БИОГРАФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / THE PHENOMENON OF BIOGRAPHY IN CULTURE
Ольга Игоревна ТАРАСОВА / Olga TARASOVA
| Художественная биография как онтология настоящего и будущего: на примере творчества Айн Ренд / Artistic Biography as an Ontology of the Present and Future: on the example of Creativity of Ayn Rend |
Ольга Игоревна ТАРАСОВА / Olga TARASOVA
Академия Русского Балета им. А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия Профессор кафедры философии, истории и теории искусства Доктор философских наук, доцент
Vaganova Ballet Academy, Saint-Petersburg, Russia Department of Philosophy, History and Theory of the Arts Doctor of Science in Philosophy, Associate Professor [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ БИОГРАФИЯ КАК ОНТОЛОГИЯ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО: НА
ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА АЙН РЕНД
Статья посвящена анализу актуальных мировоззренческих проблем культуры, искусства, социальной истории и философии ХХ века. В том числе - особенностям соотношения потребительского существования и творческого созидания как нравственного выбора человека-индивида в западной цивилизации на примере творчества Айн Ренд.
Каждая культура и цивилизация вырабатывают свое отношение ко времени, учатся его хранить, производить, тратить, ускорять или замедлять. Каждая культура вырабатывает свое отношение и к историческому времени, и к исторической памяти. Биография - это жанр письменной культуры, письменного типа памяти и мышления, рассказ о том, как настоящее время ускользает в прошлое. Каким образом возможна интерпретация жизнеописания как проекции грядущего, основанного на единстве прошлого, настоящего и будущего?
Айн Ренд (Ayn Rand) или Алиса Зиновьевна Розенбаум (1905 - 1982) - российская звезда американской литературы ХХ века. Она родилась в Санкт-Петербурге, окончила Ленинградский университет и сценарные курсы ЛГИТМиК, слушала лекции Н. О. Лосского, и возрасте 20 лет эмигрировала в США. Ее художественное и одновременно философское достижение - создание авторской «философии объективизма» или «рационального индивидуализма». Ее лучший роман - «Атлант расправил плечи» (1957) - для Америки, самая читаемая, после Библии, книга. Критика «Атлант» -это женская философская мифология, многомер-
ная, объемная, но не обладающая безупречной целостностью, и не абсолютная. Но как любая художественная мифологическая концептуализация она оказалась способной и к предвидению многих событий ХХ-ХХ1 вв.
Ключевые слова: время, история, память, биография, мировоззрение, творчество, будущее, потребление, ответственность, прагматизм, фило- 39 софия объективизма.
ARTISTIC BIOGRAPHY AS AN ONTOLOGY OF THE PRESENT AND FUTURE: ON THE EXAMPLE OF CREATIVITY OF AYN REND
The article is devoted to the analysis of actual worldview problems of culture, art, social history and philosophy of the XXth century. Including - the peculiarities of the ratio of consumer existence and creative creation as a moral choice of an individual in the Western civilization on the example of Ain Rend creativity.
Every culture and civilization develops its attitude to the time, learns to store it, produce it, spend it, accelerate or slow it down. Each culture develops its relation to both historical time and historical memory. Biography is a genre of written culture, a written type of memory and thinking, a tale of how the present is slipping into the past. How is the interpretation of the biography possible as a projection of the future, based on the unity of the past, present and future?
| 1 (30) 2018 |
БИОГРАФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / THE PHENOMENON OF BIOGRAPHY IN CULTURE
Ольга Игоревна ТАРАСОВА / Olga TARASOVA
| Художественная биография как онтология настоящего и будущего: на примере творчества Айн Ренд / Artistic Biography as an Ontology of the Present and Future: on the example of Creativity of Ayn Rend |
Ayn Rand or Alisa Zinovievna Rosenbaum (1905 - 1982) is a Russian star of American literature of the twentieth century. She was born in St. Petersburg, she graduated from the Leningrad University and script courses LGITMiK, listened to lectures N. O. Lossky, and at the age of 20 years emigrated to the United States. Her artistic and at the same time philosophical achievement - the creation of the author's "philosophy of objectivity" or "rational individualism. "Her best novel is "Atlas" (1957) - for America, the most readable, after the "Bible," book. Criticism of
"Atlas" is a female philosophical mythology, multidimensional, voluminous, but not possessing perfect integrity, and not absolute. But like any artistic mythological conceptualization, it proved capable of anticipating time and anticipating many events of the XXth - XXIst centuries.
