Научная статья на тему 'Кладбищенская церковь Иоанно-Введенского женского монастыря'

Кладбищенская церковь Иоанно-Введенского женского монастыря Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ / ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО / ИОАННО-ВВЕДЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Загваздин Евгений Петрович

В 2007 г. в Иоанно-Введенском женском монастыре, расположенном в окрестностях г. Тобольска, начались крупнейшие в его истории ремонтно-реставрационные работы. Церковь-усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского один из многих отреставрированных памятников монастыря. В 2008 г. в рамках проводимых реставрационных работ впервые выполнены археологические исследования, позволившие пролить свет на неизвестные страницы архитектурной истории храма. При раскопках изучены утраченные архитектурные элементы памятника и захоронения. Для характеристики храма использованы неопубликованные архивные источники. Все эти сведения позволили более полно обрисовать картину, связанную не только с историей этой церкви, но и места, на котором она была возведена. В статье рассматриваются предпосылки создания церкви-усыпальницы, ее место в планировочной структуре монастыря, архитектурные особенности. Приводятся сведения об организации строительства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n 2007 the largest in the history repair and restoration works began in the Ioanno-Vvedensky Convent, located in the vicinity of Tobolsk. The church burial vault in the name of St. Seraphim of Sarov is one of many restored monuments of the convent. In 2008 archaeological research was carried out for the first time as a part of the restoration work on the monument. The research opened unknown pages of architectural history of the church. During the excavations there were studied the lost architectural elements of the monument and the burial place. Then unpublished information from archival sources was used for characteristics of the church. All this information allowed to see the full picture of the history not only of this church, but also of the place where it was erected. The article deals with prerequisites for the construction of the church burial vault, its place in the planning structure of the convent, its architectural features. The information on the organization of the church construction is provided.

Текст научной работы на тему «Кладбищенская церковь Иоанно-Введенского женского монастыря»

УДК: [69.059.35+550.384.32]

Е.П. Загваздин

Тобольская комплексная научная станция УрО РАН

kulay_arx@mail.ru

Кладбищенская церковь Иоанно-Введенского женского монастыря

Исследование подготовлено при финансовой поддержке ФАНО России в рамках темы ФНИ № 04082015-0003 «Изучение культуры населения северной лесостепи и южной тайги Западной Сибири

(I тыс. до н.э. - II тыс. н.э.)».

Аннотация

В 2007 г. в Иоанно-Введенском женском монастыре, расположенном в окрестностях г. Тобольска, начались крупнейшие в его истории ремонтно-реставрационные работы. Церковь-усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского - один из многих отреставрированных памятников монастыря. В 2008 г. в рамках проводимых реставрационных работ впервые выполнены археологические исследования, позволившие пролить свет на неизвестные страницы архитектурной истории храма. При раскопках изучены утраченные архитектурные элементы памятника и захоронения. Для характеристики храма использованы неопубликованные архивные источники. Все эти сведения позволили более полно обрисовать картину, связанную не только с историей этой церкви, но и места, на котором она была возведена. В статье рассматриваются предпосылки создания церкви-усыпальницы, ее место в планировочной структуре монастыря, архитектурные особенности. Приводятся сведения об организации строительства.

Ключевые слова: реставрация, археологические исследования, церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, церковь преподобного Серафима Саровского, Иоанно-Введенский женский монастырь

В истории церкви-усыпальницы, которая сейчас носит имя преподобного Серафима Саровского, выделяются несколько этапов. Они отражают не только процесс строительства и функционирования ныне действующего храма, но и историю ранее существовавших на его месте культовых строений, так как смысловая преемственность ранних и поздних памятников прослеживается со всей очевидностью.

1 этап. 1653-1752 гг. Функционирование первого храма монастыря во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

9 марта 1653 г. архиепископ Тобольский и Сибирский Симеон в честь основания мужского монастыря заложил первую деревянную церковь с приделом святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Она просуществовала почти сто лет - 18 марта 1752 г. церковь уничтожил пожар. Причина пожара не известна [Грамматин, 1889а, с. 364].

Далее следует сделать пояснение, чтобы избежать путаницы. После утраты старейшего храма монастыря временно функционировала деревянная церковь. Затем, 5 июля 1752 г., митрополит Сильвестр закладывает чуть далее к западу каменную церковь во имя Предтечи Иоанна с приделом Казанской божьей матери [Грамматин, 1889а, с. 364]. Таким образом, в истории монастыря известны два храма со схожими названиями.

