Евразийское наследие
ХРАМ БИМАКАЛИ В САРАХАНЕ КАК КУЛЬТУРНАЯ ДОМИНАНТА ЗАПАДНЫХ ГИМАЛАЕВ
Белокурова Софья Михайловна Кандидат философских наук, доцент Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. Россия, г. Барнаул. belle.sonet312@gmail.com
Ом Чанд Ханда Доктор истории и литературы, директор индийско-американской неправительственной организации «Infinity Foundation», почетный член общества «Калп». Индия, г. Шимла. oc_handa@hotmail.com
Статья посвящена описанию и краткому анализу истории, архитектурных особенностей и содержательной составляющей храма, посвященного богине Бимакали, в г. Сарахан штата Химачал Прадеш (Индия). Это один из крупнейших культурно-религиозных центров Западных Гималаев, а кроме того — яркий образец традиционной индуистской архитектуры данного региона. Авторы поставили цель ввода нового материала в российский научный оборот, так как данный храм не был описан в русскоязычной историографии и искусствоведении. В статье дается архитектурное описание храма, его значение в контексте развития Бушарского княжества, рассматриваются его религиозные функции в связи с образом богини, которой он посвящен. Отдельно авторы обращают внимание на эстетико-семантические аспекты деревянной резьбы, украшающей храм. В ходе исследования подтверждается высочайшее значение храма в качестве объединяющего центра гималайского индуизма.
EURASIAN HERITAGE
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.001
УДК 726 (235.243)
Аннотация
Ключевые слова: Храм Бимакали, индуистская архитектура, деревянная резьба, искусство и архитектура Западных Гималаев.
Библиографическое описание для цитирования:
Белокурова С. М., Ханда О.Ч. Храм Бимакали в Сарахане как культурная доминанта Западных Гималаев // Искусство Евразии. — 2018. — №3(10). — С. 12-22. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.001. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/ u50070366/1135734/7/
Данное небольшое исследование мы посвятим одному из интереснейших памятников традиционной архитектуры Гималаев, который не был освещен в русскоязычной литературе. Это храм, посвященный богине Бимакали в г. Сарахан. Мы постараемся дать наиболее полное его описание, а также проанализируем ряд исторических, конструктивных и эстетических аспектов. Сразу следует сказать, что этот храм является одним из важнейших культурных и религиозных центров северной Индии, ему посвящено несколько работ индийских ученых [5; 6]. Кроме того, это ярчайший пример самобытной северо-индийской архитектуры и индуистского храмового зодчества.
Прежде всего, несколько слов о месте, где был построен храм. Современный город Сарахан был когда-то столицей древнего Бушарского государства и одним из пунктов на легендарной Индустано-Тибетской дороге. Древнее княжество Бушар было одним из крупнейших государственных образований. Оно простиралось от границы с Тибетом на севере до реки Тонс на юго -востоке. Существует целый ряд расхождений относительно того, когда было основано княжество. С его возникновением связано множество легенд, согласно одной из них — Бушар появился еще в дохристианскую эпоху и первым правителем его стал Прадхуман, столицей которого было место Камру в долине Кинор, откуда он и начал завоевание нижележащих территорий. По мнению М.Г. Сингха, основываясь на летописях, и при самых грубых подсчетах можно в качестве примерной даты основания Бушара считать V век до н.э. [6, с. 37]. Примерно в X веке н.э. столица была перенесена в Сарахан, что было связано с планами завоевания территорий по р. Сатлудж. Наивысший расцвет Бушарского княжества относится к XVII веку, к правлению Раджи Кехри Сингха [6, с. 37], который начал активную торговлю с Тибетом, после того, как оказал ему помощь в Тибето -Ладакской войне 1683 г. Именно в этот период под властью бушарских раджей оказались практически все западные Гималаи. Вскоре столица была перенесена в новый город Рампур. В этот период активно развивается торговля с соседними странами. Так, например, Бушарское княжество стало одним из важнейших центров торговли шерстью, в ноябре, мае и феврале купцы из Китая, Тибета, Ладака, Кашмира, Яркенда, Непала, Индии, других регионов Центральной Азии собирались здесь на ярмарки [6, с. 38]. От себя добавим, что традиция международных ярмарок сохранилась в Рампуре до сих пор. Бушарское княжество фактически пережило английскую колонизацию: последний раджа умер в 1947 году.