Key words: time, history, memory, biography, world view, creativity, future, consumption, responsibility, pragmatism, philosophy of objectivism.
Время, память и жизнеописание
И западная и восточная цивилизации создали свои характерные модели времени, свое осознание социального времени в его взаимосвязи со временем физическим, астрономическим, психологическим, историческим, биологическим, художественным и т.п. Современная философия утверждает, что время и пространство - предельно абстрактные характеристики бытия. В любой культуре понимание и осознание пространства-времени -это основные, онтологические координаты, на которых исходно строится та или иная картина мира.
В современной гуманитарной мысли выстроена историческая хронология культурных и теоретических опытов осмысления времени - от первоначального понимания времени и вечности в древних «Ведах», «Упанишадах», «Книге перемен», осознания времени в Древней Античности от Пифагора до Аристотеля, рассуждения о категориях времени в Средневековье (Авустин, Фома Ак-винский), эпоху Возрождения (Альберти Баттиста), Нового (Р. Декарт, Т. Гоббс, И. Ньютон, Г. Лейбниц) и Новейшего времени.
В целом современные исследования темпо-ральности и хронотопов, относительности и фрак-тальности, движения и длительности, ритма и такта, цикличности и линейности, мифологического и исторического, социального и индивидуального,
памяти и предвидения, (три)единства времен, специфики взаимосвязи времени и пространства, структуры времени, модусы времени, качества времени, обратимости и необратимости, антропологического времени, виртуального времени, «хроно-типпчностп» и «хроно-топпчностп» культуры, искусства, восприятия, сознания и понимания составляют одну из фундаментальных, онтологических проблем философской и социально-гуманитарной области исследований.
В художественном творчестве, различных видах искусства выстраиваются свои взаимоотношения со временим. Искусство изначально обладает способностью «мягкой трансформации» времени, оно может «останавливать» время, «хранить» время, «создавать» время, «ускорять» его и/или «замедлять», «остановить мгновенье» или «пролететь через эпоху», «предвосхищать» время, переходить из объективного, внешнего в субъективное, внутреннее и психологическое, путешествовать вместе с «машиной времени», «умно-жать»/«множить» времена и пространства, изменять и трансформировать качества самого времени его текучесть и неразрывность, уплотнять время, сталкивать друг с другом одновременно несколько исторических эпох, соединять историческое время и неисторическую современность, рисовать вечность и состояние вневременности.
| 1 (30) 2018 I
Международный журнал исследований культуры © Издательство «Эйдос», 2018. Только для личного использования. International Journal of Cultural Research
© Publishing House EIDOS, 2018. For Private Use Only. www.culturalresearch.ru
БИОГРАФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / THE PHENOMENON OF BIOGRAPHY IN CULTURE
Ольга Игоревна ТАРАСОВА / Olga TARASOVA
| Художественная биография как онтология настоящего и будущего: на примере творчества Айн Ренд / Artistic Biography as an Ontology of the Present and Future: on the example of Creativity of Ayn Rend |
Каждая культура вырабатывает свое отношение ко времени, учится его хранить или растрачивать, производить или тратить, ускорять или замедлять, и т.д. и т.п. Каждая культура вырабатывает свое отношение к историческому времени и исторической памяти. И в каждой культуре есть своя неповторимая, уникальная «культура времени» и «культура памяти».
Память - это человеческая способность, обеспечивающая закрепление, сохранение, устойчивое многократное воссоздание и повторение, а также забывание прошлого опыта. Память существует в динамическом единстве запоминания, припоминания, забывания. Как только это единство нарушено или разрушено, возникают односторонние крайности: «памятование без забывания» или «забывание без памятования». (В качестве иллюстрации первого случая можно вспомнить один из рассказов Х.Л. Борхеса «Фунес, чудо памяти» о человеке, утратившем способность к забыванию в результате травмы, и в силу этого превратившемся из человека в «носителя» информации).
Подлинное искусство памяти - это двуединая способность, не только памятование о былом, но и предвидение будущего. Единство памяти и предвидения является основой психологической защиты от манипуляции сознания. Память - это метафеномен культуры, обладающий особой темпоральной структурой. Память - это не просто механизм традиции культуры, но условие единства и непрерывности человеческого пространства и времени. Память - это не только «историчность мышления», но и создание динамичных темпоральных структурно-символических аналогий. Инварианты памяти открывают возможность сопричастности не только времени физической истории, но и вневременной событийности культуры, сопричастности Большому Времени. В особой темпоральной структуре память объединяет несколько временных пла-
нов, прошлое, настоящее и будущее в феномене одновременности1.
