Научная статья на тему 'Хронотопический подход к философско-художественному профетизму'

Хронотопический подход к философско-художественному профетизму Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
264
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОРОЧЕСТВО / ПРЕДСКАЗАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ФИЛОСОФСКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОФЕТИЗМ / ВРЕМЯ / ПРОСТРАНСТВО / ХРОНОТОП / ФИЛОСОФСКИЙ ХРОНОТОП / БАХТИН / МЕЛВИЛЛ / PROPHECY / PREDICTION / FORECASTING / PHILOSOPHICAL ARTISTIC PROPHETISM / TIME / SPACE / CHRONOTOPE / PHILOSOPHICAL CHRONOTOPE / BAKHTIN / MELVILLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оропай А. Ф.

Автор рассматривает феномен пророчества в литературно-художественных произведениях, именуемых «философскими» и предлагает подход к этому феномену на основе бахтинского понятия «хронотоп». Единство времени и пространства, фиксируемое в этом понятии, позволяет по новому взглянуть на связь прошлого, настоящего и будущего в пророчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chronotopical approach to philosophical artistic prophetism

The article deals with the phenomenon of prophecy in literary works that are considered philosophical. The author offers an approach based on Bakhtin's notion of chronotope. The unity between time and space expressed in this notion throws a different light at the links between the past, present and future in prophecy.

Текст научной работы на тему «Хронотопический подход к философско-художественному профетизму»

А. Ф. Оропай

ХРОНОТОПИЧЕСКИЙ ПОДХОД

К ФИЛОСОФСКО-ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОФЕТИЗМУ

Современный человек, с одной стороны, преуспел в глубоком и перспективном предвосхищении будущего, в проектировании масштабных преобразований, с другой же стороны, стала очевидной принципиальная ограниченность возможностей человека в сугубо рациональном постижении будущего вследствие стохастичности познаваемых закономерностей и значимости бифуркационных эффектов. Не нашла подтверждения в последующей истории мысль А. Эйнштейна, выраженная (в духе декартовского рационализма) в известном афоризме: «Бог не играет в кости». В этих условиях возрастает потребность в дополнении рационального постижения будущего интуитивно-иррациональным его постижением. Думается, исследование многообразных вненаучных форм предвидения — одна из перспективных задач в социально-гуманитарном познании. Концептуализация образов будущего в художественной литературе относится к таким формам.

Справедливо считается, что народы наделены свойством предощущать будущее, а великие писатели (поэты) способны артикулировать эти смутные предчувствия в своих художественных произведениях. Такую пророческую способность называют литературно-художественным профетизмом (от позднелатинского ргорЬейа, от греческого ргорЬе1е1а). Автор литературно-художественного профетического произведения способен мысленно охватить все пространство той социальной реальности, относительно которой осуществляется пророчество, т. е. некоторое утверждение относительно ее значительной трансформации во времени. Понятия пространства и времени имеют особое значение в деле адекватного постижения данного феномена социально-гуманитарными и философскими познавательными средствами.

Коль скоро среди многочисленных разновидностей художественной прозы (поэзии) выделяют философскую, есть все основания для постановки вопроса о философско-ху-дожественном профетизме. При всей многозначности термина «философская проза» (или «философская поэзия»), можно констатировать, что то интеллектуальное напряжение, которое наличествует в литературно-художественных произведениях, называемых «философскими», несомненно способствует профетическим открытиям в них.

В первом приближении можно определить философско-художественный профетизм как особую разновидность предвосхищения значимых в масштабах общества реалий будущего, осуществляемую при помощи художественных образов и средств литературных произведений, относящихся к философской прозе или поэзии. Специальное рассмотрение пространственно-временной проблематики философско-художественного профетизма до сих пор не предпринималось, однако такое рассмотрение представляется актуальным.

Писателю, как и всякому человеку, не заказана дорога в область прогнозирования (как и в сферу философствования или религиозного проповедничества). Писатель, то ли от своего имени, то ли от имени своего «лирического героя», основываясь на собственном жизненном опыте, на понимании им исторических тенденций, вполне способен

