Научная статья на тему '«ХРОНИКА КАМПАНИИ ПО ИЗЪЯТИЮ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОМСКОМ ПРИИРТЫШЬЕ: К 100-ЛЕТИЮ ТРАГЕДИИ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»'

«ХРОНИКА КАМПАНИИ ПО ИЗЪЯТИЮ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОМСКОМ ПРИИРТЫШЬЕ: К 100-ЛЕТИЮ ТРАГЕДИИ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОЛОД В ПОВОЛЖЬЕ / ДЕКРЕТЫ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / ОМСКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терещенко Вячеслав Григорьевич

В статье исследуется событие, происшедшее в новейшей истории Российского государства и Русской Православной Церкви в трагическом для русского народа 1922 году. Автор выделяет два этапа, связанных с характером Государственно-церковных отношений, и приходит к выводу о закономерности упадка нравственного лица общества, отделяющего себя от духовного начала своего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRONICLE OF THE 1922 CONFISCATION OF CHURCH PROPERTY IN OMSK PRIIRTISHIE: TO THE 100TH ANNIVERSARY OF THE TRAGEDY IN THE HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

The article examines an event that took place in the modern history of the Russian state and the Russian Orthodox Church in the tragic year for the Russian people in 1922. The author identifies two stages associated with the nature of state-church relations and comes to the conclusion about the imminence of depreciation of the standard of morals among the people, that separate themselves from the spiritual principles.

Текст научной работы на тему ««ХРОНИКА КАМПАНИИ ПО ИЗЪЯТИЮ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОМСКОМ ПРИИРТЫШЬЕ: К 100-ЛЕТИЮ ТРАГЕДИИ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»»

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ

Иерей Вячеслав Григорьевич Терещенко «Хроника кампании по изъятию церковных ценностей в Омском Прииртышье: к 100-летию трагедии в истории Русской Православной Церкви»

УДК 281.9

-и.—Сс-®-^!———-х-

ХРОНИКА КАМПАНИИ ПО ИЗЪЯТИЮ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОМСКОМ ПРИИРТЫШЬЕ: К 100-ЛЕТИЮ ТРАГЕДИИ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Терещенко Вячеслав Григорьевич,

иерей, магистрант Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви

Аннотация. В статье исследуется событие, происшедшее в новейшей истории Российского государства и Русской Православной Церкви в трагическом для русского народа 1922 году. Автор выделяет два этапа, связанных с характером Государственно-церковных отношений, и приходит к выводу о закономерности упадка нравственного лица общества, отделяющего себя от духовного начала своего народа. Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Государственно-церковные отношения, голод в Поволжье, декреты советского правительства, Омское Прииртышье.

CHRONICLE OF THE 1922 CONFISCATION OF CHURCH PROPERTY IN OMSK PRIIRTISHIE: TO THE 100TH ANNIVERSARY OF THE TRAGEDY IN THE HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Priest Vyacheslav Tereshenko,

Postgraduate student of Omsk Theological Semnary The Omsk eparchy of the Russian Orthodox Church

Abstract. The article examines an event that took place in the modern history of the Russian state and the Russian Orthodox Church in the tragic year for the Russian people in 1922. The author identifies two stages associated with the nature of state-church relations and comes to the conclusion about the imminence of depreciation of the standard of morals among the people, that separate themselves from the spiritual principles. Keywords: the Russian Orthodox Church, State-church relations, famine in the Volga region, decrees of the Soviet government, Omsk Irtysh region.

В отечественной исторической науке на современном этапе доминирующим подходом к изучению прошлого стали микроисторические исследования. Из исследований по истории Русской Православной Церкви в Сибири для нас являются актуальными исследования истории отдельных епархий и приходов.

Одним из таких неисследованных или, лучше сказать, малоисследованных вопросов из истории Омской епархии является вопрос проведения кампании по изъятию церковных ценностей в феврале-мае 1922 года на территории Омского Прииртышья, 100-летие памяти которой вся полнота Русской Православной Церкви будет отмечать в наступающем 2022 году.