Биография, один из жанров европейской культуры, в дословном переводе означает «жизнеописание», повествование о жизни человека сделанное или им самим (тогда - автобиография) или другими людьми. Биография может быть документальной, исторической, научной, популярной, художественной. Она всегда - источник информации, социальной, психологической, культурной, которая позволяет рассматривать человека в его историко-временных координатах, социально-культурной обусловленности и национально-
мировоззренческой идентичности. От жанров «Жития» до современных хронологически - фотографически - оцифрованных жизнеописаний-(само)презентаций, возможно, таков путь исчерпания биографического жанра в европейской цивилизации. Как отмечает Б.В. Дубин, с одной стороны, 41 биография это «схема упорядочения собственного опыта, авторегулятивная конструкция и в этом смысле компонент системы ориентации самого действующего индивида. С другой — это косвенное, так или иначе гипотетическое воспроизведение (дублирование) схемы самопонимания и самопредъявления индивида теперь уже другим действующим лицом в ходе его специфического смыслового действия — в ситуации и акте биографиро-
вания, биографической реконструкции, «внешне-
2
го» понимания, интерпретации апостериори» .
Биография - это жанр письменной культуры, письменного типа памяти и мышления, о том что было, о том, как настоящее ускользает в прошлое. Устный способ мышления, согласно типологии Ю.М.Лотмана, это скорее «память» о будущем.
1 Тарасова О.И. Живая память и/или информационное беспамятство // Личность. Культура. Общество. 2009. Том XI. Вып.2. №№ 48-49. С. 309-319.
2 Дубин Б.В. Биография, репутация, анкета. (О формах интеграции опыта в письменной культуре) // Дубин Б.В. Обращенный взгляд. Слово - письмо - литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: НЛО, 2001. С. 100-119.
| 1 (30) 2018 |
БИОГРАФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / THE PHENOMENON OF BIOGRAPHY IN CULTURE
Ольга Игоревна ТАРАСОВА / Olga TARASOVA
| Художественная биография как онтология настоящего и будущего: на примере творчества Айн Ренд / Artistic Biography as an Ontology of the Present and Future: on the example of Creativity of Ayn Rend |
В среде разнообразных литературных жанров по-своему оперирующих прошлым и настоящим временем можно обнаружить автобиографию, роман-биографию, свойство биографичности романа, или (авто)биографичности творчества, или напротив, построение биографии как игрового или художественного творчества. Но одинаковым для всех является то, что биография исходно оформляется как записанное запоминание - сохранение прошлого.
В литературе множество примеров жанров предполагающих или пытающихся предвидеть будущее: роман-утопия или, чем так богат ХХ век, романы-антиутопии, а также романы фантастические и прочие.
Каким образом возможна интерпретация жизнеописания как проекции грядущего, основанного на единстве прошлого, настоящего и будущего? Может ли жизнеописание быть художественно-философской онтологией будущего времени социокультурной повседневности и всей современной жизни?
Кто такая Айн Ренд?
Айн Ренд (Ayn Rand) или Алиса Зиновьевна Розенбаум - российская звезда американской литературы ХХ века. Она родилась в феврале 1905 года в Санкт-Петербурге, в Российской империи и умерла в марте 1982 года в Нью-Йорке, США. Одаренная Алиса рано научилась читать и писать, образование получила в женской гимназии М.Н.Стоюниной. После революционных событий 1917 года и конфискации частной собственности родителей её семья покинула Санкт-Петербург, переехав в Евпаторию, где девочка заканчивает школу. Осенью 1921 года Алиса поступает учиться в Петроградский университет, на факультет «социальной педагогики», сроком обучения три года, который тогда объединял философию, филологию, и право. В это время она слушала лекции Н.О. Лосского, познакомилась с творчеством Ф.Ницше. Срезу после окончания университета, в октябре 1924 года она поступает на сценарные кур-
сы ЛГИТМиК. Именно эта творческая и социально-философская «специализация» в университете в наибольшей мере проявилась в дальнейшем художественном творчестве как мировоззренческая основа.
Ее первая работа «Пола Негри», очерк посвященный творчеству актрисы, вышел в январе 1925 года. По окончании университета Алиса получает визу для обучения в Соединенных Штатах и в начале 1926 года навсегда уезжает из России. Поселившись в США, начинает работать в Голливуде статисткой. В1929 году выходит замуж и в 1931 году получает американское гражданство. Она упорно продолжает сочинять сценарии, один из которых «Красная пешка» ей удается удачно продать в 1932 году.
