УДК 27-873 Акинфин Петр, диакон
аспирант Московской духовной академии
Христианский антиномизм: истоки и современность
Аннотация. В статье кратко излагается история антиномизма как философского течения, зародившегося в античности, получившего новое преломление в христианстве и повлиявшего на различные концепции немецкой классической философии, русской религиозной философии, а также современной отечественной психологии и православной педагогики.
Ключевые слова: антиномизм, «апории», христианский антиномизм, антиномии Канта, Гегеля, антиномизм в педагогике, педагогика разумного баланса, педагогическая система А. А. Остапенко, педагогическая система Б. Ничипорова, педагогическая система В. И. Слободчикова.
Ссылка на статью: Акинфин, П. (диакон; аспирант Московской духовной академии). Христианский антиномизм: истоки и современность / диакон Петр Акинфин. - Текст: непосредственный // Хризостом : научно-просветительский журнал Екатеринодарской духовной семинарии. - 2021. - № 1. - С. 10-20. - Библиогр.: с. 19-21 (10 назв.)
UDC 27-873 Deacon Peter Akinfin
post-graduate student of the Moscow Theological Academy
Christian antinomianism: origins and modernity
Abstract. The article briefly describes the history of antinomianism as a philosophical trend that originated in antiquity, received a new refraction in Christianity and influenced various concepts of German classical philosophy, Russian religious philosophy, as well as modern Russian psychology and Orthodox pedagogy.
Keywords: antinomianism, "aporia", Christian antinomianism, antinomianism in pedagogy, pedagogy of a reasonable balance.
Посвящается светлой памяти профессора Санкт-Петербургской духовной академии монахини Александры (М. В. Захарченко)
Одна из великих заслуг праотцов теоретического мышления - античных философов - состоит в выдвижении проблемы противоречий. Зенон Элейский (У1-У вв. до н. э.) доказывал немыслимость движения, представляя в качестве аргументов знаменитые «апории», согласно одной из которых Ахиллес вынужден бесконечно догонять черепах. Для того, чтобы понять процесс, рассудок разбивает его на части. В рассудке человека он, подобно пути Ахиллеса, неизбежно дробится.
Вопрос противоречий ставится у древних с рассудочной позиции. Вынужден гнаться за черепахой именно рассудочный, физический Ахиллес. Да это и не совсем Ахиллес бежит за черепахой. Это двигается физический объект «тело Ахиллеса», который не отвечает за что-либо метафизическое. «Апории» Зенона - это ситуации геометрические, физические, естественные.
Рассудок человека - это способность его души, природа которой, согласно ключевому положению христианской антропологии (Рим. 5:12), повреждена, а потому является ущербной и ожидает восстановления. В силу этой ущербности рассудок и формулирует неразрешимые противоречия.
Для решения проблемы противоречий требовалось дополнение естественных представлений человеческой мысли новым, духовным слоем, выходящим за пределы познаваемого.
Именно с этапом незавершенности поиска решения проблемы противоречий совпадает по времени пришествие на землю Спасителя. Менее чем через четыре столетия Святые Отцы в догмате о Святой Троице утверждают одновременно единственность и троичность Бога. Затем в Халкидонском догмате утверждается «неслитное, неизменное, нераздельное и неразлучное» сосуществование Божественной и человеческой природы во Христе. Много позже в догматическом учении о Божественных энергиях утверждается неслиянность и нераздельность Сущности Божией и нетварных Божественных энергий. Этот ряд может быть завершен догматом о Приснодевстве Богоматери, в соответствии с которым Богородица соединяет несовместимое: Она - и Дева, и Матерь. Несомненно, христианские догматы противоречивы и не объяснимы с точки зрения человеческого мышления, наряду с «апориями» Зенона Элейского.
В книге «Столп и утверждение истины» прот. Павел Флоренский на основании анализа Священного Писания и православной догматики доказывает антиномичность христианской истины. Догмат является антитезисом по отношению к рассудочному суждению. Вера есть синтез рассудочного суждения и догмата, в котором снимается их противоречие. Вера -результат подвига рассудка, познания им своего инобытия.
Показательно, что понятие «христианского антиномизма» ввел именно прот. П. Флоренский, который, наряду с Владимиром Соловьевым и прот. С. Булгаковым, был одним из ведущих русских «софиологов» конца XIX - первой половины XX века. Напомним, что софиология представляет из себя гностическую реминисценцию в русской религиозно-философской мысли и основана на утверждении о существовании Софии или Премудрости, которая является посредником между Богом и миром. Это «посредничество» разрабатывается «софиологами» не в согласии с учением апостола Павла о премудрости Христа (1 Кор. 1:21) и Его посредничестве (1 Тим. 2:5), а в логике гностицизма: между Богом и миром - бездна, и потому для творения мира и промысла о нем Богу необходим посредник. Вероятно, именно этим сознанием отделенности человека от Бога был определен акцент, поставленный Флоренским на противоречивости бытия: «...Истина есть антиномия и не может не быть таковою»1.
