УДК 930(470.40) «17/182»
А.В. Крестьянинов*
ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ПОВОЛЖЬЯ В ХУІИ-ХІХ ВВ. В ИССЛЕДОВАНИЯХ АМЕРИКАНСКОГО ИСТОРИКА ПОЛА ВИЛЬЯМА ВЕРТА
Статья посвящена анализу исторических исследований политики христианизации народов Поволжья в ХУІІІ—ХІХ вв. современного американского историка Пола Вильяма Верта.
Историк в своих исследованиях показывает сложный комплекс взаимоотношений между центральной, местной и духовными властями в формировании религиозной политики в регионе.
Ключевые слова: историография христианизации Поволжья; Пол В. Верт; конфессиональная политика; миссионерство; христианизация.
Политика христианизации неправославного населения Поволжья в ХУІІІ—ХІХ вв. является одной из противоречивых проблем в отечественной исторической науке. Если для дореволюционной историографии характерно представление о христианизации как о «цивилизующем» факторе [1], то в советской историографии [2] акцент в области изучения политики христианизации нерусского населения сместился на изучение социально-экономических и политических ее предпосылок. Христианизация в течение советского периода рассматривалась как орудие феодальной, национальной и классовой эксплуатации.
В современной историографии наблюдается сложная картина, обусловленная отказом от марксистской парадигмы и развитием национальных историографий [3]. В исследованиях продолжают присутствовать моноцентричные подходы в изучении политики христианизации: национальный, религиозный или как политика просвещения «инородцев». Тем не менее на всех этапах развития историографии признавался насильственный, часто формальный, меркантильный характер христианизации.
В рамках преодоления моноцентрического подхода в последнее время сформировалось такое историографическое направление, как «новая имперская история» [4, с. 27]. Данное направление представлено как российскими, так и зарубежными исследователями в области изучения имперской проблемы в истории России. Несмотря на определенную разницу в подходах историков, их объединяет признание многообразия как ключевого признака и фактора империи, множественности вариантов и направлений «диалога» между властью, локальной администрацией и населением.
В контексте историографического направления «новой имперской истории» написаны и исследования современного американского историка П.В. Верта, посвященные конфессиональной политике и миссионерской деятельности в Поволжье в ХУІІІ—ХІХ вв.
В активизации политики христианизации в ХУІІІ в. П.В. Верт выделяет прежде всего социокультурные факторы. Исследователь объясняет причины широкой мис-
* © Крестьянинов А.В., 2013
Крестьянинов Артем Валентинович ([email protected]), кафедра историографии, источниковедения и методов исторического исследования Казанского (Приволжского) Федерального университета, 420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.
сионерской кампании в контексте реформирования институтов православной церкви, опираясь на работы современных историков А.С. Лаврова [5] и Г. Фриза [6]. Им удалось показать усиление социальных функций приходских священников и «стандартизацию православия» (Грегори Фриз) [6, р. 215], которая подразумевает собой догматизацию народной религии и борьбу с суевериями, расколом и т.д. П.В. Верт на основании их исследований отмечает, что православные русские должны были пройти процесс рехристианизации, а неправославные — христианизацию [7, р. 546]. Кроме того, П.В. Верт реконструирует логику и взаимосвязь действий центральных имперских властей, местной администрации и духовных иерархов. С точки зрения логики имперских властей, следствием христианизации неправославного населения должно было стать усиление центрального бюрократического контроля и управления над сельской местностью [7, р. 547]. В социальных последствиях христианизации выводы историка близки с заключениями как российских историков, дореволюционных и советских, так и зарубежных, о включении социальных низов из нерусского населения в «феодально-крепостническую» систему или интегрирование инородцев, в том числе и «туземной» элиты в сословную структуру Российского общества [8, С. 30—31].
Однако П.В. Верт замечает, что логика духовных властей была отличной от целей государства. Для православных священников христианизация в XVIII в. не являлась конечной целью, а была фундаментом для дальнейшей христианизации [7, р. 567], которая рассматривалось ими как реальное, а не формальное усвоение православных догматов, признание духовной власти и диктата православной церкви, усиление морального и административного авторитета приходского священника в среде новокре-щенных.
П.В. Верт предлагает также собственную периодизацию изменения практик управления инородческим населением, что, согласно его точке зрения, оказывало влияние и на политику христианизации. По мнению историка, та имперская модель, установившаяся при Екатерине II, основанная на признании этнического и религиозного многообразия России с подчеркиванием лояльности по отношению к императорской власти, была характерна для российского правительства вплоть до времени великих реформ 1860-х гг., когда стал осуществляться переход к модели единого национального государства [9, р. 7]. Историк указывает на то, что имперские власти не отказывались от принципа лояльности инородческого населения по отношению к династии вплоть до 1917 г. Однако наряду с этим стали подчеркивать национальное превосходство и стремление к «цивилизаторской миссии», «русификации» как в центральных областях, в том числе и Поволжье, так и на периферии. В этом сложном контексте американский историк сравнивает Российскую империю с Британской и Французской на основе сходства восприятия властями и администрацией колониальных подданных в XIX в. [9, р. 137]. Этот переход оказал влияние и на изменение концептуального содержания политики христианизации.
