Научная статья на тему 'ХРОНИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ, НАРУШЕНИЯ СНА И ИХ РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ'

ХРОНИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ, НАРУШЕНИЯ СНА И ИХ РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физиология сна / инсомния / хроническая усталость / учебный процесс / студенты медики / успеваемость студентов. / sleep physiology / insomnia / chronic fatigue / educational process / medical students / student performance.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Саидова Мамлакат Гафуровна, Ганиева Манижа Темуровна, Халимова Фариза Турсунбаевна, Кароматов Иномджон Джураевич

Инсомния или бессонница стала актуальной проблемой среди студентов медицинских специальностей. Из-за высокой учебной нагрузки, стресса и ответственности, связанной с будущей профессией, многие студенты сталкиваются с нарушениями сна. Это не только ухудшает качество их жизни, но и может негативно сказаться на их академической и профессиональной деятельности. Для эффективного решения проблемы инсомнии у студентов-медиков требуется комплексный подход. Это включает в себя психотерапию, коррекцию образа жизни, а также внедрение программ профилактики на уровне учебных заведений. Глубокое исследование психофизиологического статуса студентов позволит лучше понять механизмы развития инсомнии у молодых людей, обучающихся в медицинских вузах. Это даст возможность разработать целевые рекомендации для учебных заведений по созданию условий, способствующих нормализации сна у студентов. На основе проведенных исследований можно выработать рекомендации для учебных заведений по оптимизации учебного процесса, учету биоритмов студентов, внедрению программ релаксации и профилактики стресса. Для студентов такие рекомендации могут включать советы по регулированию режима дня, питанию, физической активности и методам релаксации. В итоге, решение проблемы инсомнии у студентовмедиков позволит повысить их уровень обучения, улучшить качество жизни и подготовить квалифицированных специалистов для работы в медицинской сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Саидова Мамлакат Гафуровна, Ганиева Манижа Темуровна, Халимова Фариза Турсунбаевна, Кароматов Иномджон Джураевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRONIC FATIGUE, SLEEP DISORDERS AND THEIR ROLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN MEDICAL STUDENTS

Insomnia has become an urgent problem among medical students. Due to the high learning load, stress and responsibility associated with the future profession, many students face sleep disorders. This not only impairs their quality of life, but can also negatively affect their academic and professional activities. An integrated approach is required for medical students to effectively address the problem of insomnia. This includes psychotherapy, lifestyle correction, as well as the introduction of prevention programs at the level of educational institutions. A deep study of the psychophysiological status of students will make it possible to better understand the mechanisms of the development of insomnia in young people studying at medical universities. This will provide an opportunity to develop targeted recommendations for educational institutions to create conditions that contribute to the normalization of sleep in students. Based on the research carried out, it is possible to develop recommendations for educational institutions to optimize the educational process, take into account student biorhythms, and introduce relaxation and stress prevention programs. For students, such recommendations may include advice on regulating the daily routine, nutrition, physical activity and relaxation techniques. As a result, solving the problem of insomnia in medical students will increase their level of education, improve the quality of life and train qualified specialists to work in the medical field.

Текст научной работы на тему «ХРОНИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ, НАРУШЕНИЯ СНА И ИХ РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ»

УДК: 613.731+159.963+613.79 ХРОНИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ, НАРУШЕНИЯ СНА И ИХ РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

с1о1: 10.24412/С1-34438-2023-665-89-118.

САИДОВА МАМЛАКАТГАФУРОВНА

PhD, ассистент кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета. Город Душанбе Республика Таджикистан.

ОНОЮ Ю 0009-0002-9376-2428 ГАНИЕВА МАНИЖА ТЕМУРОВНА кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой неврологии, психиатрии и медицинской психологии Таджикского государственного медицинского университета. Город Душанбе Республика Таджикистан. ORCID Ю 0009-0003-6526-4365

ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВНА доктор медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан. ORCЮ Ю 0000-0001-9310-7699 КАРОМАТОВ ИНОМДЖОН ДЖУРАЕВИЧ руководитель медицинского центра «Магия здоровья», ассистент кафедры народной медицины и профессиональных болезней Бухарского государственного медицинского института. Город Бухара. Республика Узбекистан.

ОИОЮ Ю 0000-0002-2162-9823. АННОТАЦИЯ

Инсомния или бессонница стала актуальной проблемой среди студентов медицинских специальностей. Из-за высокой учебной нагрузки, стресса и ответственности, связанной с будущей профессией, многие студенты сталкиваются с нарушениями сна.

Это не только ухудшает качество их жизни, но и может негативно сказаться на их академической и профессиональной деятельности. Для эффективного решения проблемы инсомнии у студентов-медиков требуется комплексный подход. Это включает в себя психотерапию, коррекцию образа жизни, а также внедрение программ профилактики на уровне учебных заведений. Глубокое исследование психофизиологического статуса студентов позволит лучше понять механизмы развития инсомнии у молодых людей, обучающихся в медицинских вузах. Это даст возможность разработать целевые рекомендации для учебных заведений по созданию условий, способствующих нормализации сна у студентов. На основе проведенных исследований можно выработать рекомендации для учебных заведений по оптимизации учебного процесса, учету биоритмов студентов, внедрению программ релаксации и профилактики стресса. Для студентов такие рекомендации могут включать советы по регулированию режима дня, питанию, физической активности и методам релаксации. В итоге, решение проблемы инсомнии у студентов-медиков позволит повысить их уровень обучения, улучшить качество жизни и подготовить квалифицированных специалистов для работы в медицинской сфере.

Ключевые слова: физиология сна, инсомния, хроническая усталость, учебный процесс, студенты медики, успеваемость студентов.

CHRONIC FATIGUE, SLEEP DISORDERS AND THEIR ROLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN MEDICAL STUDENTS

SAIDOVA MAMLAKAT GAFUROVNA

PhD, Assistant, Department of Normal Physiology, Tajik State Medical University. City of Dushanbe Republic of Tajikistan.

ORCID ID 0009-0002-9376-2428 GANIEVA MANIZHA TEMUROVNA

PhD, Head of the Department of Neurology, Psychiatry and Medical Psychology, Tajik State Medical University. City of Dushanbe Republic of Tajikistan. ORCID ID 0009-0003-6526-4365 KHALIMOVA FARIZA TURSUNBAEVNA Doctor of Medical Sciences, Assistant, Department of Normal Physiology, Abu Ali Ibni Sino Tajik State Medical University, Dushanbe, Republic of Tajikistan. ORCID ID 0000-0001-9310-7699 KAROMATOVINOMJON DZHURAEVICH Head of the Medical Center"Health Magic," Assistant of the Department of Folk Medicine and Professional Diseases of the Bukhara State Medical Institute. City of Bukhara. Republic of Uzbekistan.

ORCID ID 0000-0002-2162-9823 ABSTRACT

Insomnia has become an urgent problem among medical students. Due to the high learning load, stress and responsibility associated with the future profession, many students face sleep disorders. This not only impairs their quality of life, but can also negatively affect their academic and professional activities. An integrated approach is required for medical students to effectively address the problem of insomnia. This includes psychotherapy, lifestyle correction, as well as the introduction of prevention programs at the level of educational institutions. A deep study of the psychophysiological status of students will make it possible to better understand the mechanisms of the development of insomnia in young people studying at medical universities. This will provide an opportunity to develop targeted recommendations for educational institutions to create conditions that contribute to the normalization of sleep in students. Based on the research carried out, it is possible to develop recommendations for educational institutions to optimize the educational process, take into

account student biorhythms, and introduce relaxation and stress prevention programs. For students, such recommendations may include advice on regulating the daily routine, nutrition, physical activity and relaxation techniques. As a result, solving the problem of insomnia in medical students will increase their level of education, improve the quality of life and train qualified specialists to work in the medical field.

