Научная статья на тему 'Хоперский казачий полк: костюм и вооружение в конце XVIII - начале XIX вв'

Хоперский казачий полк: костюм и вооружение в конце XVIII - начале XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
808
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лялин А.А., Нечитайлов М.В.

Статья посвящена проблемам одежды и снаряжения казаков Хоперского полка на первом этапе его существования, после переселения на Кавказ и до массового распространения костюма и вооружения черкесского типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хоперский казачий полк: костюм и вооружение в конце XVIII - начале XIX вв»

ISSN 2308-4286

Лялин A.A., Нечитайлов M.B. Хоперский казачий полк: костюм и вооружение в конце XVIII — начале XIX вв.

Статья посвящена проблемам одежды и снаряжения казаков Хоперского полка на первом этапе его существования, после переселения на Кавказ и до массового распространения костюма и вооружения черкесского типа.

Ссылка для размещения в Интернете:

http://www.milhist.info/2013/08/12/lyalin nechitailov

Ссылка для печатных изданий:

Лялин A.A., Нечитайлов М.В. Хоперский казачий полк: костюм и вооружение в конце XVIII — начале XIX вв. [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2013. — Т. IV. — С. 246-257. <http://www.milhist.info/2013/08/12/lyalin_nechitailov> (12.08.2013)

www.milhist.info 2013г.

ЛЯЛИН А.А., НЕЧИТАЙЛОВ М.В.

ХОПЕРСКИЙ КАЗАЧИЙ ПОЛК: КОСТЮМ И ВООРУЖЕНИЕ В КОНЦЕ

XVIII — НАЧАЛЕ XIX вв.

Как отмечает исследователь истории кавказского линейного казачества В. А. Колесников, «Хоперский казачий полк просуществовал в течение почти полутора веков (1775—1920), начавшись с конвойно-полицейской команды, комплектовавшейся из жителей всего четырех слобод на восточной окраине Воронежщины, он затем к началу XX в. вырос в серьезную боевую единицу пополнявшуюся казаками двух десятков станиц Хоперского полкового округа Кубанского войска... Хоперцев можно заслуженно назвать старожилами Кубанского края...»1.

В 1774 г. президент Военной коллегии Г.А. Потемкин ходатайствовал перед Екатериной II о сформировании пятисотенного конного казачьего полка из жителей малороссийских слобод при Новохоперской крепости. Соответствующий всеподданнейший доклад был утвержден императрицей. В состав сформированного в 1775 г. полка вошли не только казаки местной команды и часть жителей слобод, но и несколько десятков донских казаков, почти 290 «крещеных азиатов», представителей других сословий. Уже после переселения в 1777—1781 гг.на Азово-Моздокскую линию в полк поступали отставные солдаты и «охотники» — переселенцы из Малороссии и с юга России, а также горцы, калмыки и военнопленные поляки. Таким образом, изначально Хоперский полк представлял собой довольно пеструю в этническом отношении картину, с преобладанием, однако, малороссов. Это обстоятельство не могло не найти отражения и во внешнем виде казаков.

Уже при обсуждении проекта создания будущего Хоперского казачьего полка в октябре 1774 г. планировалось дать ему «мундир одинакий», якобы «по добровольному своему желанию» казаков, а именно: «Какие вещи полагаются

быть в казацком Хоперском полку, по которой обязуются они добровольно содержать полк в равенственном всегда виде на своем содержании.

Шапки круглые, верх сукна малинового цвета, околыш черный бухарских овчин.

Кафтан голубого цвета, полукафтанье и шаровары малиновые с малиновым на верхнем кафтане отворотом и с черным стамедовым кушаком.

Сапоги казацким образом.

Карабины с прибором.

Пики.

Лядунки черной юфти на такой же перевязи.

Погонные ремни черной же юфти.

Сабли с прибором.

Седлы с прибором во всем полку одинаковые».

Оружие и снаряжение следовало «отпустить из Главного же Коммисариата без сроку», «которые и исправить им своим коштом по усмотрению полкового командира». Все прочие вещи, кроме седел, тоже подлежали исправлению и починке «своим иждивением»2.

