Научная статья на тему 'Хронология склепов ранних христиан некрополя Херсонеса (в свете данных раскопок 2006 г. )'

Хронология склепов ранних христиан некрополя Херсонеса (в свете данных раскопок 2006 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хронология склепов ранних христиан некрополя Херсонеса (в свете данных раскопок 2006 г. )»

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. I

Е.Я. Туровский, А.А. Филиппенко

ХРОНОЛОГИЯ СКЛЕПОВ РАННИХ ХРИСТИАН НЕКРОПОЛЯ ХЕРСОНЕСА (В СВЕТЕ ДАННЫХ РАСКОПОК 2006 Г.)

Живописные росписи херсонесских склепов без преувеличения имеют мировое значение, как произведения позднеантичной живописи и как образцы выражения средствами искусства новых идей и представлений, которые были привнесены в жизнь античного общества с появлением христианства. Внимание к этим памятникам привлек выдающийся русский историк-античник М.И. Ростовцев, который в 1914 г. в своей блестящей монографии «Античная декоративная живопись на юге России» опубликовал восемь таких склепов, раскопанных А.С. Уваровым, К.К. Косцюшко-Валюженичем и М.И. Скубетовым. Как считал он все они, за единственным исключением (склеп 1894 г.), принадлежали приверженцам христианской веры [1].

Относительно датировки открытых росписей с христианской символикой и мотивами М.И. Ростовцев пришел к

заключению, что они были созданы во второй половине IV - начале V вв. [2].

Еще два новых расписных склепа были исследованы в 1998-1999 гг. украинскоавстрийской экспедицией [3]. После публикации материалов раскопок один из руководителей экспедиции В.М. Зубарь вновь обратился к вопросу о хронологии христианских росписей в Херсонесе. Его выводы находятся, на наш взгляд, прежде всего в русле не раз высказывавшейся им концепции о достаточно позднем массовом распространении христианства в Херсонесе и на Боспоре [4]. Исследователь отвергает датирующее значение нумизматического материала в случае с херсонесскими склепами [5]. М.И. Ростовцев, напротив широко использовал находки монет для своих выводов по хронологии склепов. Исходя из сюжетов живописи, В.М. Зубарь и его соавтор А.И. Хворостяный разделяют ее на две хронологические группы: живопись, которая содержит только символические мотивы, и росписи, где содержатся антропоморфные и сюжетные изображения. Первая группа датируется исследователями временем не ранее второй половины или конца V в., вторая - не ранее VII в. [6]. Нужно отметить, что подобная ревизия хронологических выводов М.И. Ростовцева не нашла поддержки у

исследователей. Ее достаточно аргументиро-ваная критика уже прозвучала в ряде работ [7].

Насколько нам известно, В.М. Зубарь в настоящее время не столь категоричен в своей приверженности к поздним датам христианских склепов с росписями. В любом случае вопросы хронологии должны быть объектом конструктивной дискуссии, основанной, прежде всего, на анализе хронологических индикаторов и археологических контекстов. На наш взгляд, следует вести изучение христианских памятников в следующих основных направлениях. Необходимо заново пересмотреть и на современном уровне опубликовать все материалы предыдущих раскопок, как достоверно известных склепов с христианскими росписями и христианской символикой, так и склепов расположенных с ними по соседству. При этом, базируясь на выделенных хронологических индикаторах и на комплексном анализе материалов важно прояснить, как время создания склепа и период его использования (для подзахоронений, посещений, поминальных молитв), так и то синхронно ли время возникновения склепа и время создания живописных росписей. Важным звеном в исследовании хронологии является сравнительный анализ подобных памятников херсонесского некрополя и расписных христианских склепов Балкан, Иудеи, Малой Азии и др. В этом случае применим метод перекрестной хронологии. Это наиболее общие вопросы, которые не отменяют многие другие более частные. На пути к их решению лежат большие трудности. Перечислим только наиболее значимые из них.

