Научная статья на тему '"ХОРОШЕЕ ОБУЧЕНИЕ ОДНОЙ ДЕВУШКИ ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ ОБУЧЕНИЕ ДЕСЯТИ ЮНОШЕЙ" (ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ "ВАКЫТ" В 1906-1918 ГГ.)'

"ХОРОШЕЕ ОБУЧЕНИЕ ОДНОЙ ДЕВУШКИ ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ ОБУЧЕНИЕ ДЕСЯТИ ЮНОШЕЙ" (ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ "ВАКЫТ" В 1906-1918 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТА "ВАКЫТ" / ИСЛАМ / ЖЕНЩИНА / ДЖАДИДИЗМ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕВОЧЕК / ВОСПИТАНИЕ "МАТЕРЕЙ НАЦИИ" / NEWSPAPER "VAKYT" / ISLAM / WOMAN / JADIDISM / FEMALE EDUCATION / SCHOOLS FOR GIRLS / EDUCATION OF "MOTHERS OF THE NATION"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Ляля Раисовна

В статье рассматриваются проблемы женского образования среди татар в начале XX в. Ссылаясь на материалы дореволюционной газеты «Вакыт», автор освещает основные вопросы в деле обучения и воспитания женщин, которые были актуальны в начале ХХ в. В работе анализируются публикации газеты, посвященные разным аспектам женского образования: открытию и деятельности женских школ, содержанию и методическим основам обучения и воспитания татарских девочек и т.д. Особое внимание уделяется аналитическим материалам, где поднимаются проблемы организации обучения женщин, трудности на пути овладения знаниями, социальные проблемы в области гендерных отношений, решение которых также виделось преимущественно при помощи образования. В работе впервые вводятся в научный оборот источники, освещающие разные аспекты выделенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"A GOOD TRAINING OF ONE GIRL IS MORE PROFITABLE THAN TRAINING OF TEN YOUNG MEN" (COVERAGE OF THE PROBLEMS OF FEMALE EDUCATION IN THE NEWSPAPER "VAKYT", 1906-1918)

The article considers the problems of female education among the Tatars at the beginning of the 20th century. The author writes about the main issues in the training and education of women that were relevant at the beginning of the twentieth century. The article analyzes the publications of the newspaper «Vakyt» («Time»), devoted to various aspects of women’s education: the opening and activities of women’s schools, the content and methodological foundations of teaching and raising of Tatar girls, etc. Particular attention is paid to analytical materials which raise the problems of organization of women’s education, difficulties in obtaining knowledge, and social problems in women’s lives. The solution to all these problems depended on the arrangement of the training. This paper for the first time introduces sources that cover different aspects of the selected problem.

Текст научной работы на тему «"ХОРОШЕЕ ОБУЧЕНИЕ ОДНОЙ ДЕВУШКИ ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ ОБУЧЕНИЕ ДЕСЯТИ ЮНОШЕЙ" (ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ "ВАКЫТ" В 1906-1918 ГГ.)»

УДК 373(470.56)

Л.Р. Муртазина

«Хорошее обучение одной девушки выгоднее, чем обучение десяти юношей» (проблемы женского образования на страницах газеты «Вакыт» в 1906-1918 гг.)

В статье рассматриваются проблемы женского образования среди татар в начале XX в. Ссылаясь на материалы дореволюционной газеты «Вакыт», автор освещает основные вопросы в деле обучения и воспитания женщин, которые были актуальны в начале ХХ в. В работе анализируются публикации газеты, посвященные разным аспектам женского образования: открытию и деятельности женских школ, содержанию и методическим основам обучения и воспитания татарских девочек и т.д. Особое внимание уделяется аналитическим материалам, где поднимаются проблемы организации обучения женщин, трудности на пути овладения знаниями, социальные проблемы в области гендерных отношений, решение которых также виделось преимущественно при помощи образования.

В работе впервые вводятся в научный оборот источники, освещающие разные аспекты выделенной проблемы.

Ключевые слова: газета «Вакыт», ислам, женщина, джадидизм, женское образование, школы для девочек, воспитание «матерей нации».

Татарская периодическая печать является одним из богатейших источников для изучения жизни татарского общества начала ХХ в. Она с момента своего возникновения стремилась быть в курсе всех событий, происходящих в среде тюрко-мусульман России и всего мира: освещала проблемы политики, культуры, экономики, развития промышленности, международных отношений и т.д. Татарскую общественность начала ХХ в. интересовали вопросы, касающиеся обновления общества, и прежде всего реформы образования, промышленно-экономического развития и женской эмансипации. Все эти направления напрямую были связаны и с вопросами женского образования, освещению которых татарские газеты и журналы уделяли большое внимание.

В советское время татарская периодическая печать не была предметом специального изучения при исследовании проблем развития просвещения и истории педагогической мысли татар, в особенности женского образования. Несмотря на это, появился ряд работ, посвященных истории образования в целом и образования женщин в частности. Эти работы имели ярко выраженную идейную направленность, и основное внимание в них уделялось роли партии и советского правительства, и в силу этого авторы, даже если и обращались к источникам досоветского периода, в том числе и к периодической печати, вынуждены были оценивать их с точки зрения правящей идеологии.

