Научная статья на тему 'Хлебная колея'

Хлебная колея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хлебная колея»

А потом без устали возился с новичками-механизаторами.

Да каждый во время целины брал на свои плечи много, не отговариваясь, что это не по его специальности или должности. Таким был и партийный секретарь совхоза Валентин Васильевич Яковлев. Так же работала и наша комсомольская организация. На своих собраниях мы поднимали в первую очередь производственные вопросы, спрашивали за дисциплину.

Решения собрания были обязательными не только для каждого комсомольца, но и для руководителей, специалистов хозяйства. Так у нас было поставлено, что говорит о боевитости организации. А кроме производства, мы устраивали отдых целинников, в стенгазете прославляли передовиков и продергивали нарушителей. Вскоре стали выпускать радиогазету с позывными из целинной песни. Все новости за неделю - производственные, культурные, сатирические - были в этой газете. Никто не хотел попадать в сатирическую радиостраничку.

Неповторима красота полей, когда весной трактор идет и идет по ним, скрываясь из виду. А еще красивее они, когда колышется пшеница и берутся за работу комбайнеры. Допоздна гудят мехтока:. далеко видны их огни. Отец приезжал ко мне на целину. Он подолгу любовался этой картиной. И еще брал в руки землю, почти целовал ее и удивлялся, какая здесь растет крупная картошка, какие вкусные овощи и сколько много хлеба.

■ ^ Да и у нас самих быстро рассеивалось мнение о Сибири как о необжитом крае ссыльных. В совхозе выросли четыре поселка - Хлеборобный, Смоленский, Первомайский и Урожайный. Игралось много комсомольских свадеб, проходили они очень весело. С каждым годом благоустраивался наш совхоз. Щитовые постройки заменялись домами из бруса и кирпича, на месте прежних появились типовые производственные и бытовые здания.

Многоотраслевое хозяйство окрепло механизаторами, животноводами, водителями, бригадирами и работниками других специальностей. Хлеборобское дело продолжили и продолжают дети и внуки целинников 50-х. Нынешний директор совхоза (теперь он называется «Хлеборобный») - тоже сын певоцелинников.

Лично я после приезда трудилась прицепщиком, каменщиком, весовщиком, учетчиком. А в 1969 г., будучи уже главным бухгалтером совхоза, заочно окончила Всесоюзный финансово-экономический институт. Еще через восемь лет меня перевели в сельхоз-управление Смоленского района, где 23 года проработала в должности заместителя начальника по экономике.

Так что огромное значение освоения целинных и залежных земель могу подтвердить и экономическими выкладками. Целина не была ошибкой, как недавно утверждали некоторые скептики. Нет, она всколыхнула село и принесла ему огромную пользу во всех отношениях. А сельчане, поддержанные тогда государством, в ответ отплатили ему сторицею - огромными поставками зерна и другой продукции. Свою трудовую жизнь, начатую в первый целинный год, считаю хоть и не совсем легкой, но яркой и красивой.

- ^ мо ХЛЕБНАЯ КОЛЕЯ

Л. Третьякова

!лО»^Тчх ¿ж

>• йдс а г. "и&'-уС-' -шим

1 апреля 1954 г. вступила в строй 350-километровая железнодорожная линия «Бар-наул-Кулунда».

Ее первый начальник, ныне 88-летний Григорий Огуй, до сих пор бодр и, что называется, «на ходу». Мы встретились с ним в музее истории Алтайского отделения Западно-

Третьякова Л. Хлебная колея 161

Сибирской железной дороги. Здесь хранятся его рабочее кресло из красного дерева и пульт прямой и местной телефонной связи. Можно сказать, пульт управления целиной.

Да, именно так. Григорий Васильевич Огуй с 1954 по 1963 г. - начальник Кулун-динского отделения Западно-Сибирской железной дороги, затем начальник Карасукского и Алтайского отделений. За эту работу был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, тремя орденами «Знак Почета», многими медалями, имеет звание Заслуженного работника железнодорожного транспорта РФ и ветерана Западно-Сибирской железной дороги.

А происходило все так. Окончив в 1936 г. железнодорожный техникум, коренной полтавчанин Гриша Огуй попросил направить его... в Сибирь. В числе 56 выпускников-добровольцев оказался в Новосибирске. По распределению попал на станцию «Промышленная» Томской железной дороги. Потом работал на станции в Белово. Всю войну - начальник локомотивного депо станции «Инская» Новосибирской области. Кстати, «Ин-ская» была одной из десяти самых сложных грузовых станций страны - не случайно начальников сюда назначали приказом Министра путей сообщения.

Позднее не раз и не два добрым словом вспомнил Огуй свой «инской период». Ведь когда в военное лихолетье железнодорожникам отрубили снабжение углем и пропитанием, Григорий Огуй взял 300 га земли и организовал на этих землях посадку картошки, завел скот, по договору с шахтерами обеспечивал 2,5-тысячный коллектив углем. Хозяйская сметка помогала ему потом и на Алтае. .. ..

Сейчас он вспоминает:

- Когда закончилась война, я сел и думаю: что же дальше? И решил проситься на учебу в институт железнодорожного транспорта. Как раз перед целиной и окончил его.

