Научная статья на тему 'Христианский взгляд на «Матрицу»'

Христианский взгляд на «Матрицу» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2541
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / КИБЕРПАНК / ЦИФРОВОЙ АПОКАЛИПСИС / "МАТРИЦА" / АПОЛОГИЯ ХРИСТИАНСТВА / РЕЛИГИОЗНЫЙ СИМВОЛИЗМ / "MATRIX" / CINEMA / CYBERPUNK / DIGITAL APOCALYPSE / APOLOGY OF CHRISTIANITY / RELIGIOUS SYMBOLISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Моничев Димитрий

Существуют разные формы передачи религиозных идей. Есть церковные формы: текстовая, иконографическая, богослужебная. Есть и мирские: акафисты, духовные песни под гитару, мультфильмы, кинематограф. Жанр фантастического боевика крайне непривычная форма христианской апологии. Однако если отвлечься от всего этого и вдуматься в идею фильма «Матрица», то несложно за необычной формой увидеть истинно христианские идеи. В данной статье предпринимается попытка религиозно-философского осмысления сюжетной структуры «Матрицы». Задача через привычное открыть новое, предложить размышления над глобальными вопросами нашего бытия. Потребительство или жертвенность? Что такое крещение? Что лучше: рабская роскошь или нищенство на свободе? Что такое свобода? Что такое самопознание? Что необходимо для воскресения? Можно ли приносить в жертву одного человека ради всеобщего блага? Какова цена спасения? Эти и подобные вопросы предлагаются для обсуждения в «Христианском взгляде на “Матрицу”».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN VIEW OF “MATRIX”

There are different ways for passing of religious ideas. Church ways are: text, iconographic, liturgical. Secular ways are: hymns, spiritual guitar songs, cartoons, cinema. The genre of fantastic thriller is an extremely unusual form of Christian apology. However, if you get away from it and think over the idea of the movie «Matrix», it is easy behind unusual way to see the true Christian ideas. This article attempts to religious-philosophical understanding of «Matrix» plot structure. The problem is through habitual to discover new, to offer reflections on global issues of our existence. Consumerism or sacrifice? What is christening? Slave luxury or begging at liberty: what is better? What is freedom? What is self-knowledge? What is needed for the resurrection? Is it possible to sacrifice one person for the sake of the common good? What is the price of salvation? These and similar questions are offered for discussion in «The Christian view of «Matrix»

Текст научной работы на тему «Христианский взгляд на «Матрицу»»

УДК 791.43.01

ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА «МАТРИЦУ»

прот. Димитрий Моничев,

канд. богословия, старший преподаватель, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», Пятигорск, Россия dmitrv.moni4ev@vandex.ru

Аннотация. Существуют разные формы передачи религиозных идей. Есть церковные формы: текстовая, иконографическая, богослужебная. Есть и мирские: акафисты, духовные песни под гитару, мультфильмы, кинематограф. Жанр фантастического боевика - крайне непривычная форма христианской апологии. Однако если отвлечься от всего этого и вдуматься в идею фильма «Матрица», то несложно за необычной формой увидеть истинно христианские идеи. В данной статье предпринимается попытка религиозно-философского осмысления сюжетной структуры «Матрицы». Задача - через привычное открыть новое, предложить размышления над глобальными вопросами нашего бытия. Потребительство или жертвенность? Что такое крещение? Что лучше: рабская роскошь или нищенство на свободе? Что такое свобода? Что такое самопознание? Что необходимо для воскресения? Можно ли приносить в жертву одного человека ради всеобщего блага? Какова цена спасения? Эти и подобные вопросы предлагаются для обсуждения в «Христианском взгляде на "Матрицу"».

Ключевые слова: кинематограф; киберпанк; цифровой апокалипсис; «Матрица»; апология христианства; религиозный символизм.

