Научная статья на тему 'HOMO SUM: НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ БИОГРАФИИ ЭРАЗМА'

HOMO SUM: НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ БИОГРАФИИ ЭРАЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ / РЕНЕССАНС / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ВОСПРИЯТИЕ БОЛЕЗНИ / ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Софронова Лидия Владимировна, Желонкина Юлия Михайловна

В статье исследуется интеллектуальное наследие нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского в контексте культурной истории медицины. Анализ автобиографии гуманиста, диалогов, многочисленных посланий разным адресатам позволяет авторам статьи изучить наиболее репрезентативные страницы медицинской биографии Эразма. Исследуются случаи заболевания гуманистом четырехдневной перемежающейся лихорадкой, различными кожными болезнями, аллергией, подагрой, мочекаменной болезнью, а также выявляется его отношение к своим недугам. На примере личной истории великого гуманиста показаны наиболее характерные заболевания эпохи перехода к Новому времени, практики их лечения, особенности врачебной этики и психологии больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOMO SUM: SOME PAGES FROM THE MEDICAL BIOGRAPHY OF ERASMUS

The article considers the intellectual heritage of the Dutch humanist Erasmus of Rotterdam in the context of the cultural history of medicine. Analysis of the autobiography of a humanist, dialogues, numerous messages to different addressees allows the authors of the article to study the most representative pages of the medical biography of Erasmus. Cases of a humanist's illness with four-day intermittent fever, various skin diseases, allergies, gout, urolithiasis are investigated, and his attitude to his ailments is also revealed. On the example of the personal history of the great humanist, it are shown the most characteristic diseases of the era of transition to the New Age, the practice of their treatment, the peculiarities of medical ethics and psychology of patients.

Текст научной работы на тему «HOMO SUM: НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ БИОГРАФИИ ЭРАЗМА»

называемом «язычестве» древних славян (перечень 72-х славянских богов), и в иудаизмме (72 потомка Ноя), и в христианстве (72 имени бога). Можно привести и множество других примеров.

Практика самой методики, по отзывам адептов, направлена на решение важных психологических составляющих человека, деятельность которого связана с экстремальными ситуациями:

1. оздоровление (видимо, за счет оптимизации адаптивных процессов);

2. повышение профессионально важных качеств и снижение количества ошибок принятия решений (за счет оптимизации механизма переработки информации);

3. уменьшение времени на принятие решений (за счет улучшения антиципационных механизмов и интуитивных способностей) в экстремальных условиях деятельности.

Таким образом, с военно-исторической точки зрения, текст «Шесть секретных учений Тай-гуна» можно рассматривать как некий трактат, в котором еще в XIV-XI вв. до н.э. (или, по иной датировке, не позднее 403 - 221 гг. до н. э.) была предпринята попытка сделать акцент на психологической составляющей военной подготовки. С одной стороны, психологический тезаурус этого текста позволяет оценить представления о психических возможностях человека, как их представляли в тот исторический период. С другой стороны, мы впервые встречаем в этом трактате четкое упоминание о методе «72 шага», легшем в основу и «восточного символизма», и многочисленных «тайных методов» подготовки военнослужащих Древнего Мира, исторические свидетельства о которых встречаются далеко за пределами Восточно-Азиатского региона.

Литература и источники

1. ВороновИ.А. Китайская классическая концепция военного обучения: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 234 с.

2. Дэ, Ч. Управление дыханием цигун в шаолиньской традиции / Дэ Чань. - М.: ЦИОСДВ, 1990. - 58 с.

3. Москвин П. Морально-психологическая подготовка личного состава бундесвера // Зарубежное военное обозрение. - 1988. -№1. - С. 12-19.

4. У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая / Пер. с англ. Котенко Р.В. Предисловие и комментарии: Ralf D. Sawyer. -СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. - 448 с.

