Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
Российская академия музыки имени Гнесиных» (РАМ имени Гнесиных), Москва, Россия Кафедра теории музыки, старший преподаватель, кандидат искусствоведения
Russian Academy of Music named after Gnesins, Moscow, Russia Department of Music Theory, Senior Lecturer, PhD in Art History gloushakov@gnesin-academy. ru
«ХОЧЕТСЯ ВСЕЙ НЕОБЪЯТНОЙ СТРАНОЙ СТАЛИНУ КРИКНУТЬ "СПАСИБО, РОДНОЙ!""»: КОНЕЦ ПЕСЕННОЙ СТАЛИНИАНЫ*
Статья посвящена практически не исследованному ранее значительному пласту советского песенного наследия - произведениям о Сталине. Широко транслированные вплоть до середины прошлого столетия на радио и в кино, эти песни прочно вошли в массовое сознание, стали неотъемлемой частью советского быта. Апогеем песенной сталинианы стало включение имени вождя в «Гимн партии большевиков» (музыка А.В. Александрова, слова В.И. Лебедева-Кумача, 1939 г.) и Государственный гимн СССР (музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова и Г. Эль-Регистана, 1943 г.).
В статье представлена панорама песенной сталинианы, проанализированы исторические обстоятельства развития жанра. Малая степень изученности материала в советское время объясняется внутриполитическими трансформациями, в частности, развенчанием культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС (1956). Вместе с фигурой вождя косвенно пострадали и авторы произведений, некоторые из которых даже были удостоены высшей государственной награды - Сталинской премии за выдающиеся заслуги в области литературы и искусства.
Ключевые слова: массовая песня, советская песня, XX век, пропаганда, плагиат, СССР, Сталин, Ленин, Хрущев, ХХ съезд КПСС, Государственный гимн СССР.
«I WOULD LIKE THE WHOLE HUGE COUNTRY SHOUT TO STALIN: "THANK YOU, DEAR!"»: THE END OF THE SONGS ABOUT STALIN
The article is devoted to a previously largely unexplored significant layer of the Soviet song heritage - works about Stalin. Broadly broadcast up to the middle of the last century on radio and in cinema, these songs became firmly established in the mass consciousness and became an integral part of Soviet life. The apogee of the songs about Stalin was the inclusion of the name of the leader in the "Hymn of the Bolshevik Party" (music by A. Alexandrov, words by V. Leb-edev-Kumach, 1939) and the State Anthem of the USSR (music by A. Alexandrov, words by S. V. Mi-khalkov and G. El-Registan, 1943).
The article presents a panorama of songs about Stalin, analyzes the historical circumstances of the genre. A small degree of knowledge of the material during the Soviet era is due to internal political transformations. In particular, the debunking of the personality cult of Stalin at the 20th CPSU Congress (1956). Together with the figure of the leader, the authors of the songs also indirectly suffered. Some of authors had been even before awarded the highest state award - the Stalin Prize for Distinguished Service in the field of literature and art.
Key words: mass song, Soviet song, XX century, propaganda, plagiarism, USSR, Stalin, Lenin,
100
| 3 (36) 2019 |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
Khrushchev, XX CPSU Congress, USSR National Anthem.
Среди обширного наследия, оставленного создателями советской массовой песни в 30-50-х годах ХХ века, важное место занимают произведения, посвященные И.В. Сталину. Щедро издаваемые и транслируемые радиовещанием и кинопрокатом, они стали частью советского быта. Некоторые цитаты Сталина стали фрагментами литературных песенных тестов и прочно вошли в массовое сознание советских людей1. Кульминационным моментом в создании песенной эпопеи о вожде стало прославление Сталина в партийном («Гимн партии большевиков». Музыка А.В. Александрова, слова В.И. Лебедева-Кумача, 1939 г.) и Государственном (музыка А.В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана, 1943 г.) гимнах.
Тем не менее, столь значительный для отечественной культуры массив песенного материала до сих пор не являлся объектом музыковедческого исследования ни в советском, ни в постсоветском, ни в современном искусствоведении. Так, изданные до и в течение 1950-х
а Использован фрагмент текста песни «Жить стало лучше». Александров А.В. Жить стало лучше: Для хора с ф.-п. / Стихи В. Лебедева-Кумача. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1940. 3 с.
*Исследование выполнено в рамках проекта по гранту Президента РФ, № МК.505.2018.6 «100 лет отечественной массовой песни: история и современность».
1 Отметим, что изречение Сталина «Ни одной пяди чужой земли не хотим. Но и своей земли, ни одного вершка <...> не отдадим никому» является частью сознания современного российского общества.
годов труды советских ученых И. Нестьева (1946)2, М. Друскина (1954)3, А. Бочарова (1956)4, А. Сохора (1959)5 избегают какого-либо упоминания имени Сталина и связанного с ним песенного материала. Впоследствии советское музыковедение также не выказывало интереса к произведениям о Сталине (исследования Е. Матутите 1977 и 1982 годов6). В постсоветское время появляются публикации о массовой песне сталинского периода, косвенно затрагивающие проблему «сталинизации» пес-ни7. Но в этих работах исследователи проявляют глобальный интерес к мифотворчеству, как к одному из важных элементов соцреализ- 101 ма, музыкальный же контекст песен о Сталине не затрагивается.
Охватывая всю историю массовой песни целиком на протяжении всей советской
2 Нестьев И. Советская массовая песня. М.: Музгиз, 1946. 22 с.
3Друскин М. Русская революционная песня. М.: Музгиз, 1954. 164 с.; Друскин М. Революционные песни 1905 года. Л.: Тритон, 1936. 71 с.; Друс-кин М. Русская революционная песня. Л.: Музгиз, 1959. 69 с.
