Научная статья на тему 'Хозяйственная функция усадьбы как основа функционирования всего комплекса'

Хозяйственная функция усадьбы как основа функционирования всего комплекса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
837
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская усадьба / хозяйственная функция / животноводство / реставрация / Russian manor economic function / livestock / restoration

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарипов Нурвиль, Синицын Владимир

В данной статье автор поднимают проблему хозяйственной функции русской усадьб и аргументируют ее важность для функционирования всего усадебного комплекса. Приводятся типичные примеры организации хозяйства в русской усадьбе в различие период ее развития, а также описывается модель воссоздания подобных комплексов на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гарипов Нурвиль, Синицын Владимир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, the authors raise the issue of the economic functions of Russian manor and argue its importance for the functioning of the entire estate complex. Are typical examples of economic organization in the Russian country estate on the different periods of its development, and describes a model reconstruction of such complexes at the present stage.

Текст научной работы на тему «Хозяйственная функция усадьбы как основа функционирования всего комплекса»

хозяйственная функция усадьбы как основа функционирования всего комплекса

Нурвиль Гарипов, заместитель директора Департамента земельных и имущественных отношений ЗАО «Поволжский антикризисный институт», к.с.-х.н.

Владимир Синицын, заместитель главного редактора редакции масс-медиа ASG, к.и.н.

АННОТАЦИЯ: в данной статье авторы поднимают проблему хозяйственной функции русской усадьбы и аргументируют ее важность для функционирования всего усадебного комплекса. Приводятся типичные примеры организации хозяйства в русской усадьбе в различные периоды ее развития, а также описывается модель воссоздания подобных комплексов на современном этапе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русская усадьба, хозяйственная функция, животноводство, реставрация.

SUMMARY Abstract : In this article, the authors raise the issue of the economic functions of Russian manor and argue its importance for the functioning of the entire estate complex. Are typical examples of economic organization in the Russian country estate on the different periods of its development, and describes a model reconstruction of such complexes at the present stage.

KEY WORDS: Russian manor economic function, livestock, restoration.

Важным фактором для осмысления статуса русской усадьбы в условиях аграрного общества являлись два направления ее функционального назначения: сохранение традиций и обеспечение развития. Усадьба в материально-физическом выражении как культурное пространство всегда находилась в пограничном положении между городом и деревней.

Эта «амбивалентность» усадьбы, ее связь с обоими полюсами общественного бытия придавали ей значение некоего универсального символа российской жизни, глубоко укорененного в ее истории.

Дворянство как основной носитель усадебной мифологемы и представитель более прогрессивной части социума стремилось создать универсальное пространство, представляющее собой тесную взаимосвязь экономических, социальных и культурных факторов. Возвращение в усадьбу обязывало дворянина, воспитанного на военной или гражданской службе, в социально-хозяйственной деятельности проявлять прагматизм и расчетливость, интенсивность интеллектуальной и интуитивной деятельности. Система его знаний о космологических представлениях крестьянской традиции была абстрактна и несовершенна, накопленного опыта было недостаточно для коренных преобразований. Необходимо было учиться понимать окружающий мир природы, крестьянскую психологию, вникать в тонкости сельскохозяйственной экономики, оставаясь при этом полноценным членом дворянского сословия. Применительно к усадебному укладу жизни понятие «философия хозяйства» не является метафорой. Целостность мировоззренческих основа-

ний дворянина имела непосредственное влияние на выбор приоритетов поведения и форм сельскохозяйственной деятельности, в процессе которой дворянин обращался к накопленному в течение столетий крестьянскому опыту ведения экономики. Природные особенности местности, специфика отраслей сельского хозяйства, мониторинг культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных, погодных условий, почвенных ресурсов - обширная область знаний, умений и навыков, являвшаяся достоянием крестьянской общины, служила руководством к действию и для владельцев поместий.

И тут возникает такая неожиданная мысль: дошедшие до нас хотя бы по книгам, историческим воспоминаниям и реставрационным проектам великолепные сады и парки с домами палладианской архитектуры и вся русская культура, возросшая на их почве, - все это было не благодаря природе, а вопреки ей. Хорошо создавать ландшафтные усадебные парки в омываемой Гольфстримом Англии, неплохо и во Франции, еще лучше - в Италии, но никак не в России, где вся Восточно-Европейская низменность не защищена никаким горным барьером от холодных ветров с Северного Ледовитого океана. Август Гакстгаузен, прусский знаток сельского хозяйства, побывавший в России в середине XIX в., подробно подсчитал, насколько неприбыльно сельское хозяйство в россии, особенно в лесной полосе. Свои подсчеты он заключил советом: если вам подарят поместье в России при условии, чтобы вы вели в нем хозяйство так же, как на ферме в Центральной Европе, лучше всего будет отказаться от подарка, потому что год за годом в него придется вкладывать день-

