Научная статья на тему 'Хоккей-следж: историография вопроса'

Хоккей-следж: историография вопроса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8830
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕЙ-СЛЕДЖ / СПОРТСМЕНЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ЗИМНИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бадрак Константин Алексеевич

Хоккей-следж достаточно молодой вид спорта, однако уже приобрел большую популярность, как в России, так и во всем мире. В статье проводится анализ публикаций по истории вопроса. Анализируются направления научных исследований посвященных хоккею-следж. Отмечается недостаток научно-методической литературы посвященной аспектам подготовки спортсменов в хоккее-следж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sledge hockey: historiography of the question

Sledge hockey is quite young sport, but it has gained the great popularity, both in Russia and around the world. The article analyzes the publications on the issue history. The research directions devoted to the sledge hockey have been reviewed. There is a lack of the scientific and methodological literature covering the aspects of the athletes training in hockey-sledge.

Текст научной работы на тему «Хоккей-следж: историография вопроса»

8. Gareeva, S.M. and Gorbacheva, S.M. (2006), "Some legal aspects of disaster medicine in ecologically unfavorable regions on the example of the Republic of Buryatia", Emergency medical help, No. 1, pp. 26-28.

9. Ed. Ryabochkin, V.M. and Nazarenko, G.I. (1996), Disaster medicine, publishing house "INI Ltd", Moscow.

10. Plavunov N.F., Stepanov, N.V. and Filippov, V.L. (2004), "Algorithm of actions of the personnel of the hospitals while simultaneously massive influx of patients with severe concomitant injuries", Emergency medical services in the metropolis, Geos, Moscow, pp. 133.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.04.2015.

УДК 796.96

ХОККЕЙ-СЛЕДЖ: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА

Константин Алексеевич Бадрак, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры

(ФГБУ СПбНИИФК)

Аннотация

Хоккей-следж достаточно молодой вид спорта, однако уже приобрел большую популярность, как в России, так и во всем мире. В статье проводится анализ публикаций по истории вопроса. Анализируются направления научных исследований посвященных хоккею-следж. Отмечается недостаток научно-методической литературы посвященной аспектам подготовки спортсменов в хоккее-следж.

Ключевые слова: хоккей-следж, спортсмены с ограниченными возможностями, научные исследования, Паралимпийские зимние игры.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p18-22

SLEDGE HOCKEY: HISTORIOGRAPHY OF THE QUESTION

Konstantin Alekseevich Badrak, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture

Annotation

Sledge hockey is quite young sport, but it has gained the great popularity, both in Russia and around the world. The article analyzes the publications on the issue history. The research directions devoted to the sledge hockey have been reviewed. There is a lack of the scientific and methodological literature covering the aspects of the athletes training in hockey-sledge.

Keywords: hockey-sledge, athletes with disabilities, scientific research, Paralympic Winter

Games.

Хоккей-следж молодой, но динамично развивающийся вид спорта. На Паралим-пийских зимних играх он дебютировал в 1994 году в Лиллехамере. И сразу же завоевал большую популярность среди зимних видов спорта. Это быстро развивающийся спорт, в который играют спортсмены мужского пола с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА). Хоккей-следж находится в ведении Международного Паралимпийского комитета (IPC), а он, в свою очередь, координирует свои действия с Техническим Комитетом Хоккея на льду Международного Паралимпийского комитета (IPC Ice Hockey Technical Committee) [8]. Правила игры в хоккей-следж такие же, как правила Международной Федерации хоккея на льду, но с некоторыми модификациями. Игроки вместо коньков используют сани с двойным лезвием. Во время игры используют не одну, а две клюшки, которые оборудованы шипами на концах для отталкивания и имеют рабочее