2 этап. 1775 г. Установка памятного знака на месте утраченного храма.

После утраты храма 29 августа 1775 г. на месте его престола водружен крест с резным изображением распятия Господня с предстоящими Божьей матерью и Иоанном Богословом. На обратной стороне креста была вырезана краткая надпись, касающаяся истории основания этой церкви [Грамматин, 1889а, с. 365].

3 этап. После 1775 г. (?) Возведение деревянной часовни.

В память о первом храме в дальнейшем была возведена одноименная деревянная часовня. О времени ее постройки нет упоминаний, однако известно, что, отремонтированная в 1886 г., она продолжала выполнять свои культовые функции в монастыре [Грамматин, 1889б, с. 438].

4 этап. 1891-1893 гг. Строительство каменного храма-усыпальницы во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Предыстория, связанная со строительством уже нового каменного храма, хорошо отражена в архивных документах. После посещения 10 июля 1891 г. цесаревичем Николаем Тобольска это знаковое событие затронуло и монастырь. Вскоре, 17 июля, на имя игуменьи Миропии приходит письмо от неизвестного мецената. В нем мы читаем просьбу: «на месте древней Церкви Усекновения, где ныне часовня, устроить новый небольшой каменный храм, в честь Усекновения же св. Иоанна Крестителя Господня, с усыпальницею».

Отмечены в письме и требования, относящиеся к архитектурному облику храма: «Устроить сей храм прошу по плану и фасаду мною лично Вам указанному, без всяких архитектурных украшений, лишь бы был прочен». Меценатом новый мемориальный храм функционально задумывался двояко: для «...поминания усопших членов Царской Фамилии по реестру; а в усыпальнице - со временем, что бы были погребены все члены Вашего семейства - Дружининых и отведено место для моей могилы» [ТФ ГАТО. Ф. И-197. Оп. 1. Д. 71. Л. 2-2об.].

В пояснительной записке к проекту епархиального архитектора Б.Г. Цинке указаны интересные подробности, которые нелишним будет упомянуть: «По поручению Его Преосвященства Преосвящен-нейшаго Иустина Епископа Тобольскаго и Сибир-скаго составлен мною проэкт на предполагаемую постройку каменной Кладбищенской церкви и в

подвальном этаже со сводами предназначен склеп со входом под входной лестницей в церкви. Сводов в подвале/склепе/ предполагая крестообразныя и в церкви восьмигранныя готическия фундаментов под стенами и стол бами полагая 11Л аршина ниже полов склепа, в церкви полагая над сводом деревяннаго пола с северной южной сторон предназначены входные двери. Стены подвальнаго этажа предполагая толщиною не менее 1 аршина и 9 вершков. Кроме пилястров, которые выступают вперед от стены на 3 вершка. Церковь как Кладбищенская предполагается без колокольни и также без звоницы в виде часовни. Конструкцией свод выясняется своей устойчивости по чертежу, а в стенах у пяти сводов церкви и алтаря предназначаются железныя из полосоваго железа шириною 4 дюйма и толщиною % дюйма крыши должны быть покрыты листовым железом». Далее следует подпись епархиального архитектора Б.Г. Цинке [ТФ ГАТО. Ф. И-197. Оп. 1. Д. 71. Л. 7-7 об.].

В научном архиве ТИАМЗ сохранился проект этой церкви (ил. 1), разработанный Б.Г. Цинке в 1891 г. [НА ТИАМЗ. № ТМ-11794/10; Балюнов, 2016, с. 215, рис. 2]. Сравнивая облик существующего храма с первоначальным проектом и пояснительной запиской, убеждаемся, что проект действительно сильно упростили. Сохранилась лишь конфигурация стен на уровне нижнего яруса. Фасады лишились торжественных фронтонов. Шатровая форма крыши трансформировалась в купольную. Из трех крылец по проекту утверждено лишь одно с симметричными террасами с севера и юга.

Новый храм заложили там же, где стояла часовня. Уже в начале ноября 1891 г. начнут копать траншею под будущий фундамент. Однако строители не приняли во внимание необходимость предварительно расчистить место для будущего строительства. Поэтому получилась ситуация, при которой траншея уже была выкопана, а прежняя часовня все еще оставалась стоять на своем месте. Впрочем, вскоре эта досадная оплошность была исправлена: часовню разобрали и перенесли в заимку Жуковскую [ТФ ГАТО. Ф. И-197. Оп. 1. Д. 71. Л. 8-8об.], где она использовалась по своему прямому назначению много лет [РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2087. Л. 147].