Правители Бушара огромное внимание уделяли архитектурному облику своих городов. Об этом говорят сохранившиеся храмы в Камру — древней столице княжества,
Рампуре — его новой столице и, конечно, в Сарахане, о чем пойдет речь в дальнейшем. Многочисленные караваны купцов, путешественников, паломников, исследователей и искателей приключений проходили через это место в различных направлениях от Индии до центральной Азии. И, возможно, все они испытывали глубокое потрясение от созерцания нетронутой красоты, величия храмового комплекса Бимакали, но лишь немногие смогли зафиксировать свои впечатления. Даже тогда, когда предшественники щедро описывали красоты дворца Раджи, который сейчас представляет собой фронтальное строение комплекса и является его основной входной зоной (отдельный дворец расположен к юго-западу от комплекса), сам храмовый комплекс практически не описан в воспоминаниях путешественников древности. Возможно потому, что иностранцы не допускались в освященное пространство храмов. Это табу, хотя и в более мягкой форме, сохранилось до наших дней: так, например, запрещено входить в сакральное пространство с непокрытой головой или фотографировать внутри храма. Даже когда столица Бушарского государства была перенесена из Сарахана в современный Рампур (132 км от Шимлы), город не потерял своего значения культурного центра в восприятии людей. Позднее, когда новая Индустано-Тибетская дорога из стратегических соображений была проведена вдоль течения Сатлуджа вниз по ущелью, слава Сарахана неизбежно померкла. Однако он снова заставил говорить о себе как о центре религиозного туризма, занимающем выдающееся положение благодаря живописному ландшафту на высоте 2000 м над уровнем моря у подножья пика Шриханд.
Хотя сегодня Сарахан лишь тихий провинциальный городок, ностальгическая атмосфера былой славы окутывает каждый уголок древнего храма, дворца и строений, расположенных вокруг. Сейчас до Сарахана, находящегося в 184 км от Шимлы, можно добраться по новой Индустано-Тибетской дороге через Рампур и Джеори. Эта дорога, пересекающая несколько климатических поясов, утомительно извилистая, но очень живописная. Каждый поворот открывает путешественнику новый пейзаж, и уже это может компенсировать усталость на пути к Сарахану. Здесь, среди лесистых просторов, природа открывает широкую панораму горных хребтов с извилистым Сатлуджем, похожем на серебряную линию на дне ущелья. Стоя в окружении этой райской красоты, невольно чувствуешь себя парящим выше облаков.
Кроме того, что Сарахан прекрасен чарующей природной красотой, он знаменит благодаря старинному величественному храмовому комплексу, посвященному богине Бимакали. Ранее этот храм был известен как «Шакти-питх» в долине Сатлуджа. Он расположен на возвышенности, выше города, среди плантаций яблонь, на противоположном берегу Сатлуджа, «лицом» к пику Шриханд (5680 м). Даже само расположение храма словно напоминает о явлении Богини.
Немного отступим от основной темы нашего исследования и обратимся к образу богини Бимакали. Это один из локальных вариантов богини Кали индуистского пантеона, которая в свою очередь является гневной ипостасью богини Дурги. Здесь огромную роль играет специфика шиваистской мифологии. Под общим эпитетом спутниц бога Шивы скрывается множество имен — Ума, Парвати, Дурга, Кали. Дурга и Кали обе богини-воительницы, но первая — ее милостивый аспект, прекрасная молодая женщина, хотя и вооруженная, вторая — устрашающий многорукий демон с оскаленными зубами и ожерельем из черепов. Обе богини являются одним целым:
Кали — одно из лиц Дурги, и наоборот [3, с. 52-53]. С культом Дурги связаны магия, мистические и экстатические действа. Она часто изображается едущей или сидящей на льве. Особенно близка к изображениям «Великой матери» на серебряных чашах или стенах пенджикентских дворцов иконография, когда богиня изображается в царственном уборе четырехрукой, сидящей на льве с дисками небесных светил справа и слева от головы [1, с. 12-13].
Итак, богиня Бимакали (Кали, Дурга) — это богиня воительница, спутница Шивы. Интересно, что с приходом буддизма Кали занимает свое место в пантеоне. Как правило, она входит в свиты дхармапал Махакалы и Ямы — гневных божеств, защитников дхармы [4, с. 1593-1594]. Именно этому женскому божеству посвящен рассматриваемый храм.