Научное знание разбивает реальность на несовместимые друг с другом аспекты именно вследствие поврежденности субъекта этого знания, его не совершенства, потери цельности в грехопадении. Именно поэтому рассудок неизбежно запутывается в противоречиях.
Однако мир христианской веры не ограничен лишь поврежденной грехом частью бытия. Христос Откровением предвозвещает рай, в котором то, что на Земле человек воспринимает как антиномии, разрешается вследствие его прозрения, сверхрассудочным образом, в благодатном озарении веры. Созерцание антиномичных положений вероучения открывается через подвиг христианского благочестия. Только святость как восстановление утраченной цельности открывает путь к действительному снятию противоречий2. Не меньшая напряжения философских противоречий, такая перспектива отменяет необходимость рационального объяснения христианских антиномий.
Таким образом, христианская догматика есть выражение последней истины, которая, проецируясь на поврежденную, а потому ограниченную плоскость человеческого языка и мышления, предстает как ряд логических противоречий, сочетая несочетаемое и совмещая несовместимое. Этот процесс подлежит скорее созерцанию, чем познанию.
В христианстве антиномизм превращается из философской проблемы в принцип мышления. В этом можно убедиться при анализе евангельского текста. Христос, приходя в мир и проповедуя поврежденным людям Свою исцеляющую Божественную Истину, совмещает противоположные тезисы.
1 Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. - М.: Правда, 1990. - С. 147.
о
2 См.: Флоренский, П. А. Соч. в 4-х т. Т. 1 / П. А. Флоренский. - М.: Мысль, 1994. - С. 468.
В частности, на основе анализа первых двух синоптических Евангелий выделяются следующие пять евангельских антиномий:
1. Антиномия праведности и неправедности в родословии Спасителя. Родословие Христа содержит имена и праведников, и грешников (Мф. 1:1-16; Лк. 3:23-38). Самой яркой фигурой среди земных предков Иисуса Христа является Давид - пророк, впавший в тяжкие грехи и оставивший человечеству классический покаянный религиозный текст, известный как «Псалом пятидесятый».
2. Антиномия аскезы и не-аскезы. С одной стороны, Сам Христос сорокадневным постом показал пример строжайшего воздержания от пищи, отвержением искушений в пустыне (Мф. 4:1-11; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-13), иллюстрируя Свои слова о невозможности изгнания бесов без подвига молитвы и поста (Мф. 17:21). С другой стороны, Христос не следил, чтобы ученики соблюдали все положенные посты, отчего и прозвучал вопрос учеников Иоанна: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9:14).
3. Антиномия «национализма» и «космополитизма».
Спаситель был патриотом Своего земного отечества, о чем свидетельствуют его слова: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37-38). При этом проповедь христианства не замыкается на еврейском народе, а распространяется на всех без исключения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20).
4. Антиномия мудрости и простоты. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Христос учит соединять разум и рассуждение с кротостью и незлобием.
5. Антиномия первых и последних. Христос в притче о работниках виноградника (Мф. 20:1-16) показывает, что человек, пред смертью пришедший к Богу, входит в Рай наравне с тем, кто пришел в виноградник христианского подвига в начале жизненного пути.
Преодоление проблемы противоречий в христианстве носило исключительно религиозный характер, и потому секулярная европейская философия была вынуждена искать отдельный путь решения данного вопроса. Первый в истории науки масштабный опыт философского осмысления антиномизма принадлежит И. Канту, который формулирует четыре антиномии чистого разума и вводит в широкий философский обиход тер-
16
мин «антиномия». И. Кант показывает, что антиномии расположены за пределами эмпирического опыта. Две из четырех антиномий чистого разума целиком расположены в мире «вещей в себе» (и, следовательно, за пределами эмпирического опыта), другие две расположены в нем частично. Поэтому антиномии чистого разума, представляющиеся разуму как неразрешимые противоречия, не могут быть предметом познания . Это дает основание относить антиномизм к области метафизики, и далее - к задачам философии и богословия.
Следует упомянуть о решении проблемы противоречий, содержащейся в философской системе Г. Гегеля. Данная система имеет признаки «философской религии» и включает попытку проникнуть в тайну мирового антиномизма, минуя главенство религии.
