Научная статья на тему 'Homo freelancerus (об экономическом антропоцентризме)'

Homo freelancerus (об экономическом антропоцентризме) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Homo freelancerus (об экономическом антропоцентризме)»

ЛИТЕРАТУРА

1. Шкарупа Т. В. Маркетинг инновационных товаров: разработка и продвижение: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2011. 15 с.

2. Коптелов А. Создание процесса управления инновациями в компании // Финансовая газета. 2011. № 18.

3. Антонец В. А., Нечаева Н. В., Хомкин К. А., Шведова В. В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. М.: Дело, АНХ, 2009. 320 с.

4. Короткова Т. Л., Власов А. В. Коммерциализация и маркетинг инноваций: Монография. М.: Креативная экономика, 2012. 166 с.

5. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993.

6. Создание и освоение новой техники (СОНТ). URL: www.orgpromen.ru (Дата обращения 23.06.2012).

7. Каганов В. Ш. и др. Коммерциализация научно-технических разработок / Мухин А. П., Арзамасцев Н. В., Ващенко В. П., Вершинин И. Д., Каганов В. Ш., Коротаев В. П., Сафарова М. А., Толоконников А. В., Шмелев А. С. М.: АМиР, 2001. 192 с.

8. Попов М. Е. Технология и ее роль в инновационном развитии общества // Вестник Донского государственного технического университета. 2011. Т. 11. № 8-2. С. 1368.

9. Стерлин А. Р. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: опыт развития и новые явления / А. Р. Стерлин [и др.]. М.: Наука, 2002. 187 с.; Управление жизненным циклом продукции / А. Ф. Колчин, М. В. Овсянников, А. Ф. Стрекалов [и др.]. М.: Анахарсис, 2002. 304 с.

10. Короткова Т. Л., Власов А. В. Коммерциализация и маркетинг инноваций: Монография. М.: Креативная экономика, 2012. 166 с.

М. С. Васильева

HOMO FREELANCERUS (ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНТРОПОЦЕНТРИЗМЕ)

Современный этап социально-экономических отношений, характеризующийся процессом глобализации рынка, в значительной мере определил и сдвиги в понимании места и функции человека в мире. Современное мышление ориентирует на мировой спрос, изучение и применение достижений, содержит понимание почти что любого хозяйственного комплекса как части всемирного. Развитие и углубление международной интеграции, выход на мировые рынки, создание совместных организаций требуют как обширного кругозора, специального обучения, так и психологической готовности кадров к значительному расширению поля деятельности. Понятно, что в таких условиях от субъекта хозяйственной деятельности требуется определение новых подходов, критериев, которые впоследствии, как представляется, могут изменить условия общественной хозяйственной жизни. Нижеследующая теоретическая модель является попыткой представить специфику выделения и общие направления трансформаций такого явления, как фриланс.

Начиная с середины — конца 1980-х годов исследователи склоняются к условному разделению человеческой деятельности на два глобальных вида, по которым определяются основополагающие черты субъекта истории: Homo sociologicus и Homo economicus [1].

Главная черта Homo sociologicus является «отказ от акцента на личном интересе индивида» [3]. Основные части социологической модели раскрыл голландский социолог С. Линденберг [3] в акрониме SRSM (socialized, role-playing, sanctioned man): социализированный человек; человек, исполняющий роль, и человек, подвергающийся санкциям. Основу его концепции составляют взгляды французских просветителей,

Э. Дюркгейма на общество как систему, малозависимую от личной активности и взаимодействия индивидов и обладающую по отношению к ним принудительной силой [2].

В соответствии с этой перспективой общество обладает строго определенными характеристиками и обязанностями, поэтому задача и назначение его членов — адаптироваться к этим особенностям; общественные ожидания позволяют предвидеть поведение окружающих, а социализация и возможные санкции предотвращают серьезные конфликты. Иными словами, благодаря социостазу обеспечивается необходимый порядок: люди знают свои права, и каждый понимает, во что обойдется нарушение нормы ему и остальным. Человек может планировать свои действия с учетом стабильно ожидаемой реакции общества, соответственно, нормы задают параметры поведения людей, а также координируют их действия.

На микроуровне для члена общества это означает обязанность человека вести себя нормировано. Индивид сталкивается с выбором соблюдения нормы или риска воздействия санкций (эндогенно-психические и экзогенно-штрафные) [1]. Если каждый станет вести себя одинаково, то люди уравниваются в своем поведении. Если же иные действуют автономно, то другие все равно имеют защиту, чем обеспечивается гарантия контроля со стороны соответствующих государственных институтов.

