Научная статья на тему 'ХРАМЫ ЧЕРНИГОВСКОГО ПАТРИАРШЕГО ПОДВОРЬЯ И ОТРАЖЕНИЕ ИХ ИСТОРИИ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСАХ И РУКОПИСНЫХ МАТЕРИАЛАХ (ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ)'

ХРАМЫ ЧЕРНИГОВСКОГО ПАТРИАРШЕГО ПОДВОРЬЯ И ОТРАЖЕНИЕ ИХ ИСТОРИИ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСАХ И РУКОПИСНЫХ МАТЕРИАЛАХ (ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REVIEW OF SOURCES / RESTORATION OF HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS / LOCAL HISTORY / CHERNIGOV PATRIARCH'S HOUSE / ART OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH OF 21ST CENTURY / HISTORY OF ZAMOSKVORECHYE / CHURCH OF BEHEADING OF JOHN THE BAPTIST NEAR BOR / CHURCH OF MICHAEL AND FYODOR OF CHERNIGOV / ALEVIZ NOVY / COMMISSION FOR THE STUDY OF OLD MOSCOW / SS CYRIL AND METHODIUS THEOLOGICAL INSTITUTE OF POST-GRADUATE STUDIES / РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ЧЕРНИГОВСКОЕ ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ / ИСКУССТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XXI В / ИСТОРИЯ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ / ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ / ЧТО ПОД БОРОМ / ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВВ. МЧЧ. МИХАИЛА И ФЕОДОРА / ЧЕРНИГОВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ / АЛЕВИЗ НОВЫЙ / КОМИССИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СТАРОЙ МОСКВЫ / ОБЩЕЦЕРКОВНАЯ АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА ИМ. СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трофимова Ольга Сергеевна

Храмы Черниговского Патриаршего подворья, образованного в середине 1990-х гг. в историческом районе Москвы - в Замоскворечье, входят в число объектов культурного наследия федерального значения. История церкви во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи под Бором восходит к XV столетию и до сих пор служит предметом интереса профессиональных историков, археологов, искусствоведов, краеведов и любителей старины. Новейший период истории подворья, связанный с масштабной реставрацией и размещением в нем Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, внес большой вклад в накопление информации о Черниговском переулке и его храмах, значительно расширив поле для исследователей истории Церкви, истории и археологии Москвы, истории русского образования, русского церковного искусства нашего времени. Цель данной статьи - провести обзор наиболее значимых и характерных источников информации разных типов и эпох, в которых содержатся сведения о храмах Черниговского подворья и связанных с ним объектах в Черниговском переулке. В обзоре учтены как традиционные печатные источники, так и электронные публикации, рукописи и неопубликованные материалы. В связи с активным проникновением в научную и педагогическую деятельность интернет-источников часть статьи посвящена типам современных публикаций о храмах Черниговского подворья и истории данной местности. Расширение представлений об истории подворья представляет особый интерес для тех, кто работает в сфере краеведения, поскольку в последние годы растет число пеших экскурсий по городу, в том числе по Замоскворечью. В рамках изучения источников по истории Черниговского Патриаршего подворья вводится в научный оборот написанный в Гражданскую войну «Протокол осмотра церкви Иоанна Предтечи, что под бором, и противолежащей церкви во имя Черниговских Чудотворцев...», входящий в собрание протоколов, созданных Комиссией по изучению старой Москвы и хранящихся в Государственной Публичной Исторической библиотеке. С целью обрисовать вопрос о строительстве каменной Иоанновской церкви, связанный с датировкой постройки и участием итальянского зодчего Алевиза Нового, рассмотрено содержание и выводы исследований авторов XIX и XXI вв., священника Сергия Страхова и искусствоведа, профессора А. Л. Баталова. В статье намечены примерные направления возможной исследовательской деятельности для тех, кого заинтересует продолжающаяся история подворья, - ученых, педагогов, экскурсоводов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCHESOF PATRIARCH’S CHERNIGOV HOUSEANDTHEIR REFLECTIONIN LITERATURE, ELECTRONICRESOURCESAND MANUSCRIPT MATERIALS: OUTLINEOF SOURCES

The churches of Patriarch’s Chernigov House, established in the mid-1990s in the historical district of Moscow, Zamoskvorechye, are included in the sites of cultural heritage of federal signifi cance. The history of the church of Beheading of St. John the Baptist near Bor (Russ. церковь во имя Усекновения главы св. Иоанна Пред-течи под Бором) dates from the 15th century and is still interesting to professional historians, archaeologists, local historians and antiquarians. The newest period of the history of the House, associated with the large-scale restoration and placing in it SS Cyril and Methodius Theological institute of Post-Graduate, is marked by the accumulation of information about Chernigovskiy pereulok (“Chernigov side street”) and its churches; it expanded the fi eld for researchers of church history as well as history and archaeology of Moscow and history of Russian education. The purpose of this article is to review the most signifi cant sources of information of diff erent types and dates which contain information about the churches of Chernigov Hosue and related objects in Chernigov side street. The review takes into account both printed sources and electronic publications, manuscripts and unpublished materials. A separate section of the article is devoted to the types of modern publications about the churches of Chernigov House and the history of the area. The study of the history of the House is of particular interest to those who work in the fi eld of local history, because in the recent years, the number of walking tours around the city, including Zamoskvorechye, has been increasing. As part of the study of sources on the history of Chernigov House, the article makes public the “Protocol of inspection of the Church of John the Baptist, near Bor, and the opposing Church in the name of Chernigov wonderworkers...” (written in the most diffi cult time of the Civil War), part of the collection of protocols written by the Commission for the Study of Old Moscow and stored in the State Public Historical Library. In order to outline the question of the construction of St. John’s Church (which is associated with the dating of the construction and with the participation of the Italian architect Aleviz Novy), the article takes into account the content and conclusions of studies of the authors of the 19th and 21st centuries, of priest Sergiy Strakhov and the art historian professor A. L. Batalov. The article outlines approximate directions of possible future studies for those who are interested in the ongoing history of the House

Текст научной работы на тему «ХРАМЫ ЧЕРНИГОВСКОГО ПАТРИАРШЕГО ПОДВОРЬЯ И ОТРАЖЕНИЕ ИХ ИСТОРИИ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСАХ И РУКОПИСНЫХ МАТЕРИАЛАХ (ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ)»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 123-143 БОТ: 10.15382Мш^202037.123-143

зав. библиотекой Общецерковной аспирантуры

и докторантуры

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Трофимова Ольга Сергеевна,

канд. искусствоведения,

Российская Федерация, 115035,

г. Москва, ул. Пятницкая, 4/2, стр. 1 olga_trofimova2017@mail.ru ОКОГО: 0000-0003-4501-7837

Храмы Черниговского Патриаршего подворья

И ОТРАЖЕНИЕ ИХ ИСТОРИИ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСАХ И РУКОПИСНЫХ МАТЕРИАЛАХ

(обзор источников)

Аннотация: Храмы Черниговского Патриаршего подворья, образованного в середине 1990-х гг. в историческом районе Москвы — в Замоскворечье, входят в число объектов культурного наследия федерального значения. История церкви во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи под Бором восходит к XV столетию и до сих пор служит предметом интереса профессиональных историков, археологов, искусствоведов, краеведов и любителей старины. Новейший период истории подворья, связанный с масштабной реставрацией и размещением в нем Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, внес большой вклад в накопление информации о Черниговском переулке и его храмах, значительно расширив поле для исследователей истории Церкви, истории и археологии Москвы, истории русского образования, русского церковного искусства нашего времени. Цель данной статьи — провести обзор наиболее значимых и характерных источников информации разных типов и эпох, в которых содержатся сведения о храмах Черниговского подворья и связанных с ним объектах в Черниговском переулке. В обзоре учтены как традиционные печатные источники, так и электронные публикации, рукописи и неопубликованные материалы. В связи с активным проникновением в научную и педагогическую деятельность интернет-источников часть статьи посвящена типам современных публикаций о храмах Черниговского подворья и истории данной местности. Расширение представлений об истории подворья представляет особый интерес для тех, кто работает в сфере краеведения, поскольку в последние годы растет число пеших экскурсий по городу, в том числе по Замоскворечью. В рамках изучения источников по истории Черниговского Патриаршего подворья вводится в научный оборот написанный в Гражданскую войну «Протокол осмотра церкви Иоанна Предтечи, что под бором, и противолежащей церкви во имя Черниговских Чудотворцев...», входящий в собрание протоколов, созданных Комиссией по изучению старой Москвы и хранящихся в Государственной Публичной Исторической библиотеке. С целью обрисовать вопрос о строительстве каменной Иоанновской церкви, связанный с датировкой постройки и участием итальянского зодчего Алевиза Нового, рассмотрено

