Научная статья на тему 'МАРКЕРЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ИНФОРМАЦИОННОМ СТРЕССЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ'

МАРКЕРЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ИНФОРМАЦИОННОМ СТРЕССЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПСИХОДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нурализода Мичгонаи Алишер, Муродов Валичон Махмадуллоевич, Халимова Фариза Турсунбаевна

Цель исследования. Изучить некоторые психофизиологические показатели при интернет-зависимости среди студентов медицинского университета. Материал и методы. Было исследовано 110 студентов медицинского университета. Определяли интернет-зависимость, уровень тревожности и депрессии, удовлетворённость жизнью, степень испытания одиночества, самооценка, стрессоустойчивость, коммуникативность, саморегуляция, само эффективность, оценка эмоционального интеллекта, уровень самоуважения, агрессивность. Результаты. В статье показано, что интернет-зависимость положительно связана с зависимым поведением, стеснительностью, одиночеством и отрицательно - с компетентным поведением, настойчивостью, самообладанием, саморегуляцией, хорошим настроением и агрессивностью. Часть выявленных связей соответствуют корреляциям, установленным в зарубежных исследованиях. Наши исследования установили отрицательные связи интернет-зависимости с настойчивостью и самообладанием и положительные связи с зависимым поведением и с плохим настроением. Результаты этого исследования рекомендуют в процессе учебной деятельности со студентами обращать внимание на профилактику интернет-зависимости, разъяснять негативные последствия от интернет-зависимости и объяснить преимущества живого общения с окружающим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нурализода Мичгонаи Алишер, Муродов Валичон Махмадуллоевич, Халимова Фариза Турсунбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKERS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS UNDER INFORMATION STRESS IN MEDICAL STUDENTS

Purpose of the study. To study some psychophysiological indicators in Internet addiction among medical university students. Material and methods. 110 medical university students were exami-ned. Internet dependence, level of anxiety and depression, life satisfac-tion, degree of loneliness testing, self-esteem, stress resistance, commu-nicativity, regulation itself, effectiveness itself, assessment of emotional intelligence, level of self-esteem, aggressiveness were determined. Results. The article shows that internet addiction is positively associated with addictive behavior, shyness, loneliness and negatively - with competent behavior, perseverance, self-control, self-regulation, good mood and aggression. Some of the identified associations correspond to correlations established in foreign studies. Our research has established negative associations of internet addiction with perseverance and self-control and positive associations with addictive behavior and with poor mood. The results of this study recommend that in the course of educational activities with students, pay attention to the prevention of Internet addiction, explain the negative consequences of Internet addiction and explain the benefits of live communication with the world around them

Текст научной работы на тему «МАРКЕРЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ИНФОРМАЦИОННОМ СТРЕССЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ»

УДК: 159.9.072.423+ 340.632 МАРКЕРЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ИНФОРМАЦИОННОМ СТРЕССЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ

НУРАЛИЗОДА МИЧГОНАИ АЛИШЕР

PHD ассистент кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика Таджикистан

ОНОЮ Ю 0009-0003-6138-9806 МУРОДОВ ВАЛИЧОН МАХМАДУЛЛОЕВИЧ соискатель кафедры нормальной и патологической физиологии Хатлонского государственного медицинского университета. Город Дангара, Республики Таджикистан.

ОИОЮ Ю 0009-0003-3621-3446 ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВНА доктор медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика

Таджикистан. ОНОЮ Ю 0000-0001-9310-7699 АННОТАЦИЯ

Цель исследования. Изучить некоторые психофизиологические показатели при интернет-зависимости среди студентов медицинского университета.

Материал и методы. Было исследовано 110 студентов медицинского университета.

Определяли интернет-зависимость, уровень тревожности и депрессии, удовлетворённость жизнью, степень испытания одиночества, самооценка, стрессоустойчивость, коммуникативность, само регуляция, само эффективность, оценка эмоционального интеллекта, уровень самоуважения, агрессивность.

Результаты. В статье показано, что интернет-зависимость положительно связана с зависимым поведением, стеснительностью, одиночеством и отрицательно — с компетентным поведением, настойчивостью, самообладанием, саморегуляцией, хорошим настроением и агрессивностью. Часть выявленных связей соответствуют корреляциям, установленным в зарубежных исследованиях. Наши исследования установили отрицательные связи интернет-зависимости с настойчивостью и самообладанием и положительные связи с зависимым поведением и с плохим настроением. Результаты этого исследования рекомендуют в процессе учебной деятельности со студентами обращать внимание на профилактику интернет-зависимости, разъяснять негативные последствия от интернет-зависимости и объяснить преимущества живого общения с окружающим миром.