В работах конца 70-х гг. прослеживается попытка объективного подхода к изучению материалов прессы. Отдельные статьи татарской периодической печати нашли отражение в трудах Я.Г. Абдуллина, исследовавшего татарскую просветительскую мысль (Абдуллин, 1976). Р.У. Амир-ханов считается одним из первых авторов, наиболее полно изучивших историю развития татарской периодической печати начала ХХ в. Многочисленные материалы татарских газет и журналов им были использованы и при изучении проблем истории татарского просвещения (Амирханов, 1988; Эмирханов, 1997). Диссертационная работа Н.А. Вагапова посвящена исследованию проблем образования и воспитания в татарской периодической печати начала ХХ в. Автор, ссылаясь на многие периодические издания, такие как «Мэктэп», «Мегаллим», «Тэрбия», «Шура» «Эль-ислах», «Вакыт» и многие другие, изучает историю татарского просвещения начала ХХ в. (Вагапов, 2006; Bahanoe, 2010).

Вопросы истории женского образования наиболее ярко нашли отражение в работах А.Х. Махмутовой. Помимо многочисленных архивных источников, в этих работах автор активно использует и статьи периодической печати (Махмутова, 1982; Мэхмутова, 2012). Следует выделить также работы Т.А. Биктимировой, вернувшей ряд забытых имен татарских женщин, внесших вклад в развитие просвещения не только татар, но и других тюркских народов (Биктимирова, 2001; Биктимирова, 2006). Этими авторами изучены огромное количество статей из периодической печати начала ХХ в. при освещении проблем женских школ, деятельности отдельных просветительниц и педагогов. Кроме того, имеются статьи, посвященные изучению проблемы женского образования у татар на примере отдельных периодических изданий начала ХХ в. Так, в статье Д.С. Гали-хузиной расматривается проблема освещения женского образования на страницах журнала «Шура» (Галихузина, 2010).

Вместе с тем следует отметить недостаточную изученность публикаций газеты «Вакыт», посвященных проблемам развития мусульманского женского образования в начале ХХ в. Многие материалы газеты до сих пор остаются вне поля зрения исследователей, изучающих проблему женского образования и истории татарского просвещения в целом.

Целью данной статьи является изучение основных проблем в области женского образования у татар начала ХХ в. на основе материалов одного из прогрессивных дореволюционных периодических изданий на татарском языке - газеты «Вакыт», издававшейся в Оренбурге в 1906-1918 гг.

На страницах татарских газет и журналов начала ХХ в. обсуждались многие проблемы и задачи в области народного просвещения, отражались усилия, прилагаемые для их разрешения, успехи и неудачи в этом деле. Особое внимание уделялось освещению деятельности новых джадидид-ских школ и мугаллимов (учителей мусульманских школ). Вопросы женского образования среди татар как части системы национального образования - сравнительно нового направления в татарской педагогике начала

ХХ в., воспитание и обучение девочек - «будущих матерей нации» - было делом первостепенно важным для народа. В то же время образование женщин рассматривалось как важная составная часть женского вопроса, заключающегося также в решении проблемы положения женщины в обществе и семье - охраны материнства, гендерного равенства, путей освобождения женщины от угнетения - проблем, актуальных для всего российского общества начала ХХ в.

Женский вопрос, проблемы женского образования поднимались, в первую очередь, в средствах массовой информации, предназначенных для женщин, - в журнале «Сююмбике», в газете «Сибирия», одним из редакторов которой была первая в истории татарской прессы журналистка и педагог Ф.-Ф. Вагапова-Наврузова, а также в газете «Тормыш». В газете «Сибирия» существовала специальная рубрика - «Хатын-кыз деньясы» («Мир женщины»), где печатались материалы, посвященные различным аспектам вопроса - правовому положению татарской женщины, деятельности татарских женских школ и отдельных учительниц и т.д., публиковались письма самих женщин, которые, оставшись в силу разных причин в трудном положении, просили совета, помощи и моральной поддержки или же делились личным опытом (Сибирия, 1912, 18 август). В журнале «Сююмбике» разворачивались дискуссии на разные темы, в которых участвовали авторы-женщины, известные педагоги, учительницы и руководительницы школ для девочек, такие как Багбостан Мукминева, Магруй Музаффария, Камиля Музаффария, печатались статьи о деятельности школ для девочек, о курсах для преподавательниц, о состоянии дела обучения женщин в России и других странах, а также публиковались методические материалы по обучению и воспитанию девочек (см.: Русиядэ хатыннар хэрэкэте // Свембикэ, 1913, №1; Балтачиева Камэрбану // Свембикэ, 1914, №12; Селэймания Ф. // Свембикэ, 1915, №14-15; Мозаффария Камилэ // Свембикэ, 1915, №13; Мо-заффария Маhруй // Свембикэ, 1914, №11; Хесэен З. // Свембикэ, 1914, №1; Тэhранда кызлар мэктэбе // Свембикэ, 1913, №1).

Педагогические периодические издания, такие как «Мэктэп», «Тэрбия», знакомили своих читательниц с деятельностью отдельных женских школ, публиковали материалы о семейном воспитании, об особенностях воспитания девочек (Мэктэп, 1913, №8).

Другие издания (журналы «Ац», «Шура», газеты «Кояш», «Вакыт» и др.) также не оставались в стороне в деле освещения проблемы женщин и женского просвещения. Авторов журнала «Шура», около двадцати пяти статей которого посвящены проблемам женского образования (Галихузи-на, 2010, с.60), волновал вопрос повышения «качества матерей» - будущих «матерей нации», а его решение, по мнению авторов издания, зависело прежде всего от качества женского образования: «Если мы хотим, чтобы наша нация развивалась, чтобы наши дети были счастливыми, мы не должны запрещать дочерям учиться, а должны как можно больше способствовать получению ими образования» (Шура, 1915, № 12).