Однако, всеподданнейший доклад Военной коллегии от 6 октября 1774 г. об учреждении Хоперского полка был утвержден Екатериной II со значительными изменениями: штат новой части и «прочие виды довольствия и снабжения от казны» сочли излишними. Тем не менее, в книге А. Рыбальченко приведенный выше список именовался формой одежды хоперцев по положению Военной коллегии 1775 г. , а П.П. Короленко утверждал, что данная униформа была принята официально для полка, но фактически не

4 л

использовалась . В действительности, первая, но не последняя попытка придать единообразие внешнему виду хоперцев, предпринятая в 1774 г., не удалась изначально.

Регламентировать казачью форму было тем сложнее, что казаки одевались, вооружались и экипировались за свой личный счет — правительство, во

всегдашнем стремлении экономить казенные средства, оставляло казачьи полки практически на полном самообеспечении.

Классики хоперской полковой историографии — И.С. Кравцов и В.Г. Толстов, писали, что как в первое время своего возникновения, так и по переселении на Кавказскую линию, хоперские казаки форменного обмундирования не носили, а имели «народную одежду», сходную с донскими казаками5. Основу ее составлял «казакин» (короткий кафтан), застегивающийся на крючки и подпоясанный кушаком и ремнем с пряжкой для сабли. Молодые казаки, поступавшие на службу и еще не имевшие казакина, являлись в станичную хату в длинных «свитках» (зипунах) серого или черного простого домашнего сукна. Эти свитки принимавшие их старые казаки снимали и, приговаривая «О так добре буде!», подрубали топором, укорачивая до длины казакинов. После чего на молодых казаков надевали свитки, подпоясывали саблей и вели в церковь на присягу. Широкие казачьи шаровары носились поверх сапог или же запущенными в высокие сапоги. Использовали также кожаные поршни, которые надевали на онучи, обматывая последние узким ремнем в переплете от ступни до колен. Шапки были высокие, из черных мелких курпеев (мех ягненка), с красными выпущенными на бок верхами (шлыками). В шутку такая шапка именовалась «мазница» — как деревянное ведерко с дегтем для смазки осей в повозках. «Гей, хлопче! Не забудь свою мазницю!» — говорили старые казаки молодым, когда те, смущаясь непривычной обстановкой, забывали взять свои шапки.

В летнее время на службе казаки носили холщовые рубахи, впущенные в широкие холщовые, домашнего изделия, шаровары, которые держались на шнурке — учкуре. Книзу штанины шаровар сужались и впускались в короткие полусапожки, либо обвязывались вокруг них особым шнурком. Ременную амуницию — сабельную портупею и ремень на патронницу, чернили чистым дегтем, что оставляло следы на одежде.

Вооружение включало турецкую, польскую или русскую драгунскую саблю в железных ножнах, длинную деревянную пику, два пистолета, обычное

ружье тульского изготовления и лядунку или «патронницу», вместо которой ранее использовали сумку с пулями и рог с порохом. При переселении на Кавказ все ружья были заменены единообразными короткими 6-линейными (калибра 15 мм) штуцерами Тульского оружейного завода. Нагалища (чехлы) для штуцеров были кожаные, у некоторых казаков-щеголей — из барсучьего меха, выделанного шерстью наружу. Ссылаясь на «месячный рапорт за январь 1812 года» В.Г. Толстов утверждал, что штуцера были выписаны с завода «на собственные казачьи деньги» именно тогда, при полковом командире князе Багратионе. Но в действительности он принял за недавно заказанное оружие штуцера, уже имевшиеся у казаков достаточно долгое время.

Лядунка состояла из деревянной коробки с гнездами на 40 патронов, обтянутой юфтью. С внешней стороны лядунки прибивался во всю величину медный лист с государственным гербом. Очевидно, именно такая патронница хранилась некогда в музее при Кубанском областном статистическом комитете: «Патронташ Хоперского полка с государственным гербом Императрицы Екатерины II на медной верхней доске. Подарен казаком станицы Беломечетской Макеевым, в 1888 г.»6. Лядунка носилась на широком юфтевом ремне через левое плечо, около правого бедра. «Седло имели татарское; выступая в поход, ввязывали в торока широкий домашнего сукна зипун и переметные сумы». Офицеры одевались и экипировались сходно с казаками, отличаясь от них только отсутствием пики и саблей с серебряным офицерским темляком.

