Научная статья на тему 'Homo viator — через призму его травелогов на рубеже ХХ-ХХI вв. '

Homo viator — через призму его травелогов на рубеже ХХ-ХХI вв. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
743
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА / ДИСКУРС ТРАВЕЛОГА / TIM CRESSWELL. ON THE MOVE. MOBILITY IN THE MODERN WESTERN WORLD. RUTLEDGE / N.Y. / JOHN URRY. MOBILITIES. CAMBRIDGE: POLITY PRESS / MOBILITY / ANTHROPOLOGICAL PRACTICE / ANTHROPOLOGICAL CATASTROPHE DISCOURSE TRAVELOGUE / 2006 / 2007

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Русаков В.М.

В статье анализируется концепт «Человека движущегося» (скитающегося) как обозначение наиболее характерного свойства жизни человека рубежа XX-XXI вв. Этот концепт является многоуровневым и охватывает широчайший спектр проявлений мобильности: от перемещения в физическом про-странстве и времени до интенсивных духовных исканий. Текучая современность ставит современное человечество на грань антропологической катастрофы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Homo Viator - In The Light of It`s Travelogue on the Bordeline of

The paper analyzes the concept of «Man of the moving» (wandering) as a symbol of the most characteristic features of human life on the borderline of ХХ-ХХI the centuries. This concept is multi-level and covers a wide range of manifestations of mobility: from moving in the physical space and time to intense spiritual researches. The liquid modernity puts modern humanity on the verge of anthropological disaster

Текст научной работы на тему «Homo viator — через призму его травелогов на рубеже ХХ-ХХI вв. »

УДК 111.6

HOMO VIATOR -

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЕГО ТРАВЕЛОГОВ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.

Русаков Василий Матвеевич,

Институт международных связей, зав. кафедрой философии и культурологии, доктор философских наук, профессор, г Екатеринбург, Россия. E-mail: dipi@nm.ru

Аннотация

В статье анализируется концепт «Человека движущегося» (скитающегося) как обозначение наиболее характерного свойства жизни человека рубежа ХХ-ХХ1 вв. Этот концепт является многоуровневым и охватывает широчайший спектр проявлений мобильности: от перемещения в физическом пространстве и времени до интенсивных духовных исканий. Текучая современность ставит современное человечество на грань антропологической катастрофы.

Ключевые слова:

мобильность, антропологические практики, антропологическая катастрофа, дискурс травелога.

Две главных парадигмы заданы христианским сознанием в понимании человеческой природы: Homo viator - человек-странник: а) это странник-пилигрим, странствующий в поисках бога, евангелизации души, странствия души в поисках абсолютных ценностей и смыслов; и б) странник-Агасфер, бесприютный скиталец, для которого не только весь мир - чужбина, но бездомный бродяга, не нашедший внутреннего мира, а потому нет у него и в нем дома для бога (храма).

Христианско-экзистенциалистская трактовка этой проблемы в Homo viator Г. Марселя [1] существенно архаизирует ее, утапливая в мифологических и теологических хитросплетениях актуальность множества насущных аспектов. Понятно, что переложение существа проблемы на архаизирующий язык христианской мифологии и теологии был призван «возвысить» значение

проблемы человека, приподнять ее трактовку над пресными трюизмами типа «плохие времена настали, молодежь не почитает богов, не уважает старших» и т. п.

Уже в классическом марксизме [2] была дана светская формулировка данного аспекта проблемы человека: а) его сущность не дана и тем более не задана, б) особенность ее в том, что она носит существенно процессуальный характер (человек есть то, что он делает, раскрывается в его всемирно-исторической практике), в) прогресс этот носит непрерывный характер (хотя и не прямолинейный) и не существует никакого «наперед заданного предела или сущности», к которым он должен прийти. Причем, это было обосновано анализом буржуазного способа производства, который впервые в истории человечества придал этому прогрессу подлинно всемирный характер, мы бы