4 Бочаров А. Советская массовая песня. М.: Советский писатель, 1956. 217 с.
5 Среди наиболее известных трудов назовем следующие: Сохор А. Русская советская песня. Л.: Сов. композитор, 1959. 508 с.; Сохор А.. Путь советской песни. М.: Сов. композитор, 1968. 107 с.; Сохор А. Статьи о советской музыке. Л.: Музыка, 1974. 214 с.
6 Матутите Е. Песня и время. М.: Знание, 1977. 94 с.; Матутите Е. Советская массовая песня 70-80-х годов. М.: Знание, 1982. 128 с.
7 Среди авторов укажем К. Брюггемана,
Х. Гюнтера, М. Раку, В. Тяжельникову.
| 3 (36) 2019 |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
эпохи, становится очевидным ее разделение на два периода. Первый: конец XIX века - середина 50-х годов ХХ века; и второй: конец 50-х годов до начала 90-х годов ХХ века. Между ними находится короткий, но очень важный отрезок времени: от даты смерти Сталина в 1953 году до ХХ съезда КПСС в 1956 году и нескольких лет после него, которые понадобились для реализации принятых на съезде решений о пересмотре методов управления страной. Так как ключевым решением властей было осуждение культа личности Сталина, в сфере искусства это обернулось отказом от связанного с ним художественного наследия. Это и предопределило конец песенной сталинианы.
В связи с этим ставится задача не только рассмотреть и проанализировать песенный материал, посвященный Сталину (создать краткий портрет этого явления, выявить основных его создателей, оценить его масштаб), но необходимо также проанализировать процедуру завершения песенной сталинианы, понять и прояснить роль директивного управления в этом процессе. Все это позволит увидеть перспективу влияния государства на создание массовой песни в последующий период ее развития, когда условия ее создания и бытования существенно изменились.
Музыкальный8 песенный материал ста-линианы можно разделить на две группы: 1) музыкальные произведения, в которых упоминается Сталин9; 2) музыкальные произведения,
8 Существует также обширный материал в виде литературных текстов, который не рассматривается в статье.
9 Многие песни с упоминанием имени Сталина рассмотрены нами подробно в диссертации. Глу-шаков Я.В. Массовая песня в отечественной куль-
посвященные Сталину. В свою очередь, последние можно разделить также на две части: народные песни о Сталине и произведения профессиональных авторов.
Названные «народными», большое количество мелодий и текстов на самом деле являются анонимными произведениями, которые были сочинены и опубликованы за очень короткий отрезок бытования песенной сталиниа-ны. В сборнике «Народные песни о Сталине», изданном Музгизом в 1949 году от редакции сообщается, что «большая часть песен дается в том виде, в котором они исполняются народом». А далее дается информация, что «в составлении сборника принимали участие» товарищи Аксенов, Виноградов и Солодухо. Неко-
102
торые издания подкрепляли веру в народные -
истоки сталинского эпоса вступительными статьями академиков10, а некоторые были подготовлены в стенах главного научного заведения страны11.
Сборники народных песен о Сталине составлены по следующей схеме: а) национальный сборник: например татарские, украинские песни; б) песни народов СССР в такой
туре первой половины ХХ века : дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Глушаков Ярослав Владимирович. - М., 2016. 191 с.
10 Сталин в творчестве народов СССР: [Сб. стихов, песен и сказаний. Из книг: «Ленин и Сталин в творчестве народов СССР» и «Творчество народов СССР»]. Орел: Изд-во Обкома ВКП(б) и Оргком-та Президиума Верховного Совета РСФСР, 1939. 80 с., 1 вкл. л. портр.: портр.; 20 см. Вступ. статья акад. Юрия Соколова «Сталин в нар. творчестве», С. 3-10.
11 Народные песни о Ленине и Сталине / Сост. и ред. сб. Е. В. Гиппиус; Академия наук СССР. Фольклорная комиссия при Институте этнографии. - М.: Искусство, 1938. 129 с.
| 3 (36) 2019 |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
последовательности: сначала русские песни, затем украинские, белорусские, песни кавказских республик, и в завершении республик Средней Азии.
Музыкальный материал народных песен имеет мало общего с массовой песней: это народные или псевдонародные мелодии с переменным размером, особенностями мелодики различных народов, изложенные, как правило, одноголосно или с двухголосно: с элементами полифонии.
Первые авторские публикации эпоса о вожде появились в 1936 году12, а завершился он в 1953 году (именно тогда мы находим последние издания13). Характеризуя авторов, необходимо сказать, что практически все ведущие композиторы и поэты, чей период творчества совпал с 17 летним отрезком бытования песенной сталинианы, отметились обращением к этой теме. Казалось бы, созданных ими произведений должно быть большое количество -«тысячи песен», по выражению А. Сохора, которое относится к количеству агитационных песен военного периода. Однако на самом деле песен не так много: чтобы понять масштаб материала необходимо перечислить авторов:
A.В. Александров, Б. Александров, Б. Асафьев,
B. Белый, М. Блантер, Д. Васильев-Буглай, И. Дунаевский, А. Егоров, В. Захаров, К. Ка-
12 Туския И. Песня о Сталине: Для мужского хора с ф.-п. / Муз. И. Туския; Сл. С. Чиковани; Рус. текст С. Болотина. М., 1936. 5 с.; Шехтер Б. О Сталине: Для голоса без сопровождения / Две народные песни. М.: Музгиз, 1936. 5 с.
