Научная статья на тему 'Христианский идеал человека в философии Вл. Соловьева'

Христианский идеал человека в философии Вл. Соловьева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
690
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Христианский идеал человека в философии Вл. Соловьева»

12 Маслин М.А. Русская философская антропология // Философская и

социальная антропология. Программы курсов и спецкурсов. М., 1997. С.856.

13 Франк С. Л. Реальность и человек. М., 1997. С.208.

14 Франк С. Л. Непостижимое // Франк С. Л. Соч. М., 1990. С.234.

15 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве//Соловьев B.C. Соч. В 2 т.

М., 1989. С.145.

16 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. Кн.1. М., 1990.

С.320.

17 Там же. С.321.

18 Там же. С.322.

19 Там же. С.409.

20 Там же. С.428-429.

21 Там же. С.429.

22 Там же. С.407.

23 Там же. С.409.

24 Там же. С.413-414.

25 Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1991. С.281.

26 Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Соч. М., 1990. С.410.

27 Там же. С.411-412.

Д.Н. ЛАРИН

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

ХРИСТИАНСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ВЛ. СОЛОВЬЕВА

В основе христианской философии Вл. Соловьева лежит учение о человеке не только как субъекте исторического развития1, но и как субъекте сосредоточения божественных и нравственно-моральных сил и начал. Христианским идеалом человека в философии Вл. Соловьева является Богочеловек, сущность и внутренний мир которого определяются по его отношению к жизни и смерти. В своей исторической ступени развития Богочеловек должен пройти как минимум две стадии. Первая стадия развития - это становление природно-материальной сущности человек: а именно сотворение (построение) и развитие человека

как природного существа, целью которого является строительство и благоустройство человеческого природно-материального царства. Духовная жизнь и деятельность человека (искусство, культура, наука) должны способствовать развитию и улучшению человеческой природы (царства) и соприкосновению человека с высшим Абсолютом, т.е. с Богом. Вторая стадия - это становление и появление истинно духовного царства, в рамках которого происходит проявление Богочеловека. Т.е. превращение человека из природно-материального существа в существо духовное, которое становится истинным Богочеловеком в том случае, если он соединился и слился разумом и помыслами с Богом2.

Для Вл. Соловьева Богочеловек не только несет в себе евангелистско-христианскую направленность, но и показывает, что Богочеловек является прямым продолжением морально-нравственной свободы и нравственных ценностей. Богочеловек - это совокупность всех тех качеств нравственной морали и ценностей, которая имеет исключительно духовно-воспитательную идею. Именно в нем происходит соединение Бога и человеческой природно-материальной сущности. Причем данный соединительный процесс протекает не в объективной реальности, а в сознании самого человека. Т.е. Богочеловеком не рождаются, а духовно становятся. Происходит качественное духовно-нравственное перерождение человека. Данный процесс перерождения, если он сознателен, долог и труден. Вл. Соловьев пишет, что «в человеке природа перерастает саму себя»3, а потому процесс «перерастания» протекает медленно и болезненно. Потому, что человек связан сетями природно-материальной сущности, которая влечет за собой определенную стагнацию в его духовном развитии. В этой сущности постоянно идет борьба за существование, и поэтому возникает неравенство в любых проявлениях. Истинная жизнь Богочеловека зарождается тогда, когда происходит переход (причем качественный) от природно-материального состояния к духовному.

Процесс перерождения - «перерастания» происходит и потому еще, что «человеческая личность бесконечна», т.е. в ней всегда есть место для нравственного воспитания моралью и философией4. Это есть аксиома всей человеческой жизни и развития. Но так как человек не совершенен и содержит в себе

как «божество, так и ничтожество» и в зависимости от этого происходит модулирование внутренней природы и сущности человека, Богочеловек, опираясь на этот императив, вынужден долгое время пребывать в подчинении материально-природной сущности человека5.