На макроуровне Homo sociologicus усваивает внешние, внеиндивидуальные нужды, которые становятся первым «Я» для общества, определяя его благосостояние [1].

Таким образом, перед нами — функционирующий Homo sociologicus, обремененный социальными требованиями, которые он полностью интернализировал. Субъект вращается в мире морального долга, стыда, добродетели, запросов общественной системы и др., предусматривая соответствующие угрозы за нарушение тех или иных социальных норм.

Противоположным Homo sociologicus становится Homo economicus — функциональная модель человека экономического, разработанная философами-моралистами, получившая развитие в трудах А. Смита и современные черты в работах У. Меклинга и К. Бруннера (Meckling, 1976; Brunner and Meckling, 1977) [4]. Для обозначения этой модели они используют акроним REMM («resourceful, evaluative, maximizing man»), то есть «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек». Homo economicus словно дистанцирован от людей, поддерживает с ними преимущественно отношения обмена и располагает функцией полезности, а ограничительные моменты для него сводятся к издержкам, которые он соотносит со своей личной выгодой.

Наконец, немецкий социолог и экономист Петер Вайзе в статье [1], посвященной поискам компромисса между двумя моделями субъекта, объединяет «Homo sociologicus» и «Homo economicus» в «Homo socioeconomicus». Обе частные модели человека автор называет «монстрами» общественных наук, в общем, они применимы к относительно равновесным состояниям, при нарушении равновесия необходимо включать оба механизма общественной координации: и социально-нормативный, и рыночный.

В современных условиях в связи с экспансией рыночной идеологии происходит эрозия традиционных ценностей. Возникла парадоксальная ситуация: не человек и общество управляют спросом, а сфера потребления руководит ими. По-иному — рынок обрел статус саморегулируемого механизма. Появление такого рынка приводит к изменениям в понимании сути человека, потому что принцип оценки на вещевом рынке и на рынке «личностей» один и тот же. Разница в следующем: в первом случае на рынке участвуют вещи, во втором — люди, приравненные к товару. Чтобы достичь успеха и быть востребованным, современному человеку приходится правильно самопрезентоваться, от этого зависит, насколько быстро и на каких условиях его «купят». С этого момента личность воспринимается как продавец и, одновременно, как товар. Все это является предпосылкой для понимания некого нового субъекта социально-экономи-

ческой деятельности, объединяющего в себе черты описанных выше типов — Homo freelancerus — «Человек свободной занятости».

Чем «оснастить» этого Homo freelancerus? Какие характеристики выявить, чтобы теоретическая модель нового индивида была адекватна и распознана современным обществом — как социологами, так и экономистами? Насколько распространена эта модель? Наконец, может ли Homo freelancerus являть собой феноменологическую данность? Все эти непростые вопросы ждут ответа.

1. Фриланс — это нестандартная форма занятости на рынке высококвалифицированных услуг, характеризующаяся низкой степенью зависимости специалиста (фрилан-сера) от работодателя, стремлением к большей свободе планирования личного времени, находясь вне офиса и работая удаленно посредством сети Интернет с выбором удобного графика и интенсивностью нагрузки. Занятость фрилансера регламентируется законодательными актами трудового, гражданского и налогового кодексов в части внештатной занятости, самозанятости, индивидуального предпринимательства (ИП), патентной системы и занятости по гражданско-правовым договорам. (ИП выступает в качестве фрилансера в случаях, если он осуществляет работу, предоставляет услуги или производит товары интеллектуальной собственности и не использует наемный труд) [5; 6; 7].

2. Появление фриланса вызвано сознательным пересмотром ценностного соотношения рабочего и свободного времени. Это понимание происходит за счет изменения стиля жизни и адекватной соотнесенности с ним трудовой деятельности человека. Не исключено, что происходит вольная или невольная адаптация работника под тип информационной экономики. Например, проявления повышенных претензий к образовательному уровню работников, требования их индивидуализации и предельной функциональности. Сказанное, однако, будет неполным, если мы не выделим преимущества и недостатки такой «свободной занятости», актуальные проблемы в рассматриваемой фриланс-сфере, без решения которых будет трудно рассматривать эффективное развитие Интернета и любой инновационной экономики.

