УДК 616.-056.7-055.2
ХРОМОСОМНЫЕ НАРУШЕНИЯ И КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ШЕРЕШЕВСКОГО-ТЕРНЕРА
И.Л. Алимова, А.С.Соловьев, Н.А. Норкина, М.И. Моисеенкова, Е.И. Андросюк
ГОУ ВПО "Смоленская государственная медицинская академия ", Смоленский областной институт патологии, Смоленская областная детская клиническая больница.
В статье приводятся данные о частоте встречаемости и клинических особенностях различных вариантов хромосомных нарушений у больных с синдромом Шерешевского-Тернера, проживающих в Смоленской области. Полученные результаты позволяют улучшить организацию диспансерного наблюдения за данным контингентом больных на региональном уровне.
Синдром Шерешевского-Тернера представляет собой серьезную медицинскую и социальную проблему в связи с высоким риском развития ранней заболеваемости и смертности [2, 5, 6]. Своевременная диагностика заболевания, последующее наблюдение и лечение с применением всего арсенала доступных медицинских средств значительно улучшают прогноз заболевания и качество жизни больных.
Цель работы. Установить частоту встречаемости и клинические особенности различных вариантов хромосомных нарушений у больных с синдромом Шерешевского-Тернера, проживающих в Смоленской области.
Материалы и методы. Кариотипирование проводилось путем анализа препаратов хромосом, полученных полумикрометодом культивирования лимфоцитов периферической крови. При приготовлении препаратов использовались рутинная и дифференциальная окраска. Оценка физического развития детей проводилась с определением роста (см) по данным перцентильных таблиц (Tanner J.M. и Whitehouse R.H.), стандартного отклонения роста (SDS) от средней величины и скорости роста (см/год) с учетом хронологического возраста больных. Определение костного возраста проводилось по данным рентгенографии кистей рук с лучезапястными суставами по нормативам W.W. Grenlich, S.I.Pyle. Степень полового созревания оценивалась по классификации J.M. Tanner.
Результаты. Всего за период с 2000 по 2005 г. в связи с наличием показаний (задержка роста и полового развития) было проведено исследование кариотипа у 29 девочек в возрасте от 1 года до 18 лет. Диагноз синдрома Шерешевского Тернера был верифицирован при исследовании кариотипа у 13 обследованных (44,8%). По данным литературы, это хромосомное заболевание встречается с частотой 1:2000-1:2500 у девочек [2, 6]. Соответственно, на сегодняшний день распространенность данной патологии среди девочек Смоленской области в возрасте от 0 до 18 лет составила 1:6200, что почти в 3 раза меньше прогнозируемой.
Цитогенетическая картина синдрома Шерешевского-Тернера представлена частичным или полным отсутствием второй половой хромосомы (X или У). Современные методы исследования хромосомного набора позволяют выявить не только чистую моносомию 45,ХО и некоторые мозаичные варианты хромосомных аномалий (45,ХО/46,ХХ; 45,ХО/46,ХУ), но и более детальные структурные аномалии Х-хромосомы: изохромосому X (i), кольцевую Х-хромосому г(Х), делецию короткого плеча Х-хромосомы (Хр-), делецию длинного плеча Х-хромосомы ^q-) [2, 5, 6].
Анализ результатов проведенного кариотипирования показал, что у обследованных девочек с синдромом Шерешевского-Тернера по частоте встречаемости структурных изменений хромосом доминируют чистая 45,ХО моносомия (31%) и мозаичный вариант 45,ХО/46,ХХ (31%). Сравнительная частота встречаемости различных вариантов хромосомных нарушений у больных с синдромом Шерешевского-Тернера в российской (в т.ч. проживающих в Смоленской области) и германской популяциях представлена в табл. 1 [2].
Таблица 1. Частота встречаемости различных вариантов хромосомных нарушений у больных с синдромом Шерешевского-Тернера
Кариотип Германия, % Россия, % Смоленская область, %
45,ХО 46,ХХр-46,ХХя-46,ХД(Хя) Всего 68,5 77 53,8
Мозаицизм, связанный с Х-хромосомой: 45,ХО/46,ХХ 45,ХО/46,Х, i^q) 45,ХО/46,Х, г(Х) Всего 24,2 16 38,5
Мозаицизм, связанный с У-хромосомой: 45,ХО/46,ХУ 5 7,7
Другие нарушения 6,5 2
Клинические проявления синдрома Шерешевского-Тернера чрезвычайно разнообразны, и степень их выраженности крайне вариабильна (табл.2).
Таблица 2. Частота встречаемости основных клинических нарушений при синдроме Шерешевского-Тернера_
Характер нарушений %
Низкорослость 84,6
Задержка полового развития, аменорея 100
Стигмы дисэбриогенеза- высокое (готическое) небо, микрогнатия, нарушения прикуса, короткая шея, низкий рост волос, широко расставленные "втянутые" соски, деформация ушной раковины, птоз, эпикант 92,3
Избыток массы тела 76,9
Поражение кожи и ее дериватов - отечность кистей/стоп, множественные пигментные невусы, гипертрихоз, дисплазия ногтевых пластинок, аллопеция, витилиго 38,5
Врожденные пороки развития сердечно-сосудистой системы- коартация аорты, аномалии развития аортального клапана 46,1
Врожденные пороки развития мочевыделительной системы - подковообразная почка, нефроптоз 38,5
К основным и наиболее постоянным клиническим характеристикам синдрома Шерешевского-Тернера относятся нарушения роста и гипогонадизм [2, 3, 4], которые имели место в нашем исследовании в 100% случаев при кариотипе 45,ХО и в 66,6%- при мозаицизме. Среди обследованных пациенток среднее SDS роста составило -3,05±0,27, средний показатель SDS скорости роста - 4,16±0,51. Заметное отставание в росте от сверстников отмечалось, как правило, после 4-летнего возраста. Однако замедление темпов роста имело место уже на 1-м году жизни.