Храмовый комплекс Бимакали (рис. 1), квадратный в плане, занимает площадь 100.00 х 45.00 м2.
Рис. 1. План храма Бимакали в г. Сарахан [5, с 67]
Для того чтобы попасть в сакральное помещение, необходимо пройти мимо нескольких светских зданий и хозяйственных построек, которые окружают три внутренних двора, расположенных на разных по высоте террасах. Эти три двора разделяются двумя светскими зданиями, расположенными чуть сбоку. На первом этаже здания, находящегося на самом высоком уровне, находится храм Рагунатха. Посетители редко посещают этот храм. Массивные двери этой боковой структуры, ведущие к основному храму, украшены интереснейшим барельефом из серебра с золотыми инкрустациями. Барельеф изображает классических богов и богинь, помещенных в панно с богатейшим цветочным орнаментом. Оформление дверей относится
к периоду правления бушарского правителя Раджи Падам Сингха (1914 — 1947) и представляет собой ярчайший пример таланта мастеров по серебру в Киноре. Раджа Падам Сингх также провел некоторые модификации и улучшения в храмовом комплексе. Все здания комплекса построены на деревянно -каменной кладке, известной как «катх-куни», специфичной для деревянной кхашской архитектуры Средних Гималаев.
В середине двора, расположенного на самой высокой террасе, возведена массивная каменная платформа, на которой построены две большие квадратные храмовые башни. Эти парящие башни возвышаются над всем комплексом и над строениями вокруг. Массивная правая башня является храмом, принадлежащим богине. Левая башня, которая изначально была чуть меньше, с небольшим фронтоном на крыше, выполняла функцию вспомогательного здания, или «бхандар», до 1930 года. В 1905 году во время мощного землетрясения в Кангре более высокая башня справа пострадала и приобрела наклон в сторону левой. Благодаря четырем стенам на деревянной прослойке башня не разрушилась, тогда как массивные, полностью каменные конструкции Бхаван в Кангре и Нагаркот были сравнены с землей. Чтобы задержать дальнейший наклон башни, она была встроена в мощную каменную платформу до уровня перемычки входной двери с небольшим зазором, чтобы можно было войти в дверь. Сейчас эта башня используется редко. Однако ее двери украшены самым красивым серебряным барельефом в целом регионе. Почти вся поверхность дверей покрыта барельефами, посвященными классическим культовым темам. Эти работы были выполнены местными кузнецами в период правления бушарского Раджи Шамшер Сингха (1850 — 1914 гг.). Эта башня оставалась заброшенной в течение десятилетий, пока не начались реставрационные работы, которые продолжаются по сей день.
Башня с левой стороны, покрытая кровлей с простыми фронтонами, выглядела совсем небольшой по сравнению с правой башней. Она была украшена и превращена в возвышенную конструкцию примерно в 1930 году. Серебряный образ богини был перенесен сюда из наклонной башни. На двух верхних этажах были пристроены веранды на консолях, которые окружают здание со всех четырех сторон и служат в качестве круговых переходов вокруг помещения, где находятся боги. Самая верхняя веранда была спроектирована по примеру нижней, что сделало верх конструкции несколько тяжелым. Таким образом, несмотря на всю пышность и богатый декор, конструкция башни не производит впечатления устремленности вверх, наоборот, она словно склоняется к земле под действием гравитации. Тем не менее, заслуживает упоминания художественная деревянная резьба спроектированных веранд.
The Art Of Eurasia Искусство Евразии
№3(10) • 2018 №3(10) • 2018 ISSN 2518-7767
Рис. 2. Деревянная резьба башни. Рис. 3. Деревянная резьба башни.
Фото С.М. Белокуровой. Фото С.М. Белокуровой.
Рис. 4. Деревянная резьба башни. Фото С.М. Белокуровой.
Рис. 5. Деревянная резьба Фото С.М. Белокуровой.
Рис. 6. Деревянная резьба башни, Фото С.М. Белокуровой.
Рис. 7. Деревянная резьба Фото С.М. Белокуровой.
Рис. 8. Деревянная резьба башни. Рис. 9. Деревянная резьба башни.
Фото С.М. Белокуровой. Фото С.М. Белокуровой.
