Научная статья на тему 'ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ СИБИРИ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ СЕРЕДИНЫ ХХ - ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XXI В'

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ СИБИРИ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ СЕРЕДИНЫ ХХ - ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XXI В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
289
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ СИБИРИ / ТИПЫ ТРАДИЦИОННО-БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ИСТОРИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ / МЕТОД ФОРМАЛЬНОЙ ТИПОЛОГИИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Томилов Н.А.

На основе опубликованных российскими учеными работ исследована история изучения типологии традиционно-бытовой культуры народов Сибири исходя из научной концепции хозяйственно-культурных типов. Особое внимание уделено типологии культуры тюркских народов Западной и Южной Сибири - тувинцев, чулымских татар, сибирских татар и др. Исследована система интегрированных хозяйственно-куль-турных типов в переходных природных зонах ряда групп сибирских татар. Поставлена задача изучения хозяйственных комплексов и типов культуры тоболо-иртышских татар XVII-XVIII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND CULTURAL TYPES OF THE TURKIC PEOPLES OF SIBERIA IN SCIENTIFIC WORKS OF THE MID-19TH - FIRST DECADES OF THE 21ST CENTURY

The history of the Russian scientific research on the types of traditional culture of peoples using the scientific concept of economic-cultural types developed in the 1940s-1950s is analysed. The main attention is given to the scientific works on the economic-cultural types of the Turkic peoples of Western and Southern Siberia - the Tuvans, the Chulyms, groups of the Siberian Tatars - Tomsk, Baraba, and Tobol-Irtysh,- mainly focused on the period of 18th - beginning of the 20th century. The aim of this paper is to clarify the level of knowledge of the types of traditional culture of these peoples and to determine future directions of research on the topic. The periods of the study of the economic-cultural types have been identified. These are the 1950s-1970s, when a body of work on the typology of traditional culture was carried out and B.V. Andrianov and N.N. Cheboksarov developed their classification and published a worldwide map of economic-cultural types in 1972. Further on it is the period of the 1980s-1990s when the works in this direction were reducing and almost completely stopped in the first decades of the 21st century. However, it is at this time that the theory of integrated economic-cultural types has been formulated and tested during their study in different groups of the Siberian Tatars living predominantly in the transitional forest-steppe zone and combining components of the culture of populations with appropriative and productive types of economic activities. A task has been set to study economic complexes of the Tobol-Irtysh Tatars in the 17th-18th centuries aiming at the further use of obtained results in the development of an ethnographic classification of the types of traditional culture of the Turkic peoples of Western Siberia.

Текст научной работы на тему «ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ СИБИРИ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ СЕРЕДИНЫ ХХ - ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XXI В»

https://doi.org/10.20874/2071-0437-2021-54-3-15

Томилов Н.А.

Институт археологии и этнографии СО РАН просп. Маркса, 15, Омск, 644024 E-mail: n.a.tomilov@gmail.com

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ СИБИРИ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ СЕРЕДИНЫ ХХ — ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XXI в.

На основе опубликованных российскими учеными работ исследована история изучения типологии традиционно-бытовой культуры народов Сибири исходя из научной концепции хозяйственно-культурных типов. Особое внимание уделено типологии культуры тюркских народов Западной и Южной Сибири — тувинцев, чулымских татар, сибирских татар и др. Исследована система интегрированных хозяйственно-культурных типов в переходных природных зонах ряда групп сибирских татар. Поставлена задача изучения хозяйственных комплексов и типов культуры тоболо-иртышских татар XVII-XVIII вв.

Ключевые слова: тюркские народы Сибири, типы традиционно-бытовой культуры, хозяйственные комплексы, история этнографических исследований культуры, метод формальной типологии, интегрированные хозяйственно-культурные типы.

Концепция хозяйственно-культурных типов (ХКТ), развиваемая в советской этнографической науке с 1930-х гг. [Андрианов, Чебоксаров, 1972, с. 6-7], входит в группу теоретических разработок типологии культуры. А они, в свою очередь, важны для изучения роли культурного наследия в жизнедеятельности людей и их сообществ. В научном плане изучение ХКТ может создать базу для разработки собственно этнографической классификации народов мира по компонентам традиционно-бытовой культуры в сопряжении с социальными компонентами и характеристиками природной среды, в которой функционируют культурные явления.

Цель данной статьи — на основе научных работ о ХКТ тюркских народов Западной и Южной Сибири (тувинцев, чулымских тюрков, групп сибирских татар — томской, барабинской и то-боло-иртышсккой) главным образом на период XVIII — начала XX в. выяснить степень изученности типов традиционной культуры у этих народов и определить пути дальнейших исследований в этом направлении.

Первая часть слова «хозяйственно-культурный» в данной дефиниции порой являлась для исследователей определяющей, и это приводило к тому, что изучались в основном хозяйственные занятия и в меньшей степени отдельные явления материальной культуры (или даже они не изучались). Фактически это были хозяйственные комплексы [Головнев, 1993, с. 12-13], которые тоже могут быть типологизированы и называться хозяйственными типами.

В то же время хозяйство может рассматриваться как одна из сфер традиционно-бытовой культуры, а не как отдельная от нее область жизнедеятельности людей. При таком подходе ученые говорят о производственной культуре или культуре первичного производства [Головнев, 1995, с. 18-19]. И все же представляется, что хозяйственные занятия и их предметные объекты входят своей значительной частью в материальную культуру. Мы предложили выделить еще при-родно-средовую культуру в одной системе с материальной, соционормативной и духовной сферами традиционно-бытовой культуры [Томилов, 2000, 2003 и др.]. Пятой сферой в этой системе является культура жизнеобеспечения [Арутюнов, 1989, с. 201-203], которая понимается как поддерживающая жизнедеятельность людей система межсферного явления, т.е. включающая жизнезначимые компоненты материальной, природно-средовой, духовной и соционормативной культуры.

