ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 1 (13) 2022
Чжан Цзин, Г. В. Скотникова
Храм св. Александра Невского в Китае в городе Ухань: история и современность
УДК 271.2-764:271.2(510)-9-523+94(470:510) DOI 10.47132/2541-9587_2022_1_135
Аннотация: В статье рассматривается проблематика роли религиозных феноменов в диалогическом познании культур Китая и России. В год 800-летия св. Александра Невского авторы обращаются к храму св. Александра Невского в г. Ухань, ставшему одной из главных православных церквей в Китае более ста лет тому назад. Раскрывается история его создания, архитектурный стиль, религиозная деятельность в местной жизни, значение храма как культурного узла, связывающего Китай и Россию, и способствующего развитию их чаеторговли. Исследуется его духовная и нравственно-эстетическая ценность. Показывается роль храма в качестве исторического свидетеля разных периодов жизни Китая. Делается вывод, что храм, став к настоящему времени общим культурным наследием Китая и России, символом дружбы двух стран, способствует осознанию ключевых принципов русской ментальности.
Ключевые слова: храм св. Александра Невского, Ухань, Ханькоу, Православная Церковь, русская эмиграция, Пекинская русская духовная миссия, чайная торговля, чайный путь, памятник архитектуры, культурное наследие.
Об авторах: Чжан Цзин (Zhang Jing)
Старший преподаватель Яньчэнского педагогического университета (Китай). E-mail: [email protected]
Галина Викторовна Скотникова
Доктор культурологии, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник сектора «Актуальные проблемы современной художественной культуры» Российского института истории искусств. E-mail: [email protected]
Для цитирования: Чжан Ц., Скотникова Г. В. Храм св. Александра Невского в Китае в городе Ухань: история и современность // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 1 (13). С. 135-145.
Статья поступила в редакцию 23.10.2021; одобрена после рецензирования 09.11.2021; принята к публикации 16.11.2021.
* Фотографии взяты с ресурса http://www.tanluxia.com/47522/.
PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 1 (13) 2022
J. Zhang, G. V. Skotnikova
St. Alexander Nevsky Church in China, Wuhan: History and Modernity
UDC 271.2-764:271.2(510)-9-523+94(470:510) DOI 10.47132/2541-9587_2022_1_135
Abstract: The article examines the problem of the role of religious phenomena in the dialogical cognition of the cultures of China and Russia. In the year of the 800th anniversary of St. Alexander Nevsky, the authors turn to his church in Wuhan, which became one of the main Orthodox churches in China more than a hundred years ago. The article examines the history of its creation, architectural style, religious activities in local life, the significance of the church as a cultural hub connecting China and Russia and contributing to the development of their tea trade. The article explores the church's spiritual, moral and aesthetic value, and also reveals its role as a historical witness to different periods of China's life. It is concluded that the church, having become by now the common cultural heritage of China and Russia and a symbol of friendship between the two countries, contributes to the awareness of the key principles of Russian mentality.
Keywords: St. Alexander Nevsky church in Wuhan, Hankou, Orthodox Church, Russian migrant, Beijing Russian Spiritual Mission, tea trade, tea route, architectural monument, cultural heritage.
About the authors: Jing Zhang
Senior Lecturer, Yangcheng Pedagogical University (China). E-mail: [email protected]
Galina Viktorovna Skotnikova
Doctor of Cultural Studies, Professor of the Department of Theory and History of Culture of the St. Petersburg State Institute of Culture, Leading Researcher of the "Actual Problems of Contemporary Art Culture" Sector of the Russian Institute of Art History. E-mail: [email protected]
For citation: Zhang J., Skotnikova G. V. St. Alexander Nevsky Church in China, Wuhan: History and Modernity. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2022, no. 1 (13), pp. 135-145.
The article was submitted 23.10.2021; approved after reviewing 09.11.2021; accepted for publication 16.11.2021.
* Photos taken from http://www.tanluxia.com/47522/.