100

Шар искусств

ги. Согласно этому автору, поместье в России могло стать доходным лишь при двух условиях: при использовании на сельскохозяйственных работах труда крепостных (что освободит помещика от расходов по содержанию крестьян) и сочетании земледелия с развитием мануфактуры, чтоб занять крестьян, сидящих без дела в зимние месяцы. А это могли позволить себе только наиболее зажиточные дворяне. К богатейшим дворянам России относились члены примерно 1 000 семейств, каждое из которых владело 1 000 и более душ, в среднем - по 4 000 взрослых крепостных обоего пола. Мало кто из них вообще имел представление о своих доходах и расходах и заглядывал когда-либо в конторские книги. Это означало независимость, возможность дать детям современное образование, совершать поездки в Европу, обучаться в ведущих университетах и быть политически активной силой общества. Русская культура в значительной степени есть произведение этого класса. И дворянские усадьбы с их главными домами или дворцами, садами и парками, оранжереями и крепостными театрами, библиотеками и музеями составляют значительную часть этой культуры, часть, которая являлась совершенно затратной. А вернее, при свойственной россиянам экстенсивной системе ведения хозяйства еще более затратной, чем сельхозугодия. От пахотной земли доход при наиболее распространенной урожайности «сам-третей» проблематичен - это только себе на прокорм. Выручали крепостные, когда их было много, - мануфактуры по выделке грубых тканей, кирпичные заводики, гончарное производство, изготовление столовой посуды и т.д. Прибыль от такого хозяйства могла уменьшиться только из-за обилия религиозных праздников, приходящихся именно на зимнее время.

И вот наперекор стихиям, при коротком вегетационном периоде, в теплицах и парниках выращивались круглый год персики и нектарины, вишня и ананасы, дыни и арбузы. Свежие цветы - круглый год - во всех комнатах. Пальма первенства тут принадлежит имению Разумовских Горенкам в двадцати верстах от Москвы. Имение славилось огромным ботаническим садом, который современники-иностранцы называли «одним из самых великолепных во всем мире». «Здесь вас поджидают азиатские развлечения среди сурового русского климата - прогулки по тропическим лесам и рощам, когда снаружи мороз достигает 35 градусов». При подзолистых и песчаных почвах, а то и болотах - ливанские кедры и американские вязы в парках, распространение за пятидесятой параллелью дубовых и липовых рощ.

Только в дворянской усадьбе можно было восполнить то, чем обделила среднерусская природа, и сделать все наперекор ей. Вторжение в есте-

ственную среду со строительством усадебных зданий, будучи всегда агрессией по отношению к природе, компенсировалось у грамотных хозяев желанием ее преобразовать и дополнить попытками создания идеального мира. Бредовость мыслей об идеальном мироустройстве и предметоу-стройстве становилась, при счастливом стечении обстоятельств, реальностью в пределах усадебной ограды. так возникли и распространились по России прекрасные миры, которые было очень радостно создавать, за которыми было очень дорого ухаживать, гораздо дороже, чем за зданиями на территории усадеб, которые оказалось так легко уничтожить и так трудно, почти невозможно, возродить.

Понятие «усадьба» видоизменилось и стало использоваться для описания дворянских имений (вотчин, поместий) в середине XIX в., что явилось результатом эволюции самой усадьбы. Данное понятие объединило весь хозяйственный и экономический комплекс, составлявший вместе с господским домом единое целое.

Особое внимание в усадьбах уделялось садам и паркам. Отвечая вкусам хозяина, они отражали и художественно-эстетические веяния эпохи. Доставшиеся владельцам в наследство от ХУПв. сады в усадьбах были тесно связаны с окружающей природой, сочетали декоративные качества с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). С середины ХУШв. по примеру столичных и усадебные сады провинции обогащаются элементами регулярной планировки, отражающей смену эстетических вкусов общества. Сложный стиль развитого русского барокко выделяет русские сады середины ХУШв. и более позднего времени. Для них характерно сочетание пейзажного и регулярного парков с умелым использованием водных поверхностей и рельефа местности. Характерной чертой русских усадебных садов конца XVIII - начала Х1Хвв. было то, что вблизи дома владельцы располагали цветник. Он связывал архитектуру дома с пейзажной частью парка. такой цветник мог быть остатком регулярного парка. В этот период русские сады сохраняли планировку, оставшуюся от регулярных парков, остальное добавляла природа. Именно старый разросшийся регулярный парк лег в основу стиля русских усадебных садов. «В них постоянно просматривается и регулярная планировка, и выходы за пределы регулярности, создаваемые