Источники вышеизложенного униформологического раздела в статье И.С. Кравцова неизвестны. Отчасти это, видимо, «рассказы стариков», заставших даже период службы в Новохоперской крепости, отчасти информация из дел Ставропольского архива, а также памятники материальной культуры, наподобие «старинной» печати Хоперского полка, где был изображен казак в летней одежде. В.Г. Толстов перенес этот текст в свою книгу без значительных

7 8

изменений, Ф.А. Щербина и О.В. Матвеев , в свою очередь, лишь пересказывали или цитировали Толстова. П.П. Короленко9 ограничился

замечанием, что хоперцы на Кавказе придерживались той одежды, которую тогда носили на Кубани донцы.

Однако, упоминание «казакина» — термина не характерного для XVIII в., тем более применительно к народному русскому или украинскому костюму, да еще непременно на крючках, выглядит необычным. Не указан и его цвет, что странно. Явно ошибочно утверждение, что офицеры одевались аналогично простым казакам. Напротив, в казачьих войсках внешний вид старшины должен был соответствовать их социальному статусу, особенно если речь шла о парадном одеянии. Например, список вещей убитого хоперского офицера включал кармазиновые (тонкого, высокого качества сукна ярко-красного цвета) чекмень и кафтан с золотым позументом, стоимостью 35 руб., синий чекмень и зеленый суконный кафтан за 25 руб., кафтан «дикого» (серо-синего) цвета, шубу крытую синего цвета, черный шелковый пояс, галстук вязаный, пару сапогов из козлиной кожи за полтора рубля, саблю польскую ценой 35 руб., лядунку в серебряной вызолоченной оправе, пару французских пистолетов10. Сложно судить и насчет обязательного наличия темляка, тем более что серебряный темляк на офицерском холодном оружии был окончательно принят в российской армии только при Павле I.

Иными словами, описания казачьего костюма в трудах виднейших представителей дореволюционной полковой историографии, в силу неточности и нехватки у них источников, вызывают ряд вопросов, ставящих под сомнение их надежность. Между тем, до нас дошли документы, позволяющие представить реальный внешний вид хоперцев в период между приходом на Кавказ и тем временем, когда они полностью позаимствовали горскую одежду. В «Хозяйственном описании Астраханской и Кавказской губерний» И.В. Ровинского 1804 г. указано, что «Моздоцкие, Волгские и Хоперские казаки одежду имеют такую как у Донских казаков, вооружены штуцерами, саблями, дротиками [пиками]»; кони у хоперцев в основном калмыцкие11. Замечания Ровинского дополняет составленное 19 ноября 1802 г. тогдашним полковым командиром подполковником А.П. Голяховским описание станиц Хоперского

полка, дошедшее до нас в пересказе П.Л. Юдина, автора последнего из значимых дореволюционных исследований о хоперцах12.

Согласно этому описанию, каждый казак одевался так, как ему вздумается. Обычно носили шапки с суконными разноцветными верхами и с околышами из черных, синих (!) и белых смушек, высотою 3—5 вершков (13,35—22,25 см). В летнее время некоторые надевали кожаные «картузы». Верхняя одежда хоперцев была разного покроя, цвета и «разборов сукон». При этом упоминается, что казачки красили мужнины кафтаны настоем добываемого ими корня марены. Одни хоперцы имели «на манер донских казаков» чекмени и зипуны. Другие шили из сукна «своего рукоделия» малороссийские «жупаны» и «свиты», или свитки, — наличие предметов украинской одежды в лишний раз

подтверждает преимущественно малороссийскую «физиономию» Хоперского

*

полк .

Уже к 1802 г. большинство казаков успели, однако, перенять «горские черкески». Надевали еще короткие, до пояса, «куртки» и «халаты» — восточную просторную верхнюю одежду. Под ними носили полукафтаны (укороченные кафтаны), называвшиеся у хоперцев, как и у донцов, «бешметами», из «всякой доброты и цвета сукна» и других материй, построенные по донскому или черкесскому образцу. Вместо кушаков опоясывались поясами плисовыми, китайчатыми, бурметными (из грубой хлопчатобумажной ткани),

* Чекмень — верхняя плечевая одежда типа кафтана или халата. Зипун — облегающая короткая куртка, надевающаяся поверх рубахи из домотканого полотна, но под чекмень. Свита — распашная одежда преимущественно прямого туникообразного покроя, с немного зауженной в талии спинкой. Такая одежда могла иметь невысокий стоячий воротник, рукава были узкие; наличествовал неглубокий запах налево, застежка при воротнике и у пояса осуществлялась на кожаные пуговки с петельками или на крючки. Жупан, надеваемый под свиту, отличался от нее системой вставок с боков и отсутствием запаха, его шили часто с застежкой на пуговицы, со стоячим или отложным воротником. См.: Гангур H.A., Шаповалова A.B. Традиционный костюм черноморского казачества (конец XVIII — 1860 г.). Краснодар, 2011.