136 Tpyöbi Kotfedpbi 6огоспоeин № 1 (13), 2022
Религия, несомненно, является цивилизационной доминантой культуры. Соответственно, взаимное познание культур Китая и России предполагает постижение религиозных феноменов обеих стран, находящихся в диалогическом контакте уже 400 лет. Исследование китайской культуры и традиции в Петербурге, выдающемся научном и культурном центре России, давно и плодотворно развивается1. В свою очередь, история Петербурга в её различных аспектах привлекает внимание китайских ученых, стремящихся, в частности, лучше понять духовные первоосновы русской культуры, ярко проявившиеся в жизни и деятельности её выдающихся представителей.
Напомним, что на 2021 г. пришлись две важнейшие для России юбилейные даты. Это 300-летие Российской империи и 800-летие со дня рождения св. Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга. Эти значительные даты являются ключевыми для понимания глубинной преемственности в истории русской культуры, осознания её скреп, фундаментальных опор и внутренней органики развития.
В истории России есть множество славных имён, известных не только каждому жителю страны, но и за её пределами. Александр Ярославич Невский — один из великих древнерусских князей, мужественных полководцев, святых Русской Православной Церкви. Рассказы о нём передаются из поколения в поколение, его образ используется в произведениях литературы, искусства, архитектуры и т.д.2 Этот образ имеет военное и культурное значение, является символом единства российского народа.
Множество соборов, храмов, приделов, монастырей, часовен были освящены во имя св. Александра Невского в России3 и за её пределами4.
В Китае в районе Ханькоу города Ухань расположена церковь, которая также создана во имя св. Александра Невского (кит. Р^У^ЩШй^^ Алек-сандневтан). Однако среди местного населения она известна как «Православная церковь Ханькоу» (кит. Ханькоу Дунчжэнцзяотан), которая была
одной из главных православных церквей в Китае более ста лет тому назад.
Туристы, особенно русские, которые попадают в город Ухань в район Ханькоу, не могут пройти мимо храма св. Александра Невского, возведенного в исконно православной традиции храмоздательства.
Для жителя Китая архитектурный облик этого храма весьма своеобразен, необычен, экзотичен, ибо принадлежит совершенно иному цивилизационно-культурному миру. Постижение сути этого мира, т.е. прежде всего фундаментальных духовных оснований «России — страны-цивилизации»5 связано,
1 Мясников В. С. Петербургская школа китаеведения // Новая и Новейшая история. 2017. № 2. C. 116-124; Самойлов Н.А. Китайский маршрут в Петербурге. Санкт-Петербург на перекрёстке культур. СПб., 2003. 132 с.
2 Мироненко Д. Г. Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв. СПб., 2020.
3 Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл.: в 3 т. СПб., 1997.
4 Антонов В. В., Кобак А. В. Православные русские храмы Европы: история и архитектура. 2-е изд. СПб., 2014.
5 Кирилл (Гундяев), патр. Россия — это страна-цивилизация / Слово на открытии XVII Всемирного русского народного собора. 31 октября 2013 // Patriarchia.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3334815.html (дата обращения 01.01.2022).
в частности, с пониманием смыслового содержания, воплощенного в образности русской православной храмовой архитектуры.
«Архитектура — дама словоохотливая, только красноречива она исключительно на своём языке», — отмечает наш современник архитектор-реставратор С. А. Шаров-Делоне6. В наиболее общем плане языки всей мировой архитектуры делятся на два основополагающих типа или системы: 1) стоечно-балочная, или система столба; 2) сводо-стеновая. В чистом виде они проявились в древнегреческой ордерной (стоечно-балочной системе) и в византийско-древнерусском храмовом зодчестве вв. (сводо-стеновой системе)7.
Смена в истории одной архитектурной системы на другую была обусловлена изменением мировоззренческих координат, утверждением христианского миропонимания, представления о цели жизни человека как совершенствования во Христе и пути ко спасению8.
Если раннему христианству П-ГУ вв. была присуща идея «мир как храм», созданный Богом, и, соответственно, произведения искусства воспринимались только как плод языческого мироощущения, то на протяжении IV-VI вв. зодчими была осуществлена новаторская концепция, отразившая потребность христианизирующегося общества — «храм как мир». Именно эта концепция была воплощена в потрясающих храмах юстиниановской эпохи. Напомним, что искусство, которое может быть названо собственно византийским — как и все основные типы православного храма, — сложилось в «золотой век» имп. Юстиниана (527-565).