Key words: sleep physiology, insomnia, chronic fatigue, educational process, medical students, student performance.

СУРУНКАЛИ ЧАРЧАШ, УЙКУНИНГ БУЗИЛИШИ ВА УЛАРНИНГ ТИББИЁТ ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИ ТАЛАБАЛАРИ УКУВ

ЖАРАЁНИДАГИ УРНИ

САИДОВА МАМЛАКАТГАФУРОВНА

PhD, нормал физиология кафедраси ассистенти, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети, Душанбе ш., Тожикистон Республикаси.

ORCID ID 0009-0002-9376-2428 ГАНИЕВА МАНИЖА ТЕМУРОВНА т.ф.н., неврология, психиатрия ва тиббий психология кафедраси мудири, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети, Душанбе ш., Тожикистон Республикаси. ORCID ID 0009-0003-6526-4365 ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВНА т.ф.д., нормал физиология кафедраси ассистенти, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети, Душанбе ш., Тожикистон Республикаси.

ORCID ID 0000-0001-9310-7699 КАРОМАТОВ ИНОМДЖОНДЖУРАЕВИЧ «Магия здоровья» тиббий маркази бошлиги, халц табобати ва касб касалликлари кафедраси ассистенти,

Бухоро давлат тиббиёт институти, Бухоро ш., Узбеки^он

Республикаси ORCID ID 0000-0002-2162-9823 АННОТАЦИЯ

Инсомния ёки уйцусизлик тиббиёт йуналишида тах,сил олувчи талабалар учун долзарб муаммога айланди. Юцори уцув юкламаси, стресс ва булажак касби билан боглиц масъулият сабабли куплаб талабалар уйцу бузилишларидан азият чекмоцда. Бу нафацат уларнинг %аёт сифатини ёмонлаштиради, шунингдек, академик ва касбий фаолиятига %ам салбий таъсир курсатиши мумкин. Тиббиёт талабаларида ушбу муаммони %ал этиш комплекс ёндашувни талаб цилади. Бу уз ичига психотерапия, цаёт тарзини узгартириш, профилактика дастурларини уцув муассасаларида жорий этиш кабиларни олади. Психофизиологик статусни чуцур урганиш тиббиёт олийгоцларида таълим олаётган ёшларда уйцусизлик ривожланиш механизмларини яхшироц тушунишга имкон беради. Бу таълим муассасаларига талабаларга уйцуни яхшилаш учун шароитлар яратишда мацсадли курсатмаларни ишлаб чицишга ёрдам беради. Олиб борилган тадцицотлар асосида уцув дастурини оптималлаштириш, талабалар биоритмини цисобга олиш, релаксация ва стресс профилактикаси учун дастурларни жорий этиш мумкин. Талабалар учун бундай курсатмалар кун тартибини, овцатланишни, жисмоний актив-ликни, дам олиш усулларини мувофицлаштиришни уз ичига олади. Натижада, тиббиёт талабаларида уйцусизлик муаммосини ечиш уларнинг таълим олиш даражаси, %аёт сифатини оширишга ва тиббиёт со^асида малакали кадрларни тайёрлашга имкон беради.

Калит сузлар: уйцу физиологияси, уйцусизлик, сурункали чарчаш, уцув жараёни, тиббиёт талабалари, талабалар узлаш-тириши.

физиология

94

Сон — это естественное и периодическое состояние покоя, характеризующееся отсутствием бодрствования, снижением реактивности к внешним стимулам, относительной неподвижностью и уменьшением метаболической активности. Сон играет важную роль в ряде физиологических процессов, таких как восстановление и регенерация тканей, сохранение энергии, укрепление иммунной системы, а также обработка и сохранение информации, полученной в течение дня - [16; 57; 37]. Сон также помогает регулировать многие телесные функции, включая температуру тела, аппетит и выработку гормонов. Недостаток сна может привести к ряду заболеваний и проблем со здоровьем, включая снижение иммунитета, ухудшение когнитивных функций и нарушение эмоционального состояния.

Физиологический смысл сна глубок и многогранен. Сон выполняет ряд ключевых функций, которые обеспечивают нормальное функционирование организма. Во время сна происходит восстановление тканей и клеток, активизируется синтез белка, улучшается обмен веществ. Это время, когда многие системы организма работают на восстановление после дневных нагрузок. Сон играет важную роль в обработке и сохранении информации. Во время глубокого сна мозг "перебирает" дневные впечатления, укрепляя воспоминания и удаляя ненужную информацию. Сон помогает регулировать эмоциональное состояние, уменьшая стресс и анксиозность - [7]. Недостаток сна может привести к эмоциональной неустойчивости и повышенной раздражительности. Сон позволяет организму экономить энергию, снижая метаболическую активность и потребление кислорода. Сон укрепляет иммунную систему, повышая способность организма сопротивляться инфекциям и болезням. Во время сна происходит выработка ряда важных гормонов, включая гормон роста, мелатонин и кортизол. Эти гормоны регулируют многие функции организма, от роста и развития до

регуляции стресса. Недавние исследования показали, что во время сна мозг активно удаляет токсины и отходы, которые могут накапливаться в течение дня - [15].

Инсомния (или бессонница) — это нарушение сна, при котором человек испытывает трудности с засыпанием, поддержанием сна или ранним пробуждением утром. В результате такого нарушения человек не может получить достаточное количество качественного сна, что может привести к усталости, снижению рабочей способности, раздражительности и другим проблемам в течение дня. Имсомния может быть краткосрочной (острая) или длительной (хронической), и её причины могут включать в себя стресс, изменения в окружающей среде, неправильные привычки сна или некоторые медицинские состояния - [3].

Классификация инсомнии: По продолжительности: Острая (преходящая) инсомния: длится менее трех недель. Обычно связана с временными стрессовыми ситуациями или изменениями в обычном режиме жизни.

Вариант инсомнии Характеристика

Адаптационная (острая) Возникает на фоне острого стресса, конфликта или изменения окружения. Длительность: не более 3 месяцев

Психофизиологическая инсомния Характерны сопутствующие психологические нарушения, боязнь не заснуть, избыточная активация и старание заснуть, приводящие к усугублению нарушений сна. Длительность: более 3 месяцев

Идиопатическая инсомния Диагностируется только при невозможности определить причину нарушений

сна, начавшихся в раннем детстве без очевидной причины и присутствующих в течение всей жизни пациента без существенных периодов улучшения. Длительность: более 3 месяцев

Псевдоинсомния Характерны нарушение восприятия собственного сна (периоды бодрствования ночью хорошо запоминаются, а периоды сна, напротив, амнезируются) и фиксация на проблемах собственного здоровья, связанных с нарушением сна. Длительность: более 3 месяцев

Инсомния при психических расстройствах Формируется как симптом невротического расстройства. Длительность: различная

Инсомния на фоне неадекватной гигиены сна Формируется как следствие особенностей жизнедеятельности человека, которые приводят к повышению активации нервной системы в периоды, предшествующие укладыванию. Длительность: различная

Инсомния,связанная с приемом лекарственных препаратов Развивается вследствие неадекватного (по дозировке или по длительности) приема лекарственных препаратов (чаще всего снотворных). Длительность: различная

Инсомния при болезнях внутренних органов Причиной инсомнии является соматическое или неврологическое заболевание, совпадающее по времени с

нарушением сна. Длительность: различная

Детская поведенческая инсомния Расстройство сна обусловлено формированием определенных связанных с засыпанием условий или привычек, при отсутствии которых развивается инсомния. Длительность: различная

- [32].

