УДК 124.5
ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ
Р.Р. Лемонджава
Российский государственный торгово-экономический университет, Москва
Автор рассматривает христианские ценности как первооснову естественного права. Объем постулатов естественного права совпадает с христианскими ценностями. Христианство и право в его естественном понимании объединены своей обращенностью к человеку. Современная концепция прав человека, с ее идеалами признания в каждой автономной личности, уважения его прав и свобод, основана на христианском учении, высшей ценностью которого является любовь как акт ответственности и долга перед другим человеком. Анализируется эволюция влияния христианства на естественное право.
Ключевые слова: ценности, христианские ценности, антропоцентризм, естественное право, разумное начало.
Вопросы соотношения права и религии являются предметом дискуссии в юридической науке уже на протяжении долгого времени. Исследуются разные аспекты, общее между правом и религией и различное. Ученые усматривают общие признаки (атрибуты), присущие праву и религии. Так, А. Тер-Акопов отмечает, что «общим для права и христианства является свойство регулятивности»1. Различают право и религию, ответственность за противоправное деяние («грех» в христианской религии). В христианстве за грех наступает раскаяние, в праве — юридическая ответственность. Причем в первом случае нельзя принудить к раскаянию, тогда как право обладает механизмом принуждения исполнения ответственности за правонарушение.
1 Тер-Акопов А. Христианские начала и их
развитие в российском праве // Российская юсти-
ция. - 2001. - № 7. - С. 67-68.
Конечно, право и религию связывают не только общие формальные признаки, фундаментально их роднят общие сущностные свойства. В первую очередь таким сущностным свойством является человекоори-ентированность. И право, и религия обращены к человеку и его жизни.
Западная культура правового мышления исходит из древнегреческой философии и римской юриспруденции, основным вектором и идеологией которых было стремление выработать и установить то или иное отношение к человеку, его месту в этом мире, его правам и свободам. На этой основе в Европе сформировалось естественное право, главным стержнем которого «при всем многообразии трактовок является его гуманистическая, человекоцен-тристская ориентация на понимание права как формы индивидуальной свободы че-
ловека в общественной жизни»2. Такое же решающее влияние на естественное право оказала христианская религия. Первой правовой системой было каноническое право (первый свод канонов вышел в 1234 году), которое, как известно, является прародителем современных европейских юридических школ3. Сочетание античной и христианской традиций привело к эклектичному соединению в рамках естественно-правовой доктрины правового принципа формального равенства и нравственной идеи милосердия, т. е. любви4. И сегодня ученые (Б. Осипян, А. Тер-Акопов, Н. Ной-хауз и др.) продолжают отстаивать позицию, согласно которой правовые системы либерально-демократического характера во главе с идеей автономии личности имеют христианские корни. М.Н. Булатова отмечает, что «сторонники религиозного обоснования демократии и либерализма видят корни философии прав человека в христианском учении, поскольку именно христианство провозгласило равенство всех перед Богом»5.
В ценностном измерении право и христианство объединены своей антропоцен-
2 Лапаева В.В. Российская философия права в контексте западной философско-правовой традиции // Вопросы философии. — 2010. — № 5. — С. 3-15.
3 Тер-Акопов А. Христианские начала и их развитие в российском праве / / Российская юстиция. — 2001. — № 7. — С. 67-68. Также см. Осипян Б .А. О необходимости религиозного измерения права // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. —
2005. — № 2 (62). — С. 26—28.
4 Лапаева В. В. Российская философия права в контексте западной философско-правовой традиции // Вопросы философии. — 2010. — № 5. — С. 3—15.
5 Булатова М.Н. Христианские ценности как предпосылка либерального общества / / Сибирский юридический вестник. — 2005. — № 1.
тричностью, направленностью на человека. Ценности всегда характеризуются через внутренний мир человека, его убеждения, желания, устремления6. В русском языке наиболее близким по значению к понятию «ценности» является слово «благо». В философском словаре находим следующее определение: благо — все то, что имеет для человека положительное значение, ценность7. Именно этим словом раньше пользовались русские философы и юристы в том значении, в котором сегодня принято употреблять понятие «ценность». То есть ценность — это всякое благо: добро, польза, истина, справедливость, красота, значимое для человека. С.О. Ели-шев пишет, что «ценности представляют собой социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. п.»8. При этом они не подвергаются сомнению и служат эталоном и идеалом для людей, их придерживающихся9. Для христиан высшей ценностью является любовь. Любовь к человеку, любовь к ближнему. В Новом Завете сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф: 22, 39). Здесь не следует понимать под любовью нечто романтично-поэтическое, любовь в данном случае есть акт ответственности и долга перед человеком. Подобные идеи восприняты и российским позитивным
6 См. Экимов А.И. Право, ценности и интересы // Научные труды РГТЭУ. — М., 2004. — С. 313— 328.