Анализ костного возраста показал, что почти у половины (46,1%) обследованных пациенток имелось отставание костного возраста от хронологического на 1-2 года и реже более.
Задержка полового развития и/или аменорея зарегистрированы у всех пациенток, достигших 13-летнего возраста. У больных с кариотипом 45,ХО молочные железы отсутствовали, лобковое и аксиллярное оволосение развивалось спонтанно к 12-13 годам, но выглядело более скудным и занимало меньшую площадь, чем у здоровых девочек (II и III стадии по J.M. Tanner). Спонтанный
пубертат имел место у 3 больных с мозаичными вариантами кариотипа, однако у всех он не являлся полным и не приводил к нормальному и длительному функционированию яичников.
При комплексном обследовании у пациенток с синдромом Шерешевского-Тернера выявлен целый ряд аномалий развития различных органов и систем, которые имели разную частоту встречаемости и выраженность проявлений (табл.2). По данным литературы, среди них наиболее прогностически неблагоприятны изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, которые являются основной причиной смертности больных с синдромом Шерешевского-Тернера [2]. Среди обследованных нами больных почти половина имели врожденные пороки развития ССС.
Следует отметить, что у 4 пациенток с избыточной массой тела при лабораторном обследовании выявлены нарушения углеводного обмена (нарушенная гликемия натощак и нарушенная толерантность к углеводам) и у 3- гиперхолестеринемия.
Все пациентки после достижения костного возраста 12-13 лет получали заместительную терапию женскими половыми гормонами с положительным эффектом в отношении формирования вторичных половых признаков. Однако, несмотря на принятый в 2003 г. национальный консенсус "Применение гормона роста у детей и взрослых" [1], лечение низкорослости (- 2,5 SDS) с использованием препаратов гормона роста у больных с синдромом Шерешевского-Тернера не проводилось в виду отсутствия финансовых средств на его закупку и бесплатное распределение. Выводы
1. У всех девочек с низкорослостью, отсутствием вторичных половых признаков, первичной или вторичной аменореей, характерными стигмами дисэмбриогенеза необходимо проводить кариотипирование для диагностики синдрома Шерешевского-Тернера.
2. У всех больных с синдромом Шерешевского-Тернера необходимо проводить ультразвуковое обследование брюшной полости и сердечно-сосудистой системы для выявления аномалий развития данных органов и систем.
3. Для коррекции низкорослости у больных с синдромом Шерешевского-Тернера необходимо применять препараты гормона роста (на бесплатной основе).
Литература
1. Гормон роста в лечении низкорослости детей.- М., 2003
2. Дедов И.И., Семичева Т.В., Петеркова В.А. Половое развитие детей: норма и патология.- М.: Колор Ит Студио, 2002
3. Дедов И.И., Тюльпаков А.Н., Петеркова В.А. Соматотропная недостаточность.- М.: ИндексПринт, 1998
4. Коледова Е.Б., Семичева Т.В., Панкова С.С. и др. // Проблемы эндокринологии.- 1992.- № 4.- С. 9-12
5. Репродуктивная эндокринология / Под ред. С.С. Кена, Р.Б. Джаффе.- М.: Медицина, 1998
6. Skuse D., Elgar, Morris E // Acta Paediatr. Suppl.- 1999.- V. 428.- P.110-113
УДК 616-056..52-053.2-07
ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ДИАГНОСТИКЕ ВИСЦЕРАЛЬНОГО ОЖИРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В.В. Бекезин, Л.В. Козлова
ГОУ ВПО "Смоленская государственная медицинская академия "
В статье проведен анализ значения сагиттального абдоминального диаметра и других антропометрических показателей в диагностике висцерального ожирения у детей.
Абдоминальный тип ожирения является более значительным фактором риска появления метаболических (дислипидемии, нарушение толерантности к глюкозе и др.) и клинических (артериальная гипертензия, миокардиодистрофия, сахарный диабет 2 типа) нарушений по сравнению с гиноидным типом [2]. В настоящее время общепринятым является определение окружности талии (ОТ) и окружности бедер (ОБ) с последующим расчетом соотношения ОТ/ОБ для оценки типа ожирения как у подростков, так и у взрослых. Существующие методы более точной оценки степени абдоминального ожирения с помощью компьютерной томографии и ядерно-магнитно-резонансной томографии используются чаще в научных целях, являются дорогостоящими и сопровождаются лучевой нагрузкой [1]. В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение клинического значения сагиттального абдоминального диаметра (САД) и других антропометрических параметров в диагностике висцерального ожирения у детей и подростков.