Понятие природно-средовой культуры охватывает взаимодействия историко-культурных общностей с природной средой и взаимоотношения людей в сфере природной среды [Томилов, 2002, с. 49-50]. Омские ученые осуществили опытное изучение природно-средовой культуры народов Сибири [Казанник и др., 2008]. В их монографии была охарактеризована и основная функция природно-средовой культуры: «это удовлетворение потребностей людей в освоении природы, превращении ее части в природную среду и создании условий для функционирования

культуры жизнеобеспечения — это прежде всего, но и для функционирования других сфер культуры тоже» [Там же, с. 28].

Метод типологии начал использоваться в этнографических и также в археологических исследованиях в 1760-х — 1820-х гг., когда зародилась формальная типология как типология вещей по формам. В последующий период обращаются к типологии не только вещей, но и в целом культуры или групп ее компонентов. С 1880-х гг. до конца 1920-х гг. «завершается длительный процесс складывания формально-типологического метода, который становится основным» [Жук и др., 2003, с. 23-24]. Именно на этом уровне типологической методики в 1930-х гг. С.П. Толстов приступает к разработке научной концепции ХКТ в археологической и этнографической областях знания. При этом внимание ряда ученых сосредоточивается сначала на изучении ХКТ народов Сибири [Андрианов, Чебоксаров, 1972, с. 6]. И здесь выделяется работа М.Г. Левина, специально обращенная к ХКТ народов Северной Азии [1947]. В 1950-1970-х гг. началась планомерная работа по выявлению и изучению ХКТ разных народов земного шара, большей частью Евразии [Андрианов, Чебоксаров, 1972, с. 7-8].

Большое внимание во второй половине ХХ в. в советской этнографии уделялось теоретическим аспектам научной концепции ХКТ. Это работы Б.В. Андрианова [1968], С.А. Арутюнова и А.М. Хазанова [1979], С.И. Вайнштейна [1971], М.Г. Левина и Н.Н. Чебоксарова [1955], А.М. Ре-шетова [1980], Н.Н. Чебоксарова и И.А. Чебоксаровой [1985], Я.В. Чеснова [1970, 1982]. Несколько работ по теории ХКТ опубликовали и мы [Томилов, 1979; 1987, с. 28-49; 1993, с. 54-91]. Одним из важнейших результатов изучения ХКТ была составленная и изданая Б.В. Андриановым карта «Хозяйственно-культурные типы земного шара на рубеже XIX-XX вв.» [Андрианов, Чебоксаров, 1972, с. 8-9, вклейка]. Эта масштабная работа создавала базу для дальнейших действий этнографов по определению типов культуры отдельных народов или их групп и для содержательной характеристики предметных и непредметных компонентов традиционно-бытовой культуры, свойственных ХКТ. И в 1970-1990-е гг. такие исследования проводились в том числе в этнографии народов Сибири.

Наиболее полноценным и, если можно так сказать, образцовым является исследование Ю.Б. Симченко древнейшего типа культуры охотников на дикого оленя арктической и субарктической зон Северной Азии, выделенного и реконструированного на основе изучения этнографии северосамодийских народов с привлечением археологических, лингвистических и фольклористических материалов [1976]. Им определена моноотраслевая хозяйственная направленность данной тундровой культуры с ведущей ролью охоты на северного дикого оленя, изучены циклы хозяйствования, все стороны традиционно-бытовой культуры, социальные структуры и отношения. В эти годы появились также работы по изучению ХКТ кетов [Алексеенко, 1979], хан-тов и манси [Соколова, 1991], эвенков [Туров, 1990], самодийских народов Саянского нагорья [Вайншейн, 1976, 1979], тувинцев [Вайнштейн, 1972], чулымских тюрков [Львова, 1979; Тюрки таежного Причулымья..., 1991], сибирских татар [Томилов, 1980, с. 40-44; 1993, с. 54-91] и др.

Разночтение в понимании дефиниции ХКТ продолжало сохраняться в отечественной науке в 1970-1990-е гг. Многие ученые понимали ХКТ как тип хозяйственной деятельности, а не традиционно-бытовой культуры. Так, Р.Ф. Итс в учебном пособии «Введение в этнографию» ввел отдельную главу «Хозяйственно-культурные типы народов мира» [1971, с. 80-96]. В ней он, отметив ведущую роль в разработке концепции ХКТ М.Г. Левина и Н.Н. Чебоксарова и оценив ряд работ советских ученых в этом направлении, утвердил положения о трех генеральных и исторически последовательных ХКТ: «Первым хозяйственно-культурным типом являются охота, собирательство и рыболовство. Вторым — ручное (включая мотыжное) земледелие и скотоводство. Третьим — пашенное земледелие» [Там же, с. 81]. И далее он пишет о локальных группах и подтипах ХКТ, ставя на первое место характеристику хозяйственных занятий, но и приводя данные о компонентах в основном материальной культуры. Мне случалось беседовать с Р.Ф. Итсом на эту тему, и я пытался убедить его в необходимости в содержании ХКТ видеть прежде всего типы культуры, а не просто типы хозяйства. Но и в вышедшем в 1991 г. уже после кончины этого выдающегося этнографа втором издании данной книги все трактовки ХКТ остались прежними [Итс, 1991, с. 97-113].