Система Г. Гегеля включает в себя учение об Абсолютном Духе как реальности мира, учение о диалектике как жизни Абсолютного Духа (и процессе развития философского знания) и учение о спекулятивности диалектики. Г. Гегель отождествляет спекулятивное и мистическое, а во главу угла своей философской системы ставит Абсолютного Духа. Система Г. Гегеля - это философский аналог религии, претендующий на объяснение реальности мира. При этом Г. Гегель утверждает возможность познания Абсолютного Духа разумом. Философия выступает в качестве способа восприятия Абсолютного Духа и является синтезом искусства и религии. Диалектика Г. Гегеля является жизнью Абсолютного Духа, пронизывающего всё, а поскольку всё есть мысль, то диалектике придается статус единственного метода развития любого знания. Диалектика Г. Гегеля спекулятивна, т. е. подразумевает развитие мысли с переходом на более высокий и информативный уровень, где происходит снятие противоречия между тезисом и антитезисом.
Гений Г. Гегеля дал человечеству новую систематизацию философских знаний и новое философское осмысление реальности мира. Учение этого великого мыслителя отражает путь нерелигиозного разума в поисках Истины, возможный только через преодоление противоречий. Антиномизм является необходимым условием спекулятивного момента в философской системе Г. Гегеля.
Отечественная наука XX века в методологическом аспекте развивалась во многом на основе гегелевской диалектики, поэтому закономерно, что в отечественной психологии и педагогике конца XX - начала XXI века антиномизм получил дальнейшее развитие.
В психологическом учении известного современного психолога В. С. Мухиной социальное и индивидуальное учитываются в качестве
3
См.: Лега, В. П. Философия нового времени. Иммануил Кант / В. П. Лега // Седмицами. Текст: электронный. - URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/431793/ (дата обращения: 11.02.2021).
противоположных полюсов. Человек имеет две ипостаси: он развивается как социальная единица и как уникальная личность. Развитие личности возможно только в условиях взаимодействия с другой личностью. Человек осознает другую личность как собственное отрицание (инобытие) и развивается через снятие противоречия «Я - Другой». Снятие данного противоречия есть бесконечный процесс, по причине глубины и непознаваемости личности. При этом потеря баланса между общественным и индивидуальным ведет к дефектам результата: развитие индивидуального в ущерб социальному приводит к развитию эгоцентризма и неспособности к совместной жизни с другими людьми. Развитие социального в ущерб индивидуальному обрекает человека на растворение в общей массе «одинаковых» людей. Человек развивается за счет сочетания накопления собственных индивидуальных признаков с накоплением общих признаков человеческой личности4, и потому взаимоотношение социального и индивидуального начал в личности может рассматриваться как антропологическая антиномия.
Выдающийся отечественный психолог В. И. Слободчиков ввел в научный обиход понятие «событийной общности». Данное понятие предполагает объединение между «Мной» и «Другим», синтез личностного одиночества и предельного единения с «Другим»5. Понятие «событийности» основано на христианском понятии о соборности и является христианским разрешением антиномии «Я - Другой».
В 90-х годах ХХ века прот. Борис Ничипоров выдвинул идею о применении христианского антиномизма в педагогике. Используя принцип соединения несовместимого, заимствованный из христианской догматики, прот. Борис Ничипоров сформулировал следующие педагогические антиномии:
1. Антиномия свободы и послушания - совмещение ограничения собственной воли воспитанника с предоставлением ему свободы действия.
2. Антиномия власти и безвластия - совмещение ограничения воспитанника властью воспитателя с предоставлением воспитаннику возможности реализации свободы выбора.
4 См.: Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 54-57.
5 См.: Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 173-175.
3. Антиномия традиционного и прогрессивного - совмещение проверенных педагогических методик с новыми.
4. Антиномия открытости и автономности - совмещение открытости школы, воспитанников и воспитателей по отношению к миру (для его познания и просвещения) с хранением христианского духа.
5. Антиномия молчания и назидания - совмещение воспитательного молчания с наставничеством.
6. Антиномия братства - объединение старших и младших, а также команды «выигравших» и команды «проигравших».
7. Антиномия духовника - совмещение ожиданий с реальностью, романтизма с реализмом.
8. Антиномия мистического и реального - совмещение христианской мистики с повседневной реальностью.
9. Антиномия мистического и рационального - совмещение мистического восприятия духовного мира с рациональным отношением к миру материальному.
10. Антиномия праздничной стихии - совмещение голгофского рыдания с радостью Воскресения Христова6.
Дело протоиерея Бориса Ничипорова продолжил профессор А.А. Остапенко, автор педагогической системы «разумного баланса», созданной на основе теории христианского антиномизма. Педагогика разумного баланса А.А. Остапенко - первая научная система в истории отечественной православной педагогики.
Профессор А. А. Остапенко предлагает систематизацию педагогических антиномий в матричной модели многомерной педагогической реальности (таблица 1). Описание этой модели включает обозначение христианской цели и обеспечение непрерывности, полноты и эффективности образования.
Христианская цель образования состоит в спасении душ воспитанника и воспитателя. Цель образования доминирует над остальными его компонентами: научной и учебной информацией, средствами образовательной коммуникации, учащимися, преподавателями, критериями оценки и последующей образовательной системой.
