Научная статья на тему 'ХРАМ ВО ИМЯ СВ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В ИМЕНИИ САМАРИНЫХ (СЕЛО ВАСИЛЬЕВСКОЕ САМАРСКОГО УЕЗДА)'

ХРАМ ВО ИМЯ СВ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В ИМЕНИИ САМАРИНЫХ (СЕЛО ВАСИЛЬЕВСКОЕ САМАРСКОГО УЕЗДА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.Д. Самарин / С.У. Соловьев / И.В. Рыльский / Приволжье / Самарская епархия / Васильевское / Храм во имя св. Димитрия Солунского / S.D. Samarin / S.U. Solovyov / I.V. Rylsky / Privolzhje / Samara diocese / Vasilyevskoye / Church of St. Demetrius of Thessaloniki

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ведерникова Тамара Ивановна, Курмаев Михаил Владимирович

На основе документов из фондов Центрального государственного архива Самарской области и Централизованной библиотечной системы муниципального района Приволжский рассматривается история одной из последних дореволюционных церквей Самарской епархии, возведенной во имя св. Димитрия Солунского архитекторами С.У. Соловьевым и И.В. Рыльским в 1910-1917 гг. в имении С.Д. Самарина при сельце Васильевское Самарского уезда (ныне с. Приволжье Приволжского района Самарской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ведерникова Тамара Ивановна, Курмаев Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPLE IN THE NAME OF ST. DEMETRIUS OF THE SSALONIKI IN THE SAMARINS’ ESTATE (VASILIEVSKOE VILLAGE OF THE SAMARA UYEZD)

The article is based on the documents from the funds of the Central State Archive of the Samara oblast and the Centralized Library System of the Privolzhsky municipal district, and is devoted to the history of one of the last pre-revolutionary churches of the Samara diocese, built in the name of St. Demetrius of Thessaloniki by architects S.U. Solovyov and I.V. Rylsky in 1910-1917 in the estate of S.D. Samarin in the village of Vasilyevskoye, Samara uyezd (now the village of Privolzhje, Samara oblast).

Текст научной работы на тему «ХРАМ ВО ИМЯ СВ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В ИМЕНИИ САМАРИНЫХ (СЕЛО ВАСИЛЬЕВСКОЕ САМАРСКОГО УЕЗДА)»

УДК 94(47) 082-084

ХРАМ ВО ИМЯ СВ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В ИМЕНИИ САМАРИНЫХ (СЕЛО ВАСИЛЬЕВСКОЕ САМАРСКОГО УЕЗДА)

© 2023 Т.И. Ведерникова, М.В. Курмаев

Самарский государственный институт культуры

Статья поступила в редакцию 24.04.2023

На основе документов из фондов Центрального государственного архива Самарской области и Централизованной библиотечной системы муниципального района Приволжский рассматривается история одной из последних дореволюционных церквей Самарской епархии, возведенной во имя св. Димитрия Солунского архитекторами С.У. Соловьевым и И.В. Рыльским в 1910-1917 гг. в имении С.Д. Самарина при сельце Васильевское Самарского уезда (ныне с. Приволжье Приволжского района Самарской области). Ключевые слова: С.Д. Самарин, С.У. Соловьев, И.В. Рыльский, Приволжье, Самарская епархия, Васильевское, Храм во имя св. Димитрия Солунского. Б01: 10.37313/2658-4816-2023-5-2-42-49 ББЫ: МБУРЮ

Самарские страницы истории дворянской династии Самариных и их поволжских имений привлекают внимание краеведов с 60-х гг. XX в. Благодаря трудам П.С. Иванова, В.А. Анненкова, М.А. Брагиной, А. Воронцова можно судить о многогранном вкладе представителей данного рода в социально-экономическое, хозяйственное и культурное развитие населенных пунктов Приволжского района и прежде всего районного центра - Приволжья1. Р.П. Поддуб-ная, С.А. Александрова и Т.И. Ведерникова, в свою очередь, предприняли попытку рассмотреть «родовое гнездо» Самариных как центр культурной жизни Заволжья2. Несмотря на публикации указанных авторов храмовое строительство и православная жизнь прихожан в имениях Самариных не стали объектом специального научного исследования. Наша статья призвана восполнить пробел в этой теме.