References and Sources

1. Voronov I.A. Kitajskaya klassicheskaya koncepciya voennogo obucheniya: diss. ... kand. ped. nauk. - M., 1996. - 234 s.

2. De, Ch. Upravlenie dyhaniem cigun v shaolin'skoj tradicii / De Chan'. - M.: CIOSDV, 1990. - 58 s.

3. Moskvin P. Moral'no-psihologicheskaya podgotovka lichnogo sostava bundesvera // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. - 1988. - №»1. - S. 12-19.

4. U-czin. Sem' voennyh kanonov Drevnego Kitaya / Per. s angl. Kotenko R.V. Predislovie i kommentarii: Ralf D. Sawyer. - SPb.: Izdatel'skaya gruppa «Evraziya», 2001. - 448 s.

КУЛИКОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

KULIKOVA, OLGA Yu. - Ph.D. in History, Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg (oksovetnik09@gmail.com).

УДК 930.85 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-4-11-15

ЖЕЛОНКИНА Ю.М., СОФРОНОВА Л.В. HOMO SUM: НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ БИОГРАФИИ

ЭРАЗМА

Ключевые слова: Эразм Роттердамский, Ренессанс, история медицины, эпистолярное наследие, восприятие болезни, история гигиены.

В статье исследуется интеллектуальное наследие нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского в контексте культурной истории медицины. Анализ автобиографии гуманиста, диалогов, многочисленных посланий разным адресатам позволяет авторам статьи изучить наиболее репрезентативные страницы медицинской биографии Эразма. Исследуются случаи заболевания гуманистом четырехдневной перемежающейся лихорадкой, различными кожными болезнями, аллергией, подагрой, мочекаменной болезнью, а также выявляется его отношение к своим недугам. На примере личной истории великого гуманиста показаны наиболее характерные заболевания эпохи перехода к Новому времени, практики их лечения, особенности врачебной этики и психологии больных.

ZHELONKINA, Y.M., SOFRONOVA, L.V. HOMO SUM: SOME PAGES FROM THE MEDICAL BIOGRAPHY OF ERASMUS

Key words: Erasmus of Rotterdam, Renaissance, history of medicine, epistolary heritage, disease, illness perception, hygiene history.

The article considers the intellectual heritage of the Dutch humanist Erasmus of Rotterdam in the context of the cultural history of medicine. Analysis of the autobiography of a humanist, dialogues, numerous messages to different addressees allows the authors of the article to study the most representative pages of the medical biography of Erasmus. Cases of a humanist's illness with four-day intermittent fever, various skin diseases, allergies, gout, urolithiasis are investigated, and his attitude to his ailments is also revealed.

11

On the example of the personal history of the great humanist, it are shown the most characteristic diseases of the era of transition to the New Age, the practice of their treatment, the peculiarities of medical ethics and psychology of patients.

Одним из динамично развивающихся направлений современного гуманитарного знания является культурная история медицины. Обратившись к исследованиям британских приверженцев данного направления, можно обнаружить, что нидерландский гуманист Эразм Роттердамский (1467-1536) занимает в ней заметное место [1, 2, 3]. Во-первых, это обусловлено тем, что он отличался слабым здоровьем, которое доставляло ему различные неприятности - от незначительных простуд до серьёзных заболеваний (например, мочекаменная болезнь). Во-вторых, ученые располагают достаточной источниковой базой для проведения подобного изыскания: латинское эпистолярное наследие гуманиста [4] содержит немало упоминаний о болезнях, врачах и лечебных практиках.

Однако в отечественном ренессансоведении, равно как и в отечественной истории медицины, подобные штудии еще не проводились. Авторы настоящей статьи, не претендуя на исчерпывающее исследование, предприняли попытку воссоздания некоторых случаев из «медицинской биографии» Эразма Роттердамского.

Известно, что еще ребенком Роттердамец заболел малярией (четырехдневной перемежающейся лихорадкой), рецидивы которой мучили его впоследствии долгие годы. В 1524 г., описывая свой уход в монастырь, Эразм объясняет этот вынужденный шаг не только давлением опекунов, но и ослабившими его волю приступами лихорадки [5].

