Научная статья на тему 'Христианство в Крыму: культурологический аспект'

Христианство в Крыму: культурологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1199
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / КУЛЬТУРА / КРЫМ / ДУХОВНОСТЬ / АРХИТЕКТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ПАМЯТНИК / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / ГРЕКИ / ПРАВОСЛАВИЕ / ХЕРСОНЕС / АРХЕОЛОГИЯ / МОНАСТЫРИ / CHRISTIANITY / CULTURE / CRIMEA / SPIRITUALITY / ARCHITECTURE / MULTICULTURALISM / MONUMENT / MULTI-ETHNICITY / THE GREEKS / ORTHODOXY / HERSONISSOS / ARCHAEOLOGY / MONASTERIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сенченко Наталья Анатольевна

В статье анализируются мифы о распространении христианства на Руси через Крым, отмечается роль Крыма в этом событии и значение христианства в развитии культуры Крымского полуострова. Автор отмечает, что в отношении даты прихода христианства в Крым существует несколько версий, что основными причинами принятия христианства независимо от предполагаемого времени стали необходимость объединения государства, единовластия, что было почти невозможно при язычестве, и желание соответствовать более развитым государствам. Введение христианства оказало большое влияние на развитие культуры полуострова: архитектуру и зодчество обилие крестов как каменных надгробных, так и нательных, раннехристианскую роспись, надгробные эпитафии. Монументальная живопись внутри храмов, богатые украшения способствовала переносу молений верующих внутрь храма; духовную культуру отношение к семье и браку. Моногамность христианского брака основана на глубокой убежденности в том, что христианство единственная религия, посредством которой можно спасти душу. С приходом христианства мышление изменялось от рационального в сторону иррационализма духовного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christianity In Crimea: cultural differences

Significance of Christianity in development of culture of the Crimean Peninsula. The author notes that in respect of the dates the arrival of Christianity in the Crimea. The author notes that the main reasons for the adoption of Christianity regardless of the intended time was the need for unification of the state and autocracy, which was almost impossible when paganism and desire to meet a number of more developed countries. The introduction of Christianity has a great influence on the cultural development of the Peninsula: architecture and architecture the abundance of stone crosses as tombstones and underwear, early Christian painting, gravestone epitaphs. Monumental painting inside the temple, rich in decoration contributed to the transfer of the prayers of the faithful inside the temple; the spiritual attitude to family and marriage. In contemplation of a Christian marriage based on a deep conviction that Christianity is the only religion that can save the soul. The author notes that with the advent of Christianity started the deviation in the direction of irrationalism is spiritua.

Текст научной работы на тему «Христианство в Крыму: культурологический аспект»

УДК 008:23/28(477.75)

Н. А Сенченко*

ХРИСТИАНСТВО В КРЫМУ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье анализируются мифы о распространении христианства на Руси через Крым, отмечается роль Крыма в этом событии и значение христианства в развитии культуры Крымского полуострова. Автор отмечает, что в отношении даты прихода христианства в Крым существует несколько версий, что основными причинами принятия христианства независимо от предполагаемого времени стали необходимость объединения государства, единовластия, что было почти невозможно при язычестве, и желание соответствовать более развитым государствам.

Введение христианства оказало большое влияние на развитие культуры полуострова: архитектуру и зодчество — обилие крестов как каменных надгробных, так и нательных, раннехристианскую роспись, надгробные эпитафии. Монументальная живопись внутри храмов, богатые украшения способствовала переносу молений верующих внутрь храма; духовную культуру — отношение к семье и браку. Моногамность христианского брака основана на глубокой убежденности в том, что христианство — единственная религия, посредством которой можно спасти душу. С приходом христианства мышление изменялось от рационального в сторону иррационализма — духовного.

Ключевые слова: христианство, культура, Крым, духовность, архитектура, поликультурность, памятник, полиэтничность, греки, православие, Херсонес, археология, монастыри.