7 Краткий словарь по философии / под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. — 4-е изд. — М., 1982. — С. 29—30.
8 Елишев С.О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентиры» // Вестник Московского университета. — 2010. — № 3. — С. 74—91.
9 Там же.
правом. Так, нормы семейного права обязывают родителей содержать своих несовершеннолетних детей, уголовное право устанавливает ответственность за оставление в опасности и другие нормы. В этом свете христианство как религия, как система ценностей представляется неким идеалом человеческого бытия, идеалом того, как необходимо жить в этом мире. Такой подход известен и в юриспруденции, и сводится он к естественному (юснатура-листскому) пониманию права.
По В.С. Нерсесянцу, естественное право есть право по природе, неизменное право, подлинное, разумное, правильное. Более того, «для сторонников юснатуралист-ского подхода естественное право как единственно подлинное, разумное, нравственное и справедливое право дано самой природой и коренится в объективной природе - в природе бога или человека»10. Идеи естественного права как идеала, к которому необходимо стремиться, можно найти еще у античных мыслителей. Для Гераклита источник человеческих законов - божественный (разумный) закон. Божественный закон формирует меру человеческим делам и отношениям, в том числе и человеческим законам, устанавливает представление о справедливости вообще. К гераклитовской концепции восходят те естественно-правовые доктрины античности и нового времени, которые под естественным правом понимают некое разумное начало (норму всеобщего разума)11. Масштаб естественного права настолько велик, что совокупность его идеалов нельзя свести к какой-то одной ценности, например справедливости, а он об-
10 Нерсесянц В.С. Философия права. - М., 2008. - С. 23.
11 См. Нерсесянц В.С. Философия права Геге-
ля. - М., 1998. - С. 97-109.
разует целую систему ценностей, которая включает в себя такие ценности, как равенство, истинность, разумность, свобода, достоинство человека и т. д.12. Данная система ценностей естественного права взята за основу правовых систем современных европейских государств. Отношение к человеку и его правам в странах Европы и странах, в ценностном отношении ориентированных на Европу, основывается на нескольких международных документах. Фундаментальными являются следующие из них: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др. В этих документах заложен основной механизм западного миропорядка (ему следует и Россия), который в человеческом измерении характеризуется уважением к личности и признанием ее автономности. Эти идеи восприняты из христианского учения. В Ветхом Завете записано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1,2728). Из этого библейского положения следует, что Бог одарил человека свободой. Это личностное, богоподобное обусловливает ценность и достоинство человека. Бог беседует с ним, направляет его, объясняет, что есть добро и зло, помогает ему, чтит
12 Там же. - С. 147-156.
его свободу, награждает или карает. И всем этим Бог утверждает достоинство человека, оставляет за ним право быть хозяином своей судьбы13.
Для Прудона свобода нерушима и является естественным правом человека по самой природе человека: я не могу ни продать, ни отчудить мою свободу14. Никакой договор, никакое условие, имеющее предметом отчуждение или упразднение свободы, не имеет силы. Свобода есть первое условие человеческого состояния, отказаться от свободы — значит отказаться от человеческого достоинства15. Высшие постулаты права — свобода, равенство и справедливость — зиждутся именно на такой модели отношений, которую можно охарактеризовать формулой «признание в другом личности равной себе». И это «признание» отражено в Библии, а впоследствии, получив развитие в естественном праве, позитиви-ровано в основные международные акты и внутреннее законодательство.
Основным идеалом естественного права является справедливость. Разумное начало права есть справедливость, или правда. Как известно, римский юрист Ульпиан слово jus (право) этимологически выводил из слова justitia (справедливость): est autem a justitia appellatum. Двумя важнейшими аспектами права, обеспечивающими его справедливость, принято считать свободу и равенство. «Искони понятие о правде, — писал Б.Н. Чичерин, — связывалось с началом равенства. Справедливым считается
13 См.: Сорокина !Ю.В., Малиновская Н.В. Интерпретация христианской доктрины и право западноевропейских государств // История государства и права. — 2008. — № 12. — С. 35—38.
14 П.Ж. Прудон. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти. —
М., 1998. - С. 36.
15 Там же.