В 1495 г. Эразм поступил с коллеж Монтегю Парижского университета. В одном из «Разговоров запросто» - диалоге «Рыбоедство», гуманист вспоминал, что провизор коллежа Ян Стандонк (1453-1504) создал для студентов особую воспитательную систему, состоявшую из воздержания, лишений и телесных наказаний [6]. Невыносимые условия проживания: неудобные жесткие кровати в провонявшихся спальных комнатах, вши («короткокрылые ястребы», как он их называл), скудное и некачественное питание (тухлые яйца, гнилая рыба), вода из загрязненных колодцев, тяжёлая работа, побои за малейшие провинности, по мнению гуманиста, серьезно подорвали его здоровье и в последующем стали причиной его будущих телесных недугов [7, с. 231].

Время от времени у Эразма возникали расстройства желудка, особенно когда он был вынужден есть рыбу. Аллергия на рыбу была столь сильна, что, по словам Роттердамца, даже прикоснувшись к ней, он уже «оказывался в смертельной опасности» [4, Vol. VIII. P. 66]. По этой причине в 1520 г. он получил папскую диспенсацию есть мясо в пост. Однажды он в шутку написал, что «хотя душа его принадлежит старой вере, желудок его является лютеранином» [4. Vol. VII. P. 19-21]. Впоследствии, обретя общеевропейскую известность, гуманист позволял себе отказываться от приглашения на обед, если была вероятность того, что ему предложат рыбное блюдо.

В одном из писем своему другу - немецкому ученому-филологу Беату Ренану (1485-1547) Эразм в деталях описал свое весьма странное заболевание, которое в наши дни стало поводом для научных дискуссий. Роттердамец очень тяжело заболел в конце лета - начале осени 1518 г., когда путешествовал из Базеля в Лувен - то на лодке, то верхом на лошади, то в крытой повозке [4, Vol. III. P. 392-401].

В трактире он поел трески, отчего ему сразу стало плохо, и у него появилась кожная сыпь с опухолью лимфоузлов в паху и поражениями под левой ягодицей. Еще через два дня состояние ухудшилось, в паху слева появился твердый узел, но сильной боли не было. Местный врач наложил масляный компресс, что только увеличило опухоль. Другой врач взял анализ мочи и заподозрил фурункулы. Поездка на лошади раздражала почки, Эразм не мог ходить, а холодный воздух усиливал боль. Поэтому он нанял крытую повозку с четырьмя лошадьми. С трудом добравшись до Лувена, гуманист, не исключавший, что у него могла быть чума, не остался в Коллегиуме университета, а нашел пристанище у своего печатника Дирка Мартенса. Ночью большая опухоль на левой стороне прорвалась, что сопровождалось мучительной болью. На следующий день пришлось вызвать хирурга. После того, как Эразм показал поражение, лицо врача стало испуганным, т.к. он заподозрил бубонную чуму, сообщив об этом всем, кроме пациента. Эскулап, взяв золотую монету, пообещал навестить больного на следующий день, но вместо себя прислал слугу. Эразм выгнал слугу, и, по его словам, обозленный на врачей, вверил себя

12

единственному целителю - Христу. Гуманист, у которого родители, опекуны и многие знакомые умерли от чумы, знал симптомы этой болезни и не согласился с поставленным диагнозом. Через несколько дней из фурункулов образовалась черная мертвая плоть, а затем началось ее медленное заживление. Хотя при этом образовалась припухлость в левой груди, но и она отступила. Постепенно Эразм пошёл на поправку.

