Научная статья на тему 'Ходжент как центр национально освободительного и рабочего движения'

Ходжент как центр национально освободительного и рабочего движения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
772
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОДЖЕНТ / ГАРНИЗОН / УЕЗД / ВОССТАНИЯ / РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ / KHUJAND / GARRISON / UYEZD / UPRISINGS / WORKING MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хокироев Азимджон Юсупович

В статье приводится историко-правовой анализ национально-освободительного и рабочего движения в Ходженте и её окрестностях в период воссоединения Туркестанского округа к России. Отмечается, что в начале ХХ века колониальная политика царизма, политическое бесправие народных масс, а также наступление новых капиталистических отношений обостряло социальные противоречия, усиливало классовую борьбу в Ходженте и его ближайшие районы. Упоминается о нелегальных кружках местных социал-демократов, которые были учреждены по инициативы сосланных из России и Закавказья политических ссыльных. Даны сведения о восстание солдат Ходжентского гарнизона, которое проходило в 1906 году. Это события произвела сильнейшее впечатление на пробуждении национального самосознания гражданское население Ходжентского уезда. Приведены основные факторы начала Ходжентского восстание в 1916 году, которое явилось кульминацией национально-освободительного и рабочего движения не только Ходжентского уезда, но и всего Туркестанского края в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Khujand as a Center of National-Liberation and Working Movement

The article dwells on historical-legal analysis beset with the national liberation and working movement in Khujand and its environs referring to the period of reinstatement of Turkestan district with Russia. It is underscored that at the beginning of the XX-th century the colonial policy of tsarism, political lack of rights for national masses, and up-springing of new capitalist relations have exacerbated social contradictions and intensified the class struggle in Khujand and its close districts. The author of the article mentions of the illegal circles of local social-democrats which established on the initiative of political exiles exiled from Russia and Transcaucasus. The author gives information concerned with the uprising of soldiers of Khujand garrison which took place in 1906. The relevant event has made the strongest impression on the awakening of national consciousness of civil population of Khujand uyezd. He adduces the main factors aimed at the beginning of Khujand uprising in 1916, which was considered to be the culmination of the national liberation and working movement not only in Khujand uyezd, but all over Turkestan region, upon the whole.

Текст научной работы на тему «Ходжент как центр национально освободительного и рабочего движения»

УДК 389,1

ББК 63,3(0) А. Ю. ХОКИРОЕВ

ХОДЖЕНТ КАК ЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО И РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ

Город Ходжент, ныне Худжанд, центр Согдийской области, имеет древнюю историю. Этот город существовал при династии Ахеминидов еще в 530 г. до нашей эры, затем был завоеван Александром Македонским, впоследствии завоеван и разрушен армией Чингизхана.

Однако выгодное географическое положение на Великом Шелковом пути способствовало тому, что город возраждался, отстраивался, вновь начинал жить мирной жизнью. Купцы вывозили изделия местных ремесленников, шелк, ковры и привозили в Ходжент издалека товары из Европы и Китая.

Древний город за всю историю своего существования менял своё название трижды. Название Ходжент в письменных источниках впервые было упомянуто во 2-й половине VII века. В годы советской власти, в 1936 году, город был переименован в Ленинабад, в честь вождя революции В. И. Ленина. После распада СССР, в составе независимого Таджикистана, город в 1994 году был переименован в Худжанд. Это название город носит и в настоящее время. В исторический период, который охватывает хронология данной работы, город носил название Ходжент, поэтому в процессе проведения исследования мы называем его именно так.

Развитие торговли способствовало процветанию города, развитию науки и культуры. Ходжент стал пристанищем для многих ученых, врачей, поэтов, музыкантов. Ходжент -родина астронома Абумахмуда Худжанди, поэта Камола Худжанди, путешественника Ходжи Юсуфа, музыканта Содирхона Хафиза, завоевавших уважение и славу во всей Центральной Азии (2, 26)

Присоединение Ходжента к России привело к исчезновению бывшей патриархальной замкнутости и возникновению новых производственных отношений, которые способствовали росту производительных сил. Ходжент и его ближайшие районы считались одними из густонаселенных районов Ферганской долины, город являлся административным центром уезда, в который входило 15 волостей. В Ходженте имелись: почтово-телеграфная связь, государственный банк, аптечное управление, ряд культурно-просветительских и административных учреждений (5, 41)