пруд В УСАДЬБЕ АИГИНЫХ С. ТАЛИЦЫ

конюшня В УСАДЬБЕ АИГИНЫХ С. ТАЛИЦЫ

самой природой, ее вечными силами», - отмечал академик Д. С. Лихачев в своей книге «Поэзия садов». В середине XIX в. широко применялась имитация регулярного парка, для чего использовали тесную посадку лип в узких аллеях. Кстати сказать, это было исключительно русское изобретение. В Западной Европе ничего подобного не наблюдалось. Аллеи перемежались лужайками и «зелеными гостиными», где устанавливалась парковая мебель.

До отмены крепостного права при наличии дарового труда во всяком поместье разбивался плодовый сад, служивший как для украшения, так и для потребностей владельца усадьбы. Причем в урожайные годы избыток фруктов продавался в ближайшие города. Такой сад разбивался на квадраты или прямоугольники, обрамленные аллеями. Внутри они засаживались плодовыми деревьями, а по краю - ягодными кустарниками. К ним непосредственно мог примыкать регулярный или пейзажный парк из различных местных деревьев и кустарников в сочетании с иноземными растениями. Как декоративные, так и многие плодовые деревья, невзирая на расходы, часто выписывались из-за границы. В этих садах имелись оранжереи, где выращивались апельсины, лимоны, персики, абрикосы, миндаль и даже ананасы, как, например, в усадьбе Салтыкова-Щедрина Спас-Угол. Из таких оранжерей и питомников окрестные жители могли получать привитые плодовые деревья. С уничтожением крепостного права большинство владельцев отказалось от этой роскоши. Одновременно с сокращением помещичьего садоводства оно стало угасать и у крестьян. Но уже к концу 70-х гг. начинается его подъём, а с 80-х - расцвет. Из любительского садоводства оно становится торгово-промышленным, приносящим большие доходы. О

серьезности размеров участия отечественного плодоводства в общем обороте частных хозяйств России говорят, например, данные о перевозках по железным дорогам за 1894-1897гг. Отечественные плоды и ягоды, оказывается, составляли 80 процентов всех перевозимых плодов.

В ряде усадеб возникают и другие промыслы и подсобные производства по переработке сельскохозяйственной продукции. В такой деятельности еще до отмены крепостного права уже используется и труд свободных крестьян, освобожденных по закону «О свободных хлебопашцах» 1803 года. Как это могло происходить в поместье рачительного хозяина, показал Н.Гоголь на примере помещика Костанжогло из «Мертвых душ», который «в десять лет возвел свое именье до (того), что вместо 30 теперь получает двести тысяч», «...накопилось шерсти, сбыть некуда - я и начал ткать сукна, да и сукна толстые, простые, - по дешевой цене их тут же на рынках у меня и разбирают, - мужику надобные, моему мужику. Рыбью шелуху сбрасывали на мой берег в продолжении шести лет сряду промышленники, - ну, куда ее девать? Я начал из нее варить клей, да сорок тысяч и взял. Этаких фабрик у меня, брат, наберется много. Всякий год другая фабрика, смотря по тому, от чего накопилось остатков и выбросков».

такой поворот в жизни дворянских усадеб подготавливался исподволь. Уже в начале XIX века наметился повышенный интерес к успехам агрономии и новым земледельческим орудиям. За это время возникло около двадцати различных сельскохозяйственных обществ, стало издаваться свыше десятка газет и журналов по отдельным отраслям сельского хозяйства. Так, новинки садоводства освещались в «Вестнике Императорского российского общества садоводства», журналах «Плодоводство», «Промышленное садоводство и огородничество», «Сад и огород» и др. На сельскохозяйственных выставках начали появляться многочисленные образцы не только зарубежных, но и отечественных усовершенствованных сельскохозяйственных орудий, часто создаваемых самими крестьянами. Множество «усадебных» предприятий занимается переработкой сельскохозяйственной продукции. Строятся в имениях мельницы и маслобойки, крупорушки и лесопилки. Они снабжают продуктами и товарами население не только близлежащих городов, но и выходят далеко за их пределы. И чем ближе XX век, тем интенсивнее строятся в дворянских усадьбах винокуренные, кожевенные заводы. Находится работа и для крестьян. Все большее число свободных рабочих рук могут использовать помещики в усадебном мелкопромышленном производстве. В дворянских имениях одной лишь Пензенской губернии в эти годы насчитывалось 11 виноку-