Ученый искусствовед А. И. Комеч выделяет в языке сводо-стеновой византийской храмовой архитектуры следующие черты:
1) Сводчатая постройка, центром которой является купол с его безупречным круговым очертанием;
2) Всё развитие идёт от купола, сверху вниз;
3) Ритм этого движения определяется сложной перекличкой плавно-округлых очертаний архитектурных линий;
4) Здание кажется невесомым, его масса как будто не имеет тяжести, совершенно не оказывает давления на опоры9.
Формы храма уменьшаются сверху вниз, в противоположность античной архитектурной традиции. Выдающийся исследователь мировой архитектуры Н. И. Брунов в своё время отмечал, что Византия создала самое совершенное в мире архитектурное пространство. Главная архитектурная идея Восточной Церкви состояла в создании совершенного центрического
6 Шаров-Делоне С. А. Люди и камни Северо-восточной Руси. XII век: комментарии к двум книгам Н. Н. Воронина об архитектуре Северо-восточной Руси. 2-е изд., испр. и доп. М., 2017. С. 9.
7 Кузнецов С.Я. Православие и архитектура. М., 2005. С. 11.
8 Архитектура русского православного храма / Ред. А. С. Щенков. М., 2013; Скотнико-ва Г. В. Русское церковное зодчество — византийские ритмы // Духовные ценности Византии и Афона в истории и культуре России. М., 2016. С. 198-215; Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры: в 3 т. Т. 2: Архитектура Греции. Архитектура Рима. Византийская архитектура. М., 2003.
9 Комеч А. И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 133-144.
сооружения10. Центричность сакрального пространства для служения Божественной литургии явилась проявлением «онтологически осознаваемого единство Церкви земной и Церкви Небесной, в пользу космогонии, а не истории»11.
В храмах, возведенных в эпоху имп. Юстиниана — Святой Софии Великой церкви, храме святых Сергия и Вакха, — православный духовный идеал воплощен художественно совершенно, в них человек, воспринимая себя как единственное твёрдое материальное тело, погружается в ощущение сотворенного и непрестанно творимого Богом мира во имя спасения личности, открытия ей пути благодатного преображения12.
Спасение индивидуальной души воспринимается на Руси как высшая ценность бытия. «Душа выше и дороже всего: её спасение, полнота, цельность и глубина её внутреннего мира — прежде всего...»13 Именно так может быть прочитан важнейший смысл, воплощенный в образности русского православного храма. В Церкви, в храме как Небе на земле, человек «находит себя в своём совершенстве, вернее Бог позволяет ему разделить Его совершенство», как говорит русский философ, «гениальный светский богослов» А. С. Хомяков, утверждавший безусловную ценность личности в соборном единстве русского народа.
В устройстве храма св. Александра Невского в Ханькоу использован византийский сводо-стеновой архитектурный принцип. Храм являет собой ок-тагон, небольшой снаружи, но вместительный внутри. Стены его, сложенные из камня и кирпича, образуют восьмиугольный в плане зал и заканчиваются арками, на которые опирается восьмигранный со световыми окнами барабан купола. Купол в виде восьмиугольного шатра, окрашенного в зеленый цвет, увенчан крестом. Архитектор храма В. Ф. Ватсон, много строивший в Ханькоу, следовал традиционным принципам русского православного храмоздательства.
Мотивацией для строительства храма св. Александра Невского в Ханькоу послужила необходимость проведения треб и совершения церковных таинств для русских, проживавших в этой области. Их количество особенно быстро выросло после подписания империей Цин соглашения об открытии русской концессии в Ханькоу14.
Главными спонсорами строительства храма стали русские купцы, которые вели свои дела в этом городе. Сбор средств начался в 1866 г. Через десять лет, 2 мая 1876 г., представитель русских чаеторговцев в Ханькоу Петр Поткин
10 Исторический путь к реализации этой идеи в византийском храмовом зодчестве превосходно показан в: Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004. 528 с.
11 Там же. С. 84.
12 Там же. С. 96-98. Скотникова Г. В. «Византийский стиль» Казанского храма Новодевичьего монастыря в Петербурге в свете антропологической идеи // Временник Зубовского института. 2016. № 1/2 (16/17). С. 7-22.