Хроническая инсомния: симптомы проявляются как минимум три раза в неделю в течение трех месяцев или дольше. По причинам возникновения: Первичная инсомния: нарушение сна, не связанное с другими медицинскими или психиатрическими состояниями - [48].

Вторичная (симптоматическая) инсомния: нарушение сна является симптомом или последствием другого заболевания или принимаемых лекарств.

По клиническим проявлениям: Засыпательная инсомния: трудности с засыпанием.

Срединная инсомния: проблемы с поддержанием сна, частые пробуждения в течение ночи.

Терминальная инсомния: ранние утренние пробуждения и невозможность заснуть снова.

По степени выраженности: Легкая: нарушения сна 1-2 раза в неделю. Умеренная: нарушения сна 3-4 раза в неделю. Тяжелая: нарушения сна 5 и более раз в неделю.

Инсомния может иметь множество причин, включая психологический стресс, нарушения ритма сна-бодрствования, некоторые заболевания и лекарства. Понимание и правильная классификация инсомнии помогают в выборе методов лечения и коррекции нарушений сна.

В основе нарушений обучения, памяти и внимания при недостатке сна лежат следующие изменения состава нейромо-дуляторов и внутриклеточных процессов, влияющих на синапти-ческую пластичность и функционирование гиппокампальной формации, а также цепей кора—базальные ганглии—таламус—кора - [90].

Во-первых, уменьшаются концентрация Са 2+ и экспрессия NMDA-рецепторов, что препятствует потенциации эффективности синаптической передачи в коре и гиппокампе.

Во-вторых, снижается концентрация орексина, что также ухудшает условия для потенциации и ослабляет передачу возбуждения в трисинаптическом пути через гиппокамп. При этом ухудшается формирование нейронных отображений ассоциаций «объект—место».

В-третьих, уменьшается концентрация дофамина, но увеличивается уровень аденозина и число А1-рецепторов в стриатуме, что ухудшает функционирование цепей кора—базальные ганглии— таламус—кора. Вследствие этого ослабляется произвольное и непроизвольное внимание, ухудшается обработка сенсорной информации и нарушаются двигательные реакции. Уменьшается также возбуждение нейронов в цепях подкрепления, что ослабляет мотивационную значимость стимулов - [47].

Инсомния может снижать способность человека запоминать новую информацию. Это связано с тем, что во время сна происходит консолидация памяти, и нарушение сна может мешать этому процессу.

Недостаток сна может затруднить извлечение информации из долгосрочной памяти, делая процесс вспоминания менее эффективным - [96].

Нарушения сна могут влиять на способность человека учиться новым навыкам или выполнению рутинных задач - [56].

Люди с инсомнией часто жалуются на проблемы с концентрацией в течение дня. Увеличение реакции на отвлекающие факторы: Недостаток сна может сделать человека более чувствительным к внешним раздражителям, что затрудняет сосредоточение на конкретной задаче. Замедление когнитивных процессов может привести к более медленной реакции на стимулы.

Недостаток сна может снизить способность человека усваивать новые знания и навыки. Даже если информация была усвоена, инсомния может затруднить ее применение в практической деятельности. Усталость и снижение настроения, связанные с инсомнией, могут уменьшить интерес и мотивацию к учебе. В целом, инсомния может серьезно повлиять на когнитивные функции человека, что, в свою очередь, может сказаться на его академической и профессиональной деятельности, а также на качестве жизни в целом [39].

Недостаток сна может активировать амигдалу — область мозга, ответственную за эмоциональные реакции, особенно страх и тревогу - [23; 72]. Постоянное чувство тревоги может привести к снижению качества жизни, проблемам в социальной адаптации и профессиональной деятельности - [95].

Метаанализ показал, что нарушения сна являются фактором риска развития ментальных заболеваний, депрессий - [82; 81].

Накопленные результаты научных исследований подтверждают связь между нарушениями сна и нарушениями, и плохим состоянием мозга, начиная от инсульта и заканчивая деменцией - [79; 78].

Нарушение сна может влиять на уровень нейротрансмиттеров в мозге, таких как серотонин, что может способствовать развитию депрессии - [87]. Депрессивные состояния могут привести к снижению мотивации, социальной изоляции и даже суицидальным мыслям. Недостаток сна может влиять на регуляцию эмоций, делая человека менее способным справляться со стрессом и отрицательными

эмоциями. Частые колебания настроения могут затруднить общение с окружающими, привести к конфликтам в личной и профессиональной жизни. Инсомния не только приводит к физической усталости, но и может серьезно повлиять на эмоциональное состояние человека - [93].

Нарушения сна способствуют уменьшению тормозного влияния префронтальной коры на амигдалу, приводящее к преобладанию влияния эмоционального компонента на поведение - [42; 94].

Усталость и снижение концентрации из-за инсомнии могут затруднить выполнение задач, требующих умственных усилий - [50; 99]. Снижение мотивации может привести к ухудшению академической успеваемости, потере рабочего места или карьерному застою.

Инсомния может нарушить регуляцию мелатонина, гормона, который регулирует цикл сна-бодрствования. Нарушение этого ритма может привести к дневной сонливости, усталости, снижению работоспособности и концентрации в течение дня. Нарушение циркадных ритмов может влиять на многие аспекты физиологии, включая аппетит, обмен веществ, настроение и иммунную функцию - [94].

Инсомния может вызвать увеличение выработки кортизола, гормона стресса, особенно утром. Постоянно повышенный уровень кортизола может привести к ряду проблем со здоровьем, включая ожирение, диабет, гипертонию и ослабление иммунной системы. Мелатонин регулирует цикл сна-бодрствования. Инсомния может нарушить его выработку, особенно вечером.

Низкий уровень мелатонина может привести к проблемам со сном, депрессии и другим нарушениям. Другие гормональные изменения:

Нормальный сон способствует выработке гормонов роста, которые важны для роста тканей, регенерации клеток и ремонта тканей. Инсомния может снизить их уровень.

Недостаток сна может сделать организм менее чувствительным к инсулину, что увеличивает риск развития сахарного диабета. Лептин и грелин: Эти гормоны регулируют аппетит и чувство сытости. Инсомния может нарушить их баланс, что может привести к избыточному весу или ожирению. Инсомния может серьезно влиять на гормональный баланс организма, что, в свою очередь, может привести к множеству проблем со здоровьем.

Недостаток сна может снижать активность иммунных клеток, таких как Т-лимфоциты и натуральные киллеры, что делает организм менее способным сопротивляться инфекциям - [54; 41]. Сниженный иммунитет может увеличить риск развития различных инфекционных заболеваний, от простуды до более серьезных состояний. Инсомния может нарушить производство протеинов цитокинов, которые играют ключевую роль в регуляции иммунной системы и воспалительных процессов - [40]. Постоянное снижение иммунитета может способствовать развитию или обострению хронических заболеваний.

Недостаток сна может усиливать воспалительные процессы в организме, что увеличивает риск развития заболеваний сердца, диабета и других состояний. Инсомния может иметь серьезные последствия для иммунной системы, увеличивая риск инфекционных заболеваний и воспалительных процессов.

Инсомния является фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний - [4; 84].

Благодаря обширным популяционным исследованиям (более 3000 пациентов) получены данные, которые свидетельствуют, что сокращение продолжительности сна (менее 6 часов) ассоциировано с повышенным риском гипертонии, особенно среди женщин, по сравнению с мужчинами, и сильнее у женщин в пременопаузе, чем у женщин в постменопаузе - [4; 86]. Нарушение циркадной структуры регуляции сердечного ритма при нарушениях сна связано с

развитием истощения симпатического и парасимпатического звеньев регуляции, приводящего к неадекватному вегетативному обеспечению хронотропной функции сердца в различные фазы суточной активности организма - [12; 30].