О. С. Трофимова

содержание и выводы исследований авторов XIX и XXI вв., священника Сергия Страхова и искусствоведа, профессора А. Л. Баталова. В статье намечены примерные направления возможной исследовательской деятельности для тех, кого заинтересует продолжающаяся история подворья, — ученых, педагогов, экскурсоводов и др.

Ключевые слова: реставрация памятников истории и культуры, Черниговское Патриаршее подворье, искусство Русской Православной Церкви XXI в., история Замоскворечья, церковь во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, что под Бором, церковь во имя свв. мчч. Михаила и Феодора, Черниговских чудотворцев, Алевиз Новый, Комиссия по изучению старой Москвы, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Черниговский переулок Замоскворечья, в котором располагается Черниговское Патриаршее подворье, организованное в 1990-е гг., — зримое воплощение мысли, изложенной в русской пословице: «Мал золотник, да дорог». Краевед С. К. Романюк писал: «Особенно богат достопримечательностями в Замоскворечье небольшой, всего в 218 метров, Черниговский переулок»1. В комплекс подворья входят две старинные церкви — во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, что под Бором (1675 г., с фрагментами XVI в., перестраивалась в XVIII — нач. ХХ в.) (ил. 1) и во имя святых мучеников Михаила и Феодора, Черниговских чудотворцев (1675) (ил. 2). К подворью относится отдельно стоящая колокольня 2-й пол. XVIII в. и два дома (кон. XIX — нач. ХХ в.), в которых располагается Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД, ректор митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)). Более трех столетий в создание архитектурного комплекса вносили свой вклад русские купцы, меценаты и деятели искусства разных эпох.

В послереволюционный период храмы Черниговского переулка были закрыты, убранство и росписи практически полностью уничтожены. К 2010 г. комплекс нуждался в серьезной реставрации. Она проводилась совместными усилиями Церкви и государства, в т. ч. в рамках Государственной программы города Москвы «Культура Москвы 2012—2016 гг.»2. 1 ноября 2015 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Иоаннов-ской церкви3. К осени 2017 г. закончились работы по отделке внутреннего убранства храма Черниговских чудотворцев. 11 марта 2018 г. состоялось освящение4.

1 Романюк С. К. Переулки старой Москвы: История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2018. С. 774.

2 В церкви Михаила и Федора Черниговских найдено захоронение XVII в. // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: Департамент культурного наследия города Москвы. 23.07.2014. URL: https://www.mos.ru/dkn/documents/arhiv-novostej/view/108936220/ (дата обращения: 16.08.2019).

3 Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла // Журнал Московской Патриархии. 2015. № 12. С. 8-10.

4 Там же. 2018. № 4. С. 26.

Ил. 1. Церковь Иоанна Предтечи под Бором Ил. 2. Церковь Черниговских чудотворцев на Пятницкой. Фотография из альбома при церкви Иоанна Предтечи под Бором.

Н. А. Найденова (1882—1883) Фотография из альбома Н. А. Найденова

(1882-1883)

Оба памятника входят в число объектов культурного наследия федерального значения5 (ил. 3).

Иконографическая программа ансамбля стенных росписей обновленной Иоанно-Предтеченской церкви делает ее единственной в своем роде и расширяет историю памятника. Над созданием росписей трудился коллектив мастеров из разных стран под руководством выпускника иконописной школы МДА в Троице-Сергиевой лавре Д. М. Севастьянова. Помощник руководителя реставрационных работ А. С. Чорба рассказал в интервью телеканалу «Культура»: «Старались сделать все самое лучшее, чтобы храм смотрелся одним целым, чтобы прослужило много лет и чтобы это досталось нашим потомкам»6.

Ориентированная на традиции балканских фресок XIV в. и древнерусского искусства, творчески интерпретированного мастерами школы м. Иулиании (Соколовой) и ее последователей, программа включает в себя более 300 изображений (отдельные фигуры и сюжеты). Фрагменты фресок XVII в. и небольшой деисис кон. XIX — нач. ХХ в., уцелевшие до наших дней, органично включены в новый слой. Сочетания изображений отдельных святых и сюжетов представ-

5 См. записи URL: https://data.mos.ru/opendata/530/row/2949540 и https://data.mos.ru/ opendata/530/row/2959512 в перечне: Объекты культурного наследия // Портал открытых данных Правительства Москвы. 2013. URL: https://data.mos.ru/ (дата обращения: 15.08.2019).

6 Иоанно-Предтеченский собор Москвы будет освящен 1 ноября // Телеканал «Россия — Культура» (Россия — К): [сайт]. 2001. URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/143846/ от 30.10.2015 (дата обращения: 20.08.2019).

Ил. 3. Церковь во имя свв. мчч. Михаила и Феодора Черниговских.

Иконостас. Фрагмент. Фотография автора, 2019г.

ляют собой многотемную полифоническую структуру. Помимо традиционных изображений (состав икон в местном ряду, деисис, двунадесятые праздники), в небольшом приходском храме подобрано значительное число изображений святых покровителей врачей, педагогов, богословов и людей церковного искусства. Это подвижники разных чинов святости, в том числе мученики и исповедники.

В церкви мучеников Черниговских воссоздана стенопись XIX в. в стиле позднего ампира (сюжеты Евангелия и святые покровители храма), отреставрированы фрагменты росписей эпохи модерна. В работе принимал непосредственное участие митрополит Иларион, который помог художникам расшифровать смысл фрагментов, уцелевших на стенах7. В духе русской религиозной живописи 2-й пол. XIX столетия созданы сцены жития свв. Михаила и Феодора, замученных в Орде (ил. 4). Тематически с ними связана композиция «Преподобный Сергий Радонежский благословляет св. блгв. великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву» (раскрывается мысль о борьбе Руси за осво-

7 Алексеева Е. По молитве Черниговских святых // Журнал Московской Патриархии. 2018. № 4. С. 42.

Ил. 4. Убиение князя Михаила и боярина его Феодора. Роспись. Фотография автора, 2019 г.

бождение от монголо-татарского ига, которую возглавляли святые подвижники разных эпох). В иконостасе, выполненном в стиле барокко (напоминание об эпохе строительства церкви), обращает на себя внимание деисис: помимо Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Крестителя изображены шесть апостолов. Посредством икон устанавливается связь храма с темой духовного просвещения и воспитания.

Таким образом, новый этап в жизни подворья требует обновления и систематизации информации о нем с целью дальнейшего изучения особенностей комплекса, по ряду позиций входящего в число уникальных культурных объектов. Богословские и художественные особенности иконографических программ позволяют пополнить число исследований по церковному искусству новейшего времени.

Между тем количество опубликованной научной литературы, посвященной истории храмов нынешнего Черниговского Патриаршего подворья и собственно Черниговского переулка, невелико. Причиной тому скудость источников XV—XIX вв. об этом уголке Замоскворечья и меньшая известность памятников переулка в сравнении с некоторыми другими культурными объектами района. В числе печатных изданий можно выделить несколько брошюр XIX—XX вв. и современных статей по истории искусства и археологии в книгах

и журналах. Из фактов научной жизни последнего десятилетия, связанных с подворьем, внимание ученых прежде всего привлекают археологические на-ходки8.