Столь детально описанное течение болезни привлекло внимание современных медиков, но их мнения существенно различаются. Ученые диагностируют либо невенерический сифилис (framboesia trópica) [8, S. 78-83], либо легкую форму бубонной чумы [9], либо тяжелый фурункулез или лимфогранулему [3, P. 530]. На наш взгляд, наиболее достоверными являются результаты новейшего исследования, в котором данное письменное свидетельство было сопоставлено с результатами постмортального изучения эксгумированных в 1928 г. останков Эразма, а также его прижизненных портретов кисти Ганса Гольбейна Младшего, Квентина Массейса и Альбрехта Дюрера. Авторы этого комплексного исследования увидели в заболевании Эразма признаки пустулотического артроостита [10]. Как бы то ни было, сам Эразм считал, что он победил этот странный недуг верой и резюмировал свою печальную историю афоризмом: «во многих случаях большая часть болезни - это воображение болезни» [4, Vol. III. P. 401].

Став старше, Роттердамец стал страдать от мочекаменной болезни. Первый приступ случился в 1508 г. в Венеции во время работы над третьим изданием «Адагий», о чем он сообщает в предисловии [2, P. 67]. Через год после возвращения из Италии, когда Эразм находился в Англии, в доме Томаса Мора (1478-1535), и трудился над «Похвалой глупости», произошел рецидив «почечной боли» [2, P. 67]. С того времени упоминания о камнях в почках, порой шутливые, регулярно встречаются в его переписке. Например, в 1511 г. он сообщал: «В день Зачатия Богородицы я перенес несколько жестоких родовых схваток и произвел несколько маленьких камней». В январе и мае 1524 г. Эразм дважды был на пороге смерти из-за почечной колики [4, Vol. V. P. 381, 475].

Страдая от мочекаменной болезни, Эразм, облегчал мучительные приступы употреблением хорошего вина: «Уже несколько лет я страдаю от камня, недуга очень мучительного и опасного. Уже несколько лет я не пью ничего, кроме вина, причем далеко не любого вина, и к этому вынуждает болезнь» [4, Vol. I. P. 567; 11]. Это было бургундское вино, разбавленное в определенных пропорциях водой и иногда в сочетании с солодкой. Данное внутреннее средство Эразм считал весьма действенным и называл его «Deus ex тасЫпа» [4, Vol. V. P. 131]. В августе 1526 г. он писал французскому врачу Гильому Копу (ум. 1536): «С тех пор как я начал пить вино, разбавленное отваром солодки, камни в почках перестали меня сильно беспокоить» [4, Vol. VI. Р. 379-80]. В июле 1529 г. он рекомендовал этот рецепт другому больному, подчеркивая, что «солодка делала вино более приятным, так как это уже было не вино, а лекарство» [4, Vol. VIII. Р. 223].

В мае 1525 г. Эразм Роттердамский опубликовал трактат Иоанна Златоуста «О священстве». По непонятным причинам он включил в предисловие к нему текст «Похвала подагре и камням и их сравнение». Первая часть «Похвалы» содержит информацию о физических ощущениях гуманиста во время атаки камней: «Страдания обычно невыносимы, потому что этот деспот со своей жестокой свитой движется из поясницы через бёдра в область селезёнки; оттуда он направляется с намерением пробиться в мочевой пузырь, срывая, скручивая и разбрасывая всё на своём пути. У меня всегда есть средство, которое никогда не подводило, за исключением случаев очень внезапной атаки. <...> Ты не узнаешь лекарство, пока я не назову имя его изобретателя. Это Томас Линакр - главный врач английского короля - человек, точно сведущий в каждой отрасли знания» [4, Vol. VI. Р. 44]. Действуя по совету этого эскулапа, Эразм стал применять и наружное средство - горячие травяные компрессы, накладываемые на места боли. Лечение, подробно описанное самим пациентом, протекало следующим образом: «ромашку и петрушку необходимо обернуть в льняную ткань и отварить в чистой воде до тех пор, пока половина воды не испарится. После извлечения ткани из посуды она должна быть хорошо отжата и далее приложена к местам боли. Если сначала поверхность тела не выдерживает соприкосновения с тканью из-за горячей температуры, можноподвесить ткань над местом так, чтобы пары могли воздействовать на тело, пока тепло не станет терпимым. Затем нужно отправиться спать. Если боль повторится, можно снова приложить разогретую повязку» [4,

Vol. VI. Р. 47].