Истинным Богочеловеком считается лишь тот, кто преодолеет смерть, но исключительно через соединение с Богом. Вл. Соловьев считал, что человеческая (научная и философская) мысль конца XIX века воспела и поставила проблемы не Бога и человека, не Бога в человеке, а проблемы существования низ -ших, падших и морально деградирующих сил6. Воспевая сверхчеловека в ницшеанско-макиавеллиском понимании, общество воспевает и развивает в себе отрицательные тенденции своего будущего духовно-нравственного состояния. Первая половина XIX века является этому подтверждением. Возможно и то, что Вл. Соловьев предвидел исход данного развития и попытался с помощью морали и нравственности прекратить духовное разложение человеческого общества. Христианский идеал Богочеловека должен был способствовать этому. Царство человеческой природы (сверхчеловек ницшеанско-макиавеллиского типа) должно подчиниться царству и силе духовной природы, т.е. Иисусу Христу7. Ницшеанско-макиавеллиского сверхчеловека Вл. Соловьев называет антихристом, для которого не существует ни какого Абсолюта - Абсолюта добра, истины, красоты8.

Иисус Христос является идеально совершенным человеком, который выступает единением Логоса (Знания) и Софии (Веры). Иисус Христос есть истинный и пока единственный Богочеловек. Сочетание Логоса (Знания) и Софии (Веры) для Вл. Соловьева является необходимым условием для проявления сущности Христа9. Иисус Христос, как истинный Богочеловек, есть центр всемирной истории, деятельность которого полностью направлена на духовное перерождение человечества. Иисус Христос для Вл. Соловьева не только центр мироздания, но и источник перерождения, который раскрывает в себе все известные и неизвестные знания для приближения человека к Богу , т.е. к себе10. Цель и поставленные задачи являются такими, что человечество не просто должно, а обязано приобщиться к Богу, в противном случае его ожидает бесславный финал, который бу-

дет основан на полной духовно- нравственной деградации человечества. Иисус Христос - вот пока единственный Богочеловек, который, по мнению Вл. Соловьева, сумел воплотить в себе все замыслы и начинания божественной природы11. Страдания и боль Иисуса Христа - это грехи страдания самого человечества, которое осмысленно усиливает и без того свое тяжелое положение.

Другим вектором понимания сочетания Логоса и Софии является совокупность божественных и нравственных сил и начал в Богочеловеке. Причем Логос и София в философии Вл. Соловьева имеют диаметрально противоположные значения. Логос есть как божественное начало, так и Знание. София же воспринимается как начало человеческое или Вера. Однако данное сочетание необходимо, так как именно на нем базируется внутреннее положение Богочеловека. «Если в божественном существе - в Христе первое, или производящее, единство есть собственно Божество - Бог как действующая сила, или Логос, и если, таким образом, в этом первом единстве мы имеем Христа как собственно божественное существо, то второе производное единство, которому мы дали мистическое имя София, есть начало человечества, есть идеальный или нормальный человек. И Христос в этом единстве, причастный и человеческому началу, есть человек, или, по выражению Священного Писания, второй Адам»12. Таким образом мы видим, что Вл. Соловьев в своей философии соединяет два диаметрально противоположных начала. Но это соединение необходимо, так как именно в нем человек раскрывает свою подлинную сущность в единении с Богом, а Бог в свою очередь проявляется в человеке.

Богочеловек - это не человекобог. Богочеловек несет в себе сугубо гуманистическую функцию, утверждая победу и превосходство сил добра над злом, светлого над темным и Бога над дьяволом. В своей природе Богочеловек проявляется как божественная благодать, которая сошла на человека и стала определяющей в дальнейшем. Именно сошедшая божественная благодать сделала человека Богочеловеком, а не наоборот. Человек у Вл. Соловьева не может сам стать Богочеловеком. Он может стать лишь человекобогом, который приобретает этот статус, полученный от сил зла, т.е. от дьявола13. Поэтому Богочеловек

является посредником между божественным и природно-человеческим мирами. Смысл его жизни - это служению добру и справедливости, которые являются его исторической задачей и оправданием его деятельности. Но в оправдании добра Богочеловек должен учитывать всех людей, т.е. проявлять «уважение нравственного достоинства личности»14. Человекобог, как представитель темных (дьявольских) сил, уже по определению не может служить силам добра и справедливости, так как в основе его деятельности стоит превосходство человека не только над самим собой и над другими людьми, но и над самим Богом. «Презрение к слабому и больному человечеству, языческий взгляд на силу и красоту, присвоение себе заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого значения - во-первых, себе единолично, а затем себе коллективно, как избранному меньшинству «лучших», т.е. более сильных, более одаренных, властительных, или «господских» натур, которым все позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих»15.