Опыт собирания ключевой информации о церквях Черниговского переулка из опубликованных и неопубликованных источников на начало 1990-х гг. осуществлен П. Г. Паламарчуком9. Значительная по объему подборка фактов со ссылками на различные, в том числе научные, источники10, о причте церквей, архитекторах, реставраторах и иконописцах помещена на сайте «Храмы России»11 — базе данных, формируемой энтузиастами-краеведами. Основную часть материалов о Черниговском переулке и его храмах составляют научно-популярные, обстоятельно написанные разделы в краеведческих изданиях12 и краткие упоминания в популярных книгах об истории13.

Большую часть от общего числа публикаций о Черниговском переулке, рассчитанных на самый широкий круг интересующихся темой, составляют интернет-тексты в виде справок для туристов и рассказов любителей краеведения в их ЖЖ14.

В ходе изучения круга источников сведений о храмах переулка и соседних зданиях автором данной статьи было выявлено, что он разнообразен в плане типов документов. В их круг входят летописи, книги, фиксировавшие информацию о землевладениях и выдаче жалованья причту церквей, планы города, документы о храмах, хранящиеся в фонде Московской духовной консистории (ЦГА. Ф. 203) и в фонде церквей Замоскворецкого сорока Москвы (ЦГА. Ф. 2121), опубликованные воспоминания современников событий 1812 г., справочники «Вся Москва», официальная информация о работе археологов, реставраторов и строителей в ходе реставрации 2010-х гг., результаты экспертиз, публикации в СМИ, публикации на сайте ОЦАД о богослужебной жизни подворья и др.

Иллюстративный материал представлен:

а) старинными планами города XIX—ХХ вв.;

8 Беляев Л. А. Декоративные изделия из известняка в Коломенском: обзор коллекции // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1 (21). С. 104; Векслер А. Г. и др. Спасательные археологические работы на территории Китай-города и Замоскворечья // Археологические открытия. 2017. Т. 2015. С. 122—123.

9 Сорок сороков: [в 4 т.]. Т. 2: Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. М., 1994. С. 570-574.

10 В их число входит издание «Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия». Тверь, 2013.

11 Храмы России: эл. период. издание. 1999- . URL: http://www.temples.ru/ (дата обращения: 14.08.2019).

12 Среди них книги П. В. Сытина, С. К. Романюка и Д. П. Дроздова.

13 Приведем как образец цитату из недавнего издания: «Перейдя Черниговский переулок, который отсюда (с Пятницкой улицы. — О. Т.) открывается во всей красе между стенами двух древних храмов (Иоанна Предтечи под Бором и Михаила и Федора Черниговских), вы продолжите путь вдоль "провинциального ряда" позапрошлого века» (Замоскворечье в лицах, судьбах, эпохах...: ист. сенсации в совр. трактовке. 2-е изд. М., 2011. С. 75).

14 Яркий пример: Колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором // Nefer's Journal: [блог]. 20.04.2012. URL: https://neferjournal.livejournal.com/3094620.html (дата обращения: 16.08.2019).

б) фотоматериалами в составе реставрационных документов разных десятилетий;

в) любительскими и профессиональными фотографиями XIX—XXI вв., начиная с альбома Н. А. Найденова15 и кончая новейшими фотографиями в репортажах СМИ о ходе реставрационных работ на подворье.

Особенную ценность представляет собрание любительских фотографий А. М. Чеботаря, который сфотографировал Иоанновский храм в середине 1970-х гг. и имел возможность снимать последние росписи этой церкви с лесов, судя по расположению сюжетов перед объективом16. Кроме того, для специалистов по современному церковному искусству будет интересна фотоподборка работ иконописца А. Деркачева, принимавшего участие в росписи17. Данные фотографии позволяют детально рассмотреть некоторые ростовые изображения. В статье интернет-журнала «Татьянин день» помещены фото автора, запечатлевшие отдельные моменты в ходе работ иконописцев18.

Храмы Черниговского переулка относятся к числу наиболее старых церквей Замоскворечья. С историей Предтеченской церкви связан ряд вопросов, нашедших свое отражение в исследованиях. В древности за рекой стоял мужской монастырь, первое упоминание о котором, согласно летописям, относится к весне 1415 г., когда великая княгиня, жена Василия I, не могла разрешиться от бремени и была близка к смерти. В трудный час великий князь послал с просьбой о молитве за супругу к иноку, который охарактеризован в летописи как «некий старец свят», «знаем же бе и великим князем». Инок находился в «манастыре святаго Иоана предтечи под Бором, за рекою Москвою»19. Старец велел передать, чтобы великий князь молился Господу, Богоматери и мученику Лонгину Сотнику, покровителю правящей династии, и предсказал рождение наследника в тот же вечер. Слово инока сбылось: великая княгиня благополучно родила будущего Василия II, известие о чудесном предсказании тотчас разошлось по дворцу и было передано летописцу20.

В краеведческих изданиях о Москве (и Замоскворечье в частности) не встречается информации о том, что существует гипотеза относительно имени святого подвижника. В житии прп. Иакова Железноборовского, основателя монастыря во имя св. Иоанна Предтечи в селе Железный Борок (на территории современной Костромской области), есть эпизод, местами дословно совпадающий с рас-

15 Найденов Н. А. Москва: Соборы, монастыри и церкви: [в 4-х ч.]. М., 1882—1883. Отд. 2: Замоскворецкая часть Земляного города. 1883.

16 На сайте «Храмы России», раздел «Изображения»."гаЬ: http://www.temples.ru/gallery. php?CardID=4460 (дата обращения: 17.08.2019).

17 Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, Москва, Черниговский переулок // Официальный сайт Иконописного Отделения Санкт-Петербургской ДуховнойАкадемии. 2019—. URL: https://icon.spbda.ru/8171-2/aleksandr-derkachev-2/khram-useknoveniya-glavy-ioanna-predte/ (дата обращения: 17.08.2019).

18 Проценко А. Черниговское подворье — сокровище старой Москвы // Td = Татьянин день : молодеж. интернет-журнал МГУ. 2007— . 05.11.2015. URL: http://www.taday.ru/text/ 2147968.html (дата обращения: 20.08.2019).

19 ПСРЛ. Т. 25: Московский летописный свод конца XV века. М.; Л., 1949. С. 241.

20 Там же.

сказами летописей о рождении Василия II. Эпизод начинается со слов: «Некогда бывшу святому Иакову на Москве и в то время родися великому князю Василию Димитриевичу сын князь великий»21. Далее следует знакомый по летописям рассказ о страданиях великой княгини, угрозе смерти, просьбе мужа молиться, ответе инока (в данном случае святого Иакова) и рождении наследника. Эпизод в житии завершается сведениями об особенной милости счастливого отца к монастырю, основанному преподобным Иаковом: «И вси дивишася, и от того наипаче держа веру великий князь ко святому Иакову и имея его, яко единаго от пророк, и вдаде великий князь монастырю святаго Иакова села, и пажити, и милостину многу на создание святыя обители»22. Современные исследователи древнерусской агиографии полагают, что отождествлять преподобного Иакова и старца из монастыря за рекою — ошибка, и составитель жития в свое время допустил ее, будучи введен в заблуждение созвучием (два Иоанновских монастыря, один в Железном Бороке, другой под Бором)23. Но, как справедливо замечает автор книги об обители преподобного Иакова, в таком случае нужна оценка сведений о внимании великого князя к монастырю, которое агиограф напрямую связывает с событием в Москве24.

