Научная статья на тему 'Христианская метафизика бердяева как диалектика мужского и женского начал'

Христианская метафизика бердяева как диалектика мужского и женского начал Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
192
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Христианская метафизика бердяева как диалектика мужского и женского начал»

Ю.Ю. Чёрный

ХРИСТИАНСКАЯ МЕТАФИЗИКА БЕРДЯЕВА КАК ДИАЛЕКТИКА МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАЧАЛ

Разработанный Николаем Александровичем Бердяевым (1874-1948) вариант христианской метафизики можно представить как диалектику мужского и женского начал. Дело в том, что в основе интепретации Бердяевым христианского учения лежит миф об андрогине - софийной мужедеве1.

Согласно Бердяеву, миф об андрогине «оправдывается и более углубленным, эзотерическим толкованием книги Бытия, хотя и не свойствен господствующим богословским учениям... Боятся учения об андрогине и отрицают его те богословские учения, которые вследствие своего эзотерического характера отрицают Небесного Человека, Адама Кадмона и учат лишь о земном, натуральном, эмпирическом человеке, т.е. признают лишь ветхозаветную антропологию, построенную ретроспективно с точки зрения греха» . Только Якоб Бёме и его последователи развивали в христианстве небесную, серафическую антропологию, свидетельствующую о небесном происхождении человека3.

Миф об андрогине находит своё дополнение в мифе о Софии. «...Учение о Софии неотрывно у Бёме от учения об андрогине, т.е. первоначальной целостности человека. Софийность и есть в сущ-

1 Более подробно эта точка зрения описана в монографии автора: Философия пола и любви Н.А. Бердяева. - М., 2004. - 132 с.

2 Бердяев Н.А. Из этюдов о Я. Бёме. Этюд II: Учение о Софии и андрогине. Я. Бёме и русские софиологические течения // Путь. - Париж, 1930. - № 21. - С. 40.

3 Там же. - С. 40.

ности андрогинность. Человек имеет андрогинную, бисексуальную, мужеженственную природу. Человеку присуща София, т.е. Дева»1.

Опираясь на миф об андрогине и Софии, Бердяев настаивает на том, что существует какая-то иная, более высокая антропология, не развитая традиционным христианским сознанием. Что это за антропология?

Согласно эзотерическому толкованию слов из книги Бытия о сотворении человека (Быт. 1, 27), сначала Бог создал Небесного, космического первочеловека-андрогина, который был софийной мужедевой. Однако в результате «космического» грехопадения, вызванного действием Ип§гипё (изначальной, не подвластной самому Богу свободы), Небесный Адам прельстился природой и «выпал» из сферы божественной жизни, распавшись на земного мужчину и земную женщину. «...Поистине не мужчина и женщина есть образ и подобие Божье, а лишь андрогин, дева-юноша, целостный бисексуальный человек. Дифференциация мужского и женского есть последствие космического падения Адама. Сотворенный по образу и подобию Божьему человек-андрогин распадается, отделяет от себя природно-женственную стихию, отчуждается от космоса и подпадает рабской власти женственной природы»2.

Бердяев интерпретирует библейский сон Адама как головокружение от несотворенной свободы, утрату вечности и обретение времени и женщины-Евы. Следствием космического грехопадения также становится утрата человеком своего царственного положения в космосе и подпадание под власть природных стихий. От андроги-нического человека отпала женственная природа и стала для него природой внешней, одновременно и притягивающей, и не дающей никаких надежд на окончательное воссоединение. Все же никакое грехопадение не было в силах уничтожить андрогинический образ человека, что выражается в бисексуальности земных, эмпирических людей. Таким образом, грехопадение истолковывается как «небесная», «космическая» катастрофа, в результате которой андрогиниче-

1 Бердяев Н.А. Из этюдов о Я. Бёме. Этюд II: Учение о Софии и андрогине. Я. Бёме и русские софиологические течения // Путь. - Париж, 1930. - № 21. -С. 34.

2 Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. - М., 1994. - Т. 1.-С. 184.

ский человек распадается на мужской и женский пол и попадает в зависимость от природных стихий.

В свете мифа об андрогине и Софии получают истолкование и другие центральные моменты христианского учения - представление о природе Иисуса Христа и Девы Марии, представление о спасении, а также о духе и личности.