Ведерникова Тамара Ивановна, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения. E-mail: vti53@mail.ru Курмаев Михаил Владимирович, доктор исторических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов. E-mail: mkurmaev@yandex.ru

Основными источниками работы стали документы Центрального государственного архива Самарской области, а также фотографии и копии материалов из центральных архивохранилищ, представленные в фондах МБУ «Централизованная библиотечная система» муниципального района Приволжский.

Изначально имение в левобережье Волги (ныне в Приволжском районе Самарской области) принадлежало роду Голицыных, позднее - княгине Анне Федоровне Бело-сельской, где в 1769 г. появилось с. Аннино. После покупки заволжского имения двоюродным братом А.Ф. Белосельской секунд-майором Василием Николаевичем Самариным (1741-1811) в 1776 г. оно оставалось собственностью дворянского рода Самариных вплоть до 1917 г.3.

К 1783 г. владение Василия Николаевича Самарина включало ряд селений - Васильевское на р. Свинухе (ныне Владими-ровка Хворостянского района), Аннино / Боброво (ныне часть с. Приволжье), Аннино / Спасское (ныне Спасское Приволжского района), Аннино / Васильевское (ныне райцентр Приволжье)4. Центром вотчины

являлось сельцо Васильевское; здесь около р. Алтаганки, впоследствии исчезнувшей в ходе строительства Саратовского водохранилища и разлива Волги, располагалась господская усадьба с домом и надворными постройками.

Согласно «Записке о вотчине Самарина В.Н. в Симбирской губ. Сызранского уезда», составленной в 1807 г., владельцем были обустроены три деревянные церкви: в селах Аннино (Боброво), Спасском и Вла-димировском5. Церковь в с. Аннино с 1781 г. просуществовала до начала XIX в.6

После смерти Василия Николаевича в 1811 г. имение перешло к его сыну - Федору Васильевичу (1784 - 1853). В 1833 г. стараниями действительного статского советника и кавалера Ф.В. Самарина вместо деревянной церкви, построенной в с. Спасском в 1782 г. и в 1841 г. перевезенной в с. Озерецкое, был воздвигнут каменный теплый храм с тремя престолами: во имя Спаса Нерукотворного образа, Казанской иконы Божией Матери и святого великомученика Димитрия Солунского. Отдельно располагалась каменная колокольня. Храм был рассчитан на 2000 прихожан7. Приход составляли жители села Спасского, сельца Васильевского и деревни Аннино.

В 1844 г. вместо деревянной церкви в селе Владимировском Ф.В. Самарин выстроил ныне действующий каменный храм в честь святого Равноапостольного князя Владимира8. После смерти хозяина в 1853 г. заволжское имение перешло к сыновьям -Юрию (1819 - 1876) и Дмитрию (1831 - 1901). Последним владельцем имения был Сергей Дмитриевич Самарин (1865 - 1929), много сделавший для обустройства православной жизни крестьян в округе9.

Согласно раздельному акту 1858 г., в усадьбе сельца Васильевское кроме барского дома с надворными постройками значились: двадцать флигелей, построенных из сосновых бревен, крытых соломой, для фабричных рабочих; господская больница; деревянный флигель, крытый тесом; суконная фабрика; деревянный, крытый тесом

магазин для хранения сукна. В сельце находились: винокуренный завод, каменные риги, водяная и ветряная мельницы, искусственный пруд, сады, пойменное займище на 500 десятин10.