С 1980-х гг. интерес исследователей к теме ХКТ постепенно стал затухать, ослабло внимание к ней и со стороны руководителей ведущего в СССР этнографического научного учреждения — Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Так, в юбилейной статье по поводу 50-летия этого института теме ХКТ посвящено всего четыре строчки, а основное внима-

ние сосредоточено на теории этноса и научной концепции современных этнических процессов [Бромлей, Чистов, 1983, с. 33-36]. И в 1988 г. при характеристике современного периода в истории советской этнографии, начавшегося в середине 1960-х гг., основной чертой был назван «решительный поворот к разработке теоретических основ этнографической науки, прежде всего теории этноса как ее главного исследовательского объекта» [Вайнштейн, Крюков, 1988, с. 114124]. Относительно этнографического сибиреведения З.П. Соколова писала тогда: «Проблемы, связанные с формированием хозяйственно-культурных типов, развитием хозяйства народов Сибири, разработаны в меньшей степени» [1989, с. 38]. Нам также приходилось отмечать, что в те годы стала слабее разрабатываться этнографическая хозяйственно-культурная классификация [Томилов, 2001, с. 99]. Тенденция к сокращению исследований по тематике ХКТ особенно проявилась в первые десятилетия XXI в., что существенно мешает выработке собственной этнографической классификации народов мира и его отдельных регионов с использованием типологии традиционно-бытовой культуры, сопряженной с природными и социально-экономическими условиями жизнедеятельности людей.

Переходя к обзору определения и изучения ХКТ тюркских народов Сибири в работах российских ученых, отметим, что довольно часто сведения даются в монографиях и статьях по этнографии отдельных народов или их хозяйственным занятиям. Нередко это либо краткие характеристики ХКТ, т.е. типов культуры, либо представление типов хозяйства (по-другому — хозяйственных комплексов) с углубленным и скрупулезным описанием каждого хозяйственного занятия.

В качестве иллюстрации подробного подхода можно привести монографию моего ученика Д.А. Мягкова о присваивающем хозяйстве барабинских татар [2008]. За успешное исследование генезиса и динамики отраслей присваивающего хозяйства и сопряженных с ними компонентов традиционно-бытовой культуры (орудий труда, промысловых жилищ, средств передвижения, пищи, промыслового культа и др.) и способов специальной организации рыболовства, охоты и собирательства его автору заслуженно присудили ученую степень кандидата исторических наук. Интересен его подход к хозяйству как к подсистеме материальной культуры [Там же, с. 4]. ХКТ барабинских татар не был включен им в объектно-предметную сферу работы. И все же частично Д.А. Мягков опирался на наши разработки в изучении ХКТ сибирских татар, о чем и написал: «...для целостного осмысления хозяйственного комплекса барабинских татар, для уяснения логики его функционирования и развития автор руководствовался концепцией интегрированных хозяйственно-культурных типов, разработанной Н.А. Томиловым» [Там же, с. 15].

В 1956 г. в издаваемой под руководством С.П. Толстова серии «Народы мира» вышел том с этнографическими очерками о народах Сибири (см.: [Народы Сибири, 1956]). В описаниях почти каждого народа, в том числе тюркских, содержатся и сведения о ХКТ. В 1997-2018 гг. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН по инициативе и под руководством крупного ученого и организатора науки В.А. Тишкова выпустил 32 тома серии «Народы и культуры». Три тома этой серии включают разделы только по этнографии тюркских народов Сибири; в один том вошли очерки по этнографии тюркских народов Западной и Южной Сибири — сибирских татар, чулымцев, телеутов, шорцев, кумандинцев, алтайцев, челканцев, тубаларов, теленгитов и хакасов [Тюркские народы Сибири, 2006], в другой — очерки о тюркских народах Восточной Сибири — тувинцах, тофаларах и долганах [Тюркские народы Восточной Сибири, 2008], а один том полностью посвящен якутам [Якуты (Саха), 2012]. Во многих, хотя и не во всех очерках тема ХКТ все же нашла место.

Если говорить о работах специально по ХКТ тюркских народов Сибири, то в первую очередь надо назвать исследования этой темы С.И. Вайнштейном по материалам этнографии тувинцев [1972, 1991]. Г.Е. Марков писал об этой книге, что прежде всего в ней «дана характеристика хозяйственно-культурных типов у тувинцев и ряда других кочевых народов Южной Сибири и Центральной Азии в XIX — начале XX в., выделены местные подтипы» [1973, с. 181]. Всестороннее изучение хозяйственно-культурной сферы жизнедеятельности тувинцев позволило С.И. Вайнштейну увидеть более сложную картину ХКТ с системой подтипов. Г.Е. Марков подчеркивал: «Необходимо отметить, что автор вполне обоснованно отвергает вывод Л.П. Потапова о том, что все тувинцы, кроме оленеводов, должны быть отнесены к скотоводам-охотникам, а их тип хозяйства рассматриваться как присущий "лесным племенам или народам"» [Там же, с. 181]. Исследования С.И. Вайнштейна вместе с рядом работ других коллег в какой-то мере стали опорой при разработке нами концепции интегрированных ХКТ. Выделенный С.И. Вайнштейном ХКТ кочевых и полукочевых охотников-скотоводов горной таежно-степной зоны (факти-

чески у населения, жившего на стыке горно-степных и горно-таежных районов) [1972, с. 9-10] и был одним из видов такого интегрированного ХКТ. Еще один вид такого рода ХКТ был у якутов в зонах стыка тундры и тайги — обозначенный Б.В. Андриановым и Н.Н. Чебоксаровым ХКТ полуоседлых скотоводов-охотников [1972, с. 14].