3. Фриланс является весьма привлекательной областью как минимум с двух точек зрения: изменения структуры занятости и стратегии смены стиля жизни. В первом случае преимущества для работника просматриваются достаточно отчетливо: сокращение трансакционных издержек, возможность варьировать соотношение «доход — свободное время» по своему усмотрению, отсутствие необходимости ежедневно тратить время, деньги на проезд до места работы и обратно, возможность работать на нескольких работодателей. Это и снижение трудоемкости работы за счет совмещения деятельности над сходными проектами в разных компаниях, стирание географических и национальных границ. Данный вид занятости — это «трамплин» для студентов, начинающих специалистов; это достойная прибавка в семейный бюджет многих жителей провинциальных городов, у которых нет доступа к высокооплачиваемым работам; это рынок с развитой конкуренцией, где каждый может найти исполнителя по необходимым ему критериям; это сфера деятельности людей с хорошим самоконтролем и желанием работать на себя; это самореализация: стремление передать огромный багаж знаний и навыков. Сделать это можно, только имея возможность выбора и свободное время, что и дает фриланс.

Примеры несложно умножить, однако важно отметить, что подобную занятость можно считать одной из довольно прогрессивных форм нестандартной занятости, поскольку работник сам создает условия для своей самореализации и накопления своего духовного и материального «капитала».

4. Однако не стоит забывать о том, что развитие фриланс-отрасли таит в своей глубине весьма нетривиальные проблемы, связанные в первую очередь с менталь-ностью, психотипичностью работника, развитием его эвристики и психологической гибкости. К указанной проблематике относятся, конечно же, и отсутствие стабильной загрузки и стабильного заработка, каких бы то ни было гарантий со стороны законода-

тельства, опасность вовлечения в сети мошенников и, самое главное, несанкционированная возможность длительного нахождения в форс-мажорных обстоятельствах. Преодоление этих трудностей требует от фрилансера колоссальной работоспособности, воли и крепости духа, что, конечно, дано не каждому.

5. Если кратко охарактеризовать Homo freelancerus с точки зрения его функциональности, то получится весьма своеобразная картина. Homo freelancerus в определенной мере ориентирован на узкопрофильную деятельность, вынужден занимается самопрезентацией на рынке услуг, что проявляется в активной рекламе, сборе необходимых данных для оценки миссии, рыночной конъюнктуры субъекта, изучение его организованной структуры, выявление перспективности сотрудничества, проведения необходимых аналитических расчетов, выполнение индивидуальной сметы по заказу и т. д. Динамика рынка предопределяет постоянное совершенствование своих профессиональных качеств, а также стремление расширить свои возможности. Формируется стремление быстро адаптироваться к меняющимся процессам с учетом приоритетов; моментальная оценка ситуации и своих профессиональных возможностей; наработка новых способов деятельности и способность к самообразованию.

В ценностных отношениях происходит установка на формирование личностных качеств фрилансера, необходимых для продуктивной работы, — внимание, тщательность, усидчивость и др.

Функционально роль фрилансера заключается в управлении различными доступными видами деятельности и установкой между ними связей. В результате происходит перевод деятельности на более высокий уровень профессионализма, компетентности, углубляется и расширяется индивидуальная культура. Понятно, что постоянное обновление содержания самообразования сегодня требует от фрилансера широкого кругозора в продаваемой сфере, уверенного владения современными технологиями, рефлексивных и интуитивно-прогностических способностей.

Такая модель субъекта приобретает организационно-деятельностный характер, его главным продуктом становится качество человека как «товара» на рынке услуг. Не случайно «продаваемая» компетентная модель фрилансера состоит в «наслаивании» качества личности на его узкопрофильность.

Вот почему сегодня Homo freelancerus являет собой одну из моделей — потенцирующую возможность — нового человека с новой психотипичностью, способного преодолеть устоявшиеся формы социально-экономической зависимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайзе П. Homo economicus и Homo sociologicus: Монстры социальных наук // Thesis. 1993. Вып. 3. С. 115-130.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А. Б. Гофмана, прим. В. В. Са-пова. М.: Канон, 1996. 432 с.

3. Brunner K. The Perception of Man and the Conception of Society: Two Approaches to Understanding Society // Economic Inquiry. July 1987. V. 25. Р. 367-388. The Western Economic Association, 1987 / Пер. канд. экон. наук Н. В. Павлова.: THESIS. 1993. Вып. 3.

4. Brunner K. and Meckling W. H. The Perception of Man and the Conception of Government // Journal of Money, Credit, and Banking. February 1977. Р. 60-85

5. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. 2 (НК РФ ч. 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступил в силу с 01.01.2016). Ст. 207. Налогоплательщики.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. 2 (НК РФ ч. 2) от 05.08.2000, N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступил в силу с 01.01.2016). Ст. 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации.

7. Чаплашкин Н. В. Современное состояние фриланса в России и его перспективы // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. Вып. 4. С. 211-217. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/sovremennoe-sostoyanie-frilansa-v-rossii-i-ego-perspektivy (Дата обращения: 20.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.