тщрПи

Дискурс мобильности

сегодня сказали - «глобальный». А, кроме того, придал ему главным образом негативный характер: как в том, что прогресс этот просто отрицает все и всякие наперед заданные пределы, границы, нормы и т. п., так и в том смысле, что получила всемерное развитие свобода (поливариантность) человека в негативном смысле - «свобода от», а не «свобода для», предельное развитие получила способность человека предельно обесчеловечивать себя, вытравливать из себя все человеческое (появляется впервые категория «преступление против человечности») в самом предельно возможном глобальном масштабе - не только геноцида (геноцидов), но и в принципе хомицида: глобального самоистребления (неважно одномоментно в процессе тотального термоядерного самоуничтожения или в процессе длительной глобальной экологической катастрофы). Обесчеловечение оказалось поставлено на промышленную основу, приобрело настоящий индустриальный размах, как любили говорить в XIX в. - потому что сама индустрия обесчеловечилась: тотальное повседневное глобальное вытравливание всего человеческого чем-нибудь бесчеловечным («машинерией» масскульта или «машинерией» технической или социальной инженерии).

Человек бредущий не просто побрел, скитаясь по странам и континентам, он понесся со все возрастающей скоростью к антропологической катастрофе - поскольку чем быстрее он двигался, тем острее давало о себе знать главная проблема: а куда надо двигаться? Что такое - быть человеком? И главное: а надо ли задумываться и решать эту проблему?

Что же означают эти странствия Человека-Путника в начале третьего тысячелетия н. э. - в поисках чего? Себя?

Как известно, неклассическая философская антропология (начиная с М. Шелера) ставит вопрос о неопределимости человека и о том, как можно мыслить эту неопределенность. При этом она исходит из того, что человек есть «полое», «незавершенное» существо, у человека нет сущности, нет «что». В этом плане возникает двойственность: человек предстает и как результат собственного полагания (планирования, «дела-

ния», искания), и одновременно он застает себя как уже нечто положенное, готовое [3].

«Человек странствующий» в начале третьего тысячелетия развертывается в целый гигантский спектр вариаций («возможностей») развития и раскрытия, т. е. получается «развилка», точка ветвления вариантов-возможностей («древо решений»), а, следовательно - при нарастании неустойчивости в открытой диссипативной системе, которой является общество, - точка «бифуркации», в которой ничтожный факт (аттрактор) может предопределить тот или иной выбор.

Под «гигантским спектром вариаций («возможностей») развития и раскрытия» имеется в виду спектр практик (и мысленных конструкций, в которых они находят «теоретическое оправдание» и выражение), которые резко переформулировали марселевскую формулу: человек странствует отнюдь не только и не столько в поисках бога или духовности, особенно «высшей духовности», сколько в предельном исчерпании всевозможных самореализаций, образуя в пределе некую «пенную Вселенную», где вариации самобытия человека представляют некие «мыльные пузыри» (часто, действительно, таковыми и являющиеся - формы мнимой, виртуальной, иллюзорной самореализации, стремящиеся заменить собою подлинные, тем более, что часто никто и не знает - в чем они заключаются, что означает «Быть самим собой»? Когда есть мириады и необременительных, и приятных (наслаждение!) таких форм - в противовес этим мучительным «духовным исканиям».

Если в марселевской формуле странничество человека выступало, скорее, высокомерной претензией интеллектуала (действительно, мерившего себя (и испытывавшего себя) мерой высокой духовности), отдававшей аристократизмом духа - поскольку слишком наглядна и куда более убедительна была как раз иная противоположная тенденция к бездуховности, омассовлению и атомизации примитивизированных индивидов, переживающих одиночество в толпе, то форму та была, скорее, приложима к тем, кто культивирует духоводительские практики или, по крайней мере, размышляет над этим. Что же касается

массового человека и массового общества, то ему были уготованы различные эрзацы и симулякры, в том числе избавлявшие от этих непосильных странствий души в поисках себя.

Более того, социально-манипулятивные технологии наработали массу практик компенсаторного характера, призванных «полечить» массовое сознание, подспудно испытывавшее подозрение, что все-таки вопросы о смысле бытия и природе человека (Что значит быть человеком, быть собой?) не совсем бессмысленны или пустопорожни.

Во-первых, это перелицовка традиционного религиозно-мифологического сознания, которое реальность заставляла поворачиваться лицом к человеку, отвечать на повседневные вопросы. Даже консервативное католичество, хотя и не без строгих окриков в адрес всевозможных «диссидентов», дерзавших скрещивать томизм с экзистенциализмом, психоанализом или того пуще - с марксизмом! - модифицировало свой дискурс социальности и повседневности. Тем более это касается протестантизма и сектантства. Дело пришло в столь заметное движение, что традиционные конфессии заговорили о том, что общество захлестнул вал «тоталитарных сект». В этих условиях православие в традициях византизма даже поспешило за помощью к государственному аппарату [4].