В 1991 г. увидела свет коллективная монография «Тюрки таежного Причулымья», которая включает очерки по этнографии, лингвистике и антропологии чулымских тюрков. Автором этнографической части является Э.Л. Львова, охарактеризовавшая все виды хозяйственных занятий на протяжении XVIII — начала XX в., а также средства передвижения и народные знания о календаре, ориентации и счете. На основании этих материалов она не стала определять ХКТ, а выдвинула положение о культурно-хозяйственном типе (комплексе). Собственно, такой тип ею был представлен и изучен ранее [Львова, 1979]. Традиционный культурно-хозяйственный тип (комплекс) чулымцев она определила как реконструированная «многокомпонентная экономическая структура, в которой преобладали рыболовство и охота в сочетании с собирательством, примитивным земледелием и некоторыми элементами скотоводства» [Тюрки..., 1991, с. 96]. Возможность определить тип культуры (ХКТ) чулымских тюрков оказалась, видимо, затруднительна в связи с тем, что, как писала сама Э.Л. Львова, не все стороны их традиционно-бытовой культуры могли быть изучены полностью: «Традиционная одежда, жилища, домашняя утварь и пр. давно исчезли из обихода чулымцев, что и объясняет отсутствие описаний некоторых разделов культуры, общепринятых в историко-этнографических исследованиях» [Там же, с. 22].

В изучении этнографии сибирских татар и их основных этнических массивов — тоболо-иртышских, барабинских и томских татар за последние полвека произошли существенные сдвиги. Это десятки монографий и сотни статей, в том числе и прежде всего о хозяйственных занятиях и в целом о традиционно-бытовой культуре. Это позволило омским ученым выдвинуть и обосновать ряд теоретических положений и разработок в некоторых направлениях и субдисциплинах этнографии, в том числе в отдельных смежных науках (музееведении, религиоведении, экологии и т.д.) [Жигунова, 2014; Томилов, 2011b]. Определенное внимание было уделено и концепции ХКТ.

При определении ХКТ сибирских татар обращалось внимание на то, что большая их часть расселена в природных зонах лесостепи и южной (менее лесной) части тайги и что в компонентах культуры (включая хозяйственные занятия) сосуществовали явления культурных типов, связанных как с присваивающими видами — охотой, рыболовством, собирательством (играли порой главенствующую роль), так и с производящими — скотоводством и земледелием. Так, у томских татар xVlI в. в этой зоне был выявлен «интегрированный хозяйственно-культурный тип с разными вариантами сочетания полуоседлого скотоводства, мотыжного земледелия, охоты и рыболовства при часто ведущей роли двух последних видов занятий либо какого-то одного из них. У южной части чатов и телеутов (группы, вошедшие в состав томских татар. — Н. Т.) в тот период господствовал совсем другой хозяйственно-культурный тип кочевых скотоводов степей и лесостепей умеренной зоны» [Томилов, 1980, с. 42].

Основания для выделения особой категории интегрированных ХКТ были впервые озвучены нами в докладе на Западно-Сибирском археолого-этнографическом совещании в Томске [Томилов, 1979]. Затем потребовалось несколько лет для выделения и изучения ХКТ разных групп сибирских татар, консультаций с ведущими учеными, в первую очередь с Б.В. Андриановым, Р.Ф. Итсом, Л.П. Лашуком, для апробации полученных результатов в этом направлении в учебном пособии [Томилов, 1987, с. 28-49]. И, наконец, в наиболее полном виде характеристики ХКТ сибирских татар и концепция интегрированных ХКТ были изложены монографически [Томилов, 1993, с. 54-91].

В этот раз более углубленно рассматривались хозяйственные занятия и компоненты народной культуры барабинских татар XVII — начала XVIII в. В составе интегрированного ХКТ барабинцев, соединившем явления традиционно-бытовой культуры у населения со смешанными видами присваивающего (часто преобладающего) и производящего хозяйства (ХКТ оседлых и полуоседлых скотоводов-охотников и рыболовов лесостепи и южной части лесной зоны) были выделены три подтипа: «Первый подтип — это оседлые (отчасти полуоседлые) скотоводы-рыболовы дернисто-луговой и разнотравно-луговой лесостепи с наличием озер. Охота в меньшей степени и земледелие в большей играли здесь подсобную роль. Второй подтип — оседлые рыболовы-скотоводы-охотники займищно-лугово-солончаковой и дернисто-луговой лесостепи, а также отчасти болотно-береговых лесов с большим количеством крупных озер и рек. Подсобными видами занятий здесь были земледелие и собирательство. Третий подтип — полуосед-

лые охотники-рыболовы-скотоводы заболоченных хвойно-лиственных и частично болотно-береговых лесов. Из подсобных отраслей хозяйства большую роль играло у них собирательство. Что касается земледелия, то в этих местах им мало кто занимался, а скорее всего оно не получило в тот период здесь распространения» [Там же, с. 90-91].

Относительно тоболо-иртышских татар, состоящих из пяти групп (тюменской, тобольской, ясколбинской, тарской и курдакско-саргатской) и достаточно широко расселенных в основном в Омской и Тюменской областях, известно, что их традиционно-бытовая культура изучена неравномерно, хотя имеются монографические работы, прежде всего обобщающий труд Ф.Т. Валее-ва [1980]. Почти всюду здесь фиксируется ХКТ оседлых скотоводов и плужных земледельцев. У ясколбинцев и татарского населения остальных четырех групп, проживавшего в более северных таежных районах, фиксируются явления традиционно-бытовой культуры комплексного направления хозяйственной деятельности [Томилов, 1993, с. 77].