Состояние хронического стресса и недосыпание запускают механизмы, напрямую ведущие к возникновению инсулинорезис-тентности и увеличению массы тела - [19].

Сокращение длительности сна, инсомнии являются фактором риска прогрессирования как сахарного диабета, так и сердечной недостаточности с последующим более быстрым наступлением летального исхода - [77; 11; 18].

Некоторые симптомы бессонницы, особенно трудности с началом сна связаны с умеренно более высоким риском смертности от всех причин - [88].

Недостаток сна может привести к нарушению регуляции нервной системы, что, в свою очередь, может вызвать увеличение артериального давления. Постоянное повышение давления увеличивает риск развития ишемической болезни сердца, инсульта и других сердечно-сосудистых заболеваний. Инсомния может усиливать воспалительные процессы в организме, что является одним из факторов риска развития сердечных заболеваний - [2]. Систематический обзор статей показал, что бессонница и сон <5 час сна тесно связаны с увеличением заболеваемости инфарктом миокарда - [73].

Также недостаток сна может привести к нарушению обмена веществ, включая уровень холестерина. Увеличивается риск развития ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, сердечной недостаточности и других заболеваний. Инсомния может вызвать аритмии или другие нарушения ритма сердца - [29]. Недостаток сна может способствовать образованию атеросклеротических бляшек в сосудах, увеличивая риск инфаркта и инсульта. Недостаток сна,

особенно при сопутствующем синдроме обструктивного апноэ сна, может привести к снижению уровня кислорода в крови, что негативно влияет на работу сердца.

Ученые из Великобритании определили, что здоровый сон в значительной степени связан со сниженным риском смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, атеросклероза сосудов сердца, заболеваний коронарных артерий, заболеваний периферических артерий и сердечной недостаточности в популяции диабета - [83].

Многие эпидемиологические исследования выявили связь короткой продолжительности (дефицита) сна с избыточной массой тела и ожирением - [71; 1].

Риск развития гипертонии в 1,41 раза, гипергликемии в 1,29 раза, гиперлипидемии и ожирения в 1,31 раза выше при метаболическом синдроме, при наличии инсомнии чем у людей, у которых нет нарушения сна - [102].

Инсомнии среди беременных повышают риск развития геста-ционного диабета - [103].

Риск развития диабета, связанного с нарушениями сна, сопоставим с риском традиционных факторов риска - [69].

Известно несколько патофизиологических путей, по которым дефицит сна способствует избыточной массе тела и ожирению. Это биологические - изменение уровней гормонов, регулирующих аппетит (лептина и грелина), повышение симпатической активности, снижение потребления глюкозы мозгом, увеличение уровня вечернего кортизола и поведенческие - увеличение потребления высококалорийной пищи, в течение дня в виде перекусов, употребление алкоголя, снижение затрат энергии и физической активности - [1].

Здоровый сон обратно пропорционален развитию хронических заболеваний печени, а у людей с более высоким генетическим рис-

ком с большей вероятностью развивались хронические заболеваний печении при инсомниях - [101; 98].

Современный ритм жизни, особенно в академической среде, ставит перед студентами множество вызовов, среди которых высокая учебная нагрузка, стресс и необходимость совмещения учебы с другими обязанностями [49; 61]. В условиях современного образовательного процесса студенты медицинских вузов особенно подвержены риску развития различных проблем со здоровьем, включая бессонницу и хроническую усталость. Бессонница и хроническая усталость могут привести к снижению когнитивных функций, ухудшению памяти, концентрации внимания и другим психологическим проблемам, что, в свою очередь, негативно сказывается на академической успеваемости студентов - [89; 63; 14]. Кроме того, длительное недосыпание может стать причиной различных заболеваний и ухудшения общего состояния здоровья. Исследование воздействия бессонницы и хронической усталости на студентов медицинских вузов в условиях современного образовательного процесса является крайне актуальным - [62]. Существует проблема высокой распространенности астении и тревоги у студентов-медиков, выявлено, что частота астении среди студентов медицинских ВУЗов составляет 85%, а тревоги - 43% - [8].

Недостаток сна может снизить мотивацию студентов к учебе. Они могут чувствовать себя уставшими, раздраженными или депрессивными, что может привести к пропуску занятий или отсрочке выполнения заданий. Студенты, страдающие от недосыпания, могут стать менее коммуникабельными и кооперативными в групповых заданиях, что может сказаться на общем результате работы группы - [64]. Помимо когнитивных последствий, недосыпание может привести к ряду проблем со здоровьем, таких как ослабление иммунной системы, увеличение риска развития хронических

заболеваний и даже ухудшение психического здоровья. Эти проблемы могут дополнительно воздействовать на академическую деятельность студентов - [89; 80].

Современный образовательный процесс в медицинских вузах предъявляет высокие требования к студентам, в особенности медицинских ВУЗов что может способствовать развитию хронической усталости - [58; 59]. Медицинское образование, требует освоения большого объема информации, включая сложные теоретические знания и практические навыки. Клинические практики, ночные дежурства и работа в больницах требуют много времени и энергии. Столкновение со страданиями и болезнями пациентов, а также ответственность за их здоровье, может вызывать стресс и эмоциональное истощение. Из-за плотного расписания у студентов мало времени на отдых, релаксацию и восстановление сил - [10; 74; 13; 9]. Многие студенты медицинских вузов также работают, чтобы обеспечить себя материально, что увеличивает уровень усталости. Ожидания родителей, преподавателей и общества могут создавать дополнительное давление на студентов, чтобы они соответствовали стандартам и достигали высоких результатов - [65]. Из-за загруженности учебой студенты могут проводить много времени в сидячем положении, что может способствовать усталости и общему недомоганию. Поздние занятия, ночные дежурства и учебные задания могут нарушать режим сна студентов. Страх перед экзаменами, конкуренция с одногруппниками и тревога о будущей карьере также могут влиять на уровень усталости - [92; 100; 45; 31]. Все эти факторы, действуя совместно, могут привести к развитию хронической усталости среди студентов медицинских вузов. У студентов медиков 1- 2 курсов до 40% встречается утомляемость -[25].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хроническая усталость — это состояние продолжительной и выраженной усталости, которая не проходит после отдыха и не связана с интенсивной физической или умственной деятельностью. Эта усталость может существенно снижать способность человека к выполнению повседневных задач и ухудшать качество его жизни -[51].

Медицинское образование требует глубокого изучения большого объема информации, включая анатомию, физиологию, патологию и многие другие дисциплины.

Студенты медицинских вузов проводят много времени на клинических базах, где они получают практические навыки под руководством опытных врачей. Интенсивная учебная и практическая нагрузка может привести к усталости, что, в свою очередь, может снизить способность студента к критическому мышлению и принятию решений - [53]. Усталость и снижение концентрации увеличивают риск допущения ошибок в диагностике, лечении и выполнении медицинских процедур. Усталость может снизить координацию движений и точность выполнения медицинских манипуляций. Усталые студенты или врачи могут пропустить важные симптомы или неправильно интерпретировать результаты исследований - [60]. Неправильный выбор лекарств, дозировка или метод лечения может привести к нежелательным последствиям для пациента. Усталость может привести к невнимательности при выполнении процедур, что увеличивает риск осложнений. Медицинское образование и практика требуют высокой концентрации внимания и постоянного совершенствования навыков. Однако усталость и стресс могут снизить эффективность обучения и увеличить риск профессиональных ошибок - [28].

