Научная статья на тему 'Храм Богоявления с Запсковья. История и реставрация'

Храм Богоявления с Запсковья. История и реставрация Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
502
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Храм Богоявления с Запсковья. История и реставрация»

и. и. Лагунин.

Храм Богоявления с Запсковья. История и реставрация

Именем этого храма, который впервые упоминается в псковских летописях под 1457 годом в связи с большим пожаром на Запсковье, когда-то назывался Богоявленский конец вечевого Пскова. В 2009 году — в «Год Спе-гальского» — получила завершение, начатая известным псковским архитектором-худож-ником, хранителем древнего Пскова в первые послевоенные годы реставрация церкви Богоявления — одного из символов нашего города. Лучшим памятником исследователю к его столетию стало завершение большого этапа реставрации храма, для которого создалась вполне реальная угроза разрушения. Такая угроза и сегодня не устранена для Богоявленского храма в Бродах на другом берегу Псковы, под оползающей насыпью петровской Богоявленской батареи, которая сама по себе является выдающимся памятником петровской эпохи и фортификационного искусства. Памятники федерального значения древнего Пскова по-прежнему нуждаются в ином уровне внимания и финансирования спасательных и реставрационных работ. Поэтому каждая завершенная реставрация, к сожалению, может быть приравнена к чуду.

Псков — исторический город с самобытной духовной историей. Одним из чудес вечевого Пскова явилось строительство необычного комплекса Богоявленских храмов на реке Пскове — внутригородской речной магистрали. Строительство каменных храмов, посвященных Богоявлению началось вместе со строительством каменной городской стены т. н. Среднего города и Кстовской наугольной башни.1 Топоним «Кстова» появляется в поздних документах и очевидно происходит от славянского слова «крест» или псковского диалектного — «кресты», что означает перекресток. На этом месте издревле находились броды и древнейшая переправа на Запсковье. Ныне существующее пересечение верхней

Игорь Иванович Лагунин — искусствовед-архитектор (Псков)

и нижней набережной дорог-улиц и дороги, которая ведет к переправе, в древности по традиции могло быть отмечено часовней или древнейшим деревянным храмом. Ещё-недавно здесь существовали традиционные деревянные псковские лавицы. Вспомним часовню в Бродах под Изборском на таком же месте — «на крестах», при переправе. Таким храмом, очевидно, стала церковь Богоявления «со Кстовы». Посвящение храма Богоявлению очевидно — в Бродах самое удобное место для водосвятия. Однако после строительства каменных укреплений храм Богоявления со Кстовы оказался отрезанным от реки: «...В лето 6905-е... (1398) Того же лета поставлена бысть церковь святое Богоявление...»2. Новый каменный храм стал пристроеным к внутренней стороне крепостных стен у Кстовских врат, и только его звонница на крепостной стене была обращена к Пскове. Водосвятие было важнейшим православным действом и праздником. Храм внутри города, за крепостной стеной, отгороженный от реки оказался недостаточно отвечающим общегородским торжествам и потребностям. К 1443 году псковские летописи отнесят строительство нового (каменного?) Богоявленского храма «в Бродах», вне крепостной стены. Его руины оказались скрытыми и законсервированными при строительстве Богоявленской батареи петровских фортификаций 1701-1704 гг. Они были открыты в начале XX в. вновь, сохранялись под насыпью и в недавнее время вновь обнажились в результате очередного оползня.

В середине XV в. упоминаются два конца (городские территории с самоуправлением) на Запсковье, в том числе «Богоявленский», что само по себе может свидетельствовать о существовании на Запсковье Богоявленского храма не позднее этого времени. Существование двух кончанских храмов до сер. XV века подтверждается сообщением псковской летописи 1457 года: «В лето 6966 ... Погоре все Запсковие от церкви