102

пир ШЖуССТБ

ренных заводов и 12 мукомольных мельниц. А иногда помещики сооружали у себя и несколько предприятий. Например, в имении Буртасы Ви-ельгорских-Келлер действовали мельницы, винокуренный завод и сыроварня. В усадьбе Черны-шёво Уваровых успешно работали винокуренный, маслобойный, смолокуренный и кирпичный заводы, мельница и даже мастерская по изготовлению сельскохозяйственных орудий. А в усадьбе Поим помещик Д. М. Шереметев построил синильные, поташные, кожевенные и маслобойные предприятия, а также кирпичный завод. Предприятия, приносящие огромные доходы, строились и в Рязанской губернии - в имениях Полторацкого - За-липяжье, Салтыкова - Федотьево, Кожина - Иса-дах. В усадьбе Мишино занимались переработкой фруктов. Дело началось с садоводства вскоре после реформы, а через 50 лет это имение В. И. Гагарина уже превратилось в крупного поставщика переработанных фруктов. Там производили не только сырье для кондитерских фабрик - патоку, яблочное пюре, грушевое тесто, карамельную начинку, но и готовую продукцию - пастилу, фруктовые консервы. Территория, где продавался товар, изготовленный в дворянской усадьбе, была огромна: вплоть до Москвы и Петербурга.

В других усадьбах использовались навыки крестьян, занятых кустарным производством, ткачеством, плетением. Так возникли небольшие производства, не связанные напрямую с сельским хозяйством. Например, в пригороде Москвы, в имении Знаменское-Садки, в конце ХГХ века супруга владельца княжна М. В. Щербатова организовала производство, «успешно работавшее - отличные домашние сукна, напоминавшие кавказские или английские материи»[4].

Народные промысли с годами стали ориентироваться не только на село, но и на город. Так стало популярно кружевоплетение «по столичной моде» в усадьбе Вазёрки княгини Шаховской в Псковской губернии. В деревне, что примыкала к усадьбе Середниково, принадлежавшей Столыпиным, появляются мастерские, где велось обучение будущих столяров высочайшей квалификации - краснодеревщиков. А некоторые промыслы позднее переросли в полноценные производства, которые стали знамениты не только в России, но и в европейских странах. Например, фарфор. Известно фарфоровое производство в усадьбе Миклашевских - волокитинский фарфор. Однако всемирную славу приобрели изделия Императорского фарфорового завода, основанного в 1744 году. В 1790-е годы его директором был князь Н.Юсупов. Николай Борисович Юсупов (17501831), князь, действительный тайный советник, сенатор, член Государственного совета, был фигурой весьма известной. Меценат и коллекци-

онер, разносторонне образованный, обладающий большим вкусом и художественным чутьём богатый екатерининский вельможа, он более двадцати лет провел за границей (1772-1782; середина 1780-х - 1791; 1803-1810). Учился в Голландии, путешествовал по Германии, Португалии и Испании, бывал в Англии, в 1781-82 гг., состоя в свите графа и графини Северных (великий князь Павел Петрович с супругой), посетил Австрию, Францию, Италию. В 1783г. Юсупов вновь оказался в Италии: он был послан с дипломатическим поручением в Турин, по служебным надобностям неоднократно бывал в Риме и Неаполе вплоть до 1791 г. Князя интересовала литература и политика, промышленное производство и естественные науки, театр и изобразительное искусство. Путешествуя по Западной Европе, он приобретал книги, произведения скульптуры, живописи и декоративного искусства. Отдалившись от государственных дел в начале XIX столетия, совершив последнее путешествие в Европу, в 1810 г. Н.Б.Юсупов переехал в Москву и приобрел подмосковное имение, село Архангельское, в 17 верстах от Москвы. Он и превратил усадьбу, её дворец в музей для избранных. В 1820-е гг. Архангельское становится известным и притягательным центром светской жизни, центром искусств, который посещают не только российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты, но и более широкая публика. Неслучайно усадьба Юсупова попадает в разряд достопримечательностей Москвы. Ж.де Лаво в «Описании Москвы», которое выдержало два издания 1824 и 1835 гг., писал, что Архангельское - «великолепная деревня», которая «собрала всё, что может придать очарования досугам вельможи. Здесь всё чудесно: и дворец, стоящий на плато, и регулярный сад, к которому прилегают оранжереи. Великолепные аллеи, прекрасный зелёный ковёр партера и множество куртин придают этому саду величественный вид, приличествующий царственному дому. Автор статьи отмечал, «насколько Архангельское богато местными природными красотами, настолько же оно замечательно выбором произведений искусства, которые содержит». Стены залов большого дома усадьбы украшали шедевры западноевропейской живописи XVII - начала XIX столетий, а камины и консоли парадных апартаментов - превосходные изделия из резной кости, золоченой бронзы, цветного и хрустального стекла, фарфора, в залах располагалась великолепная скульптура от подлинных антиков до шедевров Антонио Кановы. Осенью 1818 г. в Архангельском было устроено «фарфоровое заведение» (в донесениях конторы усадьбы Архангельское и распоряжениях московской канцелярии князя Юсупова очень часто по-