© А. Ф. Оропай, 2009

рисовать образы будущего и при этом стяжать лавры «литературного пророка». Такое обыденное понимание литературного пророчества нуждается в уточнении. Имеет место неоправданно широкое употребление термина «прогноз». Дело дошло до того, что мрачные прорицания М. Нострадамуса все чаще именуются прогнозами, хотя, как известно, в русском словоупотреблении «слово “пророчество” имеет внелогический, мистический оттенок, тогда как “прогноз” значит “основанное на специальном рациональном, научном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе чего-либо”» [7, с. 69]. Однако существует и тенденция относить к разряду «литературных пророков» всех без разбору, лишь бы в их произведениях фиксировались какого-либо рода предсказания [8]. Особо «повезло» в этом отношении писателям-фантастам, описавшим научнотехнические новинки задолго до их свершения, как, например, Жюль Верн или Герберт Уэллс. Авторы прогностической книги «Россия и мир. Новая эпоха», напротив, относят таких «пророков» к «литературным прогнозистам»: «В отдельную подгруппу литературного прогнозирования можно выделить научную фантастику XIX — второй половины ХХ в. Классическими фантастами-прогнозистами принято считать Ж. Верна и Г. Уэллса. Первый работал в естественнонаучной позитивистской парадигме XIX столетия, его предсказания были ограничены сугубо технической сферой. Второй обратился к социальной прогностике, но даром глубокого предвидения не отличался, хотя многие его работы продолжают косвенно цитироваться в современной литературе» [4, с. 14]. Данная терминологическая чересполосица имеет под собой серьезное эпистемологическое основание. Вряд ли можно провести резкую грань между прогностическими и пророческими элементами в писательском творчестве, оно неделимо по определению. Однако общее представление о различии пророчества и прогноза должно быть достаточно ясным. Последний основывается на опыте настоящего и прошлого, на вычленении некоторой последовательности в событиях, которая проецируется в будущее. Что же касается пророчества, то оно основано на иных принципах (отсюда нелюбовь к пророчествам со стороны сциентистски мыслящих философов типа К. Р. Поппера). Значимость категорий пространства и времени применительно к литературному пророчеству возрастает именно вследствие того, что оно не может осуществляться прогностическим способом.

Традиционно выделяют субстанциальную и реляционную концепции пространства и времени. Если речь идет о специфике пространства и времени в социально-гуманитарной сфере (а именно к этой сфере может быть отнесен феномен философско-художественного профетизма), то в явном виде или по умолчанию признается правота второй концепции.

В этом (социально-гуманитарном) ключе разрабатывала проблему обширная плеяда мыслителей, начиная с И. Канта, выразившего две важные идеи — 1) об априорности пространства и времени как возможности всякого опыта и 2) времени как длительности внутренних психических состояний.

Именно эту вторую идею разрабатывали впоследствии А. Бергсон, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и другие мыслители, вольно или невольно отрывая время от пространства. Бергсон радикально различал «время длящееся» (temps duree) и «время пространственное» (temps espace). В социально-гуманитарном познании, коль скоро здесь в качестве объектов выступают человек и культура, актуальным оказывается первое. Действительно, у времени в социально-гуманитарном отношении есть одна особенность, которой нет у пространства: наша мысль, будучи не пространственной, длится, протекает во времени. Места в пространстве отделены друг от друга, но временные периоды совмещаются: прошлое живет в нас, равно как и будущее — в виде образов, порожда-

емых памятью и проективным воображением. Это, конечно же, не означает, что категорией пространства следует пренебрегать, однако нужно отметить, что такое пренебрежение объективно имеет место. Например, в аспирантском учебнике «Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук» при изложении заявленной пространственно-временной проблематики социально-гуманитарного знания понятие пространства оказалось в значительной степени «забыто», что вполне в русле достаточно распространенного «временного» уклона [9, с. 107-112].

Темпоральность социально-гуманитарного бытия, при всей ее несомненной значимости, не должна затушевывать пространственную сторону оного. Человек не только вопрошает о будущем, мобилизуя для этого прогностические ресурсы научного знания, он не только существует в соответствующем культурном пространстве и времени, но и координирует собственное существование относительно вечности, тех «метафизических» сущностей, которые характеризуют его духовную природу и которые при решении прогностических задач зачастую попросту игнорируются. При рассмотрении фило-софско-художественного профетизма такое игнорирование недопустимо. Пространство и время человеческого бытия следует брать в единстве с человеческой устремленностью к запредельному. Чувственно (эстетически) переживаемое человеком в соответствующих пространственно-временных формах и трансцендентное, лежащее за пределами чувств, связаны между собой, что и составляет основу синтетической философско-художественной деятельности, одним из проявлений которой может послужить фило-софско-художественный профетизм. Философско-антропологические аспекты указанной деятельности не менее значимы, чем философско-культурологические.