Большая часть из известных склепов открыта около столетия назад. Судьба большинства из них нам неизвестна. Сохранились ли сами склепы и каково состояние росписей? В 1985 г. под руководством В.М. Зубаря был расчищен и вновь обмерен склеп под № 1494 (раскопки 1904 г.). В настоящее время вход в склеп засыпан. Что осталось от росписей, не известно. В 2006 г. нам удалось обнаружить склеп под № 2089 (раскопки 1905 г.), в котором сохранились только небольшие фрагменты фресок. Сказанное не означает, что следует впадать в пессимизм. Необходимо попытаться отыскать

45

Е.Я. Туровский, А.А. Филиппенко. Хронология склепов ранних христиан ...

следы и других памятников, описанных М.И. Ростовцевым, законсервировать и попытаться спасти то, что еще возможно спасти. Другая сложность состоит в том, что практически все склепы были ограблены в древности или в наши дни. Тем не менее, определенное представление о погребальном инвентаре первых херсонесских христиан составить удается. В этом направлении особенно важны новые археологические исследования.

В полевом сезоне 2006 г. экспедиция Национального заповедника «Херсонес Таврический» проводила исследования на участке херсонесского некрополя у так называемого «Загородного» храма. Были открыты и доследованы склепы, ограбленные и засыпанные в 2002-2003 гг. Один из этих склепов с живописной росписью и эпитафией на греческом языке уже предварительно обследовался нами в 2003 г. [8]. В нынешнем сезоне была проведена детальная фиксация росписей, сделаны обмеры и чертежи, доследована могильная камера получен ценный археологический и антропологический материал.

Живописная роспись на стенах и потолке склепа не оставляют сомнения в его принадлежности первым херсонесским христианам. На потолке среди двух венков, чередующихся с двумя красными кругами, помещена христограмма (монограмма Христа). По стенам и лежанкам изображения цветов (маков), гирлянд, а также белой птицы, идущей влево с зеленой веточкой и красной ягодкой в клюве. На стене одной из лежанок упомянутая надпись красной краской в красном круге - эпитафия праведника Аристона. Восстановление надписи и ее чтение, сделано московским эпиграфистом А.Ю. Виноградовым:

ApiaTw|va An0apY|n[ca] , іс(ирі)є.|п

фихп cou|peraTwv 5i-|keov

Аристона упокой, Господи.

Душа твоя с праведными.

Имя Аристон было широко распространено в Херсонесе. В нашем случае, присутствие надписи знак высокого уважения со стороны единоверцев. До сих пор это первый известный случай, когда кого-либо из погребенных в склепе удостаивали специальной надписи. Хризма, венчающая свод камеры, сама по себе уже указывает на особенные заслуги погребенных в склепе. Еще известный российский специалист в области раннего христианства граф А.Н.

Уваров полагал, что монограмма Христа в склепах ранних христиан являлась символом награды святых и мучеников. Не случайно и изображение венков. Венок у ранних христиан являлся венцом победителя (corona triumphalis), который преодолел смерть и слился с Богом, став святым. Следует подчеркнуть хороший уровень живописи в склепе Аристона. Как и росписи других подобных склепов в Херсонесе, живопись склепа по стилю и технике имеет римскоэллинистический характер, но отображает новые христианские идеи и символы.

Среди склепов расчищенных в сезоне 2006 г. наибольший интерес представляет склеп с оштукатуренной поверхностью, на которой (еще по сырой штукатурке) были нанесены разнообразные граффити - кресты, хризма, корабли, лодка и др. Корабли изображены достаточно подробно. Прочерчены детали корпусов, оснастка парусов, изображены рулевые весла и другие детали. Над клотиком самого большого из кораблей развивается штандарт. В склепе имеются не менее трех надписей на греческом языке. Две из надписей, несомненно, эпитафии. Несмотря на традиционную для некрополя Херсонеса конструкцию, это склеп совершенно необычен своим оформлением.