13 Нас воля Сталина вела. Муз. В. Мурадели; Песня о Сталине. Муз. Дм. и Дан. Покрасс; Любимый Сталин. Муз. А. Новикова. / Массовые песни. Вып. 23: Для духового оркестра. М.; Л.: Музгиз, 1953. 79 с.
раев, М. Коваль, Е. Колесников, Г. Компанеец, К. Листов, В. Мурадели, А. Новиков, Дм. и Дан. Покрасс, Л. Ревуцкий, Я. Солодухо, О. Тактакишвили, Ш. Тактакишвили, С. Туликов, И. Туския, А. Филиппенко, М. Фрадкин,
A. Хачатурян, Д. Шостакович, А. Эшпай. Авторы из союзных республик - Г. Веревка, М. Заринь, И. Любан, И. Швядас.
И хотя иные композиторы имеют несколько песен о Сталине (например Александров, Белый, Дунаевский, братья Покрасс), а некоторые 3 и более (Г. Веревка, М. Коваль,
B. Мурадели, А. Новиков), общее количество титульных песен о Сталине, включая произведения малоизвестных локальных авторов, порядка ста. Однако надо обратить внимание на то, что многие из перечисленных авторов (А.В. Александров, Блантер, Дунаевский, Захаров, Ревуцкий) в 1940-х и в начале 1950-х годов постоянно переиздавались, и сегодня фонды РГБ хранят 291 издание, включающие песни о Сталине. В основном это сборники массовой песни с обязательным включением песни о Сталине, или целиком посвященные ему издания. Кроме этого применена также «пакетная» тактика, когда одна песня издается одновременно для различных составов: для голоса с фортепиано, для народного и духового оркестра (партитура и партии). Учитывая, что государство контролировало репертуар самодеятельных и профессиональных коллективов, а также программу радиоэфира, постоянно исполняющееся такое относительное небольшое количество произведений приобрело глобальный характер влияния на общество. А в присоединенных прибалтийских республиках в дополнение к этому использовалось тиражи-
103
| 3 (36) 2019 |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
рование песен листовками в формате А5 (например, «Laul Stalinist», музыка А.В. Александрова, слова С. Алымова14).
Подоплекой литературных текстов титульных песен о Сталине являлась генетическая «народная» природа: все песни трактовались как «подслушанные», «переведенные с языков народов СССР», «исполняемые наро-
дом»
15
Для придания народного колорита использовалось всеобщее употребление штампов - авторы тщательно избегают демонстрации своего личного «я». Обращение к Сталину происходит от неопределенной группы: от имени народа и больших социальных групп: колхозников, казаков, рабочих и т.д. Сам же образ Сталина связывается с величественными природными явлениями: с солнцем, с горными вершинами, с бескрайними полями пшеницы, с имеющими благородный героический фольклорный образ животными: с соколом, горным орлом; с драгоценными камнями и т. п. Поэтому несмотря на различие авторских стилей и
14 Издание хранится в фондах Российской государственной библиотеки. Александров А.В. Laul Stalinist / Segakoorile a capella A. Kiilaspea. - Таллин: Ilukirjandus ja kunst, 1945. 2 с.
15 Вот характерные примеры: «Песня о Сталине» И. Дунаевского «От края до края» - автором текста указан народ: «Текст русской песни, исполняемый хором рабочих завода им. М.В. Фрунзе г. Пензы».
Однако этот же текст используется в «Кантате о
Сталине» А.В. Александрова и в ней уже автором обозначен М Инюшкин: «Слова М. Инюшкина» (Сборник Песни о Сталине 1949 года, пер. для ф-но А.Я. Эшпая). В песне В. Захарова «Соколы» указано: «слова народные. Перевод с украинского М. Исаковского». Автором текста «Песни о Сталине» А. Хачатуряна значится «ашуг МИРЗА из Тауза (Азербайджан)» и т. д.
104
почерков поэтов все тексты песен представляют собой в какой-то степени клонированные копии.
Что касается музыкальных текстов, то необходимо отметить: над композиторами также довлела необходимость подать сочиненный материал «народным по сущности», при этом ориентиром для всех служило представление о русском фольклоре М. Глинки и композиторов «Могучей кучки». Безусловно, творческий почерк Дунаевского разительно отличается от манеры Блантера или Захарова, но в той или иной степени создание псевдонародных песен (песен с народным колоритом) объединяет всех авторов16.
Еще одной важной особенностью музыки песен о Сталине является гиперболизация 14 музыкальной формы. Из всех наиболее часто издаваемых произведений (в основном: А.В. Александрова, Блантера, Дунаевского, Захарова) лишь «Песня о Сталине» Блантера (стихи А. Суркова) лаконична по форме. Произведения Дунаевского («Славься верный полководец» на слова С. Васильева и А. Ковален-кова, «От края до края, по горным вершинам») и «Кантата о Сталине» А. В. Александрова (слова М. Инюшкина) испытывают на себе явное влияние кантатно-ораториального жанра и выходят за рамки массовой песни, представляя собой более сложную музыкальную форму. Еще более характерный пример, когда песня становится частью крупной формы - «Песня о Сталине» из симфонической поэмы А. Хача-
16 Это в полной мере относится и к авторам, представляющим союзные республики СССР и различные народы РСФСР. Как правило, их сочинения носят национальный колорит.
| 3 (36) 2019 |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
туряна. О масштабе песни говорит тот факт, что она есть в концертной обработке для фортепиано А. Каменского и представляет собой развернутую пьесу с виртуозной по сложности
" 17
мелодией и ритмом17.