святого Богоявления и до монастыря святого Воскресениа, и церковь святого Козмы и Дамиана згоре: и загорелося от Якова от Железова на Мощонои оулици... ». Мощеная улица (Мощонка) начиналась от Жиркова всхода, который и теперь существует под Богоявленским храмом, обходя его с западной стороны. Она была одной из важных магистралей Запсковья. В сторону кремля от храма уходила еще одна магистраль — Богоявленская улица, застроенная богатыми дворами запсковлян, храмами и монастырскими постройками. Остатки каменных сооружений обнаруживаются в ходе земляных работ на этой улице повсеместно. Новое единение богатых жителей Богоявленского конца как административного района Запсковья произошло в ходе большого оборонительного строительства 1465 года, когда «...псковичи обложиша стену древяну около Полонища и около Запсковиа... ». Богоявленские соседи взяли на себя строительство не только деревянных, но позднее и каменных стен своего протяженного участка от Псковы до участка козьмодемьянских соседей («Богоявленцо-ва стена»3). Большое нападение рыцарей в 1480 году способствовало большому каменному строительству. Запсковье окончательно влилось в городскую защищенную территорию. Более «молодое» и активное (по сравнению со «старыми» псковичами городского центра) население не только укрепляло свою территорию, но и позаботилось о строительстве нового главного каменного кончанского храма. Можно предполагать, что значение этого городского конца и его главного храма возросло к октябрю 1494 г. Прекращение торговых отношений с Ганзой заставило направить всю европейскую торговлю через Нарву. Путь этот традиционно начинался на Запсковье. Во всяком случае, буквально на следующий же год после установления нарвской торговли, в 1495/96 г. богоявленские соседи выстроили новый каменный храм на высокой круче над Псковой, где он возвышается и сегодня. Непосредственно у его стен и далее по улице Мощонка проходила большая дорога в сторону Образских ворот и Великого Новгорода, что имело также немаловажное значение для общины и всенх жителей Богоявленского конца.

Первоначально церковь Богоявления выглядела иначе, чем теперь. Высокий каменный, одноглавый и одноапсидный четверик завершался полопастным, посводным покрытием. Такое покрытие широко известно в Новгороде, а в Пскове нигде не сохранилось до нашего времени. Когда-то этот вид завершения и в Пскове был достаточно распространен. Так был перекрыт, например, современник церкви Богоявления — храм Георгия со Взвоза, что косвенно подтверждает первоначальность основного четверика Богоявления, перестроенного неоднократно. Летом 2001 года в ходе реставрационных работ на главном четверике Богоявленской церкви (главный архитектор проекта А. К. Богодухов) были обнаружены явные следы такого покрытия. Возможно, к этому периоду относятся также живописные композиции в нишках на фасадах храма, обнаруженные в ходе реставрации 1947-1953 гг. Кончан-ский храм и после присоединения Пскова к единому древнерусскому государству (1510) не только не утратил своего значения, но и получил новый импульс в развитии. В I пол. XVI в. богоявленские соседи превратили его в настоящий архитектурный ансамбль. Они обстроили основной четверик с трех сторон приделами и притворами. При этом все кровли, в том числе и главного четверика, были устроены более простыми, скатными, что было проще в эксплуатации и выразительнее для нового большого храмового комплекса. С северной и южной сторон поднялись симметричные, выступающие на восток приделы — Трёх Святителей (северный) и Иоанна Предтечи (южный). Они представляют собой образцы традиционного псковского бесстолпного храма, получившего неожиданно широкое развитие в московское время. Придельные храмики выступили вперед, подчеркивая величие и значимость центрального трехапсидного четверика, который был значительно перестроен в завершающей части и приведён в единство с приделами по своему убранству и оформлению. Нарядный центральный притвор с западной стороны придал всей композиции подчеркнутую симметрию, протяженность. Главный четверик и приделы получили новое покрытие на восемь скатов и убранство, демонстрируя

новый торжественный ансамбль «грозненского» державного стиля. Верх барабанов и апсид украшены традиционно чередующимися поясками бегунца и поребрика. Новой традицией стало украшение окон-бойниц барабанов фронтончатыми бровками, а апсид — валиковыми разводами. Массив каждого фасада традиционно расчленён тремя лопатками, которые были образованы неглубокими аркатурными двухуступчатыми нишками. Нишками с обратным углублением прорезаны наружные углы четвериков приделов. Таким образом, тяжелый массив светлых — обмазанных и беленых четвериков терял свою монолитность и становился лёгким, почти парящим над высокой кручей. Все оконные проёмы также заглублены и имеют снаружи ниши-обрамления.