Ключевые слова: интернет-зависимость, студенты, психодиагностика.

MARKERS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS UNDER INFORMATION STRESS IN MEDICAL STUDENTS

NURALIZODA MICHGONAIALISHER

PHD Assistant, Department of Normal Physiology, Abu ibni Sino Tajik State Medical University, Dushanbe, Republic of Tajikistan

ORCID ID 0009-0003-6138-9806 MURODOV VALICHON MAKHMADULLOEVICH applicant for the Department of Normal and Pathological Physiology of Khatlon State Medical University. City of Dangara, Republic of Tajikistan. ORCID ID 0009-0003-3621-3446 KHALIMOVA FARIZA TURSUNBAEVNA Doctor of Medical Sciences, Assistant, Department of Normal Physiology, Abu Ali Ibni Sino Tajik State Medical University, Dushanbe,

Republic of Tajikistan. ORCID ID 0000-0001-9310-7699 ABSTRACT

Purpose of the study. To study some psychophysiological indicators in Internet addiction among medical university students.

Material and methods. 110 medical university students were examined. Internet dependence, level of anxiety and depression, life satisfaction, degree of loneliness testing, self-esteem, stress resistance, commu-nicativity, regulation itself, effectiveness itself, assessment of emotional intelligence, level of self-esteem, aggressiveness were determined.

Results. The article shows that internet addiction is positively associated with addictive behavior, shyness, loneliness and negatively -with competent behavior, perseverance, self-control, self-regulation, good mood and aggression. Some of the identified associations correspond to correlations established in foreign studies. Our research has established negative associations of internet addiction with perseverance and self-control and positive associations with addictive behavior and with poor mood. The results of this study recommend that in the course of educational activities with students, pay attention to the prevention of Internet addiction, explain the negative consequences of Internet addiction and explain the benefits of live communication with the world around them.

Keywords: Internet addiction, students, psychodiagnostics.

ТИББИЁТ ЙУНАЛИШИ ТАЛАБАЛАРИДА ИНФОРМАЦИОН

СТРЕССДА ПСИХОФИЗИОЛОГИК КУРСАТКИЧЛАРНИНГ

МАРКЕРЛАРИ

НУРАЛИЗОДА МИЧГОНАИ АЛИШЕР

PhD, нормал физиология кафедраси ассистенти, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети, Душанбе ш., Тожикистон Республикаси.

ORCID ID 0009-0003-6138-9806

физиология

57

МУРОДОВ ВАЛИЧОН МАХМАДУЛЛОЕВИЧ

Нормал ва патологик физиология кафедраси мустацил изланувчиси, Хатлон давлат тиббиёт университети, Дангара ш, Тожикистон Республикаси. ORCID Ю 0009-0003-3621-3446

ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВА Т.ф.д., нормал физиология кафедраси мудири, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети, Душанбе ш., Тожикистон Республикаси.

ORCЮ Ю 0000-0001-9310-7699 АННОТАЦИЯ

Тадцицот мацсади. Тиббиёт университети талабалари орасида интернетга царамлик цолатида баъзи психофизиологик курсаткичларни урганиш.

Материал ва усуллар. Тиббиёт университетининг 110 та талабаси урганилди.

Уларда интернетга царамлик, хавотирлик ва депрессия даражаси, цаётдан цонициш, ёлгизликни %ис цилиш даражаси, узига бацо бериш, стрессга чидамлилик, мулоцотга киришиш даражаси, уз узини бошцариш, шахсий самарадорлик, эмоционал интеллектга бацо бериш, узини цурмат цилиш даражаси, тажовузкорлик тадциц цилинди.

Натижалар. Мацолада курсатилишича, интернетга царам-лик хулц атвор, уятчанлик ва ёлгизлик билан мусбат, компетент хулц атвор, цатъиятлилик, хотиржамлик, узини узи бошцариш, яхши кайфият ва тажовузкорлик билан манфий богланишга эга. Баъзи аницланган алоцалар чет эл тадцицотларида аницланган корреляцияларга мос келади. Бизнинг тадцицотлар интернетга царамлик билан цатъиятлилик ва хотиржамлик билан манфий алоцаларни, хулц атвор ва ёмон кайфият билан мусбат алоцаларни

аницлади. Ушбу тадцицот натижалари уцув жараёнида интернетга царамлик профилактикасига эътибор беришни, унинг салбий асоратлари цацида ва атроф муцит билан жонли мулоцот цилишнинг афзалликлари цацида тушунтириш ушларини олиб бориш кераклигини англатади.

Калит сузлар: интернет-царамлик, талабалар, психо-ташхис.