Во-вторых, бурное развитие всех видов и жанров массовой культуры с особенным упором на всемерное использование современных СМИ и информационных технологий и технических средств. После эпохи господства «самого главного из искусств» - кино - этих фабрик грез, сыгравших огромную роль (в формировании человека: «Путевка в жизнь», «Повесть о настоящем человеке», «Американская мечта» и т. п.) в первой половине ХХ в. (и продолжающего в новой технологической оболочке), наступил век телевидения, пришедшего в каждый дом, существенно дополнившийся экраном компьютера, который в итоге переваривает в себе все виды и жанры масскульта, доводя их действие до немыслимой прежде эффективности. Фильмы, реклама, комиксы, игры, социальные сети мощно принялись пожирать свободное время человека - это пространство раз-

вития сущностных сил человека, одаривая его различными иллюзиями. Немаловажное значение при этом придается тому, чтобы индивид комфортно потреблял различные формы навязываемой ему самоидентификации («был самим собой»): в тотальном энтертейнменте-развлекалове, не менее тотальном потреблении («потребляй, или проиграешь»), псевдодуховных практиках «расширения сознания» и т. п.

Реакцией на подобные тектонические сдвиги выступают и поиски в области понимания того, что, собственно, представляет собой человек и вступил ли он в некую новую стадию - «постчеловека» [5].

Отдельно следует сказать и о социально-политических практиках, призванных формировать новый дискурс, в рамках которого были бы существенно девальвированы, если не опровергнуты, любые претензии людей на обретение чего-либо устойчивого, прочного: идеалов, смыслов, ценностей, убеждений. «Цинический разум» современного человека и общества обрел невероятную мощь и влияние.

Все эти процессы получили самое разнообразное выражение в архетипичном жанре травелога, древнего жанра повествования о всяческих скитаниях и странствиях человека и человечества - от самых древних преданиях и мифах о странствиях богов и героев до новейших эпических картин жизни как невероятного приключения и странствия от чуда рождения до неизреченного мрака смерти [6].

Жанр травелога в конце ХХ - начале XXI вв. обрел невероятно разнообразное воплощение: это и литература приключений и путешествий, это и всевозможные «беседы разочарованного со своей душой», повести о поисках высших степеней духовности и глубин сознания, а также - о поисках приключений на различные части тела, о глубинах человеческого падения [7].

Дискурс-анализ травелога как жанра обнаруживает его архетипичность (присутствие архетипических концептов Пути, Путника, Гостя, Приключения) и глубоко архетипическую структуру Пути как Выбора (Решения): в них помимо рационально-теоретического, интуитивно-

тщрПи

Дискурс мобильности

чувственного слоев присутствуют мощные слои коллективного бессознательного, глубоко связанные с историческими особенностями национально-этнических культур.

Что дает нам дискурс-анализ многообразного корпуса всевозможных современных травелогов? Философско-антропологическая проблематика конца ХХ в. пополнилась ярко выраженным в литературе концептом «мобильности»: поистине, через призму анализа травелогов человек и человечество предстает как окончательно сдвинувшиеся (а местами и свихнувшееся), пришедшие в тотальное движение. Огромные миграционные потоки людей, ищущих лучшей жизни (а то и просто - жизни!), фундаментальные изменения в образе жизни людей, превращающие ее в лихорадочную гонку, сопровождаются заклинаниями: «реформирование», «модернизация», «инновация».

Но процесс этот, как известно, двойственный. Травелог выразил широчайший спектр всевозможных движений души и тела человека, но он же формирует и задает его. Анализ семиотического аспекта травелога показывает нам, как он способен мощно формировать антропологические «практики себя» - от приключенческой литературы «дальних странствий» до скитаний души в поисках ценностей и смыслов [8]. Кратологический аспект дискурса травелога наглядно демонстрирует властно-распорядительные возможности предписывания «современного» (т. е. мобильного!) образа жизни через разнообразные каналы и средства. Институциональный аспект дискурса травелога обнаруживает целые системы социальных институтов, сложившиеся к концу ХХ в. и которые приводят в движение человечество [9] и заставляют его «разговаривать» об этом - от от маловразумительного «блогобор-мотания» до сложновыстраиваемых трактатов о причудливых странствиях и путешествиях («шоптуры», «гурмантуры», «автостопом по ев-ропам», экстремальный, экзистенциальный, экзотический космический и паломнический туризм, дауншифтинг и т. п.).