Однако главной загадкой истории Иоанновской церкви является «алевизов-ский вопрос». Суть его сводится к следующему: был ли построен в 1514—1515 гг. на месте деревянной церкви под Бором каменный храм по проекту итальянского зодчего Алевиза Нового или не был? Практика работы с экскурсантами в наше время показывает, что «алевизовский вопрос» часто вызывает повышенный интерес у знатоков и любителей истории и древнерусского искусства. Уже в XIX в. существовали разные точки зрения относительно времени возведения Иоанновской церкви. Гипотезы основывались на летописных известиях и данных Строельной книги 7165 г. (1657). Согласно летописям, в 1514 г. Алевиз возвел каменный храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи25, согласно Строельной книге, церковь была деревянной.

Для сравнения проанализируем подробнее точки зрения авторов, акцентировавших внимание на данном вопросе.

В 1893 г. о. Сергий Страхов выпустил брошюру «Древнейшие известия о церкви св. Иоанна Предтечи, что под Бором, на Пятницкой»26. О. Сергий объяс-

21 Житие преподобнаго Иакова, игумена Железноборовскаго. КМЗ КОК 24783. С. 118. Цит. по: Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. Иаково-Железноборовский монастырь. Кострома, 2017. С. 125.

22 Там же. С. 119. Цит. по: Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. Указ. соч. С. 125.

23 Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. Указ. соч. С. 92—93.

24 Там же. С. 93.

25 Перечень летописных источников и их сравнительный анализ см. в: Баталов А. Л. Монастырь Иоанна Предтечи в Москве: факты 600-летней истории // История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XVII — начала XIX века / сост. Д. Г. Давиден-ко. М., 2015. С. 6-26 .

26 Страхов Сергей Васильевич (1864 — после 1923), духовный писатель, краевед, церковный историк, проповедник. Родился в Москве. Выпускник МДС, о. Сергий закончил МДА со степенью кандидата богословия (1888). Изучал историю отдельных московских и подмосковных церквей. Печатался в 1880—1910-е гг. С 1889 г. служил в Введенской церкви Мариинского

няет, что здание, известное читателям конца XIX в., построено на месте предыдущих, и это «по крайней мере четвертая из церквей», сменявших одна другую27. Страхов указывает на ошибочность мнения, что Иоанновский храм впервые был возведен в 1675 г.

Называя Иоанновскую церковь одной из древнейших в Москве, о. Сергий кратко характеризует раннюю застройку замоскворецкого посада. Переходя к истории памятника, исследователь цитирует летопись за 1415 г. (история о трудных родах у великой княгини и об ответе старца, носившем провидческий характер). В свойственной ему обстоятельной манере Страхов приводит ссылки на три летописи. Сравнивая летописные известия и поздние данные XVIII в., о. Сергий выдвигает предположение, что Иоанновский монастырь под Бором «обращен был в женский и оставался таким до своего упразднения»28. Далее исследователь развивает мысль о преемственности московских обителей во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи: либо после упразднения заречного монастыря была основана одноименная женская обитель на Кулишках, либо на Ку-лишки перевели женский монастырь из-за Москвы-реки. Ссылаясь на летопись 1514 г., Страхов предполагает, что церковь к тому времени стала приходской в связи с расширением посада, и обращает внимание читателя на то, что в книге царского жалованья церквям 1625—1677 гг. церковь обозначалась «что был Ивановской монастырь под Бором» 29.

О. Сергий подчеркивает значимость церкви, особенное внимание к которой проявил великий князь Василий III, повелев возвести ее в камне Алевизу Новому. Аргументирует свою точку зрения о. Сергий цитатой из Воскресенской летописи. Страхов предполагает, что внимание великого князя обусловили обстоятельства рождения его деда. Загадку, почему алевизовский храм числится в Строельной книге деревянным, о. Сергий решает так: «Какой-либо великий пожар, или же погром 1612 г., уничтожил каменную церковь»30.

Если обобщить наблюдения и выводы о. Сергия Страхова, получается следующее:

— церковь — одна из древнейших в Москве, первоначально монастырская;

— почитание старца Иоанновской обители в семье великого князя обусловило внимание правящей династии к маленькой церкви в малонаселенной части посада. Исследователь делает акцент на уникальности Иоанновской церкви, среди прочего потому, что она была выстроена усердием представителя великокняжеской династии;

— по неизвестной причине алевизовская церковь была разрушена;

— всего на этом месте сменили друг друга четыре храма.

училища Дамского попечительства о бедных в Москве (на Софийской набережной). С 1890 г. законоучитель Елисаветинской женской гимназии, некоторое время служил настоятелем гимназического храма во имя св. прав. Елисаветы. Протоиерей церкви Троицы в Вишняках (с 1903).

27 Страхов С., свящ. Древнейшие известия о церкви св. Иоанна Предтечи, что под Бором, на Пятницкой. М., 1893. С. 3.

28 Там же. С. 5.

29 Там же. С. 6.

30 Там же. С. 7.

О том, что мнения об «алевизовском вопросе» в нач. ХХ в. различались, свидетельствует следующий факт: в опубликованном в 1913 г. путеводителе, который предназначался Московским архитектурным обществом для членов V съезда зодчих в Москве, постройка Иоанновской церкви отнесена к 1658 г.31, тогда как в «Указателе московских церквей» М. И. Александровского записано: «Построена в 1514 году зодчим Алевизом»32.

В первой четверти ХХ в. история Иоанновской церкви достаточно прочно связывалась с «алевизовским вопросом». Это показывает краткая запись в протоколе осмотра памятника, выполненного специалистами Комиссии по изучению старой Москвы в 1920 г. Комиссия по изучению старой Москвы входила в число краеведческих организаций, которые ставили перед собой цель изучать и сохранять историческое наследие московского региона. Комиссия была основана в 1909 г. при Императорском Московском археологическом обществе. После революции, когда ИМАО было закрыто, Комиссия перешла в ведение Государственного Исторического музея, позже присоединилась к «Обществу изучения Московской губернии». В кон. 1920-х — нач. 1930-х гг. перешла под партийный контроль и действовала до 1936 г.33 За время своего существования Комиссия исследовала большое количество памятников старины, спасла ряд их от уничтожения. Ее документы, в том числе протоколы заседаний, имеют особую ценность для историков и краеведов.

В течение 1920—1923 гг. Комиссия проводила осмотры столичных храмов и фиксировала результаты в рукописных протоколах. В настоящее время собрание хранится в ГПИБ и включает в себя 15 тетрадей34. Среди них: «Протокол осмотра церкви Иоанна Предтечи, что под бором, и противолежащей церкви во имя Черниговских чудотворцев (св. кн. Михаила Черниговского и боярина его Федора) членами Комиссии по изучению старой Москвы Московского Археологического общества, 9 июня 1920 г.», составленный Б. С. Пушкиным35. Основную часть текста занимает перечень икон и богослужебной утвари, которые позволяют представить себе состав убранства храма и расположение утраченных памятников иконописи, а также выписка информации из Строельной книги 1657 г.

Вопрос о возведении Предтеченской церкви в XVI в. возникает в начале обследования: «Встреченные о. протоиереем Василевским36, сообщившим истори-

31 Путеводитель по Москве, 1913 / под ред. И. П. Машкова. М., 1998. С. 353.

32 Указатель московских церквей / сост. М. Александровский. М., 1915. С. 6.

33 Стародубова А. Л. Комиссия по изучению старой Москвы // Православная энциклопедия. Т. 36. М., 2014. С. 526—533.

34 Собрание протоколов осмотров московских храмов (1920—1923 гг.) членами Комиссии по изучению старой Москвы / [Моск. археол. о-во Комис. по изуч. старой Москвы]. М., 1920—1923.