Биография будущего и философский объективизм
42
Общий список произведений писательницы -
не так массивен, как может показаться с первого взгляда, но история этих публикаций - это история роста известности и популярности автора. В 1936 году в Америке, а в следующем году и в Англии был опубликован первый крупный роман «Мы живые», но это сочинение осталось без внимания публики. Во время Второй мировой войны, в 1942 году, власти Италии, забыв уведомить об этом самого автора, сделали экранизацию романа, увидев в нем критику большевизма и коммунизма. Благодаря экранизации книга приобрела огромную популярность, а ее тираж достиг миллиона экземпляров.
В 1938 также в Англии, была опубликована следующая повесть «Гимн», в которой заметно влияние антиутопий Замятина и Хаксли. В 1943 публикуется новый роман «Источник», который принес писательнице славу. Над самым известным романом «Атлант расправил плечи» автор работала на протяжении 12 лет, он увидел свет 10 октября 1957 года.
| 1 (30) 2018 |
БИОГРАФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / THE PHENOMENON OF BIOGRAPHY IN CULTURE
Ольга Игоревна ТАРАСОВА / Olga TARASOVA
| Художественная биография как онтология настоящего и будущего: на примере творчества Айн Ренд / Artistic Biography as an Ontology of the Present and Future: on the example of Creativity of Ayn Rend |
Примечательно, что чем сильнее ругали Айн Рэнд критики, обвиняя в самых различных вариантах некомпетентности, отсутствии стиля и таланта, тем сильнее раскупались ее книги.
После завершения «Атланта» был создан ряд философских сочинений «Для нового интеллектуала», «Добродетель эгоизма», «Новые левые», «Введение в философию познания объективизма», многие другие, примечательно, Айн Рэнд стала также читать лекции в университетах.
Ее художественное и/или философское достижение - создание авторской «философии объективизма» или «рационального индивидуализма». В среде академических философов эти идеи не популярны, зато пользуются спросом на политической арене и в экономической идеологии. Основанное автором общественное движение стремится распространить философию объективизма в широкие массы.
Жизнеописание мировоззрения: индивидуально-эпохальное
Психологи утверждают, что объем информации, полученный ребенком до пяти лет - предопределяет его мировоззрение, багаж знаний, и даже возможности жизненного пути. Айн Рэнд - родилась и жила в Санкт-Петербурге в эпоху Серебряного века. Эмигрировав в США в возрасте 20 лет, она была вынуждена сменить имя и фамилию. В чем-то аналогично этому автобиографическому псевдониму, в её творчестве, меняются имена и декорации, символы и названия для изложения авторских художественно- философских идей, тем самым создавая удивительный конгломерат мировоззрения, который подобно плывущему айсбергу, не прочитывается прямо, не раскрывается поверхностному, однозначному взгляду.
Согласно статистике «Атлант» в Америке -это самая читаемая, после Библии, книга. В России ее перевод стал доступен и популярен в конце ХХ - начале ХХ1 века. Данное сочинение критикуется много, разнообразно, и в основном - негативно. И
очевидно, что при таком синкретизме - философия, социальная педагогика, право, экономика, история, политика, литература и сценарные формы - каждая из научных специальностей обращающихся к роману будет видеть преимущественно свое, тем самым умножая разноречивость взглядов на одного-единственного «Атланта», который, все-таки, расправил плечи.
Это сочинение, по словам самого автора -главное произведение всей жизни, в наши дни разнообразно, но односторонне, раскритиковано на бесконечных просторах интернета, (это легко обнаружить через гугл), и лишь немногие, как негативные, так и позитивные, персонажи современной политической или социально-экономической арены занимаются его апологетикой, или дают положительные отзывы.
Интересно другое, что за очевидной «нелитературностью» и «сценарностью», за предельно 43 радикальной антипатией к Власти Советов, абсолютизацией научного капитализма, пропагандой философии объективизма и радикального эгоизма - за кадром критики остается и хронологическая взаимосвязь с метаисторическими процессами ХХ века, и аналогии с объемными литературными и философскими мифологиями ХХ века (сравнивают только количество страниц в «Атланте» и в «Войне и мире»), и огромная внутренняя, психологическая составляющая романа связанная с творчеством, созиданием, потребительством, ответственностью.
