Научная статья на тему 'Холдинг - миф или реальность?'

Холдинг - миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
275
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Холдинг - миф или реальность?»

И.В. Никулина ХОЛДИНГ - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Холдинг или холдинг-компания - это общество, главной областью деятельности которого является рассчитанное на длительный срок участие в одном (или нескольких) самостоятельном(ых) в правовом отношении других обществах (дочерних), позволяющее ему определять и контролировать деятельность этих обществ1.

Это только одно из многих определений, которые можно встретить в юридической литературе в настоящее время. Такое положение сложилось из-за отсутствия в действующем законодательстве четкого закрепленного понятия «холдинг» и/или «холдинговая компания». В действующем Гражданском кодексе вообще отсутствует понятие холдинга.

В российской юридической теории часто дается определение, которое содержится в утвержденном Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества.

Согласно п.1.1 Временного положения холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Под «контрольным пакетом акций» понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления.

При этом надо отметить, что Временное положение было принято до принятия действующего в настоящее время Гражданского кодекса, в период приватизации крупных государственных предприятий.

Еще одно легальное определение холдинга закреплено в ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности». В ст. 4 дано такое определение: «Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций)».

Поскольку статус холдинга не определен на уровне закона, в научной литературе имеются разные подходы к пониманию холдинга и его места в системе законодательства.

Основной вопрос, который возникает при изучении различных мнений по этой проблеме: действительно ли необходимо вводить в действующее законодательство новые нормы о холдингах или у нас уже есть институты гражданского законодательства, регулирующие этот тип предпринимательских объединений.

Немецкий ученый Т. Келлер дает такое определение холдинга: «Под холдингом или холдинговой компанией следует понимать предприятие, главной областью деятельности которого является рассчитанное на длительный срок долевое участие в одном или нескольких самостоятельных в правовом отношении других предприятиях»2.

Этой же точки зрения придерживается известный ученый Е.А. Суханов, определял холдинг как совокупность основного и дочернего (дочерних) обществ или неправосубъектное объ-единение3.

Я.М. Гританс предлагает считать холдингом (холдинговой компанией) предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, далее именуются дочерними4.

Другая группа ученых придерживается несколько иной точки зрения на определение холдинга. По их мнению, холдинг - это не простая совокупность основного и дочернего обществ, а группа организаций, основанная на отношениях контроля и управления.

Так, И.С. Шиткина считает, что холдинги - форма предпринимательского объединения, представляющая собой группу

организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы - холдинговой компании (головной организации), которая, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы5.

Таким образом, холдинги являются разновидностью предпринимательских объединений, под которыми понимаются все возможные формы объединения коммерческих организаций, создаваемые ими как добровольно (на договорной основе), так и принудительно, в результате подчинения и контроля одного юридического лица над другими, для осуществления согласованной деятельности, направленной на получение прибыли, т.е. согласованной предпринимательской деятельности.

Холдинг образуется тогда, когда одна компания (дочерняя) зависит от другой (основной), которая выполняет по отношению к ней контрольные и управленческие функции, что сложилось либо в силу участия одной компании в уставном капитале другой (удержание контрольного пакета акций или долей), либо в силу особых контрактных положений между компаниями, вне зависимости от того, называют ли компании себя холдингами или нет6.

Именно этим холдинги отличаются от инвестиционных компаний, которые вкладывают средства в другие компании, в том числе и путем приобретения их акций (долей), в собственных интересах ради получения прибыли. Холдинги же путем приобретения акций (долей) других компаний желают получить именно контроль над другими компаниями.

Ю.Б. Винслав, В.Е. Дементьев, А.Ю. Мелентьев, Ю.В. Яку-тин определяют холдинг как «совокупность юридических лиц, образуемую основным и дочерними предприятиями, связанными долевым участием в собственности или договорными отношениями, дающими основному предприятию право предопределять важнейшие управленческие решения дочерних предприятий, равно как пути и способы реализации этих решений»7.

Следующее определение такого же характера: под холдинговой компанией понимается предпринимательское объединение юридических лиц, одно из которых (основное общество) в силу

владения контрольными пакетами акций других обществ (дочерних) имеет возможность участвовать в деятельности органов управления последних и осуществлять над ними контроль; объединение, именуемое холдингом, не является юридическим лицом8.

К. Портной также разделяет эту концепцию понимания холдинга, определяет холдинг как группу лиц, которая включает головную компанию (холдинговую компанию) и другие хозяйственные общества, в отношении которых головная компания имеет возможность определять решения, принимаемые ими9.

Значит, холдинги - это не просто компании, которые приобретают акции (доли) других компаний с целью получения дивидендов от участия в них, а компании, владеющие контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Термин «холдинговая компания» не применяется к компаниям, имеющим небольшое долевой участие в капитале компаний, в которых они заинтересованы, но ни одну из которых не контролируют.