Концепт «катастрофы» - в его первоначальном древнегреческом смысле (как некоторого «крутого поворота» или «излома» в движении

сюжета, повествования) не случайно возникает в процессе исследования феномена «Человека странствующего» через призму его травелогов. Пришедшее в поистине глобальное движение-странствие человечество в начале третьего тысячелетия набрало столь значительные скорости, не имевшие прецедента в прошлом, что впору озадачиться закономерным вопросом: «Камо гря-деши, Homo viator?».

1. Homo viator (лат.) - человек-путник (Марсель), «Человек - скиталец» (1945).

2. Классический марксизм сформулировал т. н. «Всеобщий закон капиталистического накопления»: Накопление капитала есть специфическая форма расширенного воспроизводства, свойственная капитализму, т. е. воспроизводства капитала и капиталистических производственных отношений в возрастающих масштабах, выходящих за национальные границы, превращаясь в глобальный процесс. К. Маркс: «производство, основанное на капитале, создает систему всеобщей эксплуатации природных и человеческих свойств... Отсюда великое цивилизирующее влияние капитала... Соответственно этой своей тенденции капитал преодолевает национальную ограниченность и национальные предрассудки, обожествление природы, традиционное, самодовольно замкнутое в определенных границах, удовлетворение существующих потребностей и воспроизводство старого образа жизни. Капитал разрушителен ко всему этому» (Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, гл. 23-24).

3. «Для неклассической философской антропологии принципиальным является положение о том, что ключ к человеку находится в патологии человека. Идеальным модельным объектом изучения человека являются не обезьяна, не человек в норме, а исключение из нормы. Так, для Фуко и Делеза идеальным модельным объектом является шизофреник, для Ильенкова - слепоглухонемой, для Поршнева - снежный человек, возникающий в результате нервного срыва, перехода через ультрапарадоксальную ситуацию, для Бородая и Гиренка - аутист. В последнем случае ставится под сомнение идея о том, что человек всегда есть некое бытие в мире». (http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/ encyclopedia:01409: article).

4. Справочник «Религии и секты в современной России» // URL: http://www.ystolika.narod.ru/; http://sobor.by/center. php?n=relsekty.

5. Nick Bostrom. A History of Transhumanist Thought. Oxford University. Journal of Evolution and Technology - Vol. 14, Issue 1 - April 2005 // URL: http://jetpress.org/volume14/bostrom. html.

6. Ст. Гроф // Stanislav Grof, M.D. The Ultimate Journey. Consciousness and the Mystery of Death. 2006.

7. Шаламов В.. Колымские рассказы; Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. - М.: Прогресс, 1990.

8. Характерное выражение современного исследователя, создающего травелог нового типа: «В этой книге я пытаюсь суммировать философский и духовный опыт моего сорокалетнего личного и профессионального пути, включающего исследования неизведанных границ человеческой психики. Это было сложное и нелегкое странствие, порой весьма спорное, и в одиночку я бы

в него не отправился» (Гроф Ст. Космическая игра / Пер. с англ. Ольги Цветковой - М.: Изд-во АСТ. С. 3).

9. Tim Cresswell. On The Move. Mobility in the modern Western World. Rutledge, N.Y., 2006; John Urry. Mobilities. Cambridge: Polity Press, 2007.