35 Пушкин Борис Сергеевич (1879—1939), архивист, краевед, знаток истории декабристов. Окончил МДА со степенью кандидата богословия, преподавал в Академии. Долгие годы работал в архивах. Вольнослушатель Московского археологического института (1907) (см.: Дмитриева И. А. Краеведческая деятельность московских священнослужителей (конец XIX — начало ХХ века) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2003. № 1. С. 114).

36 Василевский (Васильевский) Константин Александрович, московский священнослужитель, выпускник МДС (1887), служил в Зачатьевском монастыре Москвы и преподавал За-

ческие данные о той и другой церкви, члены Комиссии осмотрели сначала церковь Иоанна Предтечи; по своему наружному виду она, несомненно, относится ко 2-й пол. XVII в., разумея при этом, конечно, главный храм во имя св. Иоанна Предтечи; возвышающийся над храмом световой фонарь более позднего происхождения XVIII в. Приделы — во имя Николая Чудотворца и св. бессребрен-ников Косьмы и Дамиана — построены в пол. XVIII в. (ил. 5, 6), колокольня кон. XVIII в. Проникнуть в [туннель? нрзб.] подклети храма, где устроено отопление, не удалось, так как ключи у другого священника; близлежащая к ней, тоже подклетная — храмовая часть обращена в ризницу; своды в ней — равно как и в отоплении, по словам о. прот. Василевского, — так выровнены и отштукатурены, что очень трудно, при осмотре быстром даже нельзя найти в этом под-клетном помещении следы каменной стройки XVI в., времени Алевиза»37.

Наиболее полный анализ «алевизовского вопроса» на сегодняшний день предлагает современный историк искусства, один из крупных специалистов

Ил. 5. Иоанновская церковь. Интерьер после реставрации 2015 г. Фотография взята с сайта ОЦАД, http://doctorantura.ru/images/vid_vnutri1.jpg

кон Божий в гимназиях С. Н. Фишер и А. Е. Флерова (см.: Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1913 год. М., 1913. С. 87; Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1917 год. М., 1917. С. 74). Позже служил в церкви Иоанна Предтечи под Бором (см.: Васил(ь)евский Константин Александрович // Персоналии: краткие справки о священно-церковнослужителях и ктиторах Русской Православной Церкви // Храмы России: электрон. период. издание. 1999- . URL : http://www.temples.ru/clerics.php?ClericID=589 (дата обращения: 15.08.2019).

37 Пушкин Б. Протокол осмотра церкви Иоанна Предтечи, что под бором, и противолежащей церкви во имя Черниговских чудотворцев (св. кн. Михаила Черниговского и боярина его Федора) членами Комиссии по изучению старой Москвы Московского Археологического общества, 9 июня 1920 г. [М., 1920]. [Л. 1-2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ил. 6. Интерьер Иоанновской церкви. Фотография автора, 2019 г.

в области московского зодчества XVI в., доктор искусствоведения, профессор А. Л. Баталов38. Ученый реконструирует раннюю историю Иоанновской обители на Кулишках, подробно анализирует летописные упоминания о монастыре за Москвой-рекой и существующие версии о времени постройки каменного Пред-теченского храма в последнем. А. Л. Баталов обоснованно предлагает критиче-

38 Баталов А. Л. К истории храмового строительства в Москве первой трети XVI века и проблема топографической локализации Ивановского монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века: к 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 454—466.

ское и осторожное отношение к гипотезам об истории замоскворецкой обители и, позже, приходской церкви.

Ученый ссылается на данные реставрационных работ в Черниговском переулке, в ходе которых отмечалось, что «кладка подклета (Иоанновской церкви. — О. Т.) единовременна с кладкой стен, относящихся к XVII столетию»39. Исследователь подчеркивает, что «материальных свидетельств существования здесь каменной церкви ранее второй половины XVII в. обнаружить не удалось», а маломерный кирпич, встречавшийся реставраторам в дверном проеме под-клета, не может служить доказательством, поскольку данный тип кирпича распространяется в середине — 2-й пол. XVI столетия40 . Загадку расположения алевизовского храма, по мнению А. Л. Баталова, объясняет следующая гипотеза: поскольку убедительных доказательств постройки в XVI в. каменной церкви за рекой нет, а собор на Кулишках очень близок по типологическим особенностям архитектуре XVI в., то «нельзя исключать, что именно собор Ивановского монастыря под Бором на Кулишках был тем храмом, построенным Алевизом Фрязиным, о котором упоминается в летописях под 1514 г.», существование же в городе двух храмов с одинаковым посвящением и топонимом могло привести к контаминации41.

В настоящее время в официальных документах Иоанновский храм датируется 1675 г., с фрагментами XVI в.42

Создание Патриаршего подворья в Черниговском переулке относится ко времени новейшего периода в истории прихода, которая находит свое отражение в рукописных материалах и интернет-публикациях. Среди них следует выделить воспоминания местных жителей и тех, кто связан с возрождением прихода в 1990—2000-е гг. Воспоминания частично опубликованы в интернете и в приходском издании церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, частично записаны со слов рассказчиков и получены автором данной статьи в виде электронных писем. Их содержание касается служения покойных настоятелей храмов в Черниговском переулке, деталей приходской жизни в эти годы, появления в приходе старинного Казанского образа Пресвятой Богородицы, условий жизни обитателей бывшего церковного дома, в котором размещались коммунальные квартиры.

39 Баталов А. Л. Указ. соч. С. 458.

40 Там же. С. 454, 458.

41 Там же. С. 465.

42 Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации «Проект приспособления для современного использования объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Ивана Предтечи под Бором, 1675 г., с фрагментами XVI в. Колокольня, 1758 г."» от 25 апреля 2018 г.; Приказ Мосгорнаследия от 19 июля 2017 г. № 493 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Ивана Предтечи под Бором, 1675 г., с фрагментами XVI в. Колокольня, 1758 г." по адресу: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 8, 9» (записи https://www.mos.ru/dkn/documents/discussions/view/4267221/ и Шрз://^^^. mos.ru/dkn/documents/normativnye-pravovye-akty/view/52311220/ // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: Департамент культурного наследия города Москвы (дата обращения: 18.08.2019)).

Наиболее яркие примеры — воспоминания об о. Сергии Торопцеве43 и облеченные в художественную форму зарисовки об о. Сергии Карамнове (рассказ А. В. Артомасовой)44. Названные тексты рисуют священников, преданно служивших Господу и самоотверженно заботившихся о своей пастве. О. Сергий То-ропцев «всю основную работу по подготовке Черниговского храма к богослужениям, будучи от Бога прекрасным электриком, сварщиком и столяром... провел сам»45. При о. Сергии Карамнове «маленькая община пополнялась все новыми членами, которые в процессе работы над воссозданием храма Черниговских мучеников сроднились. Не последнюю роль в этом играл характер батюшки — отца Сергия. Его работоспособность, веселый характер, удивительная деликатность создали атмосферу доброты, доброжелательности и искреннего тепла к окружающим людям. Кто бы ни вошел в храм, его принимали с добром, без упреков, одергиваний и замечаний»46. В пору настоятельства о. Сергия Карамнова приходу подарили Казанский образ Пресвятой Богородицы в ризе, вычеканенная молитва на которой позволяет осторожно датировать икону последними двадцатью годами царствования Екатерины II (упомянуты государыня, цесаревич Павел Петрович и его вторая супруга Мария Феодоровна). Икона сугубо почитается прихожанами. Она неоднократно мироточила, о чем сообщил ряд российских СМИ, в том числе агентство международной информации «РИА Новости»47.

После размещения на территории подворья церковного вуза (ОЦАД) Иоан-новский храм стал академическим. Фоторепортажи о богослужениях и информация о событиях в жизни подворья размещаются на сайте аспирантуры (http:// www.doctorantura.ru/), наиболее значимые отражаются в «Журнале Московской Патриархии». Территория подворья выступает как площадка для проведения просветительских и культурных мероприятий (фестиваль «Пасхальный дар», выступления церковных хоров), здесь же проводятся съемки материалов для портала «Иисус» (https://jesus-portal.ru/) и экскурсии для гостей ОЦАД из разных стран.