N. A. Senchenko CHRISTIANITY IN CRIMEA: CULTURAL DIFFERENCES

Significance of Christianity in development of culture of the Crimean Peninsula. The author notes that in respect of the dates the arrival of Christianity in the Crimea. The author notes that the main reasons for the adoption of Christianity regardless of the intended time was the need for unification of the state and autocracy, which was almost impossible when paganism and desire to meet a number of more developed countries. The introduction of Christianity has a great influence on the cultural development of the Peninsula: architecture and architecture — the abundance of stone crosses as tombstones and underwear, early

* Сенченко Наталья Анатольевна, кандидат культурологии, доцент, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»; [email protected]

306

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18. Выпуск 3

Christian painting, gravestone epitaphs. Monumental painting inside the temple, rich in decoration contributed to the transfer of the prayers of the faithful inside the temple; the spiritual — attitude to family and marriage. In contemplation of a Christian marriage based on a deep conviction that Christianity is the only religion that can save the soul. The author notes that with the advent of Christianity started the deviation in the direction of irration-alism is spiritua.

Keywords: Christianity, culture, Crimea, spirituality, architecture, multiculturalism, monument, multi-ethnicity, the Greeks, Orthodoxy, Hersonissos, archaeology, monasteries.

Крымский полуостров по своим географическим характеристикам всегда находился на перекрестке культур и историй. В Крыму во все времена проживало одновременно множество народов, имеющих различные вероисповедания, причудливым образом влияющие на крымскую культуру. В настоящий момент одной из самых многочисленных конфессий в Крыму является христианство, и это не удивительно, если принять во внимание, что согласно последней переписи населения на территории полуострова проживает более 50% русских, украинцев, белорусов, греков, имеющих прямое отношение к этой религии.

Стоит отметить, что в отношении христианства на территории Крыма возникает много вопросов: когда именно она там появилось? Какую роль играет Крым в распространении христианства на Руси? Какой вклад вносит православная культура в культурную жизнь республики? Проблема заключается в определении места и значения христианства в развитии культуры Крымского полуострова. Решение поставленной проблемы будет способствовать формированию поликультурности в Крыму.

Следует отметить, что в отношении даты прихода христианства в Крым существует несколько «официальных» версий. А. С. Глушаком и Е. К. Ду-луманом отмечаются несоответствия различных версий появления здесь христианства [2]. Так, одни источники указывают в качестве примерного промежутка времени I в. после Рождества Христова, указывая на появление первого проповедника, одного из 12 учеников Христовых — апостола Андрея Первозванного. В трудах церковников, летописцев, историков есть ссылки на сочинение Оригена, где отмечается служение Андрея в Скифии [1]. Согласно жребию, выпавшему Андрею, его миссионерская деятельность должна была осуществляться во Фракии и Скифии. Однако существует мнение, что приведенная цитата искажена. Тем не менее легенда эта есть у А. В. Карташе-ва, который склоняется к существованию скифского этапа в жизни Андрея [4, с. 43]. Церковные писатели Досифей Тирский, Епифаний Кипрский (IV в.) и др. в своих трудах указывают, что маршрут Андрея Первозванного проходил через Фракию и Скифию, через города Боспор, Феодосию и Херсонес [2, с. 21].

Оставив историкам решать вопрос о легитимности этой легенды и ее толкований, отметим ее огромный культурологический потенциал для сегодняшнего Крыма. Андрей был старшим братом апостола Петра, что придавало вес византийской церкви, подчеркивая ее независимость. Миссионерское слово старшего брата само по себе является ценностью, не требующей уточнений. Следует отметить, что согласно легендам Крым — место ссылки пап римских. Так, через тридцать лет после предполагаемого посещения полуострова Андреем, сюда отправлен Климент I, который по приезде обнаружил здесь более

2000 христиан [1]. В период пребывания Климента в Крыму крестилось еще 500 язычников и было построено 75 монастырей. Этот период связывают с чудесным открытием источника папой, что способствовало принятию христианства населением.

По мнению другой группы исследователей, христианство приходит в Крым, а потом и в Россию под влиянием императора Византии Юстиниана I в 527-529 г. н. э. [2]. Именно в это время Византия осваивает Таврику, на южном берегу Крымского полуострова создается мощная оборонительная система, включающая несколько опорных пунктов — крепости Алустон (Алушта), Горзуиты (Гурзуф) и укрепленный пункт в Симболоне (Балаклава).