Наши исследования показали, что храм заложили на узкой террасе. Из-за того что с юга рельеф местности имел понижение, траншею под фундамент с этой стороны, по всей видимости, копали ступеньками, постепенно понижаясь до проектных отметок. Фундаменты памятника ленточные и сложены целиком из кирпича. Объем новой церкви перекрыл существовавшее ранее на этом месте монастырское кладбище: обнаружены погребения как внутри храма, так и снаружи, с северной стороны.

Работы по строительству храма проводил тобольский мещанин Дмитрий Павлович Козлов. По договору подряда он взял на себя обязательства сложить из кирпича церковь, начиная от фундамента и кончая куполом. Толщина фундамента должна была составлять 4 кирпича, а стены - 3 кирпича. Доставка строительного материала - дерева, кирпича, извести и воды - производились за счет монастыря. Остальные работы, такие как поднос воды, кирпича и прочих материалов, возведение строительных

лесов - все это осуществлялась силами подрядчика. Было рассчитано, что при цене 2,5 рубля за каждую тысячу сложенного кирпича и при объеме в 150 тысяч кирпичей Козлов получит за работу 375 рублей. Договором оговаривались и сроки: строительство продолжались с 15 мая по 14 сентября 1892 г. [ТФ ГАТО. Ф. И-197. Оп. 1. Д. 71. Л. 9-10об.].

Церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, несмотря на сжатые сроки строительства, освятили значительно позже, 13 августа 1893 г. [ТФ ГАТО. Ф. И-197. Оп. 1. Д. 71. Л. 24]. Причину следует связывать с пожаром, случившимся в ночь с 16 на 17 января 1893 г., который уничтожил значительную часть монастыря. Не пострадали лишь Настоятельский корпус и каменная церковь Иоанна Предтечи [Пожар..., 1893].

В акте принятых работ от 12 августа 1893 г. находим следующие сведения: «...храм кирпичной кладкою окончен с осени прошлаго года, накрыт железною крышею, а весною настоящего года крыша выкрашена зеленою краскою, и на куполах водружены св. кресты; с западной стороны сделано большее деревянное крыльце. Внутри храм оштукатурен, пола деревянные посланы, решетки в окнах вставлены, двери и рамы есть, поставлены на местах, а зимния рамы в окнах заготовлены. Временный иконостас поставлен на месте св. престола...» [ТФ ГАТО. Ф. И-197. Оп. 1. Д. 71. Л. 24-24об.]. Церковь при этом была теплой: в верхнем ярусе было установлено 3 утермарковских печи, а в последующем столько же - и в нижнем ярусе [РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2087. Л. 135об.]

Интерес представляет упомянутое в акте деревянное крыльцо. Оно, как и галереи, было утрачено, видимо, еще в советский период. Некоторое представление об их конфигурации дает оригинал плана монастыря (ил. 2), хранящийся в НА ТИАМЗ. План датирован 1900 г. [НА ТИАМЗ. № ТМ-11794/23]. Таким образом, ранее озвученную датировку этого плана около 1898 г. следует считать ошибочной [За-гваздин, 2015].

Остатки фундамента северной террасы были изучены при археологических раскопках (ил. 3). Под слоем современного мусора, значительно повысившего уровень дневной поверхности и крутость склона, найдены два мощных опорных столба. Они располагались в линию с юга на север. Диаметр столбов составил 33 и 34 см. Расстояние между столбами 193 см. Ближайший столб отстоит от стены на 78 см, дальний - на 282 см. Этот столб позднее приспособили как опору для постройки, по всей видимости, хозяйственного назначения. Между столбами обнаружен плотный ряд досок. По всем признакам, здесь был положен тротуар.

Вкратце остановимся на функции церкви как погребального сооружения. Выяснено, что в ней были погребены останки пяти человек. Четверо из усопших - члены семьи Дружининых [Загваздин, 2016а, 2016б, 2017]. Дружинины служили в монастыре с 1867 г., то есть практически с момента переименования его в женский, и до самого закрытия в 1923 г. Будучи по своему социальному статусу крестьянами, они тем ни менее внесли значительный вклад в духовную и образовательную сферы обители, ее экономику.

5 этап. 1904 г. Возведение престола во имя преподобного Серафима Саровского.