13 Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи // Его же. Философия нации и единство мировоззрения. М., 2000. С. 43.
14 Шаронова В. Г. Православная община в Ханькоу (1860-1910) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (5). С. 154.
по утверждению пекинской Русской Духовной миссии с собранными деньгами был направлен в Россию, откуда перевезли строительные материалы для создания походного храма. В 1885 г. походный храм был перестроен в обычную церковь. Отправленный пекинской Русской Духовной миссией иеромонах Николай (Адоратский) провел церемонию освящения церкви в честь св. Александра Невского15.
Почему храм был освящен во имя святого князя Александра Невского? Это было определено исторической ролью и актуальностью этого образа во взглядах русских людей XIX в. Как известно, с момента, когда Пётр I лично в 1724 г. перенёс мощи святого князя из Владимира в Санкт-Петербург, князь был признан небесным покровителем империи и ее новой столицы. В XIX в. три русских императора были соимённы благоверному князю Александру, и таким образом подчеркивалась роль святого князя-воина как покровителя царствующего дома. Также немаловажно, что св. Александр Невский являлся историческим деятелем, который не только защищал русское государство от захватчиков, но и оборонял русскую народность, русский быт и православную веру16. (Как уже говорилось, на 2021 г. пришлись две важнейшие для России юбилейные даты: 300-летие Российской империи и 800-летие со дня рождения св. Александра Невского. Именно в петербургском храме Пресвятой Троицы17 (Троице-Петровский собор, Петровская церковь Святой Троицы), располагавшемся на Троицкой площади, долженствующей по плану царя стать центром строившегося города, 22 октября 1721 г. Сенат и Св. Синод преподнесли Петру I титул Великого, Отца Отечества и императора Всероссийского.)
С 1885 до 1895 гг. в храме св. Александра Невского отсутствовал постоянный священник, поэтому каждый раз перед торжественным православным праздником (Рождество, Пасха и т.д.), необходимо было обращаться к Пекинской Русской Духовной миссии с просьбой о направлении священников в Ханькоу для проведения богослужений18.
18 ноября 1895 г. для служения в этой церкви был назначен свящ. Николай Петрович Шастин, являвшийся первым официальным настоятелем данного храма. В 1904 г. его заменил свящ. Ксенофонт Кондратский. Во время служения свящ. Николая в храм были направлены 17 священнослужителей. С 1905 г., кроме священника, кандидатура которого определялась Русской Духовной миссией в Пекине, остальные священно- и церковнослужители храма
15 (Ху Ляньсунь. Начало и конец строительства православной церкви в Ханькоу // Литературные и исторические материалы Уханя. 2003. № 10. С. 49).
16 Веретельников А., свящ. К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского // Православие^и. URL: https://pravoslavie.ru/48583.html (дата обращения 01.01.2022).
17 Вспомним, что Санкт-Петербург был основан Петром I в день Святой Троицы. Царь следовал русскому духовному архетипу, завещанному прп. Сергием Радонежским — жизнестроительства по образу и подобию Святой Живоначальной Троицы. Завет св. Сергия Радонежского художественно совершенно воплощен для потомков в иконе Троица прп. Андрея Рублёва.
18 ШШШЯй^ШШ'Ш'ЛШЪп^. (Ху Ляньсунь. Начало и конец строительства... С.49-50).
могли назначаться самым священником или выбираться Советом российских чаеторговцев в Ханькоу19.
Надо отметить, что в 1891 г. цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) во время пребывания в Китае20 с целью участия в мероприятии, посвящённом 25-летию чайной фабрики «Синтай» («Губкин & Кузнецов и Ко»), специально посетил храм св. Александра Невского и принял участие в Божественной литургии и молебне21. Именно тогда он стал крёстным отцом новорожденного мальчика, в будущем известного советского художника-графика Николая Дмитриевского22.