В начале ХХ века Ходжент и его ближайшие районы были втянуты в сферу капиталистического обращения. Здесь появились первые очаги промышленности, которая поначалу составляла всего 1% в экономике, тогда как на долю кустарного производства приходилось 15-18%. В хозяйстве Ходжента преобладало земледелие, где было занято более 80% населения. Промышленные и кустарные хозяйства были приспособлены к нуждам сельского хозяйства, на них создавались орудия труда для сельского хозяйства или обрабатывалось полученное в сельском хозяйстве сырье (в основном хлопок). В 1915 г. в Ходжентском уезде хлопком было занято около 30% посевной площади (13, 88) Развитие хлопководства ускорило процесс обезземеливания дехканских хозяйств, привело к росту издольщиков и дальнейшему закабалению беднейшего дехканства.

Несмотря на рост капиталистических отношений, в Ходжентском уезде сохранялись феодальные пережитки и господствовали докапиталистические формы эксплуатации. Это являлось одним из серьезных противоречий экономики, тормозило прогресс сельского хозяйства.

Народные массы были придавлены тройным гнетом: гнетом русского царизма, Российской и своей, национальной, буржуазией, байско-ростовщической верхушкой.

В Ходжентском уезде начали создаваться промышленные предприятия: хлопкоочистительные заводы, нефтепромысел «Санто», каменноугольные шахты в Шурабе и Сулюкте, озокеритовый рудник в Сель-Рохо на территории Канибадамского района. На этих предприятиях, а также на винодельческих, маслобойных, мыловаренных заводах, наряду с русскими работали и трудящиеся местных национальностей. Значительная часть

промышленных и железнодорожных рабочих была сезонной, не порвавшей еще связей с кустарным ремеслом.

На промышленных предприятиях Ходжентского уезда, по предварительным данным, вместе с рабочими угольных копей и железнодорожных станций Ходжент, Драгомирово, Мельниково, Веревкино, Придоново насчитывалось около двух тысяч человек. На Сулюктинских шахтах численность постоянных рабочих вместе с сезонными рабочими доходила до 700-1000 человек, они добывали 77 тыс. тонн угля в год. В Ходжентском уезде кустарным способом велась добыча соли, разработка медного месторождения (7, 90)

Колониальная политика царизма, политическое бесправие народных масс, с одной стороны, а также наступление новых капиталистических отношений с обостряло социальные противоречия, усиливало классовую борьбу.

Задолго до первой русской революции в Ходжентском уезде зародилась нелегальная кружковая деятельность местных социал-демократов. По инициативе сосланных из России и Закавказья политических ссыльных революционеров: А. Бахарева, В. Корнюшина, И.Г. Фиолетова, Н.В. Шумилова, В.П. Волгина, А. Кочаровской, А. Хачиева, М. Морозова, В. Бакрадзе и многих других, были учреждены первые социал-демократические группы, налажена пропаганда революционных идей, распространение нелегальной литературы.

Социал-демократическая организация действовала и в самом городе Ходженте. Ею руководил унтер-офицер Ходжентского гарнизона М. Хапилин. Активистами организации являлись рядовые солдаты - понтонщики Типлишков, Золин, Волошин, Мищенко, Сергеев, Кутузов и др. Несколько позже, точнее в декабре 1905 г., эти революционно настроенные солдаты возглавили вооруженное восстание в Ходжентском гарнизоне (11, 25)

Под влиянием крупных революционных событий в России: мощной двухмесячной стачки Иваново-Вознесенских ткачей, восстания на броненосце «Потемкин», начались также революционные выступления и трудящихся Туркестана.

Архивные документы тех лет свидетельствуют о том, что таджикские трудящиеся не стояли в стороне от разыгравшихся событий.

Сильный страх у колониальной администрации Ходжентского уезда вызвало неподчинение представителям власти дехкан Унджинской волости, Фальгарского участка Кухистони Матчи, Горной Матчи некоторых окрестных кишлаков Уратюбе.

В дни Всероссийской стачки осенью 1905 г. рабочие железной дороги нынешней Согдийской области поддержали забастовку железнодорожников Туркестана и с Европейской России. Забастовкой руководили стачечные комитеты, созданные на станциях Ходжент, Драгомирово, Веревкино, Мельниково и Придоново.

Железнодорожников поддержали служащие почты и телеграфа Ура-Тюбе. В городе была распространена отпечатанная гектографическим способом, прокламация «К гражданам Ура-Тюбе» с призывом усилить борьбу за свободу.