К концу XIX в. в центральной усадьбе Самариных все здания были построены в английском варианте европейской готики. Вместо двухэтажного барского дома на крутом берегу Волги при Д.Ф. Самарине по проекту архитектора М.А. Дурнова возвели большой дворец из красного кирпича с блестящим чешуйчатым куполом (ок. 1893). Дом был выдержан в стиле эклектики, где ампир сочетался с готикой и венецианским стилем. Завершенный усадебный комплекс помимо дворца включал ряд хозяйственных построек, людские, контору, фонтанные чаши, лестницу к Волге, витиеватый кирпичный забор с парадным въездом и коваными решетками11.

На фоне подробных описаний имения история храма в с. Васильевском оставалась до сего времени загадкой для исследователей. Упоминаний о нем нет в списках населенных мест 1859 и 1889 гг. В бланке «Сведения о населенных местах» Центрального статистического комитета МВД за 1896 г. из фондов РГИА указывалось, что усадьба Д.Ф. Самарина располагалась на р. Волге между селами Спасским и Васильевским в полуверсте, на этом же расстоянии находились школа, больница и церковь12. Речь шла о церкви с. Спасского, прихожанами которой в тот период являлись жители сельца Васильевского. Не упоминается храм и в списке населенных мест Самарской губернии за 1910 г.13 И только в 2021 г. в истори-ко-краеведческом очерке В.А. Анненкова «Приволжье и его основатели» без ссылок на источники указана дата строительства церкви - 1914 год14.

Благодаря обнаруженному в ЦГАСО «Делу о построении храма в д. Васильев-ке Спасского прихода I округа Самарского уезда в качестве самостоятельного» (1908 -1917)15, нам удалось реконструировать многолетний процесс возведения этой святыни.

Инициатива по строительству отдельного от Спасской церкви храма изначально исходила от жителей селений Васильевское и Аннино, которые обратились зимой 1907 г. за помощью к дворянину Сергею Дмитриевичу Самарину. В протоколах сельских сходов сельца Васильевского и д. Аннино от 7 октября 1907 г. указывалось количество прихожан, проживавших в Васильевском, - 763 души обоего пола и страннопро-живающих 100 душ обоего пола, всего - 863 человека; в Аннино - 506 душ обоего пола. Таким образом, в сельце и деревне насчитывалось - 1369 душ обоего пола. Исходя из этого предполагаемый к строительству храм должен был вмещать 1500 человек. Общая стоимость всего строительства составляла 45 000 руб.16

В прошении С.Д. Самарина Преосвящен-нейшему Константину, епископу Самарскому и Ставропольскому, от 28 мая 1908 г. излагалась причина обращения сельчан: «... Приходской храм..., находящийся в селе Спасском, не может уже по размерам своим удовлетворять потребностей всего прихода, . во дни больших праздников и Великого Поста, во время говения он не может вместить всех молящихся»17. Далее автор прошения писал: «А потому они высказали мне свое желание, чтобы из селений Васильевского и Аннина был образован особый приход, и просили меня как прихожанина принять участие в этом деле, взяв на себя как хлопоты по получению надлежащего разрешения на образование особого прихода и на сооружение в нем храма, так и часть расходов на приведение в исполнение этого намерения. Обдумав просьбу этих крестьян, я пришел к заключению, что она вызывается действительными нуждами прихода. Храм в с. Спасском. может вместить никак не более 2000 человек. ...Только в. двух селениях (Васильевском и Аннино. - авт.) к концу прошлого года (1907 - авт.) состояло 1369 душ обоего пола, а в Спасском. к 16 апреля 1907 года - 1803 души обоего пола. Таким образом, всего в Спасском приходе состоит. не менее 3172 душ обоего пола...

<...> .Есть еще одно неблагоприятное обстоятельство, которое устранится сооружением особого храма в Васильевском. Васильевское и Аннино отстоят в ближайшем конце версты на две, а в отдаленном - версты на четыре от. храма, и что особенно неблагоприятно - отделены от него глубоким оврагом, который весною затопляется водой р. Волги, а осенью, в дождливую погоду, бывает трудно преодолим»18. Данное обстоятельство затрудняло посещение церкви для стариков и детей19.