Л

А.Е. Бусыгин директор музея-усадьбы «архангельское»

являются упоминания о работах по росписи фарфора, приобретении различных материалов для декорирования фарфоровых изделий, рецептах составления красок и золота). На первом этапе своего существования с 1818 по 1821гг. заведение представляло собой художественную мастерскую по росписи фарфора. Первое поколение крепостных живописцев (Иван Колесников, Фёдор Сотников, Егор Шебанин, Фёдор Ткаченков) обучалось у вольных мастеров, профессиональных художников в Петербурге и Москве. Позднее они сами стали выступать в роли учителей в живописной школе, где обучали наиболее одарённых детей крепостных искусству рисования, работе масляными красками и особенностям росписи по фарфору. В Архангельское привозилось готовое бельё (глазурованный белый фарфор) с ИФЗ, частных предприятий России, таких как заводы Гарднера, Попова, Новых Долгорукого и Батенина. Главным образом это были предметы чайно-кофейных сервизов, отдельные чайные пары, чашки, пасхальные яйца. Из Саксонии (Мейсен), Франции (Севр и Париж), Австрии (Вена) привозили готовые подглазурно маркированные формы столовой посуды, преимущественно тарелки. В 1826-1827 гг. по распоряжению и на средства князя Юсупова в Архангельском выстроили новое здание для фарфорового завода. Старые постройки хрустального завода приспособили для производства фаянса. (В 1827г. завод, получивший собственное здание и достаточно современное оборудование, был сдан в аренду Ламберу с условием выплаты его стоимости плюс проценты с рассрочкой на шесть лет. Этот факт позволяет на короткое время называть фарфоровое заведение в Архангельском после 1827г. заводом Юсупова-Ламбера). Однако продукция завода все равно именовалась «юсу-повский фарфор» и составила основу коллекций фарфора многих музейных собраний. В 2009г. в музее-усадьбе «Архангельское» в «Конторском флигеле» прошла выставка «Юсуповский фарфор. Фарфоровое заведение князя Н.Б. Юсупова в Архангельском», где были представлены экспонаты из 11 ведущих музеев россии.

По словам директора музея А.Е. Бусыгина, Конторский флигель был практически единственной выставочной площадкой музея в те почти 30 лет (с 1986 г.), что дворец в Архангельском был на реставрации. Выставка стекла и фарфора заводов Юсупова - «Хрупкое совершенство» - стала «долгоиграющей».

Однако ключевую роль в жизни усадеб играло животноводство. Например, в усадьбе Волы-шово, бывшем владении Строгановых, разведение отличных породистых лошадей всегда было специализацией имения, а здания конюшен в

104

общей планировке поместья являлись одним из главных связующих начал. На территории усадьбы располагались главная (английская), казачья (охотничья) и рабочая конюшни. Примерно в одном километре от центрального дома, в До-рогинях размещался конюшенный комплекс -графская конюшня в виде каре, с внутренним двором. Дороги, ведущие от Парадного круга в парк, образовывали беговой круг для тренинга лошадей. Во времена Сергея Строганова развитие местного коневодства достигло своего пика. Для управления заводом был нанят специальный управляющий - англичанин К. Пейдж. Лошади представляли имение на состязаниях в России и за рубежом, участвовали в конкурсах и выставках, их продавали за границу, но в основном разводили и выращивали для парфорсной охоты. После революции в Волышово был создан Псковский конный завод, а многочисленные здания усадьбы стали использовать под жилье, хозяйственные, административные и общественные нужды.