В порядке иллюстрации целесообразно привести историю с головоломкой, некогда опубликованной в одном научно-популярном журнале. На рисунке был изображен узник, поставленный перед лабиринтом и перед альтернативой: либо смерть, либо свобода (в случае успешного прохождения лабиринта). Условие задачи — показать на чертеже путь узника к свободе. Задача была не логической (а именно так ее восприняла в большинстве своем читающая публика, указав в присланных ответах кратчайший путь к свободе; по этой логике узник должен был бы двигаться «со скоростью мысли»), а психологической (и, в известном смысле, психологическим же тестом для современной публики). Мы говорим «современной», имея в виду особую «текучесть» современности, в которой, по словам американского философа культуры З. Баумана, время занимает «позицию активного партнера в браке между пространством и временем» [3, с. 121— 122]. «Бизнес со скоростью мысли»—название книги одного из наиболее успешных современных предпринимателей Билла Гейтса. Утвердившееся значение слова «логистика» — область знаний относительно пространственного перемещения и размещения материальных ценностей также характеризует определенного рода «вторичность» пространства по отношению к временному течению мысли. Узник же из головоломки, который не имел в своем распоряжении плана лабиринта, столкнувшись в конкретной жизненной ситуации с вечностью и проектируя себя на будущее время в качестве живого и свободного, вынужден был вслепую осваивать пространство лабиринта как единственную доступную ему чувственную данность, шаг за шагом нащупывая выход в это будущее. Реальный путь существенно отличался от идеального.

Приведенный пример, как представляется, демонстрирует, что в определенных случаях для прорывов в будущее недостаточно одного только временного движения мысли. Значением пространственной стороны пренебрегать не следует, как и значением тех фундаментальных оснований человеческого бытия, которые представляют особый интерес для философско-художественного профетизма.

Для уяснения философской составляющей интересующего нас феномена несомненный интерес представляет разработка В. С. Степиным прогностической функции философии как рефлексии над основаниями («универсалиями») культуры и проектирования новых образов мира, строящихся на базе обновленных оснований. Среди таковых особое значение совершенно справедливо отводится пространству и времени. Вместе с тем сама эта рефлексия подчас выглядит как заданная познавательная процедура, ожидающая своего часа для обретения практической актуальности. В определенные переломные исторические периоды, по мнению В. С. Степина, философские идеи «... становятся своеобразным генератором и катализатором соответствующей публицистики, художественной критики, литературных произведений» [10, с. 8]. В действительности, думается, все происходит гораздо сложнее и драматичнее. В частности, об основаниях культуры и будущих ее формах вопрошают не только философы, но и художники. И где и когда, в какой точке пространства и времени, при каких условиях и с каким эффектом соединяются философский и художественный элементы — эти проблемы остаются малоизученными. Временное следование художественного образа за абстрактной идеей, безусловно, имеет место, но не является общим правилом.

Перспективную в эвристическом отношении идею связи пространства и времени предпринял М. М. Бахтин при посредстве своего понятия «хронотоп», которое призвано фиксировать актуальную взаимосвязь временных и пространственных структур, специфическим образом освоенных в литературно-художественном произведении. Он, будучи литературоведом, применял его к анализу художественных текстов. В настоящее время это понятие приобретает междисциплинарный статус в социально-гуманитарном знании. Хронотопическое моделирование применяется не только к литературным текстам, но и к тому, что ими отражается, — к самому культурному бытию.

Феномен профетизма в литературно-художественном варианте интерпретируется чаще всего с использованием отмеченного выше совмещения времен. Например, А. И. Герцен в «Былом и думах» писал, что «поэты в самом деле... “пророки”, только они высказывают не то, чего нет и что будет случайно, а то, что неизвестно, что есть в тусклом сознании масс, что еще дремлет в нем» [4, с. 353]. К. Г. Юнг, рассматривая «визионерское», по его определению, литературно-художественное творчество, отмечает, что оно «раздирает завесу, расписанную образами космоса, и дает заглянуть в непостижимые глубины становящегося и еще не ставшего», заглянуть «в будущность нерожденных поколений» [5, с. 107]. Хотя литературно-художественное творчество такого плана Юнг противопоставляет «психологическому» (содержание которого происходит «из областей человеческого опыта, из психического переднего плана» [11, с. 106]), по сути дела истоки литературно-художественного визионерства также лежат в психологии, в ее глубинных временных пластах. Таким образом, отношение «настоящее — будущее» в конечном счете обусловливается отношением «прошлое — настоящее», роль же пространственной стороны неочевидна. Интересующий нас хронотопический подход, напротив, исходит из принципиального единства пространства и времени.