На основании вышеизложенного С.Д. Самарин предложил крестьянам войти с ним в соглашение на следующих условиях:

Крестьяне обоих обществ должны пожертвовать 15 000 руб., разделив данную сумму между собой по взаимному согласию. Кроме того, на Васильевское общество возлагалось обязательство безвозмездно отвести землю под постройку церкви, домов для причта, сторожки и кладбище в объеме не менее 3 казенных десятин из своей выгонной земли. Земля, которую планировали отвести, находилась у границы полевого надела рядом с местностью, которая называлась «Зеленый клин». По первому требованию крестьяне сел Аннино и Васильевского должны были безвозмездно подвозить материал, необходимый для постройки (воду, песок и пр.).

Со своей стороны, Сергей Дмитриевич Самарин брал на себя переписку с архиереем по вопросу о дозволении открыть отдельный приход для крестьян сел Васильевское и Аннино; контролировал процесс строительства, составление и согласование планов; оплачивал все расходы сверх суммы, пожертвованной крестьянскими обществами; безвозмездно отводил на нужды причта 33 десятины полевой казенной земли. На реализацию всех дел дворянин отводил 5-7 лет.

Сумму, которая требовалась на строительство (15 тыс. руб.), крестьянские общества обязаны были передать Самарину в течение 5 лет, регулярно внося за год вперед к 1 октября по 3000 руб. В случае несвоевре-

менного взноса он имел право приостановить работы.

По окончании построек С. Д. Самарин обещал предоставить крестьянам полный отчет.

Также С.Д. Самарин высказал предложение перевести местный Спасский двух-штатный приход в одноштатный, причем к нему принадлежало бы с. Спасское и дворянская усадьба. Второй штат Спасского прихода мог быть переведен в новый приход, в состав которого вошли бы селения Васильевское и Аннино и находящиеся близ с. Васильевского Выселки. Это не ухудшило бы материальное состояние причта, а наоборот, для нового причта была бы отведена особая земля20.

В результате оба сельских общества выразили полное согласие с инициативами С.Д. Самарина и сразу, на год вперед, внесли на постройку храма от Васильевского общества 2000 руб., от Аннинского - 1061 руб. 10 коп.21

Все высказанные С.Д. Самариным предложения по строительству храма и созданию нового прихода были доложены 14 июня 1908 г. в Самарскую духовную консисторию благочинным I округа Самарской епархии священником Александром Ивановским. Он высказал и свое мнение в поддержку строительства храма, отметив, что доводы «... вполне справедливы и резонны, и открытие проектируемого прихода очень желательно для поднятия религиозно-нравственного состояния в названных селениях; когда их приходской храм будет от них в ближайшем расстоянии, чем в селе Спасском»22.

В журналах Самарской духовной консистории от 2 июля и 13 октября 1908 г. обозначены требования к заявителю проекта постройки нового храма: представить план и подписку архитектора-наблюдателя за постройкой, приговор об отводе места под церковь, церковную площадь и причтовые дома с освидетельствованием благочинного и полицейского чиновника, а также сведения, во имя какого святого будет строиться храм23.

С.Д. Самариным только 16 июня 1909 г. были представлены в духовную консисторию все надлежащие документы: проект храма, составленный академиком архитектуры С.У. Соловьевым; подписка архитектора Г.Н. Кручинина, которому было поручено наблюдение за строительством храма; приговор крестьян селений Васильевское и Аннино от 15 августа 1908 г. об отводе земли под храм, церковную площадь и причтовые усадьбы, имени будущего храма; акт от 13 сентября 1908 г. об осмотре места под строительство с положительным заключением24.

В постановлении сельского схода от 15 августа 1908 г. указывалось: «1) Отвести для храма с оградой, причтовых домов с усадьбами при них площадь размером в 1-ну казенную десятину 1550 саж. из числа выгонной земли села Васильевского, расположенную вдали от жилых построек, близ границы нашего душевого надела. 2) Ходатайствовать о построении храма в три придела - главный во имя св. великомученика Димитрия Солунского, боковые - один во имя св. Василия Великого, другой - во имя Сергия Радонежского...»25.