Сравнивая подагру и мочекаменную болезнь, Эразм не соглашается с утверждениями о схожести этих недугов. На собственном горьком опыте он пришёл к выводу, что подагра приносит меньше беспощадных мучений, не приводит к смертельному исходу. Атака камней почти всегда сопровождается жестокими болями, тошнотой, нарушениями функций желудка и глубокой депрессией. Таким образом, по мнению Эразма, подагра доставляет лишь незначительный дискомфорт, воздействуя только на определенную часть тела, в отличие от камней, которые наносят вред не только всему организму, но и душевному состоянию [4, Vol. VI. Р. 48-49].'

Мочекаменная болезнь содействовала сближению Эразма с швейцарским алхимиком и врачом Теофрастом Парацельсом (1493-1541), который, вопреки бытующей врачебной практике, предпочитал использовать химические препараты [11]. Полагая, что никакие традиционные аптечные снадобья не в состоянии помочь Роттердамцу, он обещал дать ему «поистине великолепные» лекарства от болезни почек. «Попробовав, будешь хвалить», - заявлял он [4, Vol. VII. P. 27]. Однако их общение было весьма кратким и не привело к обещанному выздоровлению.

Завершая наше краткое исследование отдельных страниц медицинской истории Эразма Роттердамского, приведем строки из его письма Парацельсу, свидетельствующие об отношении Эразма к своим болезням: «У меня нет времени ни лечиться, ни болеть, ни умирать, настолько я перегружен научными трудами» [4, Vol. VII. P. 28]. Преодолевая боли, плохое самочувствие, физическую слабость, вызванными недугами, одолевавшими его хилое тело (corpusculum), мыслитель превыше всего ценил свои гуманистические интеллектуальные штудии: переводы и издание библейских текстов, сочинений Отцов церкви и античных авторов. Приверженность этим bonae litterae помогала Роттердамцу компенсировать телесные немощи силой своего духа.

Литература и источники

1. Cole H.N. Erasmus and his Diseases // The Journal of the American Medical Association. - 1952. - Vol. 148. - №7. - P. 529-532.

2. O 'Maley C.D. Desiderius Erasmus. The Spirit and the Flesh // The Journal of the American Medical Association. - 1971. - Vol. 216. - №1. - P. 66-70.

3. KrivatsyP. Erasmus' Medical Milieu // Bulletin of the History of Medicine. - 1973. - № 17. - P. 113-154.

4. Erasmus Desiderius. Opus epistolarum Desiderii Erasmi Roterodami / Ed. P.S. Allen, H.M. Allen, H.W. Garrod. - 11 vols. - Oxford: The Oxford University Press, 1906-1947.

5. Софронова Л.В., Романова М.А. Краткая биография Эразма Роттердамского // Преподаватель XXI век. - 2017. - № 2-2. -С. 421-434.

6. Эразм Роттердамский. Разговоры запросто / Пер. с лат. С.П. Маркиша. - М., 1969. - 704 с.

7. Хёйзинга Й. Культура Нидерландов в XVII веке // Эразм. Избранные письма. Рисунки / Сост., пер. с нидер. и предисл. Д. Силвестрова. - СПб., 2009. - 680 с.

8. Essed W.F.R. Over den oorsprong der syphilis. - Amsterdam, 1933. - 328 p.

9. Feis O. Die Pesterkranung des Erasmus von Rotterdam // Deutsches Archiv für klinische Medizin. - 1921. - Vol. 135. - S. 371-380.

10. Dequeker J. Art, history, and rheumatism: the case of Erasmus of Rotterdam 1466-1536 suffering from pustulotic arthro-osteitis // Annals of the Rheumatic Diseases. - 1991. - № 50. - P. 517-521.