парусиновыми, «холщовыми из разных коломенок» (из полосатой шерстяной материи), тафтяными, гарнитуровыми (из плотной шелковой ткани полотняного переплетения с рельефным узором) и другими. На летнее время шили крашениновые (грубое льняное полотно), тиковые и парусиновые шаровары, которые зимой заменялись суконными донского или же черкесского покроя. Из обуви употреблялись преимущественно сапоги «разных швов».

Седла делали «одинакового вида со всем конским прибором на манер донских казаков», но «доброта и оправа» их зависели от «произвола» и имущественного достатка каждого казака. Лошади разводились «малою частью черкесские и русские, а больше в заводе — кони калмыцкие».

В документах карантинных застав Кавказской линии за 1817 г. упоминаются лица, выезжающие из Хоперского полка в российские города «по разным надобностям». Среди описания одежды и обуви встречаются те же малороссийские жупаны и свитки, хотя у большей части уже наличествуют чекмени (здесь — черкески), бурки, башлыки и черевики — черкесская обувь.

13

Все молодые казаки брили бороды .

Вооружение хоперцев к 1802 г. состояло из «однокалиберных» ружей («стуцеров») двух видов: «десятырники» и «осьмирники». Первые в длину имели 4 четверти с вершком (17 вершков — 75,6 см), вторые — 4 четверти (то есть один аршин — 0,71 м). Штуцера эти были доставлены казакам «полковым подрядом» в 1784 и 1787 гг. из Тулы «на их жалованье». «И оные с починкою казакам на собственные деньги и ныне еще во всей исправности существуют». Пистолетов и кинжалов казаки не имели. Холодное оружие включало преимущественно черкесские шашки, приобретаемые у горцев; некоторые переделывали «русские» сабельные клинки «на такой же манер», то есть тоже в шашки. Всякий имел «дротик» (пику) одного «колибра». «Железки» (наконечники) и «ратовья» (древки) пик изготовлялись на местах наемными кузнецами и плотниками за счет казаков14.

Генерал-майор С. А. Тучков, прибывший в 1800 г. на Кавказскую линию, отмечал, что линейные казаки, в отличие от донцов и уральцев на Кавказе,

пики, «когда приказывают им иметь оные, почитают они излишнею тягостью»15. Но в тексте казачьей песни о походе хоперских сотен под Анапу читаем:

«.. .Свои дротики, свои острые, во руках несут. Одномерные свои штуцера за плечьми несут; Цветное платье свое, прикровавленное, в тороках везут»16. И в дальнейшем пики находили себе применение в боевой практике хоперцев. Они упоминаются, например, в полковой истории под 1804 и 1810

17

гг.; еще в 1812 г. хоперцы использовали пики в стычке с однодворцами . Официально пики у линейных казаков отменили только в 1828 г.

Хотя в собранных позднее сведениях по истории Хоперского полка

утверждалось, что по большей части прибывшие на Линию казаки не

18

располагали даже огнестрельным оружием , а в рапорте 1802 г. выше указывалось, что у хоперцев не было пистолетов, в реальности дело с огнестрельным оружием обстояло видимо не столь плачевным образом. Так, например, смотр 12 марта 1782 г. в крепости Московской выявил по списку 114 казаков и трех офицеров. Из казаков у четверых имелось по ружью и пистолету, у 90 — только ружье, у 20 — только пистолеты. Саблями были вооружены все 114 человек, пиками — 105. Однако, оружие состояло не в лучшем виде, «у многих в огнивах огня весма мало а у некоторых и совсем нет», сабли по большей части ненадежны, пороха и свинца — всего по 10—20 зарядов на казака. Свинец в патронах был не пулями, а рубленный «и весма по малому количеству»; пороха в патронах «отнюдь не по пропорции ружья, а пистолета». У некоторых в лядунках имелись только холостые патроны, у других патронные гнезда в лядунках то слишком велики, то малы. В общем, небрежение и беспорядок в обращении с оружием были налицо19.