В 1905 г. по инициативе местной социал-демократической группы было организовано выступление солдат Ходжентского гарнизона, которым руководил унтер-офицер М. Хапилин. Восстание началось с «беспорядка» в понтонной роте, солдаты которой стали расправляться с ненавистными им жестокими офицерами. Попытки подполковника Русакова и капитана Егорова с помощью стрелковой роты усмирить бунт были безуспешны: понтонщики отказались вернуть винтовки, более того, они оказали усмирителям вооруженное сопротивление. 26 декабря 1905 года восставшие провели вблизи городской крепости манифестацию с пением революционной «Марсельезы». Лишь после прибытия из Ташкента карателей под командованием генерал-майора Пославского мятеж был подавлен. Более двадцати его участников были арестованы, семь из них были сосланы на каторгу (6, 48-61)

Гражданское население Ходжента в солдатском восстании участия не принимало, но это событие не могло пройти бесследно. Оно произвело сильнейшее впечатление на ходжентцев, так как на их глазах разыгралась сцена борьбы с существующем строем, причем ее исполнителями были солдаты, которые сами являлись опорой режима.

Вскоре после солдатского бунта последовали стычки дехкан Исфаринского села Чорку, хлопкоробов Науской, Исфаринской, Унджинской, Уральской, Куптулукской волостей Ходжентского уезда с представителями властей из-за несправедливого распределения земли и воды между байскими и бедняцкими хозяйствами. Статистика тех лет свидетельствует, что 48,7% всех судебных дел за 2005 год было связано с захватом земель и имущества крупных землевладельцев (15, 32)

В 1905 - 1906 гг. в Ходженте и некоторых других городах области через неизвестные каналы среди населения распространялась нелегальная литература. В солдатских казармах, на стволах деревьев городского парка были наклеены революционные листовки и прокламации.

Так, прокламация «К гражданам Ура-Тюбе», отпечатанная гектографическим способом, призывала уратюбинцев присоединиться к революционной борьбе русского народа против царизма. Ее текст гласил: «Граждане! Давайте смело, решительно и громкогласно скажем: довольно лить нашу праведную кровь. Хватит расстрелов безоружных и честных рабочих!» -говорилось в этом документе (14, 65)

Распространение революционных прокламаций среди жителей Ходжентского уезда свидетельствовало о том, что здесь уже в начале ХХ столетия возникла и функционировала достаточно работоспособная нелегальная революционная организация.

Для жителей Ходжентского уезда реакция на подавление революции 1905 года выразилась в дальнейшем усилении национально-колониального гнета. Народы Туркестанского края были полностью лишены избирательных прав. Десятимиллионное население Средней Азии не имело ни одного депутата в Государственной Думе. Царское правительство, подавив революционно-освободительное движение угнетенных народов России, взяло еще более агрессивный курс в национальном вопросе. Игнорировались и ущемлялись национальная культура, родной язык и человеческое достоинство коренных жителей Туркестанского края.

Неописуемо тяжелым оставалось материальное положение таджикского дехканства в Ходжентском уезде. Безудержно усиливался гнёт местных феодалов. Хозяйства бедняков дехкан были накрепко опутаны сетями ростовщического капитала. Даже чиновники колониальной администрации (А. Н. Логофет, Н.А. Маев, П. Н. Лессер, Г.А. Арендаренко, В.И. Покотило и др.), которые неоднократно бывали в населенных пунктах Ходжентского уезда, с большим сочувствием описывали тяжелейшее положение таджикских дехкан (6, 15)

Начавшийся с 1910 года в России новый революционный подъем коснулся и Средней Азии. В этот период в Канибадамской волости объявили забастовку рабочие нефтепромыслов «Санто», которая закончилась их победой. Хозяева нефтепромыслов вынуждены были пойти на уступки. Выступление нефтяников поддержали шахтеры Сулюкты и Шураба, рабочие и служащие железнодорожной станции Драгомирово, требовавшие улучшения условий труда и быта.