Одной из самых активных в плане освещения проблемы женского образования у татар, пожалуй, была газета «Вакыт», издававшаяся братьями Рамеевыми. Редактором газеты был известный татарский журналист, общественный деятель и просветитель Фатих Карими, получивший образование в России и за рубежом. На страницах своей газеты он обращал пристальное внимание вопросам просвещения не только татар, но и других мусульманских народов.

Газета отличалась разнообразием тем и в плане освещения проблем женского образования. Материалы газеты по этой тематике целесообразно было бы рассматривать в следующих направлениях:

- история создания и деятельность мусульманских женских школ Казанской, Оренбургской, Уфимской, Пермской и других губерний, Сибири, Туркестана и казахских степей;

- женское образование у других народов России и мира;

- методические основы и содержание обучения и воспитания татарских девочек;

- организация внеурочной деятельности в школах для девочек;

- учебно-методическое обеспечение школ для девочек;

- открытие женских ремесленных школ и курсов, национальных гимназий;

- подготовка педагогических кадров для мусульманских женских школ;

- жизнь и просветительская деятельность педагогов-женщин (биографии, выступления, статьи, путевые заметки и т.д.);

- вклад отдельных благотворителей и мусульманских женских благотворительных обществ в развитие женского образования у татар;

- проблемы в деле обучения и воспитания женщин и др.

Остановимся на некоторых из них подробнее. С первых номеров газеты в ней публикуются статьи информационного характера, в которых рассказывается об открытии школ для девочек в разных городах и других населенных пунктах России, о численности учащихся, преподавательницах, педагогическом коллективе, сообщается о тех лицах, благодаря материальной и моральной поддержке которых стала возможной организация того или иного учебного заведения.

Материалы, освещающие деятельность действующих школ, составляют довольно большую часть. В них затрагивается история открытия школ, подробно говорится о педагогическом коллективе, о числе и составе учениц, о преподаваемых дисциплинах, также освещаются некоторые проблемы в деле обучения в отдельно взятом учебном заведении и т.д. Многие из этих публикаций являются ценными источниками при изучении данной темы, так как содержат информацию, которая отсутствует в других источниках. Из статьи «Кызлар укыту» («Обучение девочек»), например, узнаем, что школа для девочек Фаизхановой была открыта в 1903 г. с семью ученицами, в 1910 г. в школу было принято 75 девочек; до

этого в ней обучали две преподавательницы, в последнем учебном году педколлектив пополнился еще одной учительницей - Мадиной Терегуло-вой. В другой школе, открытой в 1906 г. под руководством Ахметзяна Мустафина, из-за нехватки места в 1910 г. было принято лишь 45 учениц, в результате многие девочки, изволившие желание получить образование в ней, остались вне охвата обучением (Вакыт, 1910, 5 октябрь).

Газета освещает деятельность татарских женских школ не только населенных пунктов с компактным проживанием тюрко-мусульманского населения центральных областей России, таких как, например, Казань, Оренбург, Уфа, Челябинск, но и городов и сел периферии. Много материалов, посвященных делу обучения девочек в таких местностях, как Семипалатинск, Казалинск, Соль-Илецк, Алма-Ата и др.

В одной из таких статей, посвященных открытию школы для девочек в Семипалатинске, описывается торжество, в котором участвовали и выступали с речью имам прихода Акрам-хазрат и его соратники. Участникам торжества, большинство которых составляли родители будущих учениц, был представлен к сведению план работы школы, который, кроме самого процесса обучения, включал и мероприятия, направленные на организацию летнего отдыха девочек («в один из летних дней организовать гуляние на пароходе на средства школы»), открытие библиотеки и т.д. Такого рода мероприятия были довольно новым явлением в деятельности женских школ. Попечителями школы были избраны баи Хамидов и Гарифулла Тухватуллин (Вакыт, 1910, 4 ноябрь).

Газета «Вакыт» как одна из прогрессивных татарских периодических изданий начала ХХ в. много внимания уделяла освещению передового педагогического опыта. На страницах газеты периодически печатались материалы о практике по введению нового звукового метода обучения письму и чтению, новых предметов, связанных с открытием джадидидских школ. Женское образование у татар как часть организованной системы национального образования имело не очень большую историю: до начала 60-х гг. XIX в. не существовало женских школ в виде мектебов и медресе при мечетях (Мир Ислама, 1913, т. II, вып. X, с.670), женские школы функционировали в формате пунктов домашнего обучения (Аминова, 2005, с.70): мусульманские девочки получали уроки у остазбики или абы-стая (жены приходского имама), которые она давала у себя дома, и ограничивались эти уроки в основном обучением основам ислама и чтению. Появление новометодных женских школ было связано с джадидизмом.