Хроническая усталость может привести к снижению внимания, концентрации, памяти и способности к обучению. Усталость может

вызвать повышенную тревожность, депрессивные состояния и лабильность настроения - [46]. Усталые студенты могут испытывать отсутствие интереса к учебе и практической деятельности. Хроническая усталость может привести к нарушениям сна, таким как бессонница или гиперсомния. Усталость может ослабить иммунную систему, делая организм более уязвимым для инфекций. Хроническая усталость может вызвать повышенное давление, аритмии и другие нарушения.

Определена статистически достоверная связь между академической прокрастинацией и с тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидностью, инсомнией с одной стороны и с успеваемостью студентов медиков - [6; 85; 3; 17; 75; 35; 34].

Усталость может снизить способность студента к анализу, критическому мышлению и выполнению заданий. Усталые студенты могут стать менее социабельными, что может привести к изоляции и проблемам в отношениях с коллегами и преподавателями. В будущем, в профессиональной деятельности, усталость может привести к ошибкам в диагностике и лечении пациентов.

На старших курсах студенты медики больше склонны к нарушению дневного функционирования вследствие недостаточной продолжительности сна и других его нарушений. На младших курсах чаще прибегают к применению снотворных препаратов для коррекции нарушений сна - [36; 27; 55; 70; 91; 76; 21; 26].

Выявлено прямое действие личностной тревожности на пробуждение, засыпание, длительность и удовлетворенность качеством сна, влияние хронического нарушения сна на износ организма, проявление повышенного нервного возбуждения и развитие тревожных расстройств - [5; 52; 66; 43; 22; 67]. В основе инсомнии у студентов лежат преимущественно стрессы, связанными с учёбой (юноши -90,7%, девушки - 69,7%) и микросоциальными отношениями: со

сверстниками (юноши - 16%, девушки - 28,6%; Р<0,05), в семье (юноши - 12%, девушки - 15,1%), с преподавателями (юноши - 14,7%, девушки - 10,1%) - [24].

Нарушения сна встречаются у студентов от 6 до 30% - [68; 97; 33; 44; 38]. У студентов медиков женского пола более выраженная бессонница и нарушения качества сна, чем у мужского - [20].

Заключение:

Инсомния или бессонница стала актуальной проблемой среди студентов медицинских специальностей. Из-за высокой учебной нагрузки, стресса и ответственности, связанной с будущей профессией, многие студенты сталкиваются с нарушениями сна. Это не только ухудшает качество их жизни, но и может негативно сказаться на их академической и профессиональной деятельности.

Для эффективного решения проблемы инсомнии у студентов-медиков требуется комплексный подход. Это включает в себя психотерапию, коррекцию образа жизни, а также внедрение программ профилактики на уровне учебных заведений. Глубокое исследование психофизиологического статуса студентов позволит лучше понять механизмы развития инсомнии у молодых людей, обучающихся в медицинских вузах. Это даст возможность разработать целевые рекомендации для учебных заведений по созданию условий, способствующих нормализации сна у студентов. На основе проведенных исследований можно выработать рекомендации для учебных заведений по оптимизации учебного процесса, учету биоритмов студентов, внедрению программ релаксации и профилактики стресса. Для студентов такие рекомендации могут включать советы по регулированию режима дня, питанию, физической активности и методам релаксации. В итоге, решение проблемы инсомнии у студентов-медиков позволит повысить их уровень

обучения, улучшить качество жизни и подготовить квалифицированных специалистов для работы в медицинской сфере.

Список литературы:

1. Агальцов М.В., Арутюнян Г.Г., Драпкина О.М. Ожирение и сон: влияние дефицита сна на массу тела // РМЖ. Медицинское обозрение. 2019. Т. 3, № 1-1. С. 10-15. - EDN FRFOGP.

2. Агальцов М.В., Орлова А.А., Драпкина О.М. Продолжительность сна и возможный сердечно-сосудистый риск // Профилактическая медицина. 2022. Т. 25, № 7. - С. 94-99. - DOI 10.17116/profmed20222507194. - EDN XSDJAR.

3. Ажгихин М.С., Мясникова Д.И., Попова Н.М., Чураков А.Н. Влияние гигиены сна на успеваемость студентов // Modern Science. 2021. № 12-2., С. 13-17. - EDN DALXNZ.

4. Акарачкова Е.С., Громова О.А., Котова О.В. Инсомния как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний //Лечащий врач. 2016. №. 5. С. 12-12.

5. Алтамирова Л.В., Даричева А.В., Исмагулова К.С. и др. Влияние уровня тревожности на качество сна среди студентов Волгоградских вузов // Colloquium-Journal. - 2020. № 17-2(69). С. 4-8. DOI 10.24411/2520-6990-2020-11993. - EDN VKPTJU.

6. Арабзода С.Н., Халимова Ф.Т. Сравнительная характеристика умственной работоспособности и успеваемости студентов /Агаджаняновские чтения - материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Российский университет дружбы народов. Москва, 2018, 28-29

7. Атлас по нормальной физиологии \ Под ред. Н.А. Агаджаняна. М. Высшая школа, 1987. - 351 с.

8. Баева Д.О., Дмитриева М.М., Славгородская М.С., Дмитриев М.Н. Соотношение встречаемости астении и тревоги у студентов-медиков // Главный врач Юга России. 2023. № 5(91). С. 40-43. - EDN RFVTNJ.

9. Бахметьева А.Д., Джулай Т.Е., Джулай Г.С., Неведомский А.Н. Сравнительная характеристика проявлений инсомнии у студентов тверских вузов // Молодежный инновационный вестник. 2023. Т. 12, № 1. С. 20-21. - EDN CYUEME.

10. Бивалькевич В.А., Белодурина А.Д., Авилов О.В. Оценка влияния внеучебной деятельности на показатели сна студентов-медиков Южно-Уральского государственного медицинского университета // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VI

Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 января 2019 года. - Пенза: 2019. - С. 301-304. - EDN YTMKRV.

11. Волкова Н.И., Джериева И.С., Пляшкевич М.В. и др. Взаимосвязь длительности сна и кардиометаболических показателей пациентов с сахарным диабетом // Южно-Российский журнал терапевтической практики. - 2020. - Т. 1, № 2. - С. 54-58. - DOI 10.21886/2712-8156-2020-1-2-54-58. - EDN NABYVL.

12. Воронин И.М., Кириллова И.А. Влияние 24-часовой депривации сна на регуляцию сердечного ритма у медсестер // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2008. - Т. 7, № 1. - С. 83-86. - EDN IJUKHF.

13. Воронцова Е.Г., Малахаева С.К. Анализ результатов исследования психологического здоровья студентов психологов и студентов медиков // Национальное здоровье. - 2023. - № 2. - С. 2830. - DOI 10.34853/NZ.2023.75.18.001. - EDN CDRZWJ.

14. Голенков А.В., Николаев Е.Е. Проблемы психического здоровья у студентов-медиков в мире //Медицинская сестра. - 2023. - Т. 25, № 3. - С. 16-22. - DOI 10.29296/25879979-2023-03-03. - EDN MCFACE.

15. Гольская А.И., Мирзоева Р.К., Черник О.В. и др. Нарушение сна и основные причины возникновения инсомнии // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 4-2(106). - С. 108112. - DOI 10.23670/IRJ.2021.106.4.046. - EDN ITBBCA.

16. Гордеев К.С., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А. [и др.] Физиология сна и его влияние на работу мозга человека // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 12(92). - С. 3. - EDN VPUZYO.