Актуальность

Для современной молодежи интернет становится как одним из факторов социализации, который на прямую влияет на психофизиологическое здоровье и создает психологические проблемы, что играет важную роль в обществе. Механизмы, отвечающие за компенсаторные резервы психического здоровья студентов, в связи с когнитивной перенагрузкой высшей школы, приводит к перенапряжению функциональных систем и стрессовым состояниям. Современный темп и уровень учебных и психологических нагрузок значительно превышает адаптационные возможности большинства студентов (Kostencka, 2014; Oztasan, 2016; Gishen et al., 2018). Функциональное состояние студентов напрямую зависит от их уровня функциональных возможностей и определяет когнитивную работоспособность. Доступность нахождения быстрой информации приводит к тому, что молодёжь погружается в область технологий по поводу быстрых и лёгких информационных услуг, что зачастую приводит к интернет-зависимости. Эмоциональное состояние при этом (ЭС) как один из важных показателей влияющих на функциональную систему всего организма, в свою очередь влияет на самочувствие, активность и настроение (САН). ЭС напрямую зависит от удовлетворения его потребностей и эмоциональное застревание может привести к разного рода тревожным состояниям и снижению качества жизни.

Информационный стресс влияет на когнитивные способности, эмоциональные реакции и таким образом проявляется на психологическом и физиологическом уровнях и может быть одним из причин психических и соматических заболеваний.

Цель исследования

Изучить некоторые психофизиологические показатели при интернет-зависимости среди студентов медицинского университета.

Материал и методы исследования

Было исследовано 110 студентов второго курса ГОУ "ТГМУ им. Абуали ибни Сино" в возрасте 18-19 лет, из них 48 (43.6%) девушек и 62 (56.3%) парней. Все студенты дали свое письменное согласие.

Первый этап включал определение интернет-зависимости с использованием теста Кимберли Янг (Young 1999).

Вторым этапом определяли уровень тревожности и депрессии по "Шкала тревоги и депрессии" (HADS), (А.С. Жигмонд, Р.П. Снайт, 2003)

"Удовлетворенность жизнью" определяли с использованием опросника (Осин, Леонтьев 2020). По «Методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» (Райгородский 2002) был определен степень испытания одиночества. Самооценка и стресс-устойчивость определяли по методике Воробейчика (2004). Коммуникативная компетентность оценивалась по методике Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха (2020). Определялась саморегуляция по тест опроснику А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; уровень самоэффективности (Митина 2003); оценка эмоционального интеллекта (Холл 2002), Уровень самоуважения по "Уровень самоуважения Розенбега" (Бодалев, Столин, Аванесов 2000). Агрессивность изучали опросником Ассингера (Райгородский 2002).

Статистический анализ осуществлялся с помощью пакета SPSS-22. Принят уровень значимости р = 0,05.

Результаты и их обсуждение

При уровне значимости р=0.05 асимптотическое значение при зависимости от смартфона равно 0.235, само эффективность (0.358), эмоциональная осведомлённость (0,251), управляемость своими эмоциями (0.718), само мотивация (0.169), эмоциональный интеллект (0.929), стрессоустойчивость (0.128), самооценка (0.110), самоуважение (0.244), удовлетворенность жизнью (0.141), 0диночество (0.121), компетентное поведение (0,194), агрессивность (0.229),

В нашем исследовании вычисление корреляции проводили по коэффициенту Кендалла. Результаты корреляционного анализа связей интернетзависимости и состояния личности студентов представлены в табл. 1.

Табл.1. Взаимосвязь интернетзависимости с характеристиками состояния личности студентов

Характеристика состояния личности студентов Корреляция Кендала

Показатель Значимость

Интернет-зависимость ,170* ,019

Компетентное поведение -,199 ** ,005

Настойчивость -,216 ** ,003

Самообладание -,202 ** ,006

Саморегуляция -,210 ** ,003

Агрессивность -,091 ,207

Стеснительность ,151* ,036

Одиночество ,228 ** ,001

Настроение -,183* ,020

Самоэффективность -,038 ,581

Управление эмоциями -,039 ,582

Самомотивация -,035 ,628

Эмоциональный интеллект -,008 ,907

Тревожность ,036 ,619

Депрессия ,092 ,209

Самооценка ,049 ,491

Самоуважение -,057 ,429

Удовлетворенность жизнью -,066 ,351

Стрессоустойчивость -,011 ,879

Примечание: ** - корреляции статистически значимы при р=0.01; * - корреляции статистически значимы при р=0.05; выделены статистически значимые корреляции.