Вспомним, что жанр художественной биографии стал распространенным в европейской литературе в 1910-1920-х годах. Его популярность в России приходится на 1920 - 1940 годы. Среди художественно-биографических жанров появились жанры беллетризованной биографии, романа-биографии, историко-биографического романа, и т. д. Роман Айн Рэнд можно рассматривать как многогранную, эпическую биографию, (утопическую антиутопию) мировоззрения шумного и беспокойного, наполненного войнами, конфликтами и хаосом ХХ века. Художественную биографию
| 1 (30) 2018 |
БИОГРАФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / THE PHENOMENON OF BIOGRAPHY IN CULTURE
Ольга Игоревна ТАРАСОВА / Olga TARASOVA
| Художественная биография как онтология настоящего и будущего: на примере творчества Айн Ренд / Artistic Biography as an Ontology of the Present and Future: on the example of Creativity of Ayn Rend |
сложно ограничивать перечнем только формально-исторических фактов. Биографический материал позволяет рассматривать социальный процесс и с позиции макро- и с точки зрения микро- перспективы. Сама автор в послесловии к роману говорила «моя частная жизнь есть квинтэссенция моих романов, мое отношение к творчеству, выражается фразой «И я это в серьёз». Я всегда жила в соответствии с той философий, которую представляю в своих книгах, - она определяла мои поступки и действия моих персонажей. Конкретика в романах разная, абстракции одни и те же»3.
Образование, полученное в Санкт-Петербургском университете в далеких 20-х годах, не пропало даром. Закономерно влияние и образования, и «ментальности культуры», и «духа эпохи», и различных социокультурных факторов на формирование художественных стратегий. В романе есть множество историко-культурных и научно-философских пассажей, «скрытых цитат» из разнообразных философских, педагогических, психологических, семиотических, культурологических и т. п. научных исследований и концепций, которые, с одной сторону, уже прозвучали в Российской и европейской культуре Х1Х - первой половине ХХ века, были изложены или используемы в разнообразных видах антропологической деятельности, различных формах мышления и творчества. А с другой стороны, в тексте проявлены многочисленные пассажи и мысли созвучные тем концепциям, теориям и идеям, которые создавались параллельно книге и будут опубликованы гораздо позже «Атланта», до самого окончания ХХ века.
Вспомним, что литературный институт и сценарные курсы - это «две большие разницы», и по технологии мышления, и по способам изложения своего мировоззрения. Театральные амплуа у Айн Рэнд становятся не столько способом «выражения», сколько способом «представления» фило-
44
3 Рэнд А. Атлант расправил плечи: В 3х ч. Часть III. А есть А. М.: Альпина Паблишер, 2017. С. 535.
софских, психологических, научных и художественных идей автора. Здесь сразу можно вспомнить классические определения мифа - «в словах данная чудесная личностная история» (А.Ф. Лосев), и то, что «в мифе борются силы и энергии, а не герои» (Я.Э. Голосовкер).
«Когда потребность служит мерой, то каждый человек - и жертва, и паразит»
(из выступления Джона Голта)
В 1943 году Абрахам Маслоу в работе «Теория человеческой мотивации» впервые формулирует «теорию мотивации» или «теорию иерархии». В дальнейшем она будет известна как знаменитая «Пирамида потребностей», уже после её подробного изложения в следующей работе А. Маслоу «Мотивация и личность», которая увидит свет спустя десятилетие, в 1954 году. Для академической философии мало замеченной остается критика созданная Айн Рэнд в адрес потребитель- "" ской психологии и «добродетелей посредственности». А также предугаданная или предвиденная критика постмодернизма и его «нулевости», (достаточно подробно изложенная автором в виде философии такого персонажа романа как профессор, отрицающий жизнь), задолго до его появления и расцвета на рубеже ХХ - ХХ1 вв.
В третьем томе романа писательница дает предельно жесткое определение, что же такое «потребительство» как проявление антиразума или антижизни, переводя строгие философские категории и понятия психологии на доступный художественный язык повседневности.
