УДК 658 ББК 65.290
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10023
HR-контент для развития внутренних коммуникаций компании
HR-Content for the Development of Internal Communications of the Company
Валентина Михайловна МАСЛОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления
персоналом и психологии Финансового университета при Правительстве РФ
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются формирование информационного пространства в компании и возможности его развития. Представлены используемые в практике современных организаций методы внутренних коммуникаций и их сдержание. Указаны ожидаемые результаты от действий по развитию коммуникаций в организации.
Ключевые слова: внешние и внутренние коммуникации, информационное пространство, управление человеческими ресурсами
Abstract. The article deals with the formation of information space in the company and the possibility of its development. The methods of internal communications used in the practice of modern organizations and their content are presented. The expected results of the actions for the development of communications in the organization are shown.
Key words: external and internal communications, information space, human resources management
Современный этап развития общества и экономики характеризуется переоценкой ценностей. Поэтому следует делать акцент на внутреннюю среду, в которой функционирует и взаимодействует персонал компании. Многим специалистам по управлению человеческими ресурсами (ИИ,) приходится работать на стыке компетенций: коммуникации, медиа, РИ, управление персоналом [3]. Специалисты по управлению человеческими ресурсами должны составлять тексты для объявления новых вакансий, готовить материалы портала, вести сообщества в социальных сетях и каналы в мессенджерах, организовывать мероприятия для персонала. Для формирования ИИ-контента необходимо изучить все внутренние процессы, провести серию интервью и экспертных сессий, которые помогут проанализировать действующее состояние внутренних коммуникаций.
Коммуникация, или процесс передачи информации от человека, группы или компании другому человеку, группе или компании, является основой деятельности любой организации и заполняет всю систему управления человеческими ресурсами.
В организациях обращается большой объем информации. Для того чтобы извлечь из нее пользу, следует понимать, что входит в понятие «качественная информация». Необходимо, чтобы информация обладала ценностью для персонала и была ему понятна. Качество работы организации с информацией приобретает все большее значение как фактор, предоставляющий организации значительные конкурентные преимущества в характере и стоимости услуг. Основным изменением является интернет, который представляет собой сеть соединенных друг с другом компьютеров. Объем, качество и скорость информации, получаемой посредством интернета, постоянно повышается.
Качество информации характеризуют следующие критерии:
■ релевантность (уместность);
■ понятность;
■ достаточная точность;
■ полнота;
■ достоверность;
■ краткость;
■ своевременность;
■ получение нужным работником;
■ ценность ее использования.
Сообщение для работников не должно противоречить информации, транслируемой из внешних источников. Большой объем информации ориентирует специалиста по управлению человеческими ресурсами эффективнее ею управлять.
Получение необходимой информации является лишь одним из этапов работы с ней. Для того чтобы сохранять ценность, информация должна быть защищенной и регулярно обновляемой. Защита информации включает:
■ дублирование информации во избежание повреждения или преднамеренного саботажа;
■ обеспечение конфиденциальности некоторых типов информации.
Для сохранности ценности информации значение имеет ее обновление. Хранение собранной и обработанной информации связано с затратами, так как для этого необходимы квалифицированный персонал и современные информационные технологии. Чем больше объем информации, тем важнее эффективно управлять ею.
Внутренние и внешние коммуникации — это методы для взаимодействия с персоналом компании. Выбор метода коммуникации зависит от характера передаваемой коммуникации и особенностей получателя информации.
Поддержка связей с общественностью внутри компании является одним из наиболее действенных инструментов, среди которых выделяют:
■ информационные — корпоративные СМИ (газета, бюллетень, брошюра, информационная доска, сайт);
■ аналитические — анкетирование, фокус-группы, обратная связь;
■ организационные — собрания, праздники, соревнования, тренинги;
■ коммуникационные — выступления руководства, главных специалистов.
Устная коммуникация является наиболее эффективной с точки зрения привлечения и сохранения внимания получателя информации, а также получения обратной связи. В то же время устная коммуникация не позволяет в полной мере контролировать его содержание.