Соперников при назначении «начальником целинной дороги» у него не было. Никто не рвался на этот трудный участок, но он взял жену, двоих детей и поехал не глядя. Приехали на совершенно пустое место, на ветер, забивающий песком глаза... Больше года жили в вагоне.

И перед тем, как пошли эшелоны целинников, Алтай принял эшелоны работников железной дороги. Большинство-ехало сюда семьями. Только на ветку «Барнаул-Кулунда» из разных концов страны прибыло 2,5 тыс. человек. Профессиональное образование имели только руководители, большинство рабочих - будущих стрелочников, путейцев, дви- 5 женцев, связистов - учили уже на месте. Целый год железнодорожники жили в вагонах. Были вагонные улицы, каждая со своим незатейливым названием, например, «улица начальника дороги», «улица вагоностроителей»...

- Людям приходилось очень трудно. Некоторые заявления приносили. Я говорил: уезжай, боюсь только, что потом не простишь себе. И большинство оставалось.

Читаю воспоминания Григория Васильевича, написанные для музея. «... Перевозки . были сложными. На отделение стали поступать эшелоны с техникой, с людьми. Было не совсем привычным выгружать такое количество эшелонов. Но работа шла... Чтобы подготовить отделение к перевозке первого целинного урожая, создавался запас хлебных щитов, вагонов, дополнительно велась подготовка кадров. И вот первый целинный урожай, он оказался одним из лучших за прошедшие годы. Хлебоприемные пункты еще не были достаточно готовы к его приему и переработке, требовалась срочная его отгрузка за пределы края. Заявки на вагоны возросли от плана в два раза. И надо отдать должное коллективу, с помощью руководства дороги и других отделений 12 погрузочных станций строго по заявкам обеспечивались вагонами, и погрузка зерна поднялась до 400 вагонов в сутки».

«...Волевой, способный командир-организатор. Человек широкой творческой инициативы, всегда полный новых интересных замыслов, он воспитывал коллектив и сам учился у него», - писал корреспондент «Гудка» в январе 1955 г. о Григории Огуе. Каковы же были эти замыслы?

- Однажды увидел кустарники на участке одного рабочего и подумал: а почему бы не засадить степь, все-таки будет какое-то спасение от песчаных ветров. В управлении надо мной посмеивались, называли фантазером, но мы начали выписывать саженцы и выдавать людям. Пускали с паровозом четыре-пять цистерн с водой. Возле всех насаждений машинист останавливался. Пять лет поливали саженцы, пока они не принялись надежно.

В числе целинных идей Огуя - не только сады и лесополосы, но и водопроводы («Где трубы возьмешь, кто их будет прокладывать?» - удивленно говорили ему в управлении дороги), и даже бытовой железнодорожный состав. Это, как сказали бы сейчас, ноу-хау представляло из себя вагон-магазин и медицинский вагон, прицепленные к паровозу. Бытовой состав привозил людям продукты, товары повседневного спроса и врачей.

- Раз в квартал я обязательно объезжал всю линию «Барнаул-Кулунда», вьгходил на каждой развязке, говорил с людьми. Наверное, по тем временам я был немного несовременным руководителем. Например, на всех станциях люди мне жаловались на отсутствие мяса, а я им - разводите скот и птицу. Меня послушались.

Именно при Григории Огуе уже на второй год по всей ветке «Барнаул-Кулунда» было построено 2000 жилых домов для железнодорожников, в Кулунде - школа-десятилетка, клуб, магазины, столовая, баня... Наверняка без «тепловозной энергии» начальника все это появилось бы не скоро. Огуй и сейчас в свои 88 лет не унывает: каждый день в любую погоду по три часа ходит по школьному стадиону.

■ -г--’--

ДЕРЕВНЯ ПРОСНУЛАСЬ ОТ СПЯЧКИ *

.'Г? « л, 'г

"У- А. Шевелеву председатель колхоза им, Сталина

Краюшкинского района в годы целины

В конце 1953 г. в стране была поставлена задача - увеличить зерновой клин за счет распашки целинных и залежных земель. Работа предстояла большая, сложная, и поэтому, помимо огромного количества механизаторов и других кадров массовых профессий, решено было направить на село 30 тыс. опытных специалистов непосредственно для руководства колхозами и совхозами.

Таким образом и я, в то время 34-летний замначальника цеха Алтайского вагоностроительного завода в Новоалтайске, после разговора на бюро крайкома партии был направлен в распоряжение Краюшкинского (на территории нынешнего Первомайского района) райкома КПСС, а по его рекомендации 17 декабря 1953 г. избран председателем колхоза им. Сталина. Располагался он в 70 км от Барнаула в селе Инюшево. Около 10 тыс. га посевной площади, а всего земли вместе с лесами почти 20 тыс. га.

Прежде я здесь был уполномоченным от края и хозяйство в определенной мере знал. Но от этого было не легче. В банке на счету всего шесть тех, еще сталинских рублей. 80 дойных коров, двадцать голов молодняка, столько же свиноматок, сорок лошадей, двести кур. Вроде и небольшое животноводство, а кормов нет - как его содержать? Правда, была в поле солома, но под снегом, а его намело до двух метров.

Это только сиюминутные проблемы. Еще больше было других, долговременных. Надо было думать о капитальных животноводческих дворах. Нужен был колхозный амбар, потому что пока семена (да их еще и не хватало) для колхозного поля были розданы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.