1. Homo viator (lat.) - chelovek-putnik (Marsel'), «Chelovek-skitalec» (1945).

2. Klassicheskij marksizm sformuliroval t. n. «Vseobshhij zakon kapitalisticheskogo nakopleniya»: Nakoplenie kapitala est' specificheskaya forma rasshirennogo vosproizvodstva, svojstvennaya kapitalizmu, t. e. vosproizvodstva kapitala i kapitalisticheskix proizvodstvennyx otnoshenij v vozrastayushhix masshtabax, vyxodyashhix za nacional'nye granicy, prevrashhayas' v global'nyj process. K. Marks: «proizvodstvo, osnovannoe na kapitale, sozdaet sistemu vseobshhej e'kspluatacii prirodnyx i chelovecheskix svojstv... Otsyuda velikoe civiliziruyushhee vliyanie kapitala. Sootvetstvenno e'toj svoej tendencii kapital preodolevaet nacional'nuyu ogranichennost' i nacional'nye predrassudki, obozhestvlenie prirody, tradicionnoe, samodovol'no zamknutoe v opredelennyx granicax, udovletvorenie sushhestvuyushhix potrebnostej i vosproizvodstvo starogo obraza zhizni. Kapital razrushitelen ko vsemu e'tomu» (Marks K., Kapital, t. 1, Marks K. i E'ngel's F., Soch., 2 izd., t. 23, gl. 23-24).

3. «Dlya neklassicheskoj filosofskoj antropologii principial'nym yavlyaetsya polozhenie o tom, chto klyuch k cheloveku naxoditsya v patologii cheloveka. Ideal'nym model'nym ob»ektom izucheniya cheloveka yavlyayutsya ne obez'yana, ne chelovek v norme, a isklyuchenie iz normy. Tak, dlya Fuko

i Deleza ideal'nym model'nym ob»ektom yavlyaetsya shizofrenik, dlya Il'enkova - slepogluxonemoj, dlya Porshneva - snezhnyj chelovek, voznikayushhij v rezul'tate nervnogo sryva, perexoda cherez ul'traparadoksal'nuyu situaciyu, dlya Borodaya i Girenka -autist. V poslednem sluchae stavitsya pod somnenie ideya o tom, chto chelovek vsegda est' nekoe bytie v mire». (http://www.lomonosov-fUnd.ru/enc/ru/encyclopedia:01409: article).

4. Spravochnik «Religii i sekty v sovremennoj Rossii» // URL: http://www.ystolika.narod.ru/; http://sobor.by/center. php?n=relsekty.

5. Nick Bostrom. A History of Transhumanist Thought. Oxford University. Journal of Evolution and Technology - Vol. 14, Issue 1 - April 2005 // URL: http://jetpress.org/volume14/bostrom. html.

6. St. Grof// Stanislav Grof, M.D. The Ultimate Journey. Consciousness and the Mystery of Death. 2006.

7. Shalamov V. Kolymskie rasskazy; Frankl V. Chelovek v poiskax smysla: Sbornik / Per. s angl. i nem. D.A. Leont'eva, M.P. Papusha, E.V. E'jdmana. - M.: Progress, 1990.

8. Xarakternoe vyrazhenie sovremennogo issledovatelya, sozdayushhego travelog novogo tipa: «V e'toj knige ya pytayus' summirovat' filosofskij i duxovnyj opyt moego sorokaletnego lichnogo i professional'nogo puti, vklyuchayushhego issledovaniya neizvedannyx granic chelovecheskoj psixiki. E'to bylo slozhnoe i nelegkoe stranstvie, poroj ves'ma spornoe, i v odinochku ya by v nego ne otpravilsya» (Grof St. Kosmicheskaya igra / Per. s angl. Ol'gi Cvetkovoj - M.: Izd-vo AST. S. 3).

9. Tim Cresswell. On The Move. Mobility in the modern Western World. Rutledge, N.Y., 2006; John Urry. Mobilities. Cambridge: Polity Press, 2007.

UDC 111.6

HOMO VIATOR -

IN THE LIGHT OF ITS TRAVELOGUE ON THE BORDELINE OF XX-XXIth CENTURIES

Rusakov Vasilii Matveevich,

Institute of International Relations,

Head of the Chair of Philosophy and Culturology,

Doctor of Sciences (Philosophy), full professor,

Ekaterinburg, Russia.

E-mail: dipi@nm.ru

Annotation

The paper analyzes the concept of «Man of the moving» (wandering) as a symbol of the most characteristic features of human life on the borderline of XX-XXI the centuries. This concept is multi-level and covers a wide range of manifestations of mobility: from moving in the physical space and time to intense spiritual researches. The liquid modernity puts modern humanity on the verge of anthropological disaster.

Key words:

mobility, anthropological practice, anthropological catastrophe discourse travelogue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.