Научная статья на тему 'Христианский антиномизм: истоки и современность'

Христианский антиномизм: истоки и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антиномизм / «апории» / христианский антиномизм / антиномии Канта / Гегеля / антиномизм в педагогике / педагогика разумного баланса / педагогическая система А.А. Остапенко / педагогическая система Б. Ничипорова / педагогическая система В.И. Слободчикова / antinomianism / “aporia” / Christian antinomianism / antinomianism in pedagogy / pedagogy of a reasonable balance

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акинфин Петр

В статье кратко излагается история антиномизма как философского течения, зародившегося в античности, получившего новое преломление в христианстве и повлиявшего на различные концепции немецкой классической философии, русской религиозной философии, а также современной отечественной психологии и православной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christian antinomianism: origins and modernity

The article briefly describes the history of antinomianism as a philosophical trend that originated in antiquity, received a new refraction in Christianity and influenced various concepts of German classical philosophy, Russian religious philosophy, as well as modern Russian psychology and Orthodox pedagogy.

Текст научной работы на тему «Христианский антиномизм: истоки и современность»

УДК 27-873 Акинфин Петр, диакон

аспирант Московской духовной академии

Христианский антиномизм: истоки и современность

Аннотация. В статье кратко излагается история антиномизма как философского течения, зародившегося в античности, получившего новое преломление в христианстве и повлиявшего на различные концепции немецкой классической философии, русской религиозной философии, а также современной отечественной психологии и православной педагогики.

Ключевые слова: антиномизм, «апории», христианский антиномизм, антиномии Канта, Гегеля, антиномизм в педагогике, педагогика разумного баланса, педагогическая система А. А. Остапенко, педагогическая система Б. Ничипорова, педагогическая система В. И. Слободчикова.

Ссылка на статью: Акинфин, П. (диакон; аспирант Московской духовной академии). Христианский антиномизм: истоки и современность / диакон Петр Акинфин. - Текст: непосредственный // Хризостом : научно-просветительский журнал Екатеринодарской духовной семинарии. - 2021. - № 1. - С. 10-20. - Библиогр.: с. 19-21 (10 назв.)

UDC 27-873 Deacon Peter Akinfin

post-graduate student of the Moscow Theological Academy

Christian antinomianism: origins and modernity

Abstract. The article briefly describes the history of antinomianism as a philosophical trend that originated in antiquity, received a new refraction in Christianity and influenced various concepts of German classical philosophy, Russian religious philosophy, as well as modern Russian psychology and Orthodox pedagogy.

Keywords: antinomianism, "aporia", Christian antinomianism, antinomianism in pedagogy, pedagogy of a reasonable balance.

Посвящается светлой памяти профессора Санкт-Петербургской духовной академии монахини Александры (М. В. Захарченко)

Одна из великих заслуг праотцов теоретического мышления - античных философов - состоит в выдвижении проблемы противоречий. Зенон Элейский (У1-У вв. до н. э.) доказывал немыслимость движения, представляя в качестве аргументов знаменитые «апории», согласно одной из которых Ахиллес вынужден бесконечно догонять черепах. Для того, чтобы понять процесс, рассудок разбивает его на части. В рассудке человека он, подобно пути Ахиллеса, неизбежно дробится.

Вопрос противоречий ставится у древних с рассудочной позиции. Вынужден гнаться за черепахой именно рассудочный, физический Ахиллес. Да это и не совсем Ахиллес бежит за черепахой. Это двигается физический объект «тело Ахиллеса», который не отвечает за что-либо метафизическое. «Апории» Зенона - это ситуации геометрические, физические, естественные.

Рассудок человека - это способность его души, природа которой, согласно ключевому положению христианской антропологии (Рим. 5:12), повреждена, а потому является ущербной и ожидает восстановления. В силу этой ущербности рассудок и формулирует неразрешимые противоречия.

Для решения проблемы противоречий требовалось дополнение естественных представлений человеческой мысли новым, духовным слоем, выходящим за пределы познаваемого.