Пакет документов завершало прошение С.Д. Самарина к духовной консистории выдать разрешение на постройку храма, «дабы я имел возможность приступить в сем году к производству строительных работ»26.

Разрешение на строительство нового каменного храма в сельце Васильевском по утвержденному строительным отделением Самарского губернского правления проекту на средства общества было выдано 29 августа 1909 г., о чем свидетельствует протокол духовной консистории, сохранившийся в ЦГАСО27.

Чин закладки храма был совершен 26 сентября 1910 г. священником церкви с. Спасского Василием Анненковым по поручению епископа Самарского и Ставропольского Константина28.

Храм строился только в теплое время года. Из дальнейшей переписки С.Д. Самарина с благочинным I округа Самарского уезда Александром Ивановским выяс-

нилось, что строительные работы в 1912 г. были начаты 16 апреля и прекращены 24 сентября до будущей весны29. К октябрю

1912 г. была закончена «. кладка нижнего яруса храма; сводами покрыты: трапезная часть, два малых алтаря, две ризницы и три входа с западной стороны; сложены арки под главный купол храма; приступили к кладке четырех стен, которые снаружи. главного купола. К кладке колокольни еще не приступали»30. Надзор за постройкой храма осуществлял архитектор Георгий Николаевич Кручинин31.

В 1913 г. строительные работы продолжались с 22 апреля до 29 сентября. За это время удалось закончить кладку главного четверика, двух боковых приделов и всех сводов (за исключением двух небольших), сложили основание под колокольню. С самого начала строительства и до 8 мая 1913 г. за работой наблюдал архитектор Г.Н. Кручинин, позднее, с 10 июня по 29 сентября

1913 г., его сменил Н.С. Зикеев32.

Информацию о строительстве храма в

1914 г. предоставил благочинный священник 1-го округа Самарского уезда Александр Ивановский, поскольку С.Д. Самарин с осени этого года не проживал в имении. Результатом производимых с 1 мая по 1 октября 1914 г. работ стало их завершение «вчерне». Каменную кладку окончили, главы храма были обрешечены и покрыты, как и кровля. Кладку колокольни, стоявшей отдельно, довели до третьего яруса33.

Во второй половине апреля 1915 г. работа возобновилась, а 18 мая этого года С.Д. Самарин представил в духовную консисторию обязательство, данное неклассным художником архитектуры Миной Флоровичем Ка-ныгиным, о надзоре за исполнением строительных работ в церкви с. Васильевского34.

2 января 1916 г. С.Д. Самарин обратился в духовную консисторию с прошением: «...Храм в настоящее время уже окончен выкладкою, покрыт железом, на нем водружены кресты, в нем устроена духовая печь, вставлены летние и зимние рамы. Колокольня, стоящая отдельно от храма, еще

не вполне закончена кладкою. Предполагалось закончить всю постройку в. 1916 году и тогда же освятить церковь. Однако, в силу обстоятельств военного времени, исполнить этого не удастся, и когда именно удастся закончить отделку храма, определить в настоящее время не представляется возможным. Между тем, крестьянам и мне очень хотелось бы открыть богослужение в храме уже в будущем году, до его полного окончания. Для этого мы предполагали бы устроить в главном алтаре или в одном из приделов временный иконостас и престол и испросить разрешение на его освящение. <...> Вопрос же об официальном разделении прихода Спасской церкви на два прихода может быть Ваше Преосвященство нашли бы возможным отложить до полного окончания отделки храма. Дома для причта я обязуюсь выстроить к зиме. 1916 года и в будущем году могу отвести 33 десятины земли для пользования причта. Что же касается всех церковных книг и всей церковной отчетности, то, может быть, ... отделить их совершенно от Спасской церкви, но до официального разделения прихода числить Васильевскую церковь как приписную к Спасской церкви»35.