Большинствво, из известных на данном участке склепов, имели сходную конструктивную и пространственную организацию, и, безусловно, близки двум первым по времени. Камеры подавляющего большинства склепов не были оштукатурены. Не было в них и каких-либо указаний на их принадлежность христианам. Что объединяет все исследованные склепы - это присутствие значительного количества монет, чаще отдельных экземпляров, реже стопок из нескольких монет. Наиболее массовые серии принадлежат чекану христианских императоров IV в. от Констанция II до Аркадия. Подавляющее большинство монет находились в обращении весьма короткое время. Остальные находки: светильники, пряжки, бальзамарий датируются в хронологических рамках IV- начала V вв. Однако следует разделять датировку создания этих христианских склепов и время их функционирования. Мы предполагаем примерно следующую схему. Первоначально создавалась погребальная камера склепа с дромосом и лежанками, вслед за этим были оштукатурены стены и потолки, нанесены фрески и граффити. Вряд ли эти два события разделял значительный промежуток времени. В дальнейшем вслед за первыми погребениями святых праведников производились

46

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. I

подзахоронения, а в какие-то мемориальные даты склепы могли посещаться для поминания и молитвы. Отдельные склепы могли использоваться для этих целей более столетия.

Хронологические рамки отдельных склепов наиболее дробно определяет нумизматический материал. Самые поздние монеты из этих сакральных приношений (бескровная жертва?) в подавляющем большинстве склепов принадлежат чеканке императоров Феодосия I Великого и Аркадия и датируются началом V столетия. Более поздние монеты и артефакты из некоторых погребальных сооружений свидетельствуют об использовании склепов для погребений до второй половины V в. Сказанное не относится к доследованным нами в 2006 г. склепам с христианскими росписями и граффити, наиболее поздний датирующий материал из которых не выходит за рамки начала V в.

Примечания

1 Ростовцев М.И. Античная декоративная живопись на юге России. Пгр., 1914. С. 443-445.

2. Там же.

3. Зубарь В.М., Пилингер Р., Туровский Е.Я., Сон Н.А., Русяева М.В. Отчет о раскопках склепов с

полихромной росписью на территории некрополя Херсонеса в 1998-1999 гг. // В кн. Зубарь В.М., Хворостяный А.И. От язычества к христианству. К., 2000. С. 144-154.

4. Зубарь В.М. К интерпретации одного из сюжетов росписи склепа 1912 г. из Херсонеса // ХС. Вып. Х. Севастополь, 1999. С. 298-302.

5. Зубарь В.М., Пилингер Р., Туровский Е.Я., Сон Н.А., Русяева М.В. Указ. соч. С. 56.

6. Там же. С. 84-87.

7. Диатропов П.Д. Еще раз к вопросу о датировке

росписей херсонесских христианских склепов // Церковная археология Южной Руси. Сборник материалов международнолй конференции «Церковная археология Южной Руси. Сборник материалов международной конференции «Церковная археология: проблемы, поиски,

открытия» (Севастополь, 2001). Симферополь, 2002. С. 34-37; Хрушкова Л.Г. Христианские памятники Крыма (состояние изучения) // ВВ. Т.63(88). М., 2004. С. 167-194.; Завадская И.А. Декоративно-символическая система росписи херсонесских христианских склепов: проблема хронологии и генезиса // МАИЭТ. Вып. XI. Симферополь, 2005.

8. Marchenko L.V., Turovskij E.J. A New Early Christian Crypt in the Outskirts of Chersonese Tauric // International Conference. Varna, 2003.

Рис. 1. Изображение корабля на потолке Рис. 2. Эпитафия Деметрия, склеп №1/2006.

склепа №1/2006.

47

Е.Я. Туровский, А.А. Филиппенко. Хронология склепов ранних христиан ...

Рис. 3. Хризма, склеп №1/2006 (прорисовки М.В. Ступко).

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.