Евгений СЕМЕНОВ
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЬСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ В ЗАБАЙКАЛЬЕ В 1860-х - 1880-х гг.
На базе архивных материалов рассматривается хозяйственная деятельность польских политических ссыльных в Забайкалье в 1860-х-1880-х гг.
On the base of archival materials economic activity of Polish political exiles in Transbaikalia in 1860th-1880th is revealed. Ключевые слова:
политическая ссыпка, польские политические ссыльные, хозяйственная деятельность, Забайкалье; political exile, Polish political exiles, economic activity, Transbaikalia.
На протяжении последних двадцати лет в России растет национальное самосознание народов, населяющих Российскую Федерацию, одним из которых являются поляки.
После поражения польского восстания 1863—1864 гг. большое количество поляков было сослано в Сибирь и Забайкалье. В Забайкалье основным местом отбывания каторжных работ продолжал оставаться Нерчинский горный округ. После закрытия серебряных рудников ссыльные работали на золотоносных реках Забайкалья, особенно известна в этом отношении р. Кара.
Некоторая часть ссыльных была распределена на строительство речных барж, необходимых для снабжения российского Дальнего Востока. Католические священники — участники восстания
1863—1864 гг., сосланные в Сибирь, были сосредоточены в д. Тунка1. Часть ссыльных была направлена на строительство Кругобайкальского тракта по южному берегу Байкала. В июле 1866 г. там вспыхнуло восстание польских ссыльных, закончившееся их поражением2.
Вопросам жизни и деятельности польских политических ссыльных на территории Забайкалья во второй половине XIX в. в отечественной историографии не уделялось достаточно внимания. Источниковая база проблемы до настоящего времени недостаточно изучена. Российские ученые больше внимания уделяли совместной революционной борьбе русских и поляков. Вопросы, связанные с адаптацией польских ссыльных в условиях Сибири, их хозяйственная и общественная деятельность изучены слабее. Исключение составляет деятельность известных польских исследователей — участников восстания 1863—1864 гг.: Б. Дыбовского, А. Чекановского, И. Черского, В. Годлевского и др.
Основной массив документов, касающихся поселения польских политических ссыльных, устройства их быта, а также вопросов миграции ссыльных в поисках лучшего места поселения находится в фондах Государственного архива Иркутской области, Государственного архи-
1 Небэлски Э. Тунка. Католическое духовенство в ссылке в Восточной Сибири после польского восстания 1863 г // Актуальные вопросы истории ссылки участников Январского восстания 1863—1864 гг. Материалы международной научной конференции (Иркутск, 26—30 сентября 2007 г.). — Иркутск, 2008, с. 160—175; Matras S. Podroz do Syberii po moskiewskich etapach w 1863 i 1864 roku. Opracowal i ws^pem opatrzyJ E. Niebelski. — Lublin : Wydawnictwo Werset, 2008, 412 c.
2 Митина Н.П. Материалы к истории Кругобайкальского восстания польских ссыльных в июне — июле 1866 г. // К столетию героической борьбы «за нашу и вашу свободу». Сборник статей и материалов о восстании 1863 г. / под ред. В.А. Дьякова, И.С. Миллера, С.М. Фалькович. - М., 1864, с. 351-435.
СЕМЕНОВ
Евгений
Владимирович — к.и.н., доцент Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств [email protected]
132
ВЛАСТЬ
2 01 0' 11
ва Забайкальского края и Национального архива Республики Бурятия.
В настоящий момент мы располагаем более полной информацией лишь о нескольких политических ссыльных поляках, находившихся на поселении на территории Западного Забайкалья в период
1864-1881 гг. Среди них: Константин Артецкий, Юзеф Байер, Игнатий Адамович, Эразм Глембоцкий, Франц Гранчевский, Казимир Громчевский, Ян Деценко, Казимир Жалинский, Игнатий Жаховский, Викентий Журкевич, Адольф Кобылинский, Николай Ковальский, Ян Костржевский, Иосиф Прушинский, Александр Иосифов Свидерский, Иосиф Стрыевский, Ян Табаровский, Якуб Татель, Игнатий Янковский. Все указанные лица являлись участниками польского восстания 1863-1864 гг. После окончания срока каторжных работ на основании царской амнистии в августе 1873 г. большинство из них были переведены на поселение и распределены по деревням Западного Забайкалья.