Завершая обзор источников, которые могут быть использованы в работе по истории и памятникам искусства Черниговского Патриаршего подворья, следует отметить, что за последние годы объем информации значительно увеличился и предоставляет исследователям новые возможности для работ в области истории Церкви, археологии и церковного искусства.

43 Гриднев Сергий, диакон; Морулёв Ф. Памяти Сергия Торопцева. Биография. Воспоминания. 26.09.2017 // Всемирный Христианский Благотворительный Фонд «Триумф Сердца»: [сайт]. 2016- . URL:http:// triumphserzia.ru/памяти-протоиерея-сергия-торопцева-б/

44 Артомасова А. Старый храм: светлой памяти прот. Сергия Карамнова посвящается // Приходской листок Патриаршего Подворья храмов свв. мчч. Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. 2007. № 3. С. 6. Выражаю благодарность С. Л. Белокурову за предоставленный экземпляр издания.

45 Гриднев Сергий, диакон; Морулёв Ф. Указ. соч.

46 Артомасова А. Указ. соч.

47 Митрополит Иларион рассказал о мироточащей иконе в центре Москвы // РИА Новости: [сетевое издание]. 2014- . URL : https://ria.ru/20191003/1559410844.html (дата обращения: 14.12.2019).

Список литературы

Официальные документы

Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации «Проект приспособления для современного использования объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Ивана Предтечи под Бором, 1675 г., с фрагментами XVI в. Колокольня, 1758 г."» от 25 апреля 2018 г. // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: Департамент культурного наследия города Москвы. URL: https:// www.mos.ru/dkn/documents/discussions/view/4267221/ (дата обращения: 18.08.2019).

Приказ Мосгорнаследия от 19 июля 2017 г. № 493 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Ивана Предтечи под Бором, 1675 г., с фрагментами XVI в. Колокольня, 1758 г." по адресу: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 8, 9» // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: Департамент культурного наследия города Москвы. URL: https://www.mos.ru/dkn/documents/normativnye-pravovye-akty/view/52311220/ (дата обращения: 20.08.2019).

Церковь Ивана Предтечи под Бором, 1675 г. с фрагментами XVI в. Колокольня, 1758 г. // Портал открытых данных Правительства Москвы: объекты культурного наследия. 2013. URL: https://data.mos.ru/opendata/530/row/2949540 (дата обращения: 15.08.2019).

Церковь Михаила и Федора Черниговских, 1675 г. // Портал открытых данных Правительства Москвы: объекты культурного наследия. 2013-. URL: https://data.mos.ru/ opendata/530/row/2959512 (дата обращения: 15.08.2019).

Книги, статьи, электронные ресурсы

Алексеева Е. По молитве Черниговских святых // Журнал Московской Патриархии. 2018. № 4. С. 40-46.

Артомасова А. Старый храм: светлой памяти прот. Сергия Карамнова посвящается // Приходской листок Патриаршего Подворья храмов свв. мчч. Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. 2007. № 3. С. 4-6.

Баталов А. Л. К истории храмового строительства в Москве первой трети XVI века и проблема топографической локализации Ивановского монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века: к 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря: [сб. ст.]. М.: Северный паломник, 2005. С. 454-466.

Баталов А. Л. Монастырь Иоанна Предтечи в Москве: факты 600-летней истории // История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XVII — начала XIX века / сост. Д. Г. Давиденко. М.: Лето, 2015. С. 6-26.

Беляев Л. А. Декоративные изделия из известняка в Коломенском: обзор коллекции // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1(21). С. 95-108. DOI: 10.15382/sturV201621.95-108.

Васил(ь)евский Константин Александрович // Персоналии: краткие справки о священно-церковнослужителях и ктиторах Русской Православной Церкви // Храмы России: электрон. период. издание. 1999- . URL: http://www.temples.ru/clerics.php?ClericID=589 (дата обращения: 15.08.2019).

В церкви Михаила и Федора Черниговских найдено захоронение XVII в. // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: Департамент культурного наследия города Москвы. 23.07.2014. URL: https://www.mos.ru/dkn/documents/arhiv-novostej/view/ 108936220/ (дата обращения: 16.08.2019).

Векслер А. Г. и др. Спасательные археологические работы на территории Китай-города и Замоскворечья // Археологические открытия. 2015 г. М.: ИА РАН, 2017. С. 121-123.

Вся Москва: адресная и справочная книга на 1913 год: 29-й год издания. М.: Т-во А. С. Суворина «Новое время»: Городская тип., 1913.

Вся Москва: адресная и справочная книга на 1917 год: 24-й год издания. М.: Т-во А. С. Суворина «Новое время»: Городская тип., 1917.

Гриднев Сергий, диакон; Морулёв Ф. Памяти Сергия Торопцева. Биография. Воспоминания. 26.09.2017 // Всемирный Христианский Благотворительный Фонд «Триумф Сердца»: [сайт]. 2016-. URL: http:// triumphserzia.ru/памяти-протоиерея-сергия-торопцева-б/ (дата обращения: 16.08.2019).

Дмитриева И. А. Краеведческая деятельность московских священнослужителей (конец XIX — начало ХХ века) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2003. № 1. С. 107-119.

До конца года в Москве будет отреставрировано 90 памятников архитектуры // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. 18.11.2015. URL: https://www.mos.ru/ mayor/themes/4299/2995050/ (дата обращения: 16.08.2019).

Дроздов Д. П. Переулки Замоскворечья. Прогулки по Кадашевским, по Толмачевским, Лаврушинскому, Черниговскому и Климентовскому. М.: Центрполиграф, 2017.

Замоскворечье в лицах, судьбах, эпохах...: ист. сенсации в современной трактовке: путеводитель. 2-е изд. М.: Новая элита, 2011.

Иоанно-Предтеченский собор Москвы будет освящен 1 ноября // Телеканал «Россия — Культура» (Россия — К): [сайт]. 2001- . 30.10.2015. URL: https://tvkultura.ru/article/ show/article_id/143846/ (дата обращения: 20.08.2019).

Колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором // Nefer's Journal: [блог]. 20.04.2012. URL: https://neferjournal.livejournal.com/3094620.html (дата обращения: 16.08.2019).

Митрополит Иларион рассказал о мироточащей иконе в центре Москвы // РИА Новости: [сетевое издание]. 2014- . URL : https://ria.ru/20191003/1559410844.html (дата обращения: 14.12.2019).

Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви: [в 4 ч.]. М., 1882-1883. Отд. 2: Замоскворецкая часть Земляного города. 1883.

Проценко А. Черниговское подворье — сокровище старой Москвы // Td = Татьянин день: молодежный интернет-журнал МГУ. 2007- . 05.11.2015. URL: http://www.taday.ru/ text/2147968.html (дата обращения: 20.08.2019)

ПСРЛ. Т. 25. Московский летописный свод конца XV века. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949.

Путеводитель по Москве, 1913 / под ред. И. П. Машкова. М.: ТЕРРА, 1998.

Пушкин Б. Протокол осмотра церкви Иоанна Предтечи, что под бором, и противолежащей церкви во имя Черниговских чудотворцев (св. кн. Михаила Черниговского и боярина его Федора) членами Комиссии по изучению старой Москвы Московского Археологического общества, 9 июня 1920 г. [рукопись] [М., 1920].

Романюк С. К. Переулки старой Москвы: история, памятники архитектуры, маршруты. М.: Центрполиграф, 2018.

Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия / сост. Волобуева Т. И. [и др.]. Тверь: Булат, 2013.

Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла // Журнал Московской Патриархии. 2015. № 12. С. 8-10.

Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла // Журнал Московской Патриархии. 2018. № 4. С. 26-27.