17. Григорова Л.И., Меньшова А.В., Черкасова Ю.Б., Килигова Ю.С. Особенности физиологических показателей здоровья студентов в условиях тотальной депривации сна // Заметки ученого. - 2021. - № 9-1. - С. 94-98. - EDN LICJIK.

18. Джериева И.С., Бровкина С.С., Комурджянц М.С и др. Депривация сна как фактор риска развития сахарного диабета и сердечной недостаточности// Главный врач Юга России. - 2022. - № 4(85). - С. 58-60. - EDN NXEPQB.

19. Драпкина О.М., Сидорина Ю.О., Ивашкин В.Т. Роль продолжительности сна в развитии метаболического синдрома // Российские медицинские вести. - 2014. - Т. 19, № 1. - С. 17-23. - EDN RXCDLD.

20. Ефремова У.С., Кирилова Е.В., Юлдашев В.Л. Исследование качества сна у обучающихся младших курсов // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. - 2021. - № 1. - С. 2023. - EDN GTFFNJ.

21.Жаныбаева С.М., Островская И.В. Изучение различий нарушений сна у студентов младших и старших курсов медицинского института // Медицинская сестра. - 2023. - Т. 25, № 8. - С. 19-22. -DOI 10.29296/25879979-2023-08-04. - EDN BAXEDM.

22. Закирова Л.Б. Влияние сна на психическое здоровье человека // Психология психических состояний: сборник материалов XVII Всероссийской научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов, Казань, 16-17 февраля 2023 года. - Казань 2023. - С. 130-132. - EDN LWKRWX.

23. Золотухина А.Ю., Кириллова И.А., Козачук И.В. Изменение психофизиологических и вегетативных показателей в условиях депривации сна // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2016. - Т. 21, № 6. - С. 23002307. - DOI 10.20310/1810-0198-2016-21-6-2300-2307. - EDN XCCPGL.

24. Зотова Е.П. Нарушения сна у студентов // Девиантология. -2018. - Т. 2, № 2. - С. 37-43. - EDN YTUARN.

25. Зюкина Д.М., Фролов В.К. Утомление и переутомление у студентов-медиков начальных курсов - причины и профилактика // Современные стратегии развития общества, науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Москва, 30 ноября 2023 года. - Москва: 2023. - С. 207-210. - EDN VVBEKI.

26. Калашникова Т.П., Полыгалова Н.Л., Ярошенко А.А. и др. Особенности организации сна у студентов высших учебных заведений Г. Перми // Пермский медицинский журнал. - 2023. - Т. 40, № 1. - С. 16-26. - DOI 10.17816/pmj40116-26. - EDN UAQGNN.

27. Карпова А.Д., Джулай Т.Е. Инсомния у студентов медицинского университета // Неделя науки - 2019, Ставрополь, 2729 ноября 2019 года. - Ставрополь: 2019. - С. 499-500. - EDN GZEUQW.

28. Кашина Ю.В., Покровский В.М., Чередник И.Л., Бурлуцкая А.В. Комплексная оценка адаптации студентов к процессу обучения в вузе // Человек. Спорт. Медицина. - 2023. - Т. 23, № 1. - С. 73-79. -DOI 10.14529/hsm230110. - EDN GFGUCJ.

29. Кириллова И.А. Влияние интенсивного света на волновую структуру сердечного ритма в условиях 24-часовой депривации сна // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2009. - Т. 14, № 1. - С. 42-45. - EDN GNYHYP.

30. Кириллова И.А. Изменение циркадной организации регуляции сердечного ритма в условиях хронического недостатка сна // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2011. - Т. 16, № 1. - С. 295-299. - EDN NTJLRF.

31. Кононов А.Н., Новикова А.С. Особенности переживания и совладания с экзаменационным стрессом студентов психологического и медицинского направлений обучения // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2023. - Т. 9, № 2.

- С. 129-145. - DOI 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-10. - EDN OFNQWR.

32. Корабельникова Е.А., Данилов А.Б. Применение препаратов лекарственных трав для лечения инсомнии // Медицинский алфавит.

- 2019. - Т. 2, № 19(394). - С. 11-18. - DOI 10.33667/2078-5631 -2019-2-19(394)-11-18. - EDN VKDYIU.

33. Крапивин С., Крапивина А.С., Хуморова А.Д., Говорливых А.С. Оценка качества сна у студентов медицинского университета очной формы обучения // Всероссийский научный форум студентов и учащихся - 2022: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 22 ноября 2022 года. -Петрозаводск: 2022. - С. 89-93. - EDN YWLAGI.

34. Лукьянова В.А. Сравнение показателей стресс-реактивности, успеваемости, качества сна и абиологических привычек у студентов лечебного и педиатрического факультетов // Молодой ученый. - 2023. - № 20(467). - С. 360-362. - EDN DJXYCH.

35. Ляпина С.С., Баринова О.Г. Взаимосвязь академической прокрастинации, психических состояний и успеваемости студентов-медиков // Scientist (Russia). - 2022. - № 1(19). - С. 43-47. - EDN VWIGTU.

36. Манинцева Ю.С., Лемзина А.Е., Лахова А.Н., Львов Н.И. Расстройства сна у студентов в разные периоды обучения // Научный форум: Медицина, биология и химия: Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. Том 5 (13): Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2018. - С. 40-45. - EDN UQIHGZ.

37. Новикова Ю.Л., Аулова О.Ю., Быковская Е.С. Физиология сна и его влияние на психоэмоциональное состояние студентов // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. - 2023. - № 2(50). - С. 46-59. - DOI 10.25688/2076-9091.2023.50.2.04. - EDN OALLCN.

38. Новоженин Н.А., Пунгина Е.В., Шереметьева А.И. и др. Особенности инсомнии (нарушений сна) у лиц молодого возраста // Modern Science. - 2022. - № 3-2. - С. 228-232. - EDN CUDMXQ.

39. Панова А.О., Емельянова С.Д. Корреляция между уровнями депривации сна и тревожности // Научный аспект. - 2023. - Т. 13, № 5. - С. 1652-1659. - EDN QAQHBU.

40. Пигарев И.Н., Пигарева М.Л. Сон и контроль висцеральных функций // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова.

- 2011. - Т. 97, № 4. - С. 374-387. - EDN NUWQWB.

41. Полуэктов М.Г. Сон и иммунитет //Журнал неврологии и психиатрии им. СС Корсакова. Spetsvypuski. - 2020. - Т. 120. - №. 92. - С. 6-12.

42. Полуэктов М.Г., Нарбут А.М. Сон и социальный интеллект: теоретические и практические аспекты // Поведенческая неврология.

- 2023. - № 1. - С. 20-26. - DOI 10.46393/27129675_2023_1_20. - EDN IQYUMY.

43. Помыткина Т.Е., Кабанова С.В., Кинтикова И.А. Взаимосвязь тревожности и расстройств сна среди студентов медицинского вуза // Psychology, Sports science and Medicine (Психология. Спорт. Здравоохранение): Сборник статей LXXI International scientific conference, Санкт-Петербург, 30 октября 2023 года. - Санкт-Петербург: 2023. - С. 7-8. - EDN DXETFC.

44. Пчелина П.В., Сурсаев В.А., Полуэктов М.Г. Информационная перегрузка и нарушения сна // Медицинский совет.

- 2022. - Т. 16, № 11. - С. 54-60. - DOI 10.21518/2079-701X-2022-16-11-54-60. - EDN OUIWQH.

45. Ракитова А.В., Ханина Е.Е., Чагина Е.А. Этиологические аспекты распространённости первичных головных болей: на примере студентов ТГМУ // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. - 2023. - № 1. - С. 24-27. - EDN LWPWQH.