В частности, становится понятным отсутствие родовой жизни пола у абсолютного и совершенного человека Иисуса Христа. Именно Христос своей крестной жертвой «восстановил андрогин-ный образ в человеке и возвратил ему Деву-Софию»1, он «вновь соединил мужское и женское в единый андрогинный образ и стал "мужедевой"»2. «Бёме учил, что Бог стал вполне личностью лишь во Христе, во Второй Ипостаси, и потому уже Христос должен быть андрогином, девой-юношей, т.е. образом совершенной личности. Христос не только сам не был мужчиной или женщиной в нашем земном смысле, но Он и Нас освободил от власти мужского и женского... Христос преобразил злую природу Адама... Во Христе человек возносится до небес, до Св. Троицы. Человек-Адам через умирание злой воли превращается в Христа»3.

Учение о Деве-Софии получает свою конкретизацию в марио-логии, т.е. в учении о Деве Марии, родившей от Духа Святого. «Культ Софии есть культ Девы, а не женственности... Поэтому культ Софии почти совпадает с культом Девы Марии, Божьей Матери. В Деве Марии женственная природа стала девственной и родила от Духа... Через Деву Марию и через рождение Ею Сына Божьего и Сына Человеческого открывается путь для восстановления целостного, человеческого образа, образа андрогинного»4. Бердяев также указывает, что «свою непорочную девственность Мария получает не от своего рода, не от рождения своего от праматери Евы, а от Небесной Девы. На нее исходит и воплощается в ней София»5.

1 Бердяев НА. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. - М., 1994. - Т. 1. - С. 186.

2 Там же. - С. 186-187.

3 Бердяев Н.А. Из этюдов о Я. Бёме. Этюд II. Учение о Софии и андрогине. Я. Бёме и русские софиологические течения // Путь. - Париж, 1930. - № 21, апр. -С. 40-42.

4 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М., 1994. - С. 138.

5 Бердяев Н.А. Из этюдов о Я. Бёме. Этюд II. Учение о Софии и андрогине. Я. Бёме и русские софиологические течения. - Париж, 1930. - № 21. - С. 43-44. 114

Андрогинична и природа духа, поскольку «всякий дух в себе самом, а не вне себя имеет свою природу (землю, телесность)»1. С мифом об андрогине напрямую связано и учение о личности. «Природа личности андрогинна, она конструируется сочетанием мужского и женского принципа. Но мужской принцип по преимуществу антропологический и творческий, женский же принцип по преимуществу космический и рождающий»2.

С мифом об андрогине и Софии связывается само представление о спасении: «...Преображение, обожение человеческой природы, и мужской, и женской, всегда есть превращение в девственную, андрогинную природу»3. В религиозном гнозисе Якоба Бёме вся его метафизика связана с глубиной пола, с утерей человеком Девы-Софии и обретением ее вновь. «Бёме стремится не к отрицательной бесполости, свойственной высушенным аскетическим учениям, а к положительной девственной цельности, т.е. к преображению пола, к преображению человека, как полового, разорванного существа»4. Именно в стремлении к девственной цельности состоит смысл человеческой любви, ее мистическое, религиозное значение.

Рассматривая миф об андрогине как своего рода метафизический «каркас» христианской философии Бердяева, можно проследить, как исходная схема наполняется далее конкретным содержанием.

Если само возникновение «земной» истории связывается с распадом первочеловека-андрогина и возникновением половых различий, а конец исторического процесса понимается как восстановление андрогинической целостности, можно считать, что метафизика пола и любви лежит в основе понимания Бердяевым исторического процесса и, таким образом, имеет место диалектика пола и любви в истории.

История философии знает множество способов конструирования диалектического процесса. Самыми известными из них являются диалектические триады неоплатоников (Единое-Ум-Душа) и Гегеля (тезис-антитезис-синтез). В данном случае Бердяев при-

1 Бердяев НА. Смысл творчества: Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. - М., 1994. - Т. 1. - С. 187.

2 Бердяев НА. Из этюдов о Я. Бёме. Этюд II: Учение о Софии и андрогине. Я. Бёме и русские софиологические течения // Путь. - Париж, 1930. - № 21. - С. 39.

3 Там же. - С. 46.

4 Там же. - С. 47.