« ... Это то чего ты хочешь, чего хотите вы все, - не денег, не материальных благ, не экономической безопасности, даже не подачек, которых вы впрочем постоянно требуете, .... Все вы, проповедники общего блага, вы стремитесь не просто не к заработанным деньгам. Вам нужны подачки но совсем иного рода. Ты назвал меня стя-
| 1 (30) 2018 |
БИОГРАФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / THE PHENOMENON OF BIOGRAPHY IN CULTURE
Ольга Игоревна ТАРАСОВА / Olga TARASOVA
| Художественная биография как онтология настоящего и будущего: на примере творчества Айн Ренд / Artistic Biography as an Ontology of the Present and Future: on the example of Creativity of Ayn Rend |
жательницей духа, потому что я ищу духовные ценности. Тогда вы, проповедники общего блага... эти ценности стремитесь присвоить. Я никогда не думала и никто не говорил мне, как это можно себе представить - незаслуженные духовные ценности. Но ты хочешь именно им. Хочешь незаслуженной любви, незаслуженного восхищения. Не заслуженного величия. ... не пытаясь вообще стать... чем-то. Без... необходимости... быть...»4.
О потребностях, из основной методологической и идеологической главы романа «Вы слушаете Джона Голта»:
«По принципу жертвенности главной ценностью вашего жертвования является мораль; затем следует самоуважение. Когда потребность служит мерой, то каждый человек - и жертва, и паразит. Как жертва он должен работать, чтобы удовлетворять потребности других, оставаясь в положении паразита, потребности которого должны удовлетворять другие. Он может приближаться к другим людям только в одной из двух постыдных ролей: он - попрошайка или дармоед»5.
На сочинение романа «Атлант расправил плечи» у автора ушло 12 лет, с 1945 - по 1957. И если посмотреть чем жила, чему была посвящена философская и художественная мысль того времени, и провести хронологические и биографические параллели с историей создания наиболее известных философских идей, концепций, осмыслений, и их печатной публикацией осуществленной в те годы, или немного позже, то получается следующая картина. Например:
4 Рэнд А. Атлант расправил плечи: В 3х ч. Часть III. А есть А. М.: Альпина Паблишер, 2017. С. 214.
5 Там же. С. 381.
М. Хайдеггер: 1947 - «Письмо о гуманизме», 1949 - «Введение к «Что такое метафизика»», 1950 - «Время картины мира», 1954 - «Вопрос о технике», «Наука и осмысление», «Преодоление метафизики», 1959 - «Путь к языку».
Э. Фромм: 1941 - «Бегство от свободы», 1946 - «Психоанализ и этика», 1947 - «Человек для самого себя», 1949 - «Психоанализ и религия», 1955 - «Здоровое общество», 1956 - «Искусство любить».
Может быть, следующая аналогия во времени покажется странной, но тем не менее: Дж. Р. Р. Толкин - «Властелин колец» - 1954-55, И. Ефремов «Лезвие бритвы» - 1963, А. и Б. Стругацкие - «Понедельник начинается в субботу» - 1965, и Жан Бодрийяр «Система вещей» - 1968, «Общество потребления» - 1970.
В женском, что следует подчеркнуть особо, в женском философском романе, по масштабам 45 сравнимым с литературно-мифологическими (фэнтезийными) эпосами и эпопеями, которыми тоже так богаты два последние века, оказалось так много предсказанного в судьбе ушедшего столетия. Но «Атлант» - это все-таки мифология, философская мифология, многомерная, объемная, но не обладающая безупречной целостностью, и не абсолютная. Но как мифо-концептуализация она оказалась способной и к предвидению, и к предсказа-тельности. Этот миф целой жизни и целого столетия предстает в особой интенсивности и несокры-тости для читателя, который может вынести за скобки косноязычие сценарного слога, весь исто-рико-экономический антураж и откровенные социально-политические пристрастия автора. И тогда на первом месте оказываются онтология творчества и онтология будущего.
Особенности творческой биографии, жизненные, психологические, творческие противоречия и способы выхода из кризисных ситуаций, как правило, предопределяются не только темпераментом, но и ментальностью культуры и эпохи. Много из того, что было обозначено или сформулировано
| 1 (30) 2018 |
Ольга Игоревна ТАРАСОВА / Olga TARASOVA
| Художественная биография как онтология настоящего и будущего: на примере творчества Айн Ренд / Artistic Biography as an Ontology of the Present and Future: on the example of Creativity of Ayn Rend |
в романе, - творческий прагматизм, творческий эгоизм, потребительство и т.д. и т.п. - не исчерпали себя в культуре нашего времени. При этом, многие события, имена, концепции, способы мышления, (может быть в силу двойного перевода романа) не прочитываются, не раскрываются с первого раза, и потому интерес к роману продолжает расти, его настоящим и потенциальным читателям предстоит разгадывать его как художественный и философский ребус, созданный для будущего.
46
| 1 (30) 2018 |