ребро (крюк) для выполнения бросков шайбы [8]. В правилах мы находим следующие технические подробности: «Игра состоит из трех 15-минутных периодов. Быстрым движением кисти игроки могут разворачиваться, отталкиваясь ото льда с помощью металлических зубьев клюшки, а изогнутым концом клюшки они передают пас и бьют по воротам. Игрок может использовать обе клюшки одновременно для проводки шайбы с последующим ударом по воротам» [6]. Не смотря на то, что в мире хоккей-следж получил достаточно широкое распространение, литература по его истории происхождения практически отсутствует. Некоторое количество сухих данных можно найти на официальных сайтах Международного Паралимпийского Комитета, Паралимпийского Комитета России, Федерации следж-хоккея Москвы и различных электронных энциклопедиях. Согласно имеющимся данным, история хоккея-следж началась в реабилитационном центре в Стокгольме (Швеция) в конце 60-х годов ХХ века. Создатели игры сами являлись лицами с ограниченными физическими возможностями. Их увлеченность и желание продолжать играть в хоккей не смотря ни на что, позволил появиться новому паралимпий-скому виду спорта. К 1969 году в Стокгольме уже действовала лига, состоящая из 5 команд. Это объединение носило смешанный характер, и состояла как из атлетов с поражением опорно-двигательного аппарата и здоровых спортсменом [5]. Первый международный матч состоялся в этом же году. В нем приняли участие две команды из Норвегии и Швеции [6]. По данным представленным на сайте Федерации следж-хоккея Москвы: «В 80-х начали формироваться команды и в других странах - Великобритании, Канаде, а спустя ещё десять лет к данному движению присоединились США, Эстония и Япония. Уже в 1976 году на зимних Паралимпийских играх в Орнсколддсвике (Швеция) две сборные, представляющие страну-хозяйку, провели показательный матч» [5]. А окончательно хоккей-следж вошел в список паралимпийских видов спорта в 1994 году.

Россия достаточно поздно присоединилась к этой спортивной дисциплине. Начало развития хоккея-следж в России следует отнести к концу 2000-х годов, когда в 2008 году в Ижевске (Удмуртия) появилась первая команда. Список регионов, подхвативших идею развития хоккея-следж достаточно быстро начал расширяться. И вскоре команды появились в Москве, Московской области, Оренбурге и Ханты-Мансийске. Опять-таки опираясь на официальные данные сайтов, можно выстроить хронологию развития событий: «На первом для себя чемпионате мира в 2012 году, наша сборная поднялась на высшую ступеньку пьедестала в группе В. На IV чемпионате мира в 2013 российские спортсмены завоевали бронзовые медали в группе А. Официальной же датой рождения нашего следж-хоккея можно считать 6 декабря 2009 года, когда в городе Подольск (Московская область) стартовал первый чемпионат страны. Победила тогда команда «Феникс» из Подмосковья. Этот клуб и стал базовой командой сборной России, которая получила право представлять страну в на Паралимпийских играх в Сочи в 2014 году» [5]. В Сочи паралимпийская сборная команда России по хоккею-следж в упорной борьбе завоевала серебряную медаль. Это несомненный успех для такой молодой команды. Следует отметить факторы, позволившие за такой, относительно небольшой промежуток времени, достичь столь значимого прогресса. Во-первых, это высокопрофессиональная работа тренерского штаба под руководством старшего тренера сборной команды С.А. Самойлова; во-вторых, это работа комплексной научной группы, позволившая на протяжении всего цикла подготовки системно проводить оценку различных аспектов подготовленности спортсменов [1]. Положительный опыт работы комплексных научных групп, практически во всех паралимпийских сборных командах на протяжении уже нескольких четырехлетних циклов, позволил российским паралимпийцам, занимать высшие ступени пьедестала на самых престижных мировых турнирах [1, 7], внося огромный вклад в популяризацию паралимпийского движения в нашей стране [3]. Поэтому не удивительно, что сегодня в России уже действует 8 взрослых следж-хоккейных клубов и одна детско-юношеская команда «Ладога» (единственная в Европе) [5]. Не смотря на это, тема хок-