меняет историософскую триаду Иоахима Флорского, который учил о трех стадиях божественного Откровения, трех мировых эпохах -Отца, Сына и Святого Духа, представляющих собой моменты диалектического развития божества. «Мир проходит через три эпохи божественного откровения, - пишет Бердяев в "Смысле творчества", - откровение закона (Отца), откровение искупления (Сына), откровение творчества (Духа). Эпохам этим соответствуют разные знаки на небесах. Нам не дано знать резких хронологических граней этих эпох. Все три эпохи сосуществуют... В первую эпоху изобличается законом грех человека и открывается природная божественная мощь; во вторую эпоху усыновляется человек Богу и открывается избавление от греха; в третью эпоху окончательно открывается божественность творческой человеческой природы и мощь божественная становится мощью человеческой»1.

Применительно к проблематике пола и любви «земную» историю также можно разделить на три стадии, соответствующие трем эпохам божественного откровения.

На первой из них, стадии природы, человек попадает в полную зависимость от природных стихий. Здесь мужское начало попадает в полное рабство к женскому в его природно-родовом аспекте. Эта эпоха может быть названа эпохой материнства или рода. В эпоху Закона над человеком полностью господствует родовое половое влечение. Здесь оказываются возможными два способа отношения к нему: или растрачивание половой энергии в сексуальном общении, или продолжение рода, при котором половой грех искупается «морально», но, тем не менее, остается непреодоленным онтологически. Пути к преодолению греха пола намечает вторая эпоха божественного откровения, эпоха Искупления.

На стадии Искупления человек освобождается от власти природных стихий через поклонение Вечной Женственности, т.е. Деве Марии. Метафизикой пола этой эпохи является аскеза. Христианские аскеты, побеждавшие физическую жизнь пола, «могущественно чувствовали центральность пола в человеке, больше чувствовали, чем многие современные люди, живущие размеренной "естествен-

1 Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. - М., 1994. - Т. 1. -С. 296-297.

ной" половой жизнью»1. Однако роль аскезы ограниченна. Она лишь представляет собой смутное предчувствие какой-то новой связи людей в поле, без указания реального пути к мистическому воссоединению мужского и женского2. Поэтому наиболее глубоким в «историческом» христианстве Бердяеву представляется лишь «огненное отрицание оргийности пола» в его природно-родовом аспекте.

Эпоха Искупления лишь намечает, но не открывает положительные пути для раскрытия тайны пола и любви. «В мировом новозаветном периоде загоралось сознание новой связи по Духу, связи в свободе, а не в необходимости. Но как это применить к связи полов, к жизни пола, к мистическому соединению мужского и женского, оставалось неясным и нераскрытым... В христианстве не было еще положительного откровения нового пола, преображенного пола, откровения жизни пола вне родовой стихии и родовой необходимости. Не была до конца религиозно сознана задача преображения пола, преображения, а не убиения пола и не послушания ему»3. Культ Богоматери, т.е. Вечной Женственности, все еще остается недостаточно антропологичным. Он был путем освобождения от «злой, порабощающей женственности», однако в нем еще не открывается новый человек, творческая тайна о человеке4.

И, наконец, на третьей стадии, стадии Творчества, происходит восстановление мистического смысла половой любви, и через такую любовь человек вновь обретает андрогинический образ Божий, утраченный им в грехопадении. Эта эпоха может быть названа эпохой Вечной Девственности.

Новая творческая эпоха должна изменить направление половой энергии: пол рождающий должен превратиться в пол творящий. «В глубине пола творчество должно победить рождение, личность -род, связь по Духу - природную связь по плоти и крови. Это может быть лишь выявлением нового, творящего пола, откровением творческой тайны о человеке как существе половом... Новый человек есть прежде всего человек преображенного пола, восстанавливаю-

1 Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. - М., 1994. - Т. 1. - С. 181.

2 Там же. - С. 195.

3 Там же.

4 Там же. - С. 200.

щий в себе андрогинический образ и подобие Божье, искаженное распадом на мужское и женское в человеческом роде»1.

Таким образом, согласно Бердяеву, исторический процесс представляет собой постепенное освобождение человека от власти над ним дурной женственности, порабощающей его земной сексуальности.

1 Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. - М., 1994. - Т. 1. - С. 198-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.