Но самым ярким образцом песни, по форме напоминающей оперные хоры М. Мусоргского и А. Бородина, можно по праву назвать песню «Сталину слава!» Е. Долматовского и Д. Шостаковича. Написанная в 1949 году, она венчает финал кинофильма «Падение Берлина», снятого киностудией «Мосфильм». В фильме две песни и много инструментальной музыки, однако охарактеризовать его «песенным» в сравнении с довоенными картинами было бы неверно. Лубочный характер содержания ленты, представляющей собой череду не связанных между собой эпизодов, определяет и свойство саундтрека: музыкальная дорожка представляет собой ряд контрастных выразительных законченных эпизодов, а не единую сквозную форму. Финальная песня не играет «главную партию» и не является «фокусом» (по выражению Дунаевского) кинофильма, а скорее представляет собой часть крупной вокально-хоровой формы. Она связана интонационно (в основном характерными скачками на квинту или октаву) с симфоническим материалом саундтрека, но тем не менее воспринимается как отдельный номер. Добавим также, что мелодия песни с характерными скачками на октаву и квинту и обилием ходов и распевов интонационно сложна для исполнения даже профессиональ-
ному музыканту и имеет драматургическое родство с величальными хорами из опер «Князь Игорь» и «Борис Годунов».
Ставшая высшей точкой песенной ста-линианы, лента лидировала в прокате в 1950-м году (3 место: 38.4 млн. зрителей)18, а Шостакович был удостоен Сталинской премии I степени. Однако несмотря на столь внушительное количество зрителей песня так и не стала достоянием массового сознания. Одной из причин этого (как и в других песнях) является казенный литературный текст, лишенный какого-либо личностного отношения автора к ге-
19
рою19.
Но основной причиной, не позволившей ей и всем многочисленным гимнам вождю стать всенародно признанными, является несоответствие их жанровых свойств сложившемуся обиходу общества. Претендующие на звание народной песни, на самом деле все созданные произведения являются концертными номерами, в разной степени приближающиеся к жанру крупной вокальной формы, при этом с народным колоритом в понимании стиля русских композиторов XIX века. Такой тип прославления Сталина, берущий начало в годы массовых репрессий и достигший своего апогея во время второй волны послевоенного политического насилия, не нашел должного отклика у массы. И все попытки показать народный характер всеобщей любви путем создания
105
17 Хачатурян А. Песня о Сталине / Муз. А. Хачатуряна; Концертная обработка для ф.-п. А. Каменского. М.: Музгиз, 1949. 13 с.
18 Подробнее об этой киноленте можно прочитать на сайте «Мосфильма». URL: http://cinema.mosfilm.ru/films/film/1940-1949/padenie-berlina.
19 Характерно, как дежурно звучит пожелание здоровья: «Великий вождь, желаем Вам / Здоровья, сил и многих лет».
| 3 (36) 2019 |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
концертных псевдонародных произведений ни к чему ни привели. Как только был дан приказ демонтировать созданный песенный образ Сталина, он очень быстро исчез из сферы интересов советского социума
В середине 1950-х годов происходят изменения в управлении страной, ставшими результатом попытки реформирования политической системы. Начало этому процессу было положено на XIX съезде КПСС, учредившим Президиум ЦК КПСС вместо Политбюро. На пленуме ЦК КПСС, который состоялся 16 октября 1952 года, были проведены кадровые изменения: увеличен, по сравнению с Политбюро, состав Президиума КПСС. Эти организационные преобразования открывали дорогу новым политикам, а расширение состава главного органа государственного управления способствовало коррекции стиля руководства страной в направлении коллегиальности и избавления от культа вождя. Первые признаки изменений проявились сразу после смерти Сталина - хотя в редакции газет приходило множество писем от граждан с предложениями об увековечивании его памяти и денежных переводов для строительства пантеона, основная
"20
масса инициатив осталась нереализованной20.
20 «...на 10 и 11 марта 1953 года поступило 979 переводов на 1339 тыс. рублей, из них: от коллективов рабочих и служащих, колхозов, учителей и учащихся 942 перевода на 1331 тыс. рублей и от отдельных граждан, 37 переводов на 8 тыс. рублей. В указанную сумму не входят 5 переводов на 3260 рублей, поступивших на сооружение пантеона, в том числе от отдельных граждан 3 перевода на 1200 рублей». РГАНИ. Ф5. Аппарат ЦК КПСС. -Оп. 26. Д. 50. -Л. 15. Цит. по: Куропаткин А.П. Трансформация государственной идеологической пропаганды в СССР. 1953-1956 гг.: дис. ... канд.
106
Попытки прессы перенести практику восхваления одного руководителя были пресечены председателем Совета Министров СССР Г.М. Маленковым на заседании Президиума ЦК КПСС 10 марта 1953 года. В своих заметках П.Н. Поспелов (секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1960 годы) пишет: «Г.М. Маленков подчеркнул, что у нас были крупные ненормальности, многое шло по линии культа личности. И сейчас надо сразу поправить (тенденции в этом направлении). Было бы неправильным, скажем, цитировать выступление (на траурном митинге) одного. Мы не можем цитировать одного, потому что это, во-первых, незаслуженно, а во-вторых, неправильно с точки зрения культа личности. Считаем обязательно прекратить политику культа личности. Цитаты (только) одного человека - нельзя публико-вать»21. 16 апреля 1953 года газета «Правда» публикует статью «Коллективность - высший принцип партийного руководства», в которой данное положение объявляется неотъемлемой частью партийной работы и «является залогом правильного руководства, важнейшим условием дальнейшего подъема партийной рабо-ты.»22. Впоследствии тема была продолжена: подобный материал опубликован в «Правде» 13 июля, 4 и 6 сентября 1953 года23. Параллельно с этим в прессе начинают публиковаться материалы и о культе личности. Как отмечает исследователь А. Куропаткин, «впервые
ист. наук: 07.00.02 / Куропаткин Антон Петрович. Москва, 2012. С. 81.