Описывая особенности проведения христианизации во второй половине XIX в., П.В. Верт обращает внимание на массовое отступничество новокрещенных от формального религиозного статуса. Историк характеризует эти протесты как религиозные с целью признания институтами власти не формального религиозного статуса, прописанного государством, а реальной религиозной идентичности. П.В. Верт также указывает, что новокрещены в своих жалобах и петициях не отрицали своего подданства по отношению к императорской власти, а наоборот, подчеркивали его [9, р. 31]. Их отказ был вызван тем, что и церковь, и государство рассматривали крещение как обязательный акт, имеющий юридическую силу, «святость которого нельзя нарушать» [10, с. 9].
Историк на основе изучения миссионерской деятельности Министерства государственных имуществ в Бирском уезде Оренбургской губернии в 1845—1846 гг. сделал вывод о том, что центральная власть настаивала и ориентировала миссионеров на добровольности перехода инородцев в православие и соблюдении законов. Однако местные чиновники часто обходили законы, которые, по их мнению, «не были достаточно гибкими и что временами их нужно было отменять в пользу “местных соображений”» [10, с. 41].
В работах историка также прослеживается, что с восприятием идеи национального государства изменились и мнения о политике христианизации. Христианизация стала представляться как один из этапов процесса «обрусения» инородцев. Однако на основе изучения системы Н.И. Ильминского П.В. Верт показал, что христианизация не всегда сводилась к русификации, а наоборот, приводила к усилению этнической составляющей и формированию представлений у крещеных инородцев о собственном национальном месте в имперском пространстве [11, p. 112].
Таким образом, в своих исследованиях П.В. Верт показал неоднозначность политики христианизации, ее целей и задач в политическом дискурсе Российской империи. На протяжении двух столетий в это понятие вкладывалось различное концептуальное содержание, логика и стратегия взаимоотношений с «инородческим» населением. В итоге, историк связал воедино общеимперскую стратегию управления национальными и религиозными меньшинствами, деятельность духовных и светских институтов с их специфическими целями, восприятие политики христианизации со стороны самих новокрещеных. В тоже время американский историк представил политику христианизации и миссионерства как одну из форм административных практик управления конфессионально разнообразным населением империи.
Библиографический список
1. Зайцев A.B. Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в Отечественной историографии: вторая половина XIX — начало XX в.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.09. Чебоксары, 2008. 199 с.
2. История христианизации народов Среднего Поволжья: критические суждения и оценки. Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, 1988.
3. Национальные истории в советском и постсоветских государствах | под ред. К. Aймермаxера, Г. Бордюгова. Изд. 2-е, исправ. и дополн. М.: Фонд Фридриха Науманна, Aиро-XX, 2003. 432 с.
4. Миллер АИ. Империя Романовых и национализм: эссе по методологии исторических исследований. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 248 с.
5. Лавров A.Q Колдовство и религия в России: 1700—1740 гг. М.: Древлехранилище, 2000. 574 с.
6. Freeze G. Institutionalizing Piety. The Church and Popular Religion, 1750—1850 || Imperial Russia: New Histories for the Empire. Bloomington, Indianapolis: Indiana University Press, 1998. P. 210-249.
7. Werth P.W. Coercion and Conversion: Violence and the Mass Baptism of Volga peoples || Kritika. 2003. Vol. 4. № 3. P. 543-569.
8. Каппелер A. Россия — многонациональная империя. Возникновения, история, распад | пер. с нем. С. Червонная. М.: Традиция; Прогресс-традиция, 2000. 344 с.
9. Werth P.W. At the Margins of Orthodoxy: Mission, Governance and Confessional Politics in Russia’s Volga-Kama Region, 1827—1905. Ithaca, London: Cornell University Press, 2002. 275 p.
10. Верт П. Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи / пер. с англ. Н. Мишаковой, М. Долбилова, Е. Зуева. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 280 с.
11. Werth P.W. Inorodtsy on Obrusenie: Religious Conversion, Indigenous Clergy and the Politics of Assimilation in Late-Imperial Russia // Ab imperio. 2000. № 2. P. 105— 134.
A.V. Krestyaninov*
CHRISTIANIZATION IN THE VOLGA REGION IN XVIII-XIX CENTURIES IN THE RESEARCHES OF AMERICAN HISTORIAN PAUL WILLIAM WERTH
This article is devoted to the analysis of historical researches of the policy of Christianization of people of Volga region in XVIII-XIX centuries by a contemporary American historian Paul William Werth (Paul William Werth). The historian in his researches shows difficult complex of relationships between central, regional and religious authorities in the formation of religious policy in the region.
Key words: historiography of Christianization in the Volga region, Paul W. Werth, confessional politics, missionary work, Christianization.
* Krestyaninov Artem Valentinovich ([email protected]), the Dept. of Historiography, Source Study and Methods of Historical Research, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, 420008, Russian Federation.