Сорок сороков: [в 4 т.] / авт.-сост. П. Г. Паламарчук. Т. 2: Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. М.: Книга и бизнес: Кром, 1994. С. 570-574.

Стародубова А. Л. Комиссия по изучению старой Москвы // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 36. С. 526-533.

Страхов С., свящ. Древнейшие известия о церкви св. Иоанна Предтечи, что под Бором, на Пятницкой. М.: Тип. А. И. Снегиревой, 1893.

Сытин П. В. Из истории московских улиц: очерки. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Моск. рабочий, 1958.

Указатель московских церквей / сост. М. Александровский. М., 1915.

Ферапонт (Кашин), митр. Костромской и Нерехтский. Иаково-Железноборовский монастырь. Кострома: Костромская епархия РПЦ, 2017.

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Москва, Черниговский переулок // Официальный сайт Иконописного Отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019- . URL: https://icon.spbda.ru/8171-2/aleksandr-derkachev-2/khram-useknoveniya-glavy-ioanna-predte/ (дата обращения: 17.08.2019).

Храмы России: электрон. период. издание: [сайт]. 1999- . URL : http://www.temples.ru/ (дата обращения: 14.08.2019).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2020. Vol. 37. P. 123-143

DOI: 10.15382/sturV202037.123-143

Olga Trofimova, Candidate of Sciences in Art Criticism, Library of SS Cyril and Methodius Theological institute of Post-Graduate Studies 4/2, 1 Pyatnitskaya Str., Moscow, 115035, Russian Federation olga_trofimova2017@mail.ru ORCID: 0000-0003-4501-7837

Churches of Patriarch's Chernigov House and their Reflection in Literature, Electronic Resources and Manuscript Materials: Outline of Sources

O. Trofimova

Abstract: The churches of Patriarch's Chernigov House, established in the mid-1990s in the historical district of Moscow, Zamoskvorechye, are included in the sites of cultural heritage of federal significance. The history of the church of Beheading of St. John the Baptist near Bor (Russ. церковь во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи под Бором) dates from the 15th century and is still interesting to professional historians, archaeologists, local historians and antiquarians. The newest period of the history of the House, associated with the large-scale restoration and placing in it SS Cyril and Methodius Theological institute of Post-Graduate, is marked by the accumulation of information about Chernigovskiy pereulok ("Chernigov side street") and its churches; it expanded the field for researchers of church history as well as history and archaeology of Moscow and history of Russian education. The purpose of this

article is to review the most significant sources of information of different types and dates which contain information about the churches of Chernigov Hosue and related objects in Chernigov side street. The review takes into account both printed sources and electronic publications, manuscripts and unpublished materials. A separate section of the article is devoted to the types of modern publications about the churches of Chernigov House and the history of the area. The study of the history of the House is of particular interest to those who work in the field of local history, because in the recent years, the number of walking tours around the city, including Zamoskvorechye, has been increasing. As part of the study of sources on the history of Chernigov House, the article makes public the "Protocol of inspection of the Church of John the Baptist, near Bor, and the opposing Church in the name of Chernigov wonderworkers..." (written in the most difficult time of the Civil War), part of the collection of protocols written by the Commission for the Study of Old Moscow and stored in the State Public Historical Library. In order to outline the question of the construction of St. John's Church (which is associated with the dating of the construction and with the participation of the Italian architect Aleviz Novy), the article takes into account the content and conclusions of studies of the authors of the 19th and 21st centuries, of priest Sergiy Strakhov and the art historian professor A. L. Batalov. The article outlines approximate directions of possible future studies for those who are interested in the ongoing history of the House.

Keywords: review of sources, restoration of historical and cultural monuments, local history, Chernigov Patriarch's House, art of Russian Orthodox Church of 21st century, history of Zamoskvorechye, church of Beheading of John the Baptist near Bor, church of Michael and Fyodor of Chernigov, Aleviz Novy, Commission for the Study of Old Moscow, SS Cyril and Methodius Theological institute of Post-Graduate Studies.

References

Official documents

Akt gosudarstvennoj istoriko-kul'turnoj ekspertizy proektnoj dokumentacii «Proekt prisposobleniya dlya sovremennogo ispol'zovaniya ob»ekta kul'turnogo naslediyafederal'nogo znacheniya «Cerkov' Ivana Predtechipod Borom, 1675g., s fragmentami XVIv. Kolokolnya, 1758g.»» ot 25aprelya 2018g. [The act of the state historical and cultural examination of the project documentation «The project of adaptation for the modern use of the cultural heritage object of federal significance "Ivan the Baptist Church near Bor, 1675, with fragments of the 16th century. The bell tower, 1758" dated April 25, 2018], available at: https://www.mos.ru/dkn/documents/ discussions/view/4267221/ (18.08.2019) (in Russian).

Cerkov' Ivana Predtechi pod Borom, 1675g., s fragmentami XVI v. Kolokolnya, 1758g. [Ivan the Baptist Church near Bor, 1675, with fragments ofthe 16th century. Kolokolnya, 1758], available at: https://data.mos.ru/opendata/530/row/2949540 (15.08.2019) (in Russian).

Cerkov'Mihaila i Fedora Chernigovskih, 1675g. [Church ofMichael and Fyodor ofChernigov, 1675], available at: https://data.mos.ru/opendata/530/row/2959512 (15.08.2019) (in Russian).

Prikaz Mosgornaslediya ot 19 iyulya 2017g. № 493 «Ob utverzhdenii ohrannogo obyazatel'stva sobstvennika ili inogo zakonnogo vladelca ob"ekta kul'turnogo naslediya federal'nogo znacheniya «Cerkov' Ivana Predtechi pod Borom, 1675 g., s fragmentami XVI v. Kolokolnya, 1758g.» po adresu: g. Moskva, ul. Pyatnickaya, d. 4/2, str. 8, 9» [The Moscow City Heritage Order of July 19, 2017 No. 493 "On Approving the Protection Obligation of the Owner or Other Legal Owner of the Object of Cultural Heritage of Federal Importance "Ivan

the Baptist Church near Bor, 1675, with fragments of the 16th century. Kolokolnya, 1758" to the address: Moscow, str. Pyatnitskaya, d. 4/2, buildings 8, 9 «], available at: https:// www.mos.ru/dkn/documents/normativnye-pravovye-akty/view/52311220/ (20.08.2019) (in Russian).

Books, brochures, electronic resources

Batalov A. (2005) «K istorii hramovogo stroitel'stva v Moskve pervoj treti XVI veka i problema topograficheskoj lokalizacii Ivanovskogo monastyrya» [«On the history of temple construction in Moscow in the first third of the 16th century and the problem of topographic localization of the Ivanovsky Monastery], in Drevnerusskoe ipostvizantjskoe iskusstvo. VtorayapolovinaXV— nachalo XVI veka : k 500-letiyu rospisi sobora Rozhdestva Bogorodicy Ferapontova monastyrya [Old Russian and post-Byzantine art. The second half of the 15st — the beginning of the 16st century: on the 500th anniversary of the painting of the Cathedral of the Nativity of the Virgin Ferapontov Monastery], Moscow, pp. 454-466 (in Russian).

Batalov A. (2015) «Monastyr' Ioanna Predtechi v Moskve : fakty 600-letnej istorii» [«St. John the Baptist Monastery in Moscow: facts of a 600-year history»], in Istoriya Moskovskogo Ivanovskogo devich 'ego monastyrya v dokumentah XVII — nachala XIX veka [The history of the Moscow Ivanovsky convent in the documents of the 17st — early 19st century], Moscow, pp. 6-26 (in Russian).

Do konca goda v Moskve budet otrestavrirovano 90 pamyatnikov arhitektury [By the end of the year 90 architectural monuments will be restored in Moscow], available at: https://www.mos. ru/mayor/themes/4299/2995050/ (16.08.2019) (in Russian).