В новых джадидидских школах преподавателями выступали учительницы - мугаллимы, которые старались организовывать учебный процесс, опираясь на практику мужских школ и женских русских и русско-татарских школ. Очень часто татарские учительницы изучали и перенимали опыт школ других мусульманских народов и старались делиться им с читателями, значительную часть которых составляли учителя. Таким образом, татарские газеты, в том числе и «Вакыт», выступали в роли акту-

альной учебно-методической литературы. Так, на страницах газеты появились статьи татарских учительниц и руководительниц школ о состоянии обучения в женских школах разных стран, которые они посетили с целью изучения их передового опыта. Например, известный педагог, руководительница школы для девочек в Оренбурге Багбостан Мукминова на страницах татарской периодической печати опубликовала серию статей о своем пребывании в Турции и об изучении турецких женских школ. Некоторые из них увидели свет в газете «Вакыт» (Вакыт, 1914, 25 июнь).

Говоря о педагогической деятельности Б.Мукминовой, необходимо подчеркнуть, что она уделяла очень много внимания вопросам обустройства школ, приближению их к новым, современным стандартам. Например, в 1910 г. она сняла для своей школы большую трехкомнатную квартиру на Покровской площади в Оренбурге и одну из комнат выделила для девочек, поступивших в школу из разных уездов. Таким образом, Багбо-стан-ханум одной из первых среди руководительниц татарских женских школ предложила свой вариант решения проблемы жилья для учениц, т.е. общежития. Как отмечается в заметке «Кызлар укыту» («Обучение девочек»), благодаря такому решению вопроса и родители девочек могли не беспокоиться за них (Вакыт, 1910, 30 сентябрь).

Еще один блок материалов газеты составляют статьи, посвященные проверке знаний, т.е. проведению переводных и выпускных экзаменов -сравнительно нового явления не только для женских, но и для мужских татарских школ, перенявших опыт проведения экзаменов из практики русско-татарских школ. Женские школы опирались на опыт новометодных мужских школ, но имели свои особенности, связанные, в первую очередь, с проведением мер, способствовавших привлечению внимания общественности к этим школам и их проблемам. Во-первых, это касалось публичности экзаменов, т.е. к ним допускались все желающие, иногда не имеющие никакого отношения к школе и ученицам. Это были, кроме родителей девочек и поддерживающих образованную молодежь представителей местной интеллигенции, просто интересующиеся всеми новшествами в татарском обществе люди. Однако, как видно из публикаций газеты, если в первое время к экзаменам был открыт доступ для всех желающих, то со временем была разработана своеобразная система, которая позволяла посещать эти мероприятия только по специальным пропускам (она практиковалась в наиболее крупных, известных школах). Это было связано с тем, что педагогическое сообщество пришло к выводу о нецелесообразности проведения публичных экзаменов, так как большое скопление людей, во многих случаях далеких от педагогического процесса, негативно влияло на психику подростков, создавало определенные трудности сосредоточения при выполнении экзаменационных заданий (Вакыт, 1915, 22 август).

Во-вторых, привлечению внимания общественности служили и организованные в рамках экзаменов выставки ручных работ, выполненных ученицами в течение учебного года на уроках рукоделия и во внеурочное

время. Так, в школе для девочек в Казалинске, открытой в 1914 г. Садрет-дином Сайфульмулюковым, после успешной сдачи экзаменов 26 апреля 1915 г. была организована выставка ученических работ, с которыми могла ознакомиться женская часть населения, в том числе матери, сестры учениц и другие местные женщины, а 1 и 2 мая было решено открыть доступ к этой выставке и мужчинам. К работам проявили интерес и представители других национальностей, учительницы русских школ (Вакыт, 1915, 8 май). Такой же опыт наблюдался и в школе для девочек Гаухар Рамеевой в Каргалинской слободе. После окончания экзаменов, проходивших 3-6 мая, где особый успех ученицы показали по русскому языку, недавно введенному в программу школы, разрешили и мужчинам посетить выставку, где были выставлены платья, пуховые шали и косынки, вязаные носочки, вышитые полотенца, одеяла, картины, выполненные воспитанницами школы и т.д. (Вакыт, 1914, 8 май). Таким образом, публичные экзамены и выставки служили повышению интереса к ручному труду, популяризации и распространению различных новых видов вязания, шитья и других женских видов рукоделия среди населения. Проведение выставок было выгодно и с материальной стороны: присутствующим создавалась возможность приобретения изделий, приготовленных силами учениц за определенную плату, что способствовало поддержанию материального положения и учениц, и учительниц, также и школы.

В связи с этим хотелось бы обратиться к опыту женских школ и в плане проведения трудового обучения, которое также активно освещалось на страницах газеты «Вакыт».

Если в первую пору рукоделием занимались во внеурочное время, то позже оно было включено в качестве самостоятельного учебного предмета в программу женских школ. В школе Б.Мукминовой, преобразованной в 1914 г. в семилетнюю, во всех классах, кроме первых и вторых классов начальной школы, три раза в неделю проходили уроки ручного труда (Вакыт, 1915, 22 август). Благодаря такой постановке вопроса школа решала несколько задач: формирование художественного вкуса и подготовка будущих матерей - хранительниц домашнего очага, которым прививались навыки и мастерство самостоятельного изготовления одежды всем членам семьи. Однако, судя по материалам газеты, среди родителей находились и те, кто ставил уроки рукоделия выше, чем само обучение и отдавали своих дочерей в школы, преследуя в первую очередь эту цель, т.е. обучение рукоделию. При этом многих не устраивало то, что в школах предпочтение отдавалось обучению «не совсем нужным и, к тому же, затратным», по их мнению, видам ручных работ - плетению кружев, вышиванию салфеток и полотенец и др. Как пишут родители девочек, было бы целесообразнее обучать их более нужным в жизни каждого человека, и семьи в том числе, видам рукоделия - пошиву платьев и рубашек, вязанию (Вакыт, 1911, 29 март).