Во многих местах Ходжентского уезда состоялись рабочие сходки и массовки, были отмечены вспышки дехканских выступлений. Так, в августе 1911 г. произошло крупное выступление дехкан Гулякандозской волости, для подавления которого власти прибегли к помощи дополнительной воинской силы. В следующем году подобное явление дехкан-должников состоялось в соседней Науской волости. Восставшие напали на дом крупного ростовщика и сожгли долговые векселя (8, 24)

В Ходженте, Драгомнрове, Сулюкте, Канибадаме, на железнодорожной станции Ходжент, в Исписаре возобновили свою деятельность разогнанные охранкой или ушедшие временно в подполье кружки и организации. На страницах социал-демократической прессы «Самарканд», «Русский Туркестан» освещались революционные события центральных губерний страны и самого края.

В 1909 г. в Ходженте вышел первый и единственный номер журнала «Красное солнышко». Издание редактировали супруги Рык - Богданиковы, прогрессивные интеллигенты, поэты. На страницах журнала увидели свет ряд статей и стихотворений, посвященных многочисленным социальным и экономическим проблемам трудящихся.

Волостные, пятидесятники, мирзы, муллы, купцы и баи путем подкупа жадных к деньгам царских чиновников вместо себя и своих родственников заносили в списки лиц, подлежащих мобилизации, исключительно бедняков и обездоленных. Подобные несправедливости, допускаемые «туземной» администрацией, вызывали гнев и возмущение трудовых слоев населения. В жилых кварталах, базарах, чайханах, мечетях возмущенные люди открыто протестовали против мобилизации и требовали отправки на тыловые работы и сынков имущих классов.

Таким образом, объявление мобилизации на тыловые работы стало ближайшей причиной изменения обстановки в крае и перехода народных масс из пассивного состояния угнетения в активное действие, выражения возмущения и сознания обоснованности

восстания. Жители Ходжентского уезда ответили на новый акт колониальной политики царизма движением сопротивления, демонстрациями протеста.

Ходжентское восстание началось со сбора горожан на сцене городской соборной мечети Шайха Маслихатдина 3 июля 1916 года, где собравшиеся потребовали у полицейского пристава капитана Устимвича уничтожения составленных списков с фамилиями мужчин, подлежащих отправке на тыловые работы (9, 57) Пристав наотрез отказался выполнить требование собравшихся. На следующий день, с раннего утра, стар и млад, мужчины и женщины Калаинауской (Старогородской) части Ходжента в количестве примерно пяти тысяч человек направились «искать правду» у аксакала Мирзо Богодура Муинова, но, не получив и у него поддержки, тронулись в сторону «нового города» на прикрепостную площадь, где располагалась канцелярия начальника уезда полковника Рубаха (12, 63) Сюда же, из новой части города, стихийно стекался второй людской поток.

К народу вышли представители колониальной власти, Казни Саидахмад Бузургходжаев и именитые баи Ходжента: Мирзо Муминов, Мирзо Умаров, чтобы уговорить собравшихся разойтись, однако, последние продолжали настаивать на уничтожении списков набора рабочих. В общем людском гуле особенно выделялись голоса возмущенных женщин в паранджах, которые кричали: «Сыновей не дадим!». Женщины Ходжента впервые приняли участие в протестных выступлениях (15, 167)

Крики отчаяния, вопли возмущения, возгласы негодования нарастали волнообразно, сотрясая площадь. Разрастаясь, толпа стала переходить к активным действиям, начала теснить полицейское отделение, пыталась выхватить винтовки у стоявших рядом блюстителей порядка. Перепуганные полицейские скрылись во внутренних помещениях жандармерии. Страсти накалялись, состояние масс стало выходить из-под контроля.

По приказу Рубаха для усмирения восставших использовали солдат гарнизона. С крепостной стены началась беспорядочная стрельба по безоружному народу. Появились и первые жертвы: двое участников демонстрации 80-летний Акил Нематшейхов и 23-х летний юноша Мухаммадхон Миробидов погибли от пуль, а Мирзоджон Мирфозилов был тяжело ранен. Началась паника и суматоха, перепуганная толпа мгновенно разбежалась и рассеялась.

Ходжентская трагедия не на шутку напугала колониальную администрацию. Представители царской власти в Ходжентском уезде для обеспечения порядка просили командующего Туркестанского военного округа срочно прислать дополнительный контингент солдат и казаков. Эти опасения имели под собой основания, так как эхо ходжентских кровавых событий с быстротой молнии разнеслось за пределами уездного города. Из селений Костакоз, Исписар, железнодорожной станции Ходжент и некоторых других прилегающих к уездному центру поселений в Ходжент направились многие тысячи людей, чтобы выразить свою солидарность с жителями Ходжента, но казаки и солдаты преградили им путь.