21 РГАСПИ. Ф629. П. Н. Поспелов. Оп. 1. Д. 54. Л. 6-69. Цит. по: Там же. С. 75.
22 Правда. 1953. 16 апреля.
23 Правда. 1953. 13 июля; Правда. 1953. 4 сентября;
Правда. 1953. 6 сентября.
| 3 (36) 2019 |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
термин культ личности в материалах центрального органа вещания ЦК КПСС газете "Правда" был использован в статье "Коммунистическая партия - руководящая и направляющая сила советского общества" 10 июня 1953
24
года»24.
Продолжением изменения стиля партийного руководства явился состоявшийся пленум ЦК КПСС в июле 1953 года, на «котором официально было объявлено о прекращении существовавшей ранее практики культа личности и официально объявлено о смещении акцентов в пропаганде на партию как нового коллективного вождя. Знаковым моментом коррекции процесса трансформации идеологической пропаганды после решений июльского пленума ЦК КПСС 1953 года стало возрождение ленинского культа, во многом "оттесненного" в последние 30 лет сталинским»25. Характерной особенностью этого течения являлось постепенное вытеснение имени Сталина из СМИ, однако без критической оценки и осуждения его деятельности. Появившийся идеологический вакуум заполнялся Лениным: «так, в передаче "Марксистско-ленинская теория аграрного вопроса", вышедшей на волнах второй программы 5 апреля 1954 года, имя В.И. Ленина было упомянуто за двадцать четыре минуты двадцать два раза»26.
Логическим продолжением этого движения явилась попытка переосмысления главного государственного музыкального символа:
24 Куропаткин А.П. Трансформация государственной идеологической пропаганды в СССР. 19531956 гг. С. 84.
25 Там же. С. 115.
26 ГАРФ. Ф6903. Радиовещание. Оп. 12. Д. 238. Л. 342-337. Цит. по: там же. С. 121.
7 декабря 1955 года ЦК КПСС своим постановлением создает комиссию для создания нового государственного гимна. Возглавить ее было поручено Д.Т. Шепилову27. «Процесс создания нового гимна должен был пройти в три этапа. Первые два этапа включали конкурс произведений поэтов и отбор лучших из них, а третий - написание нового музыкального произведения для отобранных финалистов. Однако проект так и не был завершен, хотя первые два этапа были успешно завершены»28. На конкурс было представлено 84 текста 67 поэтов, из которых «во второй тур прошли произведения 11 авторов: Н. А. Заболоцкого, М.В. Исаковского, Б.Н. Кушелева, СВ. Михалкова (два текста), С.Г. Островова, П.М. Панченко, Н.И. Рыленкова, М.Ф. Рыльс-кого, В.М. Саянова, С.И. Чиковани»29. После второго тура тексты М. В. Исаковского, С.В. Михалкова и М. Ф. Рыльского были рекомендованы для «создания музыкального произведения для нового Государственного гимна СССР, но с учетом того, что они (тексты) могут быть улучшены в дальнейшем»30.
Все три варианта гимна абстрактны по содержанию, их доминантой является прославление - славься: держава, отечество, союз, знамя, народ, заводы, нивы, шахты, леса, моря. Исторический контекст присутствует только в тексте Михалкова, но также очень отвлеченно: борьба и труд. Автор формирует идеологическую триаду, впоследствии провозглашенную
27 РГАСПИ. Ф82. В. М. Молотов. Оп. 2 Д. 279. Л. 185. Цит. по: там же. С. 130.
28 Там же. С. 134.
29 Там же. С. 132.
30
107
РГАСПИ. Ф82. В. М. Молотов. Оп. 2. Д. 279. Л. 186. Цит. по: там же. С. 133.
| 3 (36) 2019 |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
официальным курсом: Ленин, партия, комму -
31
низм .
Исторической подоплекой поиска новых государственных символов и художественных образов для их выражения являлась не только открыто проводимая политика властей по преодолению культа личности в СМИ, но и кампания по реабилитации жертв политических репрессий, начатая сразу после смерти Сталина. Ее первым этапом явились дела, единично пересмотренные по инициативе
31 «М. Исаковский - Славься, Советская наша держава - / Братства и дружбы народной страны, - / Первая в мире страна трудовая, / Славься во все времена! / В силе и правде бессмертной своей, / Славься на радость и счастье людей / Славься Великого Ленина знамя / Свет и надежда великой земли! / В силе и правде бессмертной своей, / Славься на радость и счастье людей! С. Михалков. Славься республик союз нерушимых! / Славься советская наша страна! Ленинской правдой твоей не гасимой / Дружба народа навек скреплена. / Нам светит солнце - солнце коммунизма! / Мы победим! Нас партия ведет, / Живи, цвети свободная Отчизна, / Тебя хранит великий наш народ! / Счастье свое мы в борьбе отстояли, / Силу свою мы в труде обрели, / Путь проложили в заветные дали, / Людям маяк путеводный зажгли. / Нам светит солнце - солнце коммунизма! / Мы победим! Нас партия ведет, / Живи, цвети свободная Отчизна, / Тебя хранит великий наш народ! М. Рыльский - Славься, Отчизна родная! / Славься советский народ! / Наша семья молодая / Шагом крылатым идет. / В битвах сердца мы сроднили, / Счастье в труде мы куем. / Родину мы озарили / Дружбы великим огнем. / Славься, заводы и нивы, /Шахты, леса и моря! / Путь осеняет счастливый / Нам коммунизма заря». Тексты из издания для внутреннего пользования. РГАСПИ. Ф82. В.М. Молотов. - Оп. 2. Д. 279. - Л. 188 - 197. Цит. по: Куропаткин А.П. Трансформация государственной идеологической пропаганды в СССР. 1953-1956 гг. С. 217.