Необходимость налаживания дела обучения ремеслам девочек была определена и отсутствием среди татар хороших портных, умеющих шить женскую одежду, отвечающую требованиям современной моды, в результате чего все больше татарок обращалось к профессиональным швеям других национальностей, что приводило к оттоку капитала. Общественность видела решение проблемы в организации специальных учебных заведений, курсов и мастерских, где могли бы получить образование татарские девушки (Там же).

Получение татарскими женщинами профессионального образования по разным направлениям - это была одна из актуальнейших проблем татарского общества, которая находила освещение на страницах газеты. Основы для подготовки кадров для разных отраслей производства среди женщин, получения профессий, обучения в средних и высших учебных заведениях должны быть заложены в школах для девочек. На это указывали наиболее прогрессивная часть населения, сами педагоги женских школ. Так, в мероприятии, посвященном экзаменам в школе Г.Рамеевой, учительницей русского языка Аминой-ханум Габдрахмановой была затронута проблема необходимости продолжения обучения выпускницами женских школ: «Сегодня есть острая необходимость в подготовке мусульманок разным профессиям, особо востребованы профессии врача, акушерки, фельдшерицы. Настало время, когда нельзя ждать только от мужчин. Необходимо самим, взявшись за руки, выходить на арену» (Вакыт, 1914, 9 май).

Газета уделяет внимание материалам, рассказывающим об организации и проведении внеклассных, внеурочных мероприятий в школах для девочек. Литературные вечера, вечера поэзии (в основном, в формате мероприятий, посвященных памяти татарского поэта Габдуллы Тукая), вечера, организованные в связи с религиозным праздникам («Бэраэт кичэсе», «МэYлид кичэсе»), «детские утренники» - сравнительно новые явления в истории татарских школ - вызывали интерес не только у людей, причастных к делу обучения и воспитания, но и у широкой общественности (Ва-кыт, 1910, 8 август; Вакыт, 1915, 3 гыйнвар; Вакыт, 1915, 27 гыйнвар).

Общеизвестно, что в периодических изданиях начала ХХ в. достаточно большая роль отводится аналитике. Аналитические публикации на тему необходимости обучения женщин, обустройства дела обучения, формирования нового взгляда на обучение и воспитание девочек и многие другие становились предметом обсуждения во многих газетах, в том числе и в газете «Вакыт». Помимо обзорных статей, написанных представителями интеллигенции, газета обращала пристальное внимание заметкам, просьбам и письмам своих читателей. В разные годы существования на страницах газеты находили отражение публикации, написанные женщинами, где они старались обращать внимание редакции и широкой общественности на свои проблемы, просили совета или помощи. Такие письма приходили из разных уголков России. Так, в письме, написанном воспитанницами школы для девочек из Казалинска в 1906 г., авторы затрагивают актуаль-

ные проблемы в деле обучения девочек о пересмотре целей и задач женского воспитания. Речь идет о необходимости обучения девочек письму, которому до этого не обращалось внимания; о необходимости привлечения в школы прогрессивных учительниц, вооруженных новыми знаниями, отвечающих требованиям современности, хорошо знающих методику преподавания. Авторы письма поднимают проблему воспитания в своем лице «матерей нации»: несмотря на 15 лет своего существования, школа не смогла воспитать ни одну настоящую мать, которая, по их мнению, смогла бы прививать своим детям основы воспитания в духе нового времени. Девушки просят назначить в школу еще одну преподавательницу, а оплатить ее труд предлагают из средств, которые, по их мнению, можно было бы собрать у известных «отцов города», т.е. более зажиточной части населения (Вакыт, 1906, 13 июнь).

Другая важная проблема касается охвата учениц обучением. Желание все большего количества женского населения обучаться, столь радовавшее авторов газеты, и неспособность действующих школ охватить всевозрастающее количество учащихся порождали проблему нехватки мест в учебных заведениях, в результате чего девочки вынуждены были возвращаться к прежним учительницам в лице абыстаев, обучающих по своему усмотрению и без каких-либо методик, по старому методу. Открытие новых школ не всегда было возможным, прежде всего из-за материальных трудностей (отсутствие или нехватка средств и благотворителей, желающих вкладывать свои средства на обучение женщин). Например, такая ситуация в 1910 г. создалась и в школе Ф.Аитовой, которая впоследствии была преобразована в первую в России мусульманскую женскую гимназию. В эту частную женскую школу, которая получила известность среди мусульманской общественности Казани, несмотря на всего лишь годичную историю, в том году было принято только 80 учениц, все остальные абитуриенты остались вне охвата школы (Вакыт, 1910, 5 октябрь). Сам факт роста сознания татарских женщин, которые хотят получить образование, соответствующее новым реалиям жизни, радует передовую часть населения. Однако проблемы материального плана, учебно-методического и кадрового обеспечения, вопросы, связанные с нежеланием некоторой, наиболее отсталой, части населения отдавать своих дочерей в школы, где преподаются, помимо религиозных предметов, светские дисциплины, такие как история татар, русский язык, морфология и синтаксис татарского языка, «совсем ненужные» им, которые воспринимались как «вредные для их дальнейшей жизни», создавали совсем иную картину, которая нуждалась в срочном решении. Такая ситуация наблюдалась и со школой для мусульманских девочек, открытой в Новой Татарской слободе Казани, которая была закрыта в 1910 г. именно по этой причине.