Жизнь польских политических ссыльных на территории Восточной Сибири регламентировалась общеимперскими законодательными актами и «Принципами организации быта политических ссыльных сосланных в Восточную Сибирь из Царства Польского и западных губерний» от 7 января 1866 г.1 В качестве основного занятия польских ссыльных на поселении предполагалось сельское хозяйство. Для этого в сибирских деревнях для поселенцев выделялись земельные наделы в размере 15 десятин обрабатываемых площадей. Поскольку не все ссыльные поляки обладали знаниями и умениями для ведения сельского хозяйства, тем более в малоизвестных им условиях Сибири, в большинстве случаев они старались подыскать более привычное для них занятие в крупных населенных пунктах. Для отлучек в поисках заработка польские политические ссыльные получали годичные увольнительные билеты, по которым могли покидать место причисления. В большинстве случаев проблем с получением билетов у ссыльных не возникало.
Политическим ссыльным запрещалось заниматься педагогической деятельностью, врачебной практикой, извозом, на-
1 Skok H. Polacy nad Bajkalem. 1863-1883. — Warszawa : Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1974, с. 161.
ниматься на работу в золотопромышленные компании сибирских купцов, но эти правила зачастую нарушались.
Проживая в сибирских городах, польские ссыльные закладывали до того времени неизвестные местным жителям предприятия. «Поляки также начали выпекать в Иркутске и в других городах хлеб на продажу, основали кондитерские, рестораны, мясоперерабатывающие заводы — предприятия, которых раньше там не было. Построили пивоваренные и кожевенные заводы, увеличили количество предприятий»2. Польские ссыльные, находившиеся на поселении в деревнях и селах Забайкалья, старались подыскать себе занятие в уездных городах — Верхнеудинске, Троицкосавске. В. Журкевич в Верхнеудинске занимался производством копченых изделий. Первые кондитерские в Верхнеудинске были заложены польскими политическими ссыльными Я. Брудницким и Я. Коструевским. Столярную мастерскую имел в Верхнеудинске К. Громчевский. Одним из наиболее популярных и доходных хозяйственных занятий польских политических ссыльных в Забайкалье в XIX в. было мыловарение. Собственное мыловаренное производство в Петровском Заводе основал Р. Борисик. Многие польские ссыльные занялись торговлей, как разъездной, так и стационарной. В частности собственный магазин в Верхнеудинске имел А. Кобылинский.
Одним из наиболее известных польских ссыльных Западного Забайкалья второй половины XIX в. был Э. Гленбоцкий. Отбыв каторжные работы в Усолье, он был переведен на поселение в Иркутск, основал пекарню и кондитерскую. Весной 1879 г. он, получив билет от иркутского окружного исправника, переезжает в г. Верхнеудинск. Здесь ссыльный продолжает заниматься производством кондитерских изделий, одновременно основывает кафе и небольшую гостиницу. Дела у Гленбоцкого шли неважно из-за конкуренции с местными предпринимателями-евреями, которые подожгли его дом. После переезда в г. Троицкосавск, воспользовавшись приглашением кяхтинских купцов, предоставивших ему кредит на развитие своего дела, Гленбоцкий закладывает пекарню, магазин и гостиницу. Услугами его