Хозяйственные постройки для содержания домашних животных были неотъемлемой частью каждого усадебного комплекса. Эти помещения должны быть удобными для содержания животных и ухода за ними, а также для применения средств малой механизации. Вариантов планировки скотного двора в усадебных хозяйствах множество. Например, возводилось помещение для содержания под одной крышей разных видов животных: крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы, кроликов. При этом внутреннее помещение было разделено на отсеки. Понятно, что одного варианта скотного двора, удовлетворявшего всем требования, быть не может.

Этот вопрос каждый хозяин решал в соответствии с конкретными условиями и направлением ведения усадебного хозяйства. Например, в усадьбе Зубриловка князей Голицыных на 8 000 дес. располагались, кроме усадьбы, пять хуторов с большими постройками и скотом, насчитывавшим 6 тыс. овец, 400 голов рогатого скота, 200 рабочих лошадей.

Большую Алешню (Ряжский уезд, Рязанская губ.), принадлежавшую древнему роду Кикиных, называли образцовой культурной усадьбой среди окрестных опустевших и запущенных дворянских гнезд. Здесь был громадный плодовый сад, обработанная по последнему слову агротехники земля, опытное поле, метеорологическая станция, конный и винокуренный заводы и т.п. Благотворное соседство этого помещичьего хозяйства сказалось и на местном сельском быту. Вообще, влияние помещичьих хозяйств на крестьянские -это тема отдельного исследования. Всегда рачительные помещики заботились о благосостоянии

Пир искусств

своих крестьян, поскольку крепкое крестьянское хозяйство обеспечивало стабильность помещичьего в части полноценного оброка, способности платить подушные подати, заниматься отъезжим промыслом в зимнее время и т.д. Помещики своим примером, а иногда и мерами принуждения заставляли крестьян переходить на многопольную систему, ссужали их элитными семенами, молодняком породистых домашних животных и т.д.

В конце ХГХв. это влияние стало распространяться и на обустройство

крестьянских усадеб. Об этом свидетельствует литература, специально посвященная строительству крестьянских усадеб с полным комплектом хозяйственных построек и домом, выполняющим не только защитную, но и эстетическую функцию. В украшениях крестьянских изб явно прослеживается влияние усадебной архитектуры. Вообще, хозяйственная часть дворянской и крестьянской усадьбы отличались только масштабами и качеством материалов, но строились по единым принципам.

Основным моментом был материальный достаток хозяина, в крестьянских хозяйствах мы можем встретить описания хозяйственных служб, построенных из дерева, в то же время в некоторых помещичьих усадьбах были плетневые, крытые соломой конюшни, сараи, клуни и т.д.

Общим является также и то, что если дома были по большей части деревянными, то хозяйственные постройки старались строить каменными (в крестьянском обиходе саманными) в виде длинных приземистых сооружений с отдельными секциями - на случай пожара и краж.

«У меня в усадьбе четыре двора: красный двор, рабочий двор, скотный двор, хлебный двор, и все эти дворы раскинуты... На красном дворе находятся «хоромы», т.е. дом, в котором живу я (барин) и в котором или подле которого полагалось жить моей прислуге (повар, экономка, лакей, горничная, и пр.), амбары для хлеба (для того, чтобы барин мог видеть когда входят в амбар), каретный сарай для экипажей (к сожалению никаких экипажей нет), погреб и ледник. На рабочем дворе находятся избы для рабочих и застольной, рабочий сарай. На скотном дворе изба для скотников, хлева для скота, конюшни. Все это раски-

в начале XX в. начинают издаваться книги по устройству крестьянских усадеб

нуто на горе, разумеется есть и роща - первый признак господской усадьбы. Затем два огорода, два колодца.», - так писал о своей усадьбе А.Н. Энгельгардт [6].

У дворян средней руки был распространен замкнутый тип открытого в середине двора, переднюю часть которого занимал двор, выходящий окнами на улицу. В нем находились легкие навесы-сараи, предназначенные для повозок, орудий, утвари; конюшня, теплые сараи для скота (овец, свиней, птицы); в глубине двора навесные сараи для коров и лошадей; ближе к дому, посредине двора - амбары.

Любой господский дом был окружен многочисленными службами, поэтому восстановление усадеб на территории, которая не позволяет разместить скотный двор и птичник, огород, сад, теплицы и оранжереи, не имеет свободных лугов для выпаса скота в летнее время и т.д., лишает ее и хозяйственно-экономической составляющей, и очарования. Специалистами Инвестиционной группы компаний А§С, занятыми в разработке программы «Единой системы возрождения русских усадеб», проведены предварительные расчеты требуемой площади скотного двора и определены наиболее целесообразные породы домашних животных, которые соответствуют тем, что когда-то разводились в русских усадьбах. Безусловно, в помещичьих усадьбах встречались более разнообразные виды животных, включая экзотических, но и дворянский, и крестьянский обиход был невозможен без лошадей, коров, свиней и овец. Это нашло отражение и в крестьянском присловье, что лошадь нужна для того, чтобы работать, корова - чтобы кормить детей, свинья - чтобы кормиться самому, и овца, чтобы богатеть.