Редакция газеты много внимания уделяет разбору писем из разных уголков страны, где авторы, среди которых встречаются преподавательницы и ученицы татарских школ, поднимают проблему недооценки важ-

ности и необходимости обучения женщин разными слоями населения. В одной из таких объемных публикаций под названием «Хатын-кыз мэк^блэреннэн» («Из писем женщин»), состоящей из нескольких частей, представлены письма, адресованные редактору и ответы на них со стороны редакции. В статье поднимаются разные, на первый взгляд, вопросы, но по сути относящиеся к одной и той же проблеме. Ученицы женских школ пишут о своем наболевшем, о своем видении проблем и предполагаемых путях их решения. Это говорит о том, что они уже не сомневаются в необходимости получения образования, хорошо понимают, что пришло время, когда нужно стремиться к получению профессии, тем не менее поднимают проблему, обращая, таким образом, внимание к ней той части населения, которая все еще относится с недоверием к школам для девочек.

В первом письме поднимается проблема недооценки женского образования в татарском обществе. Оно написано ярким, образным языком. Интересно письмо и потому, что его автор пытается осмыслить и озвучить проблему в сравнении: «Почему русские наши соотечественники обучают своих дочерей в хороших городских школах, гимназиях, некоторые из них, не довольствуясь только этим, отправляют их в высшие учебные заведения, даже в Европу? Наши же отцы не открывают для нас ни одной даже элементарной человеческой школы; русские тратят все свое богатство на то, чтобы обучать девочек, а наши отцы вовсе не придают значения своим дочерям. Как вы думаете, разумно ли поступают наши отцы? Или тут есть другой секрет?»

Философское размышление над проблемой наблюдается и в ответе на письмо: «Истина одна и состоит она в защите своего права на жизнь на земле. А защита прав человека возможна только при помощи знаний и образования. Необразованные люди не могут сражаться и защищать себя». По мнению редакции, образование и знания необходимы всем женщинам, независимо от их национальности и вероисповедания: «Как же не должны не понадобиться знания Фатиме или Гайше для нормальной жизни на земле, когда они нужны Марии, которая живет в том же городе, на той же улице, что и они?! Правила жизни одинаковы для всех». Далее журналист поднимает проблему тендерного равенства: «У нации, где женщины необразованны и небрежны, и мужчины недальновидны; притеснение прав женщин приводит к бесправию и мужчин. Именно поэтому невежество и бескультурье нации затормаживает ее дальнейший прогресс. Если учитывать то, что производителями нации являются матери, и девочки, и мальчики получают начальное образование и воспитание у матери, сложно предположить, что из воспитанных необразованными, невежественными матерями вырастут отважные, самоотверженные люди» (Вакыт, 1911, 20 гыйнвар).

Если раньше проблема обучения женщин волновала передовую часть населения, просветителей, и, прежде всего, мужчин, то к началу 1910-х гг.

женщины уже сами начинают осознавать суть проблемы. Их волнует не только необходимость обучения, но и отсутствие нормальных школ и хороших учительниц, учебников и программ, т.е. они уже видят проблему изнутри. В другом письме напоминается, что в Каргалинской слободе, которая известна своими мужскими медресе, богословами и благотворителями, образованию женщин уделяется очень мало внимания. Несмотря на то, что, по словам Бибигафифы Габдуллатиповой, за последние 4-5 лет все же построили для девушек 3-4 школы, пользы от них мало, так как нет ни хорошей методики, ни толковых преподавательниц. «Учительница, которая преподавала в прошлом году, уехала; по ее примеру в своем доме начала обучать дочь Хайруллы-хазрата Нафиса-ханум, но, к сожалению, ее обучение доступно только девочкам из богатых семей». Автор письма недоумевает, что «в мусульманском селении с 10 приходами нет ни одной начальной школы, в которой обучались бы девушки!» (Там же).

В письме, написанном Н.-ханум из Сибири, поднимается проблема необходимости усовершенствования содержания школ, в первую очередь, в плане налаживания дела воспитания; по мнению автора, существующие школы, к сожалению, пока не способны производить «будущих матерей нации». Автор хорошо понимает важность материнского воспитания, однако не винит сегодняшних мам, которые в свое время сами не получили должного воспитания и поэтому им неподвластно подобающее воспитание своих детей. Здесь необходимо отметить, что автор не ставит под сомнение нравственное воспитание в семье, которое у татар поставлено довольно грамотно и имеет многовековую историю и налаженную систему. Под воспитанием в данном случае она подразумевает умственное воспитание, соответствующее современным реалиям. По мнению Н.-ханум, современная школа обязана воспитывать будущих матерей: «Женщина - это половина нации. Судьба скольких девушек сегодня остается в руках необразованных абыстаев, и это ничуть не волнует их родителей! Вот чему надо удивляться! Хорошее обучение одной девушки выгоднее, чем обучение десяти юношей. Потому что девочка - это будущая жена и мать; став матерью, она должна будет освещать всю семью своей образованностью и просвещением, давать не только своим, но и детям своих соседей прекрасное воспитание - ее дом должен превратиться в полезную школу» (Там же). Таким образом, авторы статей и редакция газеты проводят мысль о том, что будущее нации зависит от роли женщины в обществе.