Недавно мы провели предварительную работу с материалами по хозяйственным занятиям и компонентам традиционно-бытовой культуры тюменских татар в XVII-XIX вв. [Томилов, 2018]. В результате были сделаны выводы, что «здесь сложился и функционировал тип культуры земледельцев и скотоводов лесостепной зоны». И далее: «В более северной части расселения тюменских татар в таежной зоне в XVII-XVIII вв. проявлялись черты интегрированного хозяйственно-культурного типа с равным значением культурных явлений земледельческого и скотоводческого укладов, с одной стороны, и где-то охотничьего, а где-то рыболовецкого укладов» [Там же, с. 257].

В связи с вышеизложенным представляется необходимым продолжить изучение типов традиционно-бытовой культуры разных групп тоболо-иртышских татар. Определенная база для таких исследований создается в последние десятилетия благодаря многочисленным публикациям по этой тематике, в первую очередь ряда фундаментальных монографий [Валеев, Томилов, 1996; Культура., 2005; Матвеев, 2012; Селезнев и др., 2006; Тихомирова, 2006; Томилов, 2011а; Тычинских, 2010; и др.]. И все же первоначально для исследования типологии традиционно-бытовой культуры всех групп сибирских татар нужно в полном объеме с использованием археологических, этнографических и исторических источников осуществить изучение хозяйственных комплексов этих групп XVII-XVIII вв. Эта задача стоит в планах наших научных работ на ближайшие годы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеенко Е.А. Природная среда и хозяйственно-культурный комплекс кетов // Особенности естественно-географической среды и исторические процессы в Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. С. 105-107.

Андрианов Б.В. Хозяйственно-культурные типы и исторический процесс // СЭ. 1968. № 2. С. 22-34.

Андрианов Б.В., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и проблема их картографирования // СЭ. 1972. № 2. С. 3-16.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 247 с.

Арутюнов С.А., Хазанов А.М. Археологические культуры и хозяйственно-культурные типы: Проблема и отношения // Проблемы типологии в этнографии. М.: Наука, 1979. С. 140-147.

Бромлей Ю.В., Чистов К.В. Ордена дружбы народов Институту этнографии Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР — 50 лет // СЭ. 1983. № 4. С. 20-37.

Вайнштейн С.И. Проблема формирования хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов умеренного пояса Евразии // Всесоюзная научная сессия, посвященная итогам полевых исследований 1970 г.: Тез. докл. Тбилиси, 1971. С. 47-50.

Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев: Проблема кочевого хозяйства. М.: Наука, 1972. 315 с.

Вайнштейн С.И. Проблемы истории, хозяйства и культуры южносамодийских народов Саян // Языки и топонимия. Томск: Том. пед. ин-т, 1976. С. 168-172.

Вайнштейн С.И. К реконструкции хозяйственно-культурных типов у южносамодийских народов Саян в XVII-XVIII вв. // Проблемы типологии в этнографии. М.: Наука, 1979. С. 158-165.

Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 294 с.

Вайнштейн С.И., Крюков М.В. Советская этнографическая школа // Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М.: Наука, 1988. С. 114-124.

Валеев Ф.Т. Западносибирские татары во второй половине XIX в.: (Историко-этнографические очерки). Казань: Татар. кн. изд-во, 1980. 232 с.

Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: История и культура. Новосибирск: Наука, 1996. 224 с. (Культура народов России; Т. 2.).

Головнев А.В. Историческая типология хозяйства народов Севера Западной Сибири. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993. 204 с.

Головнев А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 607 с.

Жигунова М.А. Омская этнографическая научная школа // Культурологические исследования в Сибири. 2014. № 1. С. 34-44.

Жук А.В., Тихонов С.С., Томилов Н.А. Введение в этноархеологию: Учеб. пособие для студентов исторических факультетов высших учебных заведений. Омск: Наука, 3003. 72 с.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. 160 с.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учеб. пособие. Изд. второе, исправл. и доп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 168 с.

Казанник А.И., Татауров С.Ф., Тихомиров К.Н., Томилов Н.А. Традиционно-бытовая природно-средовая культура народов Сибири, ее место в этнологии и этнической экологии. Омск: Изд-во Омск. пед. ин-та: Изд. дом «Наука», 2008. 214 с.

Культура населения XVI-XIX веков как основа формирования современного облика народов Сибири / М.А. Корусенко, Е.Ю. Смирнова, С.Ф. Татауров, Л.В. Татаурова, К.Н. Тихомиров, С.С. Тихонов, Н.А. Томилов. Омск: Наука, 2005. 268 с.

Левин М.Г. К проблеме исторического соотношения хозяйственно-культурных типов Северной Азии // КСИЭ АН СССР. 1947. Вып. XI. С. 84-86.

Левин М.Г. Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области // СЭ. 1955. № 4. С. 3-17.

Львова Э.Л. К вопросу о некоторых закономерностях развития этноса и культурно-хозяйственного типа (на примере чулымских тюрков) // Особенности естественно-географической среды и исторические процессы в Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. С. 116-121.

Марков Г.Е. [Рец.]. С.И. Вайнштейн. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972. 314 стр., илл. // СЭ. 1973. № 3. С. 181-184.

Матвеев А.В. Традиционная культура путешествия населения Среднего Прииртышья (XIX — первая треть XX века). Омск: Наука, 2012. 196 с.

Мягков Д.А. Очерки истории присваивающего хозяйства барабинских татар. Омск: Изд-во Омск. пед. ун-та: Изд. дом «Наука», 2008. 156 с.

Народы Сибири / Под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 1083 с. (Народы мира).

Решетов А.М. Основные хозяйственно-культурные типы ранних земледельцев // Ранние земледельцы: Этнографические очерки. Л.: Наука, 1980. С. 34-42.

Селезнев А.Г., Селезнева И.А., Бельгибаев Е.А. Мир таежных культур юга Сибири: (Традиционное хозяйство и сопутствующие компоненты жизнедеятельности). Омск: Наука, 2006. 260 с.

Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии: Этнографическая реконструкция. М.: Наука, 1976. 321 с.

Соколова З.П. Актуальные проблемы сибиреведения // СЭ. 1989. № 6. С. 36-46.

Соколова З.П. Хозяйственно-культурные типы и поселения обских угров // Материалы к серии «Народы и культуры». М., 1991. Вып. VII: Обские угры (ханты и манси). С. 45-61.

Тихомирова М.Н. Культура питания татар Среднего Прииртышья: Проблемы формирования этнокультурных связей. Омск: Наука, 2006. 232 с.

Томилов Н.А. Особенности синтеза хозяйства и культуры у народов южной и средней полосы Западной Сибири // Особенности естественно-географической среды и исторические процессы в Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. С. 122-127.

Томилов Н.А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья: (Хозяйство и материальная культура). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1980. 200 с.

Томилов Н.А. Проблемы реконструкции этнической истории населения юга Западной Сибири. Омск: Омск. ун-т, 1987. 80 с.

Томилов Н.А. Проблемы этнической истории: (По материалам Западной Сибири). Омск: Изд-во Том. ун-та, 1993. 222 с.

Томилов Н.А. Культура и ее структурные сферы // Культурологические исследования в Сибири. 2000. № 1. С. 39-43.

Томилов Н.А. Российское этнографическое сибиреведение ХХ века: (К постановке проблемы) // ЭО. 2001. № 3. С. 92-101.

Томилов Н.А. Народная культура: Сферы, типы и проблемы изучения // От краеведения к культурологии. М., 2002. С. 48-58.

Томилов Н.А. Природно-средовая культура в рамках этнической экологии // Культурологические исследования в Сибири. 2003. № 3. С. 55-58.

Томилов Н.А. Омский научный этнографический центр и его теоретические исследования // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: К 70-летию академика В. А. Тишкова. М.: Наука, 2011а. С. 319-336.

Томилов Н.А. Этнокультурные процессы у татар Западной Сибири в XVIII-XIX веках. Омск: Наука, 2011Ь. 224 с.

Томилов Н.А. Хозяйственные занятия и типология традиционно-бытовой культуры татар Западной Сибири XVII-XIX вв. // Вестник Омск. ун-та. Исторические науки. 2018. № 2. С. 254-258.

Туров М.Г. Хозяйство эвенков таежной зоны Средней Сибири в конце XIX — начале XX века: (Принципы освоения угодий). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. 176 с.

Тычинских З.А. Служилые татары и их роль в формировании этнической общности сибирских татар (XVII-XIX вв.). Казань: Фэн, 2010. 288 с.

Тюрки таежного Причулымья: Популяция и этнос / Э.Л. Львова, В.А. Дремов, Г.А. Аксянова и др. / Под. ред. В. П. Алексеева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. 246 с.

Тюркские народы Восточной Сибири / Отв. ред. Д.А. Функ, Н.А. Алексеев; Сост. Д.А. Функ. М.: Наука, 2008. 422 с. (Народы и культуры).

Тюркские народы Сибири / Отв. ред. Д.А. Функ, Н.А. Томилов. М.: Наука, 2006. 678 с. (Народы и культуры).

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985. 272 с.

Чеснов Я.В. О социально-экономических и природных условиях возникновения хозяйственно-культурных типов (в связи с работами М.Г. Левина) // Сэ. 1970. № 6. С. 15-26.

Чеснов Я.В. Об этнической специфике хозяйственно-культурных типов // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М.: Наука, 1982. С. 115-122.

Якуты (Саха) / Отв. ред. А.Н. Алексеев, Е.Н. Романова, З.П. Соколова. М.: Наука, 2012. 599 с. (Народы и культуры).

Tomilov N.A.

Institute of Archeology and Ethnography, Siberian Branch of the RAS Marksa av., 15, Omsk, 644024, Russian Federation E-mail: n.a.tomilov@gmail.com

Economic and cultural types of the Turkic peoples of Siberia in scientific works of the mid-19th — first decades of the 21st century

The history of the Russian scientific research on the types of traditional culture of peoples using the scientific concept of economic-cultural types developed in the 1940s-1950s is analysed. The main attention is given to the scientific works on the economic-cultural types of the Turkic peoples of Western and Southern Siberia — the Tu-vans, the Chulyms, groups of the Siberian Tatars — Tomsk, Baraba, and Tobol-Irtysh,— mainly focused on the period of 18th — beginning of the 20th century. The aim of this paper is to clarify the level of knowledge of the types of traditional culture of these peoples and to determine future directions of research on the topic. The periods of the study of the economic-cultural types have been identified. These are the 1950s-1970s, when a body of work on the typology of traditional culture was carried out and B.V. Andrianov and N.N. Cheboksarov developed their classification and published a worldwide map of economic-cultural types in 1972. Further on it is the period of the 1980s-1990s when the works in this direction were reducing and almost completely stopped in the first decades of the 21st century. However, it is at this time that the theory of integrated economic-cultural types has been formulated and tested during their study in different groups of the Siberian Tatars living predominantly in the transitional forest-steppe zone and combining components of the culture of populations with appropriative and productive types of economic activities. A task has been set to study economic complexes of the Tobol-Irtysh Tatars in the 17th—18th centuries aiming at the further use of obtained results in the development of an ethnographic classification of the types of traditional culture of the Turkic peoples of Western Siberia.

Keywords: Turkic peoples of Siberia, types of traditional everyday culture, household complexes, history of ethnographic studies of culture, method of formal typology, integrated economic and cultural types.