Но прежде всего, необходимо помнить о существующих нормах площади помещений для животных, которые составляют для:

Необходима также выгульная площадка, на которую в хорошую погоду выпускают скотину на 3-4 часа каждый день. Рассчитать ее площадь нужно в расчете на 1 голову.

коровы с приплодом 7,5 м2

тёлки 4,5 м2

свиноматки с приплодом 6,5 м2

свиньи для откорма 2,5 м2

овцематки с приплодом 2 м2

ярки 1 м2

птицы 0,2 - 0,4 м2

кролей (площадь пола клетки) 0,7 - 0,8 м2 (на 1 взрослое животное) и 0,12 м2 (на 1 животное молодняка при групповом содержании)

взрослый КРС (на 1 голову) 7 - 10 м2

телёнка 5 м2

свиноматки 5 м2 и больше

подсвинка старше 5-месячного возраста 1,2 м2

овцематки 4 -6 м2

ярки не менее 1,5 м2

козы 4 -5 м2

лошадь 1,2 м2

По хозяйственным качествам и полезной продуктивности породы принято делить на три группы: сальные, мясо-сальные и мясные. Это также поможет ориентироваться при выборе свиньи для собственного хозяйства. Мясо-сальные породы, как правило, свиньи породы крупной белой и выведенных при ее скрещивании: сибирская северная, украинская степная белая, литовская белая и т.д. Все представители этих пород белой масти, с отлично развитым слоем мышечной ткани и более слабым жировым.

К мясной группе относятся представители породы ландрас, эстонской беконной и пр. Эти свиньи также имеют белую масть, но отличаются от первой группы длинным туловищем, длинными ушами, хорошо развитыми окороками и филейной частью. Это так называемая беконная группа. В их тушах содержание мяса преобладает над содержанием жира.

Породы сальной группы чаще всего чёрного или пёстро-чёрного окраса. Они характеризуются скороспелостью и быстрым осаливанием. Вес у них меньше, чем у представителей других групп. Это такие породы, как миргородская, белорусская чёрно-пёстрая, северокавказская и пр.

Чаще всего практически во всех климатических зонах страны выращивают в собственных хозяйствах породу крупную белую. Она прекрасно подходит и для беконного, и для мясного откорма. Взрослые хряки набирают вес 320 -370 килограмм, матки - 230 - 280. Это многоплодная порода. При условиях хорошего содержания и кормления молодняк за 6 - 7 месяцев набирает в живом весе центнер.

Содержать овец на подворье несложно. Были бы летом пастбища, а зимой - сено. Продукция овцеводства всем хорошо известна - шерсть, овчины и различные продукты питания - мясо, жир, молоко. Овцы - животные выносливые, подвижные, приспособленные к пастьбе и в предгорьях, и по склонам оврагов, и в полупустыне, то есть в местах, недоступных, скажем, для крупного рогатого скота. Для содержания небольшого стада овец не требуется дорогостоящих построек и больших средств на обзаведение.

Породы овец по направлению продуктивности подразделяют на группы:

1) тонкорунные (от них получают однородную шерсть, состоящую только из пуховых шерстинок),

2) полутонкорунные (шерсть тоже однородная, но менее тонкая; сами овцы крупны, скороспелы, обладают хорошей мясной продуктивностью),

3) грубошерстные (от них получают овчины и мясо). Среди овчинных лучшая - романовская порода, очень популярная у населения средней и северной зон страны. Если овцы других пород приносят по одному - два ягненка, то романовские, как правило, по три, а иные по четыре-пять ягнят. Разводить романовских овец особо выгодно, поскольку заготовительные цены на их овчины более высокие, чем на овчины от других овец.

Козоводство - отрасль полезная и доходная. Как отрасль продуктивного животноводства козоводство достаточно велико, поскольку дает несколько видов продукции: уникальное промышленное сырье - однородную шерсть (мохер), шкуры (козлину) - и продукты питания - молоко и мясо.