46. Свиридкин П.А., Комиссарова О.В., Хатуаев Р.О., Губина О.И. Уровень тревоги, стресса и депресиии у студентов-медиков // Агаджаняновские чтения = Aghajanian readings: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25-27 мая 2023 года / Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы. - Москва: Российский университет дружбы народов (РуДн), 2023. - С. 384-387. - EDN LZIQFS.

47. Силькис И.Г. Возможные механизмы ухудшения обучения, памяти и внимания вследствие депривации сна // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - 2012. - Т. 98, № 10. -С. 1200-1212. - EDN PFCYZD.

48. Суботялов М.А. Развитие представлений об инсомнии // Человеческий капитал. - 2023. - № 9(177). - С. 144-152. - DOI 10.25629/HC.2023.09.16. - EDN KBHOKE.

49. Тлеукенов Т.С., Чистяков Д.Н. Опрос студентов-медиков Медицинского университета Караганды на определение групп стрессовых факторов // Студенческий. - 2022. - № 15-2(185). - С. 1619. - EDN JJBQNJ.

50. Толстой В.А., Масюк Д.М., Савилина Е.О. Влияние депривации сна на некоторые функциональные показатели организма человека // Естественные и математические науки в современном мире. - 2014. - № 22. - С. 38-43. - EDN SMGRTR.

51. Хазимухаметов И.Т., Шамсутдинов Ш.А. Физическая работоспособность студентов в период обучения // Теория и практика современной науки. - 2023. - № 1(91). - С. 166-169. - EDN QHXERW.

52. Халимова Ф.Т., Шукуров Ф.А., Арабзода С.Н. Сравнительная характеристика различных форм агрессии с тревожностью, корреляционными ритмограммами и функциональным состоянием организма //Вестник Академии Медицинских Наук Таджикистана

2020, 10, 2(34), 196-201.

53. Халимова Ф.Т., Шукуров Ф.А., Арабзода С.Н. Формы, уровни и профиль агрессии у студентов в сравнении с их успеваемостью //Вестник Академии Медицинских Наук Таджикистана 2020, 10, 2(34), 182-187

54. Центерадзе С.Л., Полуэктов М.Г. Влияние нарушений сна на здоровье и возможности их коррекции //Медицинский совет. 2018. -№. 18. - С. 30-33.

55. Черных Н.Ю., Скребнева А.В., Мелихова Е.П., Васильева М.В. Распространенность нарушений сна среди студентов-медиков // Российский вестник гигиены. - 2021. - № 3. - С. 23-27. - DOI 10.24075Zrbh.2021.018. - EDN FZNYEV.

56. Чернышев М.В., Гузеев М.А., Екимова И.В. Влияние острого и хронического недосыпания на рабочую и долговременную память у крыс // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. -2023. - Т. 109, № 11. - С. 1635-1649. - DOI 10.31857/Б0869813923110031. - EDN HGZTDH.

57. Шукуров Ф.А. Физиология Человека. Душанбе, 2009, 320 с.

58. Шукуров Ф.А., Меликова Н.Х., Халимова Ф.Т. Роль тревожности, типов восприятия и способов реагирования в конфликтной ситуации в формировании взаимоотношений студентов в академических группах /Эколого-физиологические проблемы адаптации - материалы XVIII Всероссийского симпозиума с международным участием. Российский университет дружбы народов. 2019, 255-256

59. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т. Психоэмоциональные признаки стресса студентов в процессе обучения //Биология и интегративная медицина 2021, 6(53), 460-466.

60. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т. Уровни здоровья у студентов при эмоциональном стрессе //Биология и интегративная медицина

2021, 6(53), 467-471.

61. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Сравнительная характеристика показателей умственной работоспособности и успеваемости студентов //Биология и интегративная медицина 2020, 3(43), 188-201.

62. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Степень тревожности и эмоциональной лабильности у студентов в процессе их обучения //Биология и интегративная медицина 2020, 3(43), 202.

63. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Меликова Н.Х., Арабзода С.Н. Уровень тревожности в прогнозировании мотивационной деятельности студентов и академических групп //Биология и интегративная медицина 2020, 4(44), 116-130.

64. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Миркосимова М. Сравнительная характеристика адекватности самооценки, тревожности и типов ВНД у студентов / Агаджаняновские чтения -материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Российский университет дружбы народов. Москва, 2020, 254-256

65. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Султоналиев А.Х. Оценка и прогнозирование адаптационных возможностей студентов к эмоциональному стрессу / Агаджаняновские чтения - материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Российский университет дружбы народов. Москва, 2020, 256-257.

66. Эбзеева Е.Ю., Полякова О.А. Тревожные расстройства и нарушения сна // Медицинский совет. - 2022. - Т. 16, № 11. - С. 108113. - DOI 10.21518/2079-701X-2022-16-11 -108-113. - EDN UEZOPO.

67. Эттеева С.Х., Хашукоева И.З. Взаимосвязь качества сна и депрессии среди студентов-медиков // Актуальные вопросы медицины: Материалы 53-й международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Нальчик, 26 мая 2023 года / Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова. - Нальчик: 2023. - С. 245-249. - EDN FGYQZW.

68. Якимова А.А., Филиппова Е.С., Дмитриева А.В. Оценка нарушения сна у студентов медицинского факультета // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов: Сборник статей. В 2-х частях. Том Часть I. - Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2021. - С. 423-427. - EDN XZEODU.

69. Anothaisintawee T., Reutrakul S., Van Cauter E., Thakkinstian A. Sleep disturbances compared to traditional risk factors for diabetes development: Systematic review and meta-analysis. //Sleep Med. Rev. 2016 Dec; 30: 11-24. doi: 10.1016/j.smrv.2015.10.002.

70. Buboltz W.C., Brown F., Soper B. Sleep habits and patterns of college students: a preliminary study. //Journal of American College Health 2021, 50(3), 131-135.

71. Chan W.S., Levsen M.P., McCrae C.S. A meta-analysis of associations between obesity and insomnia diagnosis and symptoms.

//Sleep Med. Rev. 2018 Aug; 40: 170-182. doi: 10.1016/j.smrv.2017.12.004.

72. Cox R.C., Olatunji B.O. Sleep in the anxiety-related disorders: A meta-analysis of subjective and objective research. //Sleep Med. Rev. 2020 Jun; 51: 101282. doi: 10.1016/j.smrv.2020.101282.

73. Dean Y.E., Shebl M.A., Rouzan S.S., Bamousa B.A.A., Talat N.E., Ansari S.A., Tanas Y., Aslam M., Gebril S., Sbitli T., Eweis R., Shahid R., Salem A., Abdelaziz H.A., Shah J., Hasan W., Hakim D., Aiash H. Association between insomnia and the incidence of myocardial infarction: A systematic review and meta-analysis. //Clin. Cardiol. 2023 Apr; 46(4): 376-385. doi: 10.1002/clc.23984.

74. Dyrbye L.N., Thomas M.R., Shanafelt T.D. Systematic review of depression, anxiety, and other indicators of psychological distress among U.S. and Canadian medical students. //Academic Medicine 2022, 81(4), 354-373.

75. Firth-Cozens J. Interventions to improve physicians' well-being and patient care. //Social Science & Medicine 2021, 52(2), 215-222.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

76. Gardani M., Bradford D.R.R., Russell K., Allan S., Beattie L., Ellis J.G., Akram U. A systematic review and meta-analysis of poor sleep, insomnia symptoms and stress in undergraduate students. //Sleep Med. Rev. 2022 Feb; 61: 101565. doi: 10.1016/j.smrv.2021.101565.