CHRISTIAN VIEW OF "MATRIX"

Archpriest Dimitry Monichev,

candidate of Theology, lecturer, Pyatigorsk State Linguistic University,

Pyatigorsk, Russia dmitry. moni4ev@yandex.ru

Abstract. There are different ways for passing of religious ideas. Church ways are: text, iconographic, liturgical. Secular ways are: hymns, spiritual guitar songs, cartoons, cinema. The genre of fantastic thriller is an extremely

Мнения

unusual form of Christian apology. However, if you get away from it and think over the idea of the movie «Matrix», it is easy behind unusual way to see the true Christian ideas. This article attempts to religious-philosophical understanding of «Matrix» plot structure. The problem is through habitual to discover new, to offer reflections on global issues of our existence. Consumerism or sacrifice? What is christening? Slave luxury or begging at liberty: what is better? What is freedom? What is self-knowledge? What is needed for the resurrection? Is it possible to sacrifice one person for the sake of the common good? What is the price of salvation? These and similar questions are offered for discussion in «The Christian view of «Matrix».

Keywords: cinema; cyberpunk; digital apocalypse; «Matrix»; apology of Christianity; religious symbolism.

«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32).

Приступая к работе над этой статьей, я вполне осознаю риск, которому себя подвергаю. Действительно, православный священник пишет, да еще положительно, на тему фантастического боевика, пытаясь увидеть в фильме христианскую апологию. К тому же эта страшная история с одним из режиссеров Ларри Вачовски6... Почему же я решился писать? Во-первых, потому, что фильм -уникальная возможность для богословского и философского разговора о вере со светской частью нашего общества. Во-вторых, потому что, как мне кажется, с этой задачей не справился о. Ан-

6 В 2003 году старший из братьев, Ларри Вачовски, начал появляться на светских мероприятиях как женщина под именем Лана Вачовски. Журналист Дэвид Поланд написал в своей колонке, что Ларри начал принимать женские гормоны и готовится к операциям по смене пола. В 2006 году о смене пола Ларри Вачовски написал ряд газет. Официального подтверждения этой информации от самих Вачовски долгое время не было. Тем не менее страница Ларри на крупнейшем информационном кинопортале www.imdb.com была переименована в страницу Ланы. В сентябре 2012 года Лана Вачовски рассказала о трудности трансгендерного перехода, а в октябре того же года Кампания за права человека вручила ей за это премию Visibility Award. В данный момент творческий дуэт принято именовать как «брат и сестра Вачовски» или просто «Вачовски» (The Wachowskis). Энди с 1991 года женат на Алисе Блесингейм. Ларри с 1993 по 2002 год был женат на Теа Блум. В 2002 Лана Вачовски начала встречаться с Карин Уинслоу - доминатрикс, известной под псевдонимом Ильза Стрикс. В 2009 году женщины заключили брак.

дрей Кураев, не увидевший в фильме почти ничего ценного. Вот, например, что пишет он о фильме: «Я бы не стал так прямо соотносить фильм с христианством, хотя там брошены христианские приманки, в частности имя героини - Тринити (Троица) и т.д. В конце фильма происходит нечто похожее на сошествие Христа в ад, когда сам персонаж внедряется в матрицу, нисходит в преисподнюю земли. Оттенки христианские в фильме есть, но говорить, что это наше, - нельзя. Вторая серия как бы полемизирует с первой. Если первая - это буддизм, то вторая - атака на буддизм. Потому что машины и матрица заявляют, что все запрограммировано и у человека нет свободы. Это - идея кармы. И напротив, положительный персонаж, Нео, проводит идею человеческого выбора. Это главная коллизия второй серии. Буддистские идеи отстаиваются негативными персонажами. Это философская канва фильма. Но это фильм, а не философский трактат. Поэтому в нем есть все, что присуще голливудским фильмам и что меня очень раздражает: бесконечные драки, например. И не потому, что я такой белоручка и терпеть не могу, когда кого-то бьют сапогом по лицу. Просто глупо. Есть супертехника и супероружие, так зачем врукопашную драться? Кроме этого - эротические сцены, массовые танцы... Одно из глубочайших недоумений второй серии -тайный город, независимый от матрицы, в котором живут освобожденные свободные люди, у которых есть своя религия, свой храм и т.д. Тогда как все негативные персонажи белые, подавляющее большинство населения тайного города спасенных - негры. Это похоже на расизм наоборот. А в общем, если честно, фильм навевал скуку, пришлось просто досиживать до конца» [1].