И если первые обращенные в христианство жители полуострова (гуннский вождь Грод, чьи кочевья были в Керчи) встречали непонимание и агрессию со стороны своих соплеменников (что привело впоследствии к убийству Грода), то византийские греки медленно, но уверенно вносили свою лепту в создание новой христианской идеологии. Архитектура Крыма обогатилась уникальными архитектурными деталями для украшения храмов, появились новые ритуалы и обряды. Греки активно пропагандировали свою культуру. Среди археологических памятиников этой эпохи много крестов — как каменных надгробных, так и нательных, встречаются также раннехристианская роспись, надгробные эпитафии.

В исторической и культурной памяти Крыма этого периода запечатлены пять православных епархий: Боспорская, Херсонесская, Сугдейская, Готская и Фульская [3]. В это время в Крыму возникают пещерные монастыри. Их появление связано с усилением в Византии гонений на христиан, использующих иконы, после Церковного Собора 754 г., на котором было осуждено иконопочитание. В Византии разрушались церкви с росписями, уничтожались иконы, у монастырей конфисковывались земли. Тогда в Таврику бежали от преследований православные священники и монахи, продолжившие миссионерскую деятельность уже в Крыму. Здесь в долинах рек, в неприступных скалах возникают многочисленные монастыри — Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Чилтер-коба, Чилтер-мармара и др.

Интересно изменение назначения культовых зданий с приходом христианства: монументальная живопись внутри храмов, богатые украшения сопутствовали переносу молений верующих внутрь храма.

При этом в других источниках в качестве даты принятия христианства Русью приводятся 987-988 гг., т. е. X в. от Рождества Христова, а основным носителем христианской идеологии того времени историки называют князя Владимира. Согласно легенде среди всех религий Владимир выбрал христианство по ряду причин. Анализируя культурно-исторические корни выбора, мы считаем, что этими причинами стали:

1. Необходимость объединения государства, единовластия, что было почти невозможно при язычестве. Следует отметить, что Владимир осуществлял попытки объединения без изменения религиозной составляющей (собирал в пантеон славянских богов), но каждое племя все равно продолжало молиться своим богам.

2. Желание соответствовать ряду более развитых государств. Византии, например, с которой языческую Русь связывали торговые отношения.

В качестве последствий принятия христианства часто называют развитие культуры, письменности, духовной жизни страны и стремление соответствовать общеевропейским ценностям, что в итоге повысило международный авторитет государства. Однако существует мнение, что все это было и в языческой Руси. Мы же считаем, что Владимир руководствовался прежде всего политическими соображениями, предпочитая пышные обряды и красивые храмы Византии аскетичным иудейским синагогам, мусульманским мечетям и католическим церквям. Неизбалованные русичи скорее бы приняли роскошь, чем аскетизм [7; 8].

Выбор православия стал ответом на ситуацию напряженности между Римом и Византией. Владимир выбрал Византию. Принятие христианства

повлекло за собой изменения в культурной жизни. Собственно для Крыма крещение прошло как благодатное событие. В целом церковные историки отмечают благотворное влияние православия на развитие культуры: на Руси появились каменное строительство, мозаика, фреска, иконопись и церковное песнопение. Кроме того, активно начали переводиться с латыни и греческого различные церковные сочинения. Серьезным изменениям подвергся и институт семьи — отошли в прошлое многоженство и кровнородственные браки. Правда, в некоторых источниках отмечается, что крещение Руси проходило не так безболезненно, как крещение самого Владимира, но свою позитивную роль в развитии Руси и Крыма это событие сыграло безусловно. Если доминирующим фактором античной жизни и мышления была ориентация на рационализм, то с приходом христианства началось отклонение в сторону духовного — иррационализма [4].

В целом, несмотря на разные версии прихода христианства на Русь, следует отметить то общее, что их объединяет: Крым как сакральное место для каждого христианина. При этом если в Херсонесе, как отмечают исследователи, античный образ жизни сохранялся довольно долго, то для Боспорского царства (Керчи) в силу географической доступности были главными проблемы полиэтничных государств. И именно на Боспоре наблюдается наиболее ранний переход к единобожию — необходимо было объединить разные племена в единое государство. Собственно, возникает та же проблема, что и на Руси. Первое, что произошло после принятия христианства — отказ от языческих культов и практик. В Библии отмечается необходимость сохранности чистоты религиозной и недопустимость смешения с язычеством. Однако, если читать внимательно, то можно увидеть, что Моисей учился египетской мудрости, а пророк Даниил — Вавилонской, Христос неоднократно общался с иноверцами. Можно сделать вывод, что общение с иноверцами запрещено лишь тем, чья вера из-за этого может пострадать. Климент Александрийский указывал на ценность и значимость античной культуры, Василий Великий призывал извлекать душевную пользу от чтения языческих авторов, Преподобный Феофан Исповедник свидетельствовал, что Мухаммед учил «сострадать друг к другу и помогать обижаемым».