Позднее новое выразительное, даже выдающееся решение получила западная часть храмового ансамбля. К северо-западному углу основного четверика была пристроена огромная палатка, на которой возведена большая пятистолпная псковская звонница, обращённая к центральному Троицкому собору. Храмовый ансамбль не только вознесся над Псковой и возглавил речную панораму Запсковья, он стал значимой доминантой для всего городского ансамбля по постановке, размерам и архитектурной выразительности. Такое, резко асимметричное, активное решение более соответствует ранним художественным течениям в искусстве древнего Пскова XIV-XV вв., которые характеризовались в иконописи особой динамикой, экспрессивностью, подчеркнутой асимметрией диагональных композиций. Напрашивается предположение, что это решение могло родиться в начальный период строительства к. XV в., но сама архитектура звонницы, более простая и лишенная декоративизма основного храма, очевидно принадлежит более поздней эпохе. Галереи, которые ещё позднее обступили храм с северо- и юго-запада и соединили между собой нижний ярус пристроек к основному четверику, завершили образное решение, одного из самых выдающихся шедевров псковского храмового строительства. Церковное здание получило тот вид, который восхищал известного французского архитектора Ле Корбюзье, специально посетившего

город зодчих в 1961 году и наблюдавшего храм в послевоенный период его истории. В законченном виде экстерьер церкви Богоявления с Запсковья был восстановлен в ходе последней реставрации 1990-2000-х гг.

В основе проектного решения 1990-х гг. (архитектор А. К. Богодухов) оставался эскизный проект Ю. П. Спегальского 1947 года — реставратора и самоотверженного исследователя псковской старины. История выдающегося памятника насчитывает полтысячелетия, из них более полувека — это история реставраций. Последний этап тоже нельзя назвать завершающим. Не хватило средств на исследования и реставрацию интерьеров, которые приспособлены в современном духе с использованием современных материалов. За века храм неоднократно и сильно горел, разрушался. В предвоенные годы был закрыт для богослужений, а во время оккупации окончательно разграблен и превращён в конюшню. В ходе реставрации после Перестройки само существование памятника федерального и международного уровня не раз оказывалось под угрозой из-за прекращения финансирования. Представьте себе тяжелобольного на операционном столе, для спасения которого ни врачи, ни персонал не имеют средств. Именно такая ситуация создалась в ходе реставрации после 1997 года. Причина уважительная, но больному от этого не легче. Пришлось привлечь общественность, прессу и обратиться с открытым письмом к министру культуры. Можно сказать однозначно: если бы не энтузиазм псковичей, общественности, усилий Гендирекции «Псковреконструкция» во главе с Почётным гражданином Пскова А. Т. Васильевым, а на последнем этапе, когда Гендирекции не стало, — «Реставрационной мастерской» и её руководителя Е. М. Макарова, общины верующих, неизвестно, как сложилась бы судьба многострадального храма. Сегодня можно сказать определенно: один из проектов Ю. П. Спегальского воплощён в жизнь.

После присоединения к единому Древнерусскому государству храм приобрёл новое значение и торжественное звучание, хотя и утратил роль регионального административного центра вечевого Пскова. Обычные изменения в облике храма, исказившие

формы классической псковской архитектуры, наметились в к. XVII столетия. На смену сложному (и достаточно трудоёмкому в эксплуатации) восьмискатному (для ансамбля — многоскатному) покрытию четвериков пришли более практичные четырёхскатные кровли. В XVIII в. основная глава храма приобрела модную провинциальнобарочную форму «с перехватом». Скоро дала себя знать екатерининская секуляризация церковных владений. Утратив свои имения, приход все с большим трудом поддерживает огромное, многосложное сооружение. На 1816 г. в документах церковного архива появляется сообщение о том, что южный придел грозит разрушением. К 1880-м гг. относятся большие строительные работы, связанные с расширением притвора и пристройкой сторожки. Территория храма была ограждена невысокой традиционной каменной оградой. В ограде (очевидно в б. общинных постройках) одно время располагался казенный двор, который мог быть хранилищем казенных припасов. На фотографиях нач. XX в. в нижней части западного фасада звонницы виден голубец с почитаем храмовым образом. Он предназначался для прохожих. Его следы и после реставрации просматриваются в нижней части западного фасада палатки, под звонницей. Огромный храм продолжал ветшать. Под руководством архитектора, куратора Археологического общества по Псковской губернии П. П. Покрышкина, который, кстати, с полным основанием сравнивал Богоявленский храм с церковью Св. Троицы в селе Доможирка (тот же «грозненский стиль» сер. XVI в. по Вл. В. Седову ), была произведена разборка барабанов приделов из-за их большой тяжести и расседания поддерживающих их сводов. Та же проблема на северном приделе привела к полной деструкции сводов и стен в послевоенные годы. В ходе реставрации северный придел, укреплённый после войны временными металлическими бандажами и коренными лесами, к глубокому сожалению, пришлось разобрать почти полностью. Кладка превратилась в пыль. Реальных современных средств для укрепления расслоившегося и разрушенного известняка, практически, не существует. От придела удалось сохранить в подлиннике лишь алтарную

часть. Детальные обмеры, материалы фотофиксации и другие архивные материалы позволили восстановить памятник с предельной достоверностью.