О разделении причта Спасской церкви на два штата было доложено в духов -ную консисторию в рапорте благочинного протоиерея Александра Ивановского от 18 ноября 1916 г. В приходскую церковь с. Васильевского был перемещен второй штат -священник П.С. Кудринский и псаломщик в сане диакона В.Ф. Скрябин36. При этом благочинный указывал, что «разделяющиеся приходы с. Спасского и с. Васильевского почти равны: в 1-м 1194 муж. пола и в 2-м -1089 муж. пола... Дома для причта со всеми необходимыми надворными постройками очень хорошие и совершенно готовы для жительства... Земля "церковная", которую проектирует вырезать из своего владения г. Сергей Дмитриевич Самарин и отдает во временное пользование причту церкви сейчас же, не в дальнем расстоянии от храма и очень хорошего качества»37.

23 января 1917 г. храм в с. Васильевском был осмотрен губернским архитектором инженером П.В. Шаманским в присутствии жертвователя и строителя храма потомственного дворянина С.Д. Самарина. Осмотр производился на основании протокольного постановления строительного отделения Самарского губернского правления, с целью освящения и совершения в храме богослужений. В Акте технического осмотра отмечалось: «...храм выстроен. согласно утвержденного проекта по протоколу строительного отделения... <.> Церковь постройкою, за исключением отдельно стоящей колокольни, у которой не окончена еще пирамидальная каменная крыша, закончена вполне. .С технической стороны не встречается препятствий к совершению богослужений в отстроенном ныне храме»38.

Главный престол храма с. Васильевского был освящен во имя святого Димитрия Солунского 30 января 1917 г. благочинным протоиереем Александром Ивановским с тремя иереями местных храмов сел Спасского и Озерецкого, о чем благочинный до-

кладывал в Духовную консисторию и Его Преосвященству, Преосвященнейшему Михаилу, епископу Самарскому и Ставропольскому, 31 января 1917 г.39

Таким образом, большой каменный храм в неорусском стиле был воздвигнут в с. Васильевском по проекту архитектора Сергея Устиновича Соловьева40. Вместе с ним над проектом храма работал Иван Васильевич Рыльский - известный в России художник и архитектор. О своем сотрудничестве с С.У. Соловьевым по строительству храма в самарском имении Самариных при с. Васильевское он упоминал в автобиографии41.

После 1917 г. усадьба Самариных была разорена. Храм в с. Спасском закрыли и разрушили в 1928 г.42 Кирпич использовался для постройки цехов Приволжского механического завода. В настоящее время на месте церкви находится Спасский сельский дом культуры.

На фотографии 1935 г. отображен процесс разрушения храма в с. Васильевском (Приволжье) (рис. 1). При этом видно, что его архитектура находится в полной гармонии с постройками в усадебном комплексе43.

Рис. 1. Церковь в селе Приволжье в 1935 г.

До 1960-х гг. дом-дворец Самариных использовали для размещения райисполкома, райкома, но в связи с оползнем берега Волги в 1962 г. его с большим трудом разобрали (1966 г.)44. В настоящее время сохранилась часть хозяйственной постройки, отреставрирован парадный въезд в усадьбу, обустроены сквер на месте бывшего барского дома, а также лестница-спуск и набережная Волги.

Авторы выражают благодарность за помощь и отзывчивость приволжскому краеведу Владимиру Алексеевичу Анненкову, а также библиографу ЦБСВеронике Евгеньевне Паниной.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Иванов П. С. Заметки по истории нашего района // Трудовой клич. Приволжье, 1970. 28 апр. (№ 52). С. 4; 5 мая (№ 55). С. 4; 16 мая (№ 60). С. 4; 2 июня (№ 67). С. 4; 23 июня (№ 76). С. 4; Иванов П. С. Предыстория // Трудовой клич. Приволжье, 1988. 16 янв. (№ 7). С. 2; 19 янв. (№ 8). С. 2; Воронцов А. Самарское гнездо Самариных // Самарские губернские ведомости - 150. 1998. № 10. С. 4; Воронцов А. Образцовая экономия Самариных // Самарские губернские ведомости - 150. 1998. № 11. С. 6; Бра-гина М.А. «.О делах давно минувших правду расскажу»: история Приволжского района до 1917 года: [машинопись] / Приволж. ЦБС. Приволжье, 2005. 30 с.; Анненков В.А. Приволжье и его основатели: ист.-краевед. очерк. Привол-жье, 2021. 41 с.