Таким образом, христианство принесло некоторую двойственность в отношение к иноверцам: с одной стороны — отказ от прошлого и язычества, с другой — толерантность в отношениях с инакомыслящими. Последнее, однако, подлежит сомнению. В первые века христианства Церковь делила людей на «вер-

ных» и «еретиков», относя к еретикам всех нехристиан. Подтверждением тому служит семьдесят первое апостольское правило: «Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники, или возжет свечу, да будет отлучен от общения церковнаго» [5]. Следует отметить, что такой подход больше относится к общению религиозному.

Введение христианства оказало влияние и на отношение к браку. Прежде всего христианский брак моногамен. Кроме того, к нему есть особые требования — общность духовных интересов супругов. Семьдесят второе правило Шестого Вселенского Собора свидетельствует о том, что нужно «смешанный» брак «почитать не твердым и беззаконное сожительство расторгать... Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен». Единственное исключение делалось в том случае, когда инославные давали обещание перейти в православную веру [9]. Основанием для этого является глубокая убежденность в том, что христианство — единственная религия, посредством которой можно спасти душу. Отсюда логически следует вывод о том, что любая иная вера вредна, поскольку таит в себе соблазн отвлечения от истинной (т. е. христианской) веры. При этом деловое сотрудничество и бытовое взаимодействие с иноверцами допускается.

Следует отметить, что культура Крыма, согласно всем отмеченным нами версиям, развивалась под влиянием культуры византийских греков. Так, раскопки, проведенные Д. М. Струковым, позволили увидеть партенитскую базилику, приспособленную для архиерейской службы. У алтаря была найдена расколотая на несколько частей каменная строительная надпись 1427 г. на греческом языке. Основателем базилики оказался Иоанн Исповедник (Иоанн Готский), известный крымский святой, чтимый Православной церковью [6]. В 1878 г. в Москве была издана книга Д. М. Струкова «Жития святых Таврических (крымских) чудотворцев».

Многое в культуру Крыма перешло из Священного Писания. При этом стоит отметить, что за несколько веков Крым трансформировался: здесь появились мусульмане, караимы, иудеи. Более трех веков со времен Владимира христианство в Крыму было скорее направлением культуры, чем одной из основных религий. Однако 21 апреля 1783 г. императрица Екатерина II подписала «Манифест о принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Так Крым стал частью христианского государства [3]. С этого времени начинается новый период в христианской культуре Крыма.

В архитектуре и зодчестве продолжается влияние византийской культуры, но учитывается опыт общения с другими народами, населяющими полуостров: интерьеры общественных зданий и дворцов украшались росписями и резьбой. Началось активное градостроительство, что повлекло рост численности городского населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архимандрит Макарий (Веретенников), И. С. Чичуров. Христианство на территории исторической России до ее крещения. I. Предание об апостоле Андрее Первозванном. — URL: http://archive.is/TbGUX .

2. Дулуман Е. К., Глушак А. С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты. — Симферополь: Таврия, 1988.

3. Из истории православия в Крыму. — URL: http://www.pravoslavie.ru/ arhiv/080421131505.htm

4. Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. (Репринтное воспроизведение. Париж: YMCA-PRESS, 1959). — М.: Наука, 1991. — Т. 1.

5. Никодим Милаш. Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. — URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-syjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami.

6. Памятники православного Крыма в жизни московского художника и археолога Д. М. Струкова. — URL: http://artru.info/ar/art/443/1/.

7. Поликарпов, В. С. Если бы... Исторические версии Князь Владимир не принял православия. — URL: http://society.polbu.ru/polikarpov_versions/ch32_all.html.

8. Принятие Владимиром православия. — URL: http://parnasse.ru/prose/essay/history/ prinjatie-vladimirom-pravoslavija.htm.

9. Свод законов православной церкви. — URL: http://agioskanon.ru/apostol/001. php#71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.