Церковь не избежала утраты древнего убранства. В период немецко-фашистской оккупации Пскова из храма был вывезен ценнейший иконостас. Вернулась в Псков только небольшая часть икон. После войны об убранстве не приходилось и думать. Богоявленский храм одним из первых попал в поле зрения архитектора-реставратора, художника и хранителя псковской старины Ю. П. Спе-гальского. Архитектор мечтал восстановить образ средневекового храма, образца древней псковской архитектуры во всем его величии. Эти задачи, поставленные нашим известным предшественником, решались в ходе последней реставрации. Проект Спегальского, в соответствии с которым уже тогда предполагалось восстановить южный придел, был разработан в 1947 г. Рецензентом выступил известный специалист в области реставрации, архитектор П. Н. Максимов. Но в связи со скорым вынужденным отъездом Юрия Павловича в Ленинград, работы продолжались уже без его участия. Под руководством Э. П. Штольцер они продлились до 1953 г. Проект не был реализован в полной мере. По-существу, это были спасательные работы, которые носили временный характер. О большой реставрации в те годы мечтать не приходилось. Северный придел «повис» на коренных лесах и бандажах. Руины позднейшего южного придела XIX в. в соответствии с проектом Ю. П. Спегальского были разобраны, но древний придельный храм не был восстановлен. От него под открытым небом сохранялись в форме руин небольшие фрагменты древних стен с остатками оконных проёмов. В ходе тех работ глубокие исследования не проводились. Основной целью было сохранение и послевоенное восстановление памятника, что было обычным для того времени. Не было и реальной цели приспособления, поскольку первоначальное предназначение храма исключалось. Поэтому ни проект, ни проводившиеся тогда реставрационные работы, практически, не затрагивали интерьеры.

В книге «Псков» 1963 года издания Ю. П. Спегальский несколько пересмотрел теорию строительства храма и предложил вариант единого первоначального замысла, реализованного в несколько этапов. Идея, безусловно заслуживающая внимания, пока не подтверждается материалами реставрации и современными исследованиями. Впрочем, и не противоречит принятому и одобренному Федеральным научно-методическим советом решению восстановить храм в том законченном виде, который он приобрел в ходе реконструкции XVI века. Со звонницей, двумя приделами, притворами, скатными кровлями, а также более поздними галереями. Проект был разработан Псковским институтом «Спецпроектрестав-рация» (ГАП А. К. Богодухов), предварительные работы выполнены специалистами псковского института (АРМ-4 ЛФИ «Спец-проектреставрация») еще в 1987 году.

После выхода в свет Постановления Совета Министров СССР 1988 года за № 816 появилась возможность развернуть широкие научно-исследовательские, проектные, реставрационно-восстановительные работы. С 1990 г. по заказу Гендирекции «Псковре-конструкция» велись работы, направленные на полную реставрацию известного памятника. Было принято наше предложение приспособить храм под церковно-археологический музей — уникальное церковное сооружение интересно само по себе, обладает необходимыми значительными площадями и объёмами. Общины в те времена не намечалось, а нужда в возрождении такого музея в Пскове и сегодня актуальна. Проект 1990-х гг. был одобрен Министерством культуры и принят к исполнению. Предложение некоторых псковских архитекторов восстановить выявленное редкое полопастное покрытие четверика не получило поддержки Федерального научнометодического совета и не было принято, поскольку противоречило законченному виду памятника после перестроек XVI в. Фактически, получило подтверждение решение Ю. П. Спегальского. Если в послевоенные годы были произведены первоочередные реставрационно-восстановительные работы в соответствии с его проектом, то новое проектное решение стало следующим шагом в

том же направлении. Главной задачей оставалось физическое сохранение памятника псковской старины, многие конструкции которого оказались аварийными и остроаварийными. В послевоенные годы, как уже говорилось, храм был только поддержан. Поэтому немаловажная роль отводилась инженерному укреплению. Главным инженером проекта была назначена Г. В. Певчина, признанный специалист в этой области.