11. Софронова Л.В., Хазина А.В. Ренессансный ученый в интеллектуальных и социальных практиках (по переписке Джона Колета и Эразма 1512-1513 годов) // Интеллигенция и мир. - 2014. - № 3. - С. 105-122.

12. Benedek Th.G. The gout of Desiderius Erasmus and Willibald Pirckheimer: medical autobiography and its literary reflections // Bulletin of the history and medicine. - 1983. - Vol. 57. - № 4. - P. 526-544.

13. Murray W.A. Erasmus and Paracelsus // Bibliothèque d'Humanisme et Renaissance. - 1958. - T. 20. - № 3. - P. 560-564.

References and Sources

1. Cole H.N. Erasmus and his Diseases // The Journal of the American Medical Association. - 1952. - Vol. 148. - №7. - P. 529-532.

2. O'Maley C.D. Desiderius Erasmus. The Spirit and the Flesh // The Journal of the American Medical Association. - 1971. - Vol. 216. - №1. - P. 6670.

3. Krivatsy P. Erasmus' Medical Milieu // Bulletin of the History of Medicine. - 1973. - № 17. - P. 113-154.

4. Erasmus Desiderius. Opus epistolarum Desiderii Erasmi Roterodami / Ed. P.S. Allen, H.M. Allen, H.W. Garrod. - 11 vols. - Oxford: The Oxford University Press, 1906-1947.

5. Sofronova L.V., Romanova M.A. Kratkaya biografiya Erazma Rotterdamskogo // Prepodavatel' XXI vek. - 2017. - № 2-2. - S. 421-434.

6. Erazm Rotterdamskij. Razgovory zaprosto / Per. s lat. S.P. Markisha. - M., 1969. - 704 s.

7. Hyojzinga J. Kul'tura Niderlandov v XVII veke // Erazm. Izbrannye pis'ma. Risunki / Sost., per. s nider. i predisl. D. Silvestrova. - SPb., 2009. - 680 s.

8. Essed W.F.R. Over den oorsprong der syphilis. - Amsterdam, 1933. - 328 p.

9. Feis O. Die Pesterkranung des Erasmus von Rotterdam // Deutsches Archiv für klinische Medizin. - 1921. - Vol. 135. - S. 371-380.

10. Dequeker J. Art, history, and rheumatism: the case of Erasmus of Rotterdam 1466-1536 suffering from pustulotic arthro-osteitis // Annals of the Rheumatic Diseases. - 1991. - № 50. - P. 517-521.

11. Sofronova L.V., Hazina A.V. Renessansnyj uchenyj v intellektual'nyh i social'nyh praktikah (po perepiske Dzhona Koleta i Erazma 1512-1513 godov) // Intelligenciya i mir. - 2014. - № 3. - S. 105-122.

12. Benedek Th.G. The gout of Desiderius Erasmus and Willibald Pirckheimer: medical autobiography and its literary reflections // Bulletin of the history and medicine. - 1983. - Vol. 57. - № 4. - P. 526-544.

13. Murray W.A. Erasmus and Paracelsus // Bibliothèque d'Humanisme et Renaissance. - 1958. - T. 20. - № 3. - P. 560-564.

СОФРОНОВА ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. ЖЕЛОНКИНА ЮЛИЯ МИХАИЛОВНА - магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (juliazhelonkina09@gmail.com).

SOFRONOVA, LIDIA V. - Doctor of History, Associate Professor, Professor of the Department of General History, Classical

Disciplines and Law, Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin (lidiasof@yandex.ru).

ZHELONKINA, YULIA M. - Master's student of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin.

УДК 94 (479).05«1722/23»:355.352 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-4-15-22

МАГОМЕДОВ Н.А. АКАДЕМИК П.Г. БУТКОВ О ПЕРСИДСКОМ ПОХОДЕ ПЕТРА I1

Ключевые слова: историк П.Г. Бутков, история Кавказа, Персидский поход Петра I, литературный источник, анализ.