Появление такого плана публикаций говорит не только о повышении роли женщин в жизни общества, но и о росте их самосознания и гражданской позиции. Статьи, где татарские женщины рассказывают о своем бесправном положении, о желании бороться за свои права, в первую очередь за право на образование, публиковались во многих средствах массовой информации, в том числе и в газете «Вакыт». Письмо Загиды Бурнашевой

(«Гыйффэт туташ»), вынужденной уйти из родительского дома из-за разногласий относительно взглядов на жизнь, впервые была напечатана в газете «Вакыт». Девушка призвала общественность защитить себя и многих других татарских девушек в ее лице: «Рассказывая на страницах печати, каким бесчеловечным оскорблениям и преследованиям я подверглась, призываю нацию защитить свою дочь, испытавшую столько мучений на пути к образованию» (Вакыт, 1915, 6 сентябрь). В номере за 19 сентября того же года в газете была опубликована другая заметка З.Бурнашевой, в которой она благодарила людей, материально и морально поддержавших ее в трудную минуту (Вакыт, 1915, 19 сентябрь).

К этой тематике очень близки публикации (где-то они и пересекаются), в которых авторы поднимают проблему неравенства между мужчинами и женщинами, бесправия женщин, которая связана, прежде всего, с низким уровнем их образования, также невозможностью получения или продолжения образования вследствие их неравного положения в семье. Так, в письме девушки по имени Сахибжамал из Уфимского уезда от 8 марта 1908 г. говорится о выдаче ее, вопреки желанию, за нелюбимого, в результате чего она была не только оторвана от своего любимого дела -обучения девочек, но и была недалека от суицида. Женщина призывает отцов девушек прислушиваться к мнению и желанию своих дочерей (Вакыт, 1908, 8 март). Большинство авторов статей, посвященных женской проблематике, решение многих социальных проблем в жизни женщин видят в их обучении.

Таким образом, вопросы женского образования, обсуждаемые в газете «Вакыт», были одним из самых актуальных. Газета проводила мысль о важности и необходимости женского образования, прежде всего потому, что от уровня образованности и воспитанности женщины зависит будущее нации, так как основным призванием женщины является воспитание нового поколения. От уровня образованности женщины зависело и то, насколько она могла участвовать в жизни своей семьи, народа и страны.

Изучение проблем образования, которые нашли отражение в татарской периодической печати дореволюционного периода, в том числе и в газете «Вакыт», имеет большое значение для исследования истории мусульманского женского образования и народного просвещения в целом.

Источники и литература

1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Казань: Татар. кн. изд-во, 1976. 319 с.

2. Аминова Л.Я. История женского образования в Башкирии. Вторая пол. XIX - начало XX в. Уфа: РИО РУНМЦ ОМ РБ, 2005. 186 с.

3. Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать (1905-1907 гг.). М.: Наука, 1988. 191 с.

4. Эмирханов Р. Иманга тугрылык. Казан: Татар. кит. нэшр., 1997. 384 б.

5. Багбостан. Сэяхэт хатирэлэре (Истанбулдан мэгауб) // Вакыт. 1914. 25 июнь.

6. Балтачиева Камэрбану. Русча уку турында // Сеембикэ. 1914. №12. Б. 12-15.

7. Бэхетсез татар кызына // Сибирия. 1912. 18 август.

8. Биктимирова Т.Э. Татар хатын-кызлары мэгърифэт юлында. Казан: 2001. 140 б.

9. Биктимирова Т.Э. Ил язмышын салып ицнэренэ. Казан: «Алма-Лит», 2006. 239 б.

10. Бурнаш Заhидэ (Гыйффэт). Мэрхэмэт наменэ бер Yтенеч // Вакыт. 1915. 6 сентябрь.

11. Вагапов Н.А. Проблемы образования и воспитания в татарской лерио-дической печати (1907-1916 гг.). Автореф. дисс. ... к.и.н. Казань, 2006. 29 с.

12. Ваhапов Н.Э. Татар вакытлы матбугатында мэгариф hэм тэрбия мэсьэлэлэренец чагылышы (1907-1916 еллар). Казан, 2010. 188 б.

13. Галихузина Д.С. Проблема женского образования в освещении журнала «Шура» (1908-1917 гг.) // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. Т.152. Кн.1. С. 58-65.

14. Госманлы Исмэгыйль. Бэраэт бэйрэме // Вакыт. 1910. 8 август.

15. Гыйффэт З. Гыйффэт туташ мэгаубе // Вакыт. 1915. 19 сентябрь.

16. «Дар-уль-муаллиминъ» и «Дар-уль-муаллиматъ» в Уфе // Мир Ислама. 1913. Т.Н. Вып.Х. С. 670.

17. И. Каргалыда ГэYhэр ханым Рэмиева мэктэбе // Вакыт. 1914. 8 май.

18. Казалыда укучы кызлардан аталарына ачык хат // Вакыт. 1906. 13 июнь.

19. Калмаканов С. Семипалатта кызлар мэктэбе // Вакыт. 1910. 4 ноябрь

20. Камалия З. Мегаллимэлэр дикъкатенэ берничэ CYЗ // Мэктэп. 1913. №8. Б.211-212.