кея-следж не получила необходимого распространения в российской научной литературе. В настоящее время существует единственное методическое пособие, подготовленное в соавторстве тренерского состава сборной команды России по хоккею-следж и ученых Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры «Педагогический контроль за физической подготовленностью в хоккее-следж» [4], посвященному педагогическому аспекту работы со спортсменами. Имеются так же отдельные публикации посвященные оценке соревновательной деятельности в хоккее-следж [2]. Исследования по психологии практически отсутствуют. Примерно такая же ситуация складывается и в западной историографии. Вся литература, в основном, посвящена оценке физической подготовленности спортсменов с ограниченными физическими возможностями в паралимпийских зимних видах спорта, сидячих спортсменов или технических элементов игры. Это в частности работы ученых:

- Центра Элитных Спортивных Исследований, отдела нейробиологии, Норвежского Университета Науки и Технологии (Трондхейм, Норвегия) [12]. В данном исследовании, а так же ряде других работ этих норвежских авторов изучаются вопросы физиологии следж-хоккеистов и биомеханики их передвижения в санях, влиянии силовой направленности тренировочного процесса на улучшение спринтерских способностей;

- Института Спортивной медицины и Науки, Итальянского Национального Олимпийского комитета (Рим, Италия) [11]. Данная публикация посвящена изучению кинематических параметров передвижения сидячих спортсменов;

- Факультета Реабилитации Университета Физкультуры имени Йозефа Пилсуд-ского (Варшава, Польша) [10]. В своей работе на основании видеоанализа исследователями рассматриваются вопросы медицинской классификации в хоккее-следж. Польские ученые провели масштабное исследование на 114 следж-хоккеистах высокой квалификации. Целью являлось получение информации о зависимости антропометрических показателей и класса инвалидности на эффективность игры;

- Питсбургского Университета (Питсбург, США) [9]. Это исследование посвящено изучению физиологических особенностей сидячих спортсменов. В работе исследуется наиболее комфортное для следж-хоккеиста положение во время игры. Ученые приходят к выводу о необходимости совершенствования конструкции саней для хоккея-следж.

За последнее время, единственным исключением явились исследования Университета Альберта в городе Эдмонтон (Канада), посвященные адаптации детей-инвалидов благодаря занятиям хоккеем-следж. Наиболее известная работа ученых Винника К. и Спенсера-Кавальере Н. «Детские социальные отношения и следж-хоккей» [13]. Цель этого достаточно качественного тематического исследования состояла в том, чтобы исследовать детей с ограниченными возможностями здоровья и провести анализ мотивации для участия в спортивных соревнованиях по следж-хоккею. В качестве концептуальной основы использовалась теория Хартера (1978) - теория мотивации к профессиональному совершенствованию. Участвовали десять детей (9 мальчиков и 1 девочка). Возраст участников от 11 до 16 лет, переживших травмы или имеющих инвалидность с детства. Тематический анализ привел исследователей к четырем аспектам оказывающим влияние на психологическую сторону вопроса: а) влияние тренера; б) родительское участие; в) умение быть частью группы; г) спортивные способности.

Результаты исследования, проведенного канадскими учеными [13], показали, что именно эти аспекты сыграли наиболее важную роль в адаптации детей в обществе, а так же оказали влияние на мотивацию для занятий спортом. Свою роль сыграл также и конкурентный характер спорта.

Необходимо отметить достаточно интересный факт, что к проблеме реабилитации и психологического оздоровления спортсменов-инвалидов часто обращаются западные журналисты. В качестве примера таких публикаций в СМИ, можно привести - «Ветера-

ны войны обрели новую семью в следж-хоккее» (Clipperton, J. War veteran finds new family in sledge hockey / J. Clipperton // The Canadian Press. - Toronto Star, Canada. - 03.10.2014.). Подобная тематика является достаточно популярной в обществе. Подвиг и преодоление психологических проблем всегда находит отклик у читателя.