Таким образом, изучив данную точку зрения, можно сделать вывод, что определяющим признаком холдинга является контроль, осуществляемый основной компанией над дочерней.

Холдинги относятся к объединениям вертикального типа. Объединения же вертикального типа основываются на экономической субординации и контроле.

Ключевым понятием в структуре взаимоотношений участников холдинга является понятие контроля, осуществляемого материнской компанией над дочерней. Именно контроль служит тем критерием, который распределяет между участниками группы функции контролирующего и контролируемого участника. Структура холдинга позволяет осуществлять целенаправленное воздействие на подчиненное звено.

Реализация функций управления в холдинге достигается путем образования в дочерних обществах органов управления (советы директоров) и контроля (ревизионные комиссии), в которых избираются представители руководства основного общества, а председателем совета директоров дочернего общества, как правило, избирается генеральный директор основного общества. Также генеральные директора дочерних предприятий входят в состав коллегиального органа управления холдинговой компании. Таким образом, предполагается, что основное общество устанавливает опосредованный реальный контроль и управление предприятиями, входящими в состав

холдинга, через конкретных физических лиц: членов советов директоров, членов ревизионных комиссий и генеральных директоров и имеет реальную возможность «проведения» необходимых решений через органы управления дочерних обществ. Кроме того, организации, входящие в холдинг как самостоятельные юридические лица, взаимосвязаны через «систему участия», наличие договорных обязательств. В результате владения контрольными пакетами акций (долями участия), заключенного договора или вследствие иных обстоятельств материнские общества осуществляют экономический контроль над дочерними обществами. В холдингах экономический контроль проявляется в возможности для материнского общества оказывать определяющее влияние на принятие решений дочерним обществом через персональный состав их органов управления.

Это повторяет структуру органов единого предприятия.

Цель такого управления - упорядочить процесс воздействия на подконтрольные компании со стороны материнской компании. Следовательно, основной задачей материнской компании является эффективное управление подчиненными предприятиями, входящими в состав холдинга. Холдинг всегда характеризуется наличием единого центра принятия решений.

Важной целью для руководства холдинга является создание «единого правового пространства» в рамках холдинга, то есть унификация отношений между организациями холдинга. При этом нельзя забывать, что юридические лица, входящие в состав холдинга, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления, поэтому указания, исходящие от материнской компании, не могут напрямую действовать в подконтрольных компаниях.

Значит, при всем желании невозможно правовыми нормами обеспечить полную централизацию управления, подчинение и исполнение решений, принимаемых в основном обществе, во всей холдинговой структуре.

В юридической литературе говорят о следующих преимуществах холдинга по сравнению с иными способами концентрации капитала:

- зависимая компания является самостоятельным субъектом права, который может осуществлять деятельность, отличную от уставной деятельности холдинговой компании;

- наличие зависимых компаний позволяет укрывать прибыль от кредиторов, избегать налогообложения или действия антит-

рестовского законодательства, уберечь имущество от обращения взыскания и скрыть истинные размеры компании;

- значительная централизация капитала, который в зависимости от экономической ситуации может «перетекать» из одной сферы предпринимательской деятельности в другую.

Основные преимущества, как считают сторонники холдинга, определяются тем, что в холдинге создается новый тип отношений, они противопоставляют конкуренции внутри холдинга объединение, консолидацию. К положительным чертам холдинга относятся: устранение конкуренции, эффективность в управлении, контроль за ценами, экономия в производстве, объединение технического опыта, достижения большей, по сравнению с другими формами, эффективности в движении капитала, возможность противостоять воздействиям извне и т.д. Вместе с тем консолидация способствует монополистическому поведению.

Есть у холдинга и недостатки: сложная структура управления, тенденция к бюрократизации и злоупотреблению контрольно-управленческими функциями; поддержание нерентабельных предприятий за счет рентабельных; невозможность четкого прослеживания перераспределения фондов между предприятиями.

Скорее всего, решение вопроса о максимальной централизации управления возможно только в пределах одного юридического лица и образованных им обособленных подразделений.

Если обратиться к ранее приведенным определениям холдинга, то можно обратить внимание, что все они раскрывают понятие холдинга через понятия основного и дочернего обществ.

В юридической литературе поднимается вопрос о соотношении конструкции холдинга с понятиями «основное общество - дочернее общество». Одни авторы занимают позицию, согласно которой конструкция холдинга согласуется с принципами ст. 105 Гражданского кодекса РФ. Другие авторы полагают, что холдинг можно определить лишь как совокупность хозяйственных обществ, в которой одно общество имеет возможность определять решения другого общества в силу преобладающего участия в нем10.

Общие правовые понятия дочернего и основного, зависимого и преобладающего хозяйственных обществ, основы их взаимоотношений и ответственности содержатся в ст.105 и ст.106 ГК РФ.

Таким образом, законодатель в своей попытке правового регулирования отношений экономической зависимости и контроля юридических лиц пошел по пути закрепления положений о дочернем и зависимом обществах.

