешь?
Начать следует с главного: с обеспечения присутствия ценностного измерения во всей системе образования и воспитания. Должна быть очевидна актуальность духовно — нравственных ценностей, явленных миру Православной цивилизацией, хранительницей которой является Россия.
Из поколения в поколения следует передавать ясные представления о нравственности, главного условия нашего духовного и материального благополучия [11].
Духовно-нравственное развитие — это внутренняя работа самосозидания и саморазвития (духовная реальность), которая проявляется в поступках и в поведении, в отношении к себе и к окружающим, в акмеологичности личности, т. е. устремленности достижения вершины духовного саморазвития.
Развитие духовно-нравственной компетентности происходит на основе индивидуально-личностного развития, приобретения социального опыта, наличия нравственного примера (родителей, педагога), внедрения в процесс обучения интегрированных программ образования, построенных на основе духовно-нравственных общечеловеческих ценностей. Т. А. Флоренская, описывая диалог как духовно ориентированный метод, указывает на необходимости «доминанты на другом», как свойстве личности и особенности мировосприятии. Только преодолевая эгоцентрическую установку может родиться общечеловеческая, универсальная точка зрения, родственная и понятная всем. Это — точка, в которой сходятся бесчисленные оси индивидуальностей [10].
Развитие духовно-нравственной компетентности — это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, усвоение базовых на-
циональных и религиозных ценностей, сознательное развитие на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и к другим людям, к государству и миру в целом; реализуется средствами образования в процессе организованного образовательного процесса. Духовные истоки нравственности лежат в сфере любви к человеку, благоговения перед жизнью и высшими ценностями.
Нина Васильевна Кузьмина ввела в науку понятие «духовного продукта», по мнению Нины Васильевны это — психические новообразования в свойствах субъектов/участников образовательного процесса, человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, которые обеспечивают духовно-нравственное развитие в процессе образования [6]. Духовный продукт — результат развития духовно-нравственной компетентности и в процессе ее формирования важно использование в теологическом образовании средств, направленных не только на развитие мышления, но и на эмоциональную сферу человека — создающие проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые обеспечивают духовное и нравственное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют эмоциональную память и чувствование, развивают способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии.
Архим. Тихон (Секретарев) пишет, что духовно-нравственное совершенство с Божией помощью достигаемо в жизни при исполнении обязанностей любой профессии... [1].
Развитие духовно-нравственной компетентности будущих теологов является сложным, многоплановым процессом, оно неотделимо от жизнедеятельности будущего профессионала и сфера образования является определяющей для ее развития и формирования.
В заключении можно констатировать, что будущим профессионалам теологам необходимо целенаправленно формировать духовно-нравственную компетентность и развивать осознанное стремление к ее саморазвитию, чтобы став профессионалами они могли оказывать помощь субъектам своей профессиональной деятельности в духовном и нравственном росте.
С целью развития духовно-нравственной компетентности будущих теологов средствами образования важно разрабатывать методологическое ядро повышения качества теологического образования:
- интегрированные образовательные авторские программы дисциплин, обеспечивающие полноценную и последовательную идентификацию будущего профессионала с семьей и культурно-религиозным сообществом, с историей России и ее по-лиэтничной, много конфессиональной средой;
- спецкурсы и дисциплины по выбору, развивающие у учащихся любовь к Родине и патриотизм, готовность и способность к мирному диалогу с мировым сообществом;
- программы воспитательных мероприятий с целью развития эмпирической стороны духовно-нравственной компетентности в процессе обучения в вузе.
Теологическое образование основано на духовно-нравственном воспитании и решает важнейшую задачу упрочения российской государственности посредством приобщения подрастающего поколения к традиционной культуре как высшему проявлению духовности и образованности народа. Взаимодействие теологического образования с духовно-нравственным воспитанием на основе традиционной культуры — есть фундаментальное образование.
Литература
1. Архимандрит Тихон (Секретарев) Будьте совершенны. Печоры: Свято-Успенский Псково-Печер-ский монастырь, 2013.
2. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.
4. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2004.
5. Манойлов С. В. Компетентность как составная часть трудового потенциала // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 32 научной конференции / Под ред. А. Н. Николаева. Вып.9; СПб. ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2005.
6. Манойлова М. А. Духовно-нравственная компетентность в условиях внедрения ФГОС ВПО // Психологическое сопровождение процесса внедрения федеральных государственных стандартов в учреждениях образования. Материалы VII областной научно-практической конференции. Псков: ПОИПКРО, 2013.
7. Мюллер В. К. Англо-русский словарь. М.: Русский язык, 1981.
8. Слободчиков В. И. Категориальный строй христиански ориентированной психологии человека // Живая вода: научный альманах. Православие. Педагогика. Психология. Вып. 11. Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012.
9. Стандарт высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология (уровень бакалавриата) (ФГОС ВО). 2014.
10. Флоренская Т. А. Метод духовно ориентированного диалога: теория и практика // Живая вода: научный альманах. Православие. Педагогика. Психология. Вып. 11. Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012.
11. Шпаков А. Э. Экология и нравственность // XVI Международные Рождественские образовательные чтения. Сборник докладов конференции. М., 2008.
12. Шувалов А. В. Психологическое здоровье человека: духовные основы и научные представления // Живая вода: научный альманах. Православие. Педагогика. Психология. Вып. 11. Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012.
13. Нравственность и духовность. Азбука веры. Православное общество. Режим доступа: http://azbyka. ru//nravstvennost_i_duhovnost/
Об авторе
Манойлова Марина Алексеевна — доктор психологических наук, заведующая кафедрой теологии, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: marinaman@list.ru
М. A. Manoylova
MORAL AND SPIRITUAL COMPETENCE OF FUTURE THEOLOGISTS
The article presents a theoretical analysis of the spiritual and moral state of today's society and education sector as a social institution, which is located in the society and reflects all its problems. The article explores the definitions of the terms theology, theologist, competence, spirituality, and morality. It proposes concrete ways and methods for the development of the moral and spiritual competence of future theologists through higher education.
Key words: theology, theologist, competence, spirituality, morality, orthodoxy, moral and spiritual competence.
About the Author
Marina Manoylova — Doctor of Psychological Sciences, Head of Theology Department, Pskov State University, Russia.
E-mail: marinaman@list.ru