В 1904 г. в нижнем ярусе храма добавляется новый престол - во имя преподобного Серафима Саровского. Причиной такого решения стала канонизация святого в июле 1903 г. Торжественные мероприятия проходили в присутствии императорской семьи и тысячного скопления мирян. С этого момента его святость нередко воспринималось народным сознанием в соотнесении с небесным покровительством царствованию Николая II [Никульшин, 2005, с. 52]. Эта общероссийская любовь к святому не обошла стороной и Иоанно-Введенскую обитель. Задолго до самого события вести о будущей канонизации Серафима Саровского уже витали в воздухе.

8 мая 1903 г. игуменья Миропия обращается в Дивеевский женский монастырь с просьбой «...написать для Иоанно-Введенского монастыря маслян-ными красками икону Преподобного Отца Серафима Подвижника Саровского... По написании же освятить эту икону в Саровском монастыре на Св.(ятых) мощах Преподобного Старца Серафима при имеющемся быть открытии мощей его, а за тем выслать Святую икону к 1-му августа настоящего года..» [ТФ ГАТО. Ф. И-197. Оп. 1. Д. 104. Л. 1-1об.].

Чуть позже, 26 мая, игуменья обращается с прошением к епископу Тобольскому и Сибирскому Антонию об устройстве в нижнем ярусе церкви престола «...во имя ожидаемого имеющаго быть новопросла-веннаго угодника Божия Св. Преподобного Серафима Саровского чудотворца» [ТФ ГАТО. Ф. И-197. Оп. 1. Д. 104. Л. 3-3об.]. Освещение нового престола состоялось 17 августа 1904 г. [ТФ ГАТО. Ф. И-197. Оп. 1. Д. 104. Л. 19].

6 этап. 1923-1998 гг. Закрытие церкви и использование ее под хозяйственные нужды.

В 1923 г. Иоанно-Введенский женский монастырь закрывают [Алексеев, 1993, с. 167]. История этого храма в советский период практически не прослеживается. Известно, что его приспособили под хозяйственные нужды. С южной стороны был растесан проем под ворота. Был искажен и фасад памятника, утрачена лестница и террасы.

7 этап. С 1998-х гг. по наши дни. Реставрация и ревалоризация храма.

После передачи территории монастыря Русской православной церкви здесь начинаются вялотекущий процесс восстановления. Лишь в 2006 г. ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» (г. Томск) разработал проект комплексной реставрации монастыря. По этому проекту была отреставрирована церковь-усыпальница (ил. 4), восстановлены и утраченные террасы.

Заключение:

История церкви-усыпальницы, которая сейчас носит имя преподобного Серафима Саровского, представляет достаточно интересный образец символической преемственности в сибирском православии. По всей видимости, вплоть до закрытия обители в 1923 г., название памятника явственно ассоциировалось с древнейшим храмом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Не сменилось наименование храма и после создания в нижнем ярусе престола в честь преподобного Серафима Саровского.

Однако на современном этапе смены историче-

ской парадигмы название церкви прочно соотносится только с именем народного святого Серафима Саровского. Сейчас широко распространено представление, что храм носит сугубо мемориальную функцию, связанную с посещением в 1891 г. Тобольска цесаревичем Николаем Александровичем.

Анализ документов показывает, что храм в первую очередь был связан с давней мемориальной традицией монастыря. Как было отмечено выше, она была связана с исторической памятью о первой деревянной церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (сер. XVII в.), стоявшей на этом месте. Лишь после 1891 г. мемориальная функция храма значительно расширилась и стала соотноситься с умершими членами династии Романовых и павшими в бою войнами. Поэтому здравствующему Николаю Александровичу такой характер поминовения в свою честь показался бы странным.

Интересно значение этой церкви и как погребального сооружения. Она была семейной усыпальницей Дружининых, которые много лет своей жизни отдали монастырю. В нашем представлении усыпальница -это последнее пристанище мирян, причем наделенных властью и материальным благосостоянием. В данном случае все наоборот: Дружинины были сугубо духовными лицами, хотя и из крестьянского сословия. Тем не менее их заслуги перед монастырем были высоко оценены уже при их жизни. В этом контексте храм функционально предстает перед нами и как семейный мемориал.

Список литературы

1. Алексеев В. В. Гибель царской семьи: мифы и реальность (Новые документы о трагедии на Урале).

- Екатеринбург: [Б.и.], 1993. - 285 с.

2. Балюнов И.В. Сибирский архитектор Богдан Богданович Цинке // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. - Т. XI. - Новосибирск: НГУАДИ, 2016. - С. 211-215.