В статье анализируются исторические сведения о Персидском походе императора Петра Великого, которые приведены в фундаментальной работе дореволюционного русского историка, академика П.Г. Буткова «Материалы для новой истории Кавказа, с 1722 по 1803 год». Проведенный нами анализ материала показал, что автор достаточно подробно осветил ход Петровского похода в Западный Прикаспий в контексте международной обстановки и ситуации в регионе, показал точные маршруты продвижения императорских войск в Дагестан, остановился на имевших место военных столкновениях между русскими отрядами и горцами, а также подвел итоги данной военной кампании. Таким образом, труд историка П.Г. Буткова является уникальным по содержанию литературным источником по истории Персидского похода 1722-1723 гг. и его итогов. В то же время, в работе автора встречаются неточности в датировке разных событий, явлений. Поэтому данный труд должен быть использован вкупе с другими письменными источниками, в том числе архивными, при изучении разных аспектов данного похода и его исторического значения как для Российского государства, в целом, так и для народов Кавказа - в частности.

MAGOMEDOV, N.A.

ACADEMICIAN P.G. BUTKOV ABOUT THE PERSIAN HIKE OF PETER I

Key words: Historian P.G. Butkov, history of the Caucasus, Persian campaign of Peter I, literary source, analysis.

The article analyzes historical information about the Persian campaign of Emperor Peter the Great, which is given in the fundamental work of the pre-revolutionary Russian historian, academician P.G. Butkov "Materials for the new history of the Caucasus, from 1722 to 1803". Our analysis of the material showed that the author highlighted in sufficient detail the course of the Petrovsky campaign in the Western Caspian region in the context of the international situation in the region, showed the exact routes of the imperial troops' advance into Dagestan, dwelled on the military clashes that took place between Russian troops and mountaineers, and also summed up the results of this military campaign. Thus, the work of the historian P.G. Butkova is a literary source of unique content on the history of the Persian campaign of 1722-1723. and its results. At the same time, in the author's work there are inaccuracies in the dating of various events and phenomena. Therefore, this work should be used in conjunction with other written sources, including archival ones, when studying various aspects of this campaign and its historical significance both for the Russian state and for the peoples of the Caucasus.

Последний крупный внешнеполитический акт императора Петра Великого - Персидский поход 1722-1723 гг. на сегодняшний день имеет достаточно обстоятельную историографию. Освещение данной проблемы практически началось с момента осуществления похода. В это время появились дневниковые записи, воспоминания участников похода, а также публикация писем, инструкций и указов Петра I военным министрам и командующим войск в Западном Прикаспии в связи утверждением власти молодой Российской империи в регионе. Историк, военный деятель П.Г. Бутков также осветил Персидский поход в своей капитальной работе «Материалы для новой истории Кавказа, с 1722 по 1803 год», изданной в трех частях. Первым делом, автор, как государственный деятель, в первой части своего сочинения сделал попытку оправдать саму идею организации похода императорских войск в Дагестан, ссылаясь на то, что в 1721 г. дагестанские владетели Сурхай-хан Казикумухский и Хаджи-Дауд, «взбунтовавшись» выступили против персидской власти, в результате которого «причинили великое опустошение городу Шемахе, отправлявшему знатную торговлю с азиятцами и европейцами превосходным своим шелком и другими вещами, и русских купцов, в Шемахе обретавшихся. до смерти побыли и ни на один миллион пожитков их пограбили» [3, с. 420]. Таким образом, шемахинский погром, учиненный дагестанскими владетелями в 1721 г. в торговом городе Шемахе, который на тот период был властью Персии, П.Г. Бутков считает причиной Персидского похода. Однако, как стало известно со временем, данное событие послужило лишь поводом для похода.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-42023 «Петр Великий в исторической судьбе Кавказско-Каспийского региона»

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.