Л.П. Берии в период с марта по июнь 1953 года. В дальнейшем этот процесс приобретает системный характер: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1953 года упразднено Особое Совещание при министре внутренних дел, а «для проведения работы по пересмотру состава заключенных, содержащихся в особых лагерях, приказом Генерального Прокурора, МВД и МЮ СССР № 245сс/00225 от 30 сентября 1953 г. были образованы Центральная и местные комиссии, в состав которых вошли министры внутренних дел республик, начальники УМВД краев и областей по месту дислокации особых лагерей и тюрем, министры юстиции республик, прокуроры и начальники особых лагерей и тюрем»32.
Особенностью работы комиссий была -108 их закрытость. Для осужденных и их родственников процедура рассмотрения дел по реабилитации, как и само существование комиссий были тайной. «Знакомить заключенных и ссыльных с выписками из протоколов комиссий запрещалось. Запрещалось даже устно сообщать о том, что дело рассматривалось на комиссиях. А отвечать на заявления родственников, ходатайствующих о пересмотре дел своих близких, должны были органы, которым это заявление было направлено»33. На практике это означало, что освобожденный получал постановление от имени Прокуратуры, МВД и КГБ СССР.
108
32 Лавинская, О.В. Внесудебная реабилитация жертв политических репрессий в СССР в 19531956 гг.: дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Лавинская Ольга Владимировна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. М., 2007. С. 37-38.
33 Там же. С. 84.
| 3 (36) 2019 |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
Несудебный характер рассмотрения дел политических репрессий серьезно упрощал и ускорял процедуру реабилитации, но бюрократические факторы, а также боязнь выпустить на свободу «врагов советской власти» тормозили этот процесс. На 1 февраля 1954 г. в лагерях и тюрьмах содержалось 467 946 человек, осужденных за контрреволюционные преступ-ления34; на 1 января 1955 г. - 309 088 чел.35; на 1 июля 1955 г. - 218 946 чел.36; на 1 января 1956 г. - 113 731 чел.37
Кадровые изменения в руководстве страны, попытки переосмыслить культ личности в СМИ, реабилитация жертв политических репрессий - все эти процессы, проходившие параллельно с марта 1953 по февраль 1956 года подготовили почву для первого в истории страны публичного признания преступлений советского государства в отношении собственного народа. Это произошло на ХХ съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 года. Однако, как и в случае с работой комиссий по реабилитации, партийное руководство сочло невозможным открыто объявить о выявленных нарушениях законности.
Был использован следующий алгоритм: доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» был заслушан на закрытом заседании в последний день работы съезда 25
34 ГАРФ. Ф. Р-8131. Оп. 32. Д. 4009. Л. 7. Еще 62 462 чел. находились в ссылке на поселении. Цит. по: там же. С. 110.
35 ГАРФ. Ф. Р-9414. Оп. 1. Д. 1398. Л. 44. Цит. по: там же.
36 ГАРФ. Ф. Р-8131. Оп. 32. Д. 4002. Л. 110. Цит. по: там же.
37 ГАРФ. Ф. Р-9414. Оп. 1. Д. 1398. Л. 44. Цит. по: там же.
38 Известия ЦК КПСС. 1989. № 3. С. 166.
39 Там же.
40 Там же.
41 Там же.
109
февраля, решение о котором было выдвинуто Президиумом ЦК КПСС 13 февраля 1956 года и в этот же день принято Пленумом ЦК КПСС. «Ход закрытого заседания съезда не стенографировался. После окончания доклада было решено прений по нему не открывать»38, а сам текст разослать партийным организациям «без опубликования его в открытой печати»39. 1 марта 1956 года Хрущев рассылает членам и кандидатам в члены Политбюро отредактированный текст доклада, в котором «даны ссылки на произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и другие источники, уточнены даты принятия отдельных документов, включены отступления докладчика от заранее подготовленного текста, отмечена реакция делегатов на те или иные положения доклада»40. По- -109 становлением Президиума ЦК КПСС от 5 марта 1956 года «Об ознакомлении с докладом тов. Хрущева Н. С. "О культе личности и его последствиях" на ХХ съезде КПСС» всем партийным организациям предлагается ознакомить именно с этим вариантом текста «всех коммунистов и комсомольцев, а также беспартийный актив рабочих, служащих и колхозни-ков»41. Разосланному докладу присваивается гриф «не для печати» вместо «строго секретно», а сам он зачитывается «на собраниях всех партийных и комсомольских организаций».
Таким образом, была исключена попытка прений и анализа доклада внутри партийного руководства. А гражданам страны вплоть до первого открытого в Советском Союзе обна-
| 3 (36) 2019 |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
родования доклада в журнале «Известия ЦК КПСС» в 1989 году (опубликован именно отредактированный Хрущевым текст) было адресовано указание как реагировать на вскрытые «злоупотребления». Выступление оратора неоднократно подкрепляется добавлениями в текст «реакций делегатов», подсказывающих как надо оценивать те или иные высказывания выступающего, включая полное одобрение в последней фразе документа: «Да здравствует победоносное знамя нашей партии - ленинизм! (Бурные, продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию. Все встают)».