Вся поверхность вертикальных панелей каждой веранды обильно и тщательно покрыта причудливым цветочным орнаментом. Карнизы украшены изящной бахромой с подвесными колокольчиками на каждом углу. Все это делает башню выдающимся шедевром гения местных мастеров. Всю конструкцию венчает сложная структура кровли. В нижней части каждого ската крыши предусмотрены четыре изящных фронтона. Пространство между фронтонами занимают маленькие пинакли. Конструкция крыши завершается высоко поднятым круговым навесом в центре. Такое конструктивно-декоративное решение не только смягчает недостатки легкости конструкции, но делает башню выше левой. Такая кровля является характерной только для этой постройки. Другой пример сходного решения крыши — это павильон Дурбар в Рампуре. Он не только является современником башни, но и несет в себе те же стилистические признаки мастерства.
Богатейшая деревянная резьба храмового комплекса действительно уникальна. Учитывая, что резьба представляет собой растительный декор, мы можем сформулировать несколько вопросов: во-первых, какую роль играет растительный и цветочный орнамент в индийском искусстве? Во -вторых, какова семантика растительного декора в конкретном архитектурном памятнике?
Что касается первого вопроса, то мы можем сказать, что образ цветка является непременным атрибутом индийского искусства, в том числе и религиозного. Одним из примеров могут служить знаменитые фрески в Аджанте. В целом роль цветка в религиозной культуре индуизма достаточно символична: цветы — это дыхание жизни. Особое значение приобретает образ лотоса, который символизирует источник божественной силы. Глубокая символика лотоса отражена в легендах, например, о лотосе, вырастающем из тела Вишну, в центре которого находится Брахма [2, с. 101]. Далее лотос станет символом Будды и перейдет в ряд символов другой религиозно -мифологической системы. Таким образом, символическое значение цветка, а следовательно, и цветочного орнамента, тесно связано с религиозной системой в целом, а потому декор, основанный на растительных мотивах, семантически органично вписывается в убранство храма.
В данном храме, посвященном мирной ипостаси богини Кали, богатство растительного декора зримо воплощает всю красоту и полноту мира, формирует некий идеальный образ вселенной, воплощающий божественную силу.
Вернемся к композиции храма. Чуть ниже уровнем, к правой башне примыкает небольшая платформа, в которую вмонтированы металлические трезубцы. Эти трезубцы являются символами Шивы. Около платформы справа находится глубокий колодец. По преданиям, там живет Патал Бхайрав (одна из самых ужасных ипостасей Шивы). В Средневековье в этот колодец сажали преступников, чтобы они испытали все муки ада прежде, чем умрут.
Посетитель, пришедший в храм-башню, проходит через достаточно скромные двери и оказывается перед наклонной башней. Простой коридор ведет в помещение на первом этаже, где содержится множество церемониальных предметов. Узкая лестница из этой комнаты ведет в святилища на третьем и четвертом этажах. Помещение на третьем этаже небольшое. Однако привлекают внимание двери с богатой резьбой и решетчатое окно, через которое можно заглянуть внутрь. Заслуживает внимания мастерски выполненная серебряная цепь на главной двери, сделанная кузнецом из деревни Деоти в 1987 г. Это помещение называют свадебной комнатой богини Бимакали.
На четвертом этаже находится основное святилище. Здесь хранится прекрасно выполненный и отполированный серебряный образ богини Бимакали в мирной ипостаси Дурги. Этот образ стилистически восходит к постгуптовскому маньеризму, который сохранялся в Гималаях достаточно долгое время в своеобразной форме, испытавшей влияние местных культур. На алтаре находятся около 15 «мохра» (маски) и другие образы из металла. Это святилище фактически было превращено в хранилище из-за крепкой железной решетки, которая пересекает комнату и отделяет богиню от ее почитателей. Наиболее значительными образами являются два образа Будды и два образа Шивы и Парвати. Также есть необычное изображение Будды в мраморе. Однако все образы, включая и важнейшие из них, настолько скрыты под слоями драпировок, гирлянд и т.д., что невозможно увидеть какие-либо физиономические характеристики.
Итак, храм Бимакали является, с одной стороны, типичным памятником архитектуры Гималаев. Об этом говорит целый ряд конструктивных приемов, планировка. Но, с другой стороны, это и уникальное произведение искусства, гармоничное по композиции, прекрасно спланированное, что позволяет ему быть не только архитектурной, но и духовной доминантой всей территории.
1. Дьяконова Н.В. Материалы по культовой иконографии Центральной Азии домусульманского периода // Труды Государственного Эрмитажа Т^. (Культура и искусство народов Востока). — Л.: 1961. — С. 257-272.