3. Грамматин А. Н. Иоанно-Введенский женский монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. -1889б. - № 21-22. - С. 432-441.

4. Грамматин А. Н. Иоанно-Введенский третьеклассный женский монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. - 1889а. - № 17-18. - С. 363-376.

5. Загваздин Е.П. Археологические исследования на объекте реставрации «Иоанно-Введенский монастырь» (п. Прииртышский, Тобольский район) // Новгородская Земля - Урал - Западная Сибирь в историко-культурном и духовном наследии. - Ч. 2. -Екатеринбург: Банк культурной информации, 2009.

- С. 381-391.

6. Загваздин Е.П. Троицкий собор в планировочной структуре Иоанно-Введенского женского монастыря // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. - Новосибирск: НГУАДИ, 2015. - Т. Х. - Ч. 1. - С. 140-147.

7. Загваздин Е.П. К вопросу о захоронениях в церкви преподобного Серафима Саровского (Иоанно-Введенский женский монастырь) // Тобольск на-учный-2016: Материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) (г. Тобольск, 10-11 ноября 2015 г.). - Тобольск: [Б.и.], 2016а. - С. 149-152.

8. Загваздин Е.П. Иоанно-Введенский женский монастырь в лицах: Дружинины // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - № 24. - М.: ИВИ РАН, 2016б.

- С. 311-342.

9. Загваздин Е.П. К биографии иеросхимонаха Иоан-но-Введенского женского монастыря Аввакума Дружинина // Вестник НГУ. Серия: История, филология.

- 2017. - Т. 16. - № 1. - С. 72-79.

10. Никульшин Д.А. Религиозное возрождение начала XX века // Сумма философии. Вып. к 40-летию философского факультета. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - С. 50-54.

11. Пожар в Иоанно-Введенском женском монастыре // Тобольские епархиальные ведомости. - 1893. - № 3-4. - С. 62-65.

Список источников

1. Дело о новостроющейся кладбищенской церкви при Иоанно-Введенском монастыре и о перенесении часовни в Жуково за 1891 год // ТФ ГАТО. Ф. И-197. Оп. 1. Д. 71.

2. Дело о строении престола во имя Преподобнаго Отца Серафима за 1903 и 1904 год // ТФ ГАТО. Ф.

И-197. Оп. 1. Д. 104.

3. План Иоанно-Введенского монастыря // НА ТИ-АМЗ. № ТМ-11794/23.

4. Проект кладбищенской церкви со склепом // НА ТИАМЗ. № ТМ-11794/10.

5. Страховая оценка строений, принадлежащих Тобольскому Иоанно-Введенскому женскому монастырю. 1910 г. // РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2087.

Список сокращений

НА ТИАМЗ - Научный архив Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. НГУ - Новосибирский государственный университет. НГУАДИ - Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. ПМА - полевые материалы автора. РГИА - Российский государственный исторический архив.

ТФ ГАТО - Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области.

УрО РАН - Уральское отделение Российской академии наук.

E.P. Zagvazdin

Tobolsk Complex Scientific Station of the Ural Branch of RAS

kulay_arx@mail.ru

The Cemetery Church of the Ioanno-Vvedensky invent

Abstract. In 2007 the largest in the history repair and restoration works began in the Ioanno-Vvedensky Convent, located in the vicinity of Tobolsk. The church burial vault in the name of St. Seraphim of Sarov is one of many restored monuments of the convent. In 2008 archaeological research was carried out for the first time as a part of the restoration work on the monument. The research opened unknown pages of architectural history of the church. During the excavations there were studied the lost architectural elements of the monument and the burial place. Then unpublished information from archival sources was used for characteristics of the church. All this information allowed to see the full picture of the history not only of this church, but also of the place where it was erected. The article deals with prerequisites for the construction of the church burial vault, its place in the planning structure of the convent, its architectural features. The information on the organization of the church construction is provided.

Key words: restoration, archaeological research, church in the name of Beheading of St. John the Baptist, church of St. Seraphim Seraphim of Sarov, Ioanno-Vvedensky convent

Ил. 3. Раскопки с северной стены церкви. ПМА (2008 г.). Вверху - участок у церкви до начала раскопок; снизу - финальная стадия раскопок

Ил. 4. Церковь-усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского после реставрации. Снимок автора (22.04.2017 г.). Вверху - вид на церковь с юга; внизу - вид на церковь с запада

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.