Именно с этапом незавершенности поиска решения проблемы противоречий совпадает по времени пришествие на землю Спасителя. Менее чем через четыре столетия Святые Отцы в догмате о Святой Троице утверждают одновременно единственность и троичность Бога. Затем в Халкидонском догмате утверждается «неслитное, неизменное, нераздельное и неразлучное» сосуществование Божественной и человеческой природы во Христе. Много позже в догматическом учении о Божественных энергиях утверждается неслиянность и нераздельность Сущности Божией и нетварных Божественных энергий. Этот ряд может быть завершен догматом о Приснодевстве Богоматери, в соответствии с которым Богородица соединяет несовместимое: Она - и Дева, и Матерь. Несомненно, христианские догматы противоречивы и не объяснимы с точки зрения человеческого мышления, наряду с «апориями» Зенона Элейского.

В книге «Столп и утверждение истины» прот. Павел Флоренский на основании анализа Священного Писания и православной догматики доказывает антиномичность христианской истины. Догмат является антитезисом по отношению к рассудочному суждению. Вера есть синтез рассудочного суждения и догмата, в котором снимается их противоречие. Вера -результат подвига рассудка, познания им своего инобытия.

Показательно, что понятие «христианского антиномизма» ввел именно прот. П. Флоренский, который, наряду с Владимиром Соловьевым и прот. С. Булгаковым, был одним из ведущих русских «софиологов» конца XIX - первой половины XX века. Напомним, что софиология представляет из себя гностическую реминисценцию в русской религиозно-философской мысли и основана на утверждении о существовании Софии или Премудрости, которая является посредником между Богом и миром. Это «посредничество» разрабатывается «софиологами» не в согласии с учением апостола Павла о премудрости Христа (1 Кор. 1:21) и Его посредничестве (1 Тим. 2:5), а в логике гностицизма: между Богом и миром - бездна, и потому для творения мира и промысла о нем Богу необходим посредник. Вероятно, именно этим сознанием отделенности человека от Бога был определен акцент, поставленный Флоренским на противоречивости бытия: «...Истина есть антиномия и не может не быть таковою»1.

Научное знание разбивает реальность на несовместимые друг с другом аспекты именно вследствие поврежденности субъекта этого знания, его не совершенства, потери цельности в грехопадении. Именно поэтому рассудок неизбежно запутывается в противоречиях.

Однако мир христианской веры не ограничен лишь поврежденной грехом частью бытия. Христос Откровением предвозвещает рай, в котором то, что на Земле человек воспринимает как антиномии, разрешается вследствие его прозрения, сверхрассудочным образом, в благодатном озарении веры. Созерцание антиномичных положений вероучения открывается через подвиг христианского благочестия. Только святость как восстановление утраченной цельности открывает путь к действительному снятию противоречий2. Не меньшая напряжения философских противоречий, такая перспектива отменяет необходимость рационального объяснения христианских антиномий.

Таким образом, христианская догматика есть выражение последней истины, которая, проецируясь на поврежденную, а потому ограниченную плоскость человеческого языка и мышления, предстает как ряд логических противоречий, сочетая несочетаемое и совмещая несовместимое. Этот процесс подлежит скорее созерцанию, чем познанию.

В христианстве антиномизм превращается из философской проблемы в принцип мышления. В этом можно убедиться при анализе евангельского текста. Христос, приходя в мир и проповедуя поврежденным людям Свою исцеляющую Божественную Истину, совмещает противоположные тезисы.

1 Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. - М.: Правда, 1990. - С. 147.

о

2 См.: Флоренский, П. А. Соч. в 4-х т. Т. 1 / П. А. Флоренский. - М.: Мысль, 1994. - С. 468.

В частности, на основе анализа первых двух синоптических Евангелий выделяются следующие пять евангельских антиномий:

1. Антиномия праведности и неправедности в родословии Спасителя. Родословие Христа содержит имена и праведников, и грешников (Мф. 1:1-16; Лк. 3:23-38). Самой яркой фигурой среди земных предков Иисуса Христа является Давид - пророк, впавший в тяжкие грехи и оставивший человечеству классический покаянный религиозный текст, известный как «Псалом пятидесятый».