то, что одинаково прилагается ко всем. Это начало вытекает из самой природы человеческой личности: все люди суть разумно-свободные существа, все созданы по образу и подобию Божьему и как таковые равны между собою»16. Как видно, абсолютно светский либеральный представитель правовой философской мысли, каким, несомненно, являлся Чичерин, в пользу своей правовой позиции относительно равенства и свободы человека приводит аргументы из библейских положений. В то же время необходимо иметь в виду, что религия и естественное право наделяют человека сущностным равенством, а позитивное право обеспечивает формальное юридическое равенство. Материального равенства последнее предоставить не может и не должно этого делать, поскольку обеспечение материального равенства возможно только при полном подавлении свободы, которое «неизбежно ведет к обобщению имущества и к обязательному труду, одинаковому для
17
всех».
Христианство во все времена оказывало влияние на положения тех или иных законов, юридических документов. «Одно время в Европе тексты векселей начинались со словами «Laus Deo», т. е. «Хвала Господу», полагая, что форма акта существенно влияет на его содержание и укрепляет доверие между деловыми партнерами»18. Благодаря христианству в Европе был изжит обычай и право «первой брачной ночи» (jus primae noctis), который нарушал святое и неруши-
16 Русская философия и социология права. Антология. Авторы составители: Агафонов ЮЮ.А., Шалин В.В., Зимонина Н.А. — Ростов н/Д, Краснодар, 2005. - С. 62.
17 Там же. — С. 63.
18 Осипян Б. Соотношение и взаимодействие норм религии, права и закона / Религия и право. —
2003. — № 3. — С. 19—21.
мое единство мужа и жены, а также установлены четкие принципы отношений между супругами, родителями, детьми и ближайшими родственниками19. Христианство способствовало искоренению групповых браков у южных славян. Ветхий Завет гласит: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Бытие 2,23-24). Такое отношение к браку имеет место и сегодня во всех христианско-ориентированных странах. Из современных основополагающих документов иностранных государств особое внимание обращает на себя Конституция Германии, начинающаяся словами: «Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми...». Благополучное обустройство послевоенной Германии - во многом заслуга христианской идеологии, которая была взята за основу в образовании двух политических партий сразу после Второй мировой войны - Христианско-социальный союз (1945) и Христианско-демократический союз (1946). Эти партии, провозгласив своими идеалами христианские ценности, добились огромных успехов во всех сферах немецкого общества и на международной арене, сделав свою страну одной из ведущих экономик мира. К сожалению, история России другая. Игнорирование христианства на протяжении нескольких поколений, возможно, одна из причин того, почему сегодня дела в нашей стране находятся в упадке, а общество и человек испытывают кризис не только материальный, но и духовно-мировоззренческий.
19 Осипян Б. Соотношение и взаимодействие норм религии, права и закона // Религия и право. - 2003. - № 3. - С. 19-21.
Страна суетно мечется в отыскивании основной объединяющей идеи. В поисках, бросаемая от сталинизма до идей славянофильства, вновь и вновь оказывается в беспомощном положении. В этом отношении хочется согласиться с М.Н. Булатовой, которая считает, что необходимо «актуализировать точку зрения, согласно которой христианство и христианская культура могли бы способствовать адаптации ценностей правового государства и либерального общества к российской социальной
~ 20 действительности»20.
Идеи естественного права и его основные положения всегда отражали общечеловеческие (антропоцентристские) ценности и интересы, а отталкивались они, как было проанализировано, от христианской трактовки человеческой сущности. Именно христианство определило человека как ценность саму по себе, высшую и безусловную. На этой основе естественное право провозгласило своими ориентирами права и свободы человека, равенство всех перед законом, суверенитет личности и другие идеалы, соответствующие человеческой природе. В связи с таким смешением права и религии образовался симбиоз, который сформировал целую систему религиозно-правовых установок, значимых для общества. Как отмечал В.С. Нерсесянц, естественное право - это «некий нравственно-правовой (или морально-правовой, религиозно-правовой) комплекс, с позиций которого выносится
то или иное ценностное суждение о пози-21
тивном в праве»21.
20 Булатова М.Н. Христианские ценности как предпосылка либерального общества / / Сибирский юридический вестник. - 2005. - № 1.
21 Нерсесянц В.С. Философия права. - М., 2008. - С. 81.