Основная тема доклада - разоблачение культа личности Сталина, однако в отличии от кампании, проведенной в СМИ в 1953-1955 годах, содержание выступления Хрущева говорит о многочисленных преступлениях коммунистического руководства, называемых «злоупотреблениями»42, и о личном участии в них руководителя страны. При этом отсутствует понимание коллективной ответственности политического руководства за совершенные действия. Характерна позиция верхушки партии, высказываемая Хрущевым: «некоторые товарищи могут задать вопрос: куда смотрели члены Политбюро ЦК, почему они своевременно не выступили против культа личности и делают это лишь в последнее время? Прежде всего надо иметь ввиду, что члены Политбюро смотрели на эти вопросы по-разному в разные периоды. В первое время многие из них активно поддерживали Сталина, потому что Сталин
42 «Факты показывают, что многие злоупотребления были сделаны по указанию Сталина, не считаясь с какими-либо нормами партийной и советской законности». Доклад Хрущева на ХХ съезде. / Известия ЦК КПСС. 1989. № 3. С. 144.
110
является одним из сильнейших марксистов и его логика, сила и воля оказывали большое воздействие на кадры, на работу партии»43. Развивая дальше эту мысль, Хрущев поддерживает Сталина в репрессиях по отношению к троцкистам, зиновьевцам, правым: «эта борьба была необходима. Но затем Сталин, все более злоупотребляя властью, стал расправляться с видными деятелями партии и государства, применять против честных советских людей
44
террористические методы»44.
Одним из характерных приемов, использованных Хрущевым для характеристики Сталина, являлась попытка высмеять его личные качества. Например, руководитель партии и страны в предложении о создании внутри Политбюро различных комиссий - «пятерок», -110-«шестерок», «семерок», по мнению Хрущева, использовал «терминологию картежника», к тому же в разосланном докладе стоит ремарка «смех в зале»45. Также докладчик утверждает, что Сталин «страну и сельское хозяйство изучал только по кинофильмам. А кинофильмы приукрашивали, лакировали положение дел в сельском хозяйстве. Колхозная жизнь во многих кинофильмах изображалась так, что столы трещали от обилия индеек и гусей. Видимо, Сталин думал, что в действительности так оно и есть»46. Много внимания уделено и критике полководческих качеств Верховного Главнокомандующего, которого Хрущев просил пользоваться картой, так как «Сталин планировал операции по глобусу. (Оживление в за-
43 Там же. С. 162.
44 Там же.
45 Там же. С. 163.
46 Там же. С. 160.
| 3 (36) 2019 |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
ле). Да, товарищи, возьмет глобус и показывает на нем линию фронта. Так вот я и говорю т. Василевскому, покажите на карте обстановку, ведь нельзя при этих условиях продолжать намеченную ранее операцию»47. Не скрывает сарказма Хрущев и в оценке в целом роли Сталина в войне: «как Кузьма Крючков - сразу на пику 7 человек поднимал. (Оживление в за-
ле)»48.
Подобным же образом поднимается проблема выселения карачаевцев, чечено-ингушей, калмыков, балкарцев, проведенная в 1943-1944 годах. Причины этого явления не анализируются, не называются конкретно имена руководителей и исполнителей, докладчик говорит «принято было и осуществлено решение о выселении»49, и добавляет: «украинцы избежали этой участи потому, что их было слишком много и некуда было выслать. А то он бы их выселил. (Смех, оживление в зале) 50.
Хрущевым поднимается вопрос, кому же принадлежат успехи, достигнутые под руководством Сталина: «Товарищи! Когда мы сейчас резко выступаем против культа личности, получившего при жизни Сталина широкое распространение, и говорим о многих отрицательных явлениях, порожденных этим чуждым духу марксизма-ленинизма культом, у отдельных людей может возникнуть вопрос: как же так, ведь Сталин стоял во главе партии и страны 30 лет, при нем были достигнуты крупные победы, разве можно отрицать это?»51. И здесь докладчик возлагает ответственность за них на
47 Там же. С. 149.
48 Там же. С. 150.
49 Там же. С. 152.
50 Там же.
51 Там же. С. 161.
партию и народ: «Я считаю, что так ставить вопрос могут только ослепленные и безнадежно загипнотизированные культом личности люди, которые не понимают сущности революции и Советского государства, не понимают по-настоящему, по-ленински роли партии и народа в развитии советского общества»52.
В целом, первая попытка переосмыслить негативные стороны советской истории отражает свое время: данный документ нельзя квалифицировать как юридически обоснованный анализ преступлений, совершенных советским государством по отношению к своим гражданам. Выступление Хрущева, изобилующее колоритными высказываниями, не содержит достаточного количества документаль-
111
ных данных как о количестве репрессирован- -
ных, так о их социальной структуре. Что в конечном итоге не проясняет масштаб нанесенного стране ущерба. Тем не менее, при всех недостатках и противоречиях в виде неспособности разделить ответственность за происшедшее, подготовленный партийным руководством и зачитанный Хрущевым доклад был первой публичной попыткой переосмыслить историческое прошлое. Эмоциональный посыл - избавление от страха наказания за свободное политическое мышление и действие понятен, и в этом контексте попытка развеять миф о непогрешимости Сталина путем высмеивания его личных качеств закономерна. Однако это ставило под сомнение не только личность бывшего вождя, а сами принципы партийной пропагандистской работы, ведь обширная ста-линиана планировалась в недрах центрального партийного руководства и создавалась автора-
52 Там же.
| 3 (36) 2019 |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
ми и творческими союзами под непрекращающимся жестким контролем партийного аппарата. К тому же, произнесенное на съезде определение «ослепленные и безнадежно загипнотизированные культом личности», фактически адресовано композиторам, поэтам, творческим союзам, еще недавно воспевавших вождя в сочиненных народных былинах, сказках, сравнивающих Сталина то с горным орлом, то с драгоценным камнем или солнцем. И еще одно обстоятельство имело большое значение: осуждался культ личности Сталина, но не сам принцип культа партийного вождя. И хотя в докладе содержатся призывы к возращению к «истинным», «ленинским» принципам партийной демократии, провозглашается единственно верным учение «ленинизм» и его вождь -непогрешимый гениальный Ленин.