В те же июльские дни состоялись народные выступления в Ганчинской и Шахристанской волостях, волнения отмечались в Исфаринской волости и в августе 1916 г. вспыхнуло волнение в селении Костакоз (15, 102)

Однако, колониальной администрации приходилось под напором масс идти на уступки. Так, 23 августа 1916 г. генерал-губернатор края был вынужден подписать приказ об освобождении населения Матчинской волости, Ходжентского уезда, а также Фалгарского и Искандарского волостей Самаркандского уезда от набора тыловых рабочих (мардикоров).

Ходжентские революционеры: Джура Закиров, Абдукадыр Рахимбаев, Раимберды Эгамбердиев, Дадабай Машарипов, сгруппировавшиеся вокруг большевика Е.А. Иваницкого, приняли активное участие в ходжентских событиях, находясь в первых рядах демонстрантов. Однако им не удалось придать движению политический и целеустремленный характер в силу того, что их призыв к организованности не нашел необходимой поддержки у разноголосой, темной, неуправляемой народной толпы (14, 129)

Историческое значение ходжентского народного восстания 1916 г. бесспорно, оно нанесло ощутимый удар по колониальной политике третьеиюньской буржуазной монархии. Восстание сыграло важную роль в углублении и обострении революционной ситуации, которая сложилась в Российской империи уже к осени 1915 года. Несомненно восстание 1916 г. в Ходженте было прелюдией ситуации, произошедшей в феврале 1917 года. Оно послужило трудящимся таджикам, как и всем другим народам края, важной школой для дальнейшего роста их классового и национального самосознания.

На общем собрании рабочих и служащих железнодорожных мастерских станции Ходжент был образован железнодорожный комитет во главе с Н. Румянцевым. Вскоре Советы были созданы Сулюктинскими шахтерами во главе с популярным большевиком, посланцем донецких горняков Д. Декановым, а также угольщиками Шураба. нефтяниками «Санто», солдатами гарнизона Ура-тюбе и Канибадама. Через некоторое время произошло слияние Советов солдатских и рабочих депутатов, что имело важное значение в деле углубления и упрочения революционного процесса (1, 81)

В первые месяцы своей деятельности как краевой, так и местные Советы, в том числе и Ходжентский Совет, действовали слишком робко, нерешительно, допускали промахи и тому были свои причины. Например, Ходжентский совет добровольно разделил власть с Исполнительным комитетом, ряд членов Совета даже входили в состав Исполкома.

Ходжентский совет занял шовинистическую позицию к вопросу о войне, призывая «отстаивать до конца свое Отечество» тем самым поддерживая внешнюю политику буржуазного Временного правительства и не настаивал на введении 8-ми часового рабочего дня, не брался за разрешение аграрного и национального, вопросов и т. д. (10, 26.)

Либерализм Совета и все эти колебания объяснялись во-первых, недостаточной сознательностью, организованностью и малочисленностью пролетариата в Ходженте; во-вторых, засильем представителей мелкобуржуазных соглашательских партий, которые колебались между революционным народом и буржуазией, что было на первых порах характерным в деятельности почти всех Советов в стране, а их было создано более семи сотен; в-третьих, большинстве трудящихся, пробужденных революцией, однако не искушенных в политике, доверчиво отнеслись к своим худшим врагам - пришедшим к власти капиталистам, которые только и думали как бы нажиться на плодах революции. Значительным препятствием в деле революционного просвещения масс также можно назвать дурман националистической и религиозной пропаганды, который насаждали представители местной буржуазии и реакционной части мусульманского духовенства в целях одурманивания сознания населения.

В результате многосторонней массово-пропагандистской работы большевиков с начала лета 1917 г. началось постепенное, но последовательное революционное прозрение трудящихся масс. Эти события нашли отклик у горняков-рабочих и других трудовых слоев Северного Таджикистана (1, 114)

В июне-июле 1917 г. в Шурабе, Сулюкте, месторождениях «Санто», на железнодорожных станциях и депо вспыхнули забастовки на почве серьезных разногласий между рабочими и предпринимателями.