В ходе работ начального этапа 19901993 гг. ЗАО «Реставрационная мастерская» вела большие работы по разборке настоящих завалов — участков разрушенной кладки, а также по вычинке стен, арок, откосов, разборке разрушенной и устройству новой временной кровли. Вслед за эскизным проектом 1991 года началась разработка рабочей документации. Первоочередные противо-аварийные работы заняли не один год. Большое внимание уделялось остроаварийному северному Трёхсвятительскому приделу. Он буквально «висел» на подпорках и не мог держать самостоятельно (как это бывало и в старину) барабан и главу. К моменту согласования и утверждения проектной документации резко сократилось (а потом было и вовсе приостановлено) финансирование, что создало особые проблемы. Памятник, который нужно было сохранить во что бы то ни стало, оказался полностью раскрытым. Теперь это кажется мелочью, но на период безденежья элементарная охрана и забор оставались проблемой. Часть этих насущных забот по просьбе Гендирекции безвозмездно брали на себя реставраторы, свято веря в светлое будущее. Работы пришлось резко ограничить уже с 1993 г., они свелись к минимуму, а раскрытый памятник не мог ждать. Выявились и новые проблемы. Например, подтопление подклета северного придела. Расчистка под-клета не могла производиться без археологов, а те не могли работать из-за воды. Виной тому в большой мере была обыкновенная, навечно протекающая водопроводная колонка, вся вода от которой уходила под храм. Земляные дренажные работы также повлекли за собой археологию, естественные находки захоронений, новые открытия. Только в 1994 г., после переноса колонки и устройства дренажа с помощью археологов удалось, наконец,

расчистить злополучный подклет у северовосточного угла храма, который сдерживал работы по спасению придела Трёх Святителей. Работы было решено сосредоточить на этом приделе. Но по недостатку средств и его реставрация безнадежно затягивалась. Перед заказчиками и реставраторами встала нелёгкая задача спасения памятника, обнажённого до руин со всех сторон. Такое состояние выдающегося объекта, естественно, вызывало возмущение общественности. Но к 1998 году и последние финансовые крохи исчезли. Работы были остановлены полностью.

Открытое письмо министру культуры Михаилу Швыдкому помогло возобновить работы. Но объёмы финансирования заставляли по-прежнему волноваться за судьбу многострадального объекта. Настоящим спасением стало приближающееся 1100-летие Пскова. Храм Богоявления был внесён нами в число первоочередных объектов, нуждающихся в реставрации. Памятник был включен в программу подготовки к празднованию. Было ускорено рабочее проектирование. В мае 1999 г. согласован проект благоустройства, подсчитаны минимальные средства, необходимые для завершения архитектурной части реставрации. В сложившихся условиях даже для такого выдающегося объекта не было реальной возможности полной реставрации с современным приспособлением. Приходилось думать скорее о его спасении. И для этого пришлось немало потрудиться.

С 2000 года было открыто финансирование по юбилейной программе. Любая реставрация начинается с фундаментов и кровли. Все усилия теперь были направлены на восстановление первоначальной формы основной главы (которая была восстановлена в послевоенные годы не совсем точно), крыши, стропильной системы основного четверика. В процессе работ и было выявлено редкое первоначальное по-лопастное покрытие храма, о чем не подозревал Ю. П. Спегальский. Потребовалось специальное решение Федерального научно-методического совета, которое признало целесообразным сохранить восьмискатную форму крыши, характерную для заключительного ансамблевого решения XVI века. Только в 2001 г. работы вновь приобрели

характер полнопрофильной реставрации (за исключением интерьеров). Они велись на четверике, звоннице (кровля), расчищались завалы от разборки руинированных галерей, вычинивались стены, своды, завершения стен под своды (особенно пострадал югозападный угол), расчищались от залежей векового мусора и вычинивались конструкции самих сводов. Впервые были расчищены подлинные подклеты древнего южного придела, в котором обнаружен специально оформленный выпуск древнего святого Богоявленского источника. Наконец-то началось реальное восстановление северного придела. В оконных проёмах устанавливались кованые решетки. На объекте вновь появилась охрана и ограждающий площадку забор. Руководителем работ на объекте от ЗАО «Реставрационная мастерская» был назначен прораб (и фотохудожник по роду увлечений) А. В. Смирнов. За земляными работами продолжали наблюдение псковские археологи. ООО «Содружество» закончило дренажные работы. Работы разворачивались и в 2002 г. получили планомерное продолжение. В юбилейный 2003 год, когда еще восстанавливались нижние кровли окружающих храм притворов и галерей, получила, наконец, свое завершение реставрация северного придела. Реставраторы приступили к восстановлению южного придела Иоанна Предтечи, чтобы вернуть храмовому ансамблю законченный вид.