Многие нормы позитивного права, как уже указывалось, имеют ветхозаветное происхождение. В сознании большинства людей такое влияние христианства на право — положительное явление. Но может ли так же считать юрист с профессиональным уровнем правосознания и правовой культуры? С одной стороны — да, поскольку это усиливает нравственный смысл права. Но, с другой стороны, такое положение российского права свидетельствует о его незрелости, архаичности. Подобное право, еще не «выросшее» из ветхозаветного состояния, ставит под сомнение сам факт его существования как самостоятельного феномена, а не части религии, где позитивное право является лишь механической прислугой для приведения в действие юридических норм, основанных на христианских ценностях. Более того, необходимо учитывать, что подобный фактор может сыграть и крайне неблагоприятную и даже опасную роль. Как показывает история, любые тоталитарные режимы приходили к власти демократическим путем. Как правило, их политические программы всегда соизмерялись с нравственными устоями данного общества. Но зачастую выходило так, что эти политические силы, оказавшись у власти, достигали своих провозглашенных политических идеалов насильственным способом. Так и российское общество, право которого вобрало в себя христианские идеалы добра, милосердия и любви, находится под угрозой того, что эти добродетели могут быть претворены в жизнь через силу и насилие. Право рискует стать инструментом силовой реализации христианского идеала. В этом отношении тесная связь права и христианства имеет негативный характер и пагубна она в первую очередь для христианства, нормы которого должны ис-
полняться добровольно. Иначе попытка силового установления на Земле добра, милосердия и любви девальвирует и дискредитирует само христианство. Кроме того, следует иметь в виду, что право — это только один из аспектов человеческой жизни. А. Тер-Акопов отмечает, что «между христианством как вероучением и правом как совокупностью санкционированных государством правил поведения ни в коем случае нельзя ставить знак тождества; христианство для христианина — это вся жизнь,
а право — лишь одно из проявлений этой
22
жизни».
Но, с другой стороны, очевидна необходимость мирного соседства и единения христианских и правовых норм. Несмотря на то что российское право сформировалось под прямым влиянием европейского права, где «путь последнего — это обожест-
23
вление права»23, российская правовая система не смогла установиться как гармоничный симбиоз христианства и права. Более того, в сознании большинства людей позитивное право есть некое противопоставление христианским ценностям. В России никогда не обоготворяли право, никогда не верили в его совершенство, смотрели на него как на дело второстепенное, считая перво-
24
степенным делом веру и спасение души . Возможно, в этом кроются исторические причины тотального недоверия к праву и так крепко укоренившегося в нашем обществе правового нигилизма. Дисбаланс между нормами христианства и права мешает гармоничному развитию страны. Представляется, что необходимо обратить внимание
22 Тер-Акопов А. Христианские начала и их развитие в российском праве // Российская юстиция. — 2001. — № 7. — С. 67—68.
23 Степанов О.В., Самыгин П.С. Социология права. — Ростов н/Д., 2006. — С. 108.
24 Там же.
на опыт западноевропейских стран, где божественные начала взяты за первооснову и не подвергаются сомнению. Также надо Русской православной церкви с должным вниманием отнестись к праву. В рецепции римского права, как известно, важную роль сыграла католическая церковь. В современной же России, несмотря на наметившуюся тенденцию в сторону активации, роль церкви в правообразовательных процессах все же еще не существенна и едва заметна.
Литература
Агафонов ЮА., Шалин В.В., Зимонина НА. Русская философия и социология права. Антология. - Ростов н/Д, Краснодар, 2005. -400 с.
Булатова М.Н. Христианские ценности как предпосылка либерального общества // Сибирский юридический вестник. - 2005. - № 1.
Елишев С.О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентиры» // Вестник Московского университета. - 2010. - № 3. - С. 74-91.
Краткий словарь по философии / под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. - 4-е изд. -М., 1982. - 431 с.
Лапаева В.В. Российская философия права в контексте западной философско-правовой
традиции // Вопросы философии. — 2010. — № 5. - С. 3-15.
Нерсесянц В.С. Философия права. — М., 2008. — 848 с.
Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. — М., 1998. — 352 с.
Осипян Б.А. Соотношение и взаимодействие норм религии, права и закона // Религия и право. — 2003. — № 3. — С. 19—21.
Прудон ПЖ. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти. — М., 1998. — С. 36.
Русская философия и социология права. Антология. Авторы составители: Агафонов Ю.А., Шалин В.В., Зимонина Н.А. — Ростов н/Д, Краснодар, 2005. — С. 62.
Осипян Б.А. О необходимости религиозного измерения права // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2005. — № 2 (62).
Сорокина Ю.В., Малиновская Н.В. Интерпретация христианской доктрины и право западноевропейских государств // История государства и права. — 2008. — № 12. — С. 35—38.
Степанов О.В., Самыгин П.С. Социология права. — Ростов н/Д, 2006. — 285 с.
ТерАкопов А. Христианские начала и их развитие в российском праве // Российская юстиция. — 2001. — № 7. — С. 67—68.
Экимов А.И. Право, ценности и интересы // Научные труды РГТЭУ. — М., 2004. — С. 313—328.