77. Ge L., Guyatt G., Tian J., Pan B., Chang Y., Chen Y., Li H., Zhang J., Li Y., Ling J., Yang K. Insomnia and risk of mortality from all-cause, cardiovascular disease, and cancer: Systematic review and meta-analysis of prospective cohort studies. //Sleep Med. Rev. 2019 Dec; 48: 101215. doi: 10.1016/j.smrv.2019.101215.

78. Gottesman R.F., Lutsey P.L., Benveniste H., Brown D.L., Full K.M., Lee J.M., Osorio R.S., Pase M.P., Redeker N.S., Redline S., Spira A.P.; American Heart Association Stroke Council; Council on Cardiovascular and Stroke Nursing; and Council on Hypertension. Impact of Sleep Disorders and Disturbed Sleep on Brain Health: A Scientific Statement From the American Heart Association. //Stroke. 2024 Jan 18. doi: 10.1161/STR.0000000000000453.

79. He Q., Zhang P., Li G., Dai H., Shi J. The association between insomnia symptoms and risk of cardio-cerebral vascular events: A metaanalysis of prospective cohort studies. //Eur. J. Prev. Cardiol. 2017 Jul; 24(10): 1071-1082. doi: 10.1177/2047487317702043.

80. Hershner S.D., Chervin R.D. Causes and consequences of sleepiness among college students. //Nature and Science of Sleep 2021, 6, 73.

81. Hertenstein E., Benz F., Schneider C.L., Baglioni C. Insomnia-A risk factor for mental disorders. //J. Sleep. Res. 2023 Dec; 32(6): e13930. doi: 10.1111 /jsr.13930.

82. Hertenstein E., Feige B., Gmeiner T., Kienzler C., Spiegelhalder K., Johann A., Jansson-Frojmark M., Palagini L., Rucker G., Riemann D., Baglioni C. Insomnia as a predictor of mental disorders: A systematic review and meta-analysis. //Sleep Med. Rev. 2019 Feb; 43: 96-105. doi: 10.1016/j.smrv.2018.10.006.

83. Hu J., Wang X., Cheng L., Dang K., Ming Z., Tao X., Xu X., Sarker S.K., Li Y. Sleep patterns and risks of incident cardiovascular disease and mortality among people with type 2 diabetes: a prospective study of the UK Biobank. //Diabetol. Metab. Syndr. 2024 Jan 11; 16(1): 15. doi: 10.1186/s13098-024-01261-8.

84. Johnson K.A., Gordon C.J., Chapman J.L., Hoyos C.M., Marshall N.S., Miller C.B., Grunstein R.R. The association of insomnia disorder characterised by objective short sleep duration with hypertension, diabetes and body mass index: A systematic review and meta-analysis. //Sleep Med Rev. 2021 Oct; 59: 101456. doi: 10.1016/j.smrv.2021.101456.

85. Khaksarian M., Behzadifar M., Behzadifar M., Jahanpanah F., Guglielmi O., Garbarino S., Lanteri P., Re T.S., Zerbetto R., Briegas J.J.M., Ricco M., Bragazzi N.L. Sleep Disturbances Rate among Medical and Allied Health Professions Students in Iran: Implications from a Systematic Review and Meta-Analysis of the Literature. //Int. J. Environ. Res. Public. Health. 2020 Feb 5; 17(3): 1011. doi: 10.3390/ijerph17031011.

86. Li L., Gan Y., Zhou X., Jiang H., Zhao Y., Tian Q., He Y., Liu Q., Mei Q., Wu C., Lu Z. Insomnia and the risk of hypertension: A metaanalysis of prospective cohort studies. //Sleep Med. Rev. 2021 Apr; 56: 101403. doi: 10.1016/j.smrv.2020.101403.

87. Li L., Wu C., Gan Y., Qu X., Lu Z. Insomnia and the risk of depression: a meta-analysis of prospective cohort studies. //BMC Psychiatry. 2016 Nov 5; 16(1): 375. doi: 10.1186/s12888-016-1075-3.

88. Li Y., Zhang X., Winkelman J.W., Redline S., Hu F.B., Stampfer M., Ma J., Gao X. Association between insomnia symptoms and mortality: a prospective study of U.S. men. //Circulation. 2014 Feb 18; 129(7): 737746. doi: 10.1161/CIRCULATI0NAHA.113.004500.

89. Lund H.G., Reider B.D., Whiting A.B., Prichard J.R. Sleep patterns and predictors of disturbed sleep in a large population of college students. //Journal of Adolescent Health 2020, 46(2), 124-132.

90. Morin C.M., Benca R. Chronic insomnia. //The Lancet 2019, 379(9821), 1129-1141.

91. Ohayon M.M. Epidemiology of insomnia: what we know and what we still need to learn. //Sleep Medicine Reviews2022, 6(2), 97-111.

92. Pagnin D., De Queiroz V., Carvalho Y.T.M.P., Dutra A.S.S., Amaral M.B., Queiroz T.T.. The relation between burnout and sleep

disorders in medical students. //Academic Psychiatry 2019, 38(4), 438444.

93. Riemann D., Voderholzer U. Primary insomnia: a risk factor to develop depression? //Journal of Affective Disorders 2023, 76(1-3), 255259.

94. Rosen I.M., Gimotty P.A., Shea J.A., Bellini L.M. Evolution of sleep quantity, sleep deprivation, mood disturbances, empathy, and burnout among interns. //Academic Medicine 2021, 81(1), 82-85.

95. Roth T. Insomnia: definition, prevalence, etiology, and consequences. //Journal of Clinical Sleep Medicine 2019, 3(5 Suppl), S7-10.

96. Sateia M.J., Doghramji K., Hauri P.J., Morin C.M. Evaluation of chronic insomnia. An American Academy of Sleep Medicine review. //Sleep 2020, 23(2), 243-308.

97. Tsui Y.Y., Wing Y.K. A study on the sleep patterns and problems of university business students in Hong Kong. //Journal of American College Health 2021, 58(2), 167-176.

98. Wang W., Zhuang Z., Song Z., Zhao Y., Huang T. Sleep patterns, genetic predisposition, and risk of chronic liver disease: A prospective study of 408,560 UK Biobank participants. //J. Affect. Disord. 2024 Jan 8: S0165-0327(24)00021-1. doi: 10.1016/j.jad.2024.01.010.

99. Wardle-Pinkston S., Slavish D.C., Taylor D.J. Insomnia and cognitive performance: A systematic review and meta-analysis. //Sleep Med. Rev. 2019 Dec; 48: 101205. doi: 10.1016/j.smrv.2019.07.008.

100. West C.P., Huschka M.M., Novotny P.J., Sloan J.A., Kolars J.C., Habermann T.M., Shanafelt T.D. Association of perceived medical errors with resident distress and empathy: a prospective longitudinal study. //JAMA 2021, 296(9), 1071-1078.

101. Wijarnpreecha K., Thongprayoon C., Panjawatanan P., Ungprasert P. Insomnia and risk of nonalcoholic fatty liver disease: A systematic review and meta-analysis. //J. Postgrad. Med. 2017 Oct-Dec; 63(4): 226-231. doi: 10.4103/jpgm.JPGM_140_17.

102. Zhang Y., Jiang X., Liu J., Lang Y., Liu Y. The association between insomnia and the risk of metabolic syndrome: A systematic review and meta-analysis. //J. Clin. Neurosci. 2021 Jul; 89: 430-436. doi: 10.1016/j.jocn.2021.05.039.

103. Zhu B., Shi C., Park C.G., Reutrakul S. Sleep quality and gestational diabetes in pregnant women: a systematic review and metaanalysis. //Sleep Med. 2020 Mar; 67: 47-55. doi: 10.1016/j.sleep.2019.11.1246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.