Письменная коммуникация обеспечивает более высокую степень чистоты передачи информации и позволяет сохранить ее в неизменном виде в течение неопределенного времени, что является очень важным для реализации функции управленческого контроля, а также дает возможность получателю информации уточнять ее неограниченное число раз.
Современные организации используют практически все доступные методы коммуникации для достижения стоящих перед ними целей, а именно:
■ «Правила и процедуры» — представляют собой письменный документ, устанавливающий порядок действий ее сотрудников в определенной сфере организационной жизни. Крупные организации имеют сотни процедур, регламентирующих их деятельность по всем направления деятельности: подбору персонала, установлению оплаты труда, оценке работников и т.д.;
■ «Справочник сотрудника» — представляет собой брошюру, содержащую основную информацию об организации, в которой работают сотрудники. Справочники сотрудника преследуют три цели: (1) изложить базисные ценности, ее долгосрочные и краткосрочные цели; (2) объяснить сотрудникам, что ожидает от них руководство и какие обязательства оно берет на себя; (3) предоставлять справочную информацию, облегчающую сотрудникам профессиональную и социальную жизнь в компании [1].
Электронная коммуникация является наиболее быстрым средством организационной коммуникации, позволяющим увеличить интенсивность информационного обмена в сотни раз. Портал, электронная почта позволяют преодолеть проблему взаимодействия подразделений в компании, особенно имеющих филиалы и представительства. Использование электронных ресурсов требует ухода от определенных проблем, а именно:
■ сокращение прямых контактов между работниками приводит к исчезновению эмоционального аспекта в деловых отношениях;
■ объем информации создает угрозу перегруженности сотрудников и в первую очередь руководителей;
■ проблемы сохранности конфиденциальности информации.
Формирование и дополнение корпоративного информационного портала (стенда) входит в обязанности специалиста по НИ,. Информационный стенд должен содержать следующую информацию:
■ миссия и корпоративные стандарты поведения;
■ цели и стратегия компании;
■ достижения и персонал организации;
■ нововведения и значимые текущие события;
102
Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 1
■ репортажи о лучших сотрудниках, юбилеи, знакомство с новыми сотрудниками;
■ вакансии и др.
Специалисты по управлению человеческими ресурсами должны предоставлять новую информацию и идеи в корпоративные СМИ по рубрикам: «Новости», «Актуально», «Династии», «Дебаты», «Инновации», «Диалог», «Калейдоскоп» и др.
Корпоративный праздник, например «День компании», должен быть четко спланирован, а в основе его — конкретная идея. Данное мероприятие подводит итоги работы, а руководство рассказывает персоналу о планах на будущее. Грамотно проведенные корпоративные праздники заряжают работников энергией, помогают преодолеть недопонимание в коллективе. Такое мероприятие должно вызвать желание коллектива компании работать на дальнейшее развитие бизнеса [2].
Корпоративные тренинги должны ориентировать на создание или совершенствование корпоративной культуры, сплочение коллектива, а также на решение рабочих программ и задач.
Недостаток профессионализма, аналитических навыков среди специалистов по управлению человеческими ресурсами, к сожалению, является не исключением. Необходимо постоянное овладение новыми навыками и умениями в сфере формирования и совершенствования внутренних коммуникаций.
Ожидаемые результаты от проведенных указанных действий, не совсем присущих НИ-
работникам, но необходимых должны дать следующие изменения:
■ осведомленность работников о стратегии и деятельности компании;
■ развитие корпоративной культуры, развитие лояльности работников к компании;
■ понимание и следование принципам и стандартам поведения;
■ минимальное сопротивление изменениям и поддержка изменений;
■ поддержание положительного имиджа компании.
Сформировать единое информационное пространство — задача не простая. Обмен информацией есть в любой компании, но взять под контроль информационный поток и интегрировать в него нужные корпоративные события и ценности — это и есть цель НИ-контента.
Список литературы
1. Маслова В.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017.
2. Маслова В.М. Внутрикорпоративный PR: построение единого информационного пространства // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 6.
3. Что нужно для подготовки HR-контента? // URL: http://neohr.ru/hr/article_post/hr