Из таблицы видно, что зависимость от интернета положительно связана со стеснительностью, одиночеством, в то время как отрицательно связано с настойчивостью, самообладанием, само регуляцией, хорошим настроением и агрессивностью.

Полученные результаты объясняются тем, что связь с интернет-зависимостью происходит из-за доступности нахождения быстрой информации. Дефицит общения приводит к одиночеству, стеснительности и это заставляет все более пользоваться интернетом. При неудовлетворённости в реальных условиях от зависимого поведения активность в сети может компенсировать. Положительная связь интернет-зависимости и одиночества, совпадают с литературными данными (Bian, Leung 2015; Jiang, Li, Shypenka 2018; Mahapatra 2019), что подростки используют интернет чувствуя себя одинокими. Агрессия в нашем исследовании статистически показала незначимость, слабая, отрицательная, что может означать, что использование интернета студентами может немного снизить их агрессивность.

В литературе также установлены отрицательная связь интернет-зависимости с саморегуляцией (Bolle 2014; Mahapatra 2019; Sok, Seong, Ryu 2019; van Deursen, Bolle, Hegner, Kommers 2015; Wang, Wang, Yang et al. 2019). В литературе нет данных о отрицательной связи интернет-зависимости с настойчивостью и самообладанием и положительные связи с зависимым поведением и плохим настроением, что было исследовано в нашей работе. Также из таблицы видно отсутствие связи интернет-зависимости с эмоциональный интеллектом, что отличается от исследования зарубежного исследования, где отмечается обратно-пропорциональная зависимость эмоционального интеллекта от интернет-зависимости (Choi, Seo, Lee, Yoo 2014). Других исследований мы не обнаружили. Из таблицы видно, что нет связи интернет-зависимости с многими нами рассматриваемыми состояниями и качествами личности. Наряду с тем, что интернет-зависимость создает множество проблем (тревожность, депрессия), можно считать отсутствие связи с этими исследуемыми состояниями личности как положительный фактор для студентов. Положительными факторами можно также считать и отсутствие отрицательной связи со стрессоустойчи-востью, самоуважением, удовлетворенностью жизнью, самоэффективностью.

Таким образом, хотя и у студентов наметились слабые негативные явления: положительная связь зависимости от интернета с зависимым поведением, одиночеством, стеснительностью и отрицательная - с настойчивостью, самообладанием, саморегуляцией, хорошим настроением. Эти качества находятся в определенной связи между собой, что представлены в табл 2. Таблица 2 показывает, что связанные от интернет-зависимости положительные (отрицательные) качества личности положительно коррелируют между собой.

Табл.2 Корреляция между свойствами личности, и связанными с интернет-зависимостью

СЛ Свойство личности при ИЗ

ИЗ ЗП КП Н СО СР СТ

ИЗ 1,000 ,321** -322** -,274** -,267** -,305** -,048

КП -322** -,761** 1,000 ,303** ,370** ,309** -,152

Н -,274** -279** ,303** 1,000 ,747** ,912** -,417**

СО -,267** -,336** ,370** ,747** 1,000 ,863** -,380**

СР -,305** -,287** ,309** ,912** ,863** 1,000 -,394**

СТ -,048 ,252* -,152 -417** -,380** -,394** 1,000

Примечание: ** - корреляции статистически значимы при р=0.01; * - корреляции статистически значимы при р=0.05; выделены статистически значимые корреляции.

В ходе нашей работы были обнаружены связи между некоторыми качествами, которые имеют значение для профессиональной подготовки специалистов. Обнаружено, что само эффективность положительно коррелирует с эмоциональным интеллектом (г = 0,500, р = 0,001), само мотивацией (г = 0,374, р = 0,001), самоуважением (г = 0,402, р = 0,001), самооценкой (г = 0,289, р = 0,001), удовлетворённостью жизнью (г = 0,210, р = 0,001). Само эффективность отрицательно коррелирует с тревожностью и депрессивностью г = 0,450, р = 0,001 и г=0,298, р = 0,001 соответственно. Нами установлено, что интернет-зависимость положительно связано с зависимым поведением, со стеснительностью, что вызывает опасения, профессия врача требует принятия самостоятельных решений, наличие волевых качеств. Поэтому представляется нежелательным, чтобы у студентов развивалась зависимость от интернета.

Нами установлено, что коммуникативность, самообладание и само регуляция имеют отрицательную зависимость от интернет-зависимости. Это будет способствовать их профессиональному

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №2 - март-апрель (61) 2023

становлению и личностному росту. Постановка учёбы в университете помогает им выработать профессиональные качества, в частности настойчивость, саморегуляцию и самообладание, чтобы в сложных условиях они смогли найти правильные решения, четко и грамотно осуществлять свой долг. Результаты этого исследования рекомендуют в процессе учебной деятельности со студентами обращать внимание на профилактику интернет-зависимости, разъяснять негативные последствия от интернет-зависимости и обращать внимание на то, что живому общению с окружающим миром нет альтернативы.