Сразу после съезда возобновляется работа по реабилитации жертв политических репрессий. Однако теперь рассматривать данные дела поручается специальным партийным комиссиям. «7 февраля 1956 г. Генеральный прокурор СССР Р. А. Руденко представил А.И. Микояну и А.Б. Аристову проект директивы ЦК КПСС о порядке работы партийных комиссий, командируемых в исправительно-трудовые лагеря»53. В отличии от комиссий 1954-1955 годов, они были наделены полномочиями «принимать решения об освобождении заключенных непосредственно на месте. Однако при этом в подавляющем большинстве случаев речь шла не о реабилитации, а лишь о
помиловании»54. Это значительно упрощало и ускоряло процесс освобождения заключенных. Однако, как и до этого, «факт существования комиссий не афишировался»55. В октябре 1956 года их работа была завершена56.
В результате сотни тысяч советских граждан вернулись на свободу. И хотя партийное руководство делало все, чтобы скрыть этот процесс, полностью игнорировать его было невозможно. Для ответа на незримый вопрос: кто виноват и несет ответственность за случившееся, в печати появились специально подготовленные издания. В них понятие «культ личности» характеризовалось как несвойственное социализму явление, носящее случайный характер57. Наряду с этим разъяснялась роль партии, масс и личности в истории, однако дидактический характер кампании, в которой массам отводилась пассивная роль, опровергал главный тезис, выносимый партийным руководством «о ведущей роли масс в истории».
Подводя итоги, можно охарактеризовать четырехлетие после смерти Сталина как
54 Там же. С. 142.
55 Там же. С. 143.
56
112
53 Лавинская О.В. Внесудебная реабилитация жертв политических репрессий в СССР в 1953— 1956 гг. C. 120.
Там же. С. 139.
57 Коган Л.Н. Вожди - Партия - Класс - Массы. М.: Знание, 1958. 36 с.; К вопросу о преодолении культа личности и его последствий. М.: Правда. 1956. 64 с.; Новиков С. Газеты - могучее оружие партии. М.: Госполитиздат. 1954. 36 с.; Роль народных масс и личности в истории. / Под ред. П. Павелкин. М.: Госполитиздат, 1957. 376 с.; Саушкин Н. О культе личности и авторитете. М.: Госполитиздат, 1962. 48 с.; Халипов Н.А. В.И. Ленин о решающей роли народных масс в истории. Минск: Академия наук БССР, 1957. 110 с.; Федосеев П.Н. Роль народных масс и личности в истории. М.: Госполитиздат, 1957. 56 с.
| 3 (36) 2019 |
Ярослав Владимирович ГЛУШАКОВ / Yaroslav GLOUSHAKOV
| «Хочется всей необъятной страной / Сталину крикнуть "Спасибо, родной!"»: конец песенной сталинианы / «I would like the whole huge country shout to Stalin: "Thank you, dear!"»: the end of the songs about Stalin |
важный отрезок, повлиявший на условия развития страны в целом, и на массовую песню в частности. Ни одно из рассмотренных преобразований не было доведено до логического конца. Прямым результатом курса на осуждение культа личности Сталина явилось не переосмысление самих методов управления партией и государством, а сохранение существующей политической системы со сменой фасада: осужденный сталинизм был заменен на ленинизм. Характерны и последовавшие за этим действия властей: повсеместно демонтированы памятники, переименованы улицы, переозвучены фильмы. Стерты все упоминания о вожде из Гимна СССР и из всех текстов песен; наступил конец песенной сталинианы. Творческой элите была предложена альтернатива в виде создания ленинианы; была также продолжена практика контроля и поощрения создания прославляющих коммунистическую идеологию произведений.
Государство внешне сохранило функцию директивного управления процессом создания массовой песни. Однако все три ее части: направление, поощрение и репрессивное воздействие на авторов были видоизменены. И в первую очередь это коснулось наказания: в целом, не отказываясь от контролирующей и карательной роли, политическое руководство декларировало отмену уголовного преследования по политическим причинам советских граждан, что способствовало более свободному творческому волеизъявлению создателей массовой песни.
Способы добиться лояльности творческой элиты изменились только внешне: кроме Ленинских (переименованных Сталинских),
Государственных и других премий заинтересовывать создателей песни продолжила созданная ранее система привилегий, распределяемая через творческие союзы и партийные организации, однако непоследовательные и неуверенные действия властей заложили де-вальвационный потенциал в престиж правительственных наград.
И, наконец, целеуказание: партийная элита оказалась не в состоянии дать ясные ответы на вызовы времени и предложить реальный способ их решения, к тому же она уже не обладала монолитным единством и идеологическим непоколебимым авторитетом в обществе - неспособность признаться в совершенных преступлениях, тайный характер кампа-
/- 113
нии реабилитации жертв политических ре- -
прессий, как и секретный характер доклада Хрущева на ХХ съезде коммунистической партии фактически развенчали не только культ личности Сталина, но и дискредитировали как все партийное руководство, так и сами принципы безальтернативного политического управления страной. В конечном итоге это девальвировало главную цель, в течение долгих лет стоящую перед авторами - прославление преимуществ советского строя, создание образа советского человека-героя. С этого момента скептическое отношение советского социума к предложенной властями доктрине начинает неуклонно возрастать.
113
| 3 (36) 2019 |