Юбилеи юбилеями, а реставрация должна вестись в соответствии с реальным состоянием памятника по своим законам и методикам. В ходе работ выявились такие объемы аварийных участков, которые трудно было предусмотреть с самого начала. Работы решено было продолжить в 2004 г. Организация общины верующих помогла окончательно разрешить вопрос будущего использования и приспособления храмового здания по первоначальному назначению. В 2005 г. Гендирек-ция «Псковреконструкция» вновь обращалась в Министерство культуры по вопросу включения в планы завершения реставрации выдающегося памятника самобытного псковского зодчества. Возобновление этих хождений по министерствам после упразднения Гендирек-ции взяло на себя ЗАО «Реставрационная ма-

стерская», которое поставило целью довести начатые работы до завершения. В 2007 году полным ходом шло восстановление южного придела и южной галереи, территория была частично благоустроена и обнесена металлическими сетчатыми ограждениями. Приезд нового Министра культуры А. С. Соколова в Псков помог привлечь внимание к храму Богоявления и проблемам завершения его реставрации. Финансирование работ было продолжено. Лишь в 2008 г. стало возможным приступить к отделочным работам. Тогда же наконец-то были возобновлены богослужения, пока только в северном приделе. Претензии некоторых коллег-специалистов к современному убранству интерьеров понятны, но не учитывают того простого факта, что приспособление храма для пользователя — важнейшее условие завершения очередного большого этапа реставрации. Выделенные средства ограничивались общей архитектурной реставрацией и не распространялись на реставрацию интерьеров, приспособление, и данный этап реставрации нельзя считать окончательным. Вопросы приспособления решались с привлечением спонсоров, скромных средств общины, методом «народной стройки». Придёт время и для интерьеров — и со-фринский иконостас, и полы получат полнопрофильное реставрационное решение.

Сегодня, когда большая работа позади, можно отметить участников завершающего этапа работ: прораба, руководителя работ на объекте, лауреата Государственной премии Н. А. Ярикова; бригаду каменщиков-рестав-раторов С. В. Смирнова (А. А. Тетивкин, Ю. В. Краснов, Н. А. Крюков, К. Г. Николаев); бригаду В. А. Петрова и бригаду плот-

ников-реставраторов А. А. Шваркунова (Г. Н. Резвушкин, С. С. Павловский, И. М. Зорин, И. В. Волков); бригаду штукатуров-ре-ставраторов во главе с бригадиром Т. С. Че-моганской (Н. А. Черемных, В. Н. Суворова, Н. А. Иванова). Все они и ещё многие участники немало потрудились, для спасения древнего храма. На заключительном этапе реставрации работы производились под контролем областной администрации, которая оказала помощь в работах по благоустройству и озеленению (на эти работы федеральные средства не выделялись, только на реставрационные работы). При поддержке областной администрации к работе заключительного этапа были привлечены многие службы города, организации ООО «Эгле», ООО «Псковский зеленстрой», ООО «Тестер»; ООО «Энергия-сервис»; ООО «Содружество»; ООО «ТВС», ООО «Спецгазстрой». В переносе линий воздушных сетей помогло Производственное отделение «Центральные электрические сети» «Псковэнерго». Работы по приспособлению храма для богослужений велись по согласованию и с участием общины и епархиального руководства.

Не всё удалось реставраторам по недостатку средств. И всё же в сложных условиях, когда само сохранение выдающегося памятника оказывалось под угрозой, «Год Спегаль-ского» в Пскове был отмечен завершением одного из крупнейших проектов нашего знаменитого псковича. Храм Богоявления с Запсковья стал главным подарком к празднику. Он будет жить и по-прежнему украшать наш город, навсегда оставаясь одним из символов древнего Пскова, как об этом мечтал Ю. П. Спегальский.

Примечания

1 Лабутина И. К. Историческая топография Пскова в XIV-XV вв. М.: Наука, 1985. С. 221-222, 224.

2 ПЛ II С. 108.

3 ПЛ II С. 63.

*

Археологические исследования

Звонница Богоявления до реставрации

Придел Трёх Святителей в процессе реставрации

Расчистка сводов западных галерей

Храм Богоявления. Реставрация основного четверика

Храм Богоявления с Запсковья после реставрации. 2009 г.

Расчищенный подклет южного придела. Выпуск Богоявленского источника

Освящение восстановленной главы и креста главного четверика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.