Интересно, что К. Г. Юнг в качестве образца визионерского (мы называем его про-фетическим) литературно-художественного творчества совершенно справедливо указывает философский роман американского писателя Г. Мелвилла (1819—1891) «Моби Дик, или Белый Кит» [11, с. 105]. Это произведение действительно в определенном смысле образцовое. Это философская притча — пророчество относительно Нового времени и Нового Света (т. е. пространства). Здесь единство пространственных и временных структур достаточно определенно. При рассмотрении профетического содержания этого произведения можно выделить ряд хронотопов (например, судна, порта),

которые выступают своеобразными «матрицами» [1, р. 135] грядущих культурных явлений. Особый интерес представляет изображенное символическими средствами пространство человеческого могущества во Вселенной. Кашалот-альбинос метафорически выступает здесь как символ запредельной реальности; центральные персонажи произведения — капитан китобойного судна Ахав и матрос Измаил — каждый по-своему, стремятся «пробиться» к этому трансцендентному бытию, осуществляя таким образом проектирование специфических обликов грядущего. Символическое преодоление пространственной границы означает и взятие временного барьера между настоящим и будущим.

Хронотоп художественного произведения воспроизводит условными средствами реальное пространственно-временное бытие, и это обстоятельство позволяет прояснить специфику литературно-художественного профетизма. Хронотоп — феномен интегральный, состоящий из множества пространственно-временных структур меньшего масштаба. При этом, по утверждению Д. Г. Горина, «отдельные хронотопы могут включаться друг в друга, контактировать, сосуществовать, переплетаться, сменяться и т. д.» [6, с. 29]. Общий характер взаимоотношений между хронотопами различного уровня М. М. Бахтин определял как диалогический. Очевидно, что средоточием таких диалогических взаимоотношений в нашем случае выступает автор, субъект литературного пророчества. Именно на его долю выпадает считывать информацию указанного «диалога» и трансформировать ее в художественные картины, имеющие профетическое значение. Здесь актуализируется первая из отмеченных выше кантовских идей — об априорности пространства и времени. Соответствующие образы пространства и времени действительно выступают предварительными условиями сотворения художественных картин. Однако при этом хронотопы этих будущих картин непременно связаны с настоящими пространственно-временными реалиями. В противном случае мы бы имели дело не со специфическим (непрогностическим) способом постижения будущего, а с абсолютно произвольной фантазией.

Коль скоро для философии представляет особый интерес философско-художествен-ный профетизм, особое значение приобретает сравнительно недавно введенное в употребление понятие философского хронотопа. Данное понятие имеет и свои конкретноисторические (бытие философского учения в соответствующем культурном пространстве и времени), и мировоззренческие (связанные с пространственно-временной экспликацией определенной философской картины мира) аспекты. А. В. Ахутин, отмечая, что место рождения европейской философии — Древняя Греция — «фактически является перекрестком Средиземного мира», подчеркивает отвлеченный характер пространства и времени в философском хронотопе, который «образуется границами смысловых миров, рубежами исторических эпох — это хронотоп всемирно-исторического перекрестка» [2, с. 216]. Философский хронотоп упирается в предельно общие онтологические представления о пространстве и времени и за счет соединения образного ряда и отвлеченного умозрения в литературно-художественном произведении философского статуса он может служить основой профетических прорывов. В тех случаях, когда в литературно-художественном произведении имеют место метафорические переносы смыслов пространственно-временных структур конкретной образности и философских картин мира, можно говорить о философско-художественных хронотопах.

Хронотопический подход дает возможность в определенной степени прояснить феномен философско-художественного профетизма посредством установления связей между реальными пространственно-временными структурами (в координатах которых автор создает произведение) и таковыми структурами художественного мира этого про-

изведения, способными предвосхитить «геометрию» культурно-исторических реалий, которым еще предстоит придти на смену настоящим.

Литература

1. A Historical Guide to Hermann Melville / Ed. by C. Gunn. Oxford, 2005.

2. Ахутин А. В. Античные начала философии. СПб., 2007.

3. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.

4. Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить / Отв. ред.

С. А. Караганов. М., 2008.

5. Герцен А. И. Былое и думы. Минск, 1971.

6. Горин Д. Г. Пространство и время в динамике российской цивилизации. М., 2003.

7. Пензенский А. Нострадамус: миф и реальность. М., 2004.

8. Рыжов А. С. Литературные пророки. Они предсказали будущее. М., 2007.

9. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В. В. Миронова. М., 2006.

10. Степин В. С. Конструктивные и прогностические функции философии // Вопросы философии. 2009. №1.

11. Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991. С. 107.

Статья поступила в редакцию 18 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.