REFERENCES

Alekseenko, E.A. (1979). The natural environment and the economic and cultural complex of the Kets. In: Osobennosti estestvenno-geograficheskoj sredy i istoricheskie processy v Zapadnoj Sibiri. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 105-107. (Rus.).

Alekseyev, V.P. (Ed.) (1991). Türks of the taiga near the Chulym region Population and Ethnicity. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta. (Rus.).

Alekseyev, A.N., Romanova, E.N., Sokolova, Z.P. (Eds.) (2012). Yakuts (Sakha). Moscow: Nauka. (Rus.).

Andrianov, B.V. (1968). Economic and cultural types and the historical process. Sovetskaia etnografiia, (2), 22-34. (Rus.).

Andrianov, B.V., Cheboksarov, N.N. (1972). Economic and cultural types and the problem of their mapping. Sovetskaia etnografiia, (2), 3-16. (Rus.).

Arutyunov, S.A. (1989). Peoples and cultures: Development and interaction. Moscow: Nauka. (Rus.).

Arutyunov, S.A., Khazanov, A.M. (1979). Archaeological cultures and economic and cultural types: Problem and relations. In: Problemy tipologii v etnografii. Moscow: Nauka, 140-147. (Rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bromley, Yu.V., Chistov, K.V. (1983). Order of Friendship of Peoples to the Institute of Ethnography N.N. Mik-louho-Maclay of the USSR Academy of Sciences — 50 years. Sovetskaia etnografiia, (4), 20-37. (Rus.).

Cheboksarov, N.N., Cheboksarova, I.A. (1985). Peoples, races, cultures. Moscow: Nauka. (Rus.).

Chesnov, Ya.V. (1970). On the socio-economic and natural conditions for the emergence of economic and cultural types (in connection with the works of M.G. Levin). Sovetskaia etnografiia, (6), 15-26. (Rus.).

Chesnov, Ya.V. (1982). On the ethnic specificity of economic and cultural types. In: E'tnos v doklassovom i ranneklassovom obshhestve. Moscow: Nauka, 115-122. (Rus.).

Golovnev, A.V. (1993). Historical typology of the economy of the peoples of the North of Western Siberia. Novosibirsk: Izd-vo Novosibirsk. gos. un-ta. (Rus.).

Golovnev, A.V. (1995). Speaking cultures: Traditions of the Samoyeds and Ugrians. Yekaterinburg: Ural'sk. otdelenie RAN. (Rus.).

Corusenko, M.A., Smirnova, E.Yu., Tataurov, S.F., Tataurova, L.V., Tikhomirov, K.N., Tikhonov, S.S., Tomilov, N.A. (2005). Culture of the population of the XVI-XIX centuries as the basis for the formation of the modern appearance of the peoples of Siberia. Omsk: Izdatel'sk. dom «Nauka». (Rus.).

Funk, D.A., Alekseyev, N.A. (Eds.) (2008). Turkic peoples of Eastern Siberia. Moscow: Nauka. (Rus.).

Funk, D.A., Tomilov, N.A. (Eds.) (2006). Turkic peoples of Siberia. Moscow: Nauka. (Rus.).

Its, R.F. (1971) Introduction to Ethnography. Leningrad: Izd-vo Leningrad. gos. un-ta. (Rus.).

Its, R.F. (1991). Introduction to Ethnography. Leningrad: Izd-vo Leningrad. gos. un-ta. (Rus.).

Kazannik, A.I., Tataurov, S.F., Tikhomirov, K.N., Tomilov, N.A. (2008). Traditional household natural and environmental culture of the peoples of Siberia, its place in ethnology and ethnic ecology. Omsk: Izd-vo Omsk. gos. pedagogicheskogo in-ta: Izdatel'sk. dom «Nauka». (Rus.).

Levin, M.G. (1947). On the problem of the historical correlation of economic and cultural types of North Asia. In: Kratkie soobshheniya Instituta e'tnografii AN SSSR, (XI), 84-86. (Rus.).

Levin, M.G. Cheboksarov, N.N. (1955). Economic and cultural types and historical and ethnographic areas. Sovetskaia etnografiia, (4), 3-17. (Rus.).

Lvova, E.L. (1979). On the question of some patterns of development of the ethnos and the cultural and economic type (on the example of the Chulym Turks). In: Osobennosti estestvenno-geograficheskoj sredy' i isto-richeskie processy' v Zapadnoj Sibiri. Tomsk: Izd-vo Tomsk. gos. un-ta, 116-121. (Rus.).

Markov, G.E. (1973). [Review]. S.I. Weinstein. Historical ethnography of Tuvans. Problems of the nomadic economy. M., 1972. 314 pages, ill. Sovetskaia etnografiia. (3), 181-184, (Rus.).

Matveev, A.V. (2012). Traditional travel culture of the population of the Middle Irtysh region (XIX — first third ofXXcentury). Omsk: Izdatel'skii dom «Nauka». (Rus.).

Myagkov D.A. (2008). Essays on the history of the appropriating economy of the Baraba Tatars. Omsk: Izd-vo Omsk. gos. pedagogichesk. un-ta: Izdatel'skii dom «Nauka». (Rus.).

Levin, M.G., Potapov, L.P. (Eds.) (1956). Peoples of Siberia. Moscow; Leningrad: Izdatelstvo AN SSSR, (Seriya «Narody' mira»). (Rus.).

Reshetov, A.M. (1980). The main economic and cultural types of early farmers. In: Rannie zemledel'cy. E'tnograficheskie ocherki. Leningrad: Nauka, 34-42. (Rus.).

Seleznev, A.G., Selezneva, I.A., Belgibaev, E.A. (2006). The world of taiga cultures in the south of Siberia: (Traditional economy and accompanying components of life). Omsk: Izdatel'sk. dom «Nauka». (Rus.).