Итак, что же такое «Матрица»? Это серия фильмов-боевиков, состоящая из трех частей, снятая Эндрю и Ларри Вачовски. Трилогия началась с фильма «Матрица», выпущенного в 1999 году. Позднее, в 2003 году, вышло два продолжения: «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция».

Программист одной американской компании Томас Андерсон, также известный в неофициальных кругах как хакер Нео, узнает, что наш мир, все, что есть вокруг, это всего лишь порождение компьютерной программы - Матрицы. На самом же деле на Земле уже давно правят машины, которые выращивают людей на специальных плантациях и используют в качестве источников энергии. Но есть и люди, которые противостоят Машинам, они

Мнения

живут в единственном городе людей, до которого Машины еще не смогли добраться, и периодически входят в Матрицу. Нео узнает, что он избранный и именно ему предстоит разрушить Матрицу, чтобы освободить людей от власти Машин. Чтобы выполнить свою миссию избранного, Нео необходимо встретиться с Архитектором, с тем, кто создал Матрицу, но найти путь к Архитектору очень непросто. Тем временем Агент Смит нашел возможность самопроизвольного копирования, и теперь Смит готов сразиться с Нео не в одиночку, теперь Нео придется сражаться с целой армией Агентов Смитов. Машины все продолжают искать способы попасть в город людей - Зион, охотники рыщут повсюду. Нео остается последней надеждой человечества, если он не справится, мир людей перестанет существовать. Машины начинают последний решающий штурм единственного города людей. Сил защитников города не хватит на то, чтобы отразить этот натиск, им остается только умереть. Нео решает отправиться в сердце города Машин, чтобы не допустить падения Зиона и выполнить предначертанное ему. Теперь уже не Матрица контролирует Смита, а Смит контролирует Матрицу, он вышел из-под контроля Машин. Если Нео сможет противостоять Смиту, то у людей и у Зиона появится шанс уцелеть, если же Нео не справится - все будет кончено [2]. Нео справляется с этой задачей. Он проигрывает бой со Смитом. Смит перепрограммирует Нео, входит в него, но Нео подключен к компьютеру и компьютер стирает вирус. Зло побеждено в Избранном ценой его жизни.

Продолжительность фильма - шесть с половиной часов. Спецэффекты, бои с правилами и без правил, нереальная реальность и реальная нереальность - все это ошеломляет, сбивает с толку, запутывает. Нам непривычна форма передачи религиозных идей. Но ведь есть разные формы: текстовая, иконографическая, богослужебная - это церковные формы. Однако есть и мирские: акафисты, духовные песни под гитару, мультфильмы, кинематограф. Конечно, жанр фантастического боевика - форма крайне непривычная для воцерковленных людей, как и антиатеистический рок для любителей классической музыки. Однако если отвлечься от всего этого и вдуматься в идею фильма, то несложно за необычной формой увидеть не просто христианские, но истинно православные идеи.

Что такое «Матрица»?

1. «Матрица» и «Зион»

«Матрица» - это иллюзорный мир, внушаемый человеку. Это иллюзорная мишура, выдаваемая за величайшие ценности. Это то, что мы так ценим в мире и что превращается в пустоту после нашей смерти. Действительно, что возьмем мы из этого мира с собой после смерти? В Евангелии есть притча о богаче. «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук. 12:16-21). Конечно, никто не говорит, что эта жизнь полностью безнравственна и все живущие в миру - негодяи. Не в этом дело. Дело в том, что не в Бога богатеют. То есть все это не мотивируется любовью во Христе. Все это бездуховно. Мне сделали добро, и я ответил добром. Мне навредили, и я отомстил. Матрица - это модель современного американского мира, покоящегося на пресловутых «общечеловеческих ценностях».