2. Антиномия аскезы и не-аскезы. С одной стороны, Сам Христос сорокадневным постом показал пример строжайшего воздержания от пищи, отвержением искушений в пустыне (Мф. 4:1-11; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-13), иллюстрируя Свои слова о невозможности изгнания бесов без подвига молитвы и поста (Мф. 17:21). С другой стороны, Христос не следил, чтобы ученики соблюдали все положенные посты, отчего и прозвучал вопрос учеников Иоанна: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9:14).

3. Антиномия «национализма» и «космополитизма».

Спаситель был патриотом Своего земного отечества, о чем свидетельствуют его слова: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37-38). При этом проповедь христианства не замыкается на еврейском народе, а распространяется на всех без исключения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20).

4. Антиномия мудрости и простоты. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Христос учит соединять разум и рассуждение с кротостью и незлобием.

5. Антиномия первых и последних. Христос в притче о работниках виноградника (Мф. 20:1-16) показывает, что человек, пред смертью пришедший к Богу, входит в Рай наравне с тем, кто пришел в виноградник христианского подвига в начале жизненного пути.

Преодоление проблемы противоречий в христианстве носило исключительно религиозный характер, и потому секулярная европейская философия была вынуждена искать отдельный путь решения данного вопроса. Первый в истории науки масштабный опыт философского осмысления антиномизма принадлежит И. Канту, который формулирует четыре антиномии чистого разума и вводит в широкий философский обиход тер-

16

мин «антиномия». И. Кант показывает, что антиномии расположены за пределами эмпирического опыта. Две из четырех антиномий чистого разума целиком расположены в мире «вещей в себе» (и, следовательно, за пределами эмпирического опыта), другие две расположены в нем частично. Поэтому антиномии чистого разума, представляющиеся разуму как неразрешимые противоречия, не могут быть предметом познания . Это дает основание относить антиномизм к области метафизики, и далее - к задачам философии и богословия.

Следует упомянуть о решении проблемы противоречий, содержащейся в философской системе Г. Гегеля. Данная система имеет признаки «философской религии» и включает попытку проникнуть в тайну мирового антиномизма, минуя главенство религии.

Система Г. Гегеля включает в себя учение об Абсолютном Духе как реальности мира, учение о диалектике как жизни Абсолютного Духа (и процессе развития философского знания) и учение о спекулятивности диалектики. Г. Гегель отождествляет спекулятивное и мистическое, а во главу угла своей философской системы ставит Абсолютного Духа. Система Г. Гегеля - это философский аналог религии, претендующий на объяснение реальности мира. При этом Г. Гегель утверждает возможность познания Абсолютного Духа разумом. Философия выступает в качестве способа восприятия Абсолютного Духа и является синтезом искусства и религии. Диалектика Г. Гегеля является жизнью Абсолютного Духа, пронизывающего всё, а поскольку всё есть мысль, то диалектике придается статус единственного метода развития любого знания. Диалектика Г. Гегеля спекулятивна, т. е. подразумевает развитие мысли с переходом на более высокий и информативный уровень, где происходит снятие противоречия между тезисом и антитезисом.

Гений Г. Гегеля дал человечеству новую систематизацию философских знаний и новое философское осмысление реальности мира. Учение этого великого мыслителя отражает путь нерелигиозного разума в поисках Истины, возможный только через преодоление противоречий. Антиномизм является необходимым условием спекулятивного момента в философской системе Г. Гегеля.

Отечественная наука XX века в методологическом аспекте развивалась во многом на основе гегелевской диалектики, поэтому закономерно, что в отечественной психологии и педагогике конца XX - начала XXI века антиномизм получил дальнейшее развитие.

В психологическом учении известного современного психолога В. С. Мухиной социальное и индивидуальное учитываются в качестве

3

См.: Лега, В. П. Философия нового времени. Иммануил Кант / В. П. Лега // Седмицами. Текст: электронный. - URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/431793/ (дата обращения: 11.02.2021).

