Научная статья на тему '«ХОРОВОЕ НАЧАЛО» ПОЭЗИИ Н.А. НЕКРАСОВА В РЕЦЕПЦИИ В.В. РОЗАНОВА И Г.В. СВИРИДОВА'

«ХОРОВОЕ НАЧАЛО» ПОЭЗИИ Н.А. НЕКРАСОВА В РЕЦЕПЦИИ В.В. РОЗАНОВА И Г.В. СВИРИДОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ Н.А. НЕКРАСОВА / В.В. РОЗАНОВ / Г.В. СВИРИДОВ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В / МУЗЫКА ХХ В

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Логвинова Ирина Владимировна

В статье рассматривается рецепция «хорового начала» поэзии Некрасова в критике и музыке ХХ в. Впервые об этом в статье к 25-летию кончины поэта написал В.В. Розанов; на «хоровое начало» лирики Некрасова обратил внимание композитор Г.В. Свиридов, избрав одну из самых патетических частей его поэмы «Кому на Руси жить хорошо» для своей «Весенней кантаты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RECEPTION OF THE N.A. NEKRASOV’S POETRY «CHORAL PRINCIPLE» BY V.V. ROZANOV AND G.V. SVIRIDOV

The article examines the reception of the Nekrasov’s poetry «choral principle» in criticism and music of the 20th century. It was first explored by V.V. Rozanov in the article on the 25th anniversary of the poet’s death. The composer G.V. Sviridov also drew attention to this «choral priciple» choosing one of the most pathetic parts of the Nekrasov’s poem «Who lives well in Russia» for his «Spring Cantata».

Текст научной работы на тему ««ХОРОВОЕ НАЧАЛО» ПОЭЗИИ Н.А. НЕКРАСОВА В РЕЦЕПЦИИ В.В. РОЗАНОВА И Г.В. СВИРИДОВА»

УДК 821.161.1

DOI: 10.31249/litzhur/2021.52.03

И.В. Логвинова

© Логвинова И.В., 2021

«ХОРОВОЕ НАЧАЛО» ПОЭЗИИ Н.А. НЕКРАСОВА В РЕЦЕПЦИИ В.В. РОЗАНОВА И Г.В. СВИРИДОВА

Аннотация. В статье рассматривается рецепция «хорового начала» поэзии Некрасова в критике и музыке ХХ в. Впервые об этом в статье к 25-летию кончины поэта написал В.В. Розанов; на «хоровое начало» лирики Некрасова обратил внимание композитор Г.В. Свиридов, избрав одну из самых патетических частей его поэмы «Кому на Руси жить хорошо» для своей «Весенней кантаты».

Ключевые слова: поэзия Н.А. Некрасова; В.В. Розанов; Г.В. Свиридов; русская литература XIX в.; музыка ХХ в.

Получено: 10.02.2021 Принято к печати: 15.03.2021

Информация об авторе: Логвинова Ирина Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке, ул. Маршала Соколовского, д. 10, 123060, Москва, Россия.

E-mail: [email protected]

Для цитирования: Логвинова И.В. «Хоровое начало» поэзии Н.А. Некрасова в рецепции В.В. Розанова и Г.В. Свиридова // Литературоведческий журнал. 2021. № 2(52). С. 51-55. DOI: 10.31249/litzhur/2021.52.03

Irina V. Logvinova

© Logvinova I.V., 2021

THE RECEPTION OF THE N.A. NEKRASOV'S POETRY «CHORAL PRINCIPLE» BY V.V. ROZANOV AND G.V. SVIRIDOV

Abstract. The article examines the reception of the Nekrasov's poetry «choral principle» in criticism and music of the 20th century. It was first explored by V.V. Rozanov in the article on the 25th anniversary of the poet's death. The composer G.V. Sviridov also drew attention to this «choral priciple» choosing one of the most pathetic parts of the Nekrasov's poem «Who lives well in Russia» for his «Spring Cantata».

Keywords: poetry of N.A. Nekrasov; V.V. Rozanov; G.V. Sviridov; Russian literature of the XIX century; music of the XX century.

Received: 10.02.2021 Accepted: 15.03.2021

Information about the author: Irina V. Logvinova - PhD in Philology, lecturer, Moscow state institute of music named after A.G. Schnittke, Marshala Sokolovskogo 10, 123060, Moscow, Russia.

E-mail: [email protected]

For citation: LogvinovaI.V. The reception of the N.A. Nekrasov's poetry «choral beginning» by V.V. Rozanov and G.V. Sviridov. Litera-turovedcheskii zhurnal, no.2(52), 2021, pp. 51-55. (In Russ.) DOI: 10.31249/litzhur/2021.52.03

К 200-летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова хотелось бы напомнить об одной статье В.В. Розанова, которая была отмечена А.П. Чеховым как нечто «талантливое, широкое, благодушное и умное» (в письме В.С. Миролюбову 30 декабря 1902 г. из Ялты), - «25-летие кончины Некрасова (27 декабря 1877 -27 декабря 1902 г.)» (1902).