Нетрудно убедиться, что общечеловеческих ценностей просто не существует. Существуют области, где ценности одной культуры совпадают с другой, но это далеко не ценности всей культуры. Для самурая харакири - это доблесть, для православного сознания - самоубийство, позор и хула на Духа Святого. Как в столь огромном диапазоне можно найти общечеловеческие ценности? Даже жизнь не может быть такой ценностью. Действительно, тысячи христиан отдавали жизнь за Христа. Может, Бог является такой ценностью? Но, во-первых, у людей разные боги. Во-вторых, есть и вообще не верующие в Бога граждане.

Но и это еще не все! Дело в том, что общечеловеческие ценности определяются исходя из принципа гуманизма. Казалось бы, такая антропоцентричность действительно находка в деле определения общечеловеческих ценностей. Что же плохого в том, что в центре гуманизма находится идея человека как высшей ценности? Все дело в том, что в центр ставится не просто человек, а человек страстный, человек грешный, ценность которого заключается в основном в потреблении благ за счет других. Но если все потре-

Мнения

бляют, то как же найти общие ценности, тем более человеческие?

Есть и другой мир. Это реальный мир, где основной принцип жизни - жертвенное служение людям. Жертвенное служение и есть проявление христианской любви, это и есть жизнь в Господе. Кстати, наше «светлое социалистическое прошлое», по которому у многих ностальгия, - также следствие выработанного тысячелетием христианского жертвенного менталитета. Именно восточно-христианский менталитет жертвенного служения стал основой русской пассионарности. Большевизм воспользовался свойствами русской души, ее религиозностью, ее догматизмом и максимализмом, ее исканием социальной правды и Царства Божьего на Земле, ее способностью к жертвам и к терпеливому несению страданий [3].

Мотивы марксизма по сути квазирелигиозны. Это переход к царству свободы, победа над первородным грехом, который Маркс видел в эксплуатации человека человеком. Активным субъектом, который освободит человека от рабства и создаст лучшую жизнь, является пролетариат. Ему приписываются мессианские свойства, на него переносятся свойства избранного народа Божьего, он новый Израиль. Это есть секуляризация древнееврейского мессианского сознания [3: 81]. Марксизм не есть только наука и политика, он есть также квазирелигия, и на этом основана его сила.

Лучший тип коммуниста, т.е. человека, целиком захваченного служением идее, способного на огромные жертвы и на бескорыстный энтузиазм, возможен только вследствие христианского воспитания человеческих душ, вследствие переработки натурального человека христианским духом. Результаты этого христианского влияния на человеческие души остаются и тогда, когда в своем сознании люди отказались от христианства и даже стали его врагами. Если допустить, что антирелигиозная пропаганда окончательно истребит следы христианства в душах русских людей, если она уничтожит всякое религиозное чувство, то осуществление коммунизма сделается невозможным, ибо никто не пожелает нести жертвы, никто не будет уже понимать жизни как служения сверхличной цели, и окончательно победит тип потребителя, думающего только о своих интересах. Этот последний тип и сейчас уже играет немалую роль, и от него идет процесс обуржуазивания [3: 118].

Поэтому, хотя город Зион (а может Сион) и не похож внешне

на Церковь, как и не похож на Церковь Советский Союз, жертвенный менталитет там главная движущая сила. Это христианский протест обществу потребителей, не совсем обычный, как и рок, который, согласно Кураеву, прежде всего форма протеста против советского атеизма, западного лицемерия и потребительства, прочих пороков современного общества, против которых также активно выступает и церковь [4].

Матрица и Зион - это антиподы, такие как потребительство и жертвенность, мир и Церковь, эгоизм и любовь. Матрица выглядит приятней, чем Зион, как и в жизни нравственное элегантней духовного. Вот пример нравственного: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лук. 18:11-12). А вот духовный поступок. «И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоан. 2:15-17). В чем отличие духовного от нравственного? Духовное определяется мотивацией поступка, когда он совершается по любви. Духовное отвечает на вопрос «Почему?». Нравственное определяется содержанием поступка. При этом мотивация может быть самая различная, часто бездуховная. Нравственное отвечает на вопрос «Что?».

Матрица - это абсолютное рабство. Человек находится в специальной жидкости, в колбе. К нему подключены кабели, по которым передается цифровая информация Матрицы, а человек принимает ее за реальность. Человек не только не может выбраться из этого мира, но даже не может осознать своего рабства.