Божественная природа Богочеловека определяет его буду -щее отношение к проблеме любви. Богочеловек призывает к самоотречению, к соединению с Богом во имя установления совершенного знания и добра не только для отдельно взятой личности, но и для всего человечества. Стремление одновременно к добру и любви для Богочеловека есть воля и определение Бога, направленная на улучшение нравственности и морали в человеческом обществе. Общественный идеал Богочеловека - это общество, основанное на принципах гуманизма, добра, любви и покорности. Но покорности исключительно божественной. Поэтому еще одной целью Богочеловека в философии Вл. Соловьева является создание именно такого общественного идеала.

Общественное устройство, созданное на данных принципах, отражает внутренний мир Богочеловека. Причем в нем (обществе нового типа) личная нравственность и совершенство человека определяются при отеческой любви и наставлении Богочеловека. В этом отношении человек нового типа при данных общественных условиях и формах является уже источником и двигателем прогресса и начала движения16. Но Богочеловек должен постоянно контролировать этот процесс, так как, совершенствуя свою природу, человек проходит путь Иисуса Христа

и становится духовно обновленным и бессмертным. Вл. Соловьев пишет, что «человеку естественно тяготеть к идеалу сверхчеловека. Если он взаправду хочет, то может, а если может, то и должен»17.

Итог всего поиска христианского идеала человека в философии Вл. Соловьева находится не в каких-либо отвлеченных понятиях, а в самом человеке, в его духовной эволюции. Путь поиска будет всегда запутанным, поэтому Вл. Соловьев предлагает человечеству единственный выход - духовное и морально-нравственное единение с Богом. Человек сам определяет путь данного единения. Но духовные поиски и изыскания всегда открыты. Совершенству нет предела.

1 Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева //Вопр. литературы.1994. Вып. II. С.95.

2 История философии в СССР. М.: Наука, 1968. С.381.

3 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве /Ред., вступ. ст. и коммент. С.П. Зайкина. СПб.: Азбука, 2000. С.187.

4 О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. С.327.

5 Соловьев B.C. Собр. соч. В 8 т. Т.8. СПб.: Общественная польза. Б. г. С.121.

6 Соловьев B.C. Идея сверхчеловека // Соч. В 2 т. Т.2 /Общ. ред. и сост.

A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева. Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. С.632.

7 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве /Ред., вступ. ст. и коммент. С.П. Зайкина. СПб.: Азбука, 2000. С.19.

8 Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь - справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1998. С.326.

9 Соловьев B.C. Об упадке средневекового миросозерцания. Избранное. М.: Сов. Россия, 1990. С.116.

10 Философия: Учеб. для вузов. /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.

B.П. Ратникова. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

C.316.

11 Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева //Вопр. философии. 1994. №6. С. 47-55. С.49.

12 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве /Ред., вступ. ст. и коммент. С.П. Зайкина. СПб.: Азбука, 2000. С.115.

13 Философия: Учеб. для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.

B.П. Ратникова. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

C.620.

14Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. В 2 т. Т.1 /Сост., общ. ред. и вступит. ст. А.Ф. Лосева и A.B. Гулыги. Примеч. С. Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. С.296.

15 Соловьев B.C. Идея сверхчеловека//Соч. В 2 т. Т.2 /Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева. Примеч. С. Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. С.632.

16 Дробжев М.И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX - первой половины XX века. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. С.102-103.

17 Соловьев B.C. Идея сверхчеловека//Соч. В 2 т. Т.2 /Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева. Примеч. С. Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. С.628.

ВЛ.СОЛОВЬЕВ И РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Н.В. ДЗУЕВА, С.А. СЕРЕГИНА

Ивановский государственный университет

ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕЦЕПЦИЯ СОЛОВЬЕВСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ С. ЕСЕНИНА: СОФИЙНЫЕ АСПЕКТЫ МИФОПОЭТИКИ

Философско-эстетические трансформации учения Вл. Соловьева в русской культуре начала XX века - факт столь же известный, сколь и далеко не проясненный во многих значительных для изучения этого периода аспектах. Современная наука убедительно показывает, что соловьевские идеи во многом определили характер религиозно-философских и собственно художественных исканий, что сказалось прежде всего на новом со держании поэтического процесса 1900-1910-х годов. Основополагающие понятия метафизики Вл. Соловьева - «вечная женственность» и «теургия» - в эстетико-философском самосознании русского символизма стали предметом теоретической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.