Научная статья на тему 'Хроники проекта по модернизации инженерного математического образования в России: семинар в Саарбрюкене 11-12 сентября 2014 год'

Хроники проекта по модернизации инженерного математического образования в России: семинар в Саарбрюкене 11-12 сентября 2014 год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METAMATH / МЕТАМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздняков Сергей Николаевич

Очередной семинар по проекту MetaMath программы ТЕМПУС был посвящен представлению европейского обучения математике будущих инженеров и использованию электронной поддержки математического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поздняков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хроники проекта по модернизации инженерного математического образования в России: семинар в Саарбрюкене 11-12 сентября 2014 год»

Компьютерные инструменты в образовании, 2014

№ 5: 59-60

http://ipo.spb.ru/journal

ХРОНИКИ ПРОЕКТА ПО МОДЕРНИЗАЦИИ

Очередной семинар по проекту MetaMath программы ТЕМПУС был посвящен представлению европейского обучения математике будущих инженеров и использованию электронной поддержки математического образования.

В рамках семинара была представлена программа обучения математике, реализуемая в Саарландском университете совместно с DFKI (Deutsches Forschungszentrum fur Kunstliche Intelligenz) — Немецким исследовательским центром по искусственному интеллекту (Michael Bildhauer: «Math Program of Saarland University»). Были представлены материалы по связям математики с приложениями (Michael Springborg: «Chemistry and Mathematics - the Perfect Couple?», Teresa Melo «Teaching mathematics and statistics for business students: Challenges and experiences in a German University of Applied Sciences»).

Большое внимание было уделено использованию электронных средств и систем поддержки обучения математике (Dimitri Ovrustkiy: «Use of e-Learning Systems in Math Courses at HTWsaar», George Goguadze: «Math-Bridge in Leuphana Universitat Luneburg», Paul Libbre-cht: «InterGeo: Sharing Dynamic Geometry Resources in Multilingual Europe», Jorg Siekmann: «eChalk»).

Система Math-Bridge, основанная на известных программных продуктах Active Math и La Active Math, будет локализована в российских университетах-партнерах, более подробное описание этой системы, представленное на семинаре координатором проекта Сергеем Сосновским, будет представлено в одном из следующих выпусков журнала. О проекте In-terGeo подробно писалось в нашем журнале, который принимал участие в роли информационного партнера проекта в России. В качестве примера расскажем более подробно о работе с системой MathCoach («Тренер по математике»), которой зарубежные партнеры активно пользуются при реализации установочного математического курса (http:// mathcoach.htw-saarland.de/).

Эта система была представлена в докладе «Использование электронного обучения в математических курсах университета прикладных наук земли Саар» (авторы доклада — Barbara Grabowski, Dimitri Ovrutskiy, представляющие кафедру математики и статистики инженерного факультета Саарландского университета).

Система MathCoach используется на этой кафедре как в поддержке дистанционного обучения, так и в традиционном обучении. Ежегодно около 1600 студентов инженерного факультета, специализирующихся в таких направлениях как биоинженерия, электротехника, информатика, машиностроение, мехатроника/датчики, проходят через эту кафедру. Также кафедра обслуживает факультеты бизнеса, архитектуры и гражданского строительства, общественных наук.

Поскольку около 17 % студентов приезжают из других стран, в университете практикуются два выравнивающих курса — по математике и английскому языку, которые

СОБЫТИЯ

59

Хроники проекта по модернизации инженерного математического образования в России

осуществляются в режиме смешанного обучения, предполагающего использование электронного обучения наряду с традиционным.

К предпосылкам электронного обучения относятся следующие факторы:

— разница в подготовке студентов,

— большое количество иностранных студентов,

— совместные студенты,

— высокая нагрузка преподавателей.

Установочный курс слушают около 700 бакалавров (около половины поступивших). Он рассчитан на 80 часов в течение 4 недель.

В рамках установочного (выравнивающего, переходного) курса изучаются темы традиционной высшей математики, которые в России составляют первую часть курсов высшей математики (для всех технических вузов).

Студенты обеспечиваются электронными учебными материалами для самостоятельного изучения, повышение технологического оснащения процесса обучения облегчает преподавателям рутинные процедуры.

Учебные группы состоят из приблизительно 20 студентов с одним наставником. Наставники используют инструменты электронного обучения в своих классах для демонстрации материала, студенты используют инструменты электронного обучения для самостоятельной работы в классе. Материалы электронного обучения и инструменты сети доступны для самостоятельного обучения 24 часа в сутки и семь дней в неделю (24/7).

Студенты обеспечиваются печатным пособием с указаниями по курсу, онлайн-материалами (в системах Moodle, MathBridge), учебным онлайн-помощником MathCoach.

Электронными средствами поддержаны следующие темы: элементарная математика, векторное и матричное исчисление, системы линейных уравнений, дифференцирование, интегрирование, функции одной и нескольких переменных, вероятность, анализ данных, описательная статистика.

Средства электронной поддержки обеспечивают автоматическую генерацию упражнений, включая тексты и адаптивные материалы, в которых регулирование уровня трудности зависит от приобретенных знаний пользователя и уровня их знаний.

Управление работой студентов осуществляется в таких системах через организацию обратной связи (использование простых упражнений с оценкой ответа в форме верно-неверно и управление решением через промежуточные шаги вплоть до получения конечного результата). Система оснащена автоматической генерацией текстов помощи и предоставлением решений задач.

В рамках классного (группового обучения) система электронного обучения используется для следующих целей:

— обеспечение электронными материалами и видеозаписями для компенсации отсутствия в классе,

— реализация смешанного обучения,

— использование электронных инструментов типа Virtual Classroom и Adobe Connect,

— организация самостоятельной работы на основе онлайн ресурсов,

— оперативная статистика по ходу учебной работы.

Примеры:

1. Лектор объясняет теорию, показывает примеры.

2. Студент проходит бесплатное обучение с MathCoach.

3. Студенты сдают контрольные работы и экзамены (проходят испытания) на компьютерах.

4. Статистическая оценка результатов (индивидуальных, групповых).

5. Размещение гиперссылок для получения домашних заданий в PDF файлах.

60

© КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБРАЗОВАНИИ. № 5, 2014 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.