2 Поддубная Р.П. Самарины. Страницы жизни. Самара: Офорт, 2008. 588 с.; Поддубная Р.П. Васильевское. Имение Самариных на Волге. Самара: Офорт, 2008. 286 с.: ил., портр., табл.; Александрова С.А., Ведерникова Т.И. Сельские дворянские усадьбы Самарского Заволжья в XIX - XX веках: монография / М-во культуры РФ, СГИК. Самара, 2015. 191 с.: ил., портр., цв. ил.

3 Александрова С.А., Ведерникова Т.И. Указ. соч. С. 105.

4 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1277. Оп. 1. Д. 152. Л. 26-27 об.

5 См.: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Ф. 265. Самарины. Папка 8. Ед. хр. 5.

6 Анненков В.А. Указ. соч. С. 6.

7 Поддубная Р.П. Указ. соч. С. 54.

8 Ведерникова Т.И., Кокарев М.С., Курмаев М.В., Радченко О.И. Православные святыни Самарского края. Самара, 2017. С. 47-48.

9 Алексушина Т.Ф. Полный биографический словарь дворян Самарской губернии. Самара, 2015. С.353-354.

10 Брагина М.А. Указ. соч. С. 24-25.

11 Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р-4940. Оп. 4. Д. 53. Л. 16; Анненков В.А. Указ. соч. С. 27.

12 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1290. Оп. 11. Д. 2022. Л. 9393 об.

13 Подковыров Н.Г. Список населенных мест Самарской губернии, составленный в 1910 г. секр. Самар. губ. стат. ком. Н.Г. Подковы-ровым. Неофиц. изд. Самара: Губ. тип., 1910. С. 37 (2-й ряд).

14 Анненков В.А. Указ. соч. С. 7, 27-28.

15 ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 7. Д. 4881.

16 Там же. Л. 6-6 об.

17 Там же. Л. 3.

18 Там же. Л. 3-3 об.

19 Там же. Л. 4.

20 Там же. Л. 4-4 об.

21 Там же. Л. 4 об.

22 Там же. Л. 1.

23 Там же. Л. 13-19 об.

24 Там же. Л. 16-17.

25 Там же. Л. 18.

26 Там же. Л. 16 об.

27 Там же. Л. 23-24 об.

28 Там же. Л. 25 об.-26.

29 Там же. Л. 28.

30 Там же. Л. 28-28 об.

31 Там же. Л. 28.

32 Там же. Л. 30.

33 Там же. Л. 31.

34 Там же. Л. 32-35.

35 Там же. Л. 48-48 об.

36 Там же. Л. 38, 41 об.

37 Там же. Л. 38.

38 Там же. Л. 37-37 об.

39 Там же. Л. 36.

40 Соловьев, Сергей Устинович: биография. Проекты и постройки [Электронный ресурс]. URL: https://peoplelife.ru/267982_3 (дата обращения: 12.12.2022).

41 Личное дело И.В. Рыльского // Фонды МБУ «ЦБС» м. р. Приволжье.

42 Фотоархив МБУ «ЦБС» м. р. Приволжье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 Там же.

44 Александрова С.А., Ведерникова Т.И. Указ. соч. С. 111.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алексушина Т.Ф. Полный биографический словарь дворян Самарской губернии. Самара, 2015.

2. Анненков В.А. Приволжье и его основатели: ист.-краевед. очерк. Приволжье, 2021.

3. Александрова С.А., Ведерникова Т.И. Сельские дворянские усадьбы Самарского Заволжья в XIX - XX веках: монография. Самара, 2015.