В заключении хотелось бы отметить, что тема исследования проблем психологической адаптации людей с ограниченными возможностями представлена достаточно большим количеством научных работ, в основном связанных с изучением проблемы инвалидов в современном мире. Зарубежные исследователи наибольшее внимание уделяют анализу биомеханических характеристик и физиологических особенностей спортсменов с ограниченными физическими возможностями в хоккее-следж. Публикаций, посвященных изучению различных аспектов подготовки хоккею-следж в настоящее время весьма ограниченное число.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ итогов выступления сборной команды Российской Федерации на XI Паралим-пийских зимних играх 2014 года в Сочи / О.М. Шелков, А.А. Баряев, К.А. Бадрак, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 2. - С. 51-53.

2. Динамика показателей технико-тактического мастерства сборной команды России по хоккею-следж в рамках цикла подготовки к Паралимпийским играм в Сочи 2014 года / А.А. Баряев, А.В. Иванов, К.А. Бадрак, С.А. Самойлов // Итоги выступления спортивных сборных команд Российской Федерации на XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в Сочи : итоговый сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - М. : Советский спорт, 2014. - С. 83-88.

3. Маркушина, Н.Ю. Олимпийские и Паралимпийские зимние игры в Сочи, как аспект «мягкой силы» / Н.Ю. Маркушина, О.Л. Церпицкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 89-93.

4. Педагогический контроль за физической подготовленностью в хоккее-следж : методические рекомендации / С.А. Самойлов, А.В. Иванов, А.А. Баряев, Н.В. Шаршуков, К.А. Бадрак. -СПб. : [б. и.], 2014. - 21 с.

5. Следж-хоккей [Электронный ресурс] // Официальный сайт федерации следж-хоккея города Москвы // URL : http://sledge-hockey.ru/federatsiya/istoriya. - Дата обращения 11.03.2015.

6. Следж-хоккей [Электронный ресурс] // Рецепт-спорт - Спортивно-информационный портал фонда «Единая страна». - URL : http://www.rezeptsport.ru/sports/hockey.php. - Дата обращения 11.03.2015.

7. Экспериментальные схемы организации программ научно-методического обеспечения в паралимпийском спорте / С.П. Евсеев, О.М. Шелков, Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев А.А. Баряев // Адаптивная физическая культура. - 2008. - № 2. - С. 35-37.

8. About the sport [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международного паралимпийского комитета. - URL : http://www.paralympic.org/ice-sledge-hockey/about. - Дата обращения 11.03.2015.

9. Berthold, J. Pressure mapping to assess seated pressure distributions and the potential risk for skin ulceration in a population of sledge hockey players and control subjects / J. Berthold // Disability and Rehabilitation. Assistive Technology [Disable Relabel Assist Techno]. - 2013. - No. 8. - P. 387-391.

10. Game Performance in Ice Sledge Hockey: An Exploratory Examination Into Type of Disability and Anthropometric Parameters / B. Molik, N. Morgulec-Adamowicz, A. Kosmol, A.B. Yilla, A. Fil-ipkowska, M. Lewandowski, J. Pijanowska, K. Slyk, T. Zubala, S. Flis, R. Herink // Clinical Journal of Sport Medicine. - 2012. - No. 22. - Issue 1. - P. 65-69.

11. Physical Fitness Evaluation of Paralympic Winter Sports Sitting Athletes / M. Bernardi, S. Carucci, F. Faiola, F. Egidi, C. Marini, V. Castellano, M. Faina // Clinical Journal of Sport Medicine. -2012. - No. 22 - Issue 1. - P. 26-30.

12. The effects of heavy upper-body strength training on ice sledge hockey sprint abilities in world class players / O. Sandbakk, M. Hansen, G. Ettema, B. Rennestad // Human Movement Science. -2014. - No. 38. - P. 251-261.

13. Wynnyk, K. Children's social relationships and motivation in sledge hockey / K. Wynnyk, N. Spencer-Cavaliere // Adapted Physical Activity Quarterly: APAQ. - 2013. - № 30. - P. 299.