По данным, сохранившимся в храмовом архиве, в период 1904-1956 гг. в храме св. Александра Невского крестились 160 русских, было совершено венчание 30 супружеских пар, погребение — 95 человек. Среди священников, служивших в храме, были двое, относительно долго управлявших храмом. Один из них — свящ. Адриан Турчинский (настоятель храма в 1908-1924 гг.), обладавший всеми качествами, необходимыми для успешной деятельности прихода. Он уделял особое внимание образованию и русско-китайским торговым делам, во время его руководства храмом были открыты одна русская начальная и одна русско-китайская средняя семилетняя школы (обе находятся внутри в нынешней школе Хуан По Лу). Свящ. Адриан также участвовал в организации строительства Международного госпиталя Ваньго (^ШЖРл; госпиталь десяти тысяч стран), предоставившего медицинскую помощь мигрантам концессий (сегодня это — городская центральная больница). Другой настоятель, внесший существенный вклад в развитие прихода — протоиерей Б. Якушев, который в 1938-1955 гг. обеспечивал деятельность храма. Он был последним русским настоятелем храма св. Александра Невского, после него священником был назначен Пинна Ду (Ду Бинин), далее Дэ Шучжи. Оба они были маньчжурскими албазинцами китайского гражданства23.
С 1954 г. в связи с хрущёвской оттепелью русские мигранты и духовенство в массовом порядке возвращались на Родину, и в городе стало мало православных верующих. В 1958 г. храм св. Александра Невского был закрыт, одновременно прекратилась его духовная функция.
Как и другие архитектурные сооружения, храм неизбежно подвергся испытаниям войн, пережив бомбардировки 1938 и 1944 гг. В период культурной революции (1956-1966 гг.) храм св. Александра Невского также пострадал, в те годы он использовался в качестве склада. Луковичная глава, характерная особенность православных церквей, к сожалению, была испорчена и удалена
19 Там же.
20 Ухтомский Э. Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича: в 3 т. Репр. изд. Тамбов, 2019.
21 ^МЗХР^Ш^^ЙШ^Ё^^^в. (Тон Син. Прошлое и настоящее православной церкви в Ханькоу // Молодой литератор. 2015. № 27. С. 127-128).
22 Дмитриевский Николай Павлович (1890-1938) — русский, советский художник-график. Родился в г. Ханькоу (Китай) в семье русского консула. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Мастер промышленной графики и экслибриса. С 1918 г. жил и работал в Вологде и Москве.
23 (Ху Ляньсунь. Начало и конец строительства... С. 49-50).
при ремонтных работах. После проведения политики реформ и открытости храм стал площадкой для коммерческой деятельности, где проводились выставки, сделки по продаже недвижимости, он также использовался как бар и база для свадебных съёмок и т.д.24 В 1998 г. здание храма было внесено в реестр охраняемых исторических памятников города Ухань.
Надо отметить, что храм св. Александра Невского планировали снести в связи с тем, что место, на котором он расположен, попало в зону строительства туннеля под рекой Янцзы. Однако по инициативе Святейшего Патриарха
Кирилла Уханьским правительством план был изменён. Как говорится, «нет худа без добра»: после визита Святейшего Патриарха Кирилла в Китай в 2013 г. была достигнута договоренность между полпредом президента России в ПФО Михаилом Бабичем и членом Госсовета КНР Яном Цзечи о сохранении и реставрации совместными усилиями православного храма в Ханькоу. Восстановление храма было одним из ключевых совместных мероприятий Дорожной карты по гуманитарному сотрудничеству, реализуемой в формате «Волга — Янцзы». Реставрационные работы по восстановлению храма св. Александра Невского китайское правительство осуществляет за свой счёт. Следуя принципу восстановления первоначального облика здания, в этот раз луковичный купол был воссоздан, так что китайские и иностранные граждане снова могут наслаждаться его красотой. В настоящее время храм используется как дворец бракосочетаний и место для проведения крупных мероприятий.
Храм св. Александра Невского в Ханькоу является не только памятником архитектуры, но и сохраняет в памяти местных жителей исторические картины прошлого, когда китайцы и русские мигранты трудились вместе, сделав город международным центром чайной торговли и одним из крупнейших городов цинского Китая.