4. Ведерникова Т.И., Кокарев М.С., Курмаев М.В., Радченко О.И. Православные святыни Самарского края. Самара, 2017.

5. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Ф. 265. Самарины.

6. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1277. Оп. 1. Д. 152.

7. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1290. Оп. 11. Д. 2022.

8. Поддубная Р.П. Самарины. Страницы жизни. Самара: Офорт, 2008.

9. Поддубная Р.П. Васильевское. Имение Самариных на Волге. Самара: Офорт, 2008.

10. Подковыров Н.Г. Список населенных мест Самарской губернии, составленный в 1910 г. секр. Самар. губ. стат. ком. Н.Г. Подковыро-вым. Неофиц. изд. Самара: Губ. тип., 1910

11. Соловьев, Сергей Устинович: биография. Проекты и постройки [Электронный ресурс]. URL: https://peoplelife.ru/267982_3 (дата обращения: 12.12.2022).

12. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р-4940. Оп. 4. Д. 53.

REFERNCES

1. Aleksushina T.F. Polnyj biograficheskij slovar' dvoryan Samarskoj gubernii. Samara, 2015.

2. Annenkov V.A. Privolzh'e i ego osnovateli: ist.-kraeved. ocherk. Privolzh'e, 2021.

3. Aleksandrova S.A., Vedernikova T.I. Sel'skie dvoryanskie usad'by Samarskogo Zavolzh'ya v XIX - XX vekah: monografiya. Samara, 2015.

4. Vedernikova T.I., Kokarev M.S., Kurmaev M.V., Radchenko O.I. Pravoslavnye svyatyni Samarskogo kraya. Samara, 2017.

5. Otdel rukopisej Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki (NIOR RGB). F. 265. Samariny.

6. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv drevnih aktov (RGADA). F. 1277. Op. 1. D. 152.

7. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA). F. 1290. Op. 11. D. 2022.

8. Poddubnaya R.P. Samariny. Stranicy zhizni. Samara: Ofort, 2008.

9. Poddubnaya R.P. Vasil'evskoe. Imenie Samarinyh na Volge. Samara: Ofort, 2008.

10. Podkovyrov N.G. Spisok naselennyh mest Samarskoj gubernii, sostavlennyj v 1910 g. sekr. Samar. gub. stat. kom. N.G. Podkovyrovym. Neofic. izd. Samara: Gub. tip., 1910

11. Solov'ev, Sergej Ustinovich: biografiya. Proekty i postrojki [Elektronnyj resurs]. URL: https:// peoplelife.ru/267982_3 (data obrashcheniya: 12.12.2022).

12. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Samarskoj oblasti (CGASO). F. R-4940. Op. 4. D. 53.

TEMPLE IN THE NAME OF ST. DEMETRIUS OF THE SSALONIKI IN THE SAMARINS' ESTATE (VASILIEVSKOE VILLAGE OF THE SAMARA UYEZD)

© 2023 T.I. Vedernikova, M.V. Kurmaev

Samara State Institute of Culture

The article is based on the documents from the funds of the Central State Archive of the Samara oblast and the Centralized Library System of the Privolzhsky municipal district, and is devoted to the history of one of the last pre-revolutionary churches of the Samara diocese, built in the name of St. Demetrius of Thessaloniki by architects S.U. Solovyov and I.V. Rylsky in 1910-1917 in the estate of S.D. Samarin in the village of Vasilyevskoye, Samara uyezd (now the village of Privolzhje, Samara oblast).

Keywords: S.D. Samarin, S.U. Solovyov, I.V. Rylsky, Privolzhje, Samara diocese, Vasilyevskoye, Church of St. Demetrius of Thessaloniki. DOI: 10.37313/2658-4816-2023-5-2-42-49 EDN: MDYPRI

Tamara Vedernikova, Candidate of History, Associate Professor, Department of Cultural Studies, Museology and Art History. E-mail: vti53@mail.ru Mikhail Kurmaev, Doctor of History, Professor, Department of Library and Information Resources. E-mail: mkurmaev@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.