Нужно отметить, что в этой статье Розанов раскрыл глобальное значение Некрасова для русской литературы. Во-первых, Розанов отметил, что поэзия Некрасова оказалась своевременной и нужной: «Он не был первым по размеру литературного дарования в царствование Александра II, но его дарование было самым нужным и вместе самым, так сказать, законнорожденным за это царствование; и он может быть назван по справедливости первым поэтом этой эпохи; самым видным, значащим, влиятельным лите-

«Хоровое начало» поэзии Н.А. Некрасова в рецепции В.В. Розанова и Г.В. Свиридова

ратором» [1, с. 179]. Во-вторых, Некрасов был первым поэтом-публицистом, голосом России «в самую могучую, своеобразную эпоху ее истории», и «дал первый образ прозаического стиха» [1, с. 179]. В-третьих, Розанов подмечает хоровое начало в его поэзии. В-четвертых, поэт в своем творчестве совершил «синтез русского ученого или полуученого человека и русского простого, неграмотного почти человека» [1, с. 183]. В-пятых, Некрасов «увеличил "лик истории" русского человека, русской породы, русской национальности» [1, с. 186]. Это связано с «ссыханием», уменьшением объема каждого писателя, как поэтично рассуждает об этом Розанов: «Поэты - ссыхаются. "Полные собрания сочинений" переходят в "избранные сочинения" и, наконец, в "немногие оставшиеся", которые читаются. В нашей литературе Лермонтов и Кольцов, оба писавшие так мало, являют единственное исключение поэтов почти без ссыхания», но «ни в какое время нельзя будет историку говорить о важнейшей эпохе 60-70-х годов XIX века без упоминания и разъяснения Некрасова, и в самой сокровищнице поэзии русской некоторые его стихотворения, как "Влас", и отдельные строфы из забытых стихотворений буквально:

Пройдут веков завистливую даль

и не забудутся вовсе, не забудутся никогда» [1, с. 185-186]. В другой статье Розанов отмечает, что золотом поэзии Некрасова стало «большое историческое приобретение» - русский мужик, «новое в истории лицо русского человека, не похожее на римское, греческое, немецкое, английское, польское» [2, с. 204]. Однако, на наш взгляд, главным, что увидел в поэзии Некрасова Розанов, является хоровое начало.

На хоровом начале поэзии Некрасова стоит остановиться подробнее.

Интересно, что это же «хоровое начало» будет подмечено и композитором ХХ в. Г.В. Свиридовым, который создал хоровую композицию «Матушка Русь», входящую в состав «Весенней кантаты» (1972), посвященной памяти А.Т. Твардовского. И в этом эпическом, пронзительном музыкальном произведении воплотились чаяния поэта XIX в. о свободном народе и переплелись со звучанием военной патетики ХХ в. Колокольность царской России

звучит в конце небольшой, но емкой музыкальной композиции набатом Великой Отечественной войны, прочерчивая линию преемственности русской истории, русской культуры двух веков. И когда Розанов пишет, что Некрасов «вошел в кровь и плоть времени; это - как подкожное впрыскивание, где целая доза лекарства поступает в организм и сейчас же начинает его перерабатывать; сравнительно с приемом внутрь, где действие бывает медленно, наступает потом, да и усваивается-то из принятого вообще лишь некоторая доля» [1, с. 180], музыка Г.В. Свиридова не только подтверждает эти слова, но заставляет взглянуть глубже на всю русскую историю, ощутить себя в центре великих событий, порожденных русским духом. Некрасов призывал народ просыпаться от векового рабства, раскрывать свои таланты, мечтал, когда пробудится мысль народная, и он «Белинского и Гоголя с базара понесет», а не «Милорда глупого» («Кому на Руси жить хорошо»)... Свиридов дает почувствовать в своей хоровой композиции, как этот разбуженный народ защищает свою Родину от фашистского нашествия: строки «Встали не бужены, вышли не прошены» звучат настолько современно, настолько актуально, настолько полны провидения, предчувствия великих народных подвигов, что уже нельзя сказать, что Некрасов остался поэтом XIX в. Нет, время показывает, что он стоит в ряду классиков вместе с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Достоевским, Толстым и т.д., хотя Розанов и пишет, что он ни в коем случае не может быть с ними сравним: «Положение Некрасова среди Пушкина, Гоголя, Лермонтова неуместно. Это люди вовсе разных категорий, разных призваний, разной исторической роли. Сравнивать их так же странно, как спрашивать, что лучше, железная дорога или Жанна д'Арк. <...> На могиле его совершенно нравственно было крикнуть: "Сейчас мы любим этого умершего поэта более, чем Пушкина; он нам привычнее, он нам больше сказал; он нас подвигнул больше, чем вся остальная русская литература"» [1, с. 188]

Интересно, что выбор поэтических строк для музыкального произведения у Г. Свиридова совпадает с характеристикой их у Розанова: «У Некрасова был настоящий родник поэтического слова, не задуманный, не приискиваемый, а сам бьющий. В некоторых скучных его стихотворениях - вдруг выскочит жемчужина-слово:

«Хоровое начало» поэзии Н.А. Некрасова в рецепции В.В. Розанова и Г.В. Свиридова

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!

Лучше этого никто ее не определил. И никто не сказал лучшей похвалы...» [1, с. 181]. Г. Свиридов в своих дневниках пишет о том, что поэзия Некрасова глубинно народная, выражает сущность народа [3]. Помимо того, поэзия Некрасова и Твардовского сходны в гражданском звучании, у обоих есть в стихах ощущение Бога и Родины, что для Свиридова было очень важно. И это ощущение Бога и Родины воплощается именно в хоровом начале, о котором пишет Розанов. Душа народа раскрывается, подлинно живет в хоровом пении.

Список литературы

1. Розанов В.В. 25-летие кончины Некрасова (27 декабря 1877 - 27 декабря 1902 г.) // Розанов В.В. Полное собрание сочинений в 35 томах. Серия «Литература и художество»: в 7 т. Т. 3. О писательстве и писателях. Статьи 19011907 гг. СПб.: Росток, 2016. С. 179-189.

2. Розанов В.В. О благодушии Некрасова // Там же. С. 191-204.

3. Свиридов Г. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2002. 798 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.