Великий чайный путь — это путь транспортировки китайского чая в Россию, действовавший почти 260 лет с XVII до начала XX вв., маршрут которого проходил от китайского города Ухань до Санкт-Петербурга в России. Между ними были такие пункты, как Чжан Цзякоу (Китай), Улан-Батор (Урга, Монголия), Кяхта, являвшаяся узловой контактной точкой России с Монголией и Китаем, где осуществлялись логистические операции и торговые сделки. Далее товары из Кяхты направлялись в Иркутск, Москву, Санкт-Петербург. Данный путь является одной из исторических основ современной концепции возрождения «Экономического пояса Шелкового пути». Великий чайный путь может стать одним из эффективных инструментов со-развития монгольской инициативы «Степной путь», российской инициативы «Евразийский транспортный
24 ^М.^Р^Ш^^ЙШ^Ё^^^в. (Тон Син. Прошлое и настоя-
щее... С. 127-128).
коридор» с китайскими инициативами «Новый шёлковый путь»25.
Именно такой исторический опыт, связавший культурными контактами народы России и Китая, помогает налаживанию отношений в торгово-экономическом сотрудничестве. В последние годы торговая деятельность между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой возрастает, так, товарооборот между ними увеличился от 69,52 млрд в 2016 г. до $110,75 млрд в 2019 г.26
Однако вернемся к храму св. Александра Невского. Он представляет собой в том числе объект искусства, а искусство, по определению философа и культуролога А. Л. Казина, является «продуктом и способом творческой деятельности по созданию, сохранению и восприятию художественных образов, обладающих положительной (вертикальной) нравственно-эстетической динамикой в соответствии с историческими традициями и духовным идеалом собственной (материнской) культуры»27. Также, по его мнению, «определение нравственно эстетической ценности произведения культуры / искусства складывается путем взаимодействия его содержательных и функциональных качеств»28.
Храм выступает как носитель духовных смыслов, воспитывающий людей, доносящий до их сознания нравственно-эстетическую ценность православия. Молитва верующих инициирует процесс интернализации таких качеств как милосердие, преданность, доброта, соборность, народность, свобода, терпение и т.д.
Храм в Ханькоу был назван именем св. Александра Невского в том числе с целью проповедовать ценность миролюбия, единства народа. Он, с одной стороны, помогал русским верующим обрести то духовное состояние, которое необходимо для совершающегося в храме богообщения, благодаря чему русские мигранты в чужой стране могли продолжить свою православную традицию. Храм представлял собой святыню, к которой люди относились с глубоким уважением, душевным трепетом и почитанием. С другой стороны, храм являлся узлом, связывающим в бытовой жизни русских мигрантов с местными жителями. Он служил историческим свидетелем разных периодов жизни
25 Санжеев Э. Д., Будаева Д. Г., Бешенцев А. Н. Теоретические и практические предпосылки развития туризма в регионах Великого чайного пути (на примере Республики Бурятия) // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2017. № 2. С. 49.
26 Товарооборот России и Китая превысил $110 млрд в 2019 году // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/7513481 (дата обращения 01.01.2022).
27 Казин А. Л. Искусство как идеальный предмет // Русская художественная традиция в современной отечественной культуре. Статьи. Размышления. Эссе. Т.1 / Ред.-сост. Г. В. Скотникова. СПб., 2020. С. 6.
28 Там же.
Китая: это и униженный полуколониальный статус страны в период со 2-й половины XIX в. до образования Китайской Народной Республики в 1949 г., и победа Китая над японскими захватчиками, в борьбе с которыми участвовали и советские лётчики-добровольцы.
Сохранение и реставрация храма св. Александра Невского в Ханькоу прежде всего свидетельствует о бережном отношении к памятникам культуры (именно благодаря политике сохранения культурного наследия, проводимой правительством г. Уханя, в Ханькоу была воссоздана русская концессии, сохранилось генеральное консульство, а также дворец Е. Н. Литвиновой, который теперь используется как кафе, и др.). Конечно же, это стало возможно благодаря последовательному углублению китайско-российских отношений.
Разумеется, история храма св. Александра Невского в Ухане является частью общей истории Православия в Китае — темы обширной и многосложной. Сошлёмся на аспекты её постановки и раскрытия, осуществлённые в фильме митр. Илариона (Алфеева) «Православие в Китае». В нем подчеркивается, что важнейшей задачей Русской Православной Церкви является содействие тому, «чтобы православие вновь заняло подобающее ему место на карте конфессий Поднебесной»29.