6 См.: Ничипоров, Б. (прот.). Времена и сроки. Кн. 1: Очерки онтологической психологии / прот. Б. Ничипоров. - М.: Фонд содействию образованию XXI века, 2002. - С. 162-175.
Таблица 1
Многомерная педагогическая реальность_
1. Целевой аспект или антиномия формирования и саморазвития человека (аксиоматическое понимание природы человека)
Ось средств Ось содержания Ось времени
Антиномия внешнего и внутреннего 2. Процессуальный аспект или антиномия социализации и индивидуализации 3. Системно-содержательный аспект или антиномия явного и скрытого содержания образования 4. Темпоральный аспект или антиномия устойчивости и неустойчивости (внимания)
Антиномия общего и частного 5. Инструментальный аспект или антиномия концептуального и инструментального 6. Учебно-содержательный аспект или антиномия общего и профессионального образования 7. Хронотопический аспект или антиномия временного и вечного
Антиномия статичности и динамичности 8. Оценочный аспект или антиномия итоговой и текущей оценки 9. Организационно-содержательный аспект или антиномия концентри-рованности распределён-ности 10. Организационно-временной аспект или антиномия и краткого продолжительного
Антиномия слитности и разделения 11. Уровневый аспект или антиномия доступности и высокого уровня трудности 12. Эмоциональный аспект или антиномия положительного и отрицательного 13. Возрастной аспект или антиномия интеграции и дифференциации образовательного процесса
Непрерывность образования обеспечивается антиномичным сочетанием социализации и индивидуализации, а также своевременной постановкой образовательных целей.
Полнота образования достигается восхождением по антропологиче-
п
ской лествице образовательных целей (уровни этой лествицы - «ознакомительный», «законнический», «благодатный», «творческий» и «спаси-
о
тельный») и применением сбалансированной системы оценок .
Антиномичное сочетание концентрированного и распределенного обучения, доступного и трудного учебного материала, дифференциальных и интегративных процессов, а также многообразие организационных форм
у
Остапенко, А. А. Из чего складывается полнота образования человека / А. А. Остапенко. - М.: НИИ школьных технологий, 2019. - 44 с. (Лекции по системной и со-Образной педагогике. Вып. 18).
Бодоньи, М. А. От оценки казнящей к оценке покаянной. Роль и место оценки в со-Образной педагогике / М. А. Бодоньи, А. А. Остапенко // Духовно-нравственное воспитание. - 2020. - № 4. - С. 26-33.
учебного процесса обеспечивают эффективность образования9. Таким образом, антиномизм как принцип христианского мышления имеет долгую историю - от античной постановки проблемы противоречий, возникающих в мышлении, через Откровение - к развитию в европейской философии Нового времени, а также в современных теориях отечественной психологии и православной педагогики. Эта линия развития мысли предстает как результат распространения христианской веры - противоречивой и непознаваемой, но единственно правдивой и истинной.
Христианский антиномизм сегодня - это перспективное направление отечественной психологии и педагогики, а в будущем, возможно, научная школа, цель которой - преображение отечественного образования.
Список использованных информационных ресурсов
1. Бодоньи, М. А. От оценки казнящей к оценке покаянной. Роль и место оценки в со-Образной педагогике / М. А. Бодоньи, А. А. Остапенко // Духовно-нравственное воспитание. - 2020. - № 4. - С. 26-33.
2. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - 495 с.. («Памятники философской мысли»).
3. Лега, В. П. Философия нового времени. Иммануил Кант // Седмицами. Текст: электронный. - URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/431793/ (дата обращения: 11.02.2021).
4. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
5. Ничипоров, Б. (прот.) Времена и сроки. Кн. 1: Очерки онтологической психологии. - М.: Фонд содействию образованию XXI века, 2002. - 188 с.
6. Остапенко, А. А. Из чего складывается полнота образования человека. - М.: НИИ школьных технологий, 2019. - 44 с. (Лекции по системной и со-Образной педагогике. Вып. 18).
7. Остапенко, А. А. Педагогика разумного баланса. Антиномизм как методология моделирования многомерных педагогических теорий и систем. -Saarbrücken [Германия]: Lambert Academic Publishing, 2010. - 308 с.
8. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности : Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
9. Флоренский, П. А. Соч. в 4-х т. Т. 1 / П. А. Флоренский. - М.: Мысль, 1994. -797 с.
10. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. - М.: Правда, 1990. - 490 с.
9 См.: Остапенко, А. А. Антиномичное моделирование педагогической реальности на основе принципа разумного баланса // Педагогика разумного баланса. Антиномизм как методология моделирования многомерных педагогических теорий и систем. -Saarbrücken [Германия]: Lambert Academic Publishing, 2010. - С. 101-275.