Drozdov D. (2017) Pereulki Zamoskvorechya. Progulki po Kadashevskim, po Tolmachevskim, Lavrushinskomu, Chernigovskomu i Klimentovskomu [Alleys of Zamoskvorechye. Walks in the Kadashevsky, Tolmachevsky, Lavrushinsky, Chernigov and Klimentovsky]. Moscow (in Russian).

Ferapont (Kashin), Metropolitan of Kostroma and Nerekhta (2017) Iakovo-Zheleznoborovskj monastyr [Iakovo-Zheleznoborovsky Monastery]. Kostroma (in Russian).

Gridnev Sergij, diakon; Morulyov F. (2017) Pamyati Sergiya Toropceva. Biografiya. Vospominaniya [In memory of Sergius Toroptsev. Biography. Memories], available at: http:// triumphserzia. ru/памяти-протоиерея-сергия-торопцева-б/ (16.08.2019) (in Russian).

Hram Useknoveniya Glavy Ioanna Predtechi, Moskva, Chernigovskij pereulok [Church of the Beheading of John the Baptist, Moscow, Chernigov Lane], available at: https://icon.spbda. ru/8171-2/aleksandr-derkachev-2/khram-useknoveniya-glavy-ioanna-predte/ (17.08.2019) (in Russian).

Hramy Rossii [Temples of Russia], available at: http://www.temples.ru/ (in Russian).

Ioanno-Predtechenskj sobor Moskvy budet osvyashchen 1 noyabrya [Moscow church of St. John the Baptist will be consecrated on November 1], available at: https://tvkultura.ru/article/ show/article_id/143846/ (20.08.2019) (in Russian).

Mashkov I. (ed.) (1998) Putevoditel'po Moskve, 1913 [Moscow Travel Guide, 1913]. Moscow (in Russian).

Mitropolit Ilarion rasskazal o mirotochashchej ikone v centre Moskvy [Metropolitan Hilarion spoke about the myrrh-streaming icon in the center of Moscow], available at: https://ria. ru/20191003/1559410844.html (14.12.2019) (in Russian).

Palamarchuk P. (ed.) (1994) Soroksorokov: [v 41.] T. 2:Moskva vgranicah Sadovogo kol'ca: Kitaj-gorod, Belyjgorod, Zemlyanojgorod, Zamoskvoreche [A multitude of churches. Moscow within the Garden Ring: Kitay Gorod, White City, Ground City, Zamoskvorechye]. Vol. 2. Moscow, pp. 570-574 (in Russian).

PSRL. T. 25. Moskovskij letopisnyj svod konca XV veka (1949) [Complete collection of Russian chronicles. Moscow chronicle of the end of the 15th century]. Moscow-Leningrad (in Russian).

Pushkin B. (1920) Protokol osmotra cerkvi Ioanna Predtechi, chto pod borom, iprotivolezhashchej cerkvi vo imya Chernigovskih chudotvorcev (sv. kn. Mihaila Chernigovskogo i boyarina ego Fedora) chlenami Komissii po izucheniyu staroj Moskvy Moskovskogo Arheologicheskogo obshchestva, 9 iyunya 1920 g. [The Protocol of inspection of the Church of St. John the Baptist that near bor, and the opposite church in the name of Chernigov wonderworkers (St. Prince Michael of Chernigov and his boyar Fyodor) by members of the Commission for the Study of Old Moscow of the Moscow Archaeological Society, June 9, 1920] [manuscript] [Moscow] (in Russian).

Romanyuk S. (2018) Pereulki staroj Moskvy, istoriya, pamyatniki arhitektury, marshruty [Lanes of old Moscow. Story. Monuments of architecture. Routes]. Moscow (in Russian).

Starodubova A. (2014) «Komissiya po izucheniyu staroj Moskvy» [«Commission for the Study of Old Moscow»], in Pravoslavnaya enciklopediya [Orthodox Encyclopedia], vol. 36, pp. 526— 533. Moscow (in Russian).

Sytin P. (1958) Iz istorii moskovskih ulic : ocherki [From the history of Moscow streets: essays]. Moscow (in Russian).

V cerkvi Mihaila i Fedora Chernigovskih najdeno zahoronenie XVIIv. [The burial of the 17st century was found in the church of Mikhail and Fyodor of Chernigov], available at: https://www.mos. ru/dkn/documents/arhiv-novostej/view/108936220/ (16.08.2019) (in Russian).

Veksler A. et al. (2017) «Spasatel'nye arheologicheskie raboty na territorii Kitaj-goroda i Zamoskvorech'ya» [«Rescue archaeological works on the territory of Kitay Gorod and Zamoskvorechye»] in Arheologicheskie otkrytiya: 2015 g. [Archaeological discoveries, 2015], Moscow, pp. 121-123 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Volobueva T., Kuznecova O. et al. (eds.) (2013) Svyashchenno-cerkovnosluzhiteli i ktitory Moskovskoj eparhiipervoj tretiXXstoletiya [Priests and clergy of the Moscow diocese of the first third of the 20st century]. Tver' (in Russian).

Articles

Alekseeva E. (2018) «Po molitve Chernigovskih svyatyh» [«By the prayer of Chernigov saints»]. ZhurnalMoskovskojPatriarhii, 2018, vol. 4, pp. 40-46 (in Russian).

Artomasova A. (2007) «Staryj hram : svetloj pamyati prot. Sergiya Karamnova posvyashchaetsya» [«Old temple: blessed memory prot. Sergiy Karamnov is dedicated»]. Prihodskoj listok Patriarshego Podvorya hramov svv. mchch. Mihaila i Feodora Chernigovskih i Useknoveniya glavy Ioanna Predtechi pod Borom, 2007, no. 3, pp. 4-6 (in Russian).

Belyaev L. (2016) «Dekorativnye izdeliya iz izvestnyaka v Kolomenskom: obzor kollekcii» [«The Architectural Decoration of Limestone at Kolomenskoye: the Collection Survey»]. Vestnik Pravoslavnogj Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Series V: Voprosy istorii i teorii hristianskogo iskusstva, 2016, vol. 1(21), pp. 95-108. DOI: 10.15382/sturV201621.95-108 (in Russian).

Dmitrieva I. (2003) «Kraevedcheskaya deyatel'nost' moskovskih svyashchennosluzhitelej (konec XIX — nachalo XX veka)» [«Local history activities of Moscow clergy (end ofXIX — beginning of XX century)»]. Vestnik Pravoslavnogj Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Series I: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie, 2003, vol. 1, pp. 107-119 (in Russian).

Kolokol'nya hrama Useknoveniya Glavy Ioanna Predtechi pod Borom [The bell tower of the Church of the Beheading of John the Baptist near Bor], available at: https://neferjournal.livejournal. com/3094620.html (16.08.2019) (in Russian).

Procenko A. (2015) «Chernigovskoe podvor'e — sokrovishche staroj Moskvy» [«Chernigov Compound — a treasure of old Moscow»], internet-zhurnal Td = Tatyanin den', E-journal

Td = Tatyanas Day, 2015, available at: http://www.taday.ru/text/2147968.html (20.08.2019) (in Russian).

«Sluzheniya i vstrechi Svyatejshego Patriarha Kirilla» [«Services and meetings of His Holiness

Patriarch Kirill»]. Zhurnal Moskovskoj Patriarhii, 2015, vol. 12, pp. 8—10 (in Russian). «Sluzheniya i vstrechi Svyatejshego Patriarha Kirilla» [«Services and meetings of His Holiness

Patriarch Kirill»]. Zhurnal Moskovskoj Patriarhii, 2018, vol. 4, pp. 26—27 (in Russian). Vasil()evskij Konstantin Aleksandrovich, available at: http://www.temples.ru/clerics. php?ClericID=589 (15.08.2019) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.