2 Librowicz Z. Polacy w Syberii. - Krakow : Gebether G. i S^tka, 1884, с. 184-185.
гостиницы воспользовался посетивший в 1885 г. Tроицкосавск путешественник Дж. Кеннан; «Квартира не показалась нам очень уютной. Пол был сделан из грубо отесанных досок, а стены — из четырехугольных брусьев, щели между ними были заткнуты паклей; никакой мебели, кроме стола из сосновых досок, трех стульев из мореной сосны и узкой деревянной кушетки или кровати, не было, и предполагалось, что все гости сами позаботятся о постельном белье»1. Приехавший в Tроицкосавск Ю.Д. Tалько-Грынцевич в 1892 г. также останавливался в гостинице своего земляка. Ученый, в свою очередь, положительно характеризовал состояние гостиницы Гленбоцкогоі «Мы заехали в самую лучшую гостиницу в городе. Очень обрадовались, что ее хозяином является, как сибиряки называли его, пан Гленбоцкий. Был это ссыльный с 1863 г. Он оказал нам самое сердечное гостеприимство. Дал нам чистую комнату, хороший стол, и мы прожили у него несколько недель, пока не нашли квартиру в городе, что не было легко»2.
Самой большой группой среди польских политических ссыльных были люди, нанимавшиеся на работу к местным купцам и предпринимателям. В 1878 г. билет на проживание в Бабкинском селении Селенгинского округа Забайкальской области получил Я. Костржиевский, который работал на «крупчаточном заводе» крестьянина К. Соболева. Управляющим Николаевским винокуренным заводом № 21 известного сибирского купца И.Ф. Голдобина в окрестностях Верхнеудинска до января 1881 г. являлся Э. Печоро.
Некоторые ссыльные находили работу на государственных предприятиях. Единственным крупным заводом на территории Западного Забайкалья в рассматриваемый нами период являлся Петровский железоделательный завод. В начале 1880-х гг. работу на этом предприятии нашли О. Прушинский, который занимался при заводе поторжными работами, а также являлся сторожем при заводской плотине и угольном складе, и И. Жаховский.
С 1844 г. на территории Западного
1 Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. Путевые заметки (1885-1886 гг.). T. II. - СПб. і Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999, с. 77.
2 Talko-Hryncewicz J. Z przezytych dni (1850— 1908). - Warszawa, 1930, с. 241.
Забайкалья в Верхнеудинском и Баргу-зинском округах производился поиск и добыча золота частными лицами. В период с 1846 г. до начала 1890-х гг. разрабатывалось до 500 приисков, большая часть из которых размещалась на территории Баргузинского округа. Летом 1870 г. вышло распоряжение властей Восточной Сибири, согласно которому количество политических ссыльных, занятых в золотопромышленных компаниях, не должно было превышать четверти всех работников3. Тем не менее именно в золотопромышленных компаниях богатых сибирских купцов и предпринимателей находили работу польские политические ссыльные. А. Кобылинский занимался делами Верхнеамурской золотопромышленной компании. Для разъездов по территории Забайкальской области и проживания в Верхнеудинске им был получен увольнительный билет от иркутского полицмейсте-ра4. К. Жилинский в 1879 г. получил билет на право проживания и работы на приисках купца Назарова и К° от горного исправника частных приисков Верхнеудинского и Баргузинского округов. Я. Костржиевский работал на золотых промыслах потомственного дворянина Скаковского, в Верхнеудинском округе. Бухгалтером в компании «Перевалов и Борисов» работал И. Адамович. За всеми ссыльными осуществлялся полицейский надзор.
Таким образом, несмотря на трудности в поиске работы в Западном Забайкалье, польские политические ссыльные в большинстве своем находили занятие, способное обеспечить им сносное существование. Сибирские купцы и предприниматели охотно принимали их на свои предприятия в качестве управляющих и бухгалтеров. Образованность и добросовестное отношение к работе являлись дополнительным плюсом при принятии решения о приеме на работу ссыльных поляков.
Мы уверены, что комплексное и объективное изучение всех аспектов деятельности польских политических ссыльных, справедливая оценка их вклада в развитие Сибири, несомненно, будет способствовать развитию партнерских российско-польских отношений как на государственном уровне, так и на уровне научно-исследовательских проектов.
3 Skok H. Polacy nad Bajkaiem. 1863-1883. -Warszawa : Paistwowe Wydawnictwo Naukowe, 1974, с. 171.
4 НАРБ, ф. 337, оп. 1, д. 845, л. 3.