Таким образом, храм св. Александра Невского в г. Ухань явно стал общим культурным наследием для Китая и России, символом дружбы двух стран, ключом к постижению фундаментальных основ русской национальной духовности.
Источники и литература
1. Антонов В. В., Кобак А. В. Православные русские храмы Европы: история и архитектура. 2-е изд. СПб.: ЛИКИ, 2014. 399 с.
2. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл.: в 3 т. СПб.: Изд-во Чернышева, 1997.
3. Архитектура русского православного храма / Ред. А. С. Щенков. М.: Памятники исторической мысли, 2013. 528 с.
4. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи // Его же. Философия нации и единство мировоззрения. М., 2000.
5. Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры: в 3 т. Т. 2: Архитектура Греции. Архитектура Рима. Византийская архитектура. М.: Центрполиграф, 2003. 540 с.
6. Веретельников А., свящ. К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского // Православие^^ URL: https://pravoslavie.ru/48583.html (дата обращения 01.01.2022).
7. Казин А. Л. Искусство как идеальный предмет // Русская художественная традиция в современной отечественной культуре. Статьи. Размышления. Эссе. Т. 1 / Ред.-сост. Г. В. Скотникова. СПб., 2020. С. 5-39.
8. Кирилл (Гундяев), патр. Россия — это страна-цивилизация / Слово на открытии XVII Всемирного русского народного собора. 31 октября 2013 // Patriarchia.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3334815.html (дата обращения 01.01.2022).
29 Фильм митрополита Илариона «Православие в Китае» // YouTube. URL: https://www. youtube.com/watch?v=GFu5ISyhP6c (дата обращения 01.01.2022).
9. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2004. 528 с.
10. Комеч А. И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 133-144.
11. Кузнецов С.Я. Православие и архитектура. М.: Сестричество во имя препо-добномученицы великой княгини Елизаветы, 2005. 175 с.
12. Мироненко Д.Г. Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI - начала XXI вв. СПб., 2020. 284 с.
13. Мясников В.С. Петербургская школа китаеведения // Новая и Новейшая история. 2017. №2. C. 116-124.
14. Самойлов Н.А. Китайский маршрут в Петербурге. Санкт-Петербург на перекрёстке культур. СПб.: Фрегат, 2003. 132 с.
15. Санжеев Э.Д., Будаева Д.Г., Бешенцев А.Н. Теоретические и практические предпосылки развития туризма в регионах Великого чайного пути (на примере Республики Бурятия) // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2017. № 2. С. 48-56.
16. Скотникова Г. В. «Византийский стиль» Казанского храма Новодевичьего монастыря в Петербурге в свете антропологической идеи // Временник Зубовского института. 2016. № 1/2 (16/17). С. 7-22.
17. Скотникова Г. В. Византийский ассист: византийская художественная традиция и русская культура: история и теория. СПб.: Аргус СПб, 2018. 374 с.
18. Скотникова Г.В. Русское церковное зодчество — византийские ритмы // Духовные ценности Византии и Афона в истории и культуре России. М., 2016. С. 198-215.
19. Товарооборот России и Китая превысил $110 млрд в 2019 году // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/7513481 (дата обращения 01.01.2022).
20. Ухтомский Э. Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича: в 3 т. Репр. изд. Тамбов: Юлис, 2019.
21. Фильм митрополита Илариона «Православие в Китае» // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=GFu5ISyhP6c (дата обращения 01.01.2022).
22. Шаров-Делоне С.А. Люди и камни Северо-восточной Руси. XII век: комментарии к двум книгам Н. Н. Воронина об архитектуре Северо-восточной Руси. 2-е изд., испр. и доп. М.: Добросвет; МЦНМО, 2017. 960 с.
23. Шаронова В.Г. Православная община в Ханькоу (1860-1910) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (5). С. 151-169.
24. ШШ. ШЧХ^Ж (Тон Син. Прошлое и настоящее православной церкви в Ханькоу // Молодой литератор. 2015. № 27. С. 127-128).
25. iM?/Jv ШЯХ^М^ (Ху Ляньсунь. Начало и конец строительства православной церкви в Ханькоу // Литературные и исторические материалы Уханя. 2003. № 10. С. 49-50).