противоположных полюсов. Человек имеет две ипостаси: он развивается как социальная единица и как уникальная личность. Развитие личности возможно только в условиях взаимодействия с другой личностью. Человек осознает другую личность как собственное отрицание (инобытие) и развивается через снятие противоречия «Я - Другой». Снятие данного противоречия есть бесконечный процесс, по причине глубины и непознаваемости личности. При этом потеря баланса между общественным и индивидуальным ведет к дефектам результата: развитие индивидуального в ущерб социальному приводит к развитию эгоцентризма и неспособности к совместной жизни с другими людьми. Развитие социального в ущерб индивидуальному обрекает человека на растворение в общей массе «одинаковых» людей. Человек развивается за счет сочетания накопления собственных индивидуальных признаков с накоплением общих признаков человеческой личности4, и потому взаимоотношение социального и индивидуального начал в личности может рассматриваться как антропологическая антиномия.

Выдающийся отечественный психолог В. И. Слободчиков ввел в научный обиход понятие «событийной общности». Данное понятие предполагает объединение между «Мной» и «Другим», синтез личностного одиночества и предельного единения с «Другим»5. Понятие «событийности» основано на христианском понятии о соборности и является христианским разрешением антиномии «Я - Другой».

В 90-х годах ХХ века прот. Борис Ничипоров выдвинул идею о применении христианского антиномизма в педагогике. Используя принцип соединения несовместимого, заимствованный из христианской догматики, прот. Борис Ничипоров сформулировал следующие педагогические антиномии:

1. Антиномия свободы и послушания - совмещение ограничения собственной воли воспитанника с предоставлением ему свободы действия.

2. Антиномия власти и безвластия - совмещение ограничения воспитанника властью воспитателя с предоставлением воспитаннику возможности реализации свободы выбора.

4 См.: Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 54-57.

5 См.: Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 173-175.

3. Антиномия традиционного и прогрессивного - совмещение проверенных педагогических методик с новыми.

4. Антиномия открытости и автономности - совмещение открытости школы, воспитанников и воспитателей по отношению к миру (для его познания и просвещения) с хранением христианского духа.

5. Антиномия молчания и назидания - совмещение воспитательного молчания с наставничеством.

6. Антиномия братства - объединение старших и младших, а также команды «выигравших» и команды «проигравших».

7. Антиномия духовника - совмещение ожиданий с реальностью, романтизма с реализмом.

8. Антиномия мистического и реального - совмещение христианской мистики с повседневной реальностью.

9. Антиномия мистического и рационального - совмещение мистического восприятия духовного мира с рациональным отношением к миру материальному.

10. Антиномия праздничной стихии - совмещение голгофского рыдания с радостью Воскресения Христова6.

Дело протоиерея Бориса Ничипорова продолжил профессор А.А. Остапенко, автор педагогической системы «разумного баланса», созданной на основе теории христианского антиномизма. Педагогика разумного баланса А.А. Остапенко - первая научная система в истории отечественной православной педагогики.

Профессор А. А. Остапенко предлагает систематизацию педагогических антиномий в матричной модели многомерной педагогической реальности (таблица 1). Описание этой модели включает обозначение христианской цели и обеспечение непрерывности, полноты и эффективности образования.

Христианская цель образования состоит в спасении душ воспитанника и воспитателя. Цель образования доминирует над остальными его компонентами: научной и учебной информацией, средствами образовательной коммуникации, учащимися, преподавателями, критериями оценки и последующей образовательной системой.

6 См.: Ничипоров, Б. (прот.). Времена и сроки. Кн. 1: Очерки онтологической психологии / прот. Б. Ничипоров. - М.: Фонд содействию образованию XXI века, 2002. - С. 162-175.