21. Каргалыда ГэYhэр ханым Рэмиева мэктэбе // Вакыт. 1914. 9 май.

22. «Кардэш». Ташкентта балалар иртэсе // Вакыт. 1915. 27 гыйнвар.

23. Кызлар укыту // Вакыт. 1910. 30 сентябрь.

24. Кызлар укыту // Вакыт. 1910. 5 октябрь.

25. Кызлар ечен кул hенэрлэре // Вакыт. 1911. 29 март.

26. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар: борьба вокруг школьного вопроса (1861-1917). Казань, 1982. 96 с.

27. Мэхмутова А.Х. Вакыт инде, без дэ торыйк... (Жрдитчелек hэм хатын-кызлар хэрэкэте формалашу): очерклар. Казан: Татар.кит.нэшр., 2012. 366 б.

28. Мозаффария Камилэ. Теркестанда татар ханымнары // Сеембикэ. 1915. №13. Б. 6-8.

29. Мозаффария Маhруй. Мегаллим вэ мегаллимэлэргэ ачык хат // Сеембикэ. 1914. №11. Б. 19.

30. Меселман кызларыньщ хэлендэн // Вакыт. 1908. 8 март

31. Назыйфа Х Кыз балаларны яшьли укудан алу // Шура. 1915. №12. Б. 373.

32. Оренбург хэбэрлэре // Вакыт. 1915. 22 август.

33. Русиядэ хатыннар хэрэкэте: (хатыннар образованиесе) // Сеембикэ. 1913. №1. Б. 17-18.

34. Мирхэбиб Сэлахетдинов. Казалы // Вакыт. 1915. 8 май

35. Свлэймания Ф. Мэктэплэремез // Сеембикэ. 1915. №14-15. Б. 13-14.

36. Тэhранда кызлар мэктэбе // Сеембикэ. 1913. №1. Б. 17-18.

37. Фэхретдинова Мэрьям. Казалы кызлар мэктэбендэ эдэбият кичэсе // Вакыт. 1915. 3 гыйнвар.

38. Хатын-кыз мэгаублэреннэн // Вакыт. 1911. 20 гыйнвар

39. Хвсэен З. Дарелмегаллимат // Сеембикэ. 1914. №1. Б. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л.Р. Мортазина

«Бер кызны яхшы укыту ун ир бала укытудан да файдалырактыр» (хатын-кыз мэгарифе мэсьэлэлэренец 1906-1918 елларда «Вакыт» газетасы битлэрендэ яктыртылышы)

Мэкалэдэ ХХ гасыр башында татарлар арасында хатын-кыз мэгарифе мэсьэлэлэре яктыртыла. «Вакыт» газетасында денья кYргэн материалларга нигез-лэнеп, автор ХХ гасыр башында хатын-кызларга белем hэм тэрбия Yзенчэлеклэренэ туктала, ана хас булган теп билгелэрне аерып курсэтэ. Мэкалэдэ хатын-кыз мэгарифенен терле аспектларына хас булган проблемаларга багышлан-ган язмалар тикшерелэ, хатын-кыз мэктэплэре ачылу hэм аларнын эчтэлеге, кыз балаларны укыту hэм тэрбия бирYнен методик нигезлэрен яктырткан мэкалэлэргэ анализ ясала. Хатын-кыз мэгарифенен эhэмияте, аны оештырудагы каршылыклар hэм авырлыклар, меселман хатын-кызларынын яшэеше hэм социаль активлыгы YCY h.б мэсьэлэлэргэ багышланган аналитик материалларга зур игътибар бирелэ.

Мэкалэ элеге темага караган, «Вакыт» газетасында денья кургэн, лэкин кин фэнни эйлэнешкэ кермэгэн чыганакларга нигезлэнеп язылган.

Ачкыч сYзлэр: «Вакыт» газетасы, меселман мэгарифе, хатын-кыз, ж;эдит-челек, хатын-кыз мэгарифе, кызлар мэктэбе, «миллэт аналары» тэрбиялэY.

L.R. Murtazina

«A good training of one girl is more profitable than training of ten young men» (Coverage of the problems of female education in the newspaper «Vakyt», 1906-1918)

The article considers the problems of female education among the Tatars at the beginning of the 20th century. The author writes about the main issues in the training and education of women that were relevant at the beginning of the twentieth century. The article analyzes the publications of the newspaper «Vakyt» («Time»), devoted to various aspects of women's education: the opening and activities of women's schools, the content and methodological foundations of teaching and raising of Tatar girls, etc.

Particular attention is paid to analytical materials which raise the problems of organization of women's education, difficulties in obtaining knowledge, and social problems in women's lives. The solution to all these problems depended on the arrangement of the training.

This paper for the first time introduces sources that cover different aspects of the selected problem.

Keywords: newspaper «Vakyt», Islam, woman, Jadidism, female education, schools for girls, education of «mothers of the nation».

Информация об авторе:

Муртазина Ляля Раисовна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Казань); e-mail: [email protected]

Мортазина Лэлэ Рэис кызы - педагогика фэннэре кандидаты, ТР ФА Ш. Мэрждни исемендэге Тарих институтыньщ Милли мэгариф тарихы h9M тео-риясе Yзэге эйдэп баручы фэнни хезмэткэре (Казан шэhэре).

Murtazina Lyalya R. - Candidate of Pedagogical Sciences, Leading Scientific Researcher, Center of History and Theory of the National Education, Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.