Важным событием, сильно повлиявшим на ход революции, явилось возвращение на родину мардикоров - тыловых рабочих. Они, находясь в европейской части империи, воочию познакомились с жизнью, общественным настроем русского народа, а некоторые из них (Джура Закиров, Хайдар Усманов) принимали непосредственное участие в февральских революционных событиях, даже избирались в состав местных Советов рабочих депутатов, становились большевиками (3, 55)

По инициативе вернувшихся мардикоров в Ходженте и ряде других поселений уезда были организованы многотысячные шествия и манифестации (впервые с красными знаменами в руках) в поддержку революции, создавались «Иттифоки»-профессиональные союзы трудящихся, а в Раззакской части Ходжента учредили Совет трудящихся - мусульман, штаб - квартира которого располагалась во дворе дома вернувшихся с тыловых работ Раимберды Эгамбердыева (14, 90)

Ходжентские большевики во главе с Е.А. Иваницким, понимая важность сплочения революционных сил, добились объединения в единый центр всех радикальных общественных организаций, который назывался «Союзом трудящихся». Русские рабочие, «тыловики», городская беднота, главным образом ремесленники, революционно настроенные солдаты гарнизона, железнодорожники, словом, вся сознательная и организованная часть населения, которая шла за большевиками и была полна решимости бороться за осуществление ленинских апрельских тезисов, слились в этот боевой союз единомышленников. По некоторым архивным данным, к концу лета 1917 г. в рядах интернационального «Союза трудящихся» числилось 1700 человек активных борцов грядущей социалистической революции (4, 45)

Таким образом, рассматривая исторический период с 1866 г., когда Туркестан вошел в состав России до 1917 г., следует отметить, что несмотря на рост капиталистических

отношений, в Ходжентском уезде сохранялись феодальные пережитки и господствовали докапиталистические формы эксплуатации. Это являлось одним из серьезных противоречий экономики, тормозило прогресс сельского хозяйства. Колониальная политика царизма, политическое бесправие народных масс, с одной стороны, и наступление новых капиталистических отношений обостряло социальные противоречия, усиливало классовую борьбу.

Восстание 1916 года явилось кульминацией национально-освободительного движения в Ходженте. Оно способствовало не только пробуждению национального самосознания жителей Ходжентского уезда, но и всего Туркестанского края. Подавление восстания сопровождалось многочисленными арестами, репрессиями и усилением гнета трудящихся.

После победы февральской революции трудящиеся Ходжентского уезда на собственном опыте убедились в том, что буржуазно-демократическая революция не решила стоявших перед ней вопросов и проблем. Нарастанию революционного кризиса в Ходженте и других городах уезда способствовало возвращение рабочих - «тыловиков», прошедших в России школу классовой борьбы. В дни Октябрьского вооруженного восстания на станции Ходжент был создан ревком и сформирован красногвардейский отряд. 24 ноября 2017 г. вся власть в Ходженте перешла в руки Совета. Таким образом, Советская власть в городе победила мирным путем.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гафуров, А.М. Деятельность революционных комитетов Таджикистана (1917-1924гг.)/

A.М.Гафуров. - Автореф. дисс____канд. ист. наук. - Душанбе, 1998, -27с

2. Гафуров, Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история/ Б.Г.Гафуров.- М: Наука, 1972.- 664с.

3. Джалилов, Т.А. На страже народных интересов (Из истории борьбы за установление власти Советов в Туркестане в период 1918- 1924гг)/ Т.А.Джалилов.- Ташкент: «Госиздат Узбекской ССР», 1963.-78с.

4. Ионова, В.М. Коммунисты Северного Таджикистана в борьбе за власть Советов (1917-1923 гг.)/

B.М.Ионова.- Душанбе: Ирфон, 1968.- 128с.

5. Искандаров, Б.И. Восточная Бухара и Памир в период присоединения Средней Азии к России/ Б.И.Искандаров.- Душанбе: «Таджикгосиздат», 1960. - 214с

6. Логофет, Д.Н. Страна бесправия. Бухарское ханство и его современное состояние/ Д.Н.Логофет.-СПб., 1909.- 239с.

7. Масов, Р.М. Историография Советского Таджикистана (1917-1975гг.)/ Р.М.Масов.- Душанбе, 1978.-260с.

8. Набиев, А.Г.Установление и упрочения Советской власти на Памире / А.Г.Набиев // Труды АН Тадж. ССР.-Т.8. Сб. ст., посвященных 40-летию Великого Октября.- Сталинабад, 1957.- С.24.