2. Крещение

И вот героя фильма Нео спасают. Во-первых, это происходит внешним усилием, а не собственным. Во-вторых, это происходит добровольно. Нео сам делает свой выбор. В-третьих, это происходит через смерть - погружение в воду. Нео, вырванный из Матрицы, смывается в бассейн и тонет в воде. Но тут же его вытаскивают на корабль и восстанавливают функции жизнедеятельности. Погружаясь в воду, Нео умирает для прежней рабской жизни в «Матрице» и, поднимаясь, возрождается в новую, свободную и

Мнения

реальную жизнь. Нео спрашивает, приходя в себя: «Я умер?» Капитан корабля отвечает: «Как раз наоборот». Нечто подобное произошло с израильским народом, когда он выходил из египетского рабства. Народ «погрузился» в Красное море рабом и вышел из моря свободным. Переход евреев через Красное море, воды которого отделили и избавили евреев от нечестия и рабства египетского, прообразовал собою крещение, через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху [5: 139]. «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую» [6: 71].

Конечно, очень наивно думать, что это совпадение. Это объяснение сути крещения посредством жанра научно-фантастического боевика.

Крещение - это рождение, которое совершается не через исход, а, наоборот, через вхождение в богочеловеческий организм - Церковь. Это вхождение осуществляется по вере креща-емого, необходимого условия действенности таинства. Сущность этого рождения заключается в том, что крещаемый дает согласие на умирание и воскресение со Христом. Христос, как было сказано выше, распял на Кресте человеческое естество, которое хотя и было освящено, обожено при воплощении, но добровольно подчинено закону тления и смерти, введенному в бытие самим человеком, вопреки Божьей воле. Поэтому умирание со Христом есть умирание ветхого человека, страстного, грешного. Другими словами, надо, чтобы в грешном человеке умерло то, что составляет для грешника самое ценное, то есть страсти, которыми он живет, и тогда человек обновится и со Христом воскреснет. Это возможно только при сохранении веры, в смысле верности Христу. Вера - это не согласие с какими-то религиозными положениями, а верность Богу. Однако даже верности недостаточно, ибо человек слаб, ему тяжело расстаться с теми пороками, которые стали его сутью. Человек нуждается в Божественной помощи, которая и преподается в Таинстве Крещения, при условии, что эта помощь не противоречит воле человека, а совпадает с ней. То есть вера должна быть живой, подтвержденной делами. Бог не может спасти человека без усилий самого человека, так как в этом случае будет иметь место насилие над человеком, а заставить любить

нельзя. Человек не может стать соучастником смерти Христа в полной мере, потому что немощен. Таким образом, процесс крещения синергичен. «Иже веру имеет и крестится, спасен будет; а иже не имеет веры, осужден будет» (Мк. 16, 16).

3. Синайская пустыня

Пройдя сквозь Красное море, евреи обрели не только свободу, но и новые страдания. «И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом. И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет» (Исх. 16:2-4). То же самое мы наблюдаем и в фильме. Матричные «котлы с мясом» сменяются пустыней подземного мира. Скудная одежда, минимум развлечений и пища, похожая чем-то на библейскую манну. И тот же вопрос - о предпочтении рабской роскоши или нищенства на свободе. Евреи выбрали котлы с мясом, поэтому ни один из взрослых евреев, вышедших из Египта, не вошел в Землю Обетованную, потому что это не только Земля богатая, но и земля свободных людей. Заслужить Землю Обетованную или Царство Небесное нельзя, но научиться в ней жить необходимо. Подобный диалог происходит и на корабле. Нео спрашивает: «Я не могу вернуться, правда?» Капитан отвечает: «Нет, но если бы мог, захотел бы?» Это вопрос не только к Нео, который, кстати, на него не отвечает. Это вопрос к зрителю: «Что лучше: рабская роскошь или нищенство на свободе»? Один, далеко не православный человек сказал, тем не менее, правду: «Человек - выше сытости»! (М. Горький «На дне»).