При этом начальство не оставляло мысли завести «регулярство» среди казаков и очередной попыткой стал ордер генерал-майора Ф.И. Фабрициана Хоперскому полку от 10 ноября 1781 г. Поскольку в станицах была разрешена вольная продажа спиртных напитков, генерал потребовал, чтобы на доходы от

питейной продажи полк приобрел «для казаков однообразное вооружение — ружья, сабли, пистолеты, завести однообразное казачье платье, чтобы

Хоперский полк являлся на царскую службу в полной исправности и даже

20

щегольски, не уступая даже регулярным войскам» . Однако, торговлю эту запретили уже в следующем году, и казаки по-прежнему остались без форменной одежды. Согласно ведомости Хоперского полка за 1794 г., «оный полк имеет мундиры и амуничные вещи собственные свои»21...

Рядовой и офицер Хоперского казачьего полка. Последняя четверть XVIII века.

Рис. С.А. Шаменкова

1 Колесников В.А. Былое Невинного мыса. К 185-летию переселения Хопёрского казачьего полка на Кубань и Куму и основания станицы Невинномысской. — Ставрополь, 2011. С. 21 и след.

Дмитренко И.И. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. — СПб., 1896. — Т. I. — С. 379, 380, 382.

Рыбальченко А. Памятка хоперских казаков. — Екатеринодар, 1910. — С.

7—8.

4 Короленко П.П. Двухсотлетие Кубанского казачьего войска. 1696—1896 (Исторический очерк). — Екатеринодар, 1896. — С. 25.

5 Кравцов И.С. Старейшие в Кубанском казачьем войске «Хоперские казаки» // Кубанские областные ведомости. — 1891. — № 3 (19 января). — С. 2; Толстов В.Г. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска. 1696—1896. — Тифлис, 1900. — Ч. 1. — С. 80, 84—85; Ч. 2. — Тифлис, 1901. — С. 185.

6 Краткий указатель археологических, естественно-исторических и этнографическо-промышленных вещей и предметов имеющихся при Кубанском областном статистическом комитете // Кубанский сборник. — Екатеринодар, 1897. — Т. IV. — С. 20.

Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. — Екатеринодар, 1913. — Т. II. — С. 223, 225.

8 Матвеев О.В. Очерк истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII — начало XX вв.) // Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. — М., 1995. — С. 94; Его же. Форменная одежда казаков-линейцев Кубани. — Краснодар; Армавир, 1995. — С. 16—17; Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII в. — 1917 г.). — Краснодар, 2000. — С. 120—121.

9 Короленко П.П. Двухсотлетие Кубанского казачьего войска. 1696—1896 (Исторический очерк). — С. 25.

10 Костин Б.С. История села Московское. — Ставрополь, 1999 (рукопись). — С. 27.

11 Прозрителев Г.Н. Из прошлого Северного Кавказа. Материалы для истории г. Ставрополя и Ставропольской губ. — Б. м., б. г. — С. 57.

12 Юдин П.Л. С Хопра на Кавказ. (К истории Кавказского линейного войска) // Записки Терского Общества любителей казачьей старины. — 1914. — № 11. — С. 59—62.

13 Государственный архив Ставропольского края. Ф. 22. Оп. 1. Д. 19. Л. 8—11. Цит. по: Колесников В.А. Былое Невинного мыса. — С. 59.

14 Юдин П.Л. С Хопра на Кавказ. (К истории Кавказского линейного войска). — С. 60.

15 Записки С. А. Тучкова. 1766—1808. — СПб., 1908. — С. 169.

16 Песни казаков Кубани. — Краснодар, 1966. — С. 43; Толстов В.Г. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска. 1696—1896. — Ч. 2. — С. 175.

17

Государственный архив Ставропольского края. Ф. 87. Оп. 1. Д. 288. Л. 4.

18 Государственный архив Ставропольского края. Ф. 377. Оп. 1. Д. 15. Л. 1.

19 Костин Б.С. История села Московское. — С. 29—30.

20

Толстов В.Г. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска. 1696—1896. — Ч. 2. — С. 26. 21 Там же. — С. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.