Научная статья на тему 'Хрестоматия нового обществоведения: возрождение забытого жанра'

Хрестоматия нового обществоведения: возрождение забытого жанра Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
94
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хрестоматия нового обществоведения: возрождение забытого жанра»

Рецензии

Хрестоматия нового обществоведения: возрождение забытого жанра

А.А. Вершинин

Жанр хрестоматии в России в последние годы вышел из моды. Хрестоматии, всегда игравшие роль основных учебных пособий, стали исчезать из школьных библиотек. В книжных магазинах их теперь вообще не найти. Причиной этого, во многом является развитие Интернета: практически любой текст теперь можно найти и прочитать в сети. Слабым местом хрестоматий является и их объем. Современный читатель не жалует многостраничные тома.

Тем не менее составитель «Хрестоматии нового обществоведения»1 решила выбрать именно этот жанр. Решение оказалось удачным. Уже самим набором текстов книга ориентирует читателя, не знакомого со сложной обществоведческой тематикой, на определенный ход мысли. Кроме того, в рамках хрестоматии можно дать именно те отрывки, которые непосредственно касаются рассматриваемого сюжета, что, принимая во внимание общий объем взятых за основу сборника работ, немаловажно. Все это позволяет сформировать у читателя конкретное видение рас-

1 Хрестоматия нового обществоведения. М.: Научный эксперт, 2014. 760 с.

сматриваемой проблемы, причем на основе трудов классиков социальной науки. В наше время расцвета псевдонаучного стиля это немаловажно.

Спорным местом хрестоматии может показаться критерий отбора текстов. Да, Макса Вебера и Освальда Шпенглера мало, кто читал, но современный человек с высшим гуманитарным образованием, как правило, что-то о них обязательно слышал. А если и не слышал, то с помощью Интернета может за полчаса составить себе более-менее полное представление об их трудах. Непонятным может показаться и соседство в рамках одного сборника таких разных исследователей: с одной стороны — экономисты, социологи, историки, культурологи, которые поднимались до уровня философских абстракций, с другой — ученые, которые всю жизнь трудились на ниве сугубо прикладных изысканий. Однако составителю удалось так удачно совместить тематику используемых работ, что основная мысль проходит через все тексты, от одного автора к другому, логически не прерываясь, и с каждым отрывком становится все более отчетливой и убедительной. Никакое, даже самое внимательное

146

Выпуск 1 2014

А.А. Вершинин

знакомство с первоисточниками (если читатель — не специалист), не даст того эффекта погружения в тему, который обеспечивает данная хрестоматия.

Важно отметить, что книга рассчитана на человека ищущего и желающего понять мир, в котором он живет. Ведь многим уже очевидно, что в королевстве Датском что-то не ладится. «Золотой век» цивилизации, эра свободы, равенства и братства, обещанная философами-просвети-телями еще 250 лет назад и сгоряча провозглашенная некоторыми их последователями после краха «реального социализма» в конце XX в., очевидно, откладывается на неопределенную перспективу. Человечество погружается в пучину системного кризиса индустриального общества. Он проявляется во всех ключевых сферах — в экономике, политике, культуре. На наших глазах рушатся модели мироустройства, казавшиеся незыблемыми.

В ситуации подобных метаморфоз как никогда актуальными становятся тексты, объясняющие корни происходящего. К счастью, природа общества модерна, свидетелями упадка которого мы являемся, достаточно хорошо изучена. Его описания оставили после себя крупнейшие мыслители, занимавшиеся проблемой становления современного Запада — колыбели индустриализма. Немецкий социолог Макс Вебер («святой Макс», как его иногда называют на Западе) в своих исследованиях вывел формулу формальной рациональности, которую многие считают приводным механизмом развития западной цивилизации. Его соотечественник, философ Освальд Шпенглер, занимался

проблемой генезиса «души Запада». Ее отличительной особенностью он считал представление о бесконечном движении в пространстве и времени, которое легло в основу социальноэкономических и политических преобразований современности. Выдающийся французский историк XX в. Фернан Бродель в своих трудах детально проследил, как Запад входил в модерн и трансформировался под влиянием поднимающегося индустриализма.

Составитель хрестоматии проделала большую работу по выборке из огромного научного наследия этих трех авторов именно тех абзацев, которые наиболее емко и ярко характеризуют основные особенности западного модерна. Однако это лишь одна из целей, которую он преследовал. Ведь необходимо не только описать ту систему, которая сегодня переживает глубочайший со времен своего зарождения кризис. Не менее важно показать, как возникали и эволюционировали альтернативные ей формы жизнеустройства. Великолепный материал для этого дает российский исторический опыт.

Россия — одна из немногих цивилизаций, которым удалось воплотить в жизнь собственный вариант построения современного общества. Использование потенциала патриархальной модели организации жизни и труда позволило стране в условиях ограниченности ресурсов добиться впечатляющего рывка из традиционного общества в современное. Понять, как это удалось, помогают исследования российских ученых. Экономист А.В. Чаянов и историк Л.В. Милов детально изучили хозяйство русского крестьянина, описав основные параметры альтернативной

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

147

Рецензии

модели социально-экономической модернизации. Наиболее интересные отрывки из их работ также приведены в хрестоматии.

Сравнительный обзор путей перехода к современному обществу — интересный и во многом оригинальный подход к характеристике модерна. Концентрация внимания обществоведов лишь на «кейсе» Западной Европы и Америки привела к формированию искаженного представления о современности, ее эволюции и сегодняшнем упадке. Западная «схема» модернизации никогда не была ни единственной, ни наиболее эффективной. Неевропейским обществам удавалось провести ее не хуже, а иногда и лучше, чем в Европе, причем в гораздо менее бла-

гоприятных исторических условиях. В ситуации сегодняшнего кризиса изучение их опыта превращается в чрезвычайно актуальную задачу. Задел исследований на эту тему уже есть. Требуется его освоить. Предлагаемая читателю хрестоматия — важный шаг на этом пути. В качестве пожелания автору можно высказать предложение не останавливаться на этой работе. Опыт модернизации Востока у нас практически неизвестен. Китай и Япония дают наглядные примеры построения современного общества на автохтонном фундаменте, и их опыт также нашел отражение в ярких и талантливых текстах. Их подборка могла бы составить еще одну, не менее интересную и полезную хрестоматию.

148

Выпуск 1 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.