4. Незнание - блаженство

Эти слова произносит предатель Сайфер. Действительно, ему хочется верить. Люди живут в виртуальном мире Матрицы и ощущают себя, как и мы: иногда счастливыми, иногда несчастными. Но счастье временно. Более того, оно кратковременно. Блаженство вечно. Но и это не все. Незнание - это рабство. Кто из двух человек на крыше небоскреба, лишенной ограждения, более

Мнения

свободен: человек с закрытыми глазами или с открытыми? Человек с закрытыми глазами ничем не ограничен. Для него не существует квадрата крыши, за которым падение и смерть. Человек с открытыми глазами заперт в квадрате, но эта несвобода мнимая. Он свободен от смерти, от гибели, потому что знает истину. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32).

5. Temet Nosce

Познай себя - именно это предлагает пифия Нео. Начало духовной жизни - смирение. Но что это такое? Стоптанная обувь, всклокоченная борода, грязная ряса, четки и исповедание всем, что ты хуже всех червь и прах? В древнегреческом городе Дель-фы, на фронтоне храма Аполлона, по преданию, была высечена надпись: «Познай самого себя». Если эту языческую надпись понимать не в языческом, а в православном смысле, то мы поймем суть смирения. Действительно, существует несколько уровней самопознания. Например, мы знаем, каковы мы в глазах наших знакомых и коллег и каковы - в глазах семьи. Согласимся, что это не одно и то же. Однако сами себя мы знаем и в другом качестве. Но какие мы сами по себе в действительности, знает только Бог. Так вот, познание себя - это когда мы, отбросив греховное горделивое самомнение, приближаемся к тому, что знает о нас только Бог. Познание себя - это познание своей страстности, своей греховности, своей болезни, всей наготы. Когда с помощью Божьей мы увидим свое сердце не сквозь розовое стекло, а во всей своей неприглядности, никакой гордости не останется и придет именно то истинное смирение, которым не погордишься, как старым залатанным плащом. Поэтому Петр Дамаскин писал: «Начало просвещения души и признак ее здравия заключаются в том, когда ум начнет зреть свои согрешения, множеством своим подобные морскому песку».

Познание себя возможно только через прохождение попущенных Богом испытаний. Экстремальная ситуация более всего располагает к самопознанию. Перед концом света бедствия помогут людям окончательно самоопределиться и поляризоваться. Этим путем идет герой фильма. Из боязливого эгоиста он превращается в любящего подвижника, для которого жизнь друга ценнее собственной. Он любит, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13). «Знать путь

и пройти его - не одно и то же»,- утверждает капитан. Нео идет путем жертвенной любви.

Он начинает не выбирать, но жить по сделанному выбору, обретая идеальную свободу. Свобода разделяется на формальную, реальную и идеальную. Архимандрит Платон (Игумнов) дает следующие определения: «Понятие формальной свободы вводится для обозначения состояния человека, которое характеризуется нравственной непорочностью и невинностью, когда ум человека еще не знает реальности нравственного зла и когда чувства и желания находятся в подчинении разуму. Реальная нравственная свобода - это свобода самоопределения в ситуации морального выбора» [7: 56]. Преподобный Максим Исповедник обращает внимание, что «свобода выбора» - по сути, ограничение истинной свободы, так как совершенная природа не нуждается в выборе. Свободный выбор - свидетельство потери подобия Божьего. Человек выбирает, потому что зависим от всякого неправильного действия или желания. Свободный человек не выбирает, а живет по сделанному нравственному выбору. Эта жизнь и есть проявление истинной, или идеальной, свободы. Идеальная нравственная свобода - это свобода святых праведников, находящихся в обладании Божественной благодати [7: 78]. В состоянии идеальной свободы нравственный выбор теряет свою драматическую напряженность, человек может желать, выбирать и творить только добро, в результате чего совершение зла ни теоретически, ни практически является невозможным. Идеальная нравственная свобода - это полная свобода человека от власти греха, достигаемая духовным подвигом человека при содействии Божественной благодати [7: 56].

Во второй части, когда Нео интересуется у пифии, знает ли она, какой выбор он сделает, она отвечает: «Разве ты выбирать ко мне пришел. Твой выбор сделан. Ты стараешься понять, почему ты его сделал». Однако, чтобы обрести полную идеальную свободу, надо пройти через смерть и воскресение.