Козы молочных пород отличаются продолжительным лактационным периодом - до 9-10 месяцев. Причем за лактацию они дают 400-500, а отдельные - до 1000 килограммов молока. Это скороспелые животные, хорошо нагуливаются на естественных пастбищах и откармливаются. По вкусу и питательной ценности козье мясо не уступает баранине. Наиболее высокими вкусовыми качествами отличается мясо молодняка и кастратов. Из продукции козоводства, среди натуральных волокон животного происхождения, выделяется козий пух - особая разновидность шерстного сырья, не имеющего себе равных по физико-техническим свойствам и высоким технологическим качествам.

Из шкур вырабатывают лучшие по качеству кожи - шевро, лак-шевро, сафьян, козлину хромовую, замшу, лайку, которые идут для изготовления модельной обуви и галантерейных изделий. Шкуры, содержащие пух, идут на выделку различных мехов, имитирующих ценных пушных зверей. Побочным видом продукции является козий навоз - одно из лучших удобрений для садов и огородов. По своему действию он превосходит коровий и конский. Особенно пригоден для парников и теплиц. Его требуется в 5 раз меньше коровьего и в 4 раза меньше конского. От козы, содержащейся на подстилке, за стойловый период получают от 350 до 500 килограммов навоза.

106

пир ШЖуССТБ

Холмогорская порода коров выведена в 18-19 веках в Холмогорской и Архангельской губерниях России путем улучшения местных коров. В это время для получения более высоких показателей от коров и улучшения породы использовали голландских коров.

Бестужевская порода крупного рогатого скота, молочно-мясного направления. Родина - село Репьевка (ныне Новоспасский район "Ульяновской области). Выведена в кон. 18 - нач. 19 вв. скрещиванием местного скота с шортгорнской, голландской, симментальской и другими породами. Название получила по фамилии заводчика Бестужева, положившего начало племенной работе с породой.

Донская порода лошадей является верховой породой, подобно арабской и ахалтекинской. Одна из старейших российских пород, донская была выведена на основе стародонской породы в 18-19 веках. Порода была получена путем улучшения лошадей степного типа жеребцами восточных, чистокровной верховой и других пород. Является одной из самобытных российских пород, как и орловская.

Лучше помощника, чем русский тяжеловоз, крестьянину не найти. Неприхотливый, плодовитый, скороспелый и в то же время энергичный, он способен тянуть груз весом до двадцати и даже до двадцати шести тонн. Он работоспособен, как небольшой трактор, но экономичнее его. Некоторые специалисты считают русского тяжеловоза идеальной лошадью тяжелоупряжного типа.

Орловский рысак. Создатель этой породы - граф Алексей Орлов-Чесменский. Он мечтал в одной лошади совместить красоту и грацию арабских скакунов с массивностью и мощью датской, голландской, норфольской и мекленбургской упряжных пород. Родоначальником породы стал арабский жеребец Сметанка, которого граф выкупил у турецкого султана за 60 тысяч рублей. Орловские рысаки широко распространились в России. Их использовали, в первую очередь, как коренников в русских тройках.

Ещё одна аборигенная, примитивная порода - башкирская. Будучи коренным обитателем России, она, как и вятская лошадь, привыкла к нашим морозам. Зимой башкиры пасли коней в степи. Кони научились разгребать копытами снег и питаться подснежной травой. Башкирские лошади были участниками Отечественной войны 1812-го года и заслужили славу резвых, смелых, послушных и решительных животных. В течение долгого времени они могли носиться галопом или рысью, позволяя всадникам совершать более продуктивные атаки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волков С.Н. Землеустройство в условиях земельной реформы (экономика, экология, право) [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Былина, 1998. - 526 с.

2. Капинос Р.В. Монастырские хозяйства: экономические отношения и место в современной национальной экономике. / Р.В. Капинос.-М: Институт экономики РАН, - 2006. - С. 140.

3. Краева И.Л. Рациональное использование и охрана земель историко- культурного назначения [Текст ]/ И.Л. Краева // Аграрная наука.- М., 2007. - №5. - С. 2-4.

4. Краева И.Л. Территориальное землеустройство объектов историко —культурного назначения [Текст] / И.Л. Краева // Инновации молодых ученых - сельскому хозяйству России: сб. науч. тр. - М.: ГУЗ, 2006. — С.138-143.

5. Оноприенко И.Г. Дворянский усадебный комплекс Центрального Черноземья и его структурно-типологическая композиция во второй половине XIX века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика.- 2012.- Т. 21.- № 1.- С. 116-122.

6. Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872-1887. - Режим доступа: http://az.lib.rU/e/engelxgardt_a_n/text_0020.shtml (проверен 14.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.