Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
References
1. Davydov V.V. The problem of developing training: the experience of theoretical and experimental psychological research. - M., 1986.
2. Zhuravlev A.L., Kupreychenko A.B. Psychological and socio-psychological space of the individual and the group: understanding, views and trend studies // Psychological Journal. - M., 2011. - T. 32. - № 4. - P.45 - 56.
3. Zinchenko, V.P. // Chronotope significant psychological dictionary / ed. BG Meshcheryakov, Zinchenko. - SPb., M., 2003. - P. 591-592.
4. Zinchenko V.P. Chronotope conscious life // Consciousness and Creativity. - M., 2010. - P. 182-223.
5. Mikhalskaya A.K. Basics of rhetoric. Thought and speech. - M., 1996.
6. Klyucharev V.A. Shmids A. Shestakov AN Neuroeconomics: neuroscience of decision-making. // Experimental Psychology. - T. 4. - № 2. - M., 2011. - P. 14-35.
7. Mikhalsky A. Psychology of constructing the future. M .: Moscow State Pedagogical University, 2014. -289 p.
8. Naumov N.P. Signal (biological) field and their significance for the animals // Journal. Society. biol. - 1973. - V. 34. -№ 6. - S. 808-817.
9. Poyarkov A.D. The biological signal field as a meta-theory of communicative processes // behavior and behavioral ecology of mammals. - M., 2005.
10. Problems of perception of space and spatial concepts / ed. Ananiev, BF Lomov. - M., 1961.
11. Regush L.A. Psychology forecasting: ability, its development and diagnostics. - Kiev, 1997.
12. Semenov I.N., Stepanov S. Y. Reflection in the organization of creative thinking and self-development // Problems. psychol. - 1983. - № 1. - S.35-42.
13. Sokolov E.N. Essays on the psychophysiology of consciousness. - Moscow, 2010.
14. Stalin V. Study causing considerable spatial image // The perception and activity. - M., 1976, pp 101-208.
15. Tolstych N.N. Chronotope: Culture and ontogeny. - Smolensk - Moscow, 2010.
16. Ukhtomsky A.A. Dominant. - M., 1966.
17. Feigenberg I.M., Ivannikov V.A. Probability forecast and presetting the movements. - M., 1978
18. Iarskaia V.N. Methodological issues of scientific foresight // Philosophy in the process of scientific and technological revolution. - L., 1976. - P. 77-79.
DOI 10.18454/IRJ.2015.41.047 Польникова Е.А.
HR БРЕНД
Аннотация
В статье приведен обзор понятий HR бренд, ключевых показателей привлекательности компании на рынке труда, определено влияние на HR бренд сотрудников, клиентов, партнеров и конкурентов.
Ключевые слова: HR бренд.
Polnikova E.A.
HR BRAND
Abstract
The article provides an overview of the concepts of HR brand, key indicators of the company’s attractiveness in the labor market, determined effect on the brand HR employees, customers, partners and competitors Keywords: HR brand.
В последнее время понятию HR-бренд уделяют большое внимание, о нем многое говорят, пишут, исследуют и внедряют в работу любой организации. Уже несколько лет подряд HR-бренд является одним из HR тенденции. Что же такое HR-бренд? Какие у него цели? Почему ему так много уделяют внимания?
Разберемся в этом.
В 1990 году С.Бэрроу и Т.Эмблером впервые был представлен термин «employer brand» в статье Journal of Brand Management. С этого времени и началось активное изучение и применение данного понятия к деятельности предприятий, что продолжается и сегодня.[2]
Только во 2-ой половине 2000-х годов интерес к этой теме возник в России, когда на смену «рынку работодателя» пришел «рынок работника». В условиях жесткой конкуренции и борьбы за таланты многие компании начали осознавать важность и особенность HR-бренда, как одного из эффективных инструментов привлечения и удержания наиболее профессиональных и эффективных работников.
Существует несколько мнений относительно понятия HR-бренд, вот несколько из них:
По мнению СБэрроу и Т.Эмблер бренд работодателя (employer brand) -это совокупность функциональных, экономических и психологических преимуществ, получаемых в результате поступления на работу в определенную компанию и связанных с этой компанией. Главная роль бренда работодателя, таким образом, состоит в создании целостной основы, необходимой менеджменту компании для выделения приоритетов и концентрации на них, увеличения производительности, облегчения поиска сотрудников, их удержания и формирования у них лояльности к фирме. [1]
Employer branding (HR-брендинг, развитие бренда работодателя) - совокупность усилий компании по взаимодействию с существующими и потенциальными сотрудниками, которое делает её привлекательным местом работы, а также активное управление имиджем компании в глазах партнёров, потенциальных сотрудников и других ключевых стейкхолдеров. [2]
74
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
Headhunter определяет Эйчар - бренд как «торговую марку» компании на рынке труда, за которой стоит ее целостный образ как работодателя.