Заключение

В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:

1) Интернет-зависимость положительно связана с зависимым поведением, стеснительностью, одиночеством и отрицательно — с компетентным поведением, настойчивостью, самообладанием, само регуляцией, хорошим настроением и агрессивностью.

2) Часть выявленных связей соответствуют корреляциям, установленным в зарубежных исследованиях. Наши исследования установили отрицательные связи интернет-зависимости с настойчивостью и самообладанием и положительные связи с зависимым поведением и с плохим настроением.

Список литературы:

1. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб. 2000: Речь, 440 с.

2. Воробейчик Я.Н. Педагогическая психотерапия (основные задачи и краткая история) //Биология и интегративная медицина 2016, 5(5), 4-17

3. Госпитальная шкала тревоги и депрессии - В кн.: Белова А.Н., Щепетова О.Н. (ред.). Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. М. 2002: Антидор, с. 80-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Деревянкина В.А. Методы исследования в психодиагностике // Endless Light in Science. - 2022. - № 5-5. - С. 46-49. - DOI 10.24412/2709-1201-2022-46-49. - EDN GHXTOD.

5. Дмитриева О.А. Токсичность как тип деструктивного поведения (на материале текстов масс-медиа) //Биология и интегративная медицина 2021, 6(53), 60-64

6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 508 с.

7. Елисеева Е.В., Исакова Л.С. Социально-психологическая адаптация студентов ИГМА в условиях дистанционного обучения //Биология и интегративная медицина 2021, спец выпуск(49), 84-89

8. Зеленая Л.В. Психологическая помощь при интернет-зависимости детей и подростков // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: Сборник статей по материалам LV международной научно-практической конференции, Москва, 28 января 2022 года. Том 1 (55).

- Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2022. - С. 59-64. - EDN DNPFOW.

9. Котова С.А. Интернет-зависимость у детей и подростков: риски, диагностика и коррекция Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: ООО "Издательство ВВМ", 2023. - 212 с. - ISBN 978-5-9651-1448-1. -EDN UGWREB.

10. Крылов А.П. Интернет-зависимость подростков. Симптомы и подходы // Терапевт. - 2023. - № 2. - С. 61-64. - DOI 10.33920/MED-12-2302-07. - EDN OLOCQM.

11. Мансурова Г.Р. Подросток и Интернет: как Интернет влияет на поведение подрастающего поколения // Экономика и социум. - 2023.

- № 1-1(104). - С. 310-313. - EDN NXYOJL.

12. Некрасова А.Э. Интернет-зависимость как социальная проблема // Инновационные подходы в решении научных проблем: Сборник трудов по материалам VIII Международного конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 25 марта 2022 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. - С. 95-99. - EDN DNIRAT.

13. Озерина А.А., Сапун П.А. Особенности диагностики психологического здоровья личности // Форум. - 2022. - № 2(25). - С. 141-144. - EDN MHKACZ.

14. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 2020, № 1 (155), с. 117-142.

15. Пчелкина Е.П., Лемзякова А.Е. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов с разным уровнем осмысленности жизни // E-SCIO. - 2021. - № 12(63). - С. 135-140. - EDN PCJOXZ.

16. Рошка Е.В. Проблемы психологической адаптации интернет-зависимых подростков// Modern Science. - 2022. - № 1-1. - С. 343350. - EDN AYYHFQ.

17. Славутская Е.В., Абруков В.С., Славутский Л.А. Личностные черты и адаптационные характеристики подростков: интеллектуальный анализ взаимосвязей // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 4(153). - С. 191-201. - DOI 10.51379/KPJ.2022.154.4.023. - EDN NDKISW.

18. Шейнов В.П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности. //Вопросы психологии, 2014, № 2, с. 107-116.

19. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т. Психоэмоциональные признаки стресса студентов в процессе обучения //Биология и интегративная медицина 2021, 6(53), 460-466.

20. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т. Уровни здоровья у студентов при эмоциональном стрессе //Биология и интегративная медицина 2021, 6(53), 467-471.

21. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Степень тревожности и эмоциональной лабильности у студентов в процессе их обучения //Биология и интегративная медицина 2020, 3(43), 202.

22. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Меликова Н.Х., Арабзода С.Н. Уровень тревожности в прогнозировании мотивационной деятельности студентов и академических групп //Биология и интегративная медицина 2020, 4(44), 116-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.