Так в п. 1 ст. 105 ГК РФ указывается, что хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Под экономическим контролем в мировой практике чаще всего понимается юридически закрепленная или фактически сложившаяся возможность оказывать определяющее влияние на руководство того или иного юридического лица.

Значит, экономическим преобладанием, исходя из действующего законодательства (ст. 105 ГК РФ, п. 2 ст. 6 Закона об АО, п. 2 ст. 6 Закона об ООО), следует признавать возможность одного хозяйствующего субъекта определять решения другого (дочернего общества). В этом случае законодатель попытался отразить в законе фактическую зависимость хозяйственных обществ.

Главной чертой правового статуса дочернего хозяйственного общества является то, что его решения находятся под контролем основного общества. При этом надо помнить, что контроль - это не любое влияние на руководство обществом, а определяющее влияние на руководство обществом и соответственно на решения, принимаемые обществом.

Другая особенность дочернего и зависимого общества, позволяющая говорить о состоянии экономической зависимости для хозяйственного общества, является участие другого хозяйственного общества в его уставном капитале в определенном законодателем размере.

Изучив взгляды сторонников холдинга, напрашивается вопрос: а в чем же все-таки преимущество холдинговой модели организации предприятием по сравнению с единым централизованным предприятием. Единственным существенным плюсом, видимо, является только возможность избежать как налоговой ответственности, так и ответственности перед кредиторами. Все остальные проблемы с двойным налогообложением, с отсутствием возможности принимать единые для всех компаний холдинга внутренние документы и т.д. прекрасно решаются в рамках одной организации.

Существует альтернативный путь развития крупных компаний. Для преодоления возможных конфликтов и усиления централизации процессов управления холдинговая компания путем реорганизации может преобразоваться в одно юридическое лицо с тем, чтобы на месте дочерних предприятий были образованы обособленные подразделения.

Коллектив авторов Комментария к Гражданскому Кодексу РФ под ред. О.Н. Садикова предлагает вообще отказаться от использования термина «холдинговая компания», поскольку, по мнению этих ученых, данное понятие не имеет юридического содержания, «ведь приобрести контрольный пакет акций акционерного общества может любое хозяйственное товарищество или общество, обладающее для этого достаточными средствами и соответствующим интересом».

Таким образом, в действующем законодательстве уже имеется юридическая конструкция, отражающая отношения экономической зависимости. Может быть, надо просто развивать уже имеющиеся правовые институты, а не дублировать их, вновь изобретая велосипед?

Литература

1. Гражданское право. Учебник. В 2 т./Под ред. Е.А. Суханова. 2-е изд. -М.: 2002. Т. 1.

2. К. Портной . Правовое положение холдингов в России. - М.: 2004.

3. Н.Ю. Псарева. Холдинговые отношения: теоретические и методические аспекты. - М.: 2003.

4. О.В. Белоусов. Финансово-промышленные группы, холдинги и кон-церны//СПС "Гарант".

5. Я.М. Гританс. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов: экономические, управленческие и правовые аспекты (практическое пособие по управленческому и финансовому консультированию). - Волтерс Клувер. 2005.

6. А.В. Дягилев. Проблемы создания и деятельности холдинговых компаний в Росси// Юридический мир. №1. 2001.

7. М.Ю. Зиновьева. Холдинги, финансово-промышленные и банковские группы //Право и экономика. N 4. 2003.

8. А.В. Сивков. Особенности управления в холдинговых компаниях и акционерных обществах, имеющих обособленные подразделения (филиалы, представительства, иные обособленные подразделения)// Юрист № 9. 2004.

9. И.С. Шиткина. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты// СПС «Гарант».

Примечания

1 Н.Ю. Псарева. Холдинговые отношения: теоретические и методические аспекты. - М.: 2003. С. 223.

2 Т. Келлер Концепции холдинга. Организационные структуры и управление. - Обнинск, 1996. С. 58.

3 Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. 2-е изд. -М., 2002. Т. 1. С. 315.

4 Я.М. Гританс. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов: экономические, управленческие и правовые аспекты (практическое пособие по управленческому и финансовому консультированию). - Волтерс Клувер: 2005. С. 173.

5 И.С. Шиткина. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты// СПС «Гарант».

6 М.Ю. Зиновьева. Холдинги, финансово-промышленные и банковские группы // Право и экономика. N 4. 2003. С. 33.

7 Ю. Винслав, В. Дементьев, А. Мелентьев, Ю. Якутии. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. 1998. N11 - 12. С. 25.

8 А.В. Сивков. Особенности управления в холдинговых компаниях и акционерных обществах, имеющих обособленные подразделения (филиалы, представительства, иные обособленные подразделения) // Юрист № 9. 2004. С. 15.

9 К. Портной Правовое положение холдингов в России. - М., 2004. С. 155.

10 О.В. Белоусов . Финансово-промышленные группы, холдинги и концерны//СПС «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.