По моему мнению, HR-бренд - это позитивный образ компании-работодателя в глазах всех заинтересованных лиц: соискателей, сотрудников, бывших работников, партнеров, конкурентов и клиентов. Это то, как воспринимаю Вашу организацию люди и то, что они о ней думают.
В 2014 году компанией HeadHunter было проведено исследование среди 218 российских компаний. По результатам исследования выяснилось, что у 54% опрошенных HR и менеджеров компаний HR-брендинг значится отдельной задачей, а значит ему уделяют особое внимание [3]. Проведенное исследование показывает, что сейчас внедрением HR-бренда занимаются многие компании и это является одной из первостепенных задач. Хочется отметить, что HR-бренд формируется годами изнутри наружу и его нельзя создать искусственно, его необходимо постоянно поддерживать и следовать правилам созданной концепции.
Ключевыми показателями, которые характеризуют привлекательность компании на рынке труда выступают: удовлетворенность работников компанией (оплатой, условиями труда и пр.), приверженность работников организации и готовность работников рекомендовать работодателя другим (семье, знакомым, родственникам, друзьям и т.д.).
Таким образом, прежде всего на формирование HR-бренда влияют мнения и рекомендации: сотрудников (потенциальных, актуальных, бывших), партнеров, клиентов и конкурентов.
Первоисточником сведений о компании выступают сотрудники, и именно те сотрудники, которые работают в настоящий момент. Ведь именно они видят компанию «изнутри» здесь и сейчас и делятся своим мнением с окружающими. Если сотрудник гордится и восхищается своей компанией, готов ее рекомендовать другим и с удовольствием рассказывает о тех возможностях, которые предоставляет компания (обучение и развитие, корпоративные мероприятия, условия труда, система материальной и нематериальной мотивации и пр.) компания приобретает свою уникальность и привлекательность, которая и позволяет ее отличать от других компаний.
Что же касается соискателей, то это те люди на которых можно произвести первое впечатление о компании и то каким оно окажется определит захочет ли кандидат быть членом предприятия и трудоустроиться или же он уйдет в поисках другого места работы, а еще и расскажет своим знакомым где работать не стоит. На первое впечатление соискателей могут повлиять множество факторов: корректность и вежливость специалиста по подбору, обратная связь по итогам собеседования, общение между сотрудниками, условия труда и пр.
Многие компании недооценивают бывших работников, а ведь именно они являются одними из носителей наиболее ценной информации, ведь причина их ухода порой говорит о многом. И то как с ними расстался работодатель говорит о «положительной» или «негативной» информации об организации, которой будет обладать бывший сотрудник.
Клиенты, партнеры и конкуренты могут оценить компанию по внешним и внутренним факторам. С внешней стороны они судят о компании по ее hr-процессам, которыми активно делятся компании, а также показателям этих процессов (количество сотрудников, текучесть персонала, климат в компании, корпоративная культура и мероприятия и пр.). Что касается внешней стороны - это мнения и отзывы работников, соискателей, их рекомендации.
Формирование HR-бренда это сложная, кропотливая и каждодневная работа. Но она того стоит, ведь она способствует созданию эффективной системы управления и позволяет получать результаты, превосходящие все ожидания. Поэтому одна из ключевых задач каждой компании - формировать и обладать своим уникальным брендом.
Литература
1. Amber T., Barrow S. The employer brand, Journal of brand management. Vol. 4, No. 3. P. 185.
2. Employer branding [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энцикл. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2012. -URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Employer_branding (дата обращения: 27.07.2015).
3. HR-брендинг в России: что происходит и что будет дальше [Электронный ресурс] //- URL: http://tomsk.hh.ru/article/15805 (дата обращения: 29.07.2015).
References
1. Amber T., Barrow S. The employer brand, Journal of brand management. Vol. 4, No. 3. P. 185.
2. Employer branding [Electronic resource] // Wikipedia: free wikis. - Electron. dan. - [B. m.], 2012. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Employer_branding (the date of circulation: 07.27.2015).
3. HR-branding in Russia: what is happening and what will happen [electronic resource] // - URL: http://tomsk.hh.ru/article/15805 (the date of circulation: 29.07.2015).
75