6. Воскресение

Нео, пытаясь обрести веру, умирает, полагая душу свою за друзей своих. Он исполняет или завершает Крещение - смерть во имя любви. «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит

Мнения

им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Матф. 20:22-23). Смерть в Господе, это и есть непостыдная кончина земной жизни христианина. Далее шасси отрываются от земли и неуклюжий на земле «Boeing» превращается в изящную, стремительную стальную птицу, обретает свое истинное назначение. Это воскресение. Обратим внимание, что время между смертью и воскресением существует только для оставшихся жить на Земле. В вечности все иначе, годы превращаются в мгновения. Нео воскресает. Но что является причиной его воскрешения? Любовь! Интересно, что имя этой любви Тринити. Тринити (англ. Trinity; от лат. Trinitas) - английский перевод слова Троица. И пусть это имя влюбленной девушки. Символически преподается важнейшая религиозная идея. Любовь Бога - Троицы к человеку делает его бессмертным. Грозные агенты - бесы превращаются в жалких беспомощных существ. Человек обретает царское достоинство. Он побеждает мир страстей, мир «матрицы». Теперь Нео не выбирает. Он живет по сделанному выбору.

7. Свобода и выбор

А. Кураев прав: во второй части «Нео проводит идею человеческого выбора. Это главная коллизия второй серии». Интересно, что не выбирают не только компьютерные программы, не выбирает и Нео. Как сказала пифия: «Разве ты выбирать ко мне пришел. Твой выбор сделан». В мироздании выбирает только падший человек, и в этом его рабство, а не свобода. Миры неживые, растительные и животные лишены возможности выбора. Ангельский мир, как позитивный, так и негативный, сделал свой выбор. Не выбирают и святые, ибо они также определились в выборе, приняв сторону добра. Тем более ничего не выбирает Бог. Он свободен от этой проблемы. Когда Нео достигает творца Матрицы, то как бы становится перед выбором. Можно ли пожертвовать жизнью другого ради великой идеи спасения человечества? С демонической точки зрения да. Это отражено в литературной классике.

В «Фаусте» И. Гете Мефистофель предлагает Фаусту различные варианты того, как добиться славы и признания, однако тот отвергает их и рассказывает о собственном плане. С воздуха он заметил большой кусок суши, которую ежегодно затопляет морской прилив, лишая землю плодородия. Фаустом владеет идея построить плотину, чтобы «любой ценою у пучины кусок земли

отвоевать». Фауст жаждет приступить к осуществлению своего заветного замысла, однако ему мешает пустяк. На месте будущей плотины стоит хижина старых бедняков - Филемона и Бавкиды. Упрямые старики не желают поменять свое жилище, хотя Фауст и предложил им другой кров.

Фауст, желая осуществить свои грандиозные планы «супергероя», восклицает: «Как мне разделаться с постылой старухою и стариком?.. »

Он в раздраженном нетерпении просит дьявола помочь справиться с упрямцами. В результате несчастную чету - а вместе с ними и заглянувшего к ним гостя-странника - постигает безжалостная расправа. Мефистофель со стражниками убивают гостя, старики умирают от потрясения, а хижина занимается пламенем от случайной искры.

Не так поступает Нео. Он подобен другому литературному герою. Иван Карамазов, беседуя со своим братом Алешей, монахом-послушником, говорит о том, что он не приемлет Бога, который допускает в этом мире страдания невинных детей ради некой «высшей гармонии». Он поясняет свою позицию так:

«Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезками к «боженьке», чтобы тот защитил его, - понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой Божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к «боженьке»... Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискупленными слезами своими к «боженьке»! (...) Есть ли во всем мире существо, которое могло бы и имело право простить? Не хочу гармонии, из-за любви к человечеству не хочу»

(Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»)

Мнения

И далее Иван Карамазов рассуждает:

«Представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребеночка, бившего себя кулачонком в грудь и на неотомщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги!

- Нет, не согласился бы, - тихо проговорил Алеша.