9. Назаршоев, М.Н. Победа Великой Октябрской социалистической революции и установление Советской власти на Памире/ М.Н. Назаршоев// Очерки по истории Советского Бадахшана.-Душанбе: Дониш, 1985.- С. 425-431

10. Очерки истории Коммунистической партии Туркестана. Ч.2. - Ташкент, 1959, с.26

11. Раджабов, З.Ш. Развитие общественной мысли таджикского народа во второй половине Х1Х в начале ХХ в./ З.Ш. Раджабов //Крат. Очерк.- Сталинабад: МП Тадж ССР, 1951.- 460с.

12. Рахмонов, Э.Ш. Таджики в зеркале истории/ Г.Х.Хайдаров.- Ирфон 2009-704с.

13. Розикзода, А.Ш. Полицейская служба в дореволюционном Таджикистане/ А.Ш. Розикзода // Труды Высшей школы МВД РТ.- Душанбе, 1998.-Вып.1.- С.48- 61.

14. Туманов, Б.И. Великая Октябрьская Социалистическая революция и борьба за установление и управление Советской власти в Таджикистане (1917-1926гг.) / Б.И.Туманов // Таджикская ССР за 25 лет.- Душанбе, 1955.- 168с.

15. Хайдаров, Г.Х. Борьба за установление и упрочения Советской власти в Северном Таджикистане/ Г.Х.Хайдаров(1917-1923гг).- Душанбе, 1966.- 184с.

16. Хайдаров, Г.Х. История таджикского народа. ХХ век / Г.Х. Хайдаров. - Худжанд: 2001.- 508с.

REFERENCES:

1. Gafurov, A.M. Activities of the Revolutionary Committees of Tajikistan (1917-1924). Synopsis of candidate dissertation in history. - Dushanbe, 1998, - 27 p.

2. Gafurov, B.G. Tajiks: The Ancientest, Ancient and Medieval History/ B.G. Gafurov.- M: Knowledge, 1972.- 664р.

3. Jalilov, TA Guarding the people's interests (From the history of the struggle for the establishment of Soviet power in Turkestan in the period of 1918-1924) .- Tashkent: "State Publishing House of the Uzbek SSR", 1963.- 78р.

4. Ionova, V.M. Communists of Northern Tajikistan in the struggle for the Power of the Soviets (1917-1923) .Dushanbe: Irfon, 1968.- 128р.

5. Iskandarov, B.I. Eastern Bukhara and Pamir Referring to the Period of Central Asia Joining to Russia / B.I.Iskandarov.- Dushanbe: State publishing-house of Tajikistan, 1960. - P.41.

6. Logofet, D.N. The Country with Lack of Rights. The Bukhara Khanate and its Current State. - SPb., 1909.

- 239 р.

7. Masov, R.M. Historiography of Soviet Tajikistan (1917-1975) .- Dushanbe, 1978.- 260р.

8. Nabiev, A.G. The Formation and Establishment of the Soviet Power in Pamir // Works of AS of Tajik SSR. -V. 8. Collection of articles dedicated to the 40-th anniversary of the Great October Revolution. -Stalinabad, 1957. - P. 24.

9. Nazarshoev M.N. The Victory of the Great October Social Revolution and Establishment of Soviet Power in Pamir // Essays on the History of Soviet Badakhshan .- Dushanbe: Knowledge, 1985. - Р. 425-431

10. Essays on the History of Turkestan Communist Party. Part 2. - Tashkent, 1959. - p.26

11. Rajabov, Z.Sh. Development of Social Ideas of the Tajik People Referring to the second Half of the XIX-th and the Beginning of the XX-th Centuries. // Brief Essay.- Stalinabad: Ministry of Enlightenment of the Tajik SSR, 1951. - 460р.

12. Rahmonov, E.Sh. Tajiks in the Mirror of History/ Rahmonov, E.Sh..- Dushanbe: Freedom of the Orient, 1997, -P.88.

13. Rozikzoda, A.Sh. Police Service in pre-Revolutionary Tajikistan // Works of the Higher School under the Ministry of Internal Affairs of Tajikistan Republic.- Dushanbe, 1998.- Issue 1. -P.48 - 61.

14. Tumanov, B.I. The Great October Social Revolution and the Struggle for Establishment and Administration of Soviet Power in Tajikistan (1917-1926) // The Tajik SSR for 25 years.- Dushanbe, 1955. -168р.

15. Khaydarov, G. Kh. The Combat for the Establishment of Soviet Power in Northern Tajikistan.(1917-1923)

- Dushanbe, 1966. - 184р.