Таблица 1

Многомерная педагогическая реальность_

1. Целевой аспект или антиномия формирования и саморазвития человека (аксиоматическое понимание природы человека)

Ось средств Ось содержания Ось времени

Антиномия внешнего и внутреннего 2. Процессуальный аспект или антиномия социализации и индивидуализации 3. Системно-содержательный аспект или антиномия явного и скрытого содержания образования 4. Темпоральный аспект или антиномия устойчивости и неустойчивости (внимания)

Антиномия общего и частного 5. Инструментальный аспект или антиномия концептуального и инструментального 6. Учебно-содержательный аспект или антиномия общего и профессионального образования 7. Хронотопический аспект или антиномия временного и вечного

Антиномия статичности и динамичности 8. Оценочный аспект или антиномия итоговой и текущей оценки 9. Организационно-содержательный аспект или антиномия концентри-рованности распределён-ности 10. Организационно-временной аспект или антиномия и краткого продолжительного

Антиномия слитности и разделения 11. Уровневый аспект или антиномия доступности и высокого уровня трудности 12. Эмоциональный аспект или антиномия положительного и отрицательного 13. Возрастной аспект или антиномия интеграции и дифференциации образовательного процесса

Непрерывность образования обеспечивается антиномичным сочетанием социализации и индивидуализации, а также своевременной постановкой образовательных целей.

Полнота образования достигается восхождением по антропологиче-

п

ской лествице образовательных целей (уровни этой лествицы - «ознакомительный», «законнический», «благодатный», «творческий» и «спаси-

о

тельный») и применением сбалансированной системы оценок .

Антиномичное сочетание концентрированного и распределенного обучения, доступного и трудного учебного материала, дифференциальных и интегративных процессов, а также многообразие организационных форм

у

Остапенко, А. А. Из чего складывается полнота образования человека / А. А. Остапенко. - М.: НИИ школьных технологий, 2019. - 44 с. (Лекции по системной и со-Образной педагогике. Вып. 18).

Бодоньи, М. А. От оценки казнящей к оценке покаянной. Роль и место оценки в со-Образной педагогике / М. А. Бодоньи, А. А. Остапенко // Духовно-нравственное воспитание. - 2020. - № 4. - С. 26-33.

учебного процесса обеспечивают эффективность образования9. Таким образом, антиномизм как принцип христианского мышления имеет долгую историю - от античной постановки проблемы противоречий, возникающих в мышлении, через Откровение - к развитию в европейской философии Нового времени, а также в современных теориях отечественной психологии и православной педагогики. Эта линия развития мысли предстает как результат распространения христианской веры - противоречивой и непознаваемой, но единственно правдивой и истинной.

Христианский антиномизм сегодня - это перспективное направление отечественной психологии и педагогики, а в будущем, возможно, научная школа, цель которой - преображение отечественного образования.

Список использованных информационных ресурсов

1. Бодоньи, М. А. От оценки казнящей к оценке покаянной. Роль и место оценки в со-Образной педагогике / М. А. Бодоньи, А. А. Остапенко // Духовно-нравственное воспитание. - 2020. - № 4. - С. 26-33.

2. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - 495 с.. («Памятники философской мысли»).

3. Лега, В. П. Философия нового времени. Иммануил Кант // Седмицами. Текст: электронный. - URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/431793/ (дата обращения: 11.02.2021).

4. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

5. Ничипоров, Б. (прот.) Времена и сроки. Кн. 1: Очерки онтологической психологии. - М.: Фонд содействию образованию XXI века, 2002. - 188 с.

6. Остапенко, А. А. Из чего складывается полнота образования человека. - М.: НИИ школьных технологий, 2019. - 44 с. (Лекции по системной и со-Образной педагогике. Вып. 18).

7. Остапенко, А. А. Педагогика разумного баланса. Антиномизм как методология моделирования многомерных педагогических теорий и систем. -Saarbrücken [Германия]: Lambert Academic Publishing, 2010. - 308 с.

8. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности : Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

9. Флоренский, П. А. Соч. в 4-х т. Т. 1 / П. А. Флоренский. - М.: Мысль, 1994. -797 с.

10. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. - М.: Правда, 1990. - 490 с.

9 См.: Остапенко, А. А. Антиномичное моделирование педагогической реальности на основе принципа разумного баланса // Педагогика разумного баланса. Антиномизм как методология моделирования многомерных педагогических теорий и систем. -Saarbrücken [Германия]: Lambert Academic Publishing, 2010. - С. 101-275.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.