Simchenko, Yu.B. (1976). The culture of deer hunters in Northern Eurasia: Ethnographic reconstruction. Moscow: Nauka. (Rus.).

Sokolova, Z.P. (1989). Actual problems of Siberian studies. Sovetskaia etnografiia, (6), 36-46. (Rus.).

Sokolova, Z.P. (1991). Economic and cultural types and settlements of the Ob Ugrians. In: Materialy k serii «Narody i kul'tury». Vyp. VII. Moscow, 45-61. (Rus.).

Tikhomirova, M.N. (2006). Food culture of the Tatars of the Middle Irtysh region: problems of the formation of ethnocultural ties. Omsk: Izdatel'skii dom «Nauka». (Rus.).

Tomilov, N.A. (1979). Features of the synthesis of economy and culture among the peoples of the southern and middle zone of Western Siberia. In: Osobennosti estestvenno-geograficheskoj sredy' i istoricheskie processy' v Zapadnoj Sibiri. Tomsk: Izd-vo Tom. gos. un-ta, 122-127. (Rus.).

Tomilov, N.A. (1980). Ethnography of the Turkic-speaking population of the Tomsk Ob region: (Economy and material culture). Tomsk: Izd-vo Tom. gos. un-ta. (Rus.).

Tomilov, N.A. (1987). Problems of reconstruction of the ethnic history of the population of the south of Western Siberia. Omsk: Omsk. gos. un-t. (Rus.).

Tomilov, N.A. (1993). Ethnic history problems: (Based on materials from Western Siberia). Tomsk: Izd-vo Tom. gos. un-ta. (Rus.).

Tomilov, N.A. (2000). Culture and its structural spheres. Kul'turologicheskie issledovaniya v Sibiri, (1), 3943. (Rus.).

Tomilov, N.A. (2001). Russian ethnographic Siberian studies of the twentieth century: (To the problem statement). Sovetskaia etnografiia, (3), 92-101. (Rus.).

Tomilov, N.A. (2002). Folk culture: spheres, types and problems of study. In: Ot kraevedeniya k kul'turologii. Moscow, 48-58. (Rus.).

Tomilov, N.A. (2003). Natural and environmental culture in the framework of ethnic ecology. Kul'turologicheskie issledovaniya v Sibiri, (3), 55-58. (Rus.).

Tomilov, N.A. (2011a). Omsk Scientific Ethnographic Center and its Theoretical Research. In: Fenomen identichnosti v sovremennom gumanitarnom znanii: K 70-letiyu akademika V.A. Tishkova. Moscow: Nauka, 319336. (Rus.).

Tomilov, N.A. (2011b). Ethnocultural processes among the Tatars of Western Siberia in the 18th-19th centuries. Omsk: Izdatel'skii dom «Nauka». (Rus.).

Tomilov, N.A. (2018). Household activities and typology of the traditional everyday culture of the Tatars of Western Siberia in the 17th — 19th centuries. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki», (2), 254-258. (Rus.).

Turov, M.G. (1990). The economy of the Evenks in the taiga zone of Central Siberia in the late 19th — early 20th centuries: (Principles of land development). Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo gos. un-ta. (Rus.).

Tychinskikh, Z.A. (2010). Service Tatars and their role in the formation of the ethnic community of the Siberian Tatars (XVII-XIXcenturies). Kazan': Izd-vo «Fe'n». (Rus.).

Vainshtein, S.I. (1971). The problem of the formation of an economic and cultural type of nomadic pastora-lists of the temperate zone of Eurasia. In: Vsesoyuznaya nauchnaya sessiya, posvyashchennaya itogam polevyh issledovanij 1970g.: Tezisy dokladov. Tbilisi, 47-50. (Rus.).

Vainshtein, S.I. (1972). Historical ethnography of Tuvans: Nomadic economy problem. Moscow: Nauka. (Rus.).

Vainshtein, S.I. (1976). Problems of history, economy and culture of the South Samodian peoples of the Sayan. In: Yazyki i toponimiya. Tomsk: Tom. gos. pedagogicheskii in-t, 168-172. (Rus.).

Vainshtein, S.I. (1979). Towards the reconstruction of economic and cultural types among the South Samodian peoples of the Sayan Mountains in the 17th-18th centuries. In: Problemy tipologii v etnografii. Moscow: Nauka, 158-165. (Rus.).

Vainshtein, S.I. (1991). The world of nomads in the center of Asia. Moscow: Nauka. (Rus.).

Vainshtein, S.I., Kryukov, M.V. (1988). Soviet ethnographic school. In: Etnografiya i smezhnye discipliny. Et-nograficheskie subdiscipliny. Shkoly i napravleniya. Metody. Moscow: Nauka, 114-124. (Rus.).

Valeev, F.T. (1980). West Siberian Tatars in the second half of the 19th century: (Historical and ethnographic essays). Kazan': Tatar. kn. izd-vo. (Rus.).

Valeev, F.T., Tomilov, N.A. (1996). Tatars of Western Siberia: History and culture. Novosibirsk: Nauka. (Rus.).

Zhigunova, M.A. (2014). Omsk ethnographic scientific school. Kul'turologicheskie issledovaniya v Sibiri, (1), 34-44. (Rus.).

Zhuk, A.V., Tikhonov, S.S., Tomilov, N.A. (2003). Introduction to Ethnoarcheology. Omsk: Izdatel'skii dom «Nauka». (Rus.).

ToMunoB H.A., https://orcid.ora/0000-0002-8105-0573

[MH^H

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Accepted: 27.05.2021

Article is published: 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.