16. Haidarov, G.H. The History of the Tajik Nation Referring to the XX-th Century. - Khujand, 2001. - 508 p.

Хуцанд хамчун маркази цунбишхои милли -озодихахц ва коргари

Вожахри калиди: Хуцанд, гарнизон, уезд, исён цунбиши коргари Дар мацола тацлили таърихиву цуцуции царакатцои милли -озодихоца ва коргарии уезди Хуцанд ва атрофи он, дар давраи ба Русин цамроцшавии округи Туркистон, анцом ёфтааст. Цайд шудааст, ки дар ибтидои асри ХХ шиддати сиёсати мустамликавии Русияи таззора, бесаводии сиёсии оммаи халц, инчунин фарорасии муносибатцои нави капиталиста ихтилофоти ицтимоиву муборизаи синфиро дар Хуцанд ва ноцияцои гирду атрофи он пурзур гардониданд. Хотиррасон мешавад, ки кружокцои гайрицонунии сиёсии мацалла бо ташаббуси асирони сиёсии руса ва цафцоза, ки ба Туркистон бадарга шуда буданд, таъсис дода шудаанд. Дар бораи исёни сарбозони гарнизоны Хуцанд, ки дар соли 1906 доир гардида буд, маълумот дода мешавад. Воцеъаи мазкур барои бедоршавии цуввияти милла ва цунбишцои милла-озодихоции ацолии Хуцанд таъсир расонд. Омилцои асосии огози шуриши Хуцанд дар соли 1916, ки цунбишцои милла -озодихоца ва коргарии на танцо Хуцанд, балки дар мацмуъ тамоми Туркистон буд, зикр шудааст.

Ходжент как центр национально-освободительного и рабочего движения

Ключевые слова: Ходжент, гарнизон, уезд, восстания, рабочее движение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье приводится историко-правовой анализ национально-освободительного и рабочего движения в Ходжент и её окрестностях в период воссоединения Туркестанского округа к России. Отмечается, что в начале ХХ века колониальная политика царизма, политическое бесправие народных масс, а также наступление новых капиталистических отношений обостряло социальные противоречия, усиливало классовую борьбу в Ходжент и его ближайшие районы. Упоминается о нелегальных кружках местных социал-демократов, которые были учреждены по инициативы сосланных из России и Закавказья политических ссыльных. Даны сведения о восстание солдат Ходжентского гарнизона, которое проходило в 1906 году. Это события произвела сильнейшее впечатление на пробуждении национального самосознания гражданское население Ходжентского уезда. Приведены основные факторы начала Ходжентского

восстание в 1916 году, которое явилось кульминацией национально-освободительного и рабочего движения не только Ходжентского уезда, но и всего Туркестанского края в целом.

Khujand as a Center of National-Liberation and Working Movement

Key words: Khujand, garrison, uyezd, uprisings, working movements.

The article dwells on historical-legal analysis beset with the national liberation and working movement in Khujand and its environs referring to the period of reinstatement of Turkestan district with Russia. It is underscored that at the beginning of the XX-th century the colonial policy of tsarism, political lack of rights for national masses, and up-springing of new capitalist relations have exacerbated social contradictions and intensified the class struggle in Khujand and its close districts. The author of the article mentions of the illegal circles of local social-democrats which established on the initiative of political exiles exiled from Russia and Transcaucasus. The author gives information concerned with the uprising of soldiers of Khujand garrison which took place in 1906. The relevant event has made the strongest impression on the awakening of national consciousness of civil population of Khujand uyezd. He adduces the main factors aimed at the beginning of Khujand uprising in 1916, which was considered to be the culmination of the national liberation and working movement not only in Khujand uyezd, but all over Turkestan region, upon the whole.

Маълумот дар борам муаллиф:

Хокироев Азимцон Юсуфович, полковники милитсия, сардори кафедраи фащои цомеашиносии факултаи №4-и Академияи Вазорати корцои дохилии Цущурии Тоцикистон(Чущурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: hokiroev-1966@mail.ru Сведения об авторе:

Хокироев Азимджон Юсупович, полковник милиции, начальник кафедры общественных дисциплин факултета №4 Академии МВД Республики Таджикистан(Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail:hokiroev-1966@mail.ru Information about the author:

Khokiroev Azimjon Usupovich, militia colonel, head of the department ofsocial disciplines attached to the 4th Faculty under the Academy of the Ministry of the Internal Affairs(Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: hokiroev-1966@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.