2. Макарова И.С. Образы лотоса и лилии в мифологических системах Востока и Запада // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — СПб: Изд-во Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2013. —
3. Маретина С.А. Тигр/лев в мифологической традиции индийцев // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. [Электронный ресурс] URL: http://www.kunstkamera.ru/Hb/rubrikator/03/03_03/978-5-88431-182-4/ (дата обращения 05.08.2018).
Литература
С. 99-106.
4. Chandra L. Dictionary of Buddhist Iconography, Vol. 6, New Delhi, International Academy of Indian Culture & Aditya Prakashan Publ., pp. 1593-1594.
5. Handa O.C. Panorama of Himalayan Architecture, Vol.1. Temples, New Delhi, Indus Publishing Company, 2008, p. 280.
6. Singh M.G. Wooden Temples of Himachal Pradesh, New Delhi, Indus Publishing Company, 1999, p. 157.
Статья поступила в редакцию 07.08.2018 г.
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.001
BHIMAKALI TEMPLE IN SARAKHAN AS CULTURAL DOMINANT OF WESTERN HIMALAYA
Belokurova Sophia Mikhailovna PhD in Philosophical sciences, associate Professor of Altai State Technical University. Russia, Barnaul. belle.sonet312@gmail.com
Om Chand Handa
Doctor of history and literature,
Director of Infinity Foundation,
Honorary Member of Kalp Foundation.
India, Shimla.
oc_handa@hotmail.com
The article is devoted to the description and brief analysis of the history, architectural features and the religious content of the temple in the town of Sarakhan, Himachal Pradesh (India), dedicated to the goddess Bhimakali. This is one of the largest cultural and religious centers of the Western Himalaya as well as a bright example of the traditional Hindu architecture of this region. The authors set the goal to introduce new material into the Russian scientific sphere, as this temple was not described in Russian-language historiography and art history. The article gives an architectural description of the temple, its role in the context of development of Bushar principality, its religious functions are considered in connection with the image of the goddess to whom it is dedicated. Besides, the authors pay attention to the aesthetic and semantic aspects of the wooden carvings that adorn the temple. The study confirms the highest importance of the temple as the unifying center of Himalayan Hinduism.
Keywords: Bhimakali Temple, Hindu architecture, wooden carving, art and architecture of Western Himalaya.
Bibliographic description for citation:
Belokurova S. M., Handa O.C. Bhimakali temple in Sarakhan as cultural dominant of
Western Himalaya. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2018, No. 3(10), pp. 12-22. DOI:
10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.001. Available at: https://readymag.com/ u50070366/1135734/7/ (In Russian).
1. Dyakonova N.V. Materialy po kul'tovoy ikonografii Tsentral'noy A^ii domusul'manskogo perioda [Materials on religious iconography of Central Asia in pre-Muslim period]. Trudy
Abstract
References
Gosudarstvennogo Ermita%ha , tom V (Kultura I iskusstvo narodov Vostoka) [Works of State Hermitage, Vol.V, (Culture and Art of Eastern Folks)], Leningrad, 1961, pp. 257-272. (In Russian).
2. Makarova I. S. Obrazy lotosa I lilii v mifologicheskih systemah Vostoka i Zapada [Image of Lotus and Lily in Mythological Systems of East and West]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Messenger of A.S. Pushkin Leningrad State University], Saint-Petersburg, A.S. Pushkin Leningrad State University Publ., 2013, pp. 99-106 (In Russian).
3. Maretina S.A. Tigr/ lev v mifologicheskoy traditsii indiytsev [Tiger/Lion in Mythological Tradition of Indians]. Elektronnaya biblioteka muzeya antropologii i etnografi im. Petra Velikogo (Kunstkamera) RAN [Electronic Library of Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of Russian academy of Sciences]. Available at: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-88431-182-4/ (In Russian) (accessed 05.08.2018).
4. Chandra L. Dictionary of Buddhist Iconography, Vol. 6, New Delhi, International Academy of Indian Culture & Aditya Prakashan Publ., pp. 1593-1594.
5. Handa O.C. Panorama of Himalayan Architecture, Vol.1. Temples, New Delhi, Indus Publishing Company, 2008, p. 280.
6. Singh M.G. Wooden Temples of Himachal Pradesh, New Delhi, Indus Publishing Company, 1999, p.157.
Received: August 07, 2018.