- И можешь ли ты допустить идею, что люди, для которых ты строишь, согласились бы сами принять свое счастье на неоправданной крови маленького замученного, а приняв, остаться навеки счастливыми?

- Нет, не могу допустить. Брат, - проговорил вдруг с засверкавшими глазами Алеша, - ты сказал сейчас: есть ли во всем мире существо, которое могло бы и имело право простить? Но Существо это есть, и оно может все простить, всех и вся и за все, потому что само отдало неповинную кровь свою за всех и за все. Ты забыл о Нем, а на Нем-то и зиждется здание, и это ему воскликнут: "Прав ты, Господи, ибо открылись пути твои"»

(Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»)

Да, нельзя приносить в жертву другого ради всеобщего блага, но можно принести себя. Нео не выбирает, он идет по сделанному выбору. Он спасает Тринити, но жертвует собой.

8. Спасение

В третьей части мы видим, что Мир машин и Зион можно примирить. Действительно, человек с одной стороны и прогресс, современные технологии, компьютеры и ТУ - с другой не враждуют. Они нужны друг другу, как на это намекает советник. Комфорт материальный, телесные блага не являются злом, если не заглушают, как тернии, росток духовной жизни, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Наш враг - дьявол. Тот, кто соблазнил человека вначале и делает это сейчас. Наш враг - это страсти, этот змеиный яд, пропитавший все наше существо. Победить этого врага можно

только в себе, принять «на Себя наши немощи и понес(ти) наши болезни» (Ис. 53:4). Уничтожить себя вместе с тлением и смертью, принеся себя в жертву человечеству. А затем воскресить в бессмертии и славе. Нео вступает в последний поединок с дьяволом - Смитом, который не подчиняется уже никому. Он враг машин и людей. Смит побеждает Нео, проникает в его существо, но Нео подключен к Главному Компьютеру, и враг находит в Нео свою погибель. Световой крест пронзает тело спасителя, это именно символ Истинного Креста, Истинного Спасителя. Война закончена, люди спасены жертвой одного, принявшего в себя змеиный яд искусителя и уничтожившего его в себе. Тема воскресения всех людей оговаривается в фильме. Нет лишь воскресения Победившего смерть. Но и на это есть намек. Девочка спрашивает пифию о Нео: «Мы его увидим когда-нибудь?» Та отвечает: «Я думаю, увидим однажды!»

Литература:

1. Кураев А. Лекция «Матрица» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=uTpDmmJ6Ugs. (Kuraev A. Lecture «The Matrix». URL: http://www.youtube.com/watch?v=uTpDmmJ6Ugs.)

2. Матрица (трилогия) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org/wiki. (The Matrix (Trilogy). URL: https://ru.wikipedia. org/wiki.)

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. М.: Наука, 1990. -224 с. (Berdyaev N.A. Origin of Russian Communism. Reprintnoe vosproizvedenie izdanijaYMCA-PRESS, 1955 g. M.: Nauka, 1990. -224 p.)

4. Люди российского Интернета: Андрей Кураев [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emirr.ru/emirr_inet_people/377-07042012lyu-di-rossiyskogo-interneta-andrey-kuraev.html. (People of Russian Internet: Andrey Kuraev. URL: http://emirr.ru/emirr_inet_people/377-07042012ly-udi-rossiyskogo-interneta-andrey-kuraev.html.)

5. прот. Серафим Слободской. Закон Божий. Изд-во Свято-Троицкого монастыря, 1967. - 525 с. (arch. Serafim Slobodskoy. The Scripture. Izd-vo Svjato-Troickogo monastyrja, 1967. - 525 p.)

6. Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 2006. (Philaret (Drozdov). The Longer Catechism of The Orthodox, Catholic, Eastern Church. M., 2006.)

7. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 1994 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/igumnov/igumn-ov1/igumnov1.pdf. (Platon (Igumnov), archim. Orthodox moral theology. Sergiev Posad: Troice-Sergieva Lavra, 1994. URL: http://lib.eparhia-sara-tov.ru/books/09i/igumnov/igumnov1/igumnov1.pdf.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.