REFERENCES

1. Shelkov, O.M., Baryaev, A.A., Badrak, K.A. and Evseeva, O.E. (2014), "The analysis of results of performance of a national team of the Russian Federation at the XI Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi", Adaptive physical culture, No. 2, pp. 51-53.

2. Barjaev, A.A., Ivanov, A.V., Badrak, K.A. and Samojlov, S.A. (2014), "Dynamics of indicators of technical and tactical skills of Russian national team hockey-sledge in the cycle of preparation for the Paralympic Games in Sochi in 2014", Itogi vystuplenija sportivnyh sbornyh komand Rossijskoj Feder-acii na XXII Olimpijskih zimnih igrah i XI Paralimpijskih zimnih igrah 2014 goda v Sochi: Itogovyj sbornik Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Sovetskij sport, pp. 83-88.

3. Markushina, N.Yu. and Tserpitskaya, O.L. (2014), "Olympic and Paralympic Winter Games in Sochi, as an aspect of "soft power"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 4, pp. 89-93.

4. Samojlov, S.A., Ivanov, A.V., Barjaev, A.A., Sharshukov, N.V. and Badrak, K.A. (2014), Teaching control of physical readiness in hockey sledge: Metodicheskie rekomendacii, St. Petersburg.

5. Sledzh-hokkej, Oficial'nyj sajt federacii sledzh-hokkeja goroda Moskvy, available at: http://sledge-hockey.ru/federatsiya/istoriya

6. Sledzh-hokkej, Recept-sport - Sportivno-informacionnyj portal fonda "Edinaja strana", available at: http://www.rezeptsport.ru/sports/hockey.php

7. Evseev, S.P., Shelkov, O.M., Mosunov, D.F., Kleshnev, I.V. and Baryaev, A.A. (2008), "Pilot schemes of programs of scientific and methodological support in Paralympic sport", Adaptivnaya fizi-cheskaya kultura, No. 2, pp. 35-37.

8. About the sport, Oficial'nyj sajt Mezhdunarodnogo paralimpijskogo komiteta, available at: http://www.paralympic.org/ice-sledge-hockey/about

9. Berthold, J. (2013), "Pressure mapping to assess seated pressure distributions and the potential risk for skin ulceration in a population of sledge hockey players and control subjects", Disability And Rehabilitation, Assistive Technology, No 8, pp. 387-391.

10. Molik, B., Morgulec-Adamowicz, N., Kosmol, A., Yilla, A.B., Filipkowska, A., Lewan-dowski, M., Pijanowska, J., Slyk, K., Zubala, T., Flis, S. and Herink, R. (2012), "Game Performance in Ice Sledge Hockey: An Exploratory Examination into Type of Disability and Anthropometric Parameters", Clinical Journal of Sport Medicine, No. 22, Issue 1, pp. 65-69.

11. Bernardi, M., Carucci, S., Faiola, F., Egidi, F., Marini, C., Castellano, V. and Faina, M. (2012), "Physical Fitness Evaluation of Paralympic Winter Sports Sitting Athletes", Clinical Journal of Sport Medicine, No. 22, Issue 1, pp. 26-30.

12. Sandbakk, O., Hansen, M., Ettema, G. and Rennestad B. (2014), "The effects of heavy upper-body strength training on ice sledge hockey sprint abilities in world class players", Human Movement Science, No. 38, pp. 251-261.

13. Wynnyk, K. and Spencer-Cavaliere, N. (2013), "Children's social relationships and motivation in sledge hockey", Adapted Physical Activity Quarterly: APAQ, No. 30, pp. 299.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.04.2015.

УДК 612.66

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 7-17 ЛЕТ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель Российской Федерации, Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА), г. Самара, Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

Физическое развитие представляет собой долговременные изменения морфофункциональ-ных признаков в процессе роста организма и под влиянием факторов, способствующих улучшению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.