Имеется несколько трудов, задевающих эту проблему, это в первую очередь труды-монографии нашего земляка, доктора исторических наук, профессора Сушко Алексея Владимировича:

№ 1 (12), 2022

- «Стражи революции»: органы ГПУ-ОГПУ в Омском Прииртышье (совместно с кандидатом исторических наук Василевским Виталием Петровичем);

- «Жизнь, служение и подвиг священника Василия Феофановича Инфантьева».

А также сборник документов «Строго секретно: Омское Прииртышье в политических информационных сводках 1920-1930 гг.».

Цель данной работы - исследование феномена кампании по изъятию церковных ценностей в Омском Прииртышье в 1922 году.

После начала Великой Русской революции, которая уничтожила монархическое управление в России, парадигма церковно-государственных отношений в стране была направлена на идею построения светского государства, претендующее на единоличное управление человеком, без участия церковно-религиозных структур. Наиглавнейшей задачей было лишение религиозных обществ и в первую очередь, конечно, Русской Православной Церкви, экономической и финансовой базы и дис-станцирование церкви от жизнедеятельности русского народа.

Властью были приняты законы, ограничивающие участие Церкви в жизни граждан, как то «Декрет о земле», «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» и другие законодательные акты, которые лишили Церковь прав собственности и прав как юридического лица. Конечно же, это не могло не отразится на нравственном облике русского человека.

Страна фактически с первого дня своего существования объявила себя атеистической, а это означало то, что отныне в стране нет места «религиозным предрассудкам». Нравственность в народе, колеблемая двумя революциями, пошатнулась, человеческая жизнь обесценилась до минимума.

Экономическое положение в стране ухудшилось, люди потянулись к «источнику жизни», который мог исправить человека, но «машина репрессий» была уже заведена. Гонения на Церковь стали усиливаться.

Сами гонения на церковь и на верующих в Стране Советов, как таковые, официальной властью отрицались. В схему контрреволюционного заговора, выстроенную Советским правительством, включили Русскую Православную Церковь. А оплотом антисоветизма - эмигрантская Русская Православная зарубежная Церковь.

Всякая инициатива от вас будет наказуема

Летом 1921 года в Поволжье начался голод, который стал следствием «продразвёрстки» и «продовольственной диктатуры» в условиях политики «военного коммунизма», засухи и последствий Гражданской войны. Уже в декабре 1921 года это привело к катастрофе, которая была умело использована советской властью в своих целях.

Инициатором кампании по изъятию ценностей Церкви официальной пропагандой объявлялось население охваченных голодом регионов Поволжья, Сибири, южной Украины и Крыма, всего около 90 млн человек. Духовенство, не желавшее отдавать ценности, объявлялось врагами народа, отказавшимся помочь голодающим. Советское правительство, занятое делами Гражданской войны, неудовлетворительными итогами Русско-польской войны, меньше уделяло внимания внутренним проблемам, вопрос стоял о «мировой революции».

О помощи голодающим Поволжья одной из первых выступила Русская Православная Церковь. В начале августа 1921 года Синод РПЦ устами Патриарха Тихона объявляет о создании комитета помощи голодающим Поволжья. Начинаются сборы помощи пострадавшим регионам. 21 августа 1922 года под председательством ар-

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ

Иерей Вячеслав Григорьевич Терещенко «Хроника кампании по изъятию церковных ценностей в Омском Прииртышье: к 100-летию трагедии в истории Русской Православной Церкви»

хиепископа Димитрия (Беликова) в Омске состоялось собрание омского духовенства и мирян «о начале сбора помощи голодающим Поволжья». В церквах города Омска и в городах был начат сбор пожертвований. Пожертвования принимались любые. Вначале прихожане более-менее охотно жертвовали, но спустя какое-то время люди под влиянием антисоветской агитации стали жертвовать меньше.

Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», другие законодательные акты страны запрещали Церкви заниматься благотворительной деятельностью. Органы ВЧК постоянно контролировали и пресекали любые инициативы Церкви. Советское и партийное руководство страны и на местах, отвергая помощь церкви в этом сознательно, не отдавая себе отчета, обостряло отношения.

Первым робким шагом в кампании по изъятию ценностей было постановление верховной власти (декрет ВЦИК) от 27 декабря 1921 года «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях», которое взяло под контроль и учёт все ценности Церкви.

Начало кампании по изъятию церковных ценностей в стране

Новый 1922 год начался и прошёл под знаком изъятия церковных ценностей. Уже 02 января 1922 года Высший орган законодательной, распорядительной и контролирующей власти РСФСР - Президиум ВЦИК, под председательством Калинина М.И. и секретаря Енукидзе А.С. - принял постановление (имеющее силу закона) «О ликвидации церковного имущества» [4, с. 239]. Контроль, исполнение и реализация нового закона были возложены на карательный орган ВЧК-ОГПУ. Кампанию по реквизиции церковных ценностей приравнивали к кампании по борьбе с контрреволюцией [1, с. 118].

В феврале 1922 года Президиум ВЦИК принял постановление от 16 февраля 1922 г. «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» и затем реализуемых в помощь голодающим Поволжья. С этого дня органы советской власти на местах - Облисполкомы и Губисполкомы - принимают решение о создании и утверждении комиссий по изъятию церковных ценностей для голодающих Поволжья.

От первого шага к «большому делу»

Кампания по изъятию церковных ценностей в Омском Прииртышье началась, как и во всей стране, в марте 1922 года. 16 марта 1922 г. Президиум губисполкома утвердил состав комиссии по изъятию церковных ценностей, а в конце марта началась реализация директивы из ЦК. В конце марта приказом из Акмолгубисполкома было дано предписание не останавливаться ни перед чем, вплоть до применения вооруженной силы.

Первые сопротивления и волнения народа принудили Политбюро ЦК РКП(б) и лично Троцкого Л.Д. приостановить работу с 19 марта 1922 года и сменить тактику. Было приказано в каждой губернии провести (конечно, неофициально) «неделю агитации и предварительной организации» изъятия [1, с. 133, 134]. «Диктатура пролетариата» как форма управления, пусть и формально, требовала санкции рабочего класса. Агитаторы были направленны по предприятиям. Только письмо под грифом «Секретно. Членам Политбюро» председателя правительства Ленина В.И. в Политбюро возобновило течение кампании.

Согласно сводке № 115 Омгубмилиции за март-апрель 1922 года:

Наблюдался антисемитизм в городе Омске. Особенно он проявлялся на базарах

№ 1 (12), 2022

и в рабочих кварталах. Всё происходило от того, что евреи у власти. Ропот исходил от бедняков и рабочих, которые указывали, что комиссия по реквизиции церковных ценностей была исключительно из евреев [6, с. 197].

Для того чтобы было поменьше волнений в народе, начали изъятие ценностей с еврейских синагог. Обследуя синагогу и костел, комиссия никаких ценностей, подлежащих изъятию, не нашла [6, с. 221].

Согласно сводке № 116 Омгуботдела ГПУ об изъятии церковных ценностей за март-апрель 1922 года:

- Рабочие, служащие и весь красноармейский корпус, после предложения им более мягкого решения компании поддержали кампанию по изъятию ценностей. Исключение составили служащие почтово-телеграфной конторы, которые все «как элемент непролетарский», служившие ещё во времена «колчаковщины» [6, с. 198], не поддержали резолюцию в любом её виде.

- В управлении железной дороги участвовало более 130 чел., за резолюцию -45; против - 87. После изменения резолюции на более «мягкую»: за - 85 чел.; против -5 чел.; воздержалось - 45 чел.

- В сибмедскладе рабочие говорят: «Коммунисты в Бога не верят, вот и снимают золото и серебро». Все отказались голосовать.

- В ж/д мастерских: за - 43 чел.; против - 41 чел. Все, кто голосовал против, в тот же час покинули собрание.

- На 1-й суконной фабрике поддержало - 33; воздержалось - 18; против - 0.

- Омских главных ж/д мастерских: за - 65 чел.; против - 63 чел. Большая часть разошлась, выразив своё несогласие.

- В депо г. Омска: за - 32; против - 50. Вынесли резолюцию - «против». Среди рабочих слышатся разговоры: «Нужно сперва с ответственных работников снять кольца и украшения, а потом за украшение Божиих храмов приниматься».

- В лесозаводе № 3 и мельнице № 6: за - 20 чел.; против - 120 чел.

- На плугостроительном заводе Рандрупа все голосовавшие против.

На собрании прихожан в Омской Знаменской церкви: «Церковные ценности -святыня верующих, а их изъятие - оскорбление чувств верующих». Помогать голодающим необходимо, но в каком-нибудь другом духе. Верующие крайне враждебно настроены к власти Советов. Слышны разговоры: «Советская власть виновата сама в голоде, обдирая крестьян и забирая весь хлеб».

Постановили: «Ценности церкви - святыня и реквизиции не подлежат. В помощь голодающим организовать тарелочный сбор на богослужении в советских дензнаках». В середине марта в Омске к работе по изъятию уже приступили. За четыре дня в пяти храмах православных реквизировано 24 пуда серебра, полфунта золота.

В Тюкалинском уезде было постановлено приступить к вопросу «Об изъятии ценностей после посевной». Начало кампании 19 апреля 1922 года. В Тарском уезде духовенство агитирует против реквизиции ценностей. Кроме того, люди роптали, что власти отбирают ценности только у православных храмов, а еврейских не трогают. В Калачинском уезде созвали общегородское собрание верующих по вопросу об изъятии церковного имущества. Собрание прошло удовлетворительно. Духовенство сопротивления не оказывало. Было принято решение о создании уездной комиссии по изъятию церковных ценностей.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ

Иерей Вячеслав Григорьевич Терещенко «Хроника кампании по изъятию церковных ценностей в Омском Прииртышье: к 100-летию трагедии в истории Русской Православной Церкви»

В сводке № 119 (16) Омгуботдела за 18-24 апреля 1922 г. сообщается, что в Калачинском уезде работа по изъятию началась 26 апреля 1922 года. Служащие и рабочии настроены против изъятия [6, с. 208]. Среди православных прихожан наблюдался ропот на архиепископа Омского Димитрия (Беликова) за то, что он не поддержал выступивших верующих в защиту церковных ценностей, обратившись со своим воззванием «О несопротивлении изъятию церковных ценностей» [6, с. 198 - 201].

В сводке № 115 Омгубмилиции сообщалось, что голод докатился и до Акмолинской губернии, пока затронув только северные уезды - Тарский, Тюкалинский и Татарский [6, с. 197]. Вскоре он достиг и остальных уездов, кроме Славгородского и Семиреченского.

Агитационная кампания и роль прессы

Для более безопасного проведения кампании в кругах ГПУ стали поговаривать о неизбежности «идейно-политической» обработки масс, где отдавалось особое место прессе. Все приёмы агитации были разработаны централизованно: инструкция для «управления общественным мнением» (благодарственные письма голодающих, решения церковных приходских общин, отчёты сопровождающих ценности верующих и т.п.) и агитаторские тезисы.

Исполнителем решения руководства страны определялось Российское Телеграфное Агентство (РосТА), его литературная комиссия [1, с. 117]. По отношению к духовенству было предписано держать «бешеный тон» [5, с. 97]. По представлению Политбюро ЦК ВКП(б) в лице её лидера Троцкого Л.Д. пропаганда и агитация должны быть примитивными, доступными сознанию неграмотного крестьянина и рабочего.

По словам Троцкого Л.Д.: «Необходима самая элементарная, примитивная и самая простецкая агитация. Повторять изо дня в день одно и то же. Дать ряд статей [5, с. 105, 106].

В статьях, предназначенных для агитации, люди верующие показывались «сытыми», бесчувственными к горю народа.

Православные на свой праздник Пасхи, который в 1922 году пришелся на 16 апреля - самый разгар кампании, достают из сундуков различные яства. А к ним в это время тянутся сотни тысяч маленьких ручонок, моля о помощи.

Христос рисовался революционером, которому противопоставлялась Церковь христианская.

Агитационные листы для контраста своё внимание акцентировали на «усилиях героических» советской власти для спасения голодающих от смерти.

Итоги кампании

Кампания по изъятию церковных ценностей официально закончилась 26 мая 1922 года. Согласно сводке № 9-10 (док. № 120) Омгуботдела ГПУ от 01- 31 мая 1922 года: «Кампания в г. Омске закончилась». Изъято 32 пуда серебра; золота 381,5 фунта; 36 золотников и 48 долей. Кампания, согласно сводкам, прошла спокойно. Население, большею частью, отнеслось недоброжелательно.

В Тюкалинске изъятие в городских церквах закончено. Было изъято 18 фунтов и 17 золотников серебра и 1 золотая 10-рублёвая монета. В деревнях уезда постановлено изъятие после посевной. В Тарском уезде комиссия заканчивает свою работу. Изъято ценностей из церквей:

№ 1 (12), 2022

- Тихвинская - 3 пуда 18 фунтов 16 золотников серебра.

Также изъята риза серебряная от чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери весом 26 фунтов 70 золотников.

- Казанская - 2 пуда 24 фунта 4 золотника серебра.

- Никольская - 1 пуд 27 фунтов 60 золотников.

- Спасская - 3 пуда 28 фунтов 48 золотников.

- Пятницкая - 2 пуда 26 фунтов 6 золотников.

Итого: 15 пудов 27 фунтов 204 золотника и камни.

Прихожане храма Тихвинской иконы составили заявление и послали в уиспол-ком оставить ризы чудотворной иконы, взамен пожертвовать серебро и золото. Комиссия, исследуя синагогу и местный костел, никаких ценностей в них не нашла [6, с. 220, 221].

Официально было объявлено об окончании кампании по изъятию церковных ценностей 26 мая 1922 года, хотя комиссия (неофициально) работала до конца осени.

Среди архивных данных сохранилась справка по изъятию церковных ценностей из церквей Павлоградской волости Омского уезда от 16 июня 1922 года. При осмотре 15 июня из Павлоградской церкви были изъяты: чаша, дискос, звездица, лжица, 2 тарелочки и крест, серебряные вещи весом 2 ф. 39 зол., которые были отправлены в уфинотдел. Из молитвенных домов в с. Кохановки и Ясной Поляны ничего изъято не было (акт от 16/У! 22 г. за № 1191) [2, л. 59].

Кампания по изъятию церковных ценностей была частью кампании, задуманной Лениным и Троцким, по полному уничтожению Церкви как живого организма страны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архивы Кремля: Политбюро и церковь.1922-1925 гг. - Кн. 1. - М. - Новосибирск, 1997. - С. 678.

2. Документы из фондов Исторического архива Омской области: Тимофеева Е. «Циркуляры уисполкома и переписка с ним и сельсоветами по вопросам передачи конфискованного имущества в доход государства, списки сов. аппарата, снабжения советских работников продовольствием, учета батраков, религиозных культов и др. Анкеты председателей сельских советов с 7 июня 1922 г. по 1 февраля 1924 года // ИАОО. Ф.Р - 150. Оп. 01. Д. 104. Л. 59.

3. Журнал Московской Патриархии № 11 за ноябрь 2013 г. - С. 64-68.

4. Петров С.Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской Церкви (1921-1925 гг.)/ Отв. ред. Н.Н. Покровский. - Москва., 2004. - С. 536.

5. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Приложение к протоколу № 115 от 22 марта. - С. 97.

6. Строго секретно. Омское Прииртышье в политических информационных сводках 1920-1930 гг. - Омск, 2011. - С. 596.

7. Сушко А.В. К оценкам